Что такое ляк ракета

Крылатые ракеты – самый эффективный вид высокоточного оружия

Если политику западных держав XIX столетия именовали «дипломатией канонерок», то их нынешние способы решения международных проблем можно без преувеличения назвать «дипломатией томагавка». Причем в данном случае речь идет не об излюбленном оружии коренного населения Америки, а самой известной в мире крылатой ракете.

Что такие крылатая ракета и какими они бывают

Крылатая ракета – это беспилотный летательный аппарат одноразового применения с аэродинамическими несущими поверхностями (крылом), двигателем и автономной системой наведения. Устаревшее название этого ЛА – самолет-снаряд.

Современные крылатые ракеты – весьма многочисленный и разнообразный класс ударных летательных аппаратов. В зависимости от дальности полета КР бывают.

По скорости полета крылатые ракеты делятся на:

По типу базирования различают следующие виды КР:

В зависимости от площади и расположения несущих и управляющих поверхностей крылатые ракеты могут иметь ракетную и самолетную аэродинамическую схему.

Технические особенности, достоинства и недостатки

Конструкция разных типов крылатых ракет сходна. Все они имеют отсек для размещения топлива, боевую часть, а также двигатель с воздухозаборником. Кроме того, значительное количество КР оснащается стартовым двигателем, задача которого – придание начального ускорения летательному аппарату. Для удобства размещения в пусковом контейнере крылья нередко делают складными.

От обычных типов ракет они отличаются траекторией и высотой полета: как правило, полет проходит предельно низко с огибанием рельефа местности. Кроме того, современные крылатые ракеты оснащают турбореактивными или прямоточными двигателями, что позволяет им преодолевать очень значительные расстояния. От обычных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) они отличаются отсутствием наземного оператора, управляющего их полетом.

В настоящее время ракеты используют более совершенные системы наведения и коррекции курса. Для определения своего месторасположения они сканируют земную поверхность, сверяя ее затем с электронными картами, заложенными в ЭВМ. Кроме того, широко используется инерциальная навигация и системы глобального позиционирования типа ГЛОНАСС или GPS.

Отдельно следует сказать о крылатых ракетах с ядерной силовой установкой. Созданием подобных летательных аппаратов занимались в СССР и США на заре атомной эры – в 60-е годы прошлого столетия. Американцы успешно провели огневые испытания подобного двигателя, но запускать крылатую ракету с ЯЭУ они попросту побоялись из-за высокого риска радиоактивного заражения местности. Проект был тихо закрыт.

Есть у КР и недостатки:

Основные этапы эволюции крылатых ракет

В 1931 году в Британии была разработана радиоуправляемая воздушная мишень Queen. В начале войны беспилотники на ее основе использовались для ведения разведки. В 1939 году свой первый полет совершила советская крылатая ракета «212» с жидкостным двигателем, ее созданием руководил Сергей Королев. В 1944 году американцы применили против японских войск радиоуправляемые «самолеты-снаряды» TDR-1, но результаты атаки были признаны неудовлетворительными.

Наибольших успехов в этой области добилась гитлеровская Германия. Немецкие конструкторы сумели разработать Фау-1 – первую в мире КР, выпускавшуюся серийно. В конце войны немцы активно использовали их для бомбардировок Британии. Эта крылатая ракета оснащалась пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, имела простейший автопилот с гироскопом. Управление дальностью полета осуществлялось с помощью механического счетчика с лопастным анемометром. Как только он скручивался до нуля, подавалась команда на пикирование.

Несмотря на несовершенство конструкции и весьма посредственные характеристики – 20% Фау-1 просто отказывали при запуске – до Лондона смогли долететь более 2400 крылатых ракет. Ими было убито около 6 тыс. жителей английской столицы, еще 14 тыс. – были искалечены. Всего же немецкие ракетчики выпустили по Британии около 10 тыс. Фау-1.

С середины 50-х годов в Советском Союзе активно работали над крылатыми ракетами, предназначенными для поражения кораблей противника. В 1968 году на вооружение была принята ПКР «Аметист» – первая в мире ракета с возможностью подводного старта. За ней последовали «Малахит», «Гранит», «Яхонт». Примерно в это же время американцы разработали противокорабельную крылатую ракету «Гарпун», до сих пор находящуюся на вооружении.

Государства, способные производить крылатые ракеты

Россия

В середине 80-х годов в Советском Союзе началась разработка крылатой ракеты, которая привела к созданию целого семейства КР «Калибр». Широкой публике ракеты этого типа были впервые представлены на выставке МАКС-93. Сегодня эти КР стоят на вооружении российской армии, а также ВС Китая и Индии. «Калибры» разных модификаций неоднократно применялись во время российской операции в Сирии. Его радиус действия по наземным целям составляет 2600 км, а морским – до 350 км.

Из российских разработок также следует отметить крылатую ракету Р-500, которая является частью комплекса «Искандер». Ее создание началось в середине 90-х годов, в 2013 году она стала поставляться в войска. Эта КР является модернизированной версией советской системы «Гранат». Максимальная дальность стрельбы Р-500 составляет 500 км (по другим данным, тысячу).

П-800 «Оникс» – российская противокорабельная сверхзвуковая ракета, способная поражать цели на дистанциях в 300 км. Одним из главных преимуществ этой ПКР является ее универсальность по носителям: ракету можно устанавливать на кораблях, самолетах, подводных лодках и береговых комплексах. Сегодня «Оникс» находится на вооружении ВС Вьетнама, Сирии и Индонезии.

ПКР «Циркон». Новейшая российская ПКР, принятие на вооружение которой запланировано на 2020 год. Скорость полета «Циркона» достигает 8 Махов, что делает его перехват практически невозможным. Дальность стрельбы – около 400 км. В будущем этой крылатой ракетой планируют вооружить АПЛ «Ясень-М», АПЛ «Антей» и разрабатываемую подлодку пятого поколения типа «Хаски». Также эти ракеты после модернизации получат атомные крейсера «Петр Великий», «Адмирал Нахимов» и авианосец «Адмирал Кузнецов».

Основной крылатой ракетой американской армии остается старый добрый «Томагавк». В настоящее время наиболее используемой модификацией этой ракеты является RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk, принятая на вооружение в 2004 году. Дальность ее полета составляет 2400 км, а КВО – 5-10 метров. Для навигации и наведения используется инерциальная система, а также спутниковое позиционирование и систему ТЕРКОМ. Кроме американских ВМС, эти ракеты стоят на вооружении военно-морских сил Британии и Испании.

Китай

Наиболее современными китайскими крылатыми ракетами являются ПКР YJ-81, впервые продемонстрированная в 1989 году и YJ-83, которая была принята на вооружение в 1998 году.

YJ-83 – это противокорабельная ракета воздушного базирования, которая может поражать цели на дистанции в 250 км. На основном участке полета она развивает дозвуковую скорость, а при приближении к цели ускоряется до 2 Махов. Масса БЧ – 165 кг.

Франция

Exocet – одна из самых известных противокорабельных крылатых ракет. Сегодня она стоит на вооружении в армиях трех десятков стран мира. КР была разработана еще в начале 70-х годов, с тех пор неоднократно модернизировалась. «Звездным часом» Exocet стала Фолклендская война. В 1982 году с помощью этой ракеты аргентинцы потопили британский эсминец УРО «Шеффилд», позже «Экзосетами» были повреждены или потоплены еще несколько английских кораблей. Exocet активно использовались во время ирано-иракской войны, ими были уничтожены 115 иранских судов. В 1987 году ракетой Exocet, выпущенной с иракского самолета, был серьезно поврежден американский фрегат «Старк».

Наиболее современная модификация ракеты (MM.40 blok 3) имеет дальность полета 180 км и скорость – 0,93 М. Ее система управления комбинированная – ИНС+АРГСН.

Израиль

Израильская КР Gabriel является третьей в мире противокорабельной ракетой (после советского «Термита» и шведской ПКР Robot 08). Она была принята на вооружение в 1970 году и до сих пор находится в строю: в настоящее время ЦАХАЛ использует третье поколение этих ракет – Gabriel Mk3. Данная ПКР оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения, дальность полета составляет 36 км, а скорость – 0,75 М.

Крылатая ракета Gabriel успешно применялась против египетского и сирийского флота во время арабо-израильских войн 60-х и 70-х годов. Сегодня ПКР стоит на вооружении Индии, США, ЮАР, Тайваня, Азербайджана и ряда других стран.

Источник

Что такое ляк ракета. Смотреть фото Что такое ляк ракета. Смотреть картинку Что такое ляк ракета. Картинка про Что такое ляк ракета. Фото Что такое ляк ракета

Общие положения

На протяжении двух последних десятилетий все относительно крупномасштабные военные конфликты с участием США и стран НАТО в качестве обязательного элемента включали массированное применение крылатых ракет (КР) морского и авиационного базирования.

Помимо «оперативно-тактических» результатов, достижимость которых американцы неоднократно демонстрировали в ходе антииракских кампаний, ударов по Афганистану, Югославии и др., накопление КР преследует и «стратегическую» цель. В печати все чаще обсуждается сценарий, в соответствии с которым предполагается одновременное уничтожение важнейших компонентов Стратегических ядерных сил (СЯС) Российской Федерации обычными боезарядами КР, преимущественно морского базирования, в ходе первого «обезоруживающего удара». После нанесения такого удара должны быть выведены из строя командные пункты, шахтные и подвижные пусковые установки РВСН, объекты ПВО, аэродромы, подводные лодки в базах, системы управления и связи и др.

Для любого непредвзятого исследователя очевидно, что правительство США (независимо от фамилии и цвета кожи президента) упорно и настойчиво добивается такого положения, когда Россия будет, подобно Ливии и Сирии, загнана в угол, и ее руководству придется сделать последний выбор: согласиться на полную и безоговорочную капитуляцию в части принятия важнейших внешнеполитических решений или все же опробовать на себе очередной вариант «решительной силы» или «несокрушимой свободы».

Что такое ляк ракета. Смотреть фото Что такое ляк ракета. Смотреть картинку Что такое ляк ракета. Картинка про Что такое ляк ракета. Фото Что такое ляк ракета

Сегодня возможности РФ по отражению такого удара явно недостаточны. Высокая стоимость современных систем ПВО, будь то зенитные ракетные системы (ЗРС) или пилотируемые авиационные комплексы (ПАК) перехвата, не позволяет развернуть их в необходимом количестве с учетом огромной протяженности границ РФ и неопределенности с направлениями, с которых могут быть нанесены удары с применением КР.

Между тем, обладая несомненными достоинствами, КР не лишены существенных недостатков. Во-первых, на современных образцах «крылаток» отсутствуют средства обнаружения факта атаки КР со стороны истребителя. Во-вторых, на относительно протяженных участках маршрута крылатые ракеты летят с постоянным курсом, скоростью и высотой, что облегчает осуществление перехвата. В-третьих, как правило, КР летят к цели компактной группой, что упрощает нападающему планирование нанесения удара и теоретически способствует повышению живучести ракет; однако последнее выполняется лишь при условии насыщения целевых каналов средств ПВО, а в противном случае указанная тактика играет негативную роль, облегчая организацию перехвата. В-четвертых, скорость полета современных крылатых ракет пока еще дозвуковая, порядка 800…900 км/ч, поэтому для перехвата КР обычно имеется существенный ресурс времени (десятки минут).

Эта система должна сопрягаться с другими системами и средствами ПВО/ПРО в части управления, разведки воздушного противника, связи и т.п.

Опыт борьбы с КР в военных конфликтах

Масштабы применения КР в вооруженных конфликтах характеризуются следующими показателями.

В период проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 г. с надводных кораблей и подводных лодок ВМС США, развернутых на позициях в Средиземном и Красном морях, а также в Персидском заливе, было выполнено 297 пусков КРМБ типа «Томахок».

В 1998 г. в ходе операции «Лис пустыни» контингент американских вооруженных сил применил по Ираку более 370 крылатых ракет морского и авиационного базирования.

В 1999 г. в ходе агрессии НАТО против Югославии в рамках операции «Решительная сила» крылатые ракеты были использованы при нанесении трех массированных авиационно-ракетных ударов, состоявшихся на протяжении первых двух суток конфликта. Затем США и их союзники перешли к систематическим боевым действиям, в ходе которых также применялись крылатые ракеты. Всего в период активных действий было выполнено более 700 пусков ракет морского и воздушного базирования.

В открытой печати, как правило, результаты применения крылатых ракет приукрашиваются, создавая впечатление о «неотвратимости» ударов и об их высочайшей точности. Так, по телевидению неоднократно показывался ролик, в котором демонстрировался случай прямого попадания крылатой ракеты в окно зданияцели и т.п. Однако ни об условиях, в которых производился этот эксперимент, ни о дате и месте его проведения никаких данных не приводилось.

Однако существуют и другие оценки, в которых крылатые ракеты характеризуются заметно менее впечатляющей эффективностью. Речь идет, в частности, о докладе комиссии Конгресса США и о материалах, опубликованных офицером иракской армии, в которых доля пораженных в 1991 г. средствами иракской ПВО американских крылатых ракет оценивается приблизительно в 50 %. Несколько меньшими, но также существенными, считаются потери крылатых ракет от югославских средств ПВО в 1999 г.

В обоих случаях крылатые ракеты сбивались преимущественно переносными ЗРК типа «Стрела» и «Игла». Важнейшим условием перехвата было сосредоточение расчетов ПЗРК на ракетоопасных направлениях и своевременное предупреждение о приближении крылатых ракет. Попытки применить «более серьезные» ЗРК для борьбы с крылатыми ракетами были затруднены, так как включение РЛС обнаружения целей из состава ЗРК практически немедленно вызывало нанесение ударов по ним с применением противорадиолокационных авиационных средств поражения.

Итак, одной из важнейших задач является исключение возможности «тотального» ослепления системы ПВО/ПРО с потерей способности адекватного освещения воздушной обстановки.

Американцы тоже боятся крылатых ракет

Задолго до 11 сентября 2001 г., когда на объекты Соединенных Штатов обрушились самолеты-камикадзе с пассажирами на борту, американские аналитики выявили другую гипотетическую угрозу стране, которую, по их мнению, могли создать «страны-изгои» и даже отдельные террористические группы. Представьте себе следующий сценарий. В двухстах-трехстах километрах от побережья державы, где проживает «хэппи нейшн», появляется невзрачный сухогруз с контейнерами на верхней палубе. Ранним утром, чтобы использовать дымку, затрудняющую визуальное обнаружение воздушных целей, из нескольких контейнеров с борта этой посудины внезапно стартуют крылатые ракеты, конечно же, советского производства или их копии, «сварганенные» умельцами из неназванной страны. Далее контейнеры сбрасываются за борт и затапливаются, а судно-ракетоносец прикидывается «ни в чем не повинным торговцем», оказавшимся здесь случайно.

Крылатые ракеты летят низко, их старт обнаружить непросто.

Однако весной 2012 г. у программы JLENS начались трудности: Пентагон в рамках запланированного сокращения бюджета заявил об отказе от развертывания первой партии из 12 серийных станций с аэростатами 71М, оставив только две уже изготовленные станции для доводки РЛС, устранения выявленных недостатков в аппаратуре и программном обеспечении.

30 апреля 2012 г. в ходе практических пусков ЗУР на учебноиспытательном полигоне в штате Юта с использованием целеуказания от системы JLENS был сбит беспилотный самолет, применявший средства РЭП. Представитель фирмы Raytheon отметил: «Дело не только в том, что БЛА был перехвачен, а еще и в том, что удалось выполнить все требования технического задания по обеспечению надежного взаимодействия системы JLENS и ЗРК «Патриот». Фирма надеется на возобновление интереса военных к системе JLENS, ведь ранее планировалось, что Пентагон закупит сотни комплектов в период с 2012 по 2022 г.

Симптоматичным можно считать тот факт, что даже самая богатая в мире страна, судя по всему, все же считает неприемлемой для себя цену, которую пришлось бы заплатить для постройки «великой американской противоракетной стены» на основе использования традиционных средств перехвата КР, пусть даже во взаимодействии с новейшими системами обнаружения низколетящих воздушных целей.

Предложения по облику и организации противодействия крылатым ракетам с помощью беспилотных истребителей

Проведенный анализ свидетельствует о том, что систему борьбы с крылатыми ракетами целесообразно строить на основе использования относительно мобильных подразделений, вооруженных управляемыми ракетами с тепловыми ГСН, которые должны быть своевременно сосредоточены на угрожаемом направлении. В составе таких подразделений не должно быть стационарных или низкомобильных наземных РЛС, которые немедленно становятся объектами ударов противника с применением противорадиолокационных ракет.

Наземные средства ПВО с ракетами «земля-воздух» с тепловыми ГСН характеризуются небольшим курсовым параметром, составляющим единицы километров. Для надежного прикрытия рубежа протяженностью 500 км потребуются десятки комплексов.

Альтернативой может стать применение относительно малоразмерных беспилотных истребителей-перехватчиков, вооруженных управляемыми ракетами малой дальности с тепловыми ГСН.

Подразделение таких летательных аппаратов может базироваться на одном аэродроме (аэродромный взлет и посадка) или в нескольких пунктах (безаэродромный старт, аэродромная посадка).

Главным достоинством авиационных беспилотных средств перехвата крылатых ракет является возможность быстрой концентрации усилий в ограниченном коридоре пролета ракет противника. Целесообразность применения БИКР против крылатых ракет обусловлена также тем, что «интеллект» такого истребителя, реализуемый в настоящее время на основе существующих датчиков информации и вычислителей, достаточен для поражения целей, которые не оказывают активного противодействия (за исключением системы встречного подрыва у крылатых ракет с ядерной БЧ).

Что такое ляк ракета. Смотреть фото Что такое ляк ракета. Смотреть картинку Что такое ляк ракета. Картинка про Что такое ляк ракета. Фото Что такое ляк ракета

Что такое ляк ракета. Смотреть фото Что такое ляк ракета. Смотреть картинку Что такое ляк ракета. Картинка про Что такое ляк ракета. Фото Что такое ляк ракета

Процесс боевого применения подразделения БИКР можно кратко описать следующим образом. После обнаружения средствами старшего начальника (низко мобильную наземную обзорную РЛС вводить в состав подразделения нельзя!) факта приближения крылатых ракет противника в воздух поднимают несколько БИКР с таким расчетом, чтобы после выхода в расчетные районы зоны обнаружения бортовых РЛС беспилотных перехватчиков полностью перекрывали по ширине весь прикрываемый участок.

Первоначально район маневрирования конкретного БИКР задается перед вылетом в полетном задании. При необходимости район может быть уточнен в полете посредством передачи соответствующих данных по защищенной радиолинии. В случае отсутствия связи с наземным КП (подавления радиолинии) один из БИКР приобретает свойства «командного аппарата» с определенными полномочиями. В составе «электронного пилота» БИКР необходимо предусмотреть блок анализа воздушной обстановки, который должен обеспечить массирование сил БИКР, находящихся в воздухе, на направлении подхода тактической группы крылатых ракет противника, а также организовать вызов дополнительных дежурных сил БИКР в случае, если все крылатые ракеты не удается перехватить «активными» БИКР. Таким образом, дежурящие в воздухе БИКР в известной мере сыграют роль своеобразных «обзорных РЛС», практически неуязвимых для противорадиолокационных УР противника. Они же могут бороться с потоками крылатых ракет относительно невысокой плотности.

В случае отвлечения дежурящих в воздухе БИКР на одно направление с аэродрома должны быть немедленно подняты дополнительные аппараты, которые должны исключить образование неприкрытых зон на участке ответственности подразделения.

В угрожаемый период возможна организация непрерывного боевого дежурства нескольких БИКР. В случае возникновения необходимости переброски подразделения на новое направление БИКР могут перелететь на новый аэродром «своим ходом». Для обеспечения посадки предварительно на этот аэродром должна быть транспортным самолетом доставлена кабина управления и расчет, обеспечивающий выполнение необходимых операций (возможно, потребуется не один «транспортник», но все же проблема переброски на большое расстояние потенциально решается проще, чем в случае с ЗРС, и за гораздо более короткое время). На этапе перелета на новый аэродром БИКР должен управляться «электронным пилотом». Очевидно, что помимо «боевого» минимума оборудования для обеспечения безопасности полетов в мирное время автоматика БИКР должна включать подсистему исключения столкновений в воздухе с другими летательными аппаратами.

Только летные эксперименты смогут подтвердить или опровергнуть возможность уничтожения КР или иного беспилотного летательного аппарата противника огнем из бортовой пушки БИКР.

Центральной проблемой при создании БИКР является не столько разработка собственно летательного аппарата с соответствующими летными данными, оборудованием и вооружением, сколько создание эффективного искусственного интеллекта (ИИ), обеспечивающего эффективное применение подразделений БИКР.

Представляется, что задачи ИИ в данном случае могут быть разделены на три группы:
— группа задач, обеспечивающая рациональное управление одиночным БИКР на всех этапах полета;
— группа задач, обеспечивающая рациональное управление группой БИКР, которая перекрывает установленный рубеж воздушного пространства;
— группа задач, обеспечивающая рациональное управление подразделением БИКР на земле и в воздухе с учетом необходимости периодической смены летательных аппаратов, наращивания сил с учетом масштабов налета противника, взаимодействия с разведывательными и активными средствами старшего начальника.

Проблема, в определенной мере, состоит в том, что разработка ИИ для БИКР не является профильной ни для создателей собственно летательных аппаратов, ни для разработчиков бортовых САУ или РЛС. Без совершенного ИИ беспилотный истребитель превращается в неэффективную дорогостоящую игрушку, способную дискредитировать идею. Создание же БИКР с достаточно развитым ИИ может стать необходимым шагом на пути к многофункциональному беспилотному истребителю, способному бороться не только с беспилотными, но и пилотируемыми летательными аппаратами противника.

Источник

Противокорабельная ракета КС-1 «Комета»: первая в своём роде

В первые послевоенные годы в нашей стране изучались сферы применения ракетного вооружения и пути его развития. По результатам этих работ была найдена возможность создания перспективной противокорабельной ракеты для бомбардировщиков. В 1947 г. вышло соответствующее постановление Совмина СССР, а через несколько лет на вооружение поступил готовый комплекс КС-1 «Комета».

Особо важное задание

Постановление Совмина о создании авиационной ПКР с дальностью стрельбы не менее 100 км вышло 8 сентября 1947 г. Проект с шифром «Комета-3» поручили разрабатывать нескольким организациям.

Ракету должно было сделать ОКБ-51, но вскоре работы перепоручили ОКБ-155 А.И. Микояна. Систему наведения и управления для ракеты проектировало вновь созданное Специальное бюро №1 во главе с П.Н. Куксенко. Над системами для самолета-ракетоносца работало ОКБ-156 А.Н. Туполева. Также к работам привлекли массу других научных и проектных организаций.

Поиски облика

Работы по «Комета-3» велись в ОКБ-155 под шифром «Б»; руководил ими М.И. Гуревич. Еще во время поиска основных решений, заказчик потребовал оснастить ракету турбореактивным двигателем и повысить ее дальность. Следствием этого стало предложение построить ПКР на базе существующего реактивного истребителя.

Сначала в качестве основы для «Кометы» рассматривали самолет И-300 (МиГ-9) в упрощенном варианте. Затем проработали аналогичную переделку более нового самолета И-310 (МиГ-15), и этот вариант оказался более удачным. Тем не менее, для выполнения всех требований пришлось создать совершенно новую конструкцию – хотя и на основе наработок по старой.

На стадии поисков активно использовались летающие лаборатории на базе существующей техники. Аппаратуру носителя испытывали на транспортном Ли-2, а приборы для ракеты отрабатывали на МиГ-9. К началу 1951 г. появился первый из четырех самолетов-аналогов «К». По своей конструкции он максимально походил на будущую ПКР, но отличался наличием кабины, механизации крыла и убираемого шасси. По своим ТТХ «К» повторял проектируемую ракету.

4 января 1951 г. летчик-испытатель Амет-хан Султан выполнил первый полет на «К-1» со взлетом с земли. Весной ОКБ-156 предоставило бомбардировщик Ту-4КС с аппаратурой для подвеса ракеты или самолета-аналога. Первый полет «К» со сбросом с носителя выполнили в мае того же года. Вскоре на испытания вышли еще три лаборатории с номерами от двойки до четверки.

Изделие «Комета»

В качестве силовой установки на КС-1 использовался турбореактивный двигатель РД-500. Предлагалось брать авиационные двигатели с истекшим ресурсом, проводить капитальный ремонт и ставить их на ракеты. ПКР не нуждалась в двигателе с полным ресурсом, а такой подход позволял изрядно сэкономить.

Позже появилась упрощенная и облегченная короткоресурсная модификация двигателя РД-500К на основе более дешевых материалов и без возможности управления тягой. Поздние серии КС-1 оснащались только специальными РД-500К.

ПКР получила систему наведения типа К-1. Она включала полуактивную радиолокационную ГСН в носовой части, хвостовую штыревую антенну и аппаратуру обработки сигналов с выдачей команд на исполнительные механизмы. Приборы ракеты должны были принимать радиосигналы РЛС носителя.

Изначально носителем КС-1 стал дальний бомбардировщик Ту-4КС, получивший набор специального оборудования. На нем установили радиолокатор К-1М «Кобальт-М», аппаратуру управления ракетами, пульт оператора и два балочных держателя под крылом.

Принцип работы

Принцип работы ракетного комплекса был достаточно прост. Самолет-носитель с дистанции 90-100 км при помощи РЛС должен был находить надводную цель и брать ее на автосопровождение. На дистанции ок. 90 км сбрасывалась. После пуска ракета развивала максимальную скорость и выходила на высоту 400 м, оставаясь в луче РЛС носителя. На дистанции не более 30 км от цели ГСН могла захватить отраженный целью радиосигнал и наводить ракету на него. Перед поражением цели ракета переходила в пикирование.

Самолет-носитель должен был подсвечивать цель до момента попадания ракеты, после чего мог уходить из района цели. В зависимости от своих ЛТХ, в момент попадания ракеты бомбардировщик должен был оставаться на расстоянии в десятки километров от цели, что исключало его поражение средствами ПВО того времени.

На траектории «Комета» развивала скорость не менее 1000 км/ч. Дальность стрельбы изначально составляла 90 км. Высота пуска – не более 4-4,5 км.

КС-1 на испытаниях

В мае 1952 г., после завершения испытаний самолетов «К» состоялся первый пуск ракеты КС-1 с Ту-4КС. Из-за неполадок ракета не вышла в луч РЛС и упала в море. Следующие пуски тоже оказались неудачными, один из них завершился повреждением самолета-носителя. Вследствие этого потребовалась непростая доводка изделия.

Государственные испытания начались в июле 1952 г. и завершились в январе 1953- го. В них использовали 12 ракет; учебной целью был списанный крейсер «Красный Кавказ». Основная масса пусков осуществлялась с весовым имитатором БЧ – для сохранности цели. Однако кинетической энергии ракеты хватало для поражения цели. Пробивался ли при этом броневой пояс – неясно. Из 12 ракет в цель попали 8.

21 ноября 1952 г. состоялся последний пуск по крейсеру. Цель без экипажа шла со скоростью 18 узлов. Бомбардировщик нашел ее на дистанции 120 км и выполнил пуск «Кометы» с 80 км. Ракета с БЧ попала в цель и взорвалась. Корабль получил фатальные повреждения и за несколько минут затонул.

В серии и в войсках

Уже в 1952 г. филиал 2 ОКБ-155 наладил серийное производство новых ракет, а в начале 1953-го «Комету» приняли на вооружение. Разработчики проекта получили Сталинскую премию.

В 1953 г. производственную кооперацию по КС-1 существенно перестроили. К программе производства привлекли новые предприятия, что позволило увеличить темпы выпуска.

В том же году в Крыму была сформирована учебно-тренировочная часть №27, получившая самолеты Ту-4КС и ПКР КС-1. Личному составу части предстояло освоить новую материальную часть и отработать особенности ее применения. В течение двух лет было произведено 18 учебных пусков (14 попаданий), на основе чего составили наставление по боевому применению ракет.

В августе 1955 г. часть №27 переформировали в 124-й тяжелый бомбардировочный авиаполк дальнего действия. В дополнение к переоборудованным Ту-4 он получил самолеты-имитаторы СДК-5 – модификацию МиГ-17 с аппаратурой по типу аналога «К». С их помощью можно было проводить обучение летчиков, не тратя реальные ракеты.

Параллельно с этими событиями на Казанском авиазаводе шла модернизация бомбардировщиков Ту-4. За несколько лет в носители ПКР переоборудовали десятки строевых машин морской авиации флота.

Новый носитель

К моменту принятия «Кометы» на вооружение самолет Ту-4 морально устарел и нуждался в замене. Уже в 1954 г. стартовали испытания бомбардировщика-ракетоносца Ту-16КС. На новейший Ту-16 установили аппаратуру от Ту-4КС. При этом часть систем управления и рабочее место оператора пришлось выполнить в виде контейнера, подвешиваемого в грузоотсеке. Как и предшественник, новый самолет мог нести две ракеты КС-1.

В ходе испытаний Ту-16КС подтвердил свои преимущества перед Ту-4КС. Он отличался более высокими ЛТХ и имел современное приборное оснащение. Все это позволяло более полно реализовать потенциал ПКР. В конце 1955 г. ракетный комплекс на основе Ту-16 официально приняли на вооружение.

К концу пятидесятых Ту-16КС имелись в морской авиации всех флотов ВМФ СССР. Их общая численность достигла 90 единиц. За счет этого удалось отказаться от устаревших носителей середины сороковых годов.

Модернизация ракеты

Параллельно с производством новых носителей выполнили модернизацию ракеты. Улучшенная «Комета» могла запускаться на высотах до 7 км и летела на 130 км. Обеспечили последовательный залповый пуск двух ракет одним носителем. В таком случае оба изделия летели в одном луче, но с безопасным интервалом. Была сформирована методика пуска ракеты с высоты 2 км. Это упрощало нанесение удара и повышало вероятность поражения цели до 0,66.

В начале шестидесятых разработали улучшенную аппаратуру для КС-1 и Ту-16КС, устойчивую к помехам. За счет этого удалось повысить стойкость к РЭБ противника, а также снизить негативное влияние собственных радиоэлектронных средств при массированном пуске.

Разрабатывалась новая модификация «Кометы» с инфракрасной ГСН типа «Спутник-2». Было изготовлено несколько таких ракет, но направление не получило развития. Выяснилось, что цель типа «корабль» излучает недостаточно тепла для эффективной работы ИК ГСН.

На основе КС-1 создали несколько новых ракетных комплексов. Для крейсеров пр. 67 разработали систему КСС, включавшую балочную пусковую установку и приборы управления. Схожим образом построили сухопутные комплексы С-2 «Сопка» (подвижный) и «Стрела» (стационарный). На базе С-2 разработали изделие КС-7 или ФКР-1, отличавшееся применением ядерной БЧ.

Долгая служба

Крылатые ракеты семейства КС-1 «Комета» несли службу с 1953 г. Первой появилась авиационная ПКР. Вскоре после нее на вооружение поступили сухопутные модификации, в т.ч. с особыми возможностями. Комплексы на основе Ту-4КС и Ту-16КС состояли на вооружении морской авиации всех флотов. Наземные комплексы эксплуатировались береговыми войсками и ВВС.

«Комета» была первой отечественной ПКР и неплохо зарекомендовала себя в этом качестве. Однако уже к середине шестидесятых годов такое вооружение устарело и для его замены создали новые образцы. В этот период стартовало производство новых ракет и переоборудование Ту-16КС под них. Комплексы с ПКР КС-1 оставались на вооружении до 1969 г., после чего их окончательно списали и заменили более поздними системами.

Первая в своем роде

Их исправление и освоение новых решений достаточно быстро привело к появлению новых более совершенных ПКР. Вскоре они вытеснили КС-1 из арсеналов, но за ней осталось почетное место в истории отечественных авиационных вооружений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *