Что такое лонгрид и как его сделать
Как писать лонгрид: 25 советов для тех, кто делает это впервые
Всем привет! Меня зовут Михаил. Автор «TexTerra».
В 2018 г. я написал 60 лонгридов для коммерческого сообщества в ВК. За этот год создал 10 лонгридов для своего канала про ипотеку на платформе «Яндекс.Дзен» со средним показателем дочитываний в 80 %.
В этой статье изложены 25 прикладных советов по написанию лонгридов, если вы это делаете впервые. Сразу скажу, что все рекомендации основаны на практическом опыте. Будет закручено и интересно. Возможен катарсис (нет).
Для простоты восприятия обозначим, что создание лонгрида формируется из трех глобальных этапов: «Подготовка», «Формирование», «Финиш».
Подготовка
На данном этапе мы строим фундамент всего лонгрида. Даже строчки не напишем. Только проделаем важную предварительную работу, которая поставит процесс на правильные рельсы.
Совет № 1: «Изучите платформу публикации»
Редактор во «ВКонтакте», «Телеграф», «Тильда» (список можно продолжать) – все они в каких-то нюансах отличаются друг от друга. Например, в редакторе VK можно вставлять опросы, товары, гифки, фото и видео.
В том же самом «Телеграфе» можно вставлять картинки, видео, подтягивать посты из «Твиттера». Но для создания постов в нем нужно пользоваться VPN.
Для первого лонгрида достаточно понять, какой функционал вам будет необходим и до какой платформы будет проще всего добраться вашим потенциальным читателям.
Если у вас сообщество в VK, то имеет смысл сделать свой первый лонгрид именно на внутренней платформе. Так читателям будет проще дойти до публикации.
Совет № 2: «Сформулируйте основной смысл лонгрида»
Здесь речь не про тему лонгрида, а про смысл (основной посыл), который мы хотим донести до читателей.
Личный пример. Когда писал для сообщества питерского коливинга (что-то вроде хостелов с долговременной арендой), создавал лонгриды про жителей этого объединения. Основной смысл был таким: «У нас живут классные и адекватные люди, заселяйся к нам». А вот тема лонгрида – сам житель.
Этот подход сыграет в долгосрочной перспективе на результат. В моем примере так и получилось.
Совет № 3: «Брифуйте сами себя при выборе темы»
Да, именно так. Если вы определились с темой лонгрида, проведите себе беспристрастный и небольшой брифинг из трех вопросов:
На каждый можете дать уверенный и конструктивный ответ? Значит, вы на верном пути. В противном случае лучше скорректировать выбор темы.
Совет № 4: «Ищите вдохновение по стилистике. Не только в лонгридах»
Определились с платформой, сформировали смысл и тему хорошую подобрали. Готовы уже испытать клавиатуру на устойчивость. Стоять.
А в каком стиле его писать? Какими способами удержать внимание читателя? Как сделать повествование интересным? Не забываем – пишем лонгрид в первый раз.
Начните искать вдохновение в СМИ и у блогеров, которые сами выпускают лонгриды. Например: The Village, «Медуза», Илья Варламов.
Также вспомните художественные произведения, которые вы могли прочитать с интересом за один присест. Сценарные ходы в фильмах и сериалах, которые произвели на вас впечатление.
Конспектируйте идеи для подачи и изложения. Конечно, не все дойдет до финальной версии, но пригодится. Все-таки лонгрид – это фильм, который вы ставите в воображении читателя.
Совет № 5: «Изучите потенциальных читателей»
Это не про исследование ЦА, а про тех, для кого вы пишете свой первый лонгрид. Площадка публикации, допустимые приемы общения – зная все это, сможете «нащупать» стиль всего лонгрида.
Допустим, вы пишете лонгрид про историю изготовления тортов для профессионального сообщества кондитеров. К вам сразу будет явный негатив от читателей, если начнете повествование со слов:
Ну что, вроде подготовились. Переходим ко второму глобальному этапу «Формирование».
Формирование
Проверили предварительную работу. Теперь пора браться за сам лонгрид. Это и есть этап «Формирование», в котором мы разложим все по полочкам.
Совет № 1: «В начале напишите структуру с основными тезисами»
Подзаголовок – опорный пункт в каждом лонгриде. Он двигает историю дальше. По этой причине лучше всего начать с создания полноценного скелета с основными тезисами. Не забываем про зачин и финал – с чего все начинается и к чему приходит.
Посмотрим пример структуры на основе сказки Репка:
И да, учитываем результат совета № 2 с прошлого этапа. Важно, чтобы все с ним коррелировало.
Совет № 2: «Сначала текст, только потом все остальное»
К сожалению, не каждому дано мыслить многозадачно: понимать, где в тексте будет фото, где видео и как их вместе совмещать. Отсюда и данный совет – начинать с самого текста, а затем возиться с графикой.
В идеале – разделить по времени. Допустим, одно время вы сконцентрированы исключительно на тексте. А затем уже возитесь с медиаконтентом, ибо в лонгриде текст всему голова.
Совет № 3: «Начните писать с самого интересного»
Пишите лонгрид в первый раз – начинайте с самого сладкого. В данном случае пока не нужно думать про оформление, грамматические ошибки и объем. Начните с самой кульминации или с того момента, который вы сами хотите рассказать в первую очередь.
Таким образом вы избежите частой ловушки «белого листа». Плюс вам не нужно будет искать ответ на вопрос «Хм, а с чего начать-то?».
И помним про структуру.
Совет № 4: «Даже не пытайтесь осилить текст в один присест»
Лонгрид на то и лонгрид, что написание текста происходит не за 30–40 минут. Потребуется больше времени. Гораздо.
Вдохновение или верная мысль может застать вас в любом месте. Их лучше фиксировать в телефон, записывать руками. На крайний случай можно самому себе отправлять голосовые сообщения. Таким образом вы соберете целый текст лонгрида.
Интересное наблюдение: часто формулировки из черновиков становятся совершенно другими на чистовике.
При создании лонгрида не стоит думать про количество символов и перебор с «водой». Для этого есть следующий совет.
Совет № 5: «Выпаривайте простыню»
Текст собран, все раскидано по заранее составленной структуре. Теперь пора провести первичную редактуру: выпарить простыню. Что это значит?
Сперва весь текст делите на абзацы, чтобы читателю было проще воспринимать. Примерно каждые 3 – 4 предложения.
После этого убирайте из предложений слова, которые никак не влияют на смысл сказанного. Вы же все-таки пишите не просто «лонг», а «лонгрид». Думаем о читателе.
Совет № 6: «Перебирайте варианты подзаголовков»
Вы выпарили текст по структуре. Теперь самое время повозиться с подзаголовками. Старайтесь отражать в них основную мысль последующего блока текста или передавать настроение для читателя.
Напоминаю, вы пишете не коммерческий текст, не SEO-статью с обязательным вхождением ключевых слов в подзаголовках. Вы здесь полностью свободны.
Совет № 7: «Соблюдайте блочность текста»
Блоки «подзаголовок + текст» лучше создавать такими, чтобы они воспринимались как отдельная статья или краткая история. Это поможет сделать восприятие лонгрида удобным для читателей.
Есть лонгриды, которые трудно осилить за один раз, какими бы интересными они ни были. Внимание и память у нас работают сегментировано. Значит, возращаясь к вашему лонгриду снова, читатель быстро вспомнит по подзаголовкам на чем остановился в прошлый раз. Очень удобно, кстати.
Совет № 8: «В тексте делайте разметку по графическому оформлению»
Доделали текст и подзаголовки. Выпарили. Пора браться за фото и все остальное? Пока еще рано: остался важный штрих.
Надо обозначить в тексте места, где вы будете «вставлять» фотографии, видео или гифки. Также отметьте цитаты из повествования, которые будете выделять. Место для фото выделяйте особым символом, чтобы вы его не потеряли или случайно не оставили.
Обратите внимание, мы сначала поработали исключительно над текстом. А вот сейчас уже взялись за медиаконтент. Так правильнее с точки зрения концентрации для автора лонгрида (это вы, если что).
Совет № 9: «Каждые 3–4 абзаца разбавляйте с помощью фото или видео»
Основан на том положении, что за чтение текста и просмотр изображений отвечают разные участки мозга. Чередуя их, вы переключаете восприятие читателя. Это поддержит его интерес и сохранит динамику лонгрида.
Совет № 10: «Подбор медиаконтента для лонгрида»
Встаем на место читателя и определяем, что допустимо и недопустимо в нашем первом лонгриде. Запоминаем (справедливо для фото и видео):
Завалился горизонт, не тот ракурс, нужно что-то замазать – бегом в фотошоп.
Совет № 11: «Много фото? Пользуйтесь каруселями»
«Карусель» – инструмент для демонстрации фото, который используется на многих платформах для создания лонгридов.
Логика в том, что не стоит перегружать читателя большим количеством фотографий, если можно их компактно упаковать в одно место. В таком случае не забудьте в тексте заранее объяснить, в какую сторону свайпать.
Совет № 12: «Делайте подписи к фото такими, чтобы уже была мини-история>
Помните, в детстве родители приносили распечатанные фото из фотосалона? Их подписывали перед тем, как положить в альбом.
В фотографиях для лонгрида такой же принцип. Мы делаем подпись к фото, чтобы создать крохотную историю внутри большого повествования.
Совет № 13: «Готовый текст отдавайте корректору или редактору»
Мы почти на финише. Ключевое слово «почти». Теперь нужно отдать готовый текст и фото в руки корректора или редактора. Вам подшлифуют знаки препинания, правописание и опечатки.
Такое возможно сделать на биржах фриланса или попросить знакомого знатока орфографии и пунктуации за шоколадку.
Когда вы единолично создаете лонгрид (особенно первый), то «глаз замыливается». Можете упустить какие-то ошибки и тем самым похоронить повествование.
Почему корректировать нужно не во время написания, а после? Все просто: в начале лучше концентрироваться на самой истории, которую хотите донести, а не делать акцент на запятых или не тех буквах.
Совет № 14: «Сохраняйте резервную копию»
Будет очень обидно потерять результат труда из-за отсутствия резервной копии. Особенно на финише. Поэтому сохраняйте копию как минимум в ворде.
Совет № 15: «Перед публикацией проверьте как выглядит лонгрид с разных устройств»
Ваш лонгрид могут прочитать с компьютера, с телефона, с планшета и даже со смарт-телевизора. Определите доминирующие «экраны» и проверьте, как выглядит все перед публикацией. Может картинка где-то съехала, цитата не та выделена.
Финиш
На этом глобальном этапе будем работать с первым готовым лонгридом. Большая часть позади, остались только важные финальные штрихи.
Совет № 1: «Переберите несколько вариантов заголовков лонгрида»
Да, к заголовку мы приступаем именно сейчас. Его основная задача – соответствовать содержанию и вызывать желание открыть историю. Как правило, с лету в голову могут прийти 5–6 вариантов заголовков. Выбирайте из тех, которые придут после них.
Совет № 2: «Сгенерируйте несколько вариантов лид-абзацев»
Что такое лид-абзац? Проще говоря, это подводка к лонгриду. Короткий и завлекающий блок текста, который побуждает читателя ознакомиться с историей.
Его формула такова: краткое смысловое описание лонгрида + призыв к действию.
А вот почему нужно именно несколько вариантов – ответ в следующем совете.
Совет № 3: «Выберите способы распространения»
Лонгрид может быть написан изумительно. Только этого никто не увидит, если не сделать «посев». Здесь мы не берем в расчет наличие собственной площадки (группа в VK, блог и т. д.).
Все средства хороши.
Вот для этого и нужны разные варианты лид-абзацев, чтобы вы не рассылали всем одно и то же.
Да, крутой историей читатели в любом случае захотят поделиться. Только нужно, чтобы эти читатели как раз таки появились.
Совет № 4: «Позаботьтесь об авторском праве»
Часто бывает такое, что лонгриды копируют бездумно. По этой причине вставляйте в текст ссылки на себя или упоминание личного бренда. В таком случае горе-распространители по сути будут «работать» на вас.
Совет № 5: «Замеряйте показатели лонгрида»
Да, не на все можно навесить вебвизор и по тепловой карте посмотреть, с какого абзаца читатели уходят чаще всего. В нашем случае важнее посмотреть первичную реакцию аудитории – лайки, просмотры, репосты и комментарии.
Послесловие
Итак, в статье приведено 25 советов по созданию лонгрида, если вы его решили написать в первый раз. Для вас мы создали специальный Mind Map с конспектом советов. Берите и пользуйтесь. В результате ваш первый лонгрид не выйдет комом.
К слову, в TexTerra есть услуга по написанию текстового контента, который приходится по нраву поисковым системам и конвертирует читателей в клиенты.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Что такое лонгрид и как его сделать
Первым крупным спецпроектом, образцом качества в мире мультимедийных лонгридов, стала огромная статья The New York Times под названием Snowfall, вышедшая в декабре 2012 года. Snowfall до сих пор производит впечатление.
В 2012 году эффективность лонгрида измеряли тремя показателями: просмотры, число репостов в социальных сетях и, конечно, время, потраченное на чтение.
Повысить показатель вовлеченности таким образом, чтобы читатель захотел возвращаться и приводить друзей. Это можно сделать, тщательно спланировав включение нетекстовых элементов и предположив, сколько времени потратит на них средний читатель.
Сделать текст структурно понятным. Очень часто читатель не вчитывается в текст, как бы скользя взглядом. Наша задача — дать возможность найти понятное место и остановиться в нем. Хорошо работают перечни (такой вы читаете), подзаголовки, разбивки с помощью цитат, набранных более крупным кеглем.
Использовать ограниченный инструментарий. Авторы Snowfall могли себе позволить создать большое полотно, оценить которое способны были только читатели настольной версии статьи. В мире 2019 года большинство статей читается с экрана смартфона. Это сильно ограничивает палитру выразительных средств.
Разработать систему отслеживания вовлеченности. Например, известно, что просмотр видео усиливает лояльность к изданию и вовлеченность в материал. Мы точно не собираемся превратить заметку в видеогалерею, но определить место, где уместно было бы вставить ролик — задача автора. Максимизировать вовлеченность, изучив свою аудиторию и посоветовавшись с аналитиками — идеал.
Рассматривайте лонгрид как комикс или многоквартирный дом. В каждой части, выпуске, картинке, квартире — собственные жильцы. Свои герои и отношения между ними.
Даже если герои остаются одними и теми же, мы помним, что от сцены к сцене их отношения меняются. Сами они точно так же, достигнув конечной точки сцены, меняют отправную точку для следующей. Сирота, совершивший преступление, в следующей главе станет вором и продемонстрирует, как начинающий вор становится мастером. А может быть, вы на его примере покажете причины детской преступности.
Автор этого лонгрида пошел в книжный магазин, купил там упаковку школьных тетрадей и исписал одну из них планом. Каждый пункт плана получил собственный листок бумаги и набросок начала. Кое-где заранее появились иллюстрации или цитаты. Кое-что пригодилось, кое-что нет. Потом, открыв Word в режиме для концентрации (Ctrl-Shift-F1), я перенес заметки и структуру. Теперь оставалось только улучшать уже существующее. Заполнять пустоты, о каждой из которых я подумал раньше.
У вас может быть свой творческий метод, который не обязательно включает в себя книжный магазин, Big Tasty с дополнительной котлетой и набрасывание плана от руки, без компьютера. Важно то, что вы не можете написать лонгрид, начав в начале и закончив в конце.
Ключевым элементом лонгрида — в дополнение к структуре, схемам, общей ценности, дочитываемости — является тон.
Доверительный или авторитетный; неформальный или академический; с передачей слова героям или пересказом, объясняющим то, что неизбежно ускользнет от внимания читателя. Тон — одно из самых сложных решений, которые предстоит принять автору.
Зачастую может быть так, что факты собраны, герои опрошены, и даже сюжет готов или хотя бы очевиден. Но неподходящий тон все погубит, не позволит читателю как бы выглянуть
из-за спины рассказчика или понять мотивы главного героя.
Здесь сложно дать какой-то совет, но можно попробовать:
Повествование от третьего лица лучше, чем от первого. Третье лицо позволяет слиться с наблюдателем. Повествование от первого лица может вызвать несогласие с автором.
Дайте высказаться живым людям, даже если это (как в данном лонгриде) — в основном мертвые писатели.
Не будьте слишком неформальны
и — одновременно — слишком академичны. Хороший стиль — незаметный.
Не навязывайте своего мнения, к вашим выводам читатель должен прийти самостоятельно. Если он не может, это ваша недоработка, вы недостаточно убедительны.
Не доверяйте никому, кто говорит вам, как писать ваш текст. Он ваш, и если вы абсолютно уверены, что так лучше — пробуйте.
Не забывайте переделать, когда не получится. Если все получается — это очень плохо, вы не пытаетесь работать в полную силу.
Обычно история, которую рассказывает лонгрид, не закончена.
Даже в том случае, когда речь идет о давнишних событиях, заряд осмысленности, который придает лонгрид, еще долго будет тлеть в голове у читателя. Он даст ему новые идеи, спровоцирует необычные темы для разговоров, обогатит его.
Поэтому конец лонгрида — это формальность. Конечно, там не может быть штампа вроде «Что будет дальше, покажет время» или обрыва на полуслове.
Лонгрид: разновидности, примеры + правила написания
Лонгрид — это большая история, посвящённая остросоциальной, сверхтрендовой, самой непопулярной или болезненной теме в определённой отрасли. Она способна удерживать внимание читателя продолжительное время. Современные интернет-пользователи отдают предпочтение качественному контенту, поэтому лонгриды сегодня в тренде.
Что такое лонгриды
Дословно понятие «лонгрид» расшифровывается как «продолжительное чтение». Это один из форматов подачи материалов в таких средствах массовой информации, как журналы, газеты, интернет-сайты, социальные сети, блоги и др.
Специфические черты лонгридов:
На самом деле, в лонгридах не так важно, из скольких тысяч знаков он состоит и как правильно подобран мультимедийный материал. Это такой формат контента, где автор должен проявить свои писательские способности и создать лучшую статью по заданной теме, которая зацепит целевую аудиторию.
Современному понятию «лонгрид» предшествовало такое явление, как «лонгформ». Это больше, чем «традиционная» статья, но меньше, чем новелла. Первопроходцами в становлении «новой журналистики» являются американцы. Уже в 60-е годы в США в The New Yorker, Harper, Esquire и других печатных изданиях публиковались тексты, напоминающие лонгриды.
Сегодня такой контент всё чаще встречается в интернете, где возможности автора по раскрытию темы и созданию связи с читателем более широкие. Например, благодаря использованию фото, видео, инфографики и т. п.
Первым классическим примером лонгрида считается мультимедийный проект 2012 года от издания The New York Times с названием Snow Fall. Девять из десяти самых цитируемых в соцсетях публикаций газеты The New York Times являются лонгридами.
Рост популярности таких материалов привёл к их появлению в различных средствах массовой информации. В форме лонгридов описываются интересные и неоднозначные события, исторические справки, исследования, актуальные проблемы и пр.
Лонгриды не потеряют своей актуальности долгое время, так как вызывают у читателя доверие и интерес. Это не продающие тексты, построенные при помощи ограниченного набора приёмов.
Преимущества лонгридов
Сильные стороны лонгридов | |
Преимущество | Описание |
Информативность | Читатель лонгрида получает максимум информации по интересующей его теме, не прибегая к изучению дополнительных источников. По этой причине подобные материалы имеют высокую популярность и набирают большое число просмотров на сайте. Их добавляют в закладки и перечитывают повторно. Время пребывания посетителей на сайте и их лояльность увеличиваются. |
Высокая котировка в поисковых системах | Лонгриды воспринимаются поисковыми системами как более полный и качественный контент, поэтому они занимают первые позиции в ответах на запросы интернет-пользователей. Таким образом увеличивается посещаемость сайтов и происходит их продвижение в интернете. Чем дольше читатель находится на странице, тем больше усиливается мнение поисковой системы о том, что этот интернет-ресурс является самым релевантным источником информации по заданной тематике. |
Оптимизация лендинга | Мультимедийная составляющая лонгрида легко подготавливается к продвижению в плане SEO. |
Инструмент грамотного PR | Лонгрид может привлечь внимание читателя к какому-либо мероприятию, деятельности компании, продукту, услуге и т. д. Это хороший маркетинговый инструмент для воздействия на целевую аудиторию, так как качественный контент вызывает у неё доверие. |
Возможность прочтения на разных устройствах | Лонгриды читают с экранов и смартфонов, и планшетов, и ноутбуков, и прочих устройств. Множество интернет-пользователей просматривают их во время дороги, перед сном и в выходные дни. Если контент сайта качественно подобран, то внимание читателя долгое время будет сконцентрировано на его материалах. |
Обсуждение в соцсетях, высокий вирусный потенциал | Материал, вызывающий сильные эмоции у интернет-пользователя, будет активно обсуждаться на площадках социальных сетей и различных форумов. Это привлечёт дополнительное внимание целевой аудитории к контенту сайта, окажет воздействие на его имидж и доходность. |
Кому нужны лонгриды, а кому нет
Изначально лонгриды применялись в таких печатных изданиях, как газеты и журналы. В последние 5-7 лет они стали активно появляться в интернете. Их пишут на тех сайтах, контент которых предусматривает наличие интересных, актуальных и недостаточно освещённых тем в своей области.
Писать лонгрид нужно тем сайтам, которые желают развиваться, хотят повысить уровень доверия к контенту со стороны целевой аудитории и занять верхние строчки поиска.
Формат подойдёт таким сайтам, где нужно убедить читателя купить какой-либо продукт, принять участие в определённом мероприятии и т. д. Лонгриды — это действенный маркетинговый инструмент для воздействия на целевую аудиторию.
К повышению качества контента приходят не только журналисты и копирайтеры, но и многие блогеры. Сегодня длинный материал можно разместить практически на всех площадках социальных сетей. Таким образом можно привлечь внимание к своему аккаунту, блогу.
Лонгриды не стоит использовать в следующих случаях:
Нужно ли использовать лонгриды в соцсетях
Лонгрид — это форма длинных инвестиций в контент сайта и блога. Это новый способ подачи объёмного материала в социальных сетях. Он позволит найти отклик у разной целевой аудитории и достучаться до любого читателя. При этом важно творчески и вдумчиво подойти к написанию текста.
Сравнение возможностей по размещению лонгридов в социальных сетях | |
Название соцсети | Описание |
«ВКонтакте» | «Редактор статей» социальной сети позволяет отслеживать статистику: сколько интернет-пользователей открыло лонгрид, сколько начало его скролить, сколько прочитало 1/3, сколько прочитало ½, сколько прочитало до конца и сколько поделилось с друзьями. Автору лонгрида открывается доступ тогда, когда опубликованный текст набрал более 100 просмотров. Число читателей, поставивших «лайк» и «дизлайк», будет также отображаться. |
«Одноклассники» | В «ОК-постинг» автор может написать текст более 5 тысячи знаков. Здесь допускается дублирование статей из блога, то есть их не требуется переносить вручную. |
Facebook Notes — это специальный инструмент для публикации лонгридов. Здесь предусмотрена возможность загрузки обложки в начало статьи, что привлекает дополнительное внимание читателей. | |
«Телеграф» | Это блог-платформа для авторов, которые ведут канал в «Телеграмме». Здесь можно опубликовать материал без дополнительной регистрации. |
«Яндекс. Дзен» | На платформе «Яндекс. Дзен» доступно размещение и статей, и нарративов. Функционал ресурса предусматривает возможность получения информации о числе просмотров по каждой статье. |
Самым большим плюсом является то, что лонгрид после публикации в социальных сетях занимает место в топе ленты подписчиков автора. Поэтому число просмотров такого контента находится на высоком уровне.
Это связано с тем, что ленты новостей в соцсетях завалены несерьёзными репостами из пабликов, а лонгриды способствуют повышению качества контента сайта.
Разновидности лонгридов
Разновидности лонгридов | |
Тип | Описание |
Репортаж | Контент данного типа основывается на всестороннем и исчерпывающем обзоре произошедшего когда-либо события. Лонгриды-репортажи часто встречаются на новостных сайтах. |
Продающий | Примером коммерческого лонгрида может послужить описание нового смартфона с подробным рассмотрением его функционала, с инфографикой и видео, с положительными отзывами первых покупателей и пр. Такой контент вызывает у целевой аудитории доверие, так как объёмный материал раскрывает суть вопроса. |
Реконструктор | В этом случае автор пишет и о недавно произошедших событиях, и о том, что случилось много лет назад. Подобный контент насыщается разнообразными мультимедийными материалами, к примеру, кадрами из видео-хроник, аудиозаписами, стихами, фотографиями и пр. |
Портрет | Простыми словами — это презентация знаменитых людей, публичных деятелей и других интересных лиц. Например, это может быть история успеха какого-либо человека. Они популярны в сфере искусства, услуг, коучинга и пр. |
Аналитический | Автор описывает цепочку событий и даёт экспертную оценку. В лонгрид включаются данные специалистов и приводятся ссылки на исследования. Такие статьи популярны в маркетинге, IT-среде, бизнесе и т. п. |
Мультимедийный | Все ранее перечисленные лонгриды содержат мультимедийные элементы. Однако в данном случае акцент в большей степени делается не на текст, а на его графические составляющие. |
Лонгрид может представлять собой описание одной большой истории или же несколько маленьких, но осмысленных в рамках одной темы.
Каким должен быть хороший лонгрид
Хороший лонгрид включает в себя все структурные элементы, характерные для такого рода контента. Автор тщательно продумывает содержание статьи, собирает нужные сведения и только после этого приступает к её написанию.
Каждый блок материала должен иметь завершённую мысль, а между самими блоками прослеживаться связь.
Структурные элементы лонгрида | |
Название | Описание |
Заголовок | Первое, на что обращает внимание читатель статьи — это заголовок. Он должен содержать суть темы, которой посвящён лонгрид, но при этом быть лаконичным. Привлекательное название содержит, например: Автор отсылает читателя к прошлому, к людям, к событиям, к драме и т.д. Текст может сопровождаться фотографиями, скриншотами, инфографикой, видео- и аудиозаписями. |
Заключение | Окончание лонгрида должно быть эффектным. Именно в конце материала читатель максимально концентрирует внимание, чтобы узнать развязку и финал истории. Нельзя резко обрывать текст статьи, таким образом будет испорчено впечатление от всего контента. Из концовки читатель должен сделать финальный вывод. |
Важно, чтобы в заголовке не использовались избитые и заурядные формулировки. Чем больше любопытных деталей будет вынесено в название, тем выше вероятность, что лонгрид заметят.
Примеры удачных и неудачных заголовков для лонгридов | |
Плохо | Хорошо |
«Решила я как-то приобрести дешёвые наушники» | «Личный опыт: преимущества и недостатки покупки дешёвых наушников в Китае» |
«Моё путешествие по Африке» | «Знакомство с аборигенами и поиски клада: как я отдыхал в Африке» |
При оформлении лонгрида нужно учесть следующие моменты:
В результате должно получиться единое завершённое произведение искусства.
В зависимости от того, где будет размещён лонгрид, требования по его оформлению будут отличаться.
Как написать хороший лонгрид
Чаше всего над лонгридом работают два человека, это автор и редактор. Однако в состав команды также могут входить главный редактор, верстальщик, сео-специалист и маркетолог.
Как написать лонгрид:
Опубликованный лонгрид периодически редактируется в связи с появлением новых мнений, точек зрения, сведений, данных и пр. по теме статьи. Если со временем описываемый вопрос получил развитие, то важно оперативно скорректировать содержание лонгрида. В таком случае он долгие годы будет привлекать внимание читателей.
При написании лонгрида нужно знать три принципа:
В материал лонгрида не нужно включать лишние элементы. Плох тот контент, не в котором недостаточно мультимедиа, а тот, в котором он в избытке при недостаточной содержательности.
Важно помнить о том, что иллюстративные элементы являются мощным отвлекающим фактором, который снижает концентрацию внимания читателя. Поэтому их количество должно быть сбалансировано.
Чтобы лонгрид дочитали до конца, необходимо:
Также можно указать время чтения и добавить кнопки «Поделиться» в разных социальных сетях. Это даст возможность читателю сохранить статью и ознакомиться с нею позже, если сейчас он не успевает это сделать.
Если добавить к тексту гиперссылки на используемые источники, результаты исследований, цитаты и пр., пользователь увидит, что представленным фактам есть подтверждение. Это положительно отразится на его лояльности к сайту.
Примеры удачных лонгридов
Чтобы научиться писать хорошие лонгриды, нужно ознакомиться с наиболее яркими примерами.
«Snow Fall» — это название лонгрида 2012 года, выпущенного автором газеты The New York Times Джоном Бренчем. Данный мультимедийный проект вызвал волну обсуждений в журналистских кругах и удостоился Пулитцеровской премии. Джон Бренч провёл расследование о снежной лавине, сошедшей в австралийском парке Tunnel Creek. На подготовку лонгрида у автора ушло несколько месяцев.
Самым цитируемым лонгридом The New York Times является публикация «The Impossible Refugee Boat Lift to Christmas Island», посвящённая индонезийским нелегальным иммигрантам, стремящимся попасть в Австралию. Только в «Фейсбуке» она собрала 47 тысяч репостов. Его объем составил 10,5 тысяч знаков.
Примеры отечественных и зарубежных лонгридов:
1. «Земля отчуждения» от издания «КоммерсантЪ»;
2. «Вежливые люди» от ресурсе Meduza;
3. «Дни затмения» от ресурса Lenta.ru;
4. «The Russia Left Behind» от издания The New York Times;
5. XBOX ONE от ресурса polygon.com;
6. Danny Brown/sky high от ресурса complex.com;
Примеры коммерческих лонгридов:
Примеры лонгридов для социальных сетей:
Лонгрид — это своеобразная инвестиция в контент. Для того чтобы написать качественную статью, которая зацепит читателя, потребуется больше времени и сил, нежели чем для выпуска нескольких коротких текстов. Наполнение содержимого сайта или блога лонгридами повысит его популярность среди интернет-пользователей и увеличит посещаемость.