Что такое логистический сервис
Что такое логистический сервис
Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, называется сервисом.
Логистический сервис осуществляется либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области послепродажного обслуживания.
2.7.2. Система логистического сервиса
Формирование системы логистического сервиса
Определение политики предприятия в сфере оказания услуг связано с формированием системы логистического сервиса и предполагает проведение комплекса взаимосвязанных работ.
При этом сегментация потребительского рынка может осуществляться по географическому фактору, по характеру оказываемых услуг или другому признаку. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирование и определение стандартов логистического обслуживания производится путем проведения опросов потребителей.
Уровень логистического обслуживания
Основным критерием, позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического обслуживания.
Уровень логистического обслуживания это количественная характеристика соответствия фактических значений показателей качества и количества логистических услуг оптимальным или теоретически возможным значениям этих показателей. Расчет уровня логистического обслуживания выполняется по следующей формуле:
(2.7.1) |
где Y уровень логистического обслуживания;
m количественная оценка фактически оказываемого объема логистических услуг;
М количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса.
Пример 2.7.1. Рассмотрим деятельность оптового предприятия, торгующего запасными частями к автомобилям определенной марки. Допустим, что общий список запасных частей для автомобилей данной марки содержит 2000 видов, из которых на предприятии постоянно имеются 500 видов. Тогда уровень обслуживания будет равен
Уровень обслуживания можно оценивать также, сопоставляя время на выполнение фактически оказываемых в процессе поставки логистических услуг со временем, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг в процессе той же поставки. Расчет выполняется по следующей формуле:
(2.7.2) |
где n и N соответственно фактическое и теоретически возможное количество оказываемых услуг;
t i время на оказание i-й услуги.
Для оценки уровня логистического обслуживания выбираются наиболее значимые виды услуг, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а отсутствие с существенными потерями на рынке.
Зависимость расходов на сервис от уровня обслуживания показана на рис. 2.7.1.
Рис. 2.7.1. Зависимость затрат на обслуживание от уровня обслуживания
Начиная от 70% и выше затраты на сервисное обслуживание растут экспоненциально в зависимости от уровня обслуживания и при достижении уровня 90% увеличение объема логистического сервиса становится невыгодным. При этом снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса (рис. 2.7.2).
Рис. 2.7.2. Зависимость потерь, вызванных
ухудшением обслуживания, от уровня обслуживания
Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания. Графически оптимальный размер уровня сервиса можно определить, построив суммарную кривую F, отражающую поведение затрат и потерь в зависимости от уровня обслуживания (рис. 2.7.3).
Рис. 2.7.3. Зависимость затрат и потерь от величины уровня обслуживания
2.7.3. Критерии качества
логистического обслуживания
Гибкость поставки характеризует степень удовлетворения пожелании клиента об изменении первоначальных условий поставки без нарушения согласованного срока выполнения заказа. Сюда относят возможность изменения формы или способа передачи заказа, вида тары и упаковки по сравнению с установленными в рамках спецификации заказа и др.
Надежность поставки определяет способность поставщика соблюдать обусловленные договором сроки выполнения заказа. Существенным фактором, влияющим на надежность поставки, является наличие предусмотренных договором обязательств (гарантий), в силу которых поставщик несет ответственность за нарушение сроков поставки.
Длительность выполнения заказа характеризует календарный период с момента получения заказа до поставки партии товаров потребителю. Длительность выполнения заказа включает в себя время оформления заказа, изготовления (если заказанные товары отсутствуют на складе), упаковки, отгрузки и доставки потребителю.
2.7.4. Послепродажное логистическое обслуживание
Послепродажное логистическое обслуживание представляет собой комплекс услуг по техническому обслуживанию товаров в течение всего срока их эксплуатации, информированию и обучению потребителей.
Вопросы для повторения
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет
Сервис в логистике
10.1. Понятие и сущность логистического сервиса
Предпродажная работа в области логистического сервиса включает, в основном, определение политики фирмы в сфере оказания услуг, а также их планирование.
В процессе продажи товаров могут предоставляться разнообразные логистические услуги, в том числе информирование о наличии товарных запасов на складе, исполнение заказа (подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и др.), обеспечение надежности доставки, информирование о движении грузов.
Потребитель при выборе поставщика всегда принимает во внимание возможности последнего в области логистического сервиса, т.е. на конкурентоспособность поставщика влияет ассортимент и качество предлагаемых им услуг. Однако расширение сферы услуг сопряжено с дополнительными затратами.
Рассмотрим последовательность действий, которые позволяют сформировать систему логистического сервиса:
10.2. Определение уровня логистического обслуживания
Ресурсы предприятия концентрируются на предоставлении покупателям наиболее важных для них услуг.
Сервис оценивают показателем уровня обслуживания.
(10.1) |
где | — | уровень обслуживания, %; | |
n | — | фактическое количество оказываемых услуг; | |
N | — | количество услуг, которое теоретически может быть оказано; | |
— | время на выполнение i-й услуги. |
Начиная с 70% и выше затраты на предоставление сервиса растут экспоненциально, при уровне обслуживания 90% и выше сервис становится вообще невыгодным. При повышении уровня обслуживания размера 95-97% экономический эффект повышается на 2% а расходы возрастают на 14%.
Вместе с тем снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса ( рис. 10.2).
Качество логистического обслуживания определяется надежностью поставки, полным временем от получения заказа до поставки партии материальных ресурсов, возможностью выбора способа доставки, временем на осуществление заказа, наличием запасов, возможностью предоставления кредитов, скидок и т.д.
Сервис в логистике
10.1. Понятие и сущность логистического сервиса
Предпродажная работа в области логистического сервиса включает, в основном, определение политики фирмы в сфере оказания услуг, а также их планирование.
В процессе продажи товаров могут предоставляться разнообразные логистические услуги, в том числе информирование о наличии товарных запасов на складе, исполнение заказа (подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и др.), обеспечение надежности доставки, информирование о движении грузов.
Потребитель при выборе поставщика всегда принимает во внимание возможности последнего в области логистического сервиса, т.е. на конкурентоспособность поставщика влияет ассортимент и качество предлагаемых им услуг. Однако расширение сферы услуг сопряжено с дополнительными затратами.
Рассмотрим последовательность действий, которые позволяют сформировать систему логистического сервиса:
10.2. Определение уровня логистического обслуживания
Ресурсы предприятия концентрируются на предоставлении покупателям наиболее важных для них услуг.
Сервис оценивают показателем уровня обслуживания.
(10.1) |
где | — | уровень обслуживания, %; | |
n | — | фактическое количество оказываемых услуг; | |
N | — | количество услуг, которое теоретически может быть оказано; | |
— | время на выполнение i-й услуги. |
Начиная с 70% и выше затраты на предоставление сервиса растут экспоненциально, при уровне обслуживания 90% и выше сервис становится вообще невыгодным. При повышении уровня обслуживания размера 95-97% экономический эффект повышается на 2% а расходы возрастают на 14%.
Вместе с тем снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса ( рис. 10.2).
Качество логистического обслуживания определяется надежностью поставки, полным временем от получения заказа до поставки партии материальных ресурсов, возможностью выбора способа доставки, временем на осуществление заказа, наличием запасов, возможностью предоставления кредитов, скидок и т.д.
Понятие и значение логистического сервиса
Потребители, встречаясь с разнообразными, часто относительно равноценными предложениями от многочисленных производителей и будучи удовлетворенными свойствами и ценами товаров, все чаще и активнее формируют и выдвигают поставщикам требования, связанные с процессом обслуживания: сроками и надежностью поставок, своевременным информированием, техническим обслуживанием, гарантиями и т. п. Качество и состав предлагаемых услуг, сопутствующих предлагаемой продукции, оказывает существенное влияние на потенциальных покупателей. Особенно важным становится это при повторных закупках, когда потребитель в результате первой покупки товара у данного продавца уже оценил уровень предлагаемого сервиса. Высокое качество и широкий спектр услуг, сопровождающих материальные потоки, делает товары более привлекательными, повышает спрос на них. Таким образом, обслуживание клиентов становится одним из основных средств формирования тесных интегрированных связей между производителями, конечными потребителями, торговыми, транспортными и другими посредниками. При этом достигается снижение степени неопределенности при принятии решений продавцами и покупателями, что приводит к сокращению затрат, повышению стабильности и доходов всех участников движения материальных потоков.
Логистическое обслуживание и логистический сервис. Большую часть оказываемых потребителю услуг охватывает логистика. Согласно современным представлениям эта дисциплина рассматривает весь цикл экономической деятельности как единое целое, начиная с постановки целей и задач участников движения материальных потоков и заканчивая доведением готовой продукции до потребителей в соответствии с интересами и запросами последних. Поэтому обслуживание потребителей относится к одной из важнейших функций логистики.
Поэтому, учитывая новое отношение к товару как многостороннему явлению, в качестве объектов, на которые нацелена деятельность предприятия, выделяют:
Спектр обрабатываемых грузов весьма широк: от продуктов питания и лекарств до мебели и строительных материалов. При необходимости возможно оказание услуг по экспедированию грузов на железнодорожном транспорте. Индивидуальный подход к заказчикам услуг способствует быстрому и оперативному решению сложных вопросов. Постоянное внедрение современных подходов в логистике позволяет эффективно удовлетворять пожелания клиентов.
Выходя с новым вседорожником М-класса на американский рынок, отличающийся жесткой конкуренцией, руководство компании «Мерседес» (США) понимало, что наличие трехлучевой звезды на решетке радиатора еще не гарантирует популярности. Поэтому фирма собрала сведения обо всех американских владельцах внедорожных автомобилей и машин марки «Мерседес» и составила из них базу данных. Затем потенциальным покупателям были разосланы несколько предложений. В персональном письме от главы «Мерседес» говорилось: «Компания «Мерседес» ведет работу по созданию совершенно нового внедорожного автомобиля. Я обращаюсь к вам с тем, чтобы узнать, не могли бы вы оказать нам помощь».
В результате объем сбыта за первый год продаж достиг 35 тыс. машин еще до официального представления М-класса. Маркетинговый бюджет компании был определен в объеме 70 млн долларов США, однако благодаря индивидуальному подходу к потребителям ее расходы сократились до 48 млн долларов. Предполагается, что подобные действия будут повторены и при выпуске будущих моделей «Мерседес».
Источник: Темпорал П., Тротт М. Роман с покупателем. СПб.: Питер, 2002. С. 42-43.
Параметры логистического сервиса, оцениваемые потребителем. К основным параметрам качества логистического сервиса, оцениваемым потребителем и становящимся критериями выбора при приобретении продукции и установлении долгосрочных производственно-хозяйственных связей, относят:
Логистическое обслуживание как инструмент усиления конкурентных позиций предприятия. При оценке продукции потребитель обращает внимание не только на достоинства самого товара (качество, цвет, форма, выполняемые функции, престижность, цена), но и все в большей степени на качество и ассортимент предлагаемых вместе с данным товаром соответствующих логистических услуг. Поэтому, когда поставщик расширяет набор таких услуг и улучшает их качество, это способствует повышению привлекательности продукции и усиливает конкурентные позиции компании.
Что такое логистический сервис
Логистический сервис и его задачи
Логистический сервис — совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными, финансовыми и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом. Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока.
К основным принципам, которые положены в основу логистического сервиса, относится:
— максимальное соответствие его требованиям потребителей и характеру потребляемых изделий;
— неразрывная связь сервиса с маркетингом, его основными принципами и задачами;
— гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка, потребителей, обслуживаемых продуктов.
Основными задачами логистического сервиса являются:
— консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий данного предприятия, позволяющее им сделать сознательный выбор;
— подготовка покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники;
— передача необходимой технической документации, позволяющей специалистам покупателя должным образом выполнять свои функции;
— предпродажная подготовка изделия во избежание малейшей возможности отказа в работе во время демонстрации потенциальному покупателю;
— доставка изделия на место эксплуатации таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути;
— приведение изделия в рабочее состояние на месте эксплуатации и демонстрации потребителю его в действии;
— обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течение всего срока его нахождения у покупателя;
— оперативная поставка запасных частей.
В качестве видов сервисного обслуживания выделяются:
• сервис удовлетворения потребительского спроса, представляющий собой комплексную характеристику уровня обслуживания потребителей; определяется следующими показателями: время, частота, готовность, безотказность и качество поставок, готовность обеспечения комплектности и проведения погрузочно-разгрузочных работ, метод заказа;
• сервис оказания услуг производственного назначения охватывает совокупность предлагаемых видов сервисного обслуживания выпускаемой продукции, т.е. набор услуг, предоставляемых потребителю с момента заключения договора на покупку до момента поставки продукции;
• сервис послепродажного обслуживания включает совокупность предоставляемых услуг, необходимых для обеспечения эффективного функционирования продукции в существующих экономических условиях в течение всего предусмотренного жизненного цикла продукции. Сервис послепродажного обслуживания осуществляется как до, так и после продажи продукции;
• сервис информационного обслуживания характеризуется совокупностью информации, предоставляемой потребителю о продукции и ее обслуживании, методов и принципов, а также технических средств, используемых для обработки и передачи
информации;
• сервис финансово-кредитного обслуживания представляет собой совокупность всевозможных вариантов оплаты продукции, систему скидок и льгот, предоставляемую потребителям.
Выходные данные:
Менеджмент: Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 384с.