Что такое лпм в магнитофоне
Профилактика ЛПМ магнитолы.
Всех с праздниками.
Как я писал раньше, кассеты мой магнитофон не играл. Причина, растаял ролик подмотки, он просто стал жидким, как резиновый клей. Но менять его не было смысла так как и пассики не идеальные. И вот на днях получил по почте новые пассики и прижимной ролик. Заодно разобрал ЛПМ помыл и все смазал.
Все трущееся детали смазывал силиконовым вазелином а вращающиеся маслом. Собрал пока без маховика.
Подмоточный ролик одевается на вал маховика, то есть просто трубочка.
Взял с собой маховик, вооружился штангелем и пошел в рыболовный магазин, выбрал там силиконовую трубочку, вернее там он называется кивок, за 14 рублей.
Этой трубочки хватит на 5 ЛПМ. Ну и собрал все.
Нашел дома кассет несколько (остальные в деревне) и о радость, все работает как часы.
Еще один шаг к идеальному состоянию магнитолы.
Метки: лпм, профилактика лпм sharp, магнитола sharp.
Комментарии 15
Ничего народу не сказано, как именно и откуда именно одевается кусочек этой трубочки (подмоточный ролик). А одевается сверху, со стороны фрикционов (см. фото автора № 2), трубочка (ролик) вставляется в нишу под металлический опорный ролик на тон-вале. А уже после снизу одевается маховик с тон-валом с некими усилиями. Владею Sharp GF-303SB с таким же ЛПМ, он же папа и мама модели 9696.
вот интересно, на советских лпм резина как правило дубеет, трескается, сохнет, а вот именно на японцах почему то она в кашу превращается
В кашу превращается та, которая с маслом контактирует (растворяется), ролик прижимной задубел, остальные резинки мягкие и без трещин за 30 лет.
Это один из самых приятных ЛПМ, с которыми я когда-либо имел дело)
По кассетникам у меня мало опыта, ну кроме отечественных, а вот катушечников было перебрано в свое время много.
Это определённо один из лучших и продуманных ЛПМ, оптимально надёжный)
То что надежен, согласен, износа нет вообще, даже потертостей, если бы не загустевшая смазка, подумал бы что он новый.
Ещё и простой. Например, в пионеровских ЛПМ можно сильно замучиться ковыряться)
Механика по некоторым узлам перекликается с Филипсами…
Все может быть, подглядывали у друг друга, все в новинку было, да и конкуренция.
Добрый вечер.У меня была студия звукозаписи(в 80-90), использовал кассетные деки Орель-101, приятель говорил что копия кенвуда. Наверное единственная качественная дека советского периода, все платы вставлялись в слоты и легко вынимались для ремонта.Меняли головку на стеклоферрит подключали к самодельному разветвителю для синхростарта и пахали они у нас круглосуточно…
В 90 тые я уже на дубликаторах всё тиражировал. Аппараты были безотказные.
Добрый вечер.У меня была студия звукозаписи(в 80-90), использовал кассетные деки Орель-101, приятель говорил что копия кенвуда. Наверное единственная качественная дека советского периода, все платы вставлялись в слоты и легко вынимались для ремонта.Меняли головку на стеклоферрит подключали к самодельному разветвителю для синхростарта и пахали они у нас круглосуточно…
Сейчас такие выкупил у ребят из Украины, в коробке, новьё…
Форумы сайта «Отечественная радиотехника 20 века»
Профилактика и регулировка ЛПМ кассетных магнитофонов.
Профилактика и регулировка ЛПМ кассетных магнитофонов.
Доброго времени суток, в журнале Радио 1994 г. №06 попалась хорошая статья о профилактике и регулировки ЛПМ кассетных магнитофонов, может кому пригодится:
Профилактика и регулировка ЛПМ кассетных магнитофонов
Его проверяют и регулируют при включенном магнитофоне. Нажав клавишу пуска, динамометрическим устройством нужно упереться поверх оси прижимного ролика со стороны тонвала и постепенно отводить ролик до момента его остановки. Как только он остановится, зафиксировать показания динамометра и сравнить его с табличным значением.
При регулировке прижимного ролика обратите внимание на то, что у него должен быть свободный ход не менее 2 мм, т.е. прижимной ролик должен подойти к тонвалу раньше, чем зафиксируется клавиша пуска.
При установке кассеты на рабочее место надо проследить за тем, чтобы она плотно села своей плоскостью на все четыре опорные точки. Проверку следует провести с использованием кассет различных фирм. Если за этим не проследить, то перекосы корпуса кассеты тоже могут привести к деформациям кромки ленты на ограничительных элементах (обводные ролики кассеты, направляющая пластина на магнитной головке). Неправильная установка магниитных головок по высоте и наклону тоже может привести к ухудшению механических свойств ленты, неправильному её протягиванию, плохому прилеганию к рабочим поверхностям головок. Все это вызовет некачественную запись и воспроизведение. В частности, снижение уровня воспроизведения на высоких частотах, неодинаковые уровни сигналов в каждом из каналов при стереофоническом воспроизведении, прослушивание сигнала с соседней дорожки, плохое стирание предыдущей записи. Проверить прохождение ленты по тракту удобно с помощью полуразобранной кассеты. Современные кассеты имеют механическое скрепление двух половинок корпуса винтами «саморезами», что позволяет легко их разобрать и вновь собрать. Для проверки поведения ленты в тракте необходимо снять одну половину корпуса кассеты и вставить ее в магнитофон. Вращая сердечник с рулоном, выбрать провисание ленты в тракте. Затем плавно нажать на клавишу пуска и проследить, как заходит магнитная лента в направляющие ограничители на магнитных головках — она должна заходить плавно и точно, не задевая направляющих по высоте. Если заметно задевание,то нужно изменить положение элемента с ограничителем путем подкладки шайб необходимой толщины. Проверку ленты в тракте следует провести при выключенном и включенном магнитофоне. Устанавливая полуразобранную кассету, целесообразно проверить, как магнитная лента огибает зону рабочего радиуса магнитных головок. Для этого необходимо нажать клавишу пуска и крепежными винтами площадок головок установить их оптимальное положение. Приемный узел должен плавно и плотно подмагывать магнитную ленту на сердечник, обеспечивая равномерную укладку ленты по высоте. Во многих ЛПМ кассетных магнитофонов в режимах записи и воспроизведения узел подмотки приводится в движение через фрикцион резиновым пассиком от маховика или электродвигателя (в режимах перемотки, как правило, паразитным обрезнненным роликом и без участия фрикциона. С течением времени пассик растягивается, а обрезинекные поверхности роликов высыхают, теряют эластичность, материал выкрашивается — в результате могут возникнуть пробуксовки. Элементы с указанными дефектами необходимо заменить. Очень часто приемный и подающий узлы выполнены из одинаковых элементов, что позволяет проводить проверку их взаимной перестановкой. Замена обрезиненных роликов часто бывает затруднительна. Поэтому можно порекомендовать, если позволяют условия, создать дополнительное прижимающее усилие с помощью пружинной тяги. Если нечем заменить элементы приемного узла, то их следует попытаться восстановить. Для этого необходимо снять приемный узел с оси и, в зависимости от конструкции узла, убедиться в нормальном качестве либо фетра фрикциона, либо в хорошем прилегании обрезиненной поверхности элемента передачи движения (ролика). В последнем случае, нажав клавишу пуска, визуально убеждаются, что ролик проходит несколько дальше за зону соприкосновения с элементами приемного узла. Затем попытаться восстановить качество прилегающих обрезиненных поверхностей, сняв шлифовальной бумагой небольшой слой (необходимо предусмотреть меры, исключающие эксентричность вращающегося элемента и попадание пыли от резины в механизма приемного узла). Равномерность подмотки зависит от тягового усилия в подматывающем узле и тормозящего усилия в подающем узле. Значения усилий пробуксовки этих узлов приведены в таблице. Для проверки и регулировки узла подмотки необходимо изготовить простое приспособление, показанное на рисунке:
Оно представляет собой обойму по форме шпинделя подматывающего узла с тяговым коромыслом. Особо следует обратить внимание на соблюдение длины плеча коромысла, относительно которого приведены тяговые усилия, указанные в таблице. Высота h коромысла может быть выбрана исходя из конкретных условий работы в проверяемом магнитофоне. Обойму шпинделя можно выполнить из мягкого материала (тонкая жесть, латунь и другие материалы), а коромысло из жесткого прутка. Устройство надевается на шпиндель узла подмотки, магнитофон переводится в положение с горизонтальным расположением шпинделей и при включенном рабочем ходе коромысло уравновешивается граммомстром или обычными гирьками аптекарских весов. В заключение регулировки ЛПМ следует при полностью собранном магнитофоне проверить и выставить высоту и угол наклона магнитных головок. О некоторых интересных и оригинальных способах выполнения этой ответственной работы неоднократно рассказывалось в журнале «Радио».
А.ГРИГОРЬЕВ
г. Санкт-Петербург
РАДИО №06 1994 г
В продолжении темы, переборка фрикционной муфты на примере приёмного узла плёнки магнитофона-приставки Яуза МП-221. Демонтируем приёмный узел плёнки с лентопротяжного механизма:
Разбираем его, удаляем пыль и продукты износа механизма, очищаем фетр от пыли-грязи и взъерошиваем зубной щёткой:
На данном аппарате усилие подмотки не регулируется и определяется только жесткостью пружины.
Предача подмотки сделана через обрезиненный паразитный ролик от маховика тонвала. Резиновое обрамление ролика должно быть чистым и эластичным:
Бытовая радиоаппаратура и ее ремонт (стр. 18 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 |
К магнитофонам относятся также магнитофонные приставки. Это модели, в которых отсутствуют тракт усиления низкой частоты и громкоговоритель, а сигнал снимается с линейного выхода и подается на внешний усилитель.
Магнитофоны и приставки высшего и I классов выпускаются только стереофоническими. Магнитофоны II и III классов — как стереофоническими, так и монофоническими.
По аналогии с радиоприемниками название каждой модели магнитофона содержит цифровой трехзначный индекс. Первая цифра указывает на класс модели, а две последние — на номер разработки.
Основными параметрами магнитофона являются следующие.
Номинальная скорость движения магнитной ленты. В магнитофонах используются четыре скорости: 19,05; 9,53; 4,76; 2,38 см/с. Последняя скорость используется в кассетных магнитофонах IV класса в качестве дополнительной для записи речевых программ.
Во всех типах кассетных магнитофонов используется скорость 4,76 см/с. В катушечных магнитофонах используются первые три скорости. Чем выше скорость движения ленты, тем лучше качество записи и воспроизведения, однако при этом больше расход ленты.
Отклонение скорости движения магнитной ленты от ее номинального значения должно быть не более ±2%. Выполнение этого требования позволяет осуществлять воспроизведение фонограмм, записанных на любом другом магнитофоне, без заметных изменений тональности звучания.
Число записывающих и воспроизводящих дорожек на ленте.
Запись на магнитной ленте осуществляется в виде двух или четырех параллельных магнитных дорожек с промежутками между ними. Двухдорожечная запись фонограммы используется в монофонических кассетных магнитофонах; четырехдорожечная — в стереофонических катушечных и кассетных, а также в монофонических катушечных. Расположения дорожек на ленте катушечных и кассетных магнитофонов различаются между собой.
В катушечных магнитофонах при монофонической четырехдо-рожечной записи порядок ее следующий: сначала на первой, а затем на четвертой, третьей и второй дорожках. В катушечных магнитофонах при стереофонической записи: сначала на первой и третьей дорожках (левый и правый каналы), а затем на четвертой и второй. Ширина дорожек равна 1 мм, а расстояние между ними — 0,75 мм.
Такое расположение дорожек выбрано для уменьшения воздействия одной дорожки на другую, т. е. обеспечения лучшего переходного затухания между дорожками. Вместе с тем это делает невозможным воспроизведение стереофонической фонограммы на монофоническом магнитофоне.
В кассетных магнитофонах расположение дорожек другое. На каждой половине ленты в одном направлении записываются две дорожки, которые при стереофонической записи предназначены для левого и правого каналов. При монофонической записи в каждом направлении используется одна объединенная дорожка, равная по ширине двум дорожкам стереофонической фонограммы и промежутку между ними. Такое расположение дорожек позволяет воспроизводить стереофонические записи на монофоническом магнитофоне, поскольку расположенные рядом две стереофонические дорожки перекрываются зазором монофонической головки. Ширина дорожек 0,6 мм, расстояние между соседними дорожками в одном направлении 0,3 мм, расстояние между парами дорожек 0,8 мм.
Коэффициент детонации выражает отношение амплитуды колебания скорости движения магнитной ленты к ее номинальному значению. С его помощью оцениваются искажения звучания, вызываемые неравномерностью движения ленты. Эти искажения проявляются в колебаниях высоты тона («плавание звука») или в его хриплости.
Частотная характеристика магнитофона определяет рабочий диапазон воспроизводимых частот на линейном выходе (с выхода усилителя напряжения) или по звуковому давлению. Частотная характеристика по звуковому давлению всегда несколько хуже, чем на линейном выходе, за счет искажений, вносимых усилителем мощности и громкоговорителем магнитофона.
Коэффициент нелинейных искажений (иногда его называют коэффициентом гармоник) оценивается отношением суммарного напряжения появившихся при воспроизведении новых частот (гармо-ник), отсутствовавших в записываемом сигнале, к напряжению неискаженного сигнала. Коэффициент нелинейных искажений лежит в пределах 3 — 5% на линейном выходе и 3 — 10% по звуковому давлению для различных классов магнитофонов.
Чувствительность определяется величиной напряжения сигнала на входе магнитофона, при которой обеспечивается номинальный уровень записи на магнитной ленте при максимальном усилении ка-;, нала записи.
Относительный уровень стирания характеризуется наличием ос-, таточной намагниченности после стирания записи.
Магнитные ленты состоят из основы и нанесенного на нее рабочего слоя. В качестве материала основы используется диацетилцел-люлоза, триацетилцеллюлоза или полиэтилентерефталат (лавсан). Рабочий слой состоит из ферромагнитного порошка с игольчатой
формой частиц, который смешивается со связующим веществом и наносится методом полива на основу магнитной ленты. Для улучшения качества поверхности рабочего слоя и уменьшения абразивности. применяют каландирование и полировку магнитных лент. При ка-ландировании ленту пропускают между гладко отшлифованными стальными валами — каландрами.
В магнитных лентах в качестве рабочего слоя начинают применять новый материал — порошок двуокиси хрома, что способствует уменьшению собственных шумов магнитной ленты, обеспечению более высокой чувствительности и повышению отдачи на низких и особенно на высоких частотах. Изменение этих параметров ленты позволит улучшить динамический диапазон и получить меньшую неравномерность частотной характеристики магнитофона в более широкой полосе частот. Однако магнитные ленты с двуокисью хрома требуют увеличения почти в 2 раза тока подмагничивания и обладают повышенной абразивностью.
Магнитные ленты для катушечных магнитофонов на ацетатной или лавсановой основе имеют ширину 6,25 мм. Первые имеют общую толщину 55 мкм и толщину рабочего слоя 15 мкм; вторые соответственно 37 имкм.
Магнитные ленты для кассетных магнитофонов изготовляют только на лавсановой основе, имеют ширину 3,81 мм, общую толщину 18 мкм.
Основные электрические параметры магнитных лент следующие.
Относительная величина тока оптимального подмагничивания. Она зависит от частоты записываемого сигнала, а также от толщины и коэрцитивной силы рабочего слоя ленты. Величиной оптимального подмагничивания задаются для сигнала с частотой 1000 Гц. Экспериментально ее определяют, снимая характеристику подмагничивания, которая представляет собой зависимость ЭДС головки воспроизведения (отдачи магнитной ленты) от тока высокочастотного подмагничивания при неизменном токе записи. Вершина полученной кривой соответствует оптимальному подмагничиванию. Относительная величина тока оптимального подмагничивания оценивается отношением оптимального тока подмагничивания испытываемой ленты к оптимальному току подмагничивания-типовой ленты и выражается в децибелах.
Относительная средняя чувствительность магнитной ленты оценивается отношением чувствительности испытываемой ленты к чувствительности типовой ленты и выражается в децибелах. Чем выше чувствительность ленты, тем с меньшим усилением можно использовать усилитель записи.
Неравномерность чувствительности ленты более чем ± 1 дБ определяется на слух как изменение громкости. Причиной неравномерности ленты являются неравномерность толщины рабочего слоя и качество его поверхности, а также неравномерность концентрации в нем порошка.
Частотная характеристика определяет полосу записываемых звуковых частот. Она зависит от магнитных свойств ленты, ее эластичности и толщины, однородности частиц рабочего слоя и качества его поверхности, а также от режима подмагничивания.
Нелинейные искажения, вносимые магнитной лентой, являются основной частью суммарных нелинейных искажений, возникающих в канале записи. Они проявляются как появившиеся новые частоты, отсутствовавшие в спектре записи сигнала, и зависят в основном от режима записи (уровня сигнала и величины тока подмагничивания).
Шумы ленты, возникающие из-за неоднородности ее структуры и непостоянства контакта ленты с магнитной головкой из-за шероховатости ее рабочего слоя.
Копирэффект. Сущность его заключается в том, что при хранении ленты с фонограммой, намотанной на катушку, ее сильно намагниченные участки могут намагничивать смежно расположенные с ними участки ленты (по глубине катушки). Копирэффект особенно заметно проявляется, когда сильно намагниченный участок оказывается напротив участка с паузой. При воспроизведении записи одиночного звукового сигнала кроме него слышны будут также сигналы, образованные копирэффектом и воспринимаемые на слух как эхо.
Уровень стирания. Для повторного использования магнитной ленты ненужные записи могут быть стерты. Стирание записи может производится намагничиванием ленты до насыщения и ее размагничиванием. Стираемость ленты зависит от параметров размагничивающего устройства, магнитных свойств ленты, предшествовавшего режима записи и условий хранения фонограммы.
Маркировка магнитных лент осуществляется в соответствии с ГОСТ 17204 — 71. Обозначение магнитной ленты состоит из пяти элементов. Первый элемент — буква, обозначающая основное назначение магнитной ленты. Для лент, предназначенных, например, для звукозаписи, используется буква А. Второй элемент — цифра от нуля до девяти, обозначающая материал основы: 2 — использование диацетилцеллюлозы; 3 — триацетилцеллюлозы; 4 — полиэтйл-ентерефталата (лавсана). Третий элемент — цифра от нуля до девяти, обозначающая общую номинальную толщину магнитной ленты. Например, 2 — толщинамкм, 3 —мкм, 4 —мкм, 5 —мкм, 6 —мкм. Четвертый элемент — двузначная цифра (от 01 до 99), обозначающая технологическую разработку; пятый — численное значение номинальной ширины магнитной ленты, выраженное в миллиметрах. После пятого элемента указываются дополнительные индексы: для магнитной ленты, предназначенной в бытовой радиоаппаратуре магнитной записи, используется буква Б.
Пример обозначения: магнитная лента А4407-6Б — лента для звукозаписи (буква А), выполнена на лавсановой основе (цифра 4), толщиной 37 мкм (цифра 4), седьмая технологическая разработка (цифра 07), ширина ленты 6,25 мм (цифра 6), предназначена для бытовой аппаратуры магнитной записи (буква Б).
Выпускаемая промышленностью магнитная лента намотана на пластмассовые (из полистирола) катушки или вмонтирована в специальные малогабаритные кассеты. Лента наматывается на катушки рабочим слоем внутри рулона, на кассеты (для кассетных магнитофонов) — рабочим слоем наружу. Катушки для магнитной ленты шириной 6,25 мм изготавливаются четырех размеров, каждому из которых присвоен номер, соответствующий наружному диаметру катушки в сантиметрах.
Унифицированная магнитная кассета типа МК представляет собой плоскую коробку прямоугольной формы из полистирола размером 100x64x12 мм, внутри которой находятся два пластмассовых сердечника с намотанной на них магнитной лентой. Там же помещаются направляющие для ленты и подушечка для прижимания ленты к головкам. Время звучания кассеты МК-60 — 60 мин на двух дорожках поочередно, а емкость — 90 м.
14.4. Магнитные головки
Применяемые в бытовых магнитофонах записывающие, воспроизводящие, универсальные и стирающие головки по конструктивному исполнению очень похожи друг на друга. Их некоторые отличия рассмотрены ниже. Магнитная головка (рис. 14.3) состоит из сердечника 1, обмоток 2, рабочего зазора 3, дополнительного зазора 4 и экрана 5. Сердечник магнитной головки является ее основной частью. Он (в ГЗ и ГУ) выполнен из тонких металлических пластинок из пер-молоя с большой магнитной проницаемостью и состоит из двух симметричных половинок, соединенных друг с другом торцовыми поверхностями, в местах соединения которых образуются зазоры.
Рис. 14.3. Устройство магнитной головки:
1 — сердечник; 2 — обмотки; 3 — рабочий зазор; 4 — дополнительный назор; 5 — экран
Сердечник стирающих головок изготавливается из феррита. Зазор, мимо которого по сердечнику движется магнитная лента, называют рабочим зазором. Другой зазор является дополнительным. Он применяется только в головках ГЗ и ГУ. Сечение сердечника всех головок у рабочего зазора уменьшено для повышения чувствительности головки. Во всех головках рабочий зазор заполняется прокладкой из немагнитных материалов, чаще всего фольгой из бериллиевой бронзы. Ширина зазора зависит от назначения головки и скорости движения магнитной ленты. Прокладка в зазоре предохраняет острые ребра полюсов сердечника от притупления в результате трения о поверхность ленты, обладающей абразивностью.
Для уменьшения износа головок материал прокладок выбирают несколько тверже материала сердечника. В стирающих головках прокладка рабочего зазора выполняется из диэлектрика — слюды, стекла или лавсана для уменьшения потерь на вихревые токи. Дополнительные зазоры головок заполняются прокладками только из диэлектрического материала.
Высота сердечника магнитных головок определяется шириной магнитной ленты и числом дорожек на ней.
Для защиты от внешних электрических и магнитных полей головки тщательно экранируются (особенно воспроизводящая и универсальная) путем помещения их в одни или несколько экранов из пермаллоя или мягкой стали.
Записывающая головка предназначена для преобразования электрических колебаний в магнитное поле, которое намагничивает движущуюся мимо рабочего зазора головки магнитную ленту. След, оставляемый магнитным полем рабочего зазора записывающей головки на магнитной ленте в процессе записи, называется дорожкой записи.
Стирающая головка осуществляет размагничивание ленты преобразованием переменного тока высокой частоты генератора стирания в переменное магнитное поле, которое при движении магнитной ленты мимо рабочего зазора головки сначала намагничивает ленту до насыщения, а затем размагничивает. Полное размагничивание ленты достигается в результате ее многократного перемагничива-ния с постепенным спадом магнитного поля до нуля по мере удаления размагничиваемого участка ленты от рабочего зазора стирающей головки. За время прохождения ленты около рабочего зазора стирающей головки каждый участок ленты успевает намагнититься и размагнититься несколько раз.
В стереофонических магнитофонах запись, воспроизведение и стирание осуществляются одновременно по двум дорожкам. В этих магнитофонах применяются блоки магнитных головок. Они состоят из двух соответствующих головок — записывающих, воспроизводящих, универсальных, стирающих, расположенных в одном корпусе на некотором расстоянии друг от друга. Расстояние определяется промежутками между дорожками.
14.5. Требования к узлам и блокам магнитофона
Лентопротяжный механизм. Кинематическая схема ЛПМ и принцип его работы рассмотрены в §14.6 и 14.7.
Из узлов ЛПМ наиболее высокие требования предъявляются к точности изготовления ведущего вала, правильности установки прижимного ролика и магнитных головок.
Скорость движения ленты пропорциональна диаметру ведущего вала и частоте его вращения, поэтому точность изготовления ведущего вала имеет большое значение. Оси вращения прижимного ролика и ведущего вала должны быть строго параллельны для предотвращения перемещения ленты вверх или вниз.
Большое значение в получении неискаженного сигнала при воспроизведении записанной фонограммы на любом магнитофоне имеет правильная установка магнитных головок. Их рабочие зазоры должны быть расположены строго перпендикулярно направлению движения ленты. Перекос приводит к ухудшению воспроизведения высоких частот.
В магнитофонах, имеющих несколько скоростей движения ленты, применяются переключатели скорости. Изменение скорости движения ленты может осуществляться с помощью промежуточного обрезиненного ролика, эластичного резинового пассика или изменением напряжения питания двигателя. В первом случае вращение оси электродвигателя передается маховику ведущего вала через ролик. На оси двигателя находится насадка со ступенями Двух-трех разных диаметров, с которыми и входит в сцепление ролик при переключении скоростей. Во втором случае изменение скорости ведущего вала осуществляется перебрасыванием пассика, соединяющего ось двигателя с маховиком ведущего вала, с одной ступени насадки на другую.
Усилитель записи. Чувствительность усилителя записи должна быть высокой, поскольку он должен обеспечивать запись от микрофона, который развивает очень малое напряжение сигнала (около 1 мВ). При полк. мочении других источников звука для приведения сигналов к одному уровню используются делители напряжения.
Усилитель воспроизведения должен иметь достаточно большое усиление, поскольку сигнал, снимаемый с магнитной головки, мал (около 100 — 150 мкВ). Усилитель воспроизведения имеет несколько каскадов. В первом каскаде происходит усиление сигнала и формирование частотной характеристики тракта с помощью корректирующих цепей.
Генератор высокой частоты. Частота колебаний генератора должна быть в несколько раз выше самой высокой записываемой магнитофоном звуковой частоты. Обычно она лежит в пределах 40 — 80 кГц. При этом не возникают комбинационные тона вследствие биений между частотами сигнала подмагничивания и записываемого сигнала. Более высокая частота не используется, поскольку при этом будут увеличиваться потери на вихревые токи в магнитных головках и головки будут нагреваться.
Для обеспечения полного стирания записи ток стирания высокочастотного генератора должен быть намного больше тока записываемого низкочастотного сигнала.
В спектре стирающих колебаний должны отсутствовать гармоники, так как любая асимметрия формы кривой тока подмагничивания и стирания приводит к увеличению шумов фонограммы. Для этого наиболее часто применяют схемы двухтактных генераторов.
На записывающую и универсальную головки ток от генератора высокой частоты подается для уменьшения искажений и обеспечения более высокого качества звучания. Необходимость подачи тока подмагничивания вызвана тем, что магнитное поле, образующееся в зазоре записывающей головки, неоднородно. Оно имеет наибольшую напряженность в середине зазора и уменьшается по мере удаления от него. Над поверхностью головки, в месте расположения рабочего слоя магнитной ленты, магнитное поле имеет различные напряжения и направленность. В связи с этим рабочий слой магнитной ленты подвергается различному по величине и направлению продольному намагничиванию. Закон изменения намагниченности ленты не совпадает с законом изменения магнитного. поля в зазоре головки. В результате запись будет осуществляться с большими искажениями. Искажения значительно уменьшаются при подаче в обмотку записывающей головки одновременно с сигналом и высокочастотного тока подмагничивания, величина которого в 3 — 4 раза превышает максимальный уровень тока звукового сигнала. Рабочий слой магнитной ленты одновременно подвергается воздействию высокочастотного магнитного поля и наложенного на него поля звукового сигнала. Суммарное магнитное поле способствует выравниванию нелинейности остаточной намагниченности. Зависимость остаточной намагниченности рабочего слоя ленты от магнитного поля головки приближается к линейной, и запись осуществляется практически без искажений.
Величина тока подмагничивания влияет на качество записи. Очень большой ток препятствует записи самых высоких звуковых частот, а при слабом токе запись получается с малым уровнем и большими нелинейными искажениями. Кроме того, при малом токе подмагничивания возрастает шум ленты, поэтому его устанавливают такой величины, при которой обеспечиваются оптимальная чувствительность магнитной ленты и минимальные шумы. Во всех магнитофонах ток подмагничивания всегда меньше тока стирания, но в несколько раз больше тока звуковой частоты.
Устройства шумоподавления предназначены для ослабления шумов магнитной ленты, магнитных головок и усилителей. В бытовых магнитофонах для этой цели используются динамическое ограничение, принцип которого основан на динамической фильтрации сигнала. Динамический диапазон сигнала определяется соотношением его максимального и минимального уровней. В магнитофоне динамический диапазон ограничивается снизу шумами, а сверху — максимальным уровнем сигнала, при котором нелинейные искажения не превышают заданной величины.
14.6. Катушечные магнитофоны и приставки
Промышленностью выпускаются катушечные магнитофоны, приставки и комбинированные устройства различных классов — от высшего до третьего.
Приставки высшего класса построены по трехмоторной кинематической схеме и с автоматическим натяжением ленты и автостопом. В них используются три блока магнитных головок (записывающий, воспроизводящий и стирающий). Усилители записи и воспроизведения раздельные. Магнитофонные приставки высшего класса позволяют осуществлять перезапись с дорожки на дорожку, одновременно запись от различных источников сигнала, контроль записываемого или записанного сигнала на линейном выходе, прослушивание записываемого или уже записанного сигнала на головные стереофонические телефоны.
Приставки допускают произвольную очередность перехода от воспроизведения к перемотке в любую сторону, и наоборот.
Рис. 14.4. Кинематическая схема унифицированного ЛПМ с одним двигателем:
1 — подающий узел; 2 — левый промежуточный ролик; 3 — правый промежуточный ролик; 4 — приемный узел; 5 — магнитная лента; 6 — кулачок переключения рода работ; 7 — маховик ведущего вала; 8 — прижимной ролик; 9 — кулачок переключателя скоростей; 10 — ролик переключателя скоростей; 11 — шкив электродвигателя; 12 — счетчик; 13 — магнитные головки; 14 — электромагнит; 15 — ведущий вал; 16, 18, 21 — резиновые пассики; 17 — промежуточный шкив; 19 — рычаг; 20 — тормозная планк;|; 22 — направляющие стойки
Большинство катушечных магнитофонов I класса построены по одномоторной кинематической схеме. В них предусмотрена возможность акустического контроля в процессе записи, перезапись с дорожки на дорожку, наложение одной записи на другую, автостоп при окончании движения ленты или при ее обрыве.
Магнитофоны катушечные II и III классов выпускаются как полностью стереофонические, так и имеющие стереофонический тракт до линейного выхода.
Кинематическая схема унифицированного лентопротяжного механизма с одним электродвигателем приведена на рис. 14.4. В режиме записи или воспроизведения вращение со шкива 11 электродвигателя через ролик переключения скоростей 10 передается на маховик ведущего вала 7. Вместе с маховиком вращается и ведущий вал 15, к которому с помощью прижимного ролика 8 прижимается магнитная лента 5 и равномерно протягивается относительно рабочих зазоров магнитных головок 13. Плавность движения и постоянство натяжения магнитной ленты обеспечиваются за счет трения верхней муфты подающего узла 1 с капроновой прокладкой относительно нижнего диска подающего узла с фетровым кольцом.
Вращение шкива 11 двигателя через приводной резиновый пассик 21 передается на левый промежуточный ролик 2, который через резиновый пассик 16 подмотки передает вращение на нижний диск приемного узла 4. Нижний диск, вращаясь, передает вращение через фрикционную прокладку на верхнюю муфту. Муфта приемного узла обеспечивает необходимое для подмотки натяжение магнитной ленты, выходящей после ведущего вала.
С верхней муфты приемного узла через промежуточный шкив 17 с помощью двух пассиков 18 вращение передается на счетчик метража ленты 12 во всех режимах работы лентопротяженного механизма.
В режиме «пауза» осуществляется кратковременная остановка магнитной ленты с помощью электромагнита 14, который через систему рычагов 19 отводит прижимной ролик от ведущего вала 15 и освобождает магнитную ленту от протягивания. Чтобы магнитная лента не могла двигаться вправо за счет усилия подмотки приемного узла 4, одновременно тормозной планкой 20 затормаживается верхняя муфта подающего узла.
При ускоренной перемотке влево вращение со шкива 11 электродвигателя резиновым пассиком 21 передается на левый промежуточный ролик 2, который с помощью системы рычагов перемещен влево, прижат к верхней муфте подающего узла 1 и вращает ее, а вместе с ней и катушку с магнитной лентой. Необходимое натяжение ленты обеспечивается за счет трения муфты о нижний диск через фрикционную прокладку. Магнитная лента движется по направляющим стойкам 22 лентопротяжного механизма, не касаясь ведущего вала и магнитных головок.
При ускоренной перемотке вправо вращение со шкива электродвигателя резиновым пассиком передается на левый промежуточный ролик 2, который с помощью системы рычагов перемещен вправо, прижимает правый промежуточный ролик 3 к верхней части муфты приемного узла 4 и передает на нее вращение. С помощью трения муфты подающего узла через фрикционную прокладку по нижнему диску создается необходимое натяжение магнитной ленты.
В положении Стоп приемный и подающий узлы затормаживаются тормозной планкой 20.
При установке ручки переключателя скоростей в положение Отключено снимается напряжение с электродвигателя и ролик скоростей выведен из зацепления, а в промежуточном положении О только ролик скоростей выведен из зацепления. Кулачок переключателя скоростей 9 и кулачок переключения рода работ 6 удерживаются в заданных положениях с помощью фиксаторов.
14.7. Кассетные магнитофоны и магнитолы
Лентопротяжный механизм большинства кассетных магнитофонов и магнитол выполнен по схеме с одним маховиком на штампованном шасси, которое служит рамой для механических узлов.
В ЛПМ, как правило, предусмотрены блокировка подъема кассеты в режиме рабочего хода и защиты записи от случайного стирания.
Конструкция ЛПМ кассетного магнитофона показана на рис. 14.5. Электродвигатель и усилитель записи — воспроизведения включаются клавишей 35. При ее нажатии подвижное основание 10 с закрепленными на нем универсальной 4 и стирающей 11 магнитными головками и узлом прижимного ролика 3 перемещается в сторону кассеты, установленной в кассетоприемнике 15. Ролик 3 прижимает магнитную ленту к ведущему валу 30, и одновременно лента прижимается к рабочим поверхностям магнитных головок. Ролик,3-.прижимает магнитную ленту к ведущему валу 30, обеспечивая ее протягивание с постоянной скоростью. Вращение вала через резиновый пассик 25 передается на шкив рычага подмотки 28. Втулка 2 рычага подмотки 26 входит в зацепление с наружной поверхностью левого подкассетного узла 21, передавая ему вращение от ведущего вала. Усилие зацепления регулируется перестановкой отогнутого конца пружин. Тормозная скоба 20 отводится и растормаживает оба подкассетных узла.
Перемотка назад осуществляется нажатием клавиши 37. При этом ролик узла перемотки 24 прижимается к левому подкассетному узлу, передавая ему вращение от ведущего вала. Тормозная скоба 20 растормаживает оба подкассетных узла.
Перемотка вперед осуществляется нажатием клавиши 36. При этом ролик узла перемотки прижимается к поверхностям маховика ведущего вала 30. Ролик перемотки 24 входит в зацепление с промежуточным шкивом перемотки 14, который прижимается к правому подкассетному узлу 19, передавая вращение от ведущего вала.
Клавиша 5 переключает усилитель в режим «Запись» и фиксируется только при установке стандартной кассеты с предохранительным упором.
Клавиша 1 служит для кратковременной остановки магнитной ленты в режимах «Запись» и «Воспроизведение». При нажатии клавиши рычаг 29 отводит втулку рычага подмотки 26 от левого подкассетного узла и одновременно рычаг 32 отводит прижимной ролик 3 от ведущего вала 30. При этом клавиша фиксируется. Для продолжения движения магнитной ленты необходимо повторно зажать клавишу 1.
В исходное состояние ЛПМ приводится клавишей 34, которая выключает усилитель и двигатель, сбрасывает все зафиксированные клавиши, включает тормозное устройство.
При нажатии клавиши 6 в исходном состоянии ЛПМ фиксатор 12 отходит и кассетоприемник 15 под действием двух пружин открывается на угол в 30°. Толкатель 16 выталкивает кассету из паза кассе-топриемника. Во всех других режимах клавиша 6 блокируется.
Рис. 14.5. Конструкция ЛПМ кассетного магнитофона:
1 — клавиша Пауза: 2 — втулка; 3 — прижимной ролик; 4 — универсальная головка; 5 — клавиша Запись; 6 — клавиша кассетоприемника; 7 — шасси; 8 — скоба; 9 — фиксатор; 10 — основание; 11 — стирающая головка; 12 — фиксатор; 13 — пружина; 14 — шкив перемотки; 15 — кассетоприемник; 16 — толкатель; 17 — запор; 18 — ось; 19 — правый подкассстный узел; 20 — тормозная скоба; 21 — левый подкассетный узел; 22 — пружина; 23 — электродвигатель; 24 — ролик перемотки; 25 — пассик; 26 — рычаг; 27 — диск; 28 — шкив подмотки; 29 — рычаг; 30 — ведущий вал с маховиком; 31 — втулка; 32, 33 — рычаги; 34 — клавиша Стоп; 35 — клавиша Воспроизведение; 36 — клавиша перемотки Вперед; 37 — клавиша перемотки Назад
Ведущий вал 30, предназначенный для передачи движения магнитной ленте, является самым высокоточным узлом. Он определяет основные качественные показатели ЛПМ: детонацию и долговечность. Биение вала в месте А (рис. 14.6) должно быть не более 0,004 мм. Вал вращается в бронзо-графитовом подшипнике 2, смазанном маслом. Нижний конец вала опирается на подпятник 3, изготовленный из сополимера СФД. На валу установлена шайба 1, предохраняющая рабочий конец вала от попадания масла, а верхний подшипник — от пыли.
Рис. 14.6. Ведущий вал кассетного магнитофона:
1 — шайба; 2 — подшипник; 3 — подпятник; 4 — маховик;
Рис. 14.7. Подкассетный узел кассетного магнитофона:
1 — втулка; 2 — стойка; 3 — кнопка; 4 — шайба; 5 — резиновое кольцо; 6 — втулка; 7 — шасси
Подкассетные узлы служат для передачи вращения на катушки кассеты во время рабочего хода, и перемоток. Устройство обоих узлов одинаково (рис. 14.7). Втулка 1, изготовленная из сополимера СФД, свободно перемещается по шестиграннику подкассетного узла. Своими наружными ребрами втулка входит в зацепление со звездочками кассеты и передает движение катушке кассеты. Фрикционная поверхность резинового кольца 5 служит для передачи вращения подкассетному узлу при подмотке и перемотке ленты. Подкассетный узел фиксируется на стойке шасси с помощью кнопки 3. Стойка 2 запрессована во втулку 6, которая крепится на шасси развальцовкой. Фторопластовая шайба 4 уменьшает трение и акустический шум подкассетного узла.
Узел подмотки (рис. 14.8) служит для создания на приемном подкассетном узле момента подмотки в пределахгсм. Он состоит из рычага 1 и фрикционной муфты, состоящей из деталей 3 и 4 (фетр — сталь) с регулируемым моментом трения.