Что такое локальные упражнения

Локальные, региональные и глобальные упражнениния

Физиологическая классификация физических упражнений

В соревновательном спортивном упражнении совокупность двигательных действий (движений) направлена на достижение максимально возможного спортивного результата (примеры спортивных упражнений: прыжок в высоту, метание копья, стрельба, спортивная игра, бег или плавание на определенную дистанцию).

Огромное число физических, в том числе спортивных, упражнений обусловливает необходимость их классификации. Физиологическая классификация объединяет в группы физические упражнения со сходными функциональными характеристиками. С одной стороны, это такие упражнения, для успешного выполнения которых могут быть использованы в определенной степени сходные режимы, средства и методы физического воспитания (спор’тивной тренировки). С другой стороны, в одну группу объединяются физические упражнения, которые могут быть в равной мере использованы в системе физического воспитания (спортивной тренировки) для повышения функциональных возможностей одних и тех же физиологических органов, систем и механизмов, а следовательно, одного и того же физического качества. Так, возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в наибольшей степени определяющие уровень развития выносливости, могут успешно повышаться при использовании разных физических упражнений одной группы: длительного бега, езды на велосипеде, плавания, бега на лыжах.

Общая физиологическая классификация физических упражнений

Наиболее общая физиологическая классификация физических упражнений может быть проведена на основе выделения трех основных характеристик активности мышц, осуществляющих соответствующее упражнение:

1) объем активной мышечной массы;

2) тип мышечных сокращений (статический или динамический);

3) сила или мощность сокращений.

Локальные, региональные и глобальные упражнениния

В зависимости от объема активной мышечной массы все физические упражнения классифицируют на локальные, региональные и глобальные.

К локальным относятся упражнения, в осуществлении которых участвует менее 1/3 всей мышечной массы тела (стрельба из лука, из пистолета, определенные гимнастические упражнения).

К региональным относятся упражнения, в осуществлении которых принимает участие примерно от 1/3 до 1/4 всей мышечной массы тела (гимнастические упражнения, выполняемые только мышцами рук и чпояса верхних конечностей, мышцами туловища и т. п.).

Глобальными называются упражнения, в осуществлении которых принимает активное участие более 1/г всей мышечной массы тела (бег, гребля, езда на велосипеде и др.). Подавляющее большинство спортивных упражнений-относится к глобальным.

Дата добавления: 2016-07-09 ; просмотров: 7764 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Локальные, региональные и глобальные упражнениния

Что такое локальные упражнения. Смотреть фото Что такое локальные упражнения. Смотреть картинку Что такое локальные упражнения. Картинка про Что такое локальные упражнения. Фото Что такое локальные упражнения Что такое локальные упражнения. Смотреть фото Что такое локальные упражнения. Смотреть картинку Что такое локальные упражнения. Картинка про Что такое локальные упражнения. Фото Что такое локальные упражнения Что такое локальные упражнения. Смотреть фото Что такое локальные упражнения. Смотреть картинку Что такое локальные упражнения. Картинка про Что такое локальные упражнения. Фото Что такое локальные упражнения Что такое локальные упражнения. Смотреть фото Что такое локальные упражнения. Смотреть картинку Что такое локальные упражнения. Картинка про Что такое локальные упражнения. Фото Что такое локальные упражнения

Что такое локальные упражнения. Смотреть фото Что такое локальные упражнения. Смотреть картинку Что такое локальные упражнения. Картинка про Что такое локальные упражнения. Фото Что такое локальные упражнения

Что такое локальные упражнения. Смотреть фото Что такое локальные упражнения. Смотреть картинку Что такое локальные упражнения. Картинка про Что такое локальные упражнения. Фото Что такое локальные упражнения

В зависимости от объема активной мышечной массы все физические упражнения классифицируют на локальные, региональные и глобальные.

К локальным относятся упражнения, в осуществлении которых участвует менее 1/3 всей мышечной массы тела (стрельба из лука, из пистолета, определенные гимнастические упражнения).

К региональным относятся упражнения, в осуществлении которых принимает участие примерно от 1/3 до 1/4 всей мышечной массы тела (гимнастические упражнения, выполняемые только мышцами рук и чпояса верхних конечностей, мышцами туловища и т. п.).

Глобальными называются упражнения, в осуществлении которых принимает активное участие более 1/г всей мышечной массы тела (бег, гребля, езда на велосипеде и др.). Подавляющее большинство спортивных упражнений-относится к глобальным.

Статические и динамические упражнения

В соответствии с типом сокращения основных мышц, осуществляющих выполнение данного упражнения, все физические упражнения можно разделить соответственно на статические и динамические.

К статическим упражнениям относится, например, сохранение фиксированной позы при удержании стойки на кистях (у гимнастов), в момент выстрела (у стрелка).

Большинство физических упражнений относится к динамическим. Таковы все виды локомоций: ходьба, бег, плавание и др.

Источник

Физиологическая классификация физических упражнений

В соревновательном спортивном упражнении совокупность двигательных действий (движений) направлена на достижение максимально возможного спортивного результата (примеры спортивных упражнений: прыжок в высоту, метание копья, стрельба, спортивная игра, бег или плавание на определенную дистанцию).

Огромное число физических, в том числе спортивных, упражнений обусловливает необходимость их классификации. Физиологическая классификация объединяет в группы физические упражнения со сходными функциональными характеристиками. С одной стороны, это такие упражнения, для успешного выполнения которых могут быть использованы в определенной степени сходные режимы, средства и методы физического воспитания (спор»тивной тренировки). С другой стороны, в одну группу объединяются физические упражнения, которые могут быть в равной мере использованы в системе физического воспитания (спортивной тренировки) для повышения функциональных возможностей одних и тех же физиологических органов, систем и механизмов, а следовательно, одного и того же физического качества. Так, возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в наибольшей степени определяющие уровень развития выносливости, могут успешно повышаться при использовании разных физических упражнений одной группы: длительного бега, езды на велосипеде, плавания, бега на лыжах.

Общая физиологическая классификация физических упражнений

Наиболее общая физиологическая классификация физических упражнений может быть проведена на основе выделения трех основных характеристик активности мышц, осуществляющих соответствующее упражнение:

2) тип мышечных сокращений (статический или динамический);

3) сила или мощность сокращений.

В зависимости от объема активной мышечной массы все физические упражнения классифицируют на локальные, региональные и глобальные.

К локальным относятся упражнения, в осуществлении которых участвует менее 1/3 всей мышечной массы тела (стрельба из лука, из пистолета, определенные гимнастические упражнения).

К региональным относятся упражнения, в осуществлении которых принимает участие примерно от 1/3 до 1/4 всей мышечной массы тела (гимнастические упражнения, выполняемые только мышцами рук и чпояса верхних конечностей, мышцами туловища и т. п.).

Итак, сначала о характере силовых упражнений – они заставляют работать либо сразу несколько суставов, либо всего один. Типичный пример – приседания со штангой. Когда вы приседаете, разом происходит сгибание в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах. А вот в подъеме на бицепс работает всего один сустав – локтевой.

Что такое локальные упражнения. Смотреть фото Что такое локальные упражнения. Смотреть картинку Что такое локальные упражнения. Картинка про Что такое локальные упражнения. Фото Что такое локальные упражнения

Испокон веков считалось, что первыми надо делать многосуставные упражнения . Логика здесь понятна: чем больше суставов трудится, тем больше работает мышц. Ну а большое количество мышц надо “грузить” большим весом. Для сгибаний рук 10 кг – огромный вес, а для приседаний – смешной. Ну а чем больше вес, тем сильнее устаешь.

Отсюда напрашивается будто бы правильный вывод: надо делать первыми, пока ты “свеженькая”. А “ерунду” вроде сгибаний рук оставить на потом. Если поступить наоборот, ты растратишь силы, и их может не хватить, чтобы выложиться на все сто в тяжелых приседаниях.

Безупречная логика? Только для новичков! Последние научные исследования показали, что продвинутым фитнесисткам поступать надо с точностью до наоборот. Сначала делайте односуставные упражнения, а уж потом многосуставные. Звучит методическим диссонансом, зато срабатывает безотказно.

Односуставные упражнения

Односуставные упражнения, как вы уже догадались, используют в работе только один сустав (или два одинаковых сустава на разных конечно­стях). Движение в гораздо лучше изолирует конкретную мышцу, которая получает максимальную нагрузку.

Зачем нужна изоляция? Оказывается, по мере повышения стажа тренинга растет разница в силе между большими и малыми мышцами. Большие мышцы набирают силу быстрее, чем малые. Те тоже становятся сильнее, однако в абсолютном исчислении до больших не дотягивают. Причем разница дает о себе знать уже через год-полтора силового тренинга.

Что такое локальные упражнения. Смотреть фото Что такое локальные упражнения. Смотреть картинку Что такое локальные упражнения. Картинка про Что такое локальные упражнения. Фото Что такое локальные упражнения

Дело в том, что все многосуставные упражнения делаются силой больших и малых мышц. Малые мышцы выполняют работу ассистентов, но от этого их роль не становится менее важной. Вот и получается, что с годами многосуставные упражнения делаются менее результативными.

Что такое локальные упражнения. Смотреть фото Что такое локальные упражнения. Смотреть картинку Что такое локальные упражнения. Картинка про Что такое локальные упражнения. Фото Что такое локальные упражненияДопустим, вы делаете жим ногами. Главной движущей силой здесь является квадрицепс – большая мышца на передней поверхности бедра. Она распрямляет коленный сустав, и вы выталкиваете платформу кверху. Помогают ей бицепс бедер (мышца ) и ягодичная мышца (проще говоря, ягодица). Поскольку сила квадрицепса и мышц-ассистентов не равнозначна, те “выйдут из игры” раньше, чем квадрицепс получит всю причитающуюся нагрузку.

Вам самой будет казаться, что вы сумели выжать из квадрицепсов все до последнего повтора. А как иначе, если лишнего повтора не получается? Между тем нагрузка на квадрицепс будет явно недостаточной. Обидно, да?

Данное “правило” распространяется на все многосуставные упражнения, включая и те, что рассчитаны на верх тела. Яркий пример – наклонные жимы лежа. Их часто рекомендуют женщинам с выпирающими ключицами. Секрет в том, что это упражнение прицельно действует на верхнюю область большой грудной мышцы – она становится толще и маскирует ключицу. Проблема в том, что вместе с грудной мышцей вес кверху выжимают (мышца задней поверхности руки от плеча до локтя) и дельты. И те и другие – малые мышцы, отстающие в силе от большой грудной. Они отказывают раньше и вынуждают вас бросить упражнение, хотя грудным еще нужна пара-другая повторов.

Что такое локальные упражнения. Смотреть фото Что такое локальные упражнения. Смотреть картинку Что такое локальные упражнения. Картинка про Что такое локальные упражнения. Фото Что такое локальные упражнения

Ну а при чем тут односуставные упражнения? Вспомните, они прицельно нагружают только одну мышцу. А это значит, что выполнив односуставное упражнение первым, вы сможете понизить силовой потенциал “главной” мышцы и тем самым уравнять ее с малыми мышцами-ассистентами. Поверьте, это станет настоящим прорывом в смысле интенсивности!

Применяем принцип на практике

1. Системы классификации упражнений.

Классифицировать упражнения можно по двум системам:

По количеству суставов участвующих в движении:

По спортивному снаряду, с которым выполняется упражнение:

Многосуставные и односуставные (базовые и изолирующие).

От автора: Когда говорят о базовых упражнениях, чаще всего, имеют в виду – многосуставные упражнения. Когда говорят о изолирующих имеют в виду – односуставные. Классификации по базовым и изолирующим не могут быть совсем корректными, так как в некоторых видах спорта базовыми упражнениями называют соревновательные, что может приводить к путанице. Поэтому будут использоваться классификация по многосуставным и односуставным упражнениям.

Многосуставные упражнения – упражнения, где в движение вовлекается два или более суставов. Многосуставные упражнения всегда выполняются с большим весом, так как задействуют большее количество мышечных групп.

Примеры многосуставных упражнений на большие мышечные группы:

Односуставные упражнения – упражнения, где в движение вовлекается один сустав. Односуставные упражнения делают акцент на одну мышечную группу, максимально изолируя ее от других мышечных групп.

Примеры односуставных упражнений на малые мышечные группы:

Если не учитывать количество суставов участвующих в движении, то основные отличия – количество вовлекаемых мышечных групп. В любом многосуставном движении в работу будут включаться две, или больше, мышечных групп, когда в односуставном упражнении, основная нагрузка будет ложиться на одну мышечную группу.

Пример односуставного упражнения (разгибание рук на блоке стоя).

От автора: Полностью изолировать мышцу можно только в лабораторных условиях. В любом упражнении работает большое количество мышц, как в статике (мышцы напряжена, но не сокращается), так и в динамике (мышца сокращается). Для более простого разбора упражнения, мышцы, которые находятся в статике, разобраны не будут.

Штанги, гантели и тренажеры.

Коротко о тренажерах.

В данном высказывании есть доля правды, тренажеры были придуманы в далеких годах для восстановления после травм или операций. Основная цель тренажера – максимально изолировать одну мышечную группу и обезопасить движение. Было сделано это для того, чтобы при травме можно было давать подконтрольную нагрузку на ту или иную мышцу, при этом максимально контролировать движение.

После того как тренажеры показали свою эффективность, они стали набирать популярность в спорте в качестве вспомогательных упражнений. Тренажеры имеют свои преимущества и недостатки, про это подробней.

2. Основные отличия между штангами, гантелями и тренажерами.

Траектория и амплитуда движения:

Мышцы стабилизаторы – это мышцы, которые при упражнении стабилизируют движении.

Упражнения с гантелями – максимальное количество мышц стабилизаторов вовлекается в движении, относительно штанг и тренажеров.

Упражнения со штангой – меньше мышц стабилизаторов вовлекается в работу относительно гантелей, но больше чем на тренажерах.

Блочные тренажеры – меньше мышц стабилизаторов вовлекается в работу, чем с гантелями и штангами, но больше чем на рычажных тренажерах.

Рычажные тренажеры — наименьшее количество мышц стабилизаторов вовлекается в работу.

Пример: При тяге к груди на блочном тренажере будет вовлекаеться больше мышц стабилизаторов, чем на рычажном тренажере, так как траектория не ограничена строением тренажера.

При этом, на рычажном тренажере траектория ограничена и большая часть нагрузки ложится именно на широчайшую мышцу, также можно поднять больше веса и соответственно широчайшая получит больше нагрузки.

В безопасности однозначно выигрывают тренажеры, так как для этого они и были придуманы.

Что опасней гантели или штанги?

Однозначно ответить на этот вопрос крайне сложно, так как нет определенной статистике.

Скорей стоит говорить о том, что одно упражнение с гантелей может быть безопасней, чем упражнение со штангой, при этом другое – более опасно. Также опасность вызывает плохая техника упражнение.

Блочные тренажеры и рычажные тренажеры – безопасны из-за ограничений тренажера и равномерной нагрузки на мышцы (про это дальше).

Угол приложения нагрузки.

Хорошо видно это для широчайших мышц, когда все тяги в горизонтальной плоскости выполняются только на рычажных и блочных тренажерах.

Также и с трицепсами, для разгибания прижатых и опущенных рук можно использовать только тренажеры, либо нужно находиться в вертикальном положении, головой в низ, что крайне неудобно.

Нагрузка на протяжении всей амплитуды.

Здесь смысл, примерно, такой же, как и с углом приложения силы. Тренажер, в отличие от свободного веса, может сохранять нагрузку на мышцу на протяжении всей амплитуды.

3. Заблуждения, связанные с тренажерами.

Бытует много мнений и заблуждений, связанных с тренажерами, разберем некоторые из них.

Здесь есть доля правды, но связана она не с тем, что блок не используют для набора мышечной массы, а с тем, что на сушке шанс травмироваться огромный, и блок более безопасен. Также не маловажно то, что при работе на блоке меньше задействована нервная система, а на сушке ЦНС плохо «варит», и на блоке выполнить подход значительно легче, не нагружая ЦНС лишний раз.

2. Блоки не используют для набора мышц.

Заблуждение, блоки используют для набора мышечной массы, в сочетании со штангой и гантелями. Чем более профессиональный спортсмен, тем он больше использует тренажеры в своей подготовке.

3. Блоки делают форму мышц.

Заблуждение. Форма мышц закладывается генетически. Форму изменить невозможно, возможно, только, объем.

У штанг, гантелей и тренажеров есть свои преимуществ и недостатки. Для максимального эффекта от тренировочного процесса следует использовать все снаряды, при этом в грамотной последовательности и правильно строить тренировочную программу.

Базовые многосуставные упражнения

Многосуставные упражнения для женщин

Многосуставные мало чем отличаются от упражнений для мужчин, кроме используемых в упражнениях весов. Основные отличия в упражнениях для женщин состоят в многосуставном упражнении “приседание со штангой” из-за различной техники выполнения, связанной с разными достигаемыми целями. Целью этого упражнения для женщин является наращивание мышечной массы ягодиц.

Многосуставные упражнения с собственным весом

Классические многосуставные упражнения с собственным весом, это с разной постановкой рук, отжимания на брусьях и подтягивания на перекладине или турнике разными хватами.

Эффективность занятия с собственным весом у многих профессиональных спортсменов вызывает споры и сомнения. Бытует мнение, что упражнения без дополнительных утяжелителей не дают отличного результата. Однако для новичков в занятии спортом функциональный тренинг подойдет идеально для усовершенствования силовых показателей и увеличения мышечной массы.

Плюсы и минусы упражнений с собственным весом

Если вы задались целью улучшить рельеф тела, тогда программа упражнений с собственным весом подходит для вас. А вот для набора мышц, тренировки с большим количеством повторений без утяжелителей не подходят совершенно. Профессионалы в спорте очень часто советуют комплекс упражнений Табата. Этот функциональный тренинг хорошо борется с лишним весом. Однако людям, страдающим ожирением, такая тренировка может быть опасна. Лучше сначала обратиться за консультацией к врачу в этом случае.

Преимущества функционального тренинга:

Также существуют минусы таких тренировок:

Во время занятий без оборудования следите за правильным дыханием и техникой выполнения упражнений.

Не нужно спешить при выполнении тренировки, все позиции программы выполняйте медленно. Не делайте большие остановки перед повторением или между подходами, во время упражнений старайтесь максимально нагрузить группу мышц, на которую делаете подход. Прилагайте усилия и проделывайте тренировку с максимальной отдачей.

В конце каждого тренинга обязательно посвятите 15-20 минут кардионагрузкам. Если вы новичок, то первые занятия выполняйте в среднем темпе. Не нужно упражняться в бешеном ритме, лучше сохранить правильное дыхание и выполнять кардиозанятие дольше. Идеально для этого подойдет интервальный бег или подъем по лестнице.

Эффективность многосуставных упражнений

Многосуставные упражнения с собственным весом являются отличным решением для тех, кто за небольшой срок хочет сбросить лишний вес или придать рельеф телу. Большое количество упражнений относится к базовым техникам, они является обязательными для большинства спортсменов. Если выполнять такие тренировки систематически, ваши силовые показатели будут расти интенсивнее.

Если вы не имеете возможности посещать спортивный зал, то отлично подойдут тренировки без оборудования. К базовому тренингу относятся следующие упражнения: отжимание, приседание, подтягивание, выпады и др. Если сложно выполнять, к примеру, отжимание, вы сможете найти аналогию в более лёгкой форме. Комбинируйте базовые с дополнительными упражнениями, старайтесь во время тренировки уделять внимание всем группам мышц, а именно: мышечным группам ног, груди, спины и рук.

Блок похожие статьи

Программа тренировки с собственным весом для мужчин: эффективные техники

Требования для новичков:

Для усовершенствования качества тела профессиональные спортсмены рекомендуют не только подобрать хорошие позиции тренировки, но и следить за ритмом занятий. Рекомендуется проводить тренировку с большим количеством повторений, например за одно занятие выполнить: 30 приседаний (10 повторений за 3 подхода); 18 отжиманий (по 6 повторов в 3 сета). По такому же принципу выполняйте и другие упражнения.

Обязательно соблюдайте паузы между занятиями, давай время мышцам для отдыха. У неподготовленных людей мышечная система восстанавливаются медленно, после тренировки провидите небольшую растяжку, а перед занятием разминку на 10 минут.

Что такое локальные упражнения. Смотреть фото Что такое локальные упражнения. Смотреть картинку Что такое локальные упражнения. Картинка про Что такое локальные упражнения. Фото Что такое локальные упражнения

Источник

Виды физических упражнений

Содержание

Классификация физических упражнений. особенности их физиологического и метаболического обеспечения [ править | править код ]

Источник:
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.

Физиологическая классификация объединяет физические упражнения с подобными функциональными характеристиками в группы. Существуют различные варианты физиологической классификации физических упражнений (Солодков, Сологуб, 2005).

В соответствии с относительной нагрузкой на анаэробные и аэробные энергетические системы все циклические упражнения делятся на анаэробные и аэробные. Энергетическая и эргометрическая характеристика анаэробных и аэробных циклических упражнений представлена в приложениях 3 и 4 и в теоретическом вступлении к последующим практическим занятиям.

Приложение 3 — Энергетическая и эргометрическая характеристика анаэробных циклических упражнений

Анаэробная составляющая энергопродукции, %

Вклад энертетических систем, %

Рекордная мощность,ккалкг 1

Предельная продолжительность бега,с

Максимальной анаэробной мощности

Околомаксимальной анаэробной мощности

Субмаксимальной анаэробной мощности

Приложение 4 — Энергетическая и эргометрическая характеристика аэробных циклических упражнений

Вклад энергетических систем, %

Главные энергетические субстраты

Рекордная мощность, ккалкг 1

Мышечный гликоген и глюкоза крови

Мышечный гликоген, жиры, глюкоза крови

Жиры, мышечный гликоген, глюкоза крови

Жиры, мышечный гликоген, глюкоза крови

Классификация ациклических упражнений включает четыре класса:

Форма и содержание упражнений [ править | править код ]

Упражнения могут быть самыми разнообразными по форме и содержанию. Форма – это их структура. Содержание и форма находятся в единстве и взаимосвязи. Упражнение выполняется определенным способом, называемым техникой, в которой выделяют основы, главное звено и детали. Основы техники и главное звено упражнения едины, а детали могут быть различными и зависят от индивидуальных особенностей человека. [1]

Категория формы и содержания берет свое начало из философии материальной диалектики. Реально форму и содержание разделить нельзя, ибо форма есть не что иное, как содержание в его непосредственно воспринимаемом бытии, а содержание есть не что иное, как внутренний смысл данной ему формы. [2] Данные характеристики используются только в русскоязычной литературе.

При выполнении физического упражнения всегда предполагается сознательная установка на достижение конкретного результата. Реализация этой связана с предвидением результата и оценкой условий его достижения, разработкой программы действия и выбором способа выполнения, управления движениями, волевыми и другими психомоторными процессами.

Выполнение упражнения означает переход на тот или иной уровень его функциональной активности. Функциональные сдвиги, происходящие во время выполнения упражнения, стимулируют последующие процессы адаптации и восстановления, благодаря чему, выполнение физических упражнений служит фактором повышения функциональных возможностей организма и совершенствования его структурных свойств.

Содержание составляют входящие в него двигательные акты (фазы или звенья) и вся сумма процессов и явлений (физиологических, психологических и биомеханических), которые происходят у человека при выполнении физических упражнений (например, физиологические сдвиги, психические процессы, степень проявления физических качеств). Эффект упражнения определяется его содержанием. Содержание – целевое назначение упражнения, общая форма движений. Содержание обуславливает оздоровительное значение упражнений (приспособление организма, улучшение показателей здоровья, воспитание физических качеств, что улучшает физическое развитие); образовательную роль (учатся управлять своими движениями, овладевают двигательными умениями и навыками); влияние на личность (морально-волевые качества).

2) Форма физического упражнения — это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. [6] Форму физических упражнений определяют их двигательный состав и структура (техника). [7] В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру.

В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причём содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить соответствующее изменение его содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Так повышение скоростно-силовых качеств, сказывается на соотношении опорных и безопорных фаз, на амплитуде и других признаков формы движений в спринтерском беге.

Со своей стороны и форма влияет на содержание. Несовершенная форма физического упражнения препятствует максимальному проявлению функциональных возможностей, как бы сковывая их. Совершенная же форма способствует наиболее эффективному использованию физических способностей. Так, при одной и той же скорости передвижения на лыжах человек, в совершенстве владеющий техникой бега на лыжах тратит на 10-20% энергии меньше, чем тот у кого форма движений не совершенна.

Таким образом, хотя содержание и форма физического упражнения неотделимы друг от друга, между ними существуют определённые противоречия. Их преодолевают, обеспечивая развитие физических качеств в единстве с соответствующим изменением формы движений.

К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении данного упражнения. Например, взаимосвязь процессов (нервно-мышечной координации, биологических, психических и др.) при беге будет иной, нежели при плавании.

Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, соотношением пространственных, временных и динамических характеристик (техникой).

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание при этом играет ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными будут и компоненты техники (темп, длина шага и др.).

На проявление физического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. Нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Например: Основное упражнение – прыжки в высоту с разбега способом «перешагивания» целостное двигательное действие, выполненное с учетом правил соревнований.

Внутренняя форма – это взаимодействие всех процессов, происходящих в организме.

Их воздействие не ограничивается биологической сферой человека, оно распространяется на психику, сознание и поведение. Научное понимание сути упражнений несовместимо с односторонней оценкой их как биологического раздражителя или как средства воздействия на духовные начала.

От содержания упражнения зависит его форма, которая представляет его внутреннюю и внешнюю структуру (построение, организацию). Внутренняя структура упражнения характеризуется связью между собой различных процессов функционирования организма, их соотношением, взаимодействием и согласованием. Нервно-мышечная координация, взаимодействие моторных и вегетативных функций, соотношение различных энергетических (аэробных и анаэробных) процессов, например, при беге будут иными, чем при поднимании штанги. Внешняя структура упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Содержание и форма упражнения взаимосвязаны. Содержание является определяющим, оно играет ведущую роль по отношению к форме. Для достижения успеха в упражнении необходимо обеспечить соответствующее изменение его содержательной стороны, создав условия для повышения функциональных возможностей организма на основе формирования силовых, скоростных или других способностей, от которых зависит результат. По мере изменения элементов содержания упражнения меняется и его форма (повышение мощности или скорости движений или выносливости сказывается на амплитуде движений, соотношении опорных и безопорных фаз, других признаках формы упражнения).

Форма влияет на содержание. Несовершенная форма упражнения препятствует максимальному выявлению функциональных возможностей, сковывает их. Совершенная форма способствует эффективному использованию способностей (при одной и той же скорости передвижения на лыжах обучаемый, в совершенстве владеющий техникой лыжного бега, тратит энергии на 10—20% меньше, чем тот, у кого она несовершенна). Самостоятельное значение формы упражнений выражается в том, что разные по содержанию упражнения могут иметь сходную форму (ходьба или бег на различные дистанции). Различные по форме упражнения могут иметь общие черты содержания (бег, гребля, плавание с одной и той же физиологической интенсивностью).

Содержание и форма упражнения неотделимы друг от друга, между ними возможны определенные несоответствия и противоречия. Их преодолевают, обеспечивая развитие физических качеств в единстве с изменением формы движений. Понимание отмеченных соотношений формы и содержания упражнений — условие целесообразного использования их в практике физической культуры и спорта.

Классификация физических упражнений

Классифицировать физические упражнения означает логически представить их как упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам. Значение классификации определяется тем, какой именно признак положен в ее основу, насколько он важен в научном и практическом отношении. Если в

основе классификации упражнений лежит признак, существенный для физического обучения, классификация помогает правильно ориентироваться в огромном многообразии упражнений, рационально выбирать и целесообразно использовать их.

Известно много различных классификаций физических упражнений, которые строились, например, по формальному признаку: упражнения со снарядами, упражнения на снарядах, упражнения без снарядов, как определялось в немецкой или сокольской гимнастической школе. Классификации строились по частным признакам, узкой постановкой задач физического обучения, например по анатомическому признаку в шведской гимнастике с ее узкой направленностью на развитие внешних форм тела или по утилитарному признаку, как классификация Эбера во Франции.

Юдиной научно разработанной классификации упражнений пока не создано. Проблема заключается в том, что систематизировать упражнения исходя из объективных возможностей, предоставляемых ими для реализации задач всестороннего физического воспитания и образования, и сгруппировать их так, чтобы можно было выбирать упражнения по признаку наибольшей эффективности, довольно сложно. Это актуально, так как постоянно возникают новые виды упражнений, в том числе и экстремального характера.

Физические упражнения принято группировать по принадлежности к исторически сложившимся условиям в гимнастике, спортивных играх. Внутри групп существуют деления, например в гимнастике — спортивная, аэробика, шейпинг, художественная гимнастика, эстетическая гимнастика. Такая классификация не отличается достаточной четкостью, не отражает глубокого взаимопроникновения и изменения сложившихся ранее средств и методов физической культуры.

Распространенной является классификация упражнений по требованиям, которые предъявляются к физическим качествам человека, по некоторым дополнительным признакам. Так, скоростно-силовые виды упражнения характеризуются максимальной интенсивностью, мощностью и усилиями — спринтерский бег, метания, прыжки и поднимание штанги.

Упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости в движениях, представляют циклическую группу — бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, ходьба, плавание, гребля на соответствующие дистанции.

К группе упражнений с проявлением координационных и других способностей в условиях строго заданной программы движений относятся гимнастика и акробатика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание.

К группе упражнений с комплексным проявлением физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий относятся борьба, бокс, фехтование, спортивные игры.

В ряде специальных дисциплин пользуются частными классификациями физических упражнений. В биомеханике принято подразделять их на локомоторные (направленные на передвижение тела в пространстве), вращательные, перемещающие (связанные с перемещением внешних физических тел). В физиологии — на упражнения, выполняемые в различных зонах физиологической интенсивности работы (максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной).

Распространена классификация упражнений по особенностям структуры движений, когда выделяют группы циклических, ациклических и комбинированных упражнений. Большое методическое значение имеет группировка упражнений по их конкретному назначению в процессе освоения целевых двигательных действий, с выделением подготовительных и основных упражнений, общеподготовительных и специально-подготовительных.

Классификации, составленные на основе различных признаков, в определенной мере имеют научное и практическое значение. Они дополняют друг друга, в совокупности помогают ориентироваться в многообразии явлений, их свойств и отношений.

В каждой классификации предполагается, что упражнение обладает постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия, который зависит от того, кто именно это упражнение выполняет, как оно выполняется, под чьим руководством и в какой обстановке проводятся занятия. Чтобы правильно судить о возможном эффекте упражнения,недостаточно представлять лишь его место в классификации — надо рассматривать каждое упражнение в единстве с методикой и другими условиями его применения.

Понятие о технике физических упражнений и двигательных

В процессе совершенствования физических качеств изыскивают рациональные способы выполнения двигательных действий. В каждом произвольном двигательном акте есть задача, осознаваемая как желательный результат действия, способ, каким она решается. Двигательная задача может быть решена несколькими способами. Например, рывок штанги можно выполнить приемом в сед или с помощью движения «ножницы».

Для спортсмена эти задачи могут быть менее или более эффективными. Способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с большей эффективностью, принято называть техникой физических упражнений.

Это понятие находится в одном ряду с понятием «форма физического упражнения», если рассматривать не только внешнюю, но и внутреннюю структуру движений. Отличие в том, что термин «техника» относится к эффективным формам упражнений, рационально построенным с учетом закономерностей движений. Степень эффективности техники упражнений в каждый момент относительная, так как сама техника не остается неизменной. Она беспрерывно совершенствуется и обновляется, становясь эффективной как у отдельного обучаемого (по мере совершенствования его двигательных умений и навыков), так и в целом (по мере научного познания закономерностей движений, совершенствования методов обучения упражнениям и формирования физических качеств).

Прогресс техники упражнений обусловлен совершенствованием спортивного инвентаря, одежды, оборудования, что постоянно приводит к появлению эффективных форм упражнений, в чем легко убедиться на примере спортивной техники, столь значительно изменившейся во всех видах спорта за последние годы.

Различают основу техники движений, ее главное звено и детали.

Основа техники движений как совокупность звеньев и структуры движений необходима для решения двигательной задачи определенным способом (порядок проявления мышечных усилий, элементы согласования движений в пространстве и во времени). Выпадение или нарушение одного элемента или соотношения в данной совокупности делает невозможным решение двигательной задачи.

Главное звено (звенья) техники движений является важной частью способа выполнения двигательной задачи. Это можно наблюдать, например, при прыжках в высоту с разбега — отталкивание, соединенное с быстрым и высоким махом ногой; в метаниях (диска, копья, гранаты) — финальное усилие; при подъеме разгибом на гимнастических снарядах — своевременное и энергичное разгибание в тазобедренных суставах с последующим торможением и синхронным напряжением мышц пояса верхних конечностей. Выполнение движений, входящих в состав главного звена, происходит в короткий промежуток времени и требует значительных мышечных усилий.

К деталям техники движений относят отдельные составляющие, в которых проявляются индивидуальные вариации техники непринципиального характера. Они различаются, поскольку обусловлены морфологическими и функциональными особенностями (различия в соотношении длины и частоты шагов при беге обусловлены различиями в длине конечностей, неодинаковая глубина подседа при поднимании штанги — различной степенью развития гибкости и силовых способностей).

При неизбежных индивидуальных различиях в деталях техники нельзя отступать от общей закономерной ее основы, целесообразности индивидуального варьирования. Техника движений может быть равноценна «безразмерной одежде», которая подходит каждому. Механическое копирование индивидуальной техники выдающихся спортсменов нередко приводит к отрицательным результатам.

Термину «техника движений» придают двоякий смысл: им обозначают как реально наблюдаемые, индивидуальные способы выполнения двигательных действий, так и некоторые абстрагированные «модели» действий (их идеальные «образцы», описываемые в словах, графически, математически или в какой-либо иной условной форме). Лучше пользоваться термином «модель техники». Если она разработана правильно, то дает ориентировочное представление о рациональных основах техники движений, ее предполагаемых эффективных формах.

Поиск эталонов идеальной техники различных упражнений привел к выявлению некоторых, преимущественно биомеханических закономерностей их построения. Перед учителем всегда возникает проблема разработки и уточнения конкретных моделей техники, которые соответствовали бы индивидуальным особенностям и намечаемым результатам обучения. Реальные формы техники одних и тех же упражнений на различных этапах тренировки не остаются неизменными, они зависят от степени развития физических и психических качеств личности, меняющихся в процессе обучения и воспитания.

Для характеристики техники физических упражнений большое значение имеет понятие структурной основы системы движений. Это закономерный и устойчивый порядок объединения отдельных элементов системы движений в составе двигательного акта. Проблема состоит в необходимых взаимосвязях их друг с другом в составе действия, в целесообразной организации их в пространстве и во времени, в закономерностях взаимодействия сил, обеспечивающих конечный результат действия.

В связи с различными аспектами анализа техники движений выделяют кинематическую (пространственную, временную и пространственно-временную), динамическую (силовую), ритмическую или общую координационную структуру движений. Грани структуры не изолированы друг от друга, они осуществляются для познания и практики взаимосвязи и взаимообусловленности всех характеристик техники упражнений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *