Что такое логистические расходы
Анализ издержек на логистику и контроль за ними
При проведении анализа общих логистических издержек принято уделять особое внимание управлению запасами и транспортировке. Общие расходы на содержание запасов в год, как правило, составляют приблизительно 25% их стоимости. Разумеется, их необходимо минимизировать.
Следует отличать минимизацию затрат от минимизации запасов. Общие затраты на запасы разделяются на четыре отдельные составляющие:
При определении относительной величины затрат компании на содержание запасов неизбежны произвольные решения. Некоторые фирмы устанавливают этот показатель на уровне 12%, обосновывая свое решение тем, что соответствующие затраты на капитал — это их внутренние издержки. Другие устанавливают этот показатель на уровне 40%, заявляя при этом, что плата за капитал, инвестированный в запасы, должна быть такой же, как и для капитала, вкладываемого в другие проекты. Последствия каждого из этих решений могут быть различными.
Относительно низкие затраты на содержание запасов уменьшают значение запасов и делают относительно более важными транспортные расходы. В результате стратегия, основанная на общих издержках логистики, будет направлена на минимизацию транспортных расходов за счет увеличения числа распределительных центров, позволяющих держать товары ближе к рынкам. Появлениедополнительных складов повышает потребность в запасах, потому что на каждом складе нужны страховые запасы. Таким образом, низкая доля затрат на содержание запасов оборачивается стратегией, в которой дорогостоящие средства транспортировки уступают место относительно более дешевым средствам хранения запасов. И наоборот: относительно высокая доля затрат на содержание запасов разворачивает логистическую стратегию в противоположном направлении, т. е. ведет к централизации запасов на немногочисленных складах и соответственному увеличению дальности грузоперевозок с повышением транспортных расходов.
Для того чтобы оптимизировать уровень логистических затрат торговой компании, необходимо провести детальный анализ по выделению логистических издержек. Проведение этого анализа необходимо в связи со следующим:
Общая стратегическая цель фирмы — достичь высокого базового уровня обслуживания, не поставив себя при этом в полную зависимость от накопления запасов как единственного способа решения стоящих перед ней задач. Обслуживание подразумевает три основные характеристики:
Для оценки работы логистики предлагается применять следующие группы показателей:
1. Первая группа: показатели, характеризующие интенсивность работы склада:
1.1. Показатели, характеризующие трудоемкость работы:
1.3. Коэффициент оборачиваемости товара на складе = товарооборот склада общий / количество позиций, хранящихся на складе.
2.1. Вместимость склада = количество товара в куб. м, которое может одновременно вместить склад.
2.2. Полезная площадь склада = вместимость склада / высота укладки товара.
2.3. Коэффициент использования вместимости склада = количество товара в куб. м в анализируемом периоде / вместимость склада.
2.4. Грузонапряженность склада = количество товарных позиций / площадь склада полезная.
3.1. Количество случаев несохранности и порчи товара по вине работников склада.
3.2. Расходы склада = сумма затрат на организацию хранения товара.
3.3. Себестоимость хранения товара = расходы склада / показатель хранения.
3.4. Производительность труда работников склада = товарооборот склада в анализируемом периоде / численность работников склада.
3.5. Выработка на одного работника склада = стоимость перерабатываемого им товара в единицу времени.
3.6. Коэффициент оборачиваемости запасов по стоимости = стоимость отгруженного товара в анализируемом периоде / средняя стоимость запасов в том же периоде.
3.7. Коэффициент неликвидов = запас неликвидных товаров по стоимости / общий запас по стоимости х 100%.
4.1. Обеспечение выполнения заявок на отгрузку точно к указанному сроку.
4.2. Полнота удовлетворения заявок на отгрузку = выполненное количество заявок / общее количество заявок.
4.3. Ошибки в выполнении заявок на отгрузку.
4.4. Жалобы потребителей.
4.5. Оценка потребителями степени удовлетворения сервисом.
Контроль над затратами при помощи заранее установленных нормативов и гибких бюджетов — это наиболее совершенный тип контрольных систем из всех ныне доступных. Норматив можно определить как эталон, сравнивая с которым измеряются показатели; т. е. нормативные затраты — это расходы, которые несет компания, если она работает эффективно.
Затраты на различные виды логистической деятельности могут доводиться до руководителей функциональных подразделений, продуктовых групп, а также сравниваться с нормативными затратами и включаться в еженедельные или ежемесячные отчеты о деятельности.
Большинство логистических бюджетов по природе своей статичны, т. е. они выступают в качестве плана, разработанного исходя из бюджетного уровня производства. Если фактическая деятельность осуществляется на уровне бюджетной, менеджеры могут проводить реалистичное сопоставление затрат и эффективно вести контроль. Однако в реальности такое случается редко. Факторы сезонного или другого характера практически всегда неизбежно приводят к разным уровням деятельности, эффективность которых может быть определена только в том случае, если учетная система может сравнить фактические затраты с теми, какими они должны быть.
Например, складскому подразделению компании может быть установлен ожидаемый или бюджетный уровень активности в 10 000 единиц ассортимента за неделю, хотя фактический уровень может составить только 7 500. Сравнивая бюджет на 10 000 единиц с фактическими затратами, понесенными при работе с 7500 единицами, менеджеры могут прийти к ошибочному выводу, что операции осуществляются эффективно, поскольку такие составляющие, как внеурочное время работы, привлечение временных работников, упаковывание, почтовые операции и обработка заказов, потребовали меньших затрат, чем установлено в бюджете. И наоборот, гибкий бюджет свидетельствует, что затраты должны соответствовать уровню в 7500 единиц и что реальные затраты следует показывать в денежном исчислении. Ключом к успешной реализации политики гибких бюджетов является анализ типов динамики затрат. Однако в большинстве компаний такой анализ применительно к логистическим функциям проводится редко. Вместе с тем при использовании таких инструментов, как диаграммы разброса и регрессионный анализ, позволяющий определить постоянные и переменные составляющие затрат, для определения переменной составляющей на единицу деятельности и общих постоянных затрат применяются прошлые данные о затратах.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
Эффективная логистика. Глава 1. Анализ общих логистических затрат и методов их оптимизации.
ГЛАВА 1.
АНАЛИЗ ОБЩИХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ И МЕТОДОВ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ
• простота и объективность калькулирования себе¬стоимости обслуживания потребителей, так как при этом отпадает необходимость в условном рас¬пределении постоянных затрат;
• возможность сравнения себестоимости, прибыль¬ности обслуживания потребителей в различные периоды по переменным затратам. В этой связи изменение структуры предприятия и связанное с ним изменение постоянных затрат не оказывают влияния на себестоимость выполнения заказов;
• возможность определения наиболее рентабельных изделий, оптимальных объемов перевозок по тому вкладу, который они вносят в общий доход;
• возможность определения точки безубыточности, т.е. объема обслуживания, при котором у пред¬приятия нет ни прибыли, ни убытков. Недостатками применения сокращенного варианта
расчета себестоимости являются:
• сложность разделения постоянных и переменных затрат;
• проблема объективности включения переменных затрат в себестоимость обслуживания потребителей;
• такой подход к расчету себестоимости не дает от¬вета на вопрос: сколько стоит обслуживание по¬требителя, какова ее полная себестоимость? По¬этому необходимо дополнительное распределение постоянных затрат;
• в случае снижения цен в целях достижения при¬вилегированного положения на рынке по отдель¬ным видам обслуживания возникает опасность, что не будут покрыты постоянные расходы, т.е. предприятие понесет убытки;
* в числе постоянных затрат имеются такие, кото¬рые могут быть прямо отнесены на отдельные за¬казы, но они при этом методе не учитываются в себестоимости.
Главное достоинство сокращенного варианта учета и калькулирования себестоимости обслуживания по¬требителей заключается в том, что он позволяет изу¬чать взаимосвязь между объемом обслуживания, за¬тратами и прибылью предприятия, т.е. проводить анализ безубыточности при управлении затратами. Использование методов расчета усеченных логисти¬ческих затрат позволяет избежать условности рас¬пределения постоянных затрат, применить расчетные коэффициенты отнесения последних на центры логи¬стической ответственности. Остальная часть постоян¬ных затрат компенсируется за счет маржи, т.е. раз¬ницы между ценой обслуживания и совокупностью переменных и прямых постоянных затрат. Учет по усеченной себестоимости играет самостоятельную роль в управлении затратами и ведется параллельно с учетом по полной себестоимости, соответствующим требованиям российского законодательства.
Определение затрат на основе видов деятельно¬сти требует начисления затрат, связанных с этими широкими категориями, на конкретные задачи и вы¬полненные работы. При этом необходимо оценить за¬траты по конкурирующим звеньям поставщиков. Для выяснения положения предприятия по отношению к его конкурентам должны быть оценены затраты кон¬курентов на те же виды деятельности. Это является высшим классом конкурентной разведки. И несмотря на рутинность определения оценок затрат для каж¬дой работы и неточность некоторых из этих оценок, результаты сравнения затрат на выполнение кон¬кретных внутренних задач и функций у предприятия и у его конкурентов, а также определение конкурен¬тоспособности предприятия по сравнению с его глав¬ными соперниками делают учет затрат по видам дея¬тельности ценным инструментом стратегического управления. Невзирая на существование определен¬ных проблем, связанных с этим расчетом, руководя¬щий состав каждого предприятия должен попытаться просчитать цепь своего бизнеса.
Учет логистических затрат должен быть интегри¬рован с их нормированием, планированием и анали¬зом в единую информационную систему, позволяю¬щую оперативно выявлять и устранять отклонения в процессе логистической деятельности. При этом решаются вопросы о выгодности для предприятия за¬купки той или иной продукции, производства в том или ином месте, использования тех или иных кана¬лов распределения.
Анализ практики деятельности предприятий пока¬зал, что существующие аналитические методы опре¬деления логистических затрат не дают возможности оценить вклад каждой структурной единицы в об¬щую сумму экономии или удорожания. А это особен¬но важно, когда необходимо не только установить причину возникновения дополнительных затрат, но и выявить место и возможные последствия.
Выводы по главе 1
1. Данные, получаемые посредством учета и анали¬за логистических затрат, должны являться индикато¬ром наличия проблем у предприятия в области логи¬стики, служить основой для выбора эффективных вариантов решения этих проблем. Анализ логистиче¬ских затрат должен выполняться на основе достовер¬ной учетной информации, а это выполнимо лишь при условии их обособленного планирования и учета.
2. В структуре потока логистических затрат про¬исходит перераспределение стоимости.
3. Абсолютный рост в денежном выражении вели¬чины потока затрат обусловлен ростом физического объема потоковых процессов и производства готовой продукции в логистических цепях.
4. Чрезмерно укрупненный и обобщенный харак¬тер отражения затрат не позволяет адекватно опти¬мизировать логистические затраты.
5. Анализ логистических затрат предприятия осу¬ществляется, как правило, расчетом отклонений фак¬тически потребленных ресурсов от запланированных объемов без учета влияния конкретных факторов.
6. Существующие классификации затрат не охваты¬вают всю логистическую цепочку обслуживания зака¬зов потребителей. Анализ показал, что затраты клас¬сифицированы лишь в отдельных областях логистики.
7. Анализ действующей системы управления логи¬стическими затратами различными методами пока¬зал, что рассмотренные методы не дают требуемых результатов. Это приводит к недостаточному исполь¬зованию резервов снижения логистических затрат.
8. Основные вопросы системы управления логи¬стическими затратами связаны:
• с выделением и классификацией логистических затрат, на основе которых исследуются отдельные явления и процессы на примере звеньев логисти¬ческой цепи;
• с определением основных элементов модели:
— ресурсов;
— участников логистической деятельности;
— соотношения взаимосвязей, возникающих меж¬ду участниками логистической деятельности;
— решений вопросов логистической организации для интегрирования комплекса управления ло¬гистическими затратами.
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
КООРДИНАЦИОННОГО
СОВЕТА ПО ЛОГИСТИКЕ
ИНН 7714319878, ОГРН 1067799023786
(с) 1997-2020 Координационный совет по логистике
Логистические затраты: учет и методы оптимизации
Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности предприятия
Укрупненный анализ логистических затрат осуществляется по следующим группам расходов:
на закупку, производство
Затраты на закупку продукции включают расходы по приобретению сырья и материалов, т.е. их стоимость, расходы по оформлению заказа, транспортные расходы, расходы на хранение производственных запасов, издержки на вложенный капитал.
Затраты на производство продукции включают расходы на приемку сырья и материалов, оформление заказа на производство продукции, внутрипроизводственную транспортировку, продукции, хранение продукции незавершенного производства, а также издержки от замораживания финансовых средств.
Затраты на сбыт продукции включают расходы на хранение запасов готовой продукции, оформление заказа (упаковку, сортировку, маркировку и другие операции), продажу, транспортировку готовой продукции, а также издержки на вложенный капитал.
Последующий анализ затрат по отдельным статьям позволяет дифференцировать оперативную и финансовую ответственность сотрудников подразделений предприятий.
Транспортные расходы предприятий представляют собой оплату работ, выполненных транспортными и транспортно-экспедиционными организациями, а также собственным парком автотранспортных средств, а именно оплату тарифов по перевозке всеми видами транспорта, стоимости перевалки и перекачки, отправлений почтой, сборов транспортных организаций за хранение и экспедирование продукции, за погрузочно-разгрузочные работы и др.
Комплекс операций, составляющих содержание процесса хранения, включает в себя приемку продукции по количеству и качеству, погрузочно-разгрузочные работы, перемещение продукции внутри складов и укладка ее на места хранения, наблюдение за состоянием хранящейся продукции, проведение профилактических мероприятий, предупреждающих порчу продукции, обслуживание и обеспечение работы складского оборудования, комплектацию и подготовку продукции к реализации.
Затраты на переработку и хранение продукции, а также на оказание различных форм услуг, сопутствующих складской реализации продукции, включают все расходы предприятий, связанные с получением, хранением, подготовкой и отправкой продукции, а также общескладские расходы и расходы, связанные с недостачей продукции при хранении, потерями продукции в пути, естественной убылью продукции. Они группируются по этапам складской деятельности путем их прямого отнесения на соответствующие статьи.
Разделение логистических затрат по основным процессам (операциям) осуществляется на основе технологических схем переработки продукции, нормирования отдельных операций.
Логистические затраты но обслуживанию заказов потребителей подразделяются на:
Логистические затраты можно также подразделить на такие два вида:
1) затраты на формирование конечного продукта;
2) трансакционные затраты.
Размер таких затрат зависит от вида приобретаемых услуг и выбранной формы их координации. Обычно они составляют 50% от общих затрат. Традиционные системы учета пока не могут обеспечить предприятия достаточной информацией, чтобы ответить на вопрос: возможна ли вообще (и при каких обстоятельствах) экономия на трансакционных затратах на рынке, если дополнительные затраты по привлечению соответствующих услуг на самом предприятии ниже? Поэтому необходимо определить оптимальные формы координации услуг, связанных с обеспечением качества.
Трансакционные затраты можно подразделить в соответствии со следующими позициями:
требование дополнительных ценовых скидок, изменение рамочных условий;
Первые три из перечисленных видов трансакционных затрат возникают до заключения договора. Их можно охарактеризовать как затраты по согласованию интересов сторон. Трансакционные затраты с 5-го по 9-й вид появляются после заключения договора. Ясно, что между этими группами видов затрат существует обратная зависимость: чем выше затраты до заключения соглашения, тем ниже последующие.
Значительная часть трансакционных затрат имеет логистический характер, а именно:
• стоимость ресурсов, используемых для нахождения коммерческих партнеров, проведения переговоров об условиях поставок, составления контрактов и обеспечения прав собственности, получаемых посредством конкретной хозяйственной связи;
• плата за посреднические услуги;
• рекламные расходы и стоимость времени на поиск коммерческих партнеров;
• затраты на транспортировку ресурсов от пунктаприобретения к месту их использования.
В целях внедрения более совершенных форм организации и оплаты труда следует группировать логистические затраты по статьям в тесной привязке их к конкретным функциям и работам, выполняемым отдельными логистическими звеньями. Статьи логистических затрат являются, как правило, комплексными, состоящими из нескольких элементов затрат. Логистические затраты, учтенные по статьям, могут быть рабпределены между конкретными видами деятельности, работами и услугами, выполняемыми предприятиями, образуя себестоимость обслуживания заказов потребителей.
Группировка логистических затрат по функциональному признаку позволит осуществить контроль над уровнем затрат по отдельным операциям, выявить эффективность различных схем организации логистической деятельности, провести сравнительные анализы логистических затрат предприятий.
Функциональные центры логистических затрат могут быть подразделены на области логистического администрирования, поступления, обработки и оформления заказа, планирования производства, закупок, поставок, складирования и хранения, сбыта продукции и доставки заказа потребителю.
В соответствии с этим делением возникают затраты и издержки, связанные:
• обслуживанием заказов потребителей;
• снабжением и закупками;
• складированием и хранением;
• распределением и сбытом продукции.
Отдельно можно выделить группу затрат, связанных с информационным обеспечением, хотя эти затраты являются составляющей каждой из выше перечисленных групп затрат.
Подобная классификация логистических затрат позволяет создать модель системы затрат предприятия, без которой трудно решать задачи планирования, учета, контроля и регулирования этих затрат. j С целью разработки системы управления затратами необходимо классифицировать логистические затраты по различным признакам и определить их роль в указанной системе. Классификация логистических затрат по тому или иному признаку или по нескольким признакам одновременно лежит в основе организации учета и анализа логистических затрат, а также калькулирования себестоимости обслуживания потребителей.
К признакам классификации можно отнести:
• возможность отнесения затрат на их носители (изделие, группу изделий, заказ);
• зависимость затрат от интенсивности использования факторов производства;
• временнбя соотнесенность затрат.
Одними из наиболее важных являются группировки затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции. Единая классификация затрат для всех отраслей экономики до сих пор была существенным преимуществом отечественной системы учета перед западной, где отсутствуют подобные единые классификации затрат.
Группировки по элементам позволяют выделить экономически однородные виды логистических затрат.
В настоящее время состав и содержание элементов затрат определяется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость-продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552.
Группировка по калькуляционным статьям связана с организационно-техническими особенностями системы обслуживания. В настоящее время такая группировка затрат сохраняет свое значение во внутрипроизводственном управлении, в организации контроля затрат на всех стадиях процесса выполнения заказов потребителей.
Принципиальное различие группировки затрат по статьям калькуляции от группировки по экономическим элементам заключается в наличии комплексных статей, объединяющих элементы по своему экономическому содержанию, принципу назначения (основные расходы и расходы по обслуживанию и управлению), способу распределения их между отдельными видами обслуживания (прямые и косвенные) и зависящих от объема обслуживания (условно-постоянные и переменные).
Группировки логистических затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции раскрывают содержание затрат на осуществление процесса выполнения заказов потребителей с разных сторон и не повторяют, а взаимно дополняют друг друга, позволяя раскрыть их характеристику во взаимосвязи с конкретными условиями и результатами логистического обслуживания.
В научной и экономической литературе имеются различные предложения по использованию в учете и планировании группировок по элементам и статьям затрат:
• ограничиться только поэлементным или только постатейным подразделением;
• осуществлять группировку по элементам и по
статьям; « выделять статьи затрат, а внутри их элементы.
В управлении логистическими затратами необходимо использовать и те и другие группировки, так как группировки по элементам и статьям затрат имеют различное назначение и могут по-разному использоваться.
Следует отметить, что использование калькуляции для контроля логистических затрат ограничивается ее основным недостатком: она не дает информацию, по которой возможно принять оперативное управленческое решение. Усредненные данные о себестоимости обслуживания, предоставляе-мого подразделениями, не отражает всей картины формирования себестоимости, так как скрыты источники роста логистических затрат.
В отечественных научных исследованиях применяются следующие типы группировок затрат:
• по видам затрат: статьи (для организации аналитического учета и калькуляции себестоимости) и элементы затрат (для соответствия плановой системы и отчета о затратах на производство);
• по видам продукции: изделия, группы однородных изделий, переделы, заказы, работы, услуги (для калькуляции себестоимости);
• по месту возникновения затрат.
По периодичности возникновения затраты делятся на материальные и операционные; организационные затраты являются текущими.
Такое деление затрат имеет следующие преимущества по сравнению с существующими классификациями:
• во-первых, такая классификация проводит параллель между затратами на обслуживание потребителей и основными функциональными областями деятельности в процессе логистического обслуживания, вносит упорядоченность в выделение центров ответственности;
• во-вторых, материальные и операционные затраты носят переменный характер, поэтому такое деление позволит использовать при управлении затратами анализ безубыточности и все те преимущества, которые предоставляет direct costing;
• в-третъих, такая классификация затрат позволит применить новый подход к определению полной себестоимости логистического обслуживания потребителей;
• в-четвертых, систематизация затрат упрощает создание информационных баз данных о затратах, позволяет использовать различные методы обработки информации и дает возможность разработки принципиально новых методов обработки информации о затратах.
Обобщая отечественный и зарубежный опыт существующих классификаций затрат и исходя из сложившейся системы учета затрат на обслуживание потребителей, можно сделать вывод, что основные признаки классификаций делятся:
• по стадиям процесса выполнения заказов потребителей.
Планирование и учет логистических затрат в соответствии с такими классификациями дает возможность оценить их абсолютную величину, решать задачи по обоснованности увеличения или уменьшения величины этих затрат, определять направления их наиболее эффективного использования, анализировать и совершенствовать их структуру.
Одним из недостатков существующих классификаций логистических затрат является применение смешанных признаков их группировки по статьям затрат и по экономическим элементам. Отсюда двойной учет одной операции и неполное отражение фактических расходов.
Выделение тех или иных затрат или группы затрат зависит от вида логистической системы, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях. При этом общие логистические затраты делятся на четыре группы:
1) затраты на элементарные и комплексные логистические операции;
2) потери от иммобилизации средств в запасах;
3) издержки от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса;
4) издержки на логистическое администрирование.
Анализ структуры логистических затрат в развитых странах показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40%), транспортные расходы (15-35%), расходы на административно-управленческие функции (9-14%. За последнее десятилетие заметен рост логистических затрат многих компаний на такие комплексные логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, логистическое администрирование.
За рубежом анализ логистических затрат обычно проводится в процентном отношении к ВНП (для страны в целом) или к объему продаж готовой продукции предприятия.
Основные методы учета логистических затрат
Известны следующие методы учета логистических затрат:
• standart costing, по которому все затраты рассчитываются с использованием стандартов в количественном и денежном выражении до начала обслуживания потребителей;
• direct costing, который разделяет логистические затраты на постоянные и переменные, при этом постоянные затраты относятся на реализованную продукцию;
• absorption costing, который разделяет все затраты на прямые и косвенные, которые относятся на реализованную продукцию и остатки продукции на складе.
Планирование себестоимости в системе standart
costing можно осуществить двумя способами:
1) на основе анализа фактических показателей обслуживания потребителей за прошлый год;
2) на основе стандартов (нормативов) обслуживания.
При традиционном бухгалтерском учете затраты определяются по таким разным категориям, как заработная плата, жалованье, вознаграждения, оплата поставщикам, деловые поездки, амортизация, научные исследования, разработки, и др.
Все виды отклонений от стандартов обслуживания разделяются на два типа:
1) отклонения вследствие действия случайных и контролируемых колебаний процессов. Если эти отклонения незначительны, то они не требуют вмешательства системы управления;
2) отклонения в результате временного или постоянного изменения показателей процесса. Если это изменение носит временный характер и может быть устранено в следующем цикле обслуживания, то требуется корректирующее действие. Отклонения, вызванные постоянным изменением показателей процесса, требуют принятия управленческих решений.
Таким образом, учет и экономический анализ, выступая в качестве инструментов управления, должны не только выявить отклонения от действующих стандартов или норм, но и показать характер и причину этих отклонений: случайные возмущения в системе обслуживания, или возмущения временного характера, или возмущения, вызванные постоянным изменением показателей процесса.
Система учета прямых затрат (direct costing или variable costing) основана на разделении себестоимости обслуживания на затраты, являющиеся постоянными, и на затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема обслуживания. Постоянные затраты всей суммой относятся на финансовый результат и не разносятся по видам продукции. В этой системе себестоимость определяется только по переменным затратам и вводится понятие «маржинальноый доход», т.е. выручка от сбыта за вычетом всех переменных затрат. Разделение затрат на постоянные и переменные тесно связано с определением точки критического объема обслуживания.
Независимо от учетной политики, принятой на предприятии, метод direct costing необходим в управленческом учете и основывается на учете конкретных затрат. У этого метода есть следующие преимущества:
• связь между объёмом обслуживания, себестоимостью и прибылью непосредственно вытекает из учетных данных, а поэтому нет необходимости вести параллельно два расчета;
• подчеркивается влияние постоянных затрат на прибыль, а поскольку в отчете о прибылях показывается абсолютная сумма этих затрат, то дается возможность проводить анализ безубыточности;
• система direct costing оценивает запасы по величине непосредственных затрат, связанных с их созданием;
• дается возможность более гибкого ценообразования, вследствие чего конкурентоспособность продукции увеличивается и уменьшается вероятностьзатоваривания продукции на складе.
Полный метод калькулирования себестоимости продукции используется в основном для внешней отчетности и основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость по видам продукции, т.е. предполагает расчет полной себестоимости продукции.
Метод absoption costing предполагает разбиение затрат на прямые и косвенные. Запасы готовой продукции на складе оцениваются по полной себестоимости.
Основное отличие методов direct costing и absoption costing заключается в порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами. Проблемой является выбор периода для отнесения постоянных производственных расходов к затратам на реализацию.
Известны следующие методы управления затратами:
• товарный (непрерывный, серийный).
Себестоимость является одним из наиболее точных измерителей уровня затрат, эффективным средством оценки деятельности предприятия и его структурных подразделений по обслуживанию потребителей. В итоге этот показатель формирует налогооблагаемую прибыль, определяя тем самым часть бюджетных выплат предприятия. Уровень материальных затрат является одним из основных экономических показателей для оперативного и текущего воздействия на систему обслуживания, для принятии управленческого решения, определителем уровня цены на обслуживание потребителей.
Известны различные виды себестоимости продукции:
В зарубежной практике различают следующие виды себестоимости:
• себестоимость по центрам ответственности (для планирования и контроля результатов деятельности ответственных исполнителей);
• полная себестоимость производства (используется для установления цен и других оперативных решений);
• прямая себестоимость производства (используется для установления цен и других оперативных решений при особых обстоятельствах).
В отечественной практике планирования, учета и анализа затрат на уровне предприятия наибольшее применение получил показатель «полная себестоимость».
Исчисление полной себестоимости обслуживания базируется на следующем принципе: все затраты, относящиеся к выполнению заказа потребителей данного периода, должны быть включены в его себестоимость. Для этого необходима информация службы логистики о методах контроля над всеми составляющими стоимости обслуживания; о способах контроля над себестоимостью складского обслуживания с тем, чтобы своевременно предупредить о возможности затоваривания продукции; о структуре конечной себестоимости с тем, чтобы розничные цены на рынке могли быть вовремя скорректированы и быть конкурентными; об уровне себестоимости обслуживания текущего и перспективного планирования логистической деятельности предприятия.
Согласно требованиям нормативных документов учет по полной себестоимости широко распространен и важен для определения финансовых результатов предприятия и налоговых платежей. Но он имеет и существенные недостатки:
• невозможность оперативного вмешательства в результаты деятельности предприятия. Результаты становятся известными только во второй половине следующего месяца;
• невозможность проведения анализа, контроля и планирования затрат вследствие невнимания к характеру поведения затрат в зависимости от объема перевозок (постоянные затраты в учете рассматриваются как переменные);
• включение в себестоимость перевозок затрат, не связанных непосредственно с основной деятельностью. В итоге происходит искажение рентабельности, которая зависит от метода распределения постоянных затрат;
• перенос постоянных затрат в составе себестоимости запасов на затраты будущих периодов. Перечисленные недостатки свидетельствуют о том, что учет по полной себестоимости не дает информации, необходимой для полноценного управления затратами.
Поэтому наряду с учетом по полной себестоимости применяется учет по усеченной себестоимости.
Использование методов расчета усеченных затрат в системе внутреннего управленческого учета предполагает дифференциацию логистических затрат на переменные и постоянные (прямые и прочие) с последующим их распределением между процессами обслуживания.
К переменным (операционным) обычно относят заработную плату основного логистического персонала, материальные затраты, расходы на транспортировку, хранение, подготовку продукции к производственному потреблению и другие, которые непосредственно зависят от объема логистических операций и изменяются пропорционально изменению масштабов логистической деятельности.
Важным преимуществом системы усеченной себестоимости обслуживания потребителей является то, что она позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль ограниченного числа статей затрат.
Преимуществами также являются:
• простота и объективность калькулирования себестоимости обслуживания потребителей, так как при этом отпадает необходимость в условном распределении постоянных затрат;
• возможность сравнения себестоимости, прибыльности обслуживания потребителей в различные периоды по переменным затратам. В этой связи изменение структуры предприятия и связанное с ним изменение постоянных затрат не оказывают влияния на себестоимость выполнения заказов;
• возможность определения наиболее рентабельных изделий, оптимальных объемов перевозок по тому вкладу, который они вносят в общий доход;
• возможность определения точки безубыточности, т.е. объема обслуживания, при котором у предприятия нет ни прибыли, ни убытков. Недостатками применения сокращенного варианта
расчета себестоимости являются:
• сложность разделения постоянных и переменных затрат;
• проблема объективности включения переменных затрат в себестоимость обслуживания потребителей;
• такой подход к расчету себестоимости не дает ответа на вопрос: сколько стоит обслуживание потребителя, какова ее полная себестоимость? Поэтому необходимо дополнительное распределение постоянных затрат;
• в случае снижения цен в целях достижения привилегированного положения на рынке по отдельным видам обслуживания возникает опасность, что не будут покрыты постоянные расходы, т.е. предприятие понесет убытки;
* в числе постоянных затрат имеются такие, которые могут быть прямо отнесены на отдельные заказы, но они при этом методе не учитываются в себестоимости.
Главное достоинство сокращенного варианта учета и калькулирования себестоимости обслуживания потребителей заключается в том, что он позволяет изучать взаимосвязь между объемом обслуживания, затратами и прибылью предприятия, т.е. проводить анализ безубыточности при управлении затратами. Использование методов расчета усеченных логистических затрат позволяет избежать условности распределения постоянных затрат, применить расчетные коэффициенты отнесения последних на центры логистической ответственности.
Остальная часть постоянных затрат компенсируется за счет маржи, т.е. разницы между ценой обслуживания и совокупностью переменных и прямых постоянных затрат. Учет по усеченной себестоимости играет самостоятельную роль в управлении затратами и ведется параллельно с учетом по полной себестоимости, соответствующим требованиям российского законодательства.
Определение затрат на основе видов деятельности требует начисления затрат, связанных с этими широкими категориями, на конкретные задачи и выполненные работы. При этом необходимо оценить затраты по конкурирующим звеньям поставщиков. Для выяснения положения предприятия по отношению к его конкурентам должны быть оценены затраты конкурентов на те же виды деятельности. Это является высшим классом конкурентной разведки.
И несмотря на рутинность определения оценок затрат для каждой работы и неточность некоторых из этих оценок, результаты сравнения затрат на выполнение конкретных внутренних задач и функций у предприятия и у его конкурентов, а также определение конкурентоспособности предприятия по сравнению с его главными соперниками делают учет затрат по видам деятельности ценным инструментом стратегического управления. Невзирая на существование определенных проблем, связанных с этим расчетом, руководящий состав каждого предприятия должен попытаться просчитать цепь своего бизнеса.
Учет логистических затрат должен быть интегрирован с их нормированием, планированием и анализом в единую информационную систему, позволяющую оперативно выявлять и устранять отклонения в процессе логистической деятельности. При этом решаются вопросы о выгодности для предприятия закупки той или иной продукции, производства в том или ином месте, использования тех или иных каналов распределения.
Анализ практики деятельности предприятий показал, что существующие аналитические методы определения логистических затрат не дают возможности оценить вклад каждой структурной единицы в общую сумму экономии или удорожания. А это особенно важно, когда необходимо не только установить причину возникновения дополнительных затрат, но и выявить место и возможные последствия.
1. Данные, получаемые посредством учета и анализа логистических затрат, должны являться индикатором наличия проблем у предприятия в области логистики, служить основой для выбора эффективных вариантов решения этих проблем. Анализ логистических затрат должен выполняться на основе достоверной учетной информации, а это выполнимо лишь при условии их обособленного планирования и учета.
2. В структуре потока логистических затрат происходит перераспределение стоимости.
3. Абсолютный рост в денежном выражении величины потока затрат обусловлен ростом физического объема потоковых процессов и производства готовой продукции в логистических цепях.
4. Чрезмерно укрупненный и обобщенный характер отражения затрат не позволяет адекватно оптимизировать логистические затраты.
5. Анализ логистических затрат предприятия осуществляется, как правило, расчетом отклонений фактически потребленных ресурсов от запланированных объемов без учета влияния конкретных факторов.
6. Существующие классификации затрат не охватывают всю логистическую цепочку обслуживания заказов потребителей. Анализ показал, что затраты классифицированы лишь в отдельных областях логистики.
7. Анализ действующей системы управления логистическими затратами различными методами показал, что рассмотренные методы не дают требуемых результатов. Это приводит к недостаточному использованию резервов снижения логистических затрат.
8. Основные вопросы системы управления логистическими затратами связаны:
— с выделением и классификацией логистических затрат, на основе которых исследуются отдельные явления и процессы на примере звеньев логистической цепи;
— с определением основных элементов модели:
— участников логистической деятельности;
— соотношения взаимосвязей, возникающих между участниками логистической деятельности
— решений вопросов логистической организации для интегрирования комплекса управления логистическими затратами.