на что можно сделать пародию
Обзор Пересмешника. Пародийные приёмы, техника
Здравствуйте, уважаемые пародисты и читатели!
Пока есть свободное время, я решила сделать обзор некоторых конкурсных пародий и дать комментарии к Голосованию, высказать свои пожелания.
Итак, учитывая, что Пересмешник – учебный конкурс, хотелось бы, чтобы участники учились замечать специальные приёмы в пародиях, которые можно в дальнейшем использовать в своей пародийной работе. Некоторые из них покажу на примерах конкурсных пародий.
Начну с того, ЧТО я считаю основным, приоритетным приёмом: пародия – это прежде всего литературное произведение КРИТИЧЕСКОЙ направленности, она должна вступать в СПОР с исходным стихотворением, стать ему оппонентом.
Рассмотрим наш сегодняшний исходник на предмет пародирования.
Александр Рудт, «Зима не развернулась толком»
Сначала – смысл. Основная тема исходника: «Не хочу весны, я «к зною лета не готов», потому что ещё «не видел снегирей… не слышал… треска лопнувших стволов… Зимы не видел настоящей» / мне грустно расставаться с зимой, которая «не развернулась толком», которая ушла и «не оглянулась, как детство, как судьба, как ты». Автор исходника грустит, потому что уход зимы напомнил ему расставание с любимой. Автор в своей смешной грусти доходит до абсурда, используя в тексте ОКСЮМОРОНЫ.
Будем отталкиваться от этого:
Выглядит комично, не правда ли? Так и хочется поспорить, возмутиться – что и сделали следующие авторы (внеконкурсные пародии обойду):
Ольга Шерстюк, строит сюжет своей пародии-памфлета № 2 «Слово не воробей!», как будто уточняя и продолжая исходник. Обстоятельства утрированы и показаны в юмористическом ракурсе: вот к чему приводят неосторожные слова, брошенные сгоряча. Небо ответило согласием – итог плачевен. В этом и состоит противопоставление исходнику. Детали про лыжи, грыжу снегиря и расставание с девушкой («ты меня добила») добавляют юмора. Пародия создаёт приятное впечатление незлым юмором и ясной логикой.
Мила Боженова, в пародии № 3 «Зима ли я?» как бы отвечает герою исходника от имени уходящей Зимы:
«Мало́ мне нынче королевство,
Морозить некого-беда…
Остаться с вами? Уйду. Ушла, еще вчера»
— вполне оправданный приём для пародии-памфлета, когда повествование ведётся от лица одного из персонажей исходника. Зима – яркий, будто одушевлённый персонаж в исходнике, даже совмещённый автором с образом любимого человека. Кроме того, Мила – единственная, кто прибег к приёму шаржирования ОКСЮМОРОНА: «мысль…в цензурном мате» и «Хочу горячего я льда», за что от меня лично – респект! И тем самым она совместила свою пародию-памфлет с жанром пародии-шаржа, когда пародируются несуразности и яркие особенности лексики исходника. А это, между прочим, встречается реже. На мой взгляд, в цитатный эпиграф следовало бы взять оксюмороны исходника. Спор с исходником явно виден.
Гена Гульчеев, № 6 «Смешная зима», применил не очень популярный, но вполне правомочный приём ПОНИЖЕНИЯ стиля речи, довольно изящно, не перейдя границу между дозволенным стилем и стёбом. Такие выражения, как «нету понта», «логике вообще кранты» задают определённый стиль. Автор имел право – исходник содержит просторечный возглас «э-ге-гей» и некий доверительно-дружеский тон, выраженный, например в выражениях «криком поперхнулась», «не развернулась», «не оглянулась». Не знаю, сознательно или нет автор понизил стиль пародии, но этот рискованный приём сыграл свою положительную роль – пародия получилась по-особенному свойской, отличающейся от всех других. Думаю, что это обаяние речи и повлияло на оценки участников. Кроме того, привлекает внимание неожиданный приём одушевления, только не Зимы, а «Э-Гэ-Гей». Я задумалась с улыбкой – а кто этот загадочный персонаж, который только взглянул на нас, но оставил свой след в памяти:
«На крик зима не оглянулась,
Лишь оглянулся Э-Гэ-Гей!»
Такими маленькими, внезапными и нестандартными образами и завоёвывается симпатия читателя. Автор дал читателям свободу для фантазии, индивидуального образного ассоциативного мышления. Довольно тонкий приём и далеко не все им владеют. Многие возмутятся: это что ещё такое?
Один из интересных приёмов этой пародии – аллюзия на фразеологизм «Буриданов осёл». Это когда человек не решается выбрать между двумя соблазнительными возможностями. Образно описана крайняя степень везения в начале пародии. А в замечательном финале – крайняя степень невезения:
«Назад хочу, но потерялся,
Как детство, как любовь, как жизнь».
В остальных пародиях я не увидела ЯРКОГО оспаривания исходника, скорее – наоборот, пародисты поддержали главную мысль исходника, написав тексты в едином духе с ним, с разной степенью юмора.
Ещё один важный приём пародиста – шаржирование языка исходника, т.е. выделение и обыгрывание его лексических особенностей, несуразностей, «ляпов». Кстати, шаржирование лексики исходника – яркий пародийный признак. Некоторые пародисты считают настоящей пародией именно шаржи. Знаменитый А. Иванов занимался исключительно этим, подняв этот пародийный жанр на высоту. Вот где для нас «поле непаханное»!
Хочу остановиться на двух пародиях, где более интересно применён приём шаржирования лексики.
№ 12 «Зимние мечты» Ольги Поликарповой отнесена мной к пародии-шаржу из-за единственной, но очень меткой фразы:
«Зима пришла – не развернулась,
Стояла, скатана в ковры»
Четверо пародистов брали в эпиграф цитату исходника «Зима не развернулась толком», а Ольга вообще не взяла ни одной цитаты, к сожалению. Но только она одна попыталась очень образно и с фантазией «развернуть» эту цитату. На мой взгляд – удачно. И здесь опять – а на сколько у нас, как читателей, работает это самое ассоциативное мышление и фантазия образов? Можем ли мы оценить эту попытку и вообще – увидеть?
№ 11 пародия-шарж Татьяны Игнатовой, «Пора» написана на единственную цитату «С банальной логикой в раздоре». Весь сюжет пародии соответствует ей – как словом, так и делом! Если включить фантазию и представить все описанные действия, возникнет ощущение полного шока, вызванного нелогичностью поступков ЛГ. Сюжет и вправду банален, действия ЛГ абсурдны, он будто сам с собой в раздоре. Но, видимо, такие тонкие пародии – не для широкой аудитории. А мне нравится, читая, не только понимать, но и ЧУВСТВОВАТЬ.
Кроме того, техника этой пародии на высоте: и ритм и рифмы очень хороши. А разве не это ли – первое правило пародиста? Вспомним: пародия должна быть технически написана лучше исходника. Иначе пародист не имел права браться за пародию.
И вот теперь плавно переходим к ТЕХНИКЕ (вторая оценка в Голосовании).
С прискорбием наблюдаю, что многие наши участники не уделяют необходимого внимания технике стихосложения, а зря… Я всё понимаю: конечно, жалко перекраивать удачное, смешное выражение, если оно укладывается только с неточной рифмой. И ради рифмы не хочется жертвовать смыслом. Но скажу вам по секрету: участвуя на других площадках в конкурсах пародий, я никогда не возьму в свой шорт смешную пародию с плохой техникой. Так же и на других конкурсах нашего Клуба. Лично у меня портится впечатление от прочтения, если рифмы слабые или ритм сбоит. И никакой самый искромётный юмор этого впечатления не исправит. Пародист – она на то и пародист, чтобы критиковать, в первую очередь, свой текст. И никакого оправдания нет тому пародисту, который критикует чужие произведения, а сам допускает плохие рифмы или сбивчивый ритм.
Конечно, та критика, которая была высказана авторами в комментариях к своим оценкам, очень полезна, но возможно, её не достаточно. Хотя я постоянно призываю активнее участвовать в обсуждении оценок и публиковать свои рецензии, не многие откликаются.
Пользуясь случаем, даю ссылку на разговор о рифме, возникший в обсуждении, на мой взгляд, он интересный:
http://www.stihi.ru/rec.html?2020/03/27/10095&6
(читаем ниже рецензии, обсуждение в последних трёх комментариях, начиная с вопроса о рифмах)
Хотелось бы поговорить о технике более подробно, на примере конкурсных пародий. Поэтому кто интересуется этим и желает выяснить технические вопросы – милости прошу под этот обзор с конкретными вопросами, и не только о технике, но и обо всём вышесказанном.
Да простят меня наши победители, я хочу предложить поговорить о пародиях, набравших наибольшее количество голосов. Интересно так же и мнение тех, кто ставил им высокие баллы: что именно понравилось в пародии-победителе-призёре, почему именно такая оценка?
Приглашаю к этому разговору всех желающих, пародистов и не только.
Как сделать пародию
Если хотите сделать пародию, чтобы где нибудь выступить или снять свой клип. Нужно знать как это сделать грамотно.
Инструкция
1 шаг
Вот вы решились создать пародию, на что либо, или кого либо, определитесь с основным сюжетом, НАПИШИТЕ СЦЕНАРИЙ. Но если «муза» вас никогда не посещает, то можно подглядеть идею в новостях, фильмах, да хоть глядя на соседей.
2 шаг
Стоит потренироваться перед друзьями, родственниками, чтоб посмотреть на их реакцию и привыкнуть ну или как-то подготовить себя к выступлению перед людьми.
3 шаг
Дальше стоит обратить внимание на костюм для выступления. Здесь можно не напрягаться и взять всё мало-мальски подходящие к сюжету пародии или что-то подчёркивающие её юмор.
4 шаг
Практикуйте вашу пародию как можно чаще, в одиночку или с группой людей. Тогда вы будите готовы к выступлению
5 шаг
Когда прейдёт время выступать, успокойтесь, не выглядите возбуждённым. Когда зрители видят что вы нервничаете, начинают оценивать вашу пародию более строже, всем зрителям нравятся искренность и уверенность в исполнении, это 50% успеха.
Советы и предупреждения:
Обсуждение
Неплохая инструкция! Глядя на соседей действительно можно сделать смешную пародию, главное её не показывать самим соседям 😀 А если взять пародию у кого-то, то это уже будет пародия на пародию 🙂 Не так ли? Можно потренироваться перед зеркалом, чтобы потом не волноваться.
Если пародия будет на корпоративе, то потом на всех праздниках пародировать придется, коллеги просто так не отстанут 🙂 и популярность поползет вверх
Ваш комментарий
Запросить инструкцию
Не нашли нужную пошаговую инструкцию?
Возможно, что кто-то из посетителей сайта сможет помочь. Оставьте запрос прямо сейчас, если Вы уверены, что эта тема ещё не освещена на нашем проекте!
Что такое пародия? Примеры пародий. Известные пародисты
Слово «пародия» известно всем с раннего детства. Природа человека такова, что его развитие и обучение происходит благодаря подражанию. Ребенок осваивает новые навыки и перенимает модели поведения, глядя на окружающих его людей, даже не зная, что такое пародия. У всех в детстве появляется стремление быть похожим на кого-то, кто является в представлении ребенка идеалом. Это может быть как известная личность или мультипликационный герой, так и кто-то из родителей, чьи поступки, слова и даже интонации ребенок пародирует в обычной жизни.
Но не любое подражание можно назвать пародией. Великие авторы всегда имели множество последователей, стремящихся скопировать идеи и стиль оригинального произведения, но часто результаты такого заимствования были скучны и неинтересны.
Что же такое пародия?
Давайте разберемся, что такое пародия, в чем суть этого уникального жанра искусства. Основной смысл, являющийся зерном пародийного стиля, – это комический эффект, который достигается в результате подражания. Нам становится смешно, а значит, пародия попала в цель, будь то переработка какого-либо произведения или имитация речи знакомого человека.
Этот прием стал использоваться с самого начала развития жанра художественной литературы. Еще в античности знали, что такое пародия. Создавались пародийные произведения на всем известные эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В Средние века в изобилии пародировались религиозные тексты и обряды, распространяясь в светской городской среде. Большую популярность имели выступления шутов и скоморохов, активно использующих в своих представлениях пародийные приёмы.
Рождением литературной пародии можно считать XVIII век, эпоху расцвета светской литературы. С тех пор сочинения этого жанра тесно соседствуют с произведениями высоких стилей. Любили и использовали пародию А. П. Сумароков, В. И. Майков, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и др.
В сегодняшних реалиях пародия остаётся одним из самых актуальных юмористических жанров. Применение комических приёмов подражания широко используется в литературе, музыке, кинематографе, телевидении. Рассмотрим основные направления современной пародии.
Музыкальная пародия
Нестареющий жанр, принесший огромное количество любимых всеми веселых песен. Меткий и смешной текст, исполненный под давно известный мотив, всегда обеспечивал пародиям на песни неизменный успех у слушателей. Одинаковые переделанные песенки дети напевают во всех детских садах и лагерях нашей необъятной родины, что еще раз подтверждает, что жанр этот не знает границ во времени и пространстве.
Примеры песенных пародий
Самые знаменитые музыкальные пародии можно послушать у «ОСП-студии», группы «Экс-ББ», Александра Пушного и Эдуарда Сурового (персонажа Гарика «Бульдога» Харламова в популярном шоу Comedy Club). Некоторые пародии на песни уже стали народными, например, всем известные: «Плачет девушка с автоматом», «Летящей походкой», «Вместе весело шагать» и многие другие.
Пародии на фильмы
Фильмы в жанре пародии имеют очень большую популярность. Всегда приятно посмеяться над любимыми героями, взглянув на их образ с другой стороны, или над штампами и пафосом режиссерских приёмов в целом.
В отечественном кинематографе этот жанр представлен, например, фильмами «Самый лучший фильм», «Гитлер Капут» и другими.
Пародии на телевидении
В использовании жанра пародии телевидение не отстаёт от кинематографа. На различных телеканалах выходят программы, уделяющие большое внимание этому виду комедии.
Пародии в интернете
Интернет-индустрия развивается стремительно. Неудивительно, что и здесь жанру пародии находится место. Многие блогеры используют комические приёмы в своей работе, чем завоевали любовь пользователей Всемирной паутины.
Например, серия юмористических видео в Instagram актрисы Марины Федункив, где она сатирически подражает телеведущей и певице Ольге Бузовой, имеет большой успех у пользователей ресурса. Евгений Баженов – создатель и ведущий популярного блога о кино, напрямую использует образы созданных им пародийных персонажей в обзорах к фильмам, чем делает свои работы более яркими и запоминающимися.
Известные пародисты
Сейчас немало юмористов, хорошо знающих, что такое пародия, и блестяще работающих в этом оригинальном жанре.
Александр Песков – неподражаемый артист буффонады. Его гротескные номера, в которых он подражает звездам эстрады, снискали огромную популярность и принесли исполнителю титул «Короля пародии».
Максим Галкин ворвался на эстраду и сразу заполучил зрительскую любовь благодаря талантливым пародиям на Льва Лещенко, Ренату Литвинову и многих других.
Михаил Грушевский мастерски копирует голоса известных политиков и артистов, его номера являются украшением концертной программы «Аншлага».
Появляются молодые талантливые пародисты-юмористы, которые являются продолжателями пародийной комедии на эстраде.
Как видим, жанр пародия за сотни лет существования не только не утратил своей актуальности, но также продолжает находить новые формы проявления. Легкое комическое или серьёзное сатирическое подражание в любой сфере искусства – шарж на жизнь, умение смотреть на серьёзные вещи под несерьезным углом. Это даёт право надеяться, что данная форма художественного выражения будет процветать и далее.
Топ-10 пародий на рекламу: самые смешные ролики
Качественно сделанная пародия бывает не менее успешна, чем оригинал
Пародия пародии рознь. Есть ролики, которые снимают просто для смеха, есть сделанный на коленке стеб, а есть коммерческие шедевры, выполненные качественно и имеющие не меньший эффект, чем их известные оригиналы. Office Life к 1 апреля составил рейтинг самых лучших пародий на рекламу.
Мы советуем вам сначала смотреть оригинальный ролик, особенно, если вы не видели его до этого
10. На десятом месте забавная пародия на знаменитую серию рекламных роликов Budweiser WASSUP (оригинал можно посмотреть здесь). Старушки:
Кампания за настоящую курятину
Неудивительно, что никто не хочет смотреть на некрасивых людей
7. Седьмую строку занимает пародия на рекламу Mcdonald´s со слоганом «Ребенок внутри». В оригинальном ролике показано, что у каждого человека в животе есть дверка, из которой вылезает ребенок. Он хочет есть и поэтому идет в Mcdonald´s. Австралийская сеть ресторанов быстрого обслуживания SumoSalad позиционирует себя как здоровую альтернативу Mcdonald´s. Поэтому агентство BMF сделало им замечательный ролик «Толстый ребенок внутри» (Fat Inner Child).
6. Шестое место занимает пародия на известный ролик пива Guiness. Принцип «домино» используется в рекламных кампаниях довольно часто. Рекламная кампания Guiness, сделанная по этому принципу, была одной из самых затратных и известных. Производители лапши Pot Noodle решили пойти дальше: агентство AKQA London сделало для них ролик, в котором в цепочке «домино» участвуют стаканы, колеса и надувная женщина.
5. Работать в пародийном жанре не боятся даже крупнейшие производители мира. Так, The Coca-Cola Company сделала пародию на известную рекламу LEVI´S ODYSSEY. В рекламе Coca-Cola домохозяйки, подобно супергероям, бегут за напитком Lift, пробивая стены.
2, 1. Honda славится своими прекрасными роликами. Так, рекламный фильм Honda Accord, который был снят без компьютерной графики лишь с 606-го дубля (и снимался целых три месяца), специалисты называют «самым популярным рекламным фильмом в истории интернета».
Как легко написать пародию. Мастерская
ЭПИГРАФ
Не побивайте пародиста камнями: пародист не виноват,
что вы ему сами даете повод пародировать вас.
Автор
С некоторых пор цена пародиста стала высока и значима – и вот почему.
Сначала немного предыстории.
Всё зависит от того, что мы понимаем под пародией, что такое пародия вообще, какова история её развития и для чего она нужна. Слово “пародия” происходит от греческого “пара” и “оде” – песнь. “Пара-” означает нечто близкое, но вместе с тем противопоставляемое. Слово “пародия” относится к большому классу пара-слов: паранойя (против разума), парадокс (против ожидаемого), паразит (против пищи) и т.д.
Вот точка зрения гениального поэта, на которого писались пародии и который сам был не прочь этим побаловаться над другими:
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля.
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
(А.С.Пушкин “Маленькие трагедии”)
Ты пиши, пиши, пиши,
Сочиняй весь век,
Потому что пародист –
Тоже человек.
Он не хочет затянуть
Туже поясок.
Для него твои стихи –
Хлебушка кусок.
Ты пиши и мой призыв
Не сочти за лесть,
Потому что пародист
Тоже хочет есть!
Губила пародистов чрезмерная желчь на всё: на авторов, на русский язык и т.д.
Как можно к Александру Иванову относиться? Он так неистово проходится по чужим стихам, что диву даешься, кто он: первооткрыватель автора, как несущий бредняк, коверкователь русского языка, возмутитель спокойствия, кривляка, исследователь, экспериментатор, модернизатор, или просто экзекутор и злопыхатель, а то и сразу всё вместе?
Он был сразу всем.
Поэт Игорь Григорьев написал крепкое стихотворение, где фигурируют строчки:
Это что за чудеса?
Не поэт, а словеса!
…….
Ведь это неясыть поет.
. Шапку Сшибает бредняк.
…….
– Тут неглыбко: Выбредай на берег!
Вот как Александр Иванов разделывает “под орех” эти словеса:
Скрозь елань, где елозит куржа,
Выхожу с ендалой на тропень.
А неясыть, обрыдло визжа,
Шкандыбает, туды ее в пень!
Анадысь, надорвав горлопань,
Я намедни бежу в многоперь,
На рожон, где нога не ступань.
. Но неглыбко в стихах и таперь.
На олешнике бязь. Ан пупырь
Врастопырь у дубов раскоряк.
Вопия, контрапупит упырь
Мой стихорукотворный бредняк.
Александру Иванову принадлежат такие слова: “Поэзия умрет, а пародия будет жить!”
С чем я согласен. Еще бы и добавил: Всё умрет, а пародия будет жить! Потому что мир смешон и неуклюж.
И жизнь это доказала.
Есть одно уточнение и утешение. Если автор – личность, он бояться пародий не будет. Достойный человек всегда приветствует хорошую пародию на него, как произведение искусства, и огорчается плохой пародии, как неудачной шутке.
Этично ли вообще писать пародии? Оказывается – этично, потому что кругом происходят сплошные прецеденты. Те же сочинения, которые мы пишем в школе, откровенно говоря, являются невольно пародиями в прозаической форме. Кстати, на того же Пушкина… Образы литературных героев обсосаны школьниками со всех сторон. Вот уж кто поизмывался над классиками на полную катушку, так это они, что иным взрослым пародистам и не снилось! Противоречие: Евгений Онегин – убийца и при этом милейший человек. “Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар”. К слову, ужасно несимпатичный тип, бездельник, болтун. И вот что из этого получилось, вот какие “перлы” сопровождают его при этом в школьных сочинениях: “Онегин был богатый человек: по утрам он сидел в уборной, а потом ехал в цирк”, и много других по Пушкину, например, “Пугачев пожаловал шубу и лошадь со своего плеча”, “Петруша Гринев вынес из родного дома много хорошего”. По остальным из писателей тоже прошла неугомонная рука пародиста-школьника: “Комната Раскольникова была похожа на гроб с желтыми обоями”, “Я ржал, как лошадь поручика Ржевского”.
За мной тоже был грешок, когда выдал строчки “Рахметов был распутником – спал на гвоздях, а не с Верой Павловной”.
Писать такие сочинения по Достоевскому – преступление, а читать – наказание. Но что поделаешь – сочинения из первых рук приходится испытывать на себе и терпеть, прежде всего, учителям.
Вот на известную фразу из “Отелло” “Она его за муки полюбила, а он ее за сострадание к ним” я, как пародист, отреагировал своими словами: “Она его за руки полюбила, а он ее – за шею к ним”.
Пародию, как искусство, тоже можно рассматривать под разными углами. Абрам Маркович Гольденберг, известный более под псевдонимом Арго, давал такую классификацию пародий:
1) пародии на отдельное стихотворение;
2) на творчество поэта в целом;
3) на целое литературное направление.
Далее были значительно расширены рамки. Если собрать все пародии, вышедшие в свет со времён Сумарокова, то можно увидеть, что существуют пародии:
а) на отдельные слова;
б) строчки;
в) произведения;
г) стили;
д) литературные направления.
Есть и е) пародии на авторов, но не выходящие за рамки их творчества. В них содержатся намёки на личность автора, его вкусы, факты биографии, публичные высказывания, даже мнения других людей.
Так можно дойти до абсурда и усугубить классификацию до мелочности, например, ё) пародии на букву “ё”.
Из всех существующих мне нравится следующее определение: “Конструктивным внутренним признаком пародии является позиция по отношению к оригиналу”.
Именно по этому определению современная классификация делит пародии на пять категорий:
1. Пародии, открыто направленные против исходного произведения, используя его литературные недостатки как таковые;
2. Пародии, базирующиеся на хорошо известном тексте, например, “У попа была собака”, “Жил был у бабушки серенький козлик”, “Красная шапочка”.
3. Объектом третьей группы является стиль или литературное направление, причём, не обязательно конкретное произведение. Включаются в эту категорию даже подражания, подчёркивающие достоинства исходного произведения или направления.
4. К четвёртой категории отнесены пародии, где пародист переворачивает оригинал и придаёт ему противоположное значение.
5. Пятая категория наиболее многочисленна. Пародист использует известное произведение для описания совершенно посторонних предметов, например, политических событий или новостей.
Разберем примерами каждую категорию в отдельности.
(1)
Вот стихотворение Павла Корюгина “Девушке-поэту”:
Напоминаю, у пародиста всегда своя точка зрения, состоящая в конфликте с общим мнением читателей и пародируемого. Проще говоря, пародия – это точка зрения на чужую точку зрения. Для пародиста цель оправдывает средства. Важно, что он не скатывается с катушек, не переходит рамки литературы. Но на то он и пародист, чтобы навязывать свою точку зрения, с которой можно не соглашаться и от которой, он считает, пусть болит голова у других.
Тем не менее…
Павел Корюгин, сам того не замечая, преподнес нам стихотворение-клише по принципу “замени (вставь) слово”, или “раскрась картинки”, или “найдите несколько отличий”. Иначе, подви;г на пародию. Вместо девушки-поэта путем замены могут быть и другие девушки Маши-Кати разных профессий, образований и общественных ниш, в частности, девушка с веслом, девушка на шаре, девушка на панели. Например, я дал следующую интерпретацию этому стихотворению:
__________________
ДЕВУШКЕ-КИЛЛЕРУ
(пародия)
Не бойся, барышня, не бойся,
Таков твой крест, твоя судьбина.
Идешь на дело, так настройся.
Сегодня ты палач, ундина!
Тебе ли, утром ранним розе,
Жалеть о чудике наивном?
Тебе за деньги, мафиози,
Всё под прицелом будет видно.
Пройдешь дворами вдохновленной,
АКа излечивая душу
Стервозе, жизни недостойной,
изрешетив тлю прямо в лужу.
А ведь все прекрасно знают, что из песни слово не выбросишь. Это пример пародии первой категории.
Вот стихотворение Надежды Каневой “Белые крылья”:
Красивое стихотворение, но навевает на замысел пародии. Хорошая шахматная задача допускает единственный путь решения. А здесь очередное стихотворное клише, ведь необязательно быть пораженной стрелой. Почему бы, например… Предлагаю другую, свою версию:
__________________
СЛОНОВЫЙ ФУТБОЛ
(пародия)
Всё ближе к звездной вышине,
Взмываю к облачной купели.
Но птицу белую во мне
В мяч превратить слоны хотели.
Игриво целилась пята.
Шутя. Настолько и умело.
Я прорывалась сквозь бока,
Но ногтя шип вонзался в тело.
Лишь жажда жизни тщится в кровь
Просвет увидеть в тесных высях.
Взмывает птаха вновь и вновь
Из-под ступней на битых крыльях.
(2)
Всегда умозрителен подход ко второй категории. Эта группа очень многочисленна примерами. Вот я читаю:
Лошадь не подкована – командир убит,
Дивизия разбита – армия бежит.
Враг заходит в город, пленных не щадя,
Потому что в кузнице… не было гвоздя.
Самуил Маршак
Мысль пародиста понесла меня развивать ее дальше с исследовательской целью: а всё же, почему у кузнеца не было гвоздя? Почему произошли тяжкие последствия, и что им предшествовало? Было бы просто, если бы гвоздь съела моль. Оказалось, всё произошедшее глубже и сложнее, если взглянуть на судьбоносную ментальность кузнеца с позиции того уникального времени.
__________________
СЛУШАЕТСЯ ДЕЛО
(пародия)
Слушается дело,
Кузнеца гвоздя.
Разве это дело –
В кузне нет гвоздя?
Кузнеца в кутузку,
Чтоб почем не зря,
Он забыл про гузку
Не для просто для.
Воздыхают девы:
– Жалко кузнеца.
Ахи в стоге, где вы,
Из-под молодца?
Мы за право дело,
Что шуршит трава.
Это наше дело,
Что бежит молва.
– Молодо! Не зрело! –
Огласил судья. –
Это же не дело –
В кузне нет гвоздя!
Встало солнце тенью,
Кузнецу не в шерсть.
И в статье расстрельной
Основанье есть.
Он примял ромашку,
Оскорбил рассвет.
Мерзкому дыханью
Оправданья нет.
Стоны при свиданьях,
Ахи, где ручей.
Этим эпохалье
Сделал помельчей.
Потому что стержня
В воспитаньи нет.
Потому что совесть
Вся сошла на нет.
Потому что в стержне
Место для гвоздя.
Потому что в стержень
Не забил гвоздя.
Враг средь нас таился,
Женщин не щадя,
Потому что в кузне…
Не было гвоздя!
(3)
Враг любого поэта — пародист, и каждому поэту надо готовиться к тому, что на него последуют пародии (как говорилось выше, сегодня пародист в почете и больше того – друг). По-другому это может звучать так: Поэт – тот ценен для народа, за кого берется хваткой пародист. Пародий не избежали даже очень хорошие поэты. Вот как звучит стихотворение Александра Максимова “К поэту серебряного века”:
Понапрасну хандрическим слогом
И хмельным разъядрическим ямбом
Ты связался с мифическим богом,
Как бы мстя истерическим бабам.
Забывает об этике Эрос,
Когда входит с бутылками Бахус.
Подменила патетику серость,
Видно, дали вы с водкою маху-с!
Не пыхтел ты трусическим бегом,
Не скользил лебезическим шагом,
Чтоб поэзно-классическим веком
Просиять серебрическим магом!
Нынче будней истертая ветошь
Отогрела стоический лакмус,
И, теперь, даже черная ретушь
Не собьет поэтический градус.
Стихотворение сочное, колоритное, насыщенное забавными сравнениями, характерное футуристическим поэтическим течениям начала XX-го века. Меня привлекли яркие выражения хандрический слог и разъядрический ямб, в частности, что может быть еще более хандрическим и разъядрическим в нашем просвещенном мире? Конечно, его сиятельство русский мат! В свою очередь я представил это стихотворение следующим образом и назвал его:
__________________
МАТ — ДУША НАРОДА
(пародия)
Нынче будней истертая ветошь
Отогрела стоический лакмус,
И, теперь, даже черная ретушь
Не собьет поэтический градус.
Забывает об этике Эрос,
Когда входит с бутылками Бахус.
Подменила патетику серость,
Видно, дали вы с водкою маху-с!
Понапрасну хандрическим слогом
И хмельным разъядрическим ямбом
Ты связался с мифическим богом,
Как бы мстя истерическим бабам.
Не пыхтел ты трусическим бегом,
Не скользил лебезическим шагом,
Чтоб поэзно-классическим веком
Просиять серебрическим матом!
Заметьте, в оригинале “магом”, а у меня “матом”. Всего лишь изменено одно слово, точнее – одна буква, да порядок строф. Как говорится, хорошая шахматная задача обходится минимумом средств. Я не призываю писать таким образом пародии, но если есть повод, то флаг в руки или семь футов под килем.
Это образец написания пародий третьей категории.
Сошлюсь на пример такового корректного применения из классической литературы. У М.Ю. Лермонтова есть строчки:
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду –
Ты махнешь рукой.
Далее, находим на них подражание или перепев из Н.А. Некрасова:
Будешь ты чиновник с виду
И подлец душой,
Провожать тебя я выду –
И махну рукой!
Почему такое возможно? Иногда у поэта возникает “камень преткновения”, это место, где ему надо написать своё, а напрашиваются чужие строчки по принципу “лучше не скажешь”.
(4)
Евгений Евтушенко, автор нашумевшего на весь мир, ушедшего в народ хрестоматийного девиза “Поэт в России – больше, чем поэт”. Затем я встретил отклик на эти знаменательные строчки стихотворение Александра Максимова “В печать”:
“Поэт в России – больше, чем поэт”!
В особенности, песенник и лирик.
Он – логопед-поэт и правдовед,
Его не втиснешь в чистогана мирик.
Поэту при кудрях, но без штиблет
Бросают дамы нежных взглядов розы.
Его стихи – сияющий паркет!
На нем заметней след поэта босый.
Поэт в России – больше, чем балет,
Поэт красив, как мощный старт ракеты,
Поэт – взведенный страстью арбалет,
Ему в печать!
Так нет же!
Что вы?
Где там?
Действительно, стихи Александра Максимова хороши, но представляют поле деятельности для пародистов.
Напросилась следующая редакция под пародию четвертой категории, которой я и воспользовался:
__________________
ПОЭТ – НЕВОЛЬНИК СЛАВЫ
(пародия)
“Поэт в России – больше, чем поэт!”
Коль бунтовщик, и пародист, и лирик.
Он – горлопан, ведун, трибун и вед,
Витий не втиснешь в восхваленья мирик.
Поэт в России – больше без штиблет!
Путь грозовой, весь в молниях и росый.
И вот, стихи – блистающий паркет!
На нем богемней след поэта босый.
Поэт в России – больше, чем валет!
Бросают дамы нежных взглядов речи.
Отложен в сторону пера стилет…
Не слышно музыки… потухли свечи…
Поэт в России – больше, чем куплет,
Он памятник себе воздвиг нерукотворный,
Он песня, он поэма, он сонет,
И вот стоит на пьедестале непокорным.
Поэт в России – больше не секрет,
Что выше он любой из горных гряден,
Что всяк пиит пророк на много лет,
Что глубже всех он океанских впадин.
Поэт в России – больше, чем балет,
Поэт красив, как мощный старт ракеты,
Поэт – взведенный страстью арбалет,
Его изъять!
Чтоб канул
срочно
в лету!
(5)
Поводом для написания следующей пародии, которая относится к пятой категории, послужила яркая картинка, представленная Надеждой Александровной Мирошниченко, в 2009 году получившей звание “Народный поэт Республики Коми”. Картинка до такой степени зрима, что проступает перед глазами явью, как для каждого впечатлились в сознании знаменитые слова Александра Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека”!
Где-то по июню, как по лугу,
Дикие гуляют табуны.
Ветер в травах носится по кругу,
Ошалев от близости Луны.
Надежда Мирошниченко
(народный поэт Республики Коми)
В этих строках целая повесть жизни. Параллельно я прокрутил в уме блоковскую картинку “Ночь, улица, фонарь, аптека”. Всего четыре локации, а перед нами весь мир. Мы помним этот ряд, при котором сразу же приводятся в действие чуткое ухо и острый глаз, да и все остальные включаются чувства сложного человеческого механизма.
Спонтанно пришла в голову ПАРОДИЯ. Это попытка реконструкции, в данном случае мне захотелось дописать за Надежду Мирошниченко то, что ею было осуществлено частично или сознательно опущено по этическим и нравственным соображениям. Я назвал пародию скромно “Единение с природой”, хотя можно допустить более броские заглавия “Бдения с природой” или даже “Соитие с природой”:
__________________
ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ
(пародия)
Где-то по июню, как-то лугу,
Пылкие сбивались табуны.
Парни, девки носятся по кругу,
Ошалев от близости Луны.
Ах и ох!
Раздольно как по лугу!
Ох и ах!
Купались табуны!
Ах и ох!
Смешалось всё по кругу!
Ох и ах!
От шалости Луны!
Клары, Кати, Анжелики, Муськи,
Ксении, парней хмуря-хмеля,
Даши, Клеопатры, Маши, Нуськи,
Прочие ля-ля и тополя.
Страстные пасутся кобылицы.
Силою неистов жеребец.
Ночку всю придется потрудиться,
Чтоб под утро вышло, наконец.
Луг озоном пенится отборным.
Эх! Как бурны ночи и чудны!
Чу! Любви все глупости покорны!
Грех – не грех под святостью луны!
Вот уж “поиюню”! “Поиюню”!
Вот уж поматросю сгоряча!
Вот уж под луной пояню-иню!
Девки! Врассыпную! Стрекача!
Так их “поиюню-поиюню”!
Если не успеют девки кто,
Так я их разнюню, так обслюню,
В дамы превратятся разве что!
(6)
Я бы добавил еще один тип пародии – шестой, усложненный: пародия в пародии. Вот пример из моего творчества на слова хорошего поэта:
Под Новый год, отмыв свои грехи,
Пошел я в лес за елкою для дачи,
А по дороге сочинял стихи.
Ведь я Поэт! Я не могу иначе!
Владимир Елисеев
__________________
Я – ПОЭТ!
(пародия)
Под Новый год, отмыв свои грехи,
Пошел я в лес за елкою для дачи,
А по дороге сочинял стихи.
Ведь я Поэт! Я не могу иначе!
Я улиц проходил на красный “стоп”.
Кажись, мне женщины визжали что-то.
Но я стихи слагал из ямб и стоп –
Не пешеход – Поэт я! Это что-то!
На елки виды были не плохи,
Но я отвлекся, встретив много заек.
Я так увлекся пересчетом их,
Что позабыл, что я поэт, а не прозаик.
За елью ель я шел, взирая их,
В берлоге получил прием горячий.
На что я пафосно шмальнул стихи –
Во мне Поэт всегда свежо чудачит!
– В темно-синем лесу, где озябли осины,
Где с дубов-болтунов облетела листва,
На меня косо зайцы глазами косили,
Хором напевая странные слова:
“А нам всё равно, а нам трын-трава,
Что волк, что сова, да и сам медведь…”
Потапыч Миша оборвал стихи,
Признал: – Поэт! А это столько заек!
И попросил по-дружески простить,
Что не поэт он – пищевой развратник.
Внутри пародии “Я – поэт” находится пародия на “Песня про зайцев”
(7)
Также акцентирую на то, что пародия красна изложенной в ней историей, что пародии должны быть с сюжетом и подчиняться закону о трехактности произведения: завязка – развитие сюжета – развязка. Как пример привожу свою пародию на строчки:
Терновый не страшись надеть венок,
Верь: он в лавровый может превратиться.
Всем бурям Клио подведёт итог –
Войдёт в анналы и твоя страница.
Вадим Розов
__________________
ХРИСТОС ТЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СПАСИТЕЛЬ
(пародия)
Сказали мне: – Ты, Розов, тип не глуп!
Литглыба! Первый парень на деревне!
Ты девок перепортил всех округ!
Честолюбив! Высокого ты мненья!
Ты игрищ олимпийских чемпион!
И конкурса красавцев победитель! –
Еще признали: – Розов, ты Ньютон!
Христос ты, человечества спаситель!
Твои слова как на душу бальзам.
Их музыка всем нам передается.
Ты автор слов, но знай, язык твой враг –
За свой базар ответ держать придется.
Терновый, тщась, надет на мне венок,
Сказали, жди, в лавровый превратится,
Что болям Клио подобьет итог –
Войдет в анналы новая страница.
Не в мочь терпеть, к перу тянулся я,
Чтоб записать для Клио про мученья,
Да держат крепко гвозди – крест и я
Единое, однако ж, сочлененье!!
Голгофы, Друг, дерзни надеть венок!
Терновый, льстись, в лавровый превратится!
Всем тленьям Клио подведёт итог –
Тебя твоя напомнит Плащаница!
И встрепенутся птицы славу петь!
И слух пройдет по городам и весям!
И снова мир возжаждет:
– Многа лет!
И вознесется:
– Имярек воскресе!
(8)
В спорах и разговорах о пародиях нельзя обойти стороной одну тонкость – это какой же поэт не желает нанести “пощечину общественному вкусу” и сбросить классиков “с парохода современности” своим неожиданным словесным или поведенческим фортелем?
Хотелось бы обратить внимание читателей, что у пародистов в туне остаются варианты, которые выбросить в мусорную корзину жалко, но и демонстрировать по этическим соображениям нежелательно, представляющие собой, бывает, даже больший интерес, чем основные варианты, подверженные общественному вкусу, его угождению, а не собственным взглядам пародистов, вынужденных подстраиваться под соображения государства о цензуре, о морали и приоритетах. Как доказательство, хочу это показать на примере моей пародии “Матримониалка по-русски”, сейчас вполне причесанной и прилизанной (стр. 38). На самом деле матримониалки в России проходят в более жёсткой и откровенной форме. Вот как это выглядит вариантом, вынутым со дна корзины:
Не верю, что любовь прошла и всё забыто.
Не спишь, глядишь в окно
и ждешь того, кто мил.
Мигнул бы бортовым тебе я габаритом,
Но рядом пролетать отец твой запретил.
Терпящий Бедствие Боинг (псевдоним)
_____________
МАТРИМОНИАЛКА ПО-РУССКИ
(пародия)
Любань,
позволь напомнить то, что не забыто:
Не спишь, ты взаперти, и ждешь меня, кто мил.
На тракторе вкатил я в галстуке открыто,
Но твой отец на выстрел только подпустил.
Малиновый пиджак сидел на мне точь в пору.
Я пальцы веером широко распускал.
Но выказал и здесь отец строптивый норов,
“Ша!” – майку с треском на груди своей порвал.
В последний раз, в экстрим, я умирал от жажды,
Когда он кое-что на мне тисками зажимал.
– Вникай! – тебя он поучал.
– Так будет с каждым!
Смотри! – и рукоять насмешливо вращал.
Тебя мутило, кровью обливалось сердце,
Но ты стоически себя вела в аврал.
И дрогнул на тебе один лишь мускул в ленце,
Мигнула глазом мне,
чтоб духом не упал.
– Клянусь! – кричал я, – Больно, папа! Пальцем даже
Не трону вашу дочку!
Хоть озолоти!
– Тиски уйми! Возьми пилу! – стонал я дальше.
– И надо что, папА, быстрей…
укороти.
При этом слове он смекнул, и сбросил обороты,
И я успел слинять с его крутой груди.
Свои я матримониальные просчеты
Понял:
за просто
к милке
лучше не ходи!
Любань, прости!
Твой па однажды ящик водки
Случайно ночью у дверей своих прибрал.
Не бдил!
И ты была в моих объятьях стойких.
И я твою
девичью честь
обременял!
(9)
Прочитав выше приведенную пародию укрепляешься в мысли, что главные герои в повестях под названием жизнь – женщины. Потому что мужчины грубы, с разборками, драками, с войнами строят отношения, а женщины – обставляют их тонкой вязью нежности. В доказательство на просторах поэзии я наткнулся на следующие строчки и понял – это крик души поэтессы.
Я – женщина, я разная бываю.
Сегодня я одна, а завтра я другая.
Когда во мне Земли стихия,
Хозяйка я, пишу стихи я.
Когда Огонь во мне преобладает –
Любовницею страстною бываю.
Галина Попова
Заметьте, проблематика о любви. Вот об этой стороне пародий хотелось бы сказать подробнее. Для пародий нужны идеи. У каждой идеи есть родители – это те люди, которые дают жизнь или дают путевку в жизнь. Здесь неоценима роль женщин. Пародия “Кто сможет страсть во мне унять” – собирательный образ, сущая правда, навеянная Галиной Поповой и другими женщинами, назовем их поэтессами. Поэтессы не только романтичная часть наших женщин, но и сентиментальная, у них за каждым стихотворением стоит реальный роковой мужчина. Пользуясь этим, я умею разговорить любых поэтесс, даже самых мрачных и закрытых, из которых слова не вытянешь. В общении со мной они настолько становились независимыми, раскрепощенными, самовозбуждающимися и самовозгорающимися, что откровения между нами зашкаливали, и к разговору они приплетали своих подруг-поэтесс, создавая цепную реакцию, подавая их истории за свои.
Моя задача была собрать в пародии “Кто сможет страсть во мне унять” амуры воедино, чтобы читательницы могли вспомнить о ярко проведенных молодых годах, не просто видели бы себя в моей пародии, а узнавали бы в пародии себя, чтобы тоже бы замахнулись на высокую поэзию.
_____________________
КТО СМОЖЕТ СТРАСТЬ
ВО МНЕ УНЯТЬ
(пародия)
Я – женщина, унять хочу в себе напасть,
Коварную, с названием простецким –
СТРАСТЬ!
Когда во мне любви стихия,
Хозяйка я, пишу стихи я!
Васятка посетил мой скромный уголок,
Пришел,
увидел,
донял.
Что же он извлек?
Когда во мне любви стихия,
Хозяйка я, пишу стихи я!
Олег настойчив был, раскладывав диван.
– Сейчас не время, чтоб…
– узнал мой бонвиван.
– Когда во мне любви стихия,
Хозяйка я, пишу стихи я!
– Ой, кто ты, чудо-юдо
сексуальное? –
Поставила на место я Витька
желанного:
– Когда во мне любви стихия,
Хозяйка я, пишу стихи я!
– В ногах, болтают, правды нет! –
сел рядом друг мой новый Серж.
Брюзге облом был дан,
полезный всех невежд:
– Когда во мне любви стихия,
Хозяйка я, пишу стихи я!
Артем решил поверить алгеброй меня,
Но получил урок с порога не сходя:
– Когда во мне любви стихия,
Хозяйка я, пишу стихи я!
Денис не мог ямб от хорея отличить,
Зашел на дню,
чтоб к утру
инфу получить:
– Когда во мне любви стихия,
Хозяйка я, пишу стихи я!
Бумаг набила я объемный дипломат.
Редакция разбором занялась стишат.
Когда во мне любви стихия,
Хозяйка я, пишу стихи я!
Редактор лажей и шизой назвал стихи.
Пришлось студента в нем на время обрести:
Когда во мне любви стихия,
Хозяйка я, пишу стихи я!
Я – женщина,
ищу,
кто б СТРАСТЬ во мне унял,
В стихосложении участие принял:
Когда во мне любви стихия,
Хозяйка я, пишу стихи я!
За рождение пародии мой пиетет всем женщинам, и мой поклон им за надежду, что жизнь и, соответственно, эта пародия еще пополнятся новыми амурами.
(10)
Иногда от чтения иной пародии воротит. Это когда на известные слова, надо полагать, вошедшие в копилку словесности, пишется невразумительная пародия. Пародия всегда должна быть лучше или не хуже оригинала. С этой точки зрения к Александру Иванову нет претензий.
(11)
Ну и самое главное – предупреждение для жаждущих писать пародии, чтобы они не получились хохмами и стебом, и ко всему прочему должны быть изящными У Александра Иванова пародии настолько изящны, что их можно сравнить с балетом.
Итак, тем и непредсказуем пародист, что для него нет ничего недостижимого, ограничительного, потому что для него в общепринятом понимании пародия – это импровизация на свободную, но в душе заданную тему.
Инструменты пародиста, скорее, юмор, сатира, сарказм, ирония. Только не подхалимаж, как в одах.
Вот чего еще нельзя отнять у пародиста, так это неожиданности находок, яркости мысли, доведенной больше до абсурда, и также смелости.
Пародии все случаи покорны, и можно смело добавить, к уже имеющимся трактовкам-определениям, мою собственную, что “Пародия – это переосмысливание текста на какой-нибудь другой органичный лад”.
Я бы еще сравнил ее с природным явлением. Кто-то что-то крикнул, высокое или низкое, с горы или из ямы, при свете или во мраке, с Марса или Юпитера, а эхом отозвалось и разнеслось. Так это эхо и есть пародия. Чудо, да и только!
На месте моих пародий могли быть чужие, в частности, Александра Иванова. Но суть статьи от этого не поменялась бы, только привело бы к еще большему количеству примеров.
________________________
ИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПАРОДИСТА И ПАРОДИРУЕМЫХ
Пародисты и пародируемые – друзья или враги? Немножко друзья, немножко враги. Но больше они приглядывающиеся и притирающиеся друг к другу субъекты. Это вытекает из выше приведенной статьи “Как легко написать пародию”. В любом случае по правилам хорошего тона пародируемые должны быть благодарны пародисту за пародию, а он им за их уступчивость.
Привожу частично реакции пародируемых в ответ на мои пародии:
ИЗ ПЕРЕПИСКИ
с Вадимом Розовым:
03.05.2011 г. Алексей, мне нравятся Ваши пародии. // Не напишете ли на меня пародию?
Вадим Розов
23.06.2011 г. Вадим! Как вы просили. Пародия на вашей странице.
Алексей Мильков
16.08.2011 г.
Мне нравятся пародии Милькова.
Он у Козьмы учился, у Пруткова!
Но превзойти Учителя он смог,
Не зря терновый примерял венок.
И занесла в свои анналы Клио:
“Прутков, Мильков и. Розов – трио!”
Вадим Розов
16.08.2011 г.
Самое главное в написании пародий, чтобы они нравились пародируемым. И самое большое наслаждение для писателя – получить признание от своего читателя. В данном случае от автора строчек, на которые написана пародия. Ответ понятен. Благодарю за отклик. За то, что они в стихах – трижды. Теперь он должен идти вместе с пародией.
Алексей Мильков
__________________
ИЗ ПЕРЕПИСКИ
с Владимиром Кулибабой:
________________________
02.09.2011 г.
Алексей! Спасибо за прекрасную пародию на меня. В тебе открылась еще одна грань писательского таланта и ее стоит развивать, не останавливаться.
Прекрасен миг – открыл тебя и что же?
На строчку каждую увидел десять строк.
Хочу, как ты, быть плодовитым тоже,
На мне ж повис молчания замок.
Мир познавал я, глаз не закрывая,
В познаниях мой растерялся дар.
И я б писал, писал, не уставая,
Когда б не этот жалкий гонорар.
Тот жест руки, но как он судьбоносен!
По жизни каждый может встретить жест.
Он может миловать, а может сунуть носом
В пустой стакан или покруче – в жесть.
Владимир Кулибаба
17.09.2011 г.
Сарафанное радио работает. Первоисточник посетил мой скромный уголок и оценил мой скромный труд во глубине российских поэтических руд! Спасибо Первоисточнику!
Алексей Мильков
Перечень используемой литературы:
[1] Гаспаров М.Л. Пародия//Большая советская энциклопедия. 3 изд. Т.19. М., 1975. С. 225.
[2] Гроссман Л. Пародия как жанр литературной критики// Бегак Б., Кравцов Н., Морозов А. Русская литературная пародия. М. – Л., 1930. С. 39, 48.
[3] Фрейденберг О.М. Происхождение пародии//Труды по знаковым системам. Вып. 6. Тарту, 1973. С. 497.
[4] В.И. Новиков Учебно-методическое пособие по курсу «Теория литературы» Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2009. – 39 с.