Что такое лук для детей
Детский исследовательский проект «Зеленый лук — наш любимый и полезный друг»
Евгения Викторовна
Детский исследовательский проект «Зеленый лук — наш любимый и полезный друг»
Весной люди чаще всего болеют простудными заболеваниями. Одна из причин этого явления – нехватка витаминов. Основным витамином, отвечающим за наше весеннее здоровье, является витамин С (аскорбиновая кислота). Для того, чтобы организм получал как можно больше витамина С, нужно включать в рацион свежие фрукты, овощи, зелень. Нас заинтересовал лук, точнее зеленое перо репчатого лука, так как его можно довольно просто вырастить в условиях детского сада. Выращивание и последующее употребление в пищу зеленого лука поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом. Как вырастить зеленое перо репчатого лука на подоконнике? Этому и посвящено наше исследование.
Исследовательская деятельность играет огромную роль в экологическом воспитании детей. Умение вырастить овощи, плоды и ягоды вселяет в них чувство гордости и победы, а самое важное, что это хороший способ употреблять в пищу собственноручно выращенные экологически чистые продукты.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования актуальна.
Цель проекта:
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, для последующего употребления в пищу.
• Формировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
• Закреплять знания о луке, особенностях внешнего строения, узнать о его пользе.
• Формировать умение посадки луковиц в землю.
• Учить выявлять изменения, которые происходят с луковицами во время роста пера.
• Способствовать возникновению интереса к процессу роста и пользе лука.
• Воспитывать бережное отношение к растениям, как к живым существам.
Материалы и оборудование:
Земля, лук, вода, контейнер для посадки, лейка для полива, ножницы.
Группа детского сада.
Данный проект проходил в три этапа.
1 этап – подготовительный. С 1 по 16 марта.
В процессе работы над проектом мы вместе с воспитателем, изучая литературу по данному вопросу, узнали, что в нашей стране лук очень широко употребляется в пищу с давних времен. Это одна из самых древних овощных культур, известная еще за 4 тысячи лет до н. э. Лук репчатый происходит из горных районов Средней Азии, где до сих пор произрастают родственные ему виды. Репчатый лук с незапамятных времен используется и в кулинарии, и в лечебных целях. Считается, что люди ели его еще во времена, когда не знали письменность. Лук – не только приправа, но и защитник от всех болезней. Лук – это лекарство. У него есть особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают многие виды микробов. Лук повышает аппетит, улучшает усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям.
Вместе с воспитателем мы приготовили дневник наблюдений (Приложение №1)
Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах (Приложение№2). Познакомились с художественным произведением Джанни Родари «Приключения Буратино» и с разделом из детской энциклопедии о луке. Узнали, что существует более 400 видов лука (лук – порей, лук – батун, шнитт – лук, лук репчатый и т. д.).
2 этап – исследовательский. С 16 марта по 6 апреля.
16 марта мы принесли лук в группу и обрезали ему верхушки. Контейнер наполнили подготовленной землей, посадили головки лука в землю и полили водой. Через неделю луковицы начали прорастать. Замеры длины пера начали делать с 26 марта, когда зеленая часть начала активно увеличиваться. Для замеров выбрали шесть луковиц, которые проросли раньше других. Замеры делали через день и фиксировали их в дневнике наблюдений.
Мы с воспитателем и детьми младшей группы наблюдали за ростом пера, поливали, помогали делать замеры. В процессе исследованиймы продолжали знакомиться с художественной литературой об овощах: поговорками, стихами, сказками, загадками. Рассматривали иллюстрации на овощную тематику, проводили дидактические игры, беседы.
3 этап – заключительный. С 7 по 9 апреля.
Мы, вместе с детьми, проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности.После наблюдения за ростом лука нами установлены связи: растение – земля, растение – вода, растение – человек. У нас сформировались представления об основных потребностях растений, условиях, которые необходимы для их роста (вода, земля, свет, тепло). Сделали вывод, что лук очень просто вырастить у себя на подоконнике.
Оформили выставку рисунков нашего любимого лука.
Выращенный лук срезали и съели на обед.
В результате данного проекта:
1. Дети научились сажать лук и ухаживать за ним, познакомились с условиями роста лука.
2. Дети узнали о пользе лука и научились подмечать красоту зеленого лука весной.
3.Познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки.
4. У нас развился познавательный интерес к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
В процессе данного проекта мы приобрели новый практический опыт познавательно – исследовательской деятельности. Расширился кругозор и активизировалась мыслительная деятельность. Сам процесс и результат проекта принес удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений. Благодаря проведенной работе,мы с ребятами осознанно можем ответить на вопрос: «Почему необходим лук?»
Конспект занятия по познавательному развитию «Лук и его полезные свойства»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект занятия на тему:
« Лук и его полезные свойства»
МКОУ Круглоподполенская ООШ –
структурное подразделение детский сад
Цель : показать детям, что лук заслуживает большого внимания, объяснить его практическое применение, воспитать интерес к овощам.
Продолжить знакомство детей с овощной культурой – лук.
Уточнить характерные свойства лука (форма, цвет, особенности поверхности, целебные свойства и его значение для человека, необходимые условия для роста).
Закрепить трудовые умения и навыки работы с землей и посадочным материалом.
Развивать мышление, сообразительность, связную речь детей и умение работать по алгоритму с использованием проблемной ситуации.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, интерес к устному народному творчеству.
Материал : алгоритм посадки лука, почва, посадочный материал (лук), лейки, горшочки, лопатки.
Орг. момент. Дети входят в группу, здороваются, садятся по местам.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Сидит бабка на грядках, вся в заплатках, кто заплатку оторвет, тот заплачет и уйдет».
Воспитатель: Конечно, вы догадались, что это лук. Именно о луке мы сегодня с вами поговорим.
Я предлагаю каждому взять по луковице, рассмотреть его и рассказать, как он выглядит и все, что вы знаете о луке.
Дети: Рассматривают лук и говорят что он: круглый, овальный, твердый, чешуйки золотистого цвета.
Воспитатель: Такой лук называют репчатый. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Ребята, лук человек выращивает уже 8 тыс. лет. И нет такой в мире страны, где бы лук не выращивали. Как вы думаете, почему лук так широко распространен в мире?
Дети: Лук человек использует в пищу, он вкусный и полезный.
Воспитатель: В какие блюда добавляют лук? (ответы детей).
А чем полезен лук? (ответы).
Воспитатель: В луке много витаминов, он укрепляет наш организм и помогает бороться с различными вирусными заболеваниями (грипп, простуда, ангина), им смазывают раны т.к. он обладает бактерицидными свойствами.
Очень давно, когда еще не продавали в аптеке готовых витаминов, моряки, отправляясь в дальнее плавание по морям, обязательно брали с собой на борт корабля много лука. Как вы думаете, почему? (ответы).
Существует такая болезнь: цинга (когда организму не хватает витаминов, у человека начинают выпадать зубы, ломаться ногти). Именно лук помогал бороться с цингой. На севере, где полгода полярная ночь от недостатка солнечного света организму не хватает витаминов. А лук, особенно зеленый, восполняет эти витамины. Поэтому человеку без лука никак нельзя. А у вас дома мама выращивает лук? (ответы детей).
Подвижная игра « Посадим лук».
Баба сеяла лучок. Прыг-скок, прыг-скок.
Обвалился потолок. Прыг-скок, прыг-скок.
Баба стала на носок, а потом на пятку, стала
Русского плясать, а потом вприсядку.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему посаженное растение растет?
Воспитатель: Каждое растение состоит из клеток. При определенных условиях (свет, вода, тепло) клетки начинают расти, вырастает и само растение.
Воспитатель: Лук так ценили и ценят во всех странах мира, что про него сложено много разных загадок, песенок, стихов и даже сказок. В какой сказке говорится о разных овощах и фруктах, где главный герой лук? (ответы).
Конечно, это сказка итальянского писателя Дж.Родари «Чиполлино».
Ребята, как вы думаете, а где же можно взять зимой зелёный лучок?
Воспитатель: А давайте устроим огород у нас на окошке. Мы с вами посадим лучок и будем за ним наблюдать.
Как правильно это сделать? В каком порядке мы будем работать?
Дети по алгоритму рассказывают:
1.Насыпаем в стаканчик почву (не много, но и не мало, чуть больше половины).
2.Делаем в почве углубление и сажаем в него луковицу донцем вниз по «плечико»
Что нужно сделать после того как посадили лук?
Воспитатель: Какой водой нужно поливать растение? У нас есть горячая, холодная вода.
Дети решают эту проблему и приходят к выводу: растение нужно поливать водой комнатной температуры(19 о с).
Воспитатель: Куда же мы поставим посаженный лук? Давайте поставим в шкаф, чтобы не мешал или на улицу?
Дети: предлагают свои варианты, куда можно поставить лук, и, работая по алгоритму, приходят к выводу: растению необходимы свет, вода, тепло.
Воспитатель: Ребята, давно на Руси, когда сажали лук, говорили специальные слова (приговорки). Считалось, что тогда лук вырастет на славу: крепкий, крупный, спелый.
« Расти лучок стрелой зеленой, прогони лучок все болезни долой».
После окончания работы воспитатель спрашивает детей, куда нужно поставить ящички с луком.
Воспитатель: Теперь мы ежедневно будем наблюдать за тем, как будет подрастать наш лук.
Итог: Сегодня вы познакомились с полезными свойствами лука, узнали как его выращивали на Руси, как правильно за ним ухаживать.
А спустя 3 дня дети заметили, что лучок стал прорастать……..
Детский час
для детей и родителей
О луке — детям
Кто из нас не знает, что такое лук? Скорее всего, таких незнаек нет. И не надо быть опытным луководом, чтобы вырастить это растение. Белый, фиолетовый, жёлтый – каких только цветов не бывает эта древнейшая на земле овощная культура.
Родина репчатого лука – горные районы Средней Азии. В качестве культурного растения первыми его научились использовать жители Индии и Афганистана. Затем он начал своё «победное шествие» и в другие страны мира.
Был такой старинный обычай.
Когда в южных селениях по улице двигался свадебный кортеж, то во главе его шёл крестьянин с огромным венком из репчатого лука – символом благополучия молодой семьи. Праздничный венок был надет на шею. Блестящие луковицы сверкали на солнце, и «перешёптывались» между собой в своей особой «луковой» манере. До сих пор венки, косы, плетеницы из лука в ходу.
Род лук (Allium L.) имеет в своём активе свыше шестисот видов, распространенных по всему свету. Все виды лука имеют высокие вкусовые качества.
Около двухсот пятидесяти из них произрастают в диком виде в Средней Азии, в Крыму, на Алтае и Дальнем Востоке, в Сибири, в Европейской части страны. Эта культура имеет огромное народнохозяйственное значение. Лук используется в качестве пищевого, витаминоносного, лекарственного, декоративного, медоносного растения. При огромном количестве различных видов, к возделываемым относятся гораздо меньшее количество. Из луковых растений, завоевавших место на наших садовых и огородных участках, наиболее распространены семь видов: батун, душистый, порей, репчатый, слизун, шнитт, и чеснок.
Лук-батун – многолетнее растение, имеющее полые трубчатые листья, как у лука репчатого, но не образующего такой же луковицы (у батуна появляется небольшая по размеру луковица цилиндрической формы, переходящая в ложный стебель). Родиной этого вида лука является Китай. По-другому это растение можно назвать: лук дудчатый, татарка, зимний, песчаный. Лук-порей – двухлетнее травянистее растение. Относится к числу ценных в пищевом отношении овощных культур. Его родина – Средиземноморье. В культуре лук-порей широко распространён в Западной Европе (Франция, Дания, Голландия). Репчатый лук – двухлетнее растение с хорошо сформированной луковицей. В диком виде не найден. Его родная сторона – Средняя Азия и Афганистан. В культуре известен свыше четырёх тысяч лет до н.э.
Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Зелёный лук всех видов полезен больным острым респираторным заболеванием или гриппом, так как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Лук-порей рекомендуется при нарушениях обмена веществ.
Стихотворения про лук
Всем на зависть нынче лук.
Чудной формы и упруг,
Точно шарик непокорный,
Вырывается из рук.
Он на редкость круглый – вижу,
Золотистый, красный, рыжий.
Но, снимая кожуру,
Прекратишь свою игру.
Глаз защиплет не на шутку.
Зареветь решил, как будто?
Лук в саду и в огороде,
Да при всём честном народе,
Развивается, растёт.
От болезней нас спасёт.
Да, удачный вырос лук.
Всё свершилось. Но не вдруг.
Труд затрачен мною был.
За посадкой я следил.
Вырос крупный лук-порей.
И теперь ты не болей.
Репчатый — в салат добавь.
И на стол смелее ставь.
Необычный лук-батун,
И сибирский лук слизун.
Ароматный, горьковатый –
Плачешь? Кто же виноватый?
Автор текста и стихотворений: Ирис Ревю
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Рассказ про лук для детей
О луке для детей 5-8 лет
Есть у нее один секрет —
Нас она спасет от бед:
Может вылечить недуг
Вкусный и душистый лук!
Как выглядит лук, вы, конечно, знаете. Репчатым луком мы называем небольшие золотисто-желтые луковицы округлой формы. Если разрезать луковицу ножом, то можно заметить толстые сочные белые чешуи — это луковые листья.
Золотистая пленка, прикрывающая их сверху, не пропускает воду и защищает листья от пересыхания. Сочные чешуйчатые листья отходят от стебля, имеющего форму пирамиды. Внизу этого стебля видны мелкие засохшие корешки. Между чешуйками видны и почки — зародыши будущих луковиц.
Если посеять семечко лука, то из него вырастет корешок и стебель, который образует на поверхности земли петлю, немного напоминающую по форме натянутый лук. Может быть, поэтому этот овощ и стали называть луком.
Через некоторое время на грядке появляются зеленые трубчатые листики лука, которые называют перьями. Зеленые перышки лука напоминают острые стрелки, они очень душистые и содержат много полезных витаминов. Их кладут в салаты, винегреты и супы, едят с черным хлебом и солью.
В земле образуются небольшие золотистые луковицы. К осени они становятся крупными и сочными. Их хранят все зиму, а весной высаживают на грядках для получения семян.
Из луковиц поднимается высокий плотный стебель, украшенный мелкими зонтичными соцветиями. Собранные все вместе, они образуют небольшой шарик. Каждый цветок в этом соцветии напоминает крошечную лилию, поэтому лук относится к семейству лилейных.
Подземные луковицы есть и у других растений: тюльпанов, нарциссов, лилий, чеснока, гусиного лука.
В первый год жизни лук запасает в своем укороченном стебле — луковице — питательные вещества, а на втором — использует их для роста и цветения.
Из каких краев пришел к нам лук?
Дикий лук встречается в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке, Кавказе, в Афганистане и Китае. В этой стране есть горы, сплошь заросшие диким луком. Их так и называют — луковые горы.
Родиной репчатого лука считается Афганистан и Средняя Азия.
Примерно 6 — 7 тысяч лет тому назад лук стали возделывать в Китае, а потом в Индии и Египте. Изображение луковиц ученые-археологи находят на стенах древних египетских гробниц.
В Древней Греции лук считается священным растением. Его преподносили в дар богам. В дни празднеств каждый старался принести в храм самую крупную луковицу, и тот, кому это удавалось, получал почетный подарок.
Из Древней Греции лук попал к римлянам. В Древнем Риме этот овощ пользовался всеобщей любовью. Каждый римлянин ежегодно съедал свою порцию лука. Считалось, что этот овощ придает энергию и предохраняет от болезней.
В армии Древнего Рима в солдатскую пищу клали много лука, чтобы придать воинам силу и храбрость.
И в средневековой Европе люди приписывали луку чудодейственные свойства. Рыцари носили его как талисман, защищающий от стрел и мечей. Когда человека хотели похвалить или возвеличить, его сравнивали с луком. Может быть, поэтому один из сортов лука называется «лук победный».
У славянских народов лук появился в XII—XIII веках. На Руси про него сложили такие поговорки: «Лук, хлеб да вода — молодецкая еда»; «Лук — добро и в бою и в щах».
Как вы думаете почему?
Правильно! Потому что лук делает человека крепче, здоровее, сильнее!
Лук — один из главных продуктов, он считается универсальным средством, предохраняющим и излечивающим от всех болезней.
Русские крестьяне говорили: «Кто ест лук, тот избавлен от мук»; «Лук да баня все правят». Целебные свойства лука объясняются тем, что в нем содержатся особые вещества — фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные бактерии. Когда у постели больного ставят блюдечко с мелко нарубленным луком, то он быстрее идет на поправку. Луковичным соком, разбавленным водой, можно вылечить насморк, если закапывать его в нос.
Кроме того, в луке содержатся минеральные вещества и витамины.
Народ придумал про лук такую загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». В самом деле, когда чистишь и режешь лук, из глаз сами собой льются слезы. Так происходит потому, что лук начинает выделять летучие вещества, которые раздражают слизистую оболочку носа и глаз.
Обычно мы плачем, когда у нас или у наших близких случается беда, горе. Но тут можем заплакать просто от рези в глазах. В переносном смысле под «луковым горем» мы понимаем мелкие печали, неприятности или огорчения, не заслуживающие слез. «Горем луковым» еще называют незадачливого человека, у которого все выходит наперекосяк.
Какие же блюда готовят с луком?
Свежий лук кладут в винегреты, салаты. Обжаренный на сковородке до золотистого цвета лук добавляют в супы и жаркое.
Конспект занятия по экологии «Лук-какой он?»
Ольга Низамутдинова
Конспект занятия по экологии «Лук-какой он?»
провела воспитатель:Низамутдинова Ольга В
Занятие по экологии «Лук-какой он?»
Цель: Формировать умение сажать лук
Активизировать словарный запас: лук-севок, репчатый лук, донце, чешуйки, перо.
Закрепить знания о многозначных словах: лук, перо.
Познакомить детей с некоторыми сортами лука.
Расширять знания о его пользе.
Вызвать у детей познавательный интерес к посадке лука.
Продолжать расширять представления о луке, его строении, условиях, которые необходимы для его роста (земля, свет, тепло, вода).
Воспитывать умение работать в коллективе.
Развивать тактильные ощущения, общую моторику рук.
Материал: контейнер с землей, посадочный материал, мешочек с чешуей лука, вода, лейки
Ход занятия.
Воспитатель показывает корзинку, закрытую салфеткой.
-Ребята хотите узнать, что у меня лежит под салфеткой?
Тогда отгадайте загадку: Он растет на огороде
И большой хитрец в природе, в сто одежек он одет.
Ребятишки на обед не хотят его срывать,
Зачем слезы проливать (лук).
Воспитатель : Правильно это лук.
(Открывает салфетку и показывает детям лук).
Воспитатель : Ребята,а какой это лук?
Ответы детей (желтый, белый).
Воспитатель: Его еще называют репчатым.
Как вы думаете, почему?
Воспитатель : Потому, что он очень похож на репку и по своему внешнему виду и по цвету.
Воспитатель: Как используют лук?
Ответы детей: Когда варят суп, щи, готовят салаты и т. д.
Воспитатель: Да, ребята, лук очень полезный овощ, поэтому его применяют в очень многих блюдах как в сыром, так и в вареном виде и даже когда у вас щипят глазки лук приносит пользу потому, что вместе со слезинками глаза увлажняются.
А у меня еще есть волшебный мешочек. Забирайтесь в него рукой. Как вы думаете, что прячется в волшебном мешочке.
Воспитатель: Лук имеет еще донце, корешки, листочки, стрелки.
Само слово лук имеет несколько значений. Как вы думаете что обозначает слово – лук?
Ответы детей: Лук-это овощ, лук- предмет из которого стреляют.
Сегодня мы с вами будем сажать лук в нашем огороде. Чтобы каждый день есть его, но сначала мы отдохнем.
Воспитатель: Ребята приступаем к посадке лука Давайте рассмотрим как правильно его посадить (Просмотр видеофильма.)
Посмотрите, как мы будем сажать лук (показ посадки лука воспитателем).
Дети сажают лук вместе с воспитателем
Воспитатель: Что нужно для роста лука?
Ответы детей : Вода
Воспитатель: Да вода, поэтому давайте польем его.
Что еще нужно для роста?
Ответы детей-Свет, тепло
Воспитатель: Мы лучок с вами сажали, рыхлили землю, поливали,
Что бы тянулся в вверх лучок, севок не клали на бочок.
Донышком сажали вниз, к солнцу перышко тянись.
Вырастай лучок большим, мы тебя тогда съедим.
Воспитатель: Понравилось вам ребята сажать лук? Будем каждый день есть свежий лук расти и не болеть. Что мы сегодня с вами делали. (беседа)
Конспект занятия «Какой бывает транспорт?» План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: «Какой бывает транспорт?» Программное содержание: 1. Учить классифицировать.
Конспект открытого занятия в старшей группе «Воздух. Какой он?» Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: «Воздух…. Какой он?» Выполнила воспитатель старшей группы: Селезнёва Юлия Александровна.
Конспект занятия по лепке «Вот какой у нас арбуз!» Конспект по художественно-эстетическому развитию Тема: «Вот какой у нас арбуз!» Цель: Учить детей лепить ломти арбуза, моделируя части (кора,.
Конспект познавательной игры-занятия «Какой я» Задачи Закрепить элементарные знания детей о внешнем строении человека и назначении частей тела. Продолжать развивать наблюдательность,.
Конспект занятия во второй младшей группе «Кто я, какой я?» Подготовила: воспитатель 1 категории Мартынова Татьяна Ивановна Цель: формировать гражданско-патриотическое воспитание детей. Задачи:.
Конспект занятия по изодеятельности «Лук от семи недуг» (предметное) Цель: обучение рисованию лука. Задачи: показать пользу лука для здоровья человека; учить рисовать лук; закрепить умение использовать.
Конспект занятия в старшей группе «Какой бывает транспорт?» Тема: «Какой бывает транспорт?»Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Задачи: Обучающая: раскрыть значение транспорта.
Конспект занятия «Лук для борща» Тема: «Лук для борща». Цель: Закрепление у детей знания обобщённых понятий. Овощи. Задачи: 1. Закрепить у детей умения лепить круглые формы,.
Конспект занятия по ознакомлению с трудом в природе «Сажаем лук» во второй младшей группе Область: «Социально-коммуникативное развитие». Цель: формирование желания участвовать в уходе за растениями. Задачи: 1. Образовательные.