Что такое лицеприятие по библейски
Лицеприятие
Лицеприя́тие – (Иак 2:9) — предпочтение одного человека другому (одних людей другим) по причине пристрастного к нему (к ним) отношения»
У Бога нет лицеприятия
Апостол прямо указывает на то, что у Бога нет лицеприятия ( Рим 2:11 ). Об этом же в своей льстивой речи свидетельствуют и враги Господа Иисуса Христа: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» ( Мф 22:16-17 ).
Лицеприятие – грех
Тем, кто допускает в своих поступках лицеприятие (например, заискивает перед богатым и влиятельным человеком, игнорируя бедного и незначащего), адресовано строгое апостольское предупреждение: «Если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» ( Иак 2:9 ). Апостол прямо говорит о недопустимости лицеприятия в жизни по вере: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» ( Иак 2:1 ).
Опасность лицеприятия
Духовные причины лицеприятия
Существуют не только внешние и достаточно очевидные причины лицеприятия (такие как корысть, малодушие, тщеславие и проч.), но и более глубокие (например, недостаток любви, ослабление в вере). Среди последних выделяется потеря остроты духовного зрения. Сщмч. Игнатий Богоносец подчеркивает, что мы призваны «не по плоти взирать на ближнего, но во Христе любить друг друга» (Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам. 62). «Взирать по плоти» противоположно подлинному духовному зрению, которое всегда во Христе.
В отличие от человека, которому не так часто открыт внутренний мир ближнего и который никогда не может полностью положиться на свое духовное зрение, Бог – единственный Сердцеведец, знающий о каждом всю полноту правды. Яркое свидетельство об этом есть еще в Ветхом Завете: «не смотри на вид его и на высоту роста его… ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце ( 1Цар. 16:7 )».
Как избежать лицеприятия
Примечания:
1 Слово 93. О том, чтобы не относиться с лицеприятием // преподобный Антиох Палестинский. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний.
3 Любовь // преподобный Амвросий Оптинский (Гренков). Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
«Если поступаете с лицеприятием, то грех делаете».
Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
И вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, —
То не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете.
Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
Главное слово этого текста ЛИЦЕПРИЯТИЕ. Что такое лицеприятие?
Человек с лицеприятием презирает как правило бедных, именно об этом и говорится апостолом Иаковом. Апостол Иаков нас призывает всё делать без лицеприятия. Кто бы перед нами не был, мы должны к любому человеку относиться одинаково, беден он или богат.
Почему-то сейчас можно слышать, что изречение «Эй ты убогий!», это как оскорбление, но ведь убогий человек, это Божий человек.
А люди любят богатых и перед богатым человек ведёт себя совсем иначе, не так как перед бедняком, для него особый почёт и другое отношение.
И апостол Иаков спрашивает А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
Но христианство нас не призывает ненавидеть богатых, христианство призывает относиться ко всем одинаково, ведь богатому дано состояние тоже Богом.
В 19 главе ветхозаветной книги Левит, так и сказано : Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.
Не такая была Церковь в самом своём начале, как мы видим Церковь сегодня, которая тонет в роскоше и богатстве и где по соборам расставлены какие-то загородки для избранных и богатых, а к беднякам отношение, как к какому-то быдлу.
И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
Вот как зарождалась Церковь, вот какие были отношения верующих людей. Сравните с днём сегодняшним! В приходах не было нуждающихся и не потому, что все богато жили, а потому что была взаимопомащь и всё было общее.
Однако Бог любит бедных и всегда помогает бедным и это пример всем богатым, которые по примеру Христа должны любить бедняков, но пример этому должны показывать сами священнослужители. И этот пример должен быть в отсутствии лицеприятия, чтобы не ставить властьимущих и денежных людей превыше бедных и убогих прихожан.
Если мы видим, что в реальной жизни не так, значит наша Церковь больна, значит она заражена заразой, значит в Церкви нет христианских начал, нет того чему учил Христос и Апостолы.
Примерно о том же, Церковь 1 января читает и строки Евангелия от Марка из 9 главы: Пришел (Христос) в Капернаум; и когда был в доме, спросил их (Апостолов): о чем дорогою вы рассуждали между собою?
Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.
И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.
И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:
Вот мы видим, что даже апостолы увлеклись рассуждением, кто же из них главнее и важнее. И Господь сказал ясно, мол кто хочет быть первым, будь всем слугой.
Всё христианское первенство зависит не от богатства и власти, а только от милосердия к ближнему.
Христос ко своим ученикам тоже относился ко всем исключительно одинаково, без всякого лицеприятия, даже предателя Иуду Искариотского Христос не гнал и не выделял каким то бы ни было неприятием, хотя точно знал, что Иуда предал его.
Вот именно милосердию ко всем не взирая на лица, власть, положения и призывает нас Церковь этим своим священным текстом, который читается в храме 1 января Нового 2016 года.
Бог благ
Грех лицеприятия.
Общаясь, мы постоянно ловим себя на том, что по-разному относимся к людям. Есть люди, которых мы уважаем за ум, за образование. Чаще всего перед людьми заискивают и превозносят тех, кто богат и имеет власть. Продолжая изучать послание Иакова мы переходим к следующему разделу, который учит нас быть не лицеприятными. Был удивлен тому, когда попытался найти материал по теме лицеприятие, как мало говорится, пишется об этом грехе. Что ж, постараемся восполнить пробел.
ГЛАВА 1. ЧТО ЕСТЬ ЛИЦЕПРИЯТИЕ
«Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде» (Иак.2:1,2). Что же такое лицеприятие? Слово, которое редко используется в обычной речи и обозначает человека, которые избирательно проявляет любовь и уважение к разным людям. Сказать еще короче, лицеприятие это несправедливо – неодинаковое отношение к людям, когда одних любят и уважают, а к другим относится неуважительно. Такую формулировку подсказывает сама Библия: «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего» (Лев.19:15). И еще более короткая формулировала, – предпочтение одного человека другому.
Нередко такую картину можно увидеть в семьях. Есть любимчик, которому прощается все, тогда, как других за тот же проступок наказывают. Возможно, читающие эти строки переживали в детстве такую пристрастность от родителей. Меня достаточно жестко воспитывали, тогда, как сестру физически почти никогда не наказывали. И конечно это формировало во мне образ несправедливых родителей. Отец, правда, когда я уже повзрослел, не раз высказывал свое сожаление о некоторой несправедливости в разном отношении к детям. Но факт остается фактом, во многих семьях это лицеприятие живет. Живет оно и в обществе, живет всюду и везде где есть люди, потому что греховность наша искажает отношение к ближнему с любовью. Да, что там общество, если это лицеприятие живет в каждом из нас в большей или меньшей степени.
Еще в Ветхом Завете Бог говорил о себе: «ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров» (Втор.10:17). Я представил себе картину, если бы Бог был лицеприятен? Бедные бы мы были. Отчего одного благословляет, а другому ничего не дает? Христиане знают ответ, да потому что Бог есть любовь и Он лучше знает что кому полезней, что кого будет вести ко спасению. А теперь смотрите, как меняется образ Бога, как меняется все богословие? Если Бог лицеприятен, тогда все, что с нами происходит это потому, что Он кого-то особенно любит и дает свое благословение, дает больше и лучше чем тому, кого недолюбливает или не уважает.
Руфь Рейчл, в своей книге «Чеснок и сапфиры: тайная жизнь критика под прикрытием» рассказывает о своей работе ресторанным критиком в газете «Нью-Йорк таймс». Руфь была настолько известным журналистом, что ее практически в лицо знали многие, особенно те, кто был связан с ресторанным бизнесом. Однажды она переоделась в старуху. Во-первых, ее заставили долго ждать, а во-вторых, разумеется безобразно обслужили. Вот вам пример лицеприятия.
ГЛАВА 2. ОТЧЕГО ПРОИСХОДИТ ЛИЦЕПРИЯТИЕ
Лицеприятие происходит от двух вещей: 1) Мы уважаем одного, потому что он, с нашей точки зрения, заслуживает уважения, за ум, красоту, за достижения. Соответственно другого человека мы не уважаем, потому что он не имеет того, за что его можно уважать. 2) Мы поддерживаем добрые отношения с человеком, который имеет власть и деньги, а значит, может нам помочь.
Бог все время выступает против лицеприятия. Еще еврейскому народу Бог говорил о себе: «Но Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его» (Иов.34:19). В Коринфе, в местной церкви сложилась такая ситуация, что люди начали группироваться, как раз на основании лицеприятия. «Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов”» (1Кор.1:12). Кто-то считал в церкви, что Ап. Павел лучше Аполлоса, а кто-то полагал, что нет лучшего проповедника и учителя Библии чем Кифа. Были и такие, кто говорил, что не нужны никакие учителя и пастора, только Христос наш Учитель. Перед Павлом стояла сложная задача, как Коринфских христиан отучить от лицеприятия? Мудрый Апостол, движимый Духом Святым, напоминает Коринфян, что и сами они не такие выдающиеся: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1Кор.1:26,27). И Бог для своей славы использует скорее простых людей, а не великих. Бог словно «выбивает», основание для греха лицеприятия.
Лицеприятие – это грех, причем грех не пустяковый, а великий. Знаете, как можно определить самый великий грех? Убийство, ложь? Обычно начинают вспоминать смертные грехи, а на самом деле самый страшный грех – это нелюбовь. Если охарактеризовать дьявола, то самой точной характеристикой будет следующая – существо, которое ненавидит людей и Бога, существо, которое не любит.
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ ЛИЦЕПРИЯТИЯ
1) Мои стандарты выше Божьих. Я, будучи молодым человеком, сильно презирал людей, которые не читали книги, которые читал я, которые не слушали музыку, которую слушал я, которые имели плохой вкус в одежде, т.е. имели вкус отличный от моего. Я был просто комком лицеприятия. Что же со мной произошло? Откуда такое не уважение к людям. У каждого есть своя шкала ценностей, шкала по которой человек определяет, кто достоин уважения, а кто нет. Например, бизнесмен будет уважать человека настолько, насколько он делает конкретное дело и сколько он заработал. Человек искусства будет уважать того, что сам творит, кто создает что-то ценное, музыканта, художника, писателя. Женщина хозяйка будет оценивать человека по тому, в каком состоянии его квартира, насколько «вылизаны» окна, насколько чистый потолок и в каком состоянии находится огород. И даже если вы Моцарт или Пушкин, но у вас на огороде есть бурьян, вы для такого человека – никто и ничто. Вы не заслуживаете его уважения. Я начинаю судить людей по своим стандартам, и они не выдерживают моей критики, а значит, я их не буду уважать или любить. А не кажется ли вам, что судя по своим стандартам, мы берем на себя роль Бога?
3) Презрение от гордости. «А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» (Иак.2:6).
4) Корысть. «и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих» (Иак.2:3). В послании Иуды еще более прямо говорится о корыстной подоплеке лицеприятия: «Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти» (Иуд.1:16).
А) А почему такое отношение к богатому? Да от него можно что-то получить, чем-то воспользоваться. Человек в богатой одежде, с золотым перстнем, как пишет Иаков, это тот, у кого можно что-то просить, кто может чем-то помочь. Обратите внимание, с какой гордостью мы можем сказать: «Да у меня в министерстве знакомые. Да моя сестра у премьер министра полы моет». А ведь суть не в связях с людьми, а в связях с Богом. Все никак не научимся полагаться на Бога, потому что Он не видим. Более надежно как-то полагаться на реальные, видимые связи, что есть недоверие Богу.
Б) Обо мне скажут хорошо, когда увидят меня с известным человеком, – вот еще одна причина лицеприятия, особого принятия тех, кто побагаче. Однажды ко мне подъехал человек на очень престижной машине, и я сидел с ним разговаривал, а тут сосед по двору идет. И вдруг я открываю дверь и кричу соседу: «Привет!» И сразу же Дух Святой проговорил в мое сердце: «А зачем тебе это? Ты хочешь показать, что у тебя есть особо крутой знакомый и поэтому ты то же крутой?» Я сразу же начал каяться. Вы не представляете, как мне было стыдно перед Богом. А ведь Библия учит нас: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1Кор.4:3,4). Ходить нужно перед Богом, а не перед людьми. … «угождая не человекам, но Богу…» (1Фесс.2:4).
ГЛАВА 3. КАК ПОБЕДИТЬ ЛИЦЕПРИЯТИЕ
Конечно, главная мысль, которая должна нас останавливать в грехе лицеприятия, – несправедливо-разное отношение к людям есть грех: «Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак.2:9). И это грех делает нас виноватыми во всем остальном перед Богом. Бог учит нас на своем примере, как мы должны относиться к ближним: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:45-48). Совершенство Божье в нас должно проявиться не через всемогущество или вездесущность, мы все равно такими не станем, потому что мы ограниченные существа. Совершенство в нас проявляется в одинаковой ровной любви ко всем людям, какая есть у Бога. Как Бог посылает дождь и дает солнце всем людям, так и мы должны дарить внимание и любовь всем, кто по воле Божьей, окружает нас.
Когда спрашиваешь людей, которые начинают свой христианский путь, что изменилось в вас? Нередко получаешь странные ответы: «Мне стало как-то лучше, как-то спокойней. Так хорошо на душе». Я вспоминаю, что произошло в том юноше, который был так горд от того, что читал много книг, смотрел избранные фильмы, старался стильно одеваться. Во мне появилась любовь, любовь ко всем людям. Я вдруг полюбил тех людей в церкви, которые в основе своей были пожилыми, не слишком грамотными, серыми и типичным. Я увидел в себе вместо презрения любовь, вместо гордости смирение, подаренное Духом Святым и вот это было самое большое чудо. И когда я встречался со своими друзьями, которые так и остались за бортом веры, отвергши веру во Христа, от них продолжало исходить презрение к людям. Давайте по пунктам рассмотрим, чтоб же следует делать, о чем помнить, в борьбе с лицеприятием.
1) Всех людей создал Господь. Все люди творение Божье. В, этом смысле, мы все равны перед Богом: «Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь» (Прит.22:2). Бог любит всех людей, а мы, если проявляем лицеприятие и кого-то унижаем не любим.
2) Бог смотрит не на лицо, в отличи от человека, а на сердце: «Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7). Поскольку мы сердца не знаем, нам следует не судить и не заниматься лицеприятием, а принимать каждого человека с любовью.
3) Мы не можем унижать человека, потому что имеем страх Божий. Иными словами, Бог напоминает нам, что у каждого человека есть Ангел. Во-первых, Бог сам все видит и слышит молитвы: «Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» (Втор.24:14,15). Понятно, речь идет не просто о начальнике, который не выдает зарплату вовремя, а шире, о всяком обижающем ближнего, что есть так же лицеприятие. А во-вторых, Богу еще и Ангелы доносят. И только представьте картину, когда вы унижаете человека, оказываете к нему презрение, и Ангел приходит к Богу, чтобы сообщить о вашей нелюбви, к его подопечному: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матф.18:10).
4) Мы не можем унижать человека или заискивать, потому что все грешные. Есть такая история, как в полицию набирали молодых людей, но было одно условие, – рост должен быть не ниже 168 см. Два человека ожидали своей очереди. Они оба не дотягивали до необходимого роста, но у обоих были ходатайственне письма от влиятельных, высокопоставленных людей. Один молодой человек не дотягивал до необходимого роста пол сантиметра, второй же пять, поэтому первый думал о том, что я, в отличии от второго, низенького, точно пройду, тем более, что у меня есть письмо влиятельного родственника. Но всем им было отказано, поскольку для закона было не важно пол сантиметра ты не дотягиваешь или пять. «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:9-11). Истина такова, – нет основания у нас быть лицеприятными, потому что мы все одинаково грешны перед Богом.
5) Если мы поступаем лицеприятно, то и с нами будут поступать так же. Бог, через пророка Малахию предупреждает о последствиях греха лицеприятия: «За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» (Мал.2:9). В этом предупреждении есть один интересный духовный принцип, – если мы поступаем несправедливо, не по любви к ближнему, то Бог обязательно даст нам почувствовать, пережить подобное унижение от лицеприятия на себе, чтобы мы поняли, прочувствовали боль от греха и чтобы нам было не повадно еще раз «окунуться» в этот грех: ««А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» (Кол.3:25).
6) Бог, не взирая на то, что для Него есть более приятные люди, все равно любит всех нелицеприятной любовью. Конечно, будут люди, которые нам более приятные, но это не должно влиять на наше уважительное отношение к людям. Меня всегда интересовал вопрос, есть ли у Бога любимчики? Оказывается, у Бога нет любимчиков, но есть те, которые более приятны ему. Эта приятность Богу зависит не от избирательности самого Бога, но от степени нашей веры: «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10, 34-35). У Бога нет любимчиков. Вы скажите, что Авраама он называет другом Божьим? А помните, кого Христос назвал матерью и братьями: «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Матф.12:48-50).
7) Поступайте противоположно обратным образом лицеприятию. Больше внимание оказывайте тому, кто слабее. Ап. Павел писал, что в Церкви есть разные дары, духовные таланты. Это почва для лицеприятия. К пастору уважительное отношение, а к тому, кто подметает двор перед церковью не уважительное. Бывает, придешь на домашнюю группу, и все так замечательно, а после группы служитель говорит: «Да это они при вас так уважительно себя ведут, а в обычной группе бывает и резкости и неуважительное отношение друг ко другу»: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же…» (1Кор.12:4-6). «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения» (1Кор.12:21-23). Бог не только раздает дары, Он еще и заботится о том, чтобы отношение к человеку, какой бы дар у него не был, оставалось всегда наполненное любовью и заботой: «и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение» (1Кор.12:24). Эта цитата дает нам пример правильного мышления. Если христианин духовно слабый, малодушный, младенец во Христе, то Бог говорит, что его нужно не призирать, не отдаляться, а наоборот, больше заботы о нем. Как бы мы поступали со своим телом? На мизинце нарыв, а мы говорим, что он не заслуживает внимания. Режьте, сообщаем мы без сожаления хирургу. Видите, так не бывает, потому что для нас дорога каждая часть тела. Так и в церкви, никто не заслуживает унижения, лицеприятия. Бог учит нас противоположному лицеприятию действию, любви большей к тем, кто меньший.
ГЛАВА 4. ХРИСТОС И ЛИЦЕПРИЯТИЕ
Не было у Христа лицеприятия и Он является для нас величайшим примером ровного отношения к людям, отношения наполненного любовью и справедливости. «И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице» (Матф.22:16). Лицеприятие проявляется, как для богатых и власть имеющих, от которых зависит жизнь так и бедным, от которых, кажется ничего не зависит. Давайте посмотрим, как Христос учит нас быть не лицеприятными:
1) Отношение к богатым и имеющим власть. Христос мог говорить правду и власть имущим. Причем, обратите внимание, даже тем от кого зависела Его жизнь: «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Иоан.19:10,11).
2) Правда бедным, от которых никакой пользы. «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии» (Иоан.8:3,4). Христос не унижает, не добивает женщину, которая, разумеется, сама виновата в своем падении. Он защищает не грех женщины, а учит, что не следует быть лицеприятным. Христос показал практический пример тому, о чем учит Иаков: «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:12,13). Противоположное лицеприятию – милость, которая и явлена была к падшей женщине с надеждой, что она покается.
Я всегда себе формулировал так – любовь должна быть ровная ко всем, но жена, похоже, дала мудрую подсказку, лучше говорить не ровную, а равную. Что ж, давайте иметь любовь равную ко всем никого не выделяя, потому что Бог любит всех и за всех нас отдал Сына своего единородного Иисуса Христа. ВОПРОСЫ: 1) Что такое лицеприятие?; 2) Какие причины лицеприятия? 3) Почему Бог ненавидит лицеприятие? 4) Были ли в вашей жизни ситуации, когда к вам относились лицеприятно? А когда вы сами занимались лицеприятием? 5) Как бороться с лицеприятием?