Что такое литургия и всенощная
Какие службы есть в Церкви и что они означают?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день.
Что такое богослужебный круг?
Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям.
Какие службы входят в суточный круг?
В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке.
Вечерня
Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом.
Утреня
Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день.
Всенощное бдение
Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.
Часы
Краткие богослужения, совершаемые четыре раза в сутки и освящающие молитвой весь день.
Первый час соответствует нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.
Третий час соответствует нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
Шестой час соответствует нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
В обычной богослужебной практике 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й час совершаются непосредственно перед литургией, 9-й — перед вечерней.
Литургия
Главное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Установлено Спасителем во время Тайной Вечери. Есть три вида литургии:
Литургия святителя Иоанна Златоустого совершается в течении всего года.
Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году: 5 воскресений Великого поста (кроме Входа Господня в Иерусалим); в Великий Четверг и Великую Субботу — на Страстной седмице; 14 января (праздник Обрезания Господня); 6 и 18 января — накануне праздников Рождества Христова и Крещения.
Литургия святителя Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) совершается по средам и пятницам Великого поста; понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого поста и не выпадают на воскресный день. Литургия называется так потому, что на ней верующие причащаются Дарами, ранее освященными на литургии св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого.
Повечерие
Богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней трапезы — вечери. Бывает великое (совершается в Великий пост, праздники Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни).
Полунощница
Богослужение, совершаемое в полночь. Оно посвящено Страшному Суду и Второму Пришествию Христа. Обычно полунощница совершается рано утром в монастырях, на приходах практически не служится.
Как все выглядит на практике?
Службы суточного круга сгруппированы для удобства в две части, которые совершаются утром и вечером. Утром — 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия; вечером — всенощная (или вечерня с утреней) и 1-й час. Все исключения из этой практики встречаются либо в монастырях, где стараются служить без сокращений, либо во время Великого поста, когда устав предписывает иной порядок богослужений.
Азы Православия. О смысле Всенощного бдения и Божественной Литургии
Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием после их сотворения.
Пение 103-го псалма (предначинательного) «Благослови, душе моя, Господа» изображает величественную картину создания мира. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия.
Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены (закрыты) вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных (вечерних) молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как пред заключенными дверями рая, молят Творца своего о помиловании.
Пение псалма «Блажен муж» со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя.
Пение «Господи, воззвах» со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам.
Отверзание царских врат при пении догматика (Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая.
Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святой исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцом Своим за род человеческий. Возглашением диакона «Премудрость, прости!» Святая Церковь учит нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение «Свете тихий» содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления.
Лития (общее исхождение и общее моление) содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах, и прежде всего — о прощении согрешений наших Божиим милосердием.
Молитва «Ныне отпущаеши» (см. стр. 45) повествует о сретении (встрече) праведным старцем Симеоном Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указывает на необходимость постоянного памятования о часе смертном.
Молитва «Богородице Дево, радуйся» (см. стр. 44) напоминает о благовещении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице.
Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч человек.
Шестопсалмие — плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души, пребывающей во грехе. Мерцание лампад изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Священник, во время чтения шестопсалмия читающий пред царскими вратами молитвы утрени, напоминает о вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом — Господе Иисусе Христе. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.
Пение «Бог Господь и явися нам» напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем.
Пение воскресного тропаря изображает славу и величие воскресшего Христа.
Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа.
Пением стихов «Хвалите имя Господне» Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому.
Тропари «Ангельский собор» напоминают благовестие Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.
Во время воскресного всенощного бдения читается Святое Евангелие, благовествующее о явлении воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам.
По окончании евангельского чтения диакон восходит с Евангелием на амвон, встает лицом к народу, поднимая Евангелие над головой. Молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого воскресшего Господа, поклоняясь и взывая: «Воскресение Христово видевше. » (см. стр. 44). Это пение должно быть общенародным. Затем Евангелие переносится на середину храма для поклонения и лобызания верующими.
В канонах утрени прославляются Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день.
Между 8-й и 9-й песнями канона поется гимн Богородицы (см. стр. 45), составленный из песен Пресвятой Богородицы и праведного Захарии (Евангелие от Луки, глава 1, стихи 46—55, 68—79). Устав назначил этой песне особо благоговейное исполнение. Песнь Богородицы имеет свой припев, одинаковый для всех ее шести стихов: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем». В этой песне Пресвятая Дева исповедуется истинной Богородицей и великим дерзновением веры поставляется выше высочайших чинов ангельских. Песнь Богородицы выделяется из ряда других особым возгласом диакона пред ней, приглашающим к прославлению Богоматери: «Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим», чем отмечается необходимость особой внимательности к песни. При пении «Честнейшей» церковный Устав предписывает творить поклоны на каждом стихе, призывая этим выразить свое особое почтение Божией Матери.
В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа.
На Божественной литургии, или Евхаристии, воспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части — проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.
На проскомидии, совершаемой обычно во время чтения 3-го и 6-го часов, воспоминается Рождество Спасителя. В это же время воспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются живые и почившие члены Церкви. Великую радость испытывают души усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников, и знаемых, и всех православных христиан. Молиться за усопших можно так: «Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение».
На литургии оглашенных песнью «Единородный Сыне» изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа.
Во время малого входа с Евангелием, изображающего выход Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» совершается поясной поклон. При пении «Трисвятого» — три поясных поклона.
При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы. Чтение Апостола и каждение означают проповедь апостолов всему миру.
Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с приклоненной головой.
На литургии верных великий вход символизирует выход Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.
Пение Херувимской песни при открытых царских вратах совершается в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в преуготовленных и переносимых Святых Дарах.
Поставление Святых Даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати ко гробу Его.
По окончании первой половины Херувимской песни полагается поясной поклон. Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с приклоненной головой и при словах «И всех вас, православных христиан» говорить про себя: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». В конце поминовения надлежит говорить про себя: «Помяни мя, Господи, егда (когда) приидеши во Царствии Твоем».
Слова «Двери, двери» перед пением Символа веры (см. стр. 43) в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства святой Евхаристии. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова «Премудростию вонмем» (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры. Пение Символа веры совершается всем народом. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение.
При возглашениях священника «Приимите, ядите. », «Пийте от нея вси. » следует полагать поясные поклоны. В это время воспоминается Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами.
Во время совершения самого таинства святой Евхаристии — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особым вниманием и по окончании пения «Тебе поем. » при словах «и молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш» надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Важность этой минуты так велика, что с ней не может сравниться ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключается все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти.
Во время пения «Достойно есть» (см. стр. 44) (или другой священной песни в честь Богородицы — задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за которых совершается Божественная литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших.
После «Достойно есть» или заменяющего его задостойника полагается поклон. При словах «И всех, и вся» совершается поясной поклон.
В начале общенародного пения молитвы Господней «Отче наш» (см. стр. 43) следует изобразить на себе крестное знамение и положить поклон.
По отверстии царских врат и вынесении Святых Даров, что означает явление Господа Иисуса Христа по Воскресении Своем, при возглашении «Со страхом Божиим и верою приступите» полагается земной поклон.
К святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника (причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет). Готовящиеся к Причащению обязательно должны быть накануне за вечерним богослужением, прочитать три канона (Спасителю, Божией Матери и Ангелу хранителю) и последование ко святому Причащению, попоститься не менее трех дней (о мере поста можно посоветоваться со священником) и ничего не есть и не пить начиная с двенадцати часов ночи.
Перед причащением руки сложи крестообразно на груди (правую на левую). Возле чаши не крестись, чтобы случайно не толкнуть ее. Подходи к чаше с великим благоговением и страхом Божиим, четко и внятно произноси свое имя и с верою и любовию ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй низ чаши. Затем отойди к столику запить Причастие теплотой. Надлежит особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар святого Причащения: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!». После причащения выслушай (или прочитай) со вниманием благодарственные молитвы. Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушить благочиния церковного.
При последнем явлении Святых Даров, изображающем вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, при словах священника «Всегда, ныне и присно и во веки веков» полагается земной поклон с крестным знамением для тех, кто не сподобился Святых Таин, а для причастников — поясной поклон с крестным знамением.
По окончании литургии подойди приложись ко кресту, который дает священник. После целования креста поцелуй руку священника.
Разъяснение таинства литургии и всенощного бдения, текст церковной службы
Верующим бывает не все понятно во время службы в храме. Но нельзя молиться Господу, не понимая происходящего. Православная вера глубоко символична: каждое слово и действие во время богослужения имеет особый смысл. Разъяснение сути всенощного бдения и литургии, основных церковных богослужений, поможет найти дорогу к Богу, преодолеть свои страсти, победить искушения.
Что такое и как проходит всенощное бдение в церкви
В XII-XIV веках был принят Иерусалимский устав, распространивший всенощное бдение на всех верующих в Христа, как соединение Вечерни и Утрени. В РПЦ порядок проведения служб в церквах определен в специальном документе (Типиконе), в том числе и во время Всенощной.
Обряд проводится перед церковными праздниками или знаменательными датами и состоит из 3-х частей:
Богослужение в церкви имеет драматургию, органично соединяющую проводимые священнослужителями действия. Содержание молитв, музыкальное сопровождение подготавливают дух православных к Божественной литургии.
Церковный перезвон в 6 часов вечера оповещает мирян о начале службы в церкви и призывает их присоединиться к молитвам Богу.
Вступлением, настраивающим верующих в церкви к богослужению, служит напоминание о сути православия: чтение священником «Символа веры» или 50-го псалма.
Великая вечерня
В богослужении повторяются ключевые моменты из Ветхого Завета и его суть: надежда на появление Христа, о которой еврейскому народу поведал пророк Моисей, благовидец Бога. Концепция этой части торжественного обряда в церкви заключается в благодарственных молитвах к Богу, с признанием своей греховности, и просьбы о милосердии.Начало Вечерни символично: священник окуривает фимиамом алтарь через открытые Царские ворота. Благоуханная жертва напоминает о Благодати в Раю, где находились Адам и Ева. Затем диакон произносит:
«Восстаните!», обращаясь к верующим в церкви. Священник, стоя перед алтарем, славит Святую Троицу. Хор поет: «Аминь» («да будет так»).
Священнослужители в алтаре пением призывают прихожан прийти, поклониться, после чего священник окуривает ладаном (совершает каждение) всю церковь в память о Духе Святом, который был участником сотворения мира.
Хор исполняет 103 псалом, посвященный сотворению Богом мира. Торжественное песнопение выражает восхищение результатом Творца. Мир духовный и земной являют собою чудо и послушны законам Божьим. Человек в Раю обрел гармонию между плотским естеством и духовной природой. Нарушение нравственного закона стало причиной потери блаженства и изгнания из Рая прародителей. Совершив преступное деяние, Адам и Ева лишились духовной связи с Богом. На алтаре закрываются Царские ворота, как Райские закрылись перед Адамом и Евой.
Холод и голод, физические и нравственные страдания привели их к раскаянию. Священник начинает молить Бога о прощении, к которому присоединяются все прихожане в церкви. Начинается Великая ектения (молитва о прощении всех православных). Молятся, примирившись в душе с ближними недоброжелателями, в умиротворенном состоянии, обращаясь к Богу с просьбой о поддержке веры, избавлении от греховных заблуждений (гнева, зависти), в нужде. Призывается Благодать Божья для верных детей Церкви, чтобы ввести их в Вечное Царство Славы. На каждое прошение хор откликается: «Господи, помилуй!». Диакон и прихожане в церкви при этом крестятся, повторяя про себя слова хора.
Священник начинает читать в алтаре 7 светильничных (тайных) молитв, в которых у Бога просят милости, просветления, любви к нему. Псалм 1-й «Блажен муж» (малая ектенья) повествует о праведниках, живших до появления Спасителя, о Сыне Божием. Пение каждого стиха заканчивается словами «Аллилуила» («Хвала Богу»). Стихиры (песнопения псалмов) «Господи, воззвах» исполняются по очереди правым и левым хорами. В них чередуется рассказ о событиях, описанных в Ветхом и Новом Завете, что свидетельствует об их преемственности. Основная мысль – осознание греховности людей, не выполнивших в полной мере Закон Божий, озвученный через пророка Моисея.
Последний стихир относится к догматикам веры, Богородичен, посвящен прославлению Богородицы. В это время священник входит в алтарь с кадилом, чтобы принести молитвы восхваления, благодарности. Вслед за ним идут служители со свечами. Священник обращается к Богу с молитвенной просьбой уберечь души молящихся в церкви от сетей злобных демонов.
Вечерний ход – это драматическое воплощение сошествия Иисуса Христа на землю для спасения людей. Хор исполняет «Свете тихий», в котором поется о победе над сумраком, окутавшем ветхозаветный мир, и восходе благодатного дня, принесенного Сыном Божиим. Взойдя на алтарь, священник целует престол, что символизирует Воскрешение Иисуса Христа и явление его людям.
Хор исполняет прокимны (песни, исполняемые перед праздниками и рассветом). Царские врата закрываются. После этого священник приступает к чтению паримий (притч из Священного Писания), время от времени обращая внимание прихожан в церкви: «Премудрость! Вонмем!».
Во время Великой вечерни в церкви поют сугубые, просительные ектинии. Священник произносит литийные молитвы о помощи людям, в которых обращаются за ходатайством перед Богом к Богородице, апостолам, великомученикам, преподобным, покровителю храма. Нуждающимися Церковь считает больных, несчастных, бедных, тяжело работающих, с ослабленной верой в Бога.
Церковь молится за избавление человечества от бедствий (стихийных, техногенных, военных), просит помиловать грешников. Хор усиливает молитвы пением. Исполнение 33 псалма завершает Великую вечерню и служит переходом к Утрени.
Каждение алтаря
Диакон: Востаните Господи благослови.
Священник: Слава Святей Приидите поклонимся (трижды)
Каждение всего храма.
Хор: Благослови душе моя Господа (псалом 103)
Закрываются царские врата
Светильничные молитвы (тайно читает священник).
Ектения великая: Миром Господу помолимся
Яко подобает Тебе… (возглас).
Пение 1-го антифона 1 кафизмы
Ектения малая: Паки и паки…
Господи, воззвах и стихиры на Господи, воззвах. (Каждение всего храма).
И ныне. Богородичен догматик или стихира.
Отверзаются царские врата.
Закрываются царские врата.
Ектения сугубая: Рцем вси…
Яко Милостив и Человеколюбец…
Ектения просительная: Исполним вечернюю молитву…
Яко Благ и Человеколюбец…
Стихиры на стиховне. Ныне отпущаеши…Трисвятое…Отче наш…Яко Твое есть Царство
Отверзаются царские врата.
Тропарь. (Каждение хлебов, если была лития)
Благословение хлебов (если была лития).
Благословлю Господа…(Псалом 33), кончая словами:…не лишатся всякого блага
Благословение Господне на вас…
Закрываются царские врата.
Утреня
Во второй части всенощного бдения отражены истории из Нового Завета. Покаянное настроение Вечерни трансформируется в приподнятое. Первая песнь – «Песня ангелов» в честь Пресвятой Троицы при рождении Христа. Священник читает шестопсалмия, в которых отражены душевный настрой человека, радующегося милости Бога и осознающего свое несовершенство. Основная мысль псалмов – вера в милосердие Бога, прощение грехов, спасение от Ада.
Диакон поочередно провозглашает пришествие Спасителя. Псалмы рассказывают о жизни Иисуса Христа, его общении с учениками. Затем идет чтение кафизм (молитв, когда можно сесть). Псалмы являются основой богослужения, объединяя Ветхий и Новый Завет.
Шестопсалмие (псалмы: 3, 37, 62, 87, 102, 142).
Утренние молитвы (священник читает тайно).
Яко подобает Тебе всякая слава…
Бог Господь, и явися нам…
Отверзаются царские врата.
Полиелей
Торжественная часть Утрени, Полиелей, названная так из-за многочастных повторений «Яко в век милость Его». В церкви зажигаются все светильники, символизирующие Свет, излучаемый Богом. Начинается богослужение пением псалмов, восхваляющих Имя Господне, и заканчивается чтением Евангелия. Псалмы, именуемые степенны (постепенные), рассказывают о надежде на искупление, воскресшей вместе с Иисусом Христом, об очищении душ от греха Духом Святым. Открываются Царские Врата, церковь окуривается благовониями, что символизирует радостную весть о Воскресении Иисуса Христа.
После Евангелия в церкви поют: «Воскресение Христово видевшие…». Затем начинается пение канона, основной части Утрени. Произведение объединяет 9 торжественных песен в честь святых или праздника. Начальная строфа – ирмос («связь») объединяет в целое следующие строфы (тропари), определяя ритмичный и молитвенный строй.
В молитвенном воодушевлении звучит заключительная часть Утрени. Пробивающиеся лучи солнца побеждают тьму, символизируют Бога, источник Света. В радостно-приподнятой тональности священнослужители и хор поют молитвы Святой Троице, Богородице, святым. «Многая лета» исполняется высшим деятелям РПЦ, церковным священнослужителям, прихожанам и всем православным.
Величание (если есть).
Каждение всего храма
На воскресной всенощной тропари: Ангельский собор удивися…
Яко благословися Имя Твое…
На воскресной всенощной: Воскресение Христово видевше…
Слава. Молитвами Апостолов…
И ныне. Молитвами Богородицы…
Стихира (праздника или воскресная)
Спаси, Боже, люди Твоя…
Милостию и щедротам…
Закрываются царские врата
После 3-й песни канона малая ектения
Яко Ты еси Бог наш…
После 6-й песни канона малая ектения
Ты бо еси Царь мира…
По 8-й песни канона: Богородицу и МатерьСвета песньми возвеличим.
Каждение всего храма.
Величит душа Моя Господа…
По 9-й песни канона малая ектения
Яко Тя хвалят вся Силы небесныя…
Стихиры на хвалитех.
И ныне. Богородичен
Отверзаются царские врата.
Слава Тебе, показавшему нам свет.
Тропарь отпустительный и Богородичен
Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже…
Яко Милостив и Человеколюбец…
Ектениия просительная: Исполним утреннюю молитву..
Яко Бог милости и щедрот..
Премудрость. Благослави. Сый благословен.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Слава тебе, Христе Боже… Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови.
Царские ворота закрываются.
Как проходит Божественная литургия с объяснениями
Обряд совершается священником со всеми присутствующими в церкви. Православное богослужение было установлено Иисусом Христом за день до своей смерти. На Тайной вечере он дал из своих рук апостолам хлеба и вина, завещав им в воспоминание о нем до скончания веков выполнять этот обряд: «Кто ест мое Тело и пьет мою Кровь, пребывает во мне, а Я в нем».
Эта часть всенощной погружает верующих в церкви в атмосферу Тайной вечери. Во время службы в символических действиях и образах они должны почувствовать присутствие Святого Духа. Святой Дух, а не земной человек, совершает великое Таинство в церкви. Порядок чтения и пения молитв был учрежден 16 веков назад. Автором первой литургии был святой Василий Великий. Иоанн Златоуст сократил продолжительность богослужения.
Иоанна Златоуста
Торжественный обряд начинается после чтения часов, являющихся частью суточного богослужения в церкви. Он подразделяется на Проскомидию, Литургию оглашенных и верных. Оглашенными у ранних христиан называли людей верующих, но не принявших крещение. Верными – крещеных в христианскую веру, не отлученных от Причастия. Символическое разделение сохранилось до настоящего времени.
Подготовка в церкви к таинству (Причастию) начинается с символического воссоздания образа Иисуса Христа и Церкви и момента его рождения. Для этого священник использует 5 особых круглых хлебов (просфор), выпеченных из 2-х половинок (символ соединения в Христе человеческого и божественного).
Из самой большой просфоры с крестом священник вырезает кубик, символизирующий Агнеца (Иисуса Христа), и кладет в центр круглого блюда на подножке (дискос). Из второй священник берет один кусочек в память о Божьей Матери, из третьей – 9, в поминовение святых, из четвертой – два, за здравствующих прихожан, из пятой – за умерших.
Кусочки просфор выкладываются в особом порядке. Сюда же добавляют части хлебов, принесенных прихожанами. В священном сосуде смешивается «кровь Христова» (вино, употребляемое в церковных службах) с водой, как напоминание о кровавой ране распятого Иисуса Христа. Все приношения священник накрывает полотнами, расшитыми звездами, символизирующими небесный свод.
В молитвенном обращении к Богу священник просит его принять дары. В церкви молятся за здравие и упокой православных, упомянутых в записках. Начало службы оглашенных. Священник после обращения дьякона о благословении возносит молитвенную хвалу Царству Божиему. На что откликается хор: «Аминь».
Во время этой части обряда служба чередуется чтением ектений, хоровым исполнением псалмов. Первой звучит великая ектения. Содержание молитвы – призыв к прихожанам в церкви к умиротворению (душевному спокойствию): нельзя приобщиться духовно к Божественной сути, когда в душе бушуют страсти. Здесь же содержится просьба о милости к православной церкви и прихожанам.
Хор певчих поет псалмы, в которых описывается жизненный путь Христа до его крестного хода на Голгофу. В песенной форме излагается основное положение о сущности Христа: Богочеловеке и человеке в Боге. В хоровом исполнении верующие слушают заповеди, исполнение которых откроет дорогу в Царство Небесное. Звучат малые ектении, напоминающие верующим в церкви о борьбе со своими страстями для принятия истин Божественных, содержащие просьбы о прощении грехов.
Священнослужители совершают малый вход на алтарь. В символической форме изображается начало проповеднической жизни Иисуса Христа. Горящая свеча в руках дьякона – Иоанн Креститель. Выдержки текстов из собраний апостолов и Евангелия – вероучение. Каждый жест и слово священника наполнены смыслом. Перед чтением священник произносит, а за ним хор поет Трисвятую молитву. Священник занимает место на амвоне. Дьякон призывает верующих в церкви во время произнесения апостольских наставлений и евангельских проповедей сосредоточить свое внимание и проникнуться их содержанием.
Завершается служба для некрещеных сугубой ектенией: просьбой прихожан о даровании здоровья и успокоении. Традиционно озвучивается, что в церкви должны остаться крещеные в православие. Служба продолжается для верных.
Обряд заключается в последовательном совершении священнодействий:
Во время переноса священником даров открываются Царские ворота, хор исполняет «Песню херувимов», главный смысл которой – восхваление Господа. Священнослужители поднимаются на алтарь, что означает Великий вход. Великий вход – это символичное изображение дороги Христа на казнь, Воскресения, Вознесения на Небо, встречи с апостолами. Закрытие Царских ворот означает наступление смерти. Священник в просительной ектении умоляет Бога очистить от грехов присутствующих прихожан, чтобы они могли увидеть освящение Даров. Верующие участвуют в богослужении, исполняя «Символ веры», «Отче наш».
После «Символа веры» наступает таинство Причащения. Смысл Причастия – прощение обид ближним и жертва Богу в виде бескровных даров.
Освящение просфор и вина, то есть превращение в Плоть и Кровь Христа, происходит после молитвенного обращения священника к Святому Духу. После Евхаристии священнослужители и хор в благодарственных молитвах вспоминают святых, Богородицу. Прихожане мысленно молятся о живых и умерших православных близких.
Священник делит Агнеца на 4 части:
Первыми в церкви получают Причастие священник и дьякон. Под пение запричастного канона открываются Царские врата. Выходит священник со священным сосудом и молитвой. К нему поочередно подходят верующие. После Причащения им дают запить вином, разбавленным горячей водой. Затем служитель поднимается на алтарь и, читая молитву, опускает в сосуд частички хлебцев, предназначенные для поминания здоровых и умерших православных. Завершается служение Отпустом, после которого прихожане целуют крест у священника и покидают церковь.
Великая ектения
Хор: Господи, помилуй.
О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.
О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся.
О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.
О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся.
О благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся.
О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.
Священник: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Священник: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Василия Великого
Литургия Василия Великого служится в первые 5 воскресений Великого поста, в Страстной четверг и Страстную субботу. Богослужение длится дольше: тексты молитв длиннее, мелодии протяжнее. Вместо радостной «Песни херувимов», хор исполняет «… Вечери Твоея тайныи…», «…Да молчит всякая плоть…».
Преждеосвященных
Литургия Преждеосвященных Даров – богослужение в дни, когда полагается поститься:
Богослужение начинается Великой вечерней. После чтения 103 псалма и провозглашения великой ектении начинается Полная литургия.
Значение служб в православии
Всенощное богослужение ведется с самого основания Церкви. Столетия гонения на христиан стали причиной ночных молитв. Иисус Христос и апостолы возносили молитвенные обращения с заходом солнца, чтобы никто и ничто не мешало соединиться с Богом. Литургия – главная церковная служба, назначение которой – единение с Богом, принятие святости после исповеди через Евхаристию, Святые Дары (Тела и Крови Христова).