Что такое логическая память

Характеристика механической памяти

Механической памятью называют умение усвоить и воспроизвести информацию, которую человек не знает и не понимает. У школьников и студентов такое запоминание называется зубрежкой. В данном случае запоминание происходит с помощью большого количества повторений и выстраивания ассоциаций, при этом суть прочитанного отходит на второй план, и человек не всегда запоминает то, о чем он читал. Если при воспроизведении цепочки текста небольшая часть теряется, то индивиду очень сложно переключиться и продолжать дальше.

Что такое логическая память. Смотреть фото Что такое логическая память. Смотреть картинку Что такое логическая память. Картинка про Что такое логическая память. Фото Что такое логическая память
Особенности механической памяти

Механическая память преобладает у детей младших классов. Однако с взрослением ребенок должен научиться осмысленно запоминать материал. Механическая память имеет следующие характеристики:

Логическая память

Полным антиподом механической памяти является логическая. В этом случае вся информация тщательно анализируется и раскладывается по полочкам, от важного до второстепенного. Данный вид запоминания не требует от человека таких усилий, как при механической памяти. Выученная логическим путем информация надолго остается в голове и может производиться по-разному, но смысл при этом остается прежний.

Тренировка и развитие

У детей от 2 до 5 лет отлично развита механическая память, поэтому для ее тренировки необходимо читать ребенку книги. Во время зазубривания чего-либо основная информация забывается уже после 2 часов. Чтобы в голове отложилось как можно больше, лучше всего учить материал перед сном. Таким образом во время ночного отдыха память из кратковременной переходит в долговременную. Ученые уверены, что добиться успеха в учебе можно благодаря развитой механической памяти.

Упражнения для детей

Взрослые же могут тренировать механическую память с помощью чтения, выбирая текст и пересказывая его. Со временем длина текста должна становиться больше. Механическая память помогает в изучении языка, начиная с рождения. К тому же, проблемы в работе механической памяти существенно снижают качество жизни индивида.

Механическая память играет большую роль в освоении новых навыков. Лишь благодаря механической памяти человек может осваивать новые навыки и развивать мышление. Курс Викиум «Мнемотехники» поможет развить память и научиться запоминать большие объемы информации.

Источник

Логическая память и ее развитие

Что такое логическая память. Смотреть фото Что такое логическая память. Смотреть картинку Что такое логическая память. Картинка про Что такое логическая память. Фото Что такое логическая память

Есть два типа памяти – механическая и логическая. В первом случае человек «зубрит», во втором – понимает. В этой статье мы выясним, чем логическая память лучше, а также научимся ее развивать.

Механическая память – это запоминание учебного материала, в той форме, в которой он подается и воспринимается. Ее также называют «зубрежкой» или заучиванием – слова мы запоминаем в точности так, как их слышим, читаем или произносим; действия или физические упражнения изучаем в той последовательности, в которой их преподают. Это полезно в спорте, при развитии навыка, где важен автоматизм, в изучении иностранного языка, телефонных номеров, собственных имен, названий улиц, горячих клавиш программы.

Логическая (смысловая) память – это вид памяти, предполагающий осмысление, то есть сознательное усвоение материала. Она основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.

Преимущество логической памяти состоит в том, что часто материал запоминается на всю жизнь, в то время как при механическом заучивании может быстро забываться, если прекращается систематическая практика (все мы знаем о том, что порой происходит после экзамена).

Логическая память полностью основывается на понимании. Когда человек жалуется на невозможность что-то запомнить, то, скорее всего, он просто не может вникнуть в материал.

Немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз провел опыт, который показал следующие результаты:

«Для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для заучивания стихотворного текста из 36-40 слов – 6-7 повторений».

Буквальность воспроизведения не позволяет обучающемуся вовлекать эмоции, что является одним из главных факторов хорошей памяти. Материал, который человек не понимает, кажется бессмысленным и не вызывает у него никаких чувств. Мы очень хорошо помним приятные или травмирующие обстоятельства своей жизни именно по той причине, что придаем им огромное эмоциональное значение.

Как развить логическую память?

Чтобы развивать логическую память, нужно придерживаться следующих простых правил.

Анализ

Анализ требуется для того, чтобы получить ответ на первостепенные вопросы:

После проведения четкого анализа обучающийся, как правило, составляет схемы, чертежи, наброски, таблицы, метафоры. Все это позволяет перевести сознание с механического понимания материала в более абстрактное, концептуальное. Вот почему на этом этапе нужно прививать себе логическое и критическое мышление.

Компиляция и декомпиляция

Любой учебный материал, как правило, логически разделен на части. Ученику необходимо находиться одновременно на двух уровнях понимания: осознавать материал в целом, а также каждую его часть. Поэтому при изучении всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, и как она продвигает вас по пути понимания предмета глобально. Так ваши знания не будут изолированными, а сложатся в единый пазл.

Поиск связи

Логическая память опирается на многообразные и многочисленные связи (в материале и прошлом опыте человека), в то время как механическая лишена подобной опоры.

Считается, что именно большое количество связей, которые человек формирует в своей памяти, положительно влияет на долговременную память. И правда, порой мы забываем фактический материал (даты, имена, формулы), но четко помним суть. И дело здесь именно в связях или ассоциациях.

Познание сути

Это наиболее сложный, но при этом интересный процесс. Цель в том, чтобы изучать не только материал, который перед вами. Пробуйте узнать что-то новое:

Если вы изучаете английский язык, то можете прочесть об истории его происхождения, перевести известные цитаты Шекспира и многое другое. Ищите связи везде.

Систематическое повторение

Важнейшим элементом систематического повторения является пересказ материала своими словами. Если попадается сложная концепция, ее нужно переосмыслить, чтобы подобрать свои собственные точные метафоры и представления.

Здесь важна не внешняя форма учебного материала, а его смысл. Порой даже нужно принципиально подыскивать собственные слова, а не опираться на определения из учебника.

Может показаться, что данный пункт противоречит разделению памяти на логическую и механическую. Но здесь речь хоть и идет о повторении (без него никуда!), принципиальное различие состоит в том, что ученик может и должен пересказывать материал своими словами, так, как он его понимает, а не заучивать чьи-то формулировки.

Упражнения для развития логической памяти

Вы также можете тренировать логическую память при помощи игр и упражнений.

Упражнение «Ассоциации»

Для этой игры нужны двое – ведущий и участник. Ведущий зачитывает пары слов, связанные общим смыслом. Например: играть – кукла, корова – молоко, ехать – паровоз, снег – зима, книга – Пушкин, щетка – зубы, мяч – футбол (пары слов можно и нужно усложнять по мере развития навыка).

Для начала ведущий зачитывает все слова попарно и игрок должен их запомнить. Затем ведущий читает одно из слов в паре, а участник должен назвать второе слово.

Упражнение «Лишнее слово»

Для этой игры также понадобится два человека – ведущий и игрок.

Ведущий должен составить связку из трех слов, в которой будет одно лишнее. Упражнение можно усложнять: в этом случае связь не должна быть столь очевидной. Например: Бродский – костер – зонтик, лебедь – стройка – экран. В данном упражнении приветствуется творческий процесс, то есть правильного варианта может и не быть.

Упражнение «Вольный пересказ»

Прочитайте следующий текст один раз (или попросите, чтобы вам его кто-нибудь прочел вслух). Затем запишите его содержание. Можете сокращать его, главное, чтобы при этом не терялся смысл.

«Мириелю пришлось испытать судьбу всякого нового человека (1), попавшего в маленький городок (2), где много языков (3), которые болтают (4), и очень мало голов (5), которые думают (6). Ему пришлось испытать это (7), хотя он был епископом (8), и именно потому, что он был епископом (9). Впрочем, слухи (10), которые люди связывали с его именем (11), были всего только слухи (12), намеки, словечки, пустые речи (13), попросту говоря, если прибегнуть к выразительному языку южан, околесица (14)».

В данном тексте 14 смысловых единиц. После того, как вы записали свой пересказ, посмотрите, сколько этих смысловых единиц у вас есть. За каждый дается один балл.

Вы можете брать текст разной длины и экспериментировать с ним. Но начните с абзаца и понемногу тренируйтесь.

Источник

Логическая память и ее развитие

Что такое логическая память. Смотреть фото Что такое логическая память. Смотреть картинку Что такое логическая память. Картинка про Что такое логическая память. Фото Что такое логическая память

Память – основа психологического функционирования человека. Без нее человек не имеет прошлого, перестает грамотно мыслить, и теряет свое будущее. Ведь именно благодаря памяти мы связываем события, делаем выводы, учимся и полноценно существуем.

Память формирует наше сознание и подсознание, поэтому очень важно ее тренировать. Память разделяется на множество видов, но основными являются логическая память и механическая память.

Сегодня Интернет-издание estet-portal.com раскроет секреты как не просто зазубривать, а запоминать, как избавится от постоянных напоминалок в телефоне и упростить себе жизнь.

Основные отличия логической памяти от механической

Вспомните, почему какой-то определенный жизненный момент или слова песни мы так четко помним? Потому что мы прожили его, дали сильную эмоциональную окраску. Именно это и есть отличительной чертой логической памяти – ее восприятие на уровне эмоций.

Логическая или как ее еще называют смысловая память – вид памяти, который основан на осмыслении, ассоциациях. При логической памяти материал полностью понятный, благодаря чему он запоминается на всю жизнь, а не просто зазубривается и забывается сразу, как необходимость в нем проходит.

Механическая память отличается тем, что материал или информация запоминается именно так как подано, без ее анализа или понимания. Другими словами, механическая память – это зубрежка. Но это не всегда так плохо, как звучит. Она полезна при изучении языков, выполнении автоматических упражнений, в спорте, запоминании названий улиц, цифр.

Но сфера применения механической памяти уже, чем логической. Поэтому для облегчения жизни, важно тренировать логическую память, чтобы не перечитывать дважды информацию и пользоваться ее всю жизнь.

Также память разделяют на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная сильно развита в детстве, когда запоминание происходит автоматически. В старшем возрасте ее сила ослабевает. Произвольная память включает в себя механическую и логическую.

Подписывайтесь на нас в Instagram.

Приемы для развития логической памяти

Психологи провели массу исследований и пришли к выводу, что логическая память легко поддается тренировке.

Главное запомнить несколько правил:

1. взаимосвязь. Изучая какую-то новую информацию, старайтесь задать себе вопрос, как она связана с предметом в целом? Как поможет перейти в новый этап, и чем важна как отдельная часть? Отвечая себе на этот вопрос и видя связь, Вы сможете сложить весь пазл в себя голове и легко запомнить новый материал. Не зря детям с малых лет дают складывать пазлы: пазлы развивают память и внимание;

2. анализирование. На этом этапе важно понять что вы изучаете и зачем. В поисках ответа на эти вопросы, часто человек делает наброски, чертежи, ищет метафоры. Это помогает механическую память перевести в логическую, концептуальную;

3. осознание. Это сложный, но интересный этап. Не всегда сразу он дается, поэтому многие предметы нам непостижимы и мы их забрасываем. Но если постараться познать суть, тогда получится не просто зазубрить, а запомнить. Для этого больше вникните в историю предмета, в людей связанных с ним, с эмоциями которые он у Вас вызывает;

4. повторение. Но не стоит это путать с обычным повтором фраз с учебника. Здесь важно повторять своими словами. Пересказывать нужно в той форме как Вы поняли. Именно благодаря тому, что Вы подбираете свои собственные выражения и формулировки, материал откладывается в логической памяти, и не выйдет с головы через пару часов;

5. ассоциации. Чем больше находить связей с жизнью, знакомым предметом или ситуацией, тем легче пропустить через себя и запомнить. Часто по этой причине мы не можем вспомнить имя или номер, но помним с чем это связано и что значит, ведь запомнили благодаря ассоциациям;

6. внимание к мелочам дает осознание общей картины. Поэтому не пренебрегайте маленькими деталями, они помогут развивать логическую память.

В повторении особенную роль играет повтор в первые дни после выучивания, так как процентность забывания в эти дни выше. В первый день повторить 2-3 раза, на следующий 2 раза, через день – раз, и так раз в несколько дней переведут постепенно информацию в долгосрочную, логическую память.

Что такое логическая память. Смотреть фото Что такое логическая память. Смотреть картинку Что такое логическая память. Картинка про Что такое логическая память. Фото Что такое логическая память

Эффективные упражнения для логической памяти

Специально разработанные игры и упражнения доказали свою эффективность для тренировки логической памяти.

Попробуйте и Вы, и результат не заставит себя ждать:

вычеркнуть лишнее. В игре участвует минимум 2 человека. Один из них называет ряд связанных слов, другой должен определить лишнее и объяснить почему. Иногда, игра усложняется тем, что принципиально лишнего нет, а угадывающий об этом не знает, и просто доводит свое видение. Такая игра помогает развивать логику, память и мышление;

игра в ассоциации. Также необходимо 2 участника. Ведущий зачитывает пары слов,, связанных по смыслу: река – Днепр, май – сирень, работа – деньги и другие. Потом он зачитывает только одно слово, а задача второго участника назвать его пару.

рассказ в вольном изложении. Суть заключатся в том, что человек читает сам или просит кого-то прочитать отрывок с текста. А потом старается переписать его своими словами. Не потеряв суть и главные смысловые единицы. Со временем объем текста нужно увеличивать.

Логическая память – важный аспект в нашей жизни. С ее помощью мы ассоциируем предметы, связываем события и развиваемся. Тренировать логическую память нужно не только детям, но и взрослым.

Важно отличать зазубривание от учения, осознание от простого повторения. Ведь механическая память очень кратковременная, и не воспроизводит в памяти информацию, если с помощью повторений и упражнений не перевести ее в разряд логической памяти. Для этого необходимо повторять информацию своими словами, выражениями, а не воспроизводить ее точно как в источнике.

Тренировка памяти поможет сократить вероятность болезни склероза и Альцгеймера в будущем и улучшит жизнь в целом.

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

Источник

Логическая память и ее развитие

Что такое логическая память. Смотреть фото Что такое логическая память. Смотреть картинку Что такое логическая память. Картинка про Что такое логическая память. Фото Что такое логическая память

Механическая память – это запоминание учебного материала, в той форме, в которой он подается и воспринимается. Ее также называют «зубрежкой» или заучиванием – слова мы запоминаем в точности так, как их слышим, читаем или произносим; действия или физические упражнения изучаем в той последовательности, в которой их преподают. Это полезно в спорте, при развитии навыка, где важен автоматизм, в изучении иностранного языка, телефонных номеров, собственных имен, названий улиц, горячих клавиш программы.

Логическая (смысловая) память – это вид памяти, предполагающий осмысление, то есть сознательное усвоение материала. Она основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.

Преимущество логической памяти состоит в том, что часто материал запоминается на всю жизнь, в то время как при механическом заучивании может быстро забываться, если прекращается систематическая практика (все мы знаем о том, что порой происходит после экзамена).
Логическая память полностью основывается на понимании. Когда человек жалуется на невозможность что-то запомнить, то, скорее всего, он просто не может вникнуть в материал. Немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз провел опыт, который показал следующие результаты:

Как развить логическую память?

Анализ

Компиляция и декомпиляция

Поиск связи

Познание сути

Систематическое повторение

Важнейшим элементом систематического повторения является пересказ материала своими словами. Если попадается сложная концепция, ее нужно переосмыслить, чтобы подобрать свои собственные точные метафоры и представления. Здесь важна не внешняя форма учебного материала, а его смысл. Порой даже нужно принципиально подыскивать собственные слова, а не опираться на определения из учебника.

Может показаться, что данный пункт противоречит разделению памяти на логическую и механическую. Но здесь речь хоть и идет о повторении (без него никуда!), принципиальное различие состоит в том, что ученик может и должен пересказывать материал своими словами, так, как он его понимает, а не заучивать чьи-то формулировки.

Упражнения для развития логической памяти

Упражнение «Ассоциации»

Упражнение «Лишнее слово»

Упражнение «Вольный пересказ»

Прочитайте следующий текст один раз (или попросите, чтобы вам его кто-нибудь прочел вслух). Затем запишите его содержание. Можете сокращать его, главное, чтобы при этом не терялся смысл.

«Мириелю пришлось испытать судьбу всякого нового человека (1), попавшего в маленький городок (2), где много языков (3), которые болтают (4), и очень мало голов (5), которые думают (6). Ему пришлось испытать это (7), хотя он был епископом (8), и именно потому, что он был епископом (9). Впрочем, слухи (10), которые люди связывали с его именем (11), были всего только слухи (12), намеки, словечки, пустые речи (13), попросту говоря, если прибегнуть к выразительному языку южан, околесица (14)».

В данном тексте 14 смысловых единиц. После того, как вы записали свой пересказ, посмотрите, сколько этих смысловых единиц у вас есть. За каждый дается один балл. Вы можете брать текст разной длины и экспериментировать с ним. Но начните с абзаца и понемногу тренируйтесь.

Источник

Развитие словесно-логической памяти

Классификация видов памяти представляет собой сложную систему со множеством связей. На сегодняшний день самым распространенным подходом к типизации памяти является выявление зависимости ее характеристик от специфики деятельности, направленной на запоминание и последующее воспроизведение.

Самую большую группу представляют виды памяти по особенностям психической активности. Все они не могут полноценно существовать и функционировать отдельно друг от друга, так как очень тесно взаимодействуют и развитие одной невозможно без прогресса другой. Однако ведущую роль играет словесно-логическая ветвь, которая из всех живых организмов присуща только человеку. Двигательная, образная и эмоциональная память в примитивной форме есть у многих животных, а вот словесная память только у человека, и развивать ее необходимо усиленно и систематически, начиная с достаточно раннего детского возраста.

Что такое словесно-логическая или вербальная память?

Логическая слагаемая, в отличие от механической, при помощи которой человек запоминает только внешние данные объекта/текста, направлена на познание смысла изучаемого предмета или темы. Логическая память всегда предполагает мыслительную работу, при которой материал не просто механически заучивается, а предварительно анализируется, разбивается на логические фрагменты, из которых потом отделяются важные и второстепенные, строятся взаимосвязи между всеми фрагментами, и таким образом познается суть всего объема, подлежащего запоминанию.

Результатом любой мыслительной деятельности человека становится словесная формулировка умозаключений (передать мысли без языка невозможно) – она же словесная слагаемая вербальной памяти. Эта составляющая не всегда будет точной копией исходного материала, она скорее будет отражать только его смысл. То есть человек может своими словами объяснить суть вопроса, без зазубривания книжного ответа. На специальной познавательном ресурсе «АйКлуб» каждый желающий может потестировать и потренировать все существующие виды памяти. Материалы сайта разработаны на основе научных теорий специалистами в области психологии и преподавания, а представлены в игровой форме, особенно интересной детской аудитории.

Вербальная память, формируется на трех других видах – двигательной, образной и эмоциональной, но при этом является основной, и только от нее будет зависеть степень развитости смежных видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении любых знаний.

Степень развитости словесно-логической памяти – лакмусовая бумажка эрудированности человека, уровня его обучения, качества знаний. Обучение любого школьника обеспечивается словесно-логической памятью, поэтому ее возможности необходимо использовать как можно полнее, а значит важно всестороннее развитие словесно-логической памяти. Чем больше она применяется в жизни, тем успешнее становится деятельность человека. Отличная память, конечно, не сможет заменить гениальный ум, однако она станет ему надежной помощницей при решении задач любой сложности. Развитая память во много раз сокращает время выполнения любой умственной операции.

Специальные упражнения

Процесс формирования словесно-логической памяти зачастую приходится на дошкольный или ранний школьный возраст. Задача родителей — помогать детям развивать данный вид памяти всеми доступными средствами, так как вся школьная программа построена на умении детей читать, анализировать, запоминать и пересказывать информацию. Особенно важно заниматься с детками, у которых наблюдаются речевые нарушения, поскольку они хуже других запоминают новые слова, учат стихи, пересказывают сказки, события.

Что такое логическая память. Смотреть фото Что такое логическая память. Смотреть картинку Что такое логическая память. Картинка про Что такое логическая память. Фото Что такое логическая память

Благодаря таким нехитрым и интересным заданиям у ребенка будет развиваться не только память, но и пополняться запас знаний об окружающем мире, нормам поведения, будут прививаться новые навыки и умения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *