Что такое лицензионное пиво
Что есть «лицензионное пиво»?
Мы все радостно встречаем известие, что такой то завод начал варить по лицензии «Самоевкусноеивеликое пиво». А давайте разберёмся, что есть лицензионное пиво – добро или зло?
В не столь давние времена пиво как и любой алкогольный напиток было привязано к месту его изготовления и соответственно хорошее пиво славилось по всем округам, городам и весям и как правило называлось по месту его приготовления. Пльзеньское – в первые стали варить в Пльзене. Пили «Пилзнер Урквел» и знали нигде такого пива нет как в Пльзене. Лёвенбрёй – Бавария Мюнхен однозначно. Бельгийское белое – Хугарден, Лефф – в Чехии и Германии такого не бывает. Но вот пришла глобализация и доказала всем, что все эти великие марки пива запросто можно варить в радиусе 100 км. От Москвы. Казалось бы надо радоваться! За гораздо меньшую цену мы получаем отличное, всеми уважаемое пиво. Но вспоминается мне постоянно экскурсия в 98-м году на «Пльзеньский Праздрой». И седой пивовар экскурсовод который всю жизнь на Праздрое проработал и с гордостью говорил, что нельзя повторить вкус «Пльзеньского Праздроя». Пробовали мол, но любой нормальный дегустатор сразу распознавал подделку. Конечно можно представить, что технология здорово шагнула вперёд за 5-8 лет и теперь всё не так. Но смотрю я на другие алкогольные отрасли и не наблюдаю там такого. Единственное что вызывает ассоциации, это дешёвые вина типа «777», «Агдам» и т.п. которые разливаются где угодно и кем угодно. Представьте себе «лицензионный» «Камю» Дербентского завода, «Мом» или «Вдову Клико» Очаковского завода шампанских вин. Может перебор конечно, тогда граппу Тамбовского разлива. Нет, такое почему то никто представить не может, т.к. крепко вдолбили нам в голову, что ЭТИ напитки производятся только в одном месте. А что по «лицензии», то дешёвая подделка. Тогда почему такое отношение к пиву? Почему его сравняли с Кока-Колой!? А потому что мы как говорится «схавали». Потому что все «благородные» напитки защищают не только производители, но и государство. Попробуйте в Польше разливать коньяк или къяньти. Просто абстрактный «Коньяк» — вас правительство Франции живо за филейные места схватит, что бы не позорили достойную провинцию Коньяк. А вот «Настоящий» французский «Кроненбург» — да хоть в деревне Кукуево, хоть в Буркина-Фасо. И всё из за того, что вкуса настоящего къяньти можно достичь только в Италии и это вам любой сомелье скажет. А пиво оно и в Африке пиво. Кто сейчас сможет вспомнить вкус «Пльзеньского Праздроя» 10 лет назад? Да вроде такой же и если сравнить лицензионный и «родной» то разницы нет. Лицензионный даже получше будет, т.к. не везли его за тридевять земель и стало быть свежей он. Но как мне кажется приводят по тихонько пиво к единому знаменателю, что бы в случае надобности можно его запросто было сварить где угодно. Но это моё личное мнение. Как представишь, как девальвируется за частую замечательная марка пива, что новое поколение пиволюбов при виде «Гиннеса» будет презрительно кривится и не будет знать что это НЕ Гиннес! Это пивной напиток со вкусом «Гиннеса», а НАСТОЯЩИЙ «Гиннес» совсем другой был – плакать хочется. И вот покупаю я лицензионное пиво и плАчу, пью и плАчу…
Это я конечно немного утрировал, но интересно – какое ваше мнение о лицензионном пиве? О «Настоящем Чешском Пиве» сваренном в Калуге или Клину. Полностью одобряете или считаете, что это подделка как турецкий «Армани»? Или ни то и не другое – проголосуйте.
В сотый раз о лицензионном пиве
О лицензионном пиве сказано уже много, но тема эта всегда остра и холиварна. В свете последних лицензионных новинок тыц и тыц, было предложение сделать отдельный пост и в нём сраться делиться мыслями. Преступаем.
Хочу сразу отметить – я не ставлю под сомнение юридическую чистоту или иные законные моменты в отношении, как самих производителей, так и тех, кто лицензию даёт. Уверен, тут на 110% всё чисто. Да и на все обвинения, правообладатель марки всегда может сказать – моя марка, что хочу, то и делаю. И будет прав.
Я бы разделил всё лицензионное пиво на три категории.
По первому пункту можно спорить на сколько пиво идентично, но слепые дегустации, как правило, показывают, что одинаково. Со вторым сложней. Где грань небольшого отклонения во вкусе от партии к партии или вызванном перевозкой, хранением, а где уже начинается совершенно другое пиво?
Некоторые открыто признаются – да, мы адаптируем вкус под местный и не видим в этом ничего плохого. Мол, производители машин, к примеру, усиливают подвеску и увеличивают клиренс для российского рынка, а почему мы не можем снизить горечь, раз она не нравится потребителям? Кто-то просто игнорирует вопросы и замечания о разнице во вкусе, руководствуясь принципом – «хозяин-барин».
На мой взгляд, это наиболее бесчестная позиция и если не юридически, то морально – обман. Приезжает человек из Германии и нахваливает Лёвенбрёй, а ему говорят – «Зачем так далеко ездить? Вот мы тут его варим! И дешевле.» Пробует человек, а там… Естественно он плюётся и говорит, что не умеют в России пиво варить! Казалось бы, зачем подрывать репутацию бренда? Пусть этот человек больше никогда лицензию не купит, но он до этого уже рассказал куче людей, какое это замечательное пиво. Таким образом (или любым другим) сформировался некий образ марки и те, кто не пробовал оригинал (их гораздо больше) спокойно его покупают.
Третий вариант немного более честный способ отъёма денег у населения. Да, марка одна – Крушовице. Но кто вам сказал, что это та же самая «Круша»?! Вон же, написано «Рояль», а то «Империаль». Читать надо! Тоже самое можно сказать и о тех случаях, когда по лицензии начинают варить пиво другой плотности, нежели народ привык пить в оригинале. К примеру «Козел диситка» в Чехии конечно же существует, но лицензию пытаются сравнить почему-то с двенадцаткой.
И вот что ещё интересно, ни разу не видел, что бы по лицензии начали производить наиболее плотное пиво из линейки бренда. Если у марки есть линейка пив разной плотности, то по лицензии начнут лить наиболее жидкое. Так же интересно, что «адаптируя» пиво под местный вкус никогда не повышают горечь, а только её уменьшают. Почему? Думаю всем это понятно. Дешевле-с!
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЛИЦЕНЗИОННОМ ПИВЕ?
Начнем с цитаты: «Был я в *название города*, вот там это пиво — то, что надо! А у нас совсем не то под их маркой льют!». Формулировки и градус эмоционального накала могут меняться, но суть остается неизменной — существует устоявшееся мнение о том, что сваренное по лицензии пиво как минимум значительно отличается от своего оригинала, а чаще всего еще и безнадежно проигрывает ему. Мы не могли пройти мимо этой темы и спросили нашего директора по качеству Любовь Лобанову о том, как производится пиво по лицензии и действительно ли оно отличается от оригинальных импортных сортов.
Контроль
Любой лицензиар, предоставляя лицензию на производство своего пива другим заводом, настаивает на строгом соответствии с оригиналом по сырью, рецептуре, розливу. Другими словами, пиво должно производиться именно так, как это организовано на заводе лицензиара.
Обладатель лицензии не имеет права ничего самостоятельно менять в рецептуре, технологической цепочке, розливе. Для любых изменений требуется согласование с лицензиаром. Таким образом, продукт в стране происхождения и на другом производстве, по рецептурной закладке, сырью и качеству готового продукта — совершенно идентичен.
В нашей линейке сейчас представлено 8 лицензионных марок — Faxe, Oettinger Weiss, Harp, Bavaria, Hollandia, Lapin Kulta, Bear Beer, «Оболонь». Лицензионные сорта специально для российского рынка мы не меняли. Готовый продукт на нашем заводе производится так же, как и на заводе лицензиара.
Бывают ли отличия?
Несмотря на идентичную рецептуру, пиво в любом случае является продуктом, для которого важную роль играет срок доставки до конечного потребителя. Логистика в западных странах отличается в пользу покупателя — расстояния меньше, чем в России, поэтому лучше условия для доставки свежего пива. У нас продукт может идти до месяца, а это негативно сказывается на качествах пива. Отсюда и разница в аромате.
Почему лицензионное пиво так отличается по вкусу и по стоимости от оригинального?
«. Сложно транспортировать? Ведь теперь нет проблем с холодильным транспортом. Дешевле и прибыльнее сварить что-то на месте, под видом лицензии. Особенно хороши для этого рынки, подобные российским, где тот же Ловенброй или Хольстен будут хлыстать из горла в подъезде, наряду с какой-нибудь “Охотой” или “Тройкой”.
Так и играет в моей голове старая песня Линды на новый лад:
“Мало, мало, мало, мало, мало бабла-а,
я хочу еще намного большее-е”
Павел Егоров:
На мой взгляд, закон допускающий подобное, просто идиотский, он наделяет владельца бренда просто неограниченными полномочиями, вплоть до того, что дает право распоряжаться даже уже проданным товаром своего бренда. А потрепбитель лишается возможности сравнить подлиник и копию.
Абсолютно согласен со всем сказанным! В связи с невозможностью импорта уже достаточно многих брендов, наш потребитель очень страдает. По одному только «Гиннессу Драфту» звонков по десять в день. Приходится объяснять, что на таможнях на него вывешены стоп-листы, и в случае попытки его провоза он тут же конфискуется с формулировкой «контрафакт» и обязан быть утилизован за счёт импортёра. Удивительно, правда?
Парадокс в том, что в других странах “лицензионка” почему-то не получается такой, как российская. Например, я до сих пор не могу забыть бутылочный Пльзеньский Праздрой (Пилснер Урквелл) варшавского розлива, поданное в польском ресторане-отеле “Феникс”. Я бы никогда не смог отличить его от разливного чешского оригинала! И в чем же дело? Ведь отечественные гиганты бьют себя в грудь — “наше оборудование на уровне лучших стандартов!”) В кривых ли руках, в неподготовленной ли воде, в неправильных условиях доставки и хранения? Или, может быть, в жадности к росту прибылей?
А ведь это была отличная идея — наладить варку хорошего западного пива у нас в стране и получать свежее и «проверенное столетиями пиво»! Рекламщики отработали этот подход на совесть, а вот упомянутая совесть пивовара. того. Позволила нашим пивоварам сбиться с варки пива по «их» стандартам на нечто другое, опять своё.
И не прозвучало признания, что наш лицензиат не ровня своим прародителям. По инерции звучат заверения об идентичности и аудентичности.А потребитель отдает предпочтение оригинальным сортам. Причем и отечественным и импортным. Косвенно признавая это, пивопроизводители даже начинают кампанию по запрещению импорта тех сортов пива, которые они производят по эту стророну границы.
Ведь что-то добавляют в отечественное лицензионное пиво, после чего оно становится не таким. И это не выдумка псевдо-гурманов, оно действительно НЕ ТАКОЕ. Так и хочется сказать — ну создайте новую марку, что может быть проще?! И пусть рецептура будет похожа, а вкус, как всегда, отличим от некоторого образца, но только не вводите нас в заблуждение своими лживыми лозунгами об оригинальности! Зарабатывайте свои деньги, но не врите потребителям, из описываемой вами категории “Высокого или невысокого социального уровня”. Потребителя надо уважать.
Азбука Гиннесса. Лицензия
Простыми словами и про пиво: компания – владелец бренда и рецептуры под своим контролем позволяет производить другим заводам своё пиво, соблюдая свои требования.
«Лицензионное» пиво – это особая категория. «Лицензия» в данном случае не то, что аще всего ассоциируется с алкоголем. Пиво по лицензии – это юридическое понятие, означающее «Лицензионный договор».
Немного юридического занудства…
«Гражданский кодекс РФ. Глава 69 Статья 1235 1. По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах…»
Тут важно добавить, что современное оборудование и технологии позволяют достаточно точно соблюдать рецептуру. Даже, фактически, повторять нужные свойства воды, обогащая соответствующим набором солей и минералов предварительно отфильтрованную воду.
Существует и Гиннесс, который производится по лицензии. Судите сами об этих цифрах: Guinness производится в 49 странах мира и продается более чем в 150 странах.
Guinness владеет 5 пивоваренными заводами в 5 странах мира. Это Ирландия (Дублин), Малайзия и три пивоварни в Африке – Нигерия, Гана и Камерун (не считая специализирующейся на крафтовых сортах новой пивоварни в США).
В России по лицензии из пивного портфеля DIAGEO производится лишь специально созданный для этого Guinness Original и баночный лагер HARP. Все остальные сорта на Российском рынке импортируются из Ирландии.
Игорь Самсонович, автор блога PubsMoscow, бренд амбассадор Guinness в России (Instagram: @pubsmoscow)