Что такое ложе мужа
Девятый хадис. Ангелы проклинают женщину, покинувшую ложе мужа
Девятый хадис
لعن الملائكة لمن تهجر فراش زوجها حتى تصبح أو ترجع
Ангелы проклинают женщину, покинувшую ложе мужа, пока не рассветёт или она не вернется
От Абу Хурейры передается: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если женщина покинет ложе мужа, то ее будут проклинать ангелы, пока она не вернется»» (Бухари и Муслим).
Ибн Хаджар говорит в «Фатх аль-Бари»:
قال ابن أبي جمرة : الظاهر أن الفراش كناية عن الجماع
«Ибн Абу Джамра сказал: «Очевидно, что под ложем подразумевается половая близость»».
Поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, указывает, что если жена откажет мужу в половой близости, не имея на это шариатской причины, то ангелы будут проклинать ее за это, потому что она оставляет свою самую главную обязанность перед мужем.
Жены должны быть очень чуткими в вопросах интимной жизни – иначе они могут крайне удивиться в будущем, когда узнают, что у мужа есть вторая.
Также мы должны понимать, что Шариат устанавливает для нас рамки, за которые мы не должны заходить, но это не означает, что семейная жизнь – это формальность, которая лишена человеческих отношений, а жена – робот, автоматически выполняющий все приказы.
Ибн Хаджар в «Аль-Фатх» приводит хадис:
«Ат-Табарани приводит от Ибн Умара: «У двоих намаз не уйдет дальше их голов: у сбежавшего раба и у жены, разгневавшей своего мужа, пока она не вернется». Аль-Хаким сказал, что хадис достоверный».
Этот хадис учит нас, что важнейший вид поклонения Аллаху – намаз – у женщины зависит от того, насколько она выполняет свои обязанности перед мужем.
Далее Ибн Хаджар, приводя слова Ибн Абу Джамра, рассказывает о множестве смыслов, сокрытых в этих словах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует:
««Также в этом хадисе содержится указание на то, что надо помогать мужу и стремиться к его довольству. И в нем указано, что мужчине сложнее терпеть отсутствие половой близости, чем женщине. И он сказал: «И это самое сильное желание заставляет мужчину жениться, поэтому Шариат призывает женщин помогать мужчинам». И можно сказать, что это желание – причина продолжения рода, как указывает хадис, призывающий к браку, в начале книги «Ан-Никах». И в хадисе указано на постоянство в подчинении Аллаху и на то, что Аллах воздает своему рабу, ведь ни одна нужда раба не остается неудовлетворенной – кто-то всегда блюдет его право, – и Всевышний установил так, что ангелы будут проклинать того, кто лишит его (раба) возможности удовлетворить одну из его естественных потребностей. И поэтому раб обязан исполнять перед Аллахом все обязанности, возложенные на него, – в противном случае как же мерзко себя ведет нищий и нуждающийся по отношению к Богатому и не нуждающемуся ни в чем!» Конец слов ибн Аби Джамра».
Жена должна видеть в себе помощницу мужа, которая помогает ему отдалиться от шайтана и его ухищрений, при помощи которых он сбивает рабов Аллаха. И ее самая важная задача – удовлетворить сексуальные потребности своего мужа, ибо этим она отсечет от него половину войска шайтана.
Девятый хадис: Ангелы проклинают покинувшую ложе мужа
От Абу Хурейры (радиаллаху анху) передается: «Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Если женщина покинет ложе мужа, то ее будут проклинать ангелы, пока она не вернется»» (аль-Бухари и Муслим).
Ибн Хаджар говорит в «Фатх аль-Бари»:
قال ابن أبي جمرة : الظاهر أن الفراش كناية عن الجماع
«Ибн Абу Джамра сказал: «Очевидно, что под ложем подразумевается половая близость»».
Поэтому Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) указывает, что если жена откажет мужу в половой близости, не имея на это шариатской причины, то ангелы будут проклинать ее за это, потому что она оставляет свою самую главную обязанность перед мужем.
Жены должны быть очень чуткими в вопросах интимной жизни – иначе они могут крайне удивиться в будущем, когда узнают, что у мужа есть вторая.
Также мы должны понимать, что Шариат устанавливает для нас рамки, за которые мы не должны заходить, но это не означает, что семейная жизнь – это формальность, которая лишена человеческих отношений, а жена – робот, автоматически выполняющий все приказы.
Ибн Хаджар в «Аль-Фатх» приводит хадис:
,وللطبراني من حديث ابن عمر رفعه اثنان لا تجاوز صلاتهما رءوسهما : عبد آبق
.وامرأة غضب زوجها حتى ترجع وصححه الحاكم
«Ат-Табарани приводит от Ибн Умара: «У двоих намаз не уйдет дальше их голов: у сбежавшего раба и у жены, разгневавшей своего мужа, пока она не вернется». Аль-Хаким сказал, что хадис достоверный».
Этот хадис учит нас, что важнейший вид поклонения Аллаху – намаз – у женщины зависит от того, насколько она выполняет свои обязанности перед мужем.
Далее Ибн Хаджар, приводя слова Ибн Абу Джамра, рассказывает о множестве смыслов, сокрытых в этих словах Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям):
«Также в этом хадисе содержится указание на то, что надо помогать мужу и стремиться к его довольству. И в нем указано, что мужчине сложнее терпеть отсутствие половой близости, чем женщине. И он сказал: «И это самое сильное желание заставляет мужчину жениться, поэтому Шариат призывает женщин помогать мужчинам». И можно сказать, что это желание – причина продолжения рода, как указывает хадис, призывающий к браку, в начале книги «Ан-Никах». И в хадисе указано на постоянство в подчинении Аллаху и на то, что Аллах воздает своему рабу, ведь ни одна нужда раба не остается неудовлетворенной – Аллах всегда блюдет его право, – и Всевышний установил так, что ангелы будут проклинать того, кто лишит его (раба) возможности удовлетворить одну из его естественных потребностей. И поэтому раб обязан исполнять перед Аллахом все обязанности, возложенные на него, – в противном случае как же мерзко себя ведет нищий и нуждающийся по отношению к Богатому и не нуждающемуся ни в чем!» Конец слов ибн Аби Джамра».
Жена должна видеть в себе помощницу мужа, которая помогает ему отдалиться от шайтана и его ухищрений, при помощи которых он сбивает рабов Аллаха. И ее самая важная задача – удовлетворить сексуальные потребности своего мужа, ибо этим она отсечет от него половину войска шайтана.
IX. Брак честен, ложе нескверно
Иногда приходится встречаться с мнением, что всякие отношения полов – это либо грех, либо извинительная и допустимая слабость. Очень многое в этом вопросе навеяно платонизмом и монашеской аскетической литературой. В истории Церкви случались ереси, отрицающие брак. Отголоски этих воззрений иногда встречаются и в современной богословско-нравственной литературе. Святоотеческая литература посвящена в основном монашескому пути спасения и, естественно, почти не касается духовного художества и невидимой брани в миру, в семье, в браке.
Хотя александрийско-римский мыслитель Плотин (204–269) и «был совершенно непричастен к христианскому богословию» (Философская энциклопедия. Т. 4, с. 275), оказал заметное влияние на философско-этическую мысль первых веков христианства. Для Плотина материя есть зло, царство материи, или «несущего», противоположно Божеству и враждебно истинной природе человека, «человек никогда не побеждает этого мира, а может только бежать из него с пустыми руками в лоно Божества». «Идеал единичного человека – не живая и свободная личность, «друг Божий», а лишь отрешенный от мира созерцатель и аскет, стыдящийся иметь тело» (В. С. Соловьев. Т. 10, с. 482; подчеркнуто автором).
Плотину чуждо представление апостола Павла, который писал к Коринфянам ( 1Кор.6:19–20 ): «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий».
Христос освятил тело Своим вочеловечением, а брак – Своим личным присутствием. Первое чудо, которое Он совершил (и это весьма примечательно), было чудо на браке в Кане Галилейской. Осуждающие брак создали легенду, что новобрачные Каны Галилейской остались девственниками, но эта легенда отнюдь не основана на Священном Писании. Запрещающих вступать в брак ап. Павел прямо называет лжесловесниками, сожженными в совести своей (см. 1Тим.4:3–2 ).
Еретическое отрицание брака осуждается и «Апостольскими правилами». В 51-м правиле говорится: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от церкви. Такожде и мирянин», а 5-е правило гласит: «Епископ или пресвитер, или диакон да не изгонит жены своея под видом благоговения. Аще изгонит, да будет отлучен от общения церковного: а оставаясь непреклонным, да будет извергнут от священного чина».
В первом правиле поместного Гангрского собора сказано: «Аще кто порицает брак и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается или порицает оную, яко не могущую войти в Царствие: да будет под клятвою» (то есть отлучен от Церкви). И далее (14-е правило): «Аще которая жена оставит мужа, и отъяти восхощет, гнущаяся браком, да будет под клятвою, а девственник буде превозносится над бракосочетавшимися, да будет под клятвою».
Мы, христиане, говоря словами отцов поместного Гангрского собора, «и девство, со смирением соединенное, чтим и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем и брачное честное сожительство почитаем» (правило 21).
На предыдущих страницах говорилось, что только в христианском браке совершается сущностное соединение двух личностей: духовное, душевное и телесное. Только отношение мужа и жены сравниваются с отношением Христа и Церкви ( Еф.5:23–25 ).
Святость брака, определяемая апостольскими посланиями, охватывает и интимные отношения мужа и жены как дополняющих друг друга, любящих друг друга личностей: «И будут двое в плоть едину». Этот сокровеннейший момент жизни супругов может быть свят, если он является итогом и символом их полной духовной и душевной близости и телесного соответствия. Это особый этап взаимоотношений. Иногда можно наблюдать, как глаза молодоженов светятся новой гранью любви и радости. За это можно благодарить Бога, помня, что «вся добро зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их» (51-е правило свв. Апостолов).
В древней Церкви первую неделю новобрачные жили как брат и сестра и носили церковные венцы. Это делалось, чтобы брак их был целомудренным, чтобы в нем преобладало духовное, молитвенное начало, чтобы молодые по-человечески, душевно раскрылись друг ко другу. Только на восьмой день по снятии венцов они могли перейти к другим отношениям. Это способствовало более глубокому осмыслению всех этапов сближения в брачной жизни и любви.
Сейчас венцы снимают в конце обряда бракосочетания с чтением молитвы на разрешение венцов в восьмой день (она сохранила свое древнее название). На новобрачных теперь не накладывается правило целомудрия первой недели.
Здесь нельзя давать общих и обязательных советов кроме одного, сформулированного апостолом Павлом: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» ( 1Кор.7:4 ). Мужчина должен помнить вторую половину этой формулы, а не только требовать выполнения первой. Лучше вначале уступить инициативу жене, чем допускать даже тень насилия над ее психикой и телом.
Обращаясь к христианским супругам, Климент Александрийский пишет: «человеку надо воздерживаться от сладострастия, здесь должны быть мера и границы». Отсутствие воздержания закрывает друг от друга полноту восприятия троичности личности каждого из супругов, – любовь подменяется сладострастием. В браке необходима воздержанность – от монахов требуется воздержание. Счастливый я человек, «все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1Кор.6:12 ).
Пост учит владеть своими чувствами и телом, он требует временного воздержания от супружеской близости. Необходимо соблюдать кануны постных дней и длительные посты (Великий, Рождественский, Петровский, Успенский), когда Церковь не совершает браков. Воздержание должно соблюдать и в дни приготовления к причастию (дни говения). Следует также блюсти кануны Великих праздников, Пасхальную седмицу, Рождественские дни.
В это время христианин должен быть наполнен духовной «радостью о Боге», перед которой отступают все другие радования.
В брачной жизни важнейшим элементом поста является супружеское воздержание. Нарушение его требует покаяния и часто приводит к неблагоприятным беременностям и родам, к болезни зачатого в пост ребенка и т.д. «Болезнь жены Вашей, – писал оптинский старец о. Амвросий одному мирянину, – может быть, произошла по Вашей вине: или не почитали праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены».
Наказание бьет именно по той стороне жизни, в которой люди согрешили, а женщина концентрирует в себе все последствия супружеских отношений. Муж обязан воздерживаться хотя бы из любви к жене, которую он должен, по завету ап. Павла, любить как собственное тело ( Еф.5:28–30 ).
Лишь умеренность и воздержанность, духовная и душевная близость супругов, всеобъемлющесть их любви делает святыми и радостными моменты телесного слияния. Оно становится выражением и глубочайшим символом их взаимной любви и полной близости. «Не уклоняйтесь друг от друга, – пишет ап. Павел ( 1Кор.7:5 ), – разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».
За добрачные связи многие расплачиваются выкидышами, рождением мертвых или неполноценных детей, неустойчивостью последующего брака.
То, что «сходит» неверующему, не проходит без последствий для христианина: кому много дано, с того много спросится. Не умевший блюсти целомудрие до брака обычно не выдерживает и в браке. Бывший еретик, принявший православие, может стать священником, но православный, совершивший однажды грех прелюбодеяния или двоебрачный (после смерти первой жены) в священный сан не поставляется (Правило свв. Апостолов 17-е, свт. Василия Великого 12-е).
У православных юношей и девушек должна быть исключена сама мысль о возможности добрачных связей. Это относится и к вступающим во второй брак. Настоятельно повторяем: добрачные связи даже со своим будущим супругом можно сравнить с попыткой совершить литургию, не имея благодати священства: одно называется блудом, другое святотатством. Это сопоставление правомерно, поскольку брачный союз мужа и жены уподобляется отношению Христа и Церкви. Такое сравнение режет слух только потому, что мы слишком привыкли к добрачным связям, но почти не встречаемся с упомянутым святотатством.
Девушка должна стоять на страже чистоты добрачных отношений, к чему она призвана самой своей природой. В этом вопросе не может быть никаких «милостей», никаких «снисхождений».
Мы признаем верный и честный брак неверующих и с любовью оденем на них брачные венцы, если они придут к вере и потянутся в Церковь Христову. Нет на них греха, если, конечно, они были верны друг другу. Наши слова обращены к так называемым членам Православной Церкви, которые своими добрачными связями отвергают благодать Божию и впадают в двойной грех: грех блуда и отвержение благодати Божией.
Новый Завет, установленный Иисусом Христом, изменил отношение между Богом и человеком, и тем самым изменил отношения между людьми и, прежде всего, между мужем и женою. Это надо помнить, читая Ветхий Завет и наблюдая семейную жизнь внешнего мира. Наш, христианский брак должен быть новозаветным.
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» ( 1Сол.5:23–24 ).
Дерзайте и трезвитесь. Вступив в брак, соединившись «в плоть едину», «как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» ( 1Пет.2:5 ), будьте единым двойным храмом Бога нашего.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 1-я на слова: «целуйте Прискиллу и Акилу и пр». // Беседы на разные места Священного Писания. Т. II, с. 419.
Автор « Пути к совершенной радости» отмечает даже случаи самоубийств после первой брачной ночи.
Лучше вступать в брак не в преддверии постов (в последний день, когда венчают), а после постов, или, по крайней мере, недели за две-три до начала поста. Это, конечно, не церковное постановление, а совет, пожелание собирающимся вступать в брак.
Великая ектения на обручение.
Каноническое послание второе, правило 26.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Муж оставил супружеское ложе на полтора года
Дата публикации : 16-12-2015
Вопрос
Текст ответа
Супруги должны исполнять обязанности по отношению друг к другу, быть в хороших отношениях, прилагая для этого усилия и жертвуя собой, решать проблемы, которые возникают у них, в атмосфере любви и взаимопонимания, следуя в этом словам Всевышнего Аллаха:
Живите с ними достойно [1],
وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению. Аллах – Могущественный, Мудрый [2].
Мужу запрещено оставлять супружеское ложе на такой срок, если только это не случай, когда жена ослушается его и не исполняет свои обязанности. Только в этом случае он может покинуть супружеское ложе, пока она не покается, ведь Всевышний Аллах сказал:
وَاللاتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلا تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلًا إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيًّا كَبِيرًا
А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Великий [3].
Если женщине не строптива, проявляет покорность, то мужу не дозволено оставлять жену по двум причинам.
Первая причина состоит в том, что муж обязан исполнять свои супружеские обязанности и хранить целомудрие супруги, иметь с ней половую близость в том количестве, в котором у нее есть необходимость, и на которое он физически способен.
Шейху Ибн Теймийи, да помилует его Аллах, задали вопрос о мужчине, который проявлял терпение на протяжении двух или трех месяцев и не имел половой близости с супругой, будет ли на нем грех? Обязан ли муж делать это?
Он ответил: Мужчина должен иметь половую близость с женой так, как это принято по обычаям. Это одно из самых подтвержденных прав жены, и это более важная обязанность мужа, чем кормление жены. Половой акт обязателен /ваджиб/. Некоторые (ученые) сказали, что он обязателен раз в четыре месяца. Другие считали, что он обязателен настолько, насколько у нее есть в нем потребность, а у него – сил совершать его, так же, как и в отношении кормления: он обязан предоставлять ей столько пищи, сколько ей необходимо, и сколько он может предоставить. И это более верное мнение из двух [4].
Вторая причина в том, что тот, кто отказывается иметь с женой, нестроптивой, половую близость в течение четырех месяцев, подобен человеку, который поклялся не приближаться к своей жене. Ему приказывают или совершить половой акт, или развести жену. Если муж откажется разводиться, то решение о разводе принимает шариатский судья.
Ученые Постоянного Комитета сказали: «Мужчина, который покинул супружеское ложе более чем на три месяца, то, если это было сделано из-за её ослушания и непокорности мужу в том, что она обязана как жена делать, и она после увещевания, напоминания о страхе перед Аллахом и о тех обязанностях, что она должна исполнять, продолжала ослушиваться его, то муж имеет право оставлять супружеское ложе столько, сколько будет необходимо, пока она не станет исполнять права мужа, и пока он не будет ею доволен…
Что же касается оставления супружеского ложе более четырех месяцев, причиняя вред жене, хотя она не делала никаких упущений в отношении мужа, то он подобен человеку, который поклялся[5] не вступать с женой в супружеские отношения, даже если он не приносил этой клятвы, то ему отсчитывается срок. Если проходит четыре месяца, и он не возвращается к ложу супруги и не имеет с ней половой близости, несмотря на возможность совершения полового акта, и несмотря на то, что у жены не время менструации и не время послеродового кровотечения, то ему повелевают дать жене развод. Если муж отказывается дать жене развод и отказывается вернуться к ней, то её разводит шариатский судья, или он признает брак недействительным, если жена попросит этого»[6].
Мы советует Вам подумать, почему он оставил Вас. Возможно, Вы не украшались для него, возможно, он болеет, у него проблемы, или он нуждается в лечении.
Присядьте рядом с ним, поговорите спокойно, без упреков и брани, узнайте причины этой ситуации. Если это не поможет, то обратитесь к мудрым членам своей или его семьи, которые помогут решить этот вопрос. Если не будет пользы и в этом, то в этом случае на Вас не будет греха, если Вы обратитесь за решением этого вопроса к шариатскому судье и попросите развод ради того, чтобы удалить вред, который Вам был нанесен (невыполнением супружеских обязанностей).
Если же Вы изберете терпение и надежду на то, что Всевышний Аллах поведет Вашего мужа прямым путем, то в этом тоже нет греха, если пожелает Всевышний Аллах, но при условии, что это не будет для Вас трудно, и оставление супругом ложа не приведет к соблазну.
Просим Всевышнего Аллаха воссоединить вас в благе.
«Брак честен и ложе непорочно». Размышления о супружеском целомудрии
На прошедшей презентации книги «Двое во едину плоть, или о любви, сексе и религии» в числе прочих работ о семье и супружеской жизни критически упоминалась и статья диакона Михаила Таганова. Публикуем текст статьи о.Михаила и приглашаем читателей к обсуждению.
Диакон Михаил Таганов
— Отец Михаил, какое место в жизни человека занимает половое влечение, естественно ли оно, по мнению Церкви?
— Таинство брака освящает родовую жизнь человечества, и неотъемлемой частью этой жизни, ее физиологической основой, конечно же, являются половые отношения супругов. Психология полового поведения – важная составляющая человеческого поведения в целом. Самая распространенная точка зрения здесь, наверное, будет звучать так: «Это же все естественно! Следовательно…» И следуют обычно весьма практические выводы.
Однако, если посмотреть на эту сторону человеческой жизни более пристально, с точки зрения Божественного Откровения и новозаветной этики, то это будет весьма странная «естественность».
Например, при всем желании половое влечение трудно поставить в один ряд с другими естественными потребностями человека – потребностями в воздухе, в пище, в воде, в отдыхе и т.д. Подлинно естественные потребности проявляют себя в организме столь могущественно, что, пренебрегая ими, человек попросту умирает — от голода и жажды, от истощения… Но никто и никогда еще не слышал о человеке, который умер бы от неудовлетворенного полового влечения!
Другой пример: удовлетворение человеческой потребности в пище может быть, например, публичным, и в этом нет абсолютно ничего предосудительного. Напротив, тут сформировалась особая сфера человеческой культуры, в том числе и культуры церковной: в монастырях мы слышим, например, что «трапеза есть продолжение молитвы»… Иное дело с половыми потребностями. Их сокровенная суть настолько не публична, что любая попытка хоть в какой-то степени их обнаружить, обнародовать вызывает чувство стыда (конечно, при условии, что человек еще сохранил в себе эту благотворную способность…).
А стыд – это важнейшая функция нашего нравственного сознания, своего рода «охранная сигнализация» нашей души. Именно стыд от своей наготы впервые испытали Адам и Ева в раю, сшив себе из листьев опоясания (см. Быт. 3). Таким образом, инстинкт продолжения рода и половое влечение стоят особняком в ряду других потребностей человека, и святые отцы всегда связывали это явление с последствиями грехопадения в человеческой природе.
— Но сейчас Вы сказали о родовых отношениях в целом. Но ведь брак задуман и благословен Самим Богом, причем, еще в раю, до грехопадения, когда, по словам Библии, все было «хорошо весьма». Получается, что и половое влечение тоже «хорошо», а Церковь, освящая брак, освящает, в том числе, и его физиологическую составляющую?
— Действительно, брак задуман и благословлен Богом в раю, но, увы, осуществляется он после грехопадения, а значит, между замыслом и его осуществлением стоит некая греховная перемена… К человеческому естеству, говоря святоотеческим языком, «приразилась» блудная страсть. Есть на этот счет замечательная антропологическая концепция преподобного Максима Исповедника (VII в.). Он полагал, что человек изначально был сотворен Богом нейтральным по отношению к страданиям и к удовольствиям, но в своем стремлении к райскому «запретному плоду» — т.е. греховному удовольствию в широком смысле – он одновременно стал причастен и страданиям… Еще древние эпикурейцы, как раз и пытавшиеся на глубоких философских основаниях жить ради плотских удовольствий, заметили — удовольствие бывает одно, а страданий всегда два: до удовольствия (желание) и после него (лишение).
И вообще, страданий в мире гораздо больше, чем наслаждений. Эту мысль подтверждает и то, что сама этимология слов «страсть» и «страдание» во многих языках одинакова (ср. лат. Passio).
Как много этих греховных страстей-страданий возникает вокруг самых, казалось бы, невинных пожеланий, услаждающих наше падшее «я»! Что уж тогда говорить о страданиях так называемой «страстной любви», если вся мировая художественная литература переполнена сюжетами такого рода.
Страсть блуда совсем не обязательно проявляется только в грехе прелюбодеяния. В браке она может обнаруживаться в безграничном телесном самоугождении и в эгоистичном отношении к человеку другого пола – ослепленные страстью, мы не видим в нем личности, живой души; он превращается в орудие нашего удовлетворения. Объект страстной любви становится в своем роде предметом собственности, а отсюда, даже в освященном Церковью союзе, проистекают многие трагедии.
— Каковы же были отношения полов до грехопадения?
— Мне представляется, что можно вообразить себе отношения полов до грехопадения, если посмотреть … на животный мир. Ведь тварь, по мысли апостола Павла, «покорилась суете не добровольно», она «совокупно стенает и мучится доныне» и ждет «избавления от рабства тлению» (Рим. 8:19-22), в которое она попала как раз по вине человека… Несомненно, животные в чем-то очень близки к Богу, к Его первоначальному замыслу о них.
Так вот, у высокоразвитых животных родовая жизнь и инстинкт продолжения рода занимают очень важное место. Но при этом собственно физиологические отношения носят чаще всего сезонный характер. Они совершенно прекращаются с рождением детенышей, и животные полностью переключаются на заботу о потомстве. И тут некоторые животные (например, волки, еноты) могут послужить поучительным примером родительской любви и супружеской верности для иных «воцерковленных православных»…
Если мы посмотрим на евангельский образ Иисуса Христа, то нам станет очевидно, что на всем Своем земном пути Он совершенно не соприкасался со стихией родовой жизни человечества. Спаситель имел всю полноту человеческой природы и первым Своим чудом благословил брак. Но при этом Его собственное рождение – безсеменное, Его Мать – Приснодева.
В воплощении Он принял на Себя мужской пол, но ни в одном каноническом Евангелии мы не найдем примеров Его собственно «мужского», так сказать, «гендерного» поведения. Все лукавые попытки найти такие примеры и приписать Спасителю некое «тайное» плотское родство не выдерживают критики и давно осуждены Церковью (от древних гностиков до «Кода Да Винчи» включительно). Да и Сам Господь Иисус Христос, как видно из Евангелия, пресекал попытки навязать ему сугубо человеческие отношения (Лк. 8:19-21). Он показывает, что вся эта половая, родовая стихия имеет мало общего с грядущим Царством (Мф. 22:29), за исключением, может быть, самого образа брака, который приобретает в Евангелии совершенно небесные черты. Более того!
Чтобы войти в это мессианское Царство, требуется иное, духовное рождение (беседа с Никодимом в Евангелии от Иоанна), так как рождение по плоти приводит человечество только к умножению греха… Замечательно говорит об этой проблеме и о необходимости духовного рождения святитель Николай (Велимирович) в своих философско-этических эссе «Мысли о добре и зле».
— Все-таки из Ваших слов можно сделать вывод о природной греховности половых отношений в браке, если они явились результатом грехопадения…
— Церковь никогда не соглашалась с точкой зрения дуалистических сект, паразитировавших на ее аскетическом идеале, что тело и все его отправления – это зло, и, следовательно, брак и половая жизнь греховны по своей природе. Это, конечно, не так. Вы сами заметили, что брак установлен Богом – а все созданное Им «добро зело». В таинстве венчания Церковь, помимо других сторон брачной жизни, недвусмысленно благословляет именно «телесное сопряжение». Но эта физиологическая сторона брака – это, видимо, некое Божественное снисхождение к нашей греховной страстности, окрашенное Его непостижимой любовью.
На мой взгляд, плотская брачная жизнь представляет собой некий этап, ступеньку в индивидуальном духовном развитии. Плотские радости «адресованы» Богом самому молодому человеческому возрасту, там они желанны, необходимы, многократно воспеты в искусстве и в литературе. Их естественный итог – рождение детей, а это событие ставит юношу или девушку на качественно иной уровень нравственного развития. Отцовство, материнство — некоторые святые отцы видели в способности деторождения проявление образа Божия в человеке, некое сотворчество человека Богу в произведении на свет новых людей.
Иные сильные души минуют брачную жизнь вовсе, сразу устремляясь к Богу и принимая монашеский чин. Этот путь, институционально оформившийся в IV в., тоже был предсказан и благословлен Христом (Мф. 19:11-12). Но живя в падшем мире, в браке или вне брака, каждый христианин так или иначе призван совершить победу над своим падшим естеством, а значит, и над блудной страстью. Если для монаха – в силу его обета — эта победа означает полное воздержание, причем не только на физическом, но и на мысленном уровне, то для семейного человека это стяжание целомудрия в браке. В одной из своих проповедей святитель Филарет Московский сказал так «Брак и девство – не для всех, но целомудрие – для всех».
— Современные люди редко слышат подобные слова. Что значит «стяжать целомудрие в браке»?
— Добродетель целомудрия – это целостный, личностный подход к своему супругу и к самому себе, основанный на том, что все мы являемся образом Божиим. Целомудрие предполагает чистый, не затуманенный похотью взгляд на человеческое естество. В браке это означает, что прежде всего нужно сохранить супружескую верность, не стать рабом своему страстному началу, не воспринимать супруга как «сексуального партнера» и не «заиграться» в юношеские игры до той поры, когда стареющее тело будет просить пощады, а развращенный ум поведет его за собой на все новые и новые плотские «подвиги»… Плохо, если, вступив на эту ступень в начале семейной жизни, человек так и остается на ней, и начинает, скажем, рассуждать о «свободной и ничем не ограниченной радости» полового общения.
Гораздо ближе к христианскому нравственному идеалу трезвое решение отдать должное своему «плотскому человеку», а затем по собственной воле ослабить эту зависимость и сознательно устремиться к лучшему и большему. Из агиографии мы знаем о таких святых супружествах, где раньше или позже, плотские отношения были сознательно отвергнуты. Разве кто-то дерзнет сказать, что этот подвиг так уж омрачил их жизнь, лишил взаимной радости или затруднил спасение в «супружеском чине»? Вовсе нет.
— Как поступать православным супругам во время церковных постов?
— Весь наш церковный Устав (в той части, где он говорит о постах и о времени совершения таинства венчания), а также свод канонических правил направлены на ненавязчивое воспитание в чадах Церкви именно такого, умеренного, бесстрастного взгляда на телесные супружеские отношения.
Теперь, наверное, уже всем известно, что таинство венчания не совершается в период любого из четырех постов и даже накануне постных дней любой седмицы. Иные не слишком «воцерковленные» женихи и невесты, зарегистрировавшись в загсе, нетерпеливо ждут праздника, чтобы повенчаться. Но причина такой «отсрочки» не только и не столько в невозможности организовать для молодоженов «брачный пир», как можно подумать… Дело именно в телесной близости, обычно следующей вскоре за брачной трапезой.
Эта естественная радость и, в каком-то смысле, награда молодоженов за непорочную жизнь до брака, по мысли Устава, все же несовместима с требованиями поста.
Но это касается не только молодоженов — женатые люди, живущие церковной жизнью, во все постные дни тоже призваны соблюдать супружеское воздержание! И таких дней в году набирается довольно много… Увы, об этом нынче многие склонны «забывать», а ведь это обязательный элемент каждого поста. Церковь удерживает своих чад от избыточных телесных радостей, направляет их энергию на покаяние и на духовные дела.
Но только ли в посте тут дело? Оказывается, нет. Вот наступает праздник Пасхи или Рождества, все радостно разговляются. А Устав, как ни это странно, по-прежнему предписывает супружеское воздержание! Браки не венчаются ни на Светлой седмице, ни на Святках. Почему же? Это тоже приоритет брачного целомудрия. Причина в том, что праздник такого масштаба и причащение в эти дни Святых Таин несоизмеримы с нашим «плотским мудрованием»: увлекшись телесными утешениями, человек неизбежно теряет чистоту помыслов и становится недостоин радости духовной.
Неспроста Православная Церковь сохранила в своем обиходе и ветхозаветное понятие о «ритуальной чистоте». Человек, предававшийся любовным утехам накануне посещения храма, не может сразу же приступать к таинствам, прикладываться к мощам и святыням, причащаться Тела и Крови Христовых. Он должен привести себя в трезвенное, «чистое» состояние. Священник во время «Херувимской песни» читает в алтаре молитву, призывающую всех нас к безупречной плотской чистоте: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы»…
— Почему Церковь признает лишь три брака?
— Этот же целомудренный подход к супружеским отношениям лежит в основе канонического признания Церковью только трех браков. Есть мудрая народная поговорка: «Первый брак от Бога, второй — от людей, третий – от лукавого». В ней есть большая доля истины.
Но вот третий брак – это уже своего рода сигнал о том, что человек настроен на служение собственной плоти, что он не умеет или не хочет расстаться с плотским образом мышления, смиренно принять свое вдовство или вынужденное одиночество как волю Божию. Это некий предел, за которым уже нет подлинно христианской духовной жизни.
Русский православный философ Б.Вышеславцев, видный мыслитель русской эмиграции, ученик Н.О.Лосского, написал замечательный труд «Этика преображенного эроса». В нем он на примерах из Священного Писания и святоотеческой традиции убедительно показывает, что «вектор» нравственного развития человека в сфере чувственности должен быть направлен от страстного «первобытного» эроса к столь же пламенной и неутолимой, но бесстрастной любви к Богу. Этот процесс он называет «сублимацией».
Начало развития – это страстное влечение к противоположному полу, которое, в принципе, может воспитать в человеке немало хороших качеств. По мере преодоления страстного начала человек возрастает духовно, наступает единственное верное завершение этого процесса – чистое влечение человеческой души к Своему Создателю, таинственное общение, единение с Ним. Так на путях Промысла Божия человеческая душа возрастает в любви.
Святитель Иоанн Златоуст – величайший знаток и учитель христианской нравственности. Его перу принадлежат возвышеннейшие высказывания и многочисленные сочинения на тему супружеской любви и христианского брака. Давайте завершим этот разговор именно его словами: «Не будем же пренебрегать своим спасением, и отдавать душу диаволу через грех [блуда]. Отсюда происходит множество бедствий, разрушающих домы, и множество раздоров; от этого иссякает любовь и исчезает благорасположение… От целомудрия рождается любовь, а от любви – бесчисленное множество благ»*.