Что такое лития в церкви простым языком
Лития́
Лития́ (от греч. λιτή, усердное моление) – в православном богослужении в современной практике:
«Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке:
а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред литургией;
б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением;
в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени;
г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени.
По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно ближайшим образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир – в собственном смысле – или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв».
Сущность и значение Литии
Важной частью православной службы является лития. Лития от греч. литэ, усердное моление, по церковному словоупотреблению означает моление вне храма. По содержанию молитвословий и чину виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма.
Святитель Симеон Солунский говорит:
«Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен»
Исхождение литии бывает полное (это в первом виде), а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно главным образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии Церковь исходит из своей обладающей благодатью среды во внешний мир — в собственном смысле — или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.
По первоначальному назначению лития была молитвою во время общественных бедствий в местах, поражаемых или угрожаемых ими; такою была лития и в уставе Великой Константинопольской церкви, и в Западной Церкви только таким молениям усвояется имя литии. Но рядом с этими литиями существовали уже в III в. очень близкие к ним моления радостно-торжественного характера, состоящие, как и те, в загородных процессиях, которым впрочем не усвоялось имя литий и литаний.
Особое развитие эти процессии получили в Иерусалимской Церкви, где они совершались, должно быть, сначала праздниками в ознаменованные празднуемыми событиями, а затем, уже в IV в., стали принадлежностью каждой воскресной вечерни; эта лития (тоже не называвшаяся так) состояла в простом повторении второй, молитвенной, части вечерни, в разных св. местах.
Нынешние литии перед литургией — остаток праздничных иерусалимских литий, а на вечерне и утрени — прямое наследие воскресно-вечерней литии, принявшей, под влиянием Великой церкви и древней повсеместной практики, элементы из покаянно-молитвенной литии.
Лития на великой вечерне слагается из трех элементов: обрядов, песней и молитв.
Обряд литии состоит в торжественном выходе священнослужителей и народа в притвор.
Так как «притвор назначается для кающихся и оглашенных», то «Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы». «Стоя пред священным храмом, как бы пред небесными вратами, умоляем Его».
Выход этот — настолько существенная принадлежность литии, что в славянских рукописях Иерусалимского Типикона вместо термина лития постоянно употребляется «исхожение». Этот выход совершается по чину, близкому к вечернему входу. Священник с диаконом, как и там, выходят северными дверьми, при закрытых (по Служебнику) св. дверях.
Диакон идет рядом со священником, держа кадило. Пред ними несут два светильника. Певчие следуют за священнослужителями. Все это совершается при пении положенных на литии стихир. По приходе в притвор диакон «кадит св. иконы, настоятеля и лики и становится на своем месте», т. е. впереди священника немного направо.
Что такое лития в православии и когда ее заказывают
Лития в богослужении — служба, совершаемая усиленной молитвой вне храма по случаю бедствий или по усопшему. Греческое слово «лития» в православии означает усердная молитва, совершаемая вне стен храма.
Первоначально назначением литии была общая молитва людей в районах стихийных бедствий, военных и террористических угроз.
История появления общих молитв
Великая Константинопольская церковь проводила общие молитвы, которые были утверждены Уставом, при возникновении бедствий или их угроз для всего общества. Затем и Западная Церковь вводит понятия общих молитв при бедствиях, которое существовало на практике с третьего столетия.
Отличием общих молений того времени от современных богослужений является их характер. В прошлом моления носили радостно — торжественную форму. Иерусалимская Церковь четвертого века практиковала общенародные процессии, в которых молитвенная служба вечерни совершалась по всем святым местам города. Церковь Иерусалимская все вечерни в воскресенье заканчивала общей усердной молитвой.
Ныне с первоначальных прошений остался небольшой остаток, состоящий из молитвы, нескольких песен. При этом священники выходят не во двор, а только в притвор. При литии обязательным является движение, полный или неполный выход из церкви.
Понятие литии часто заменяют словом «исхождение», во время которого священники и дьякона выходят через северные ворота, обязательно при этом закрыв Святые двери центрального входа.
Дьякон находится около священника, он держит кадило. Впереди процессии служки несут светильники. Хор певчих сопровождает священнослужителей.
При выходе из храма дьяконом производится каждение икон и ликов святых. Выходя из святого места, храма, миряне смиренно показывают, что они признают себя блудными детьми, стоящими перед порогом дома, перед престолом Бога.
Этому действию свойственно покаяние и скорбь. Выход священства из храма в притвор символизирует Благодать, дарованную Богом — сошествие Иисуса Христа на грешную землю.
Вторым немаловажным смыслом выхода священства за пределы храма является явление среды, наполненной благодатью, внешнему миру.
Читайте о покаянии:
Всеобщая молитва может носить как всенародный, так и вселенский характер.
Два вида литии
Церковные служения разделены на несколько частей. Каждому христианину необходимо знать, что такое лития в богослужении, чтобы подготовиться к ней соответствующим образом.
Читайте о других богослужениях в храме:
Общая молитва для мирян служится в двух разных чинах:
Каждый чин имеет свое назначение, объединяет их символический выход священников из церкви в притвор, специальную пристройку, где молятся оглашенные или некрещеные.
Заупокойная лития для мирян чаще читается на кладбище около могилы почившего человека. Усердные молитвы об умершем отличаются от панихиды временем их проведения, но имеют ту же миссию.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (Трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.
Вечная память. (Трижды)
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
Вечерняя лития
Вечерняя лития совершается в субботу или по праздникам во время всенощного служения.
После ектеньи звучит вечерняя молитва Господу.
Во время вечерней службы по древнему христианскому обычаю, чтобы уберечь свой край от бедствий, люди выходили с молитвами перед Богом, неся впереди процессии хоругви и образа.
Торжественное молитвенное шествие проходило через площади, улицы города, порой совершая ночные обхождения населенных пунктов по всему периметру.
Усиленными прошениями народ со смирением взывает к Господу, моля Его о прощении, милости и покрова перед надвигающимися бедствиями.
Христиане должны иметь крепкую веру в то, что во время таких общих взываний Господь дарует своему возлюбленному народу просимые благословения:
Христиане признают себя грешниками, поэтому в молитвах просят заступничества и помощи у Пречистой Богородицы, всех святых, начиная с Иоанна Предтечи и оканчивая покровителем храма, хранителем его. Люди провозглашают свою веру в Честный Крест, признавая Его Животворящую силу.
Все православные, принимающие участие в общей молитве, мысленно сливаются духом в единстве Церкви:
Во время торжественной литии несутся в небеса благодарения за Творца, духовных отцов, свой храм, населенный пункт.
Многие христиане во время торжественного общего моления просят Всевышнего о путешествующих в других странах, об исцелении от неизлечимых человеческими силами болезней, об освобождении плененных дьяволом всякими зависимостями и находящихся в явном плену.
Когда читается заупокойная лития
После приготовления усопшего человека к похоронам, усердные молитвы совершаются несколько раз:
Во дворе дома, где собираются люди, желающие проводить покойника в последний путь, исполняют песни «Премудрость» и «Чистейшая». При отсутствии, по каким либо причинам, священника на похоронах, чин литии может быть прочитан мирянином как около дома, так и на кладбище.
Порядок проведения последнего служения усопшему прост.
Трисвятое, по Отче наш.
Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.
Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и души раб Твоих упокой.
И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душам их.
Ектения: Помилуй нас Боже…
Хор: Господи помилуй. (Трижды)
Иерей: Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имярек), и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному.
Хор: Господи помилуй. (Трижды)
Иерей: Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.
Хор: Господи помилуй. (Трижды)
Иерей: Милости Божия, Царства Небеснаго, и оставления грехов их, у Безсмертного Царя и Бога нашего просим.
Иерей: Господу помолимся,
Хор: Господи помилуй.
Возглас: Яко Ты еси Воскресение, и живот, и покой усопших рабов Твоих…
Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Иерей: Покой, Господи, души усопших раб Твоих.
Хор: Покой, Господи, души усопших раб Твоих.
Иерей: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Иерей: Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас.
Хор: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Иерей: Слава Тебе Христе Боже, упование наше, Слава Тебе.
Хор: Слава и Ныне. Господи помилуй (трижды), благослови.
Живыми и мертвыми обладаяй, Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…
Иерей: Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память.
Хор: Вечная память (Трижды). Души их во благих водворятся, и память их в род и род.
Отличие литии от панихиды
Заупокойная лития служится только в день похорон усопшего.
Панихида совершается в храме, как правило, после Литургии, время ее проведения уточняется у священнослужителей.
Как на панихиду, так и проскомидию, записки об умерших людях можно подавать регулярно в течение всего времени.
Что такое лития в православии?
Многие церковные термины не имеют широкого употребления в обычной жизни даже воцерковленных православных христиан. Но иногда, сталкиваясь с ними, верующие чувствуют себя неловко, как будто что-то упустили и недопоняли. Поэтому постепенное изучение церковной терминологии, поможет избежать подобных моментов и смущения.
Лития
Понятие «лития» в современной практике православного богослужения имеет два существенно отличающихся значения:
Объединяет эти два совершенно разных понятия то, что совершается это моление именно вне храма. Исхождение из храма может быть полным, а может быть не полным. Суть выхода из храма в том, чтобы обратиться к Богу не только словами, но и действием, движением, чтобы оживить молитвенное внимание, которое могло притупиться во время постоянного стояния.
Виды литии
Знаменитый российский богословский теоретик профессор Михаил Николаевич Скабалланович, который трудился над практическим пособием для священнослужителей и написал множество книг по церковно-общественным вопросам в 1898-1931 годах, посвятил литии главу своего труда.
Он определил, что в уставе православной церкви существует четыре вида литии, различающихся по степени торжественности:
Все эти типы очень отличаются по содержанию молитв и чину их совершения. Но, как уже было сказано, все они совершаются по исхождению из храма.
Полное исхождение – в первом виде. Неполное – в трех остальных.
Фото: Radiovera.ru
Выход и удаление из храма производится не только с целью усиления молитвы, но и для того, чтобы удалением из храма показать то, что в силу своей греховности люди осознают недостойными себя молиться в Доме Господнем, и при этом раскаиваются в своих грехах, как Адам, мытарь и блудный сын стояли и каялись перед вратами небесными. Поэтому литийные молитвы частично – покаянные и скорбные.
И третий смысл исхода из церкви – это то, что те, кто воцерковлен, выходят во внешний мир из благодатного мира храма. Они несут молитвенную миссию по привлечению тех, кто не принят в православную Церковь, показывают им определенный пример.
Стоит отметить, что все эти смыслы носят уже символический, традиционный характер, и не понимаются напрямую. Но то, что во время литии читаются вселенские и всенародные молитвы, обо всем мире, это осталось в неизменном виде со времен Византии.
Симеон Солунский о литии
Литийные молитвы осветил в своих трудах и великий поборник православия, живший в 14 веке, Симеон Солунский, служивший архиепископом перед турецким нашествием, перед падением Восточной Римской Империи.
Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен
История литии
История уходит в первые века после восшествия Иисуса Христа. Так, в 3 веке литией называли молитвы в местах, где происходят какие-либо массовые бедствия. Согласно существовавшим в то время понятиям, лития проводилась при угрозе болезней, засухи и других жизненно важных напастей на общество с выходом на место возможного катаклизма. В Константинополе и Западной церкви такое понятие сохраняется до сих пор.
Но там же, в 3 веке совершались и другие моления с выходом из храма – радостно-торжественные, которые тоже проводились с выходом из церкви, но, стоит отметить, что их не называли литии.
В Иерусалимской церкви процессии вне храма приобрели большое применение. Сначала – по праздникам, а потом стали частью каждой вечерни по воскресеньям. Именно отсюда и остались в современной литургии как часть перед ее началом – литии.
Элементы литии на великой вечерне
Существуют три элемента молений вне храма на великой вечерне:
Обряд заключается в выходе священников и всех присутствующих на богослужении, в притвор. Он осуществляется священниками через северные двери, при закрытых Святых вратах.
Песнопения совершаются именно во время выхода по положенным стихирам. В это же время проводится каждение.
После того, как священник становится в притворе, читаются молитвы.
После этого описания каждый, кто присутствует на великой вечерне, понимает, когда совершается лития. Таким образом, зная смысл, элементы и порядок литии, каждый молящийся осознает, что в этот момент он молится о всем мире, чтобы обошли его беды и несчастья. Таково предназначение литии.
Что такое лития в православии и когда ее заказывают — описываем подробно
Утрата близкого всегда застает человека врасплох в любом случае, как бы там ни было. Кроме мирских забот, которые нужно решить после трагедии, человек также сталкивается с тем, что нужно правильно помянуть усопшего. Людям, которые не живут церковной жизнью, порой трудно разобраться, что к чему и как всё сделать правильно.
© Depositphotos
Сердцу и душе хочется помянуть близкого и упокоить его душу, но приходится во многом разбираться: что такое панихида, когда проводится отпевание и зачем читать литию. Чтобы облегчить эту задачу, редакция «Так Просто!» отвечает на все эти вопросы и рассказывает в чём разница между отпеванием, панихидой и литией.
История появления общих молитв
Великая Константинопольская церковь проводила общие молитвы, которые были утверждены Уставом, при возникновении бедствий или их угроз для всего общества. Затем и Западная Церковь вводит понятия общих молитв при бедствиях, которое существовало на практике с третьего столетия.
Отличием общих молений того времени от современных богослужений является их характер. В прошлом моления носили радостно — торжественную форму. Иерусалимская Церковь четвертого века практиковала общенародные процессии, в которых молитвенная служба вечерни совершалась по всем святым местам города. Церковь Иерусалимская все вечерни в воскресенье заканчивала общей усердной молитвой.
Ныне с первоначальных прошений остался небольшой остаток, состоящий из молитвы, нескольких песен. При этом священники выходят не во двор, а только в притвор. При литии обязательным является движение, полный или неполный выход из церкви.
Понятие литии часто заменяют словом «исхождение», во время которого священники и дьякона выходят через северные ворота, обязательно при этом закрыв Святые двери центрального входа.
Дьякон находится около священника, он держит кадило. Впереди процессии служки несут светильники. Хор певчих сопровождает священнослужителей.
При выходе из храма дьяконом производится каждение икон и ликов святых. Выходя из святого места, храма, миряне смиренно показывают, что они признают себя блудными детьми, стоящими перед порогом дома, перед престолом Бога.
Этому действию свойственно покаяние и скорбь. Выход священства из храма в притвор символизирует Благодать, дарованную Богом — сошествие Иисуса Христа на грешную землю.
Вторым немаловажным смыслом выхода священства за пределы храма является явление среды, наполненной благодатью, внешнему миру.
Читайте о покаянии:
Важно! Лития имеет молитвенную миссию донести покаяние всем отступникам, не принявшим Христа своим Спасителем, грешникам.
Всеобщая молитва может носить как всенародный, так и вселенский характер.
Отпевание в церкви
Отпевание — это особая молитва, которая совершается единожды над умершим верующим на третий день после смерти, перед погребением. Отпевание усопшего совершается священнослужителем в храме или часовне. По обычаю отпевать усопшего нужно именно на третий день, однако бывают случаи, когда разрешается сделать это позже, даже после упокоения.
Во все дни отпевание совершается по одному чину, кроме дней Светлой пасхальной седмицы. В эти дни вместо печальных заупокойных молитв поются радостные песнопения Святой Пасхи. В дни Воскресения и Рождества Христова усопших не вносят в храм, также не совершается отпевание. В таком случае оно переносится на следующий день.
© Depositphotos
В православной церкви не отпевают некрещеных, иноверцев, богоборцев, отрекшихся от Христа, самоубийц. До недавнего времени также не отпевали некрещеных младенцев, но недавно появился специальный чин для этого. Потому и родители, пережившие страшную трагедию, смогут успокоить свое сердце и помолиться за свое дитя.
Отпевание проводится для того, чтобы проводить душу умершего к Господу. Больше усопшему от нас ничего не нужно, никаких мирских благ, лишь искренняя молитва за него. Это то, что каждый может сделать на земле для человека, ушедшего в иной мир. Во время отпевания за душу человека молиться вся церковь, давая надежду на отпущение всех грехов.
Отпевают умершего единожды, в день похорон. Однако это не значит, что после этого поминать усопшего не нужно. Еще как нужно, просто теперь не отпеванием, а молитвой. Именно для этого нам служат панихиды, литии и простые молитвы.
© Depositphotos
Когда и зачем совершают обряд Литии
Лития бывает двух видов: вечерняя и по усопшим. Эти два типа литий очень разные, единственное, что между ними общее – это то, что обе они проходят не в самом храме. Вечерняя лития может иметь место в притворе либо же возле храма извне, а лития по усопшему – возле его могилы.
Первый тип литии, вечерняя, происходит либо по субботам, либо же во время больших православных христианских праздников. Сначала к алою приставляют литийницу на небольшом столике. На ней располагают три свечи для Триединого Бога. Также ставят тары с вином, пять хлебов, пшеницу и елей. После священник вместе с народом выходит в притвор.
То, что священник выходит с алтаря, считается большим событием. Оно имеет символическое значение. Служитель церкви так же, как и Христос спускается с небес на землю, уходит молиться в притвор, чтобы быть ближе к людям. Сначала такая лития была просто молитвой, которая объединяла людей, пришедших молится в церковь за отступление стихийного бедствия, напасти, воин. Позже выход священника в притвор мог состояться из-за общей молитвы за людей, которые несут особое наказание. Это объединяло всех христиан.
И сегодня лития – это молитва Церкви за всех духовных наставников, за падших людей, за нуждающихся, за тех, кто в пути и не может прибегнуть к молитве, за покойных, за скорбящих душою. Это молитва-прошение, молитва-плач, которая имеет сверх силу. Священник, как Божий служитель, взывает не только к самому Господу, он просит о заступничестве Богородицу, обращается к силе Животворящего Креста, ко всем почитаемым святым. Главный смысл литии не только в прошении и мольбе о чем-то или о ком-то, а в том, чтобы Господь услышал молящихся. К этой цели подводит и молитва, и хор, который все время напевает возглас: «Господи, помилуй».
Во время молитвы священник благословляет народ, повторяя: «Мир всем». Он как бы передает послание от самого Господа Бога, который смиловался над людьми, покаявшимися и склонившимися в смирении духа пред Ним. Молитвенная часть в притворе заканчивается повторным обращением к Пресвятой Богородицы и к Честному Животворящему Кресту. После сего народ и священник, получив прощение, помилование, благословение и очищение от Господа Бога, входят в храм.
Священник подходит к литийному столику и читает определенные молитвы. Хор поет новозаветную песнь Симеона Богоприимца. Она свидетельствует и укрепляет примирение человека и Бога, которое уже свершилось.
Миряне читают благодарное «Отче наш», а священник кадит литийницу с продуктами, выложенной на ней. Это все делается для того, чтобы Господу была приятная жертва, тем более, что все эти продукты являются символами. Вино и хлеб символизируют Тело и Кровь Иисуса Христа. Елей является символом Божьей милости, а пшеница символизирует воскресение из мертвых. Ведь в землю кладут мертвое зерно, а с него тогда прорастают новые зернышка. Все эти продукты связаны, по свидетельству Евангелия, с жизнью Иисуса Христа. Даже то, что хлебов должно быть пять на литийнице отсылает нас к одному из чудес, сотворенных Иисусом. Когда он разломал пять хлебов, благословил их и накормил ими пять тысяч человек. Эти продукты позже используют на утрене.
Видео: Таинство Литии в храме
Заупокойная лития
Особый род литии установлен для моления об умершем: совершается при выносе покойного из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении его во всякое другое время — так называемая заупокойная лития. Заупокойная лития, в отличие от литии на всенощной, может совершаться как в самом храме, так и вне храма, например, на кладбище.
Что такое панихида
Панихида — это заупокойная служба, которая совершается в память усопших христиан. Панихиды совершаются в особые дни поминовения: третий, девятый и сороковой дни после смерти человека, годовщина, день рождения, родительские субботы, Радоница и другие установленные дни.
В третий день церковь просит воскресить человека для вечной жизни. В девятый просит причислить усопшего к лику Божьих угодников, а в сороковой совершается молитва о том, чтобы Иисус вознес его в Царство Небесное. В эти дни обязательно совершить панихиды и помолиться за усопшего.
© Depositphotos
Вообще поминать усопшего в церкви нужно как можно чаще и не только в означенные дни. Главное моление за усопших церковь совершает на литургии, принося за них бескровную жертву Господу. Для этого перед началом литургии нужно подать записки с именами покойных. Но проскомидии из просфор вынут часть за упокоение тех, чьи имена записаны, а в конце литургии частицы просфоры будут опущены в святую чашу и омыты кровью Христа.
Это наибольшее благо, которое мы можем сделать для наших ушедших близких. Также можно в памятные дни усопшего подавать милостыню или приносить снедь в церковь. Если нечего нести, то и простой свечи будет достаточно. Главное, чтобы ты произнес молитву и душа покойного возрадовалась.
© Depositphotos
Текст Литии
Для того чтобы совершить литию, необходимо о покое душ умерших прочитать акафист, провести некоторое время в молчании на честь усопшего, поговорить о хороших делах человека, содеянных при жизни, а также на кладбище зачитать литийные молитвы.
В тексте литии поминается усопший, близкие люди просят у Бога прощения и отпущения ему грехов. Также в литийных молитвах говорится о силе и славе Пресвятой Троицы и о Втором пришествии. Иногда читают 90-й псалом Давида.
Текст литии об усопшем для мирян
Видео: пример литии об усопшем
Что такое лития
Лития — это в буквальном смысле усиленная молитва, краткое заупокойное моление. Главная суть литии в том, что она совершается вне церкви. Литии бывают разных видов по чину и содержанию, совершаются дома или на кладбище, но никогда в храме.
© Depositphotos
Текст литии ты сможешь прочесть в этом видео.
Молитва — это наша главная и неоценимая помощь нашим ушедшим близким. По большому счету, умершему не нужен ни гроб, ни памятник с оградкой и даже на поминальный стол ему не нужен. Это всего лишь дань традициям, хотя и благочестивым. Однако среди всего нужно помнить, что душа человеческая больше всего нуждается именно в молитве, ведь больше не может творить добрых дел, чтобы умилостивить Господа.
© Depositphotos
Чтобы помолиться за ушедших близких дома многого не нужно. Просто произнеси слова: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное». В молитве прочти имена всех ушедших.
© Depositphotos
Вот и всё, что нужно усопшим от нас. Так что молись, заказывай молебен в церкви, поминай усопшего в памятные дни, также можешь заказать об умершем сорокоуст. Лишь бы душа покойного возрадовалась и вознеслась в Царствие Небесное!
Ранее мы писали, как правильно поминать усопоших в Радоницу и почему этот день особенный.
Также мы рассказывали, что нужно делать в день рождения умершего и нужно ли идти на кладбище в этот день.
Надеемся, теперь ты полностью разобрался во всех этих нюансах. Не забудь теперь поделиться статьей с друзьями.
Как и для чего заказывают Литию по усопшему
Литию заказывают для того, чтобы душа умершего нашла свой покой, свое место, и оно было возле Господа Бога. Чтобы Великий Господь простил душе ее прижизненные согрешения и принял в Свое царство, как одного из заблудших ягнят.