Что такое лишение гражданства
Является ли наличие российского паспорта подтверждением гражданства РФ?
Права человека и гражданина всегда занимали особое место в системе прав. Впервые они были закреплены во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 15): «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» и нашли продолжение в ст. 6 Конституции РФ: «1. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. … 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».
С 1 июля 2002 г. порядок получения российского гражданства был изменен вступившим в силу Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве), установившим два основных способа получения российского гражданства – общий и упрощенный.
Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.
Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.
Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.
Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.
В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).
Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).
Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?
В специальном докладе «О практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ» от 6 декабря 2007 г. Уполномоченный по правам человека в РФ со ссылкой на заявление зам. директора Консульского департамента МИД России отметил, что такой подход нельзя признать правильным, так как указанная база не является всеобъемлющей и исчерпывающей и не может служить безоговорочным подтверждением наличия либо отсутствия российского гражданства.
В результате таких «бдительных превентивных» мер моя доверительница почти на год лишилась права на реализацию социально значимых прав, вытекающих из гражданства России, таких как право на свободу передвижения, бесплатную медпомощь, медицинское страхование и ряда других. Думаю, в ближайшем будущем только судебные органы будут способны разрешать подобные дела. В споре с региональным УМВД по вопросам миграции вопрос о том, является наличие у лица российского паспорта подтверждением российского гражданства или, наоборот, свидетельствует ли изъятие этого паспорта о лишении российского гражданства, не стал риторическим: суды двух инстанций решили, что отсутствие подтверждения виновных действий со стороны лица при получении паспорта, а также доказательств незаконности выдачи паспорта или получения гражданства, равно как и отсутствие в базе данных сведений о получении гражданства, свидетельствуют о незаконности изъятия у лица паспорта гражданина РФ. Руководствуясь этими выводами, мы, адвокаты, можем эффективно защищать права граждан, не совершивших противоправных действий, но оказавшихся один на один с системой, в которой «пощады» бывшим гражданам СССР со стороны органов по вопросам миграции в решении вопросов подтверждения получения российского гражданства пока нет.
КС подтвердил обратную силу закона при «отзыве» гражданства из-за террористического преступления
10 марта КС РФ опубликовал Определение № 183-О, которым отказался рассматривать запрос Верховного Суда Республики Карелия по поводу конституционности ч. 2 ст. 22 Закона о гражданстве.
Обратная сила Закона о гражданстве
Отбыв наказание, Новиков обратился за получением загранпаспорта. Но ГУ МВД России по Москве провело проверку и, применив ст. 22 Закона о гражданстве, пришло к выводу, что решение о приеме Алексея Новикова в гражданство РФ нужно отменить из-за осуждения за преступление террористической направленности. Это произошло уже в 2020 г.
Мужчина потребовал признать заключение ГУ МВД незаконным. Петрозаводский городской суд отказал в удовлетворении административного иска, поэтому Алексей Новиков подал апелляционную жалобу в ВС Республики Карелия. Интересы мужчины представляют юристы Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям (признан в РФ НКО, выполняющей функции иностранного агента. – Прим. ред.). В октябре 2020 г. им удалось убедить ВС РК в том, что ч. 2 ст. 22 Закона о гражданстве нужно проверить на соответствие Конституции. Суд приостановил производство и направил запрос в КС РФ.
Отметим, что ранее по ст. 22 Закона о гражданстве решение о приобретении гражданства нужно было отменять, если выяснится, что оно принималось «на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений». С 1 сентября 2017 г. эта статья существенно изменилась. Так, во второй части появилось упоминание о том, что установленный вступившим в законную силу приговором суда факт совершения отдельных преступлений (приготовления или покушения), в том числе террористической направленности, «приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений» об обязательстве соблюдать Конституцию и законодательство РФ.
По мнению ВС Республики Карелия, ч. 2 ст. 22 Закона о гражданстве противоречит Конституции, так как распространяется и на граждан, которые совершили преступления террористической направленности до ее вступления в силу.
КС не стал принимать запрос к рассмотрению, но объяснил, почему новая норма распространяется и на тех, кого принимали в гражданство, когда ее еще не существовало. Пресс-служба Суда, в свою очередь, посчитала, что это определение поможет «правоприменителям и судам принимать максимально объективные решения при рассмотрении дел об отмене гражданства РФ».
Не «лишение гражданства», а «конституционно допустимая мера»
Прежде всего КС напомнил, что лишать законно полученного гражданства РФ недопустимо. Однако тут же подчеркнул, что отмена решения о приеме в гражданство – это не лишение гражданства, а «конституционно допустимая мера». Она законна, если отмена решения о приеме в гражданство «не носит произвольный характер».
Далее Суд отметил, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент совершения не считалось правонарушением (ст. 54 Конституции). «Отмена решения о приобретении лицом гражданства РФ в связи с установлением судом факта сообщения этим лицом заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство или в связи с приравненным к нему установлением вступившим в законную силу приговором суда факта совершения хотя бы одного из преступлений (приготовления к нему или покушения на него), перечисленных в части второй ст. 22 Федерального закона “О гражданстве РФ”, не выступает мерой ответственности, а по своей правовой природе представляет конституционно-восстановительную меру, – потому конституционной запрет на придание обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность, на такую отмену не распространяется», – разъяснил КС.
По его мнению, действующая редакция ч. 1 и 2 ст. 22 Закона о гражданстве конкретизирует существовавшее и ранее положение о том, что отменить решение о приобретении гражданства РФ можно при установлении в суде факта представления заявителем при приобретении гражданства заведомо ложных сведений. «Подобная нормативная конкретизация направлена на раскрытие и уточнение содержания соответствующего основания для отмены такого решения», – считает Суд. Применение новой редакции этих норм только к тем, кто приобрел гражданство после ее вступления в силу, необоснованно поставит таких лиц в неравное положение с теми, кто стал гражданином России раньше, полагает КС.
Ограничения для правоприменителя и законодателя
В то же время, подчеркнул Суд, Конституция ограничивает усмотрение законодателя «при определении преступных деяний, совершение которых лицом, ранее приобретшим российское гражданство, может приравниваться к установлению судом факта сообщения при приобретении гражданства заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство». Это должен быть исчерпывающий перечень преступлений, «нацеленных на подрыв основ конституционного строя и с очевидностью подтверждающих осознанный и устойчивый отказ виновного от обязательства быть верным России, соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство». К таким деяниям определенно относятся и преступления террористической направленности, указанные в ч. 2 ст. 22 Закона о гражданстве, считает КС.
Суд также отметил, что при применении этой нормы нужно учитывать его позиции по другим делам. Так, представление подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений не является безусловным основанием для отмены решения о приеме в гражданство, даже если эти факты установлены в суде. Должностные лица все равно обязаны «учесть все конкретные обстоятельства». Иначе не будет соблюдаться пропорциональность ограничения прав и свобод, считает КС.
Позиция юриста Фонда и мнение эксперта «АГ»
Юрист Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям Ольга Подоплелова отметила, что определение удивляет не только выводами, к которым пришел КС, но и качеством аргументации.
«В деле поднимались вопросы о правовой природе такой меры, как отмена решения о приобретении российского гражданства. Конституционный Суд без объяснений квалифицировал ее не как меру ответственности, а как “конституционно-восстановительную меру”, в то время как такой вывод отнюдь не является очевидным и безальтернативным, – считает она. – Озвучив этот тезис, КС отказался от детального сравнения отмены решения о приобретении гражданства из-за сообщения заведомо ложных или ошибочных сведений о себе и за совершение “террористических” и “экстремистских” преступлений, автоматически их уравняв. Он не стал оценивать эти меры ни с точки зрения их назначения, ни с точки зрения последствий для человека, тем самым проигнорировав ярко выраженные признаки публично-правовой ответственности, характерной для второй ситуации, в то время как отмена решения о гражданстве в первом случае представляет собой скорее способ устранения ошибки при принятии в гражданство».
Признание отмены решения о приобретении гражданства в случае совершения преступления конституционно-восстановительной мерой позволило КС обойти запрет на лишение гражданства (ст. 6 Конституции), подчеркнула Ольга Подоплелова. «В этом плане остался незатронутым также вопрос о том, почему закон допускает дискриминацию лиц, ставших гражданами России не по праву рождения, а в результате приема в гражданство, вопреки принципу единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения», – добавила она.
Кроме того, подчеркнула юрист, КС признал, что квалификация отмены решения о приобретении гражданства как конституционно-восстановительной меры позволяет применять норму с обратной силой. И при этом сделал противоречивую оговорку, что закон лишь подвергся конкретизации и ничего нового в нем не появилось. «Однако такой подход игнорирует то, что МВД России не смогло в заседании ВС РК привести примеры, когда бы на основании ранее действовавшей редакции ст. 22 Закона о гражданстве решался вопрос о гражданстве лиц, осужденных за преступления террористической направленности. Такая практика получила распространение лишь с сентября 2017 г., когда вступила в силу новая норма», – рассказала Ольга Подоплелова.
Единственный позитивный момент – это то, что Суд указал на необходимость учитывать индивидуальные обстоятельства человека, в том числе время, которое прошло с момента принятия уполномоченным органом решения о приобретении гражданства, отметила юрист. «Однако эта позиция была высказана КС впервые уже давно по отношению к отмене решений о приобретении гражданства в результате обнаружения факта сообщения человеком заведомо ложных сведений о себе. На практике она применяется с большими трудностями, и в этом плане КС лишь создал видимость решения проблемы», – полагает Ольга Подоплелова.
Адвокат АП Архангельской области, к.ю.н. Владимир Цвиль, напротив, считает, что в части ответа на вопрос, согласуется ли отмена решения о приеме в гражданство с конституционным принципом недопустимости лишения российского гражданства, можно согласиться с доводами КС. «Отмена такого решения не тождественна лишению гражданства, поскольку основывается на установленных в судебном порядке нарушениях основных условий его приобретения. Что же касается конкретизации законодателем критериев оценки соблюдения условий приема в гражданство, то в целом определение того, что может пониматься под сообщением заведомо ложных сведений в отношении обязанностей гражданина, не является нарушением принципа недопустимости обратной силы закона», – пояснил эксперт.
Вместе с тем, добавил он, остается вопрос о том, насколько допустимо введенное законодателем в 2017 г. безусловное и бессрочное приравнивание факта совершения преступления террористической направленности к сообщению в прошлом заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию и законодательство РФ. «Думается, что такое автоматическое и бессрочное презюмирование может не соответствовать гарантиям единого, равного и “нелишаемого” гражданства. В частности, в целях соответствующего правового регулирования важно учитывать момент времени, когда возник соответствующий преступный умысел: до принятия лица в гражданство или значительно позже. В последнем случае лицо не нарушает условия для принятия в гражданство и должно нести уголовную ответственность без применения мер конституционной ответственности в виде отмены решения о приеме в гражданство», – указал Владимир Цвиль.
По его мнению, презумпцию, в соответствии с которой последующее совершение определенных преступлений означает, что при приеме в гражданство лицо сообщило заведомо ложные сведения о готовности соблюдать Конституцию и законодательство, можно было бы ограничить определенным сроком (например, 10–15 годами после получения гражданства).
Лишение гражданства РФ
Дорогие читатели! В наших материалах мы рассказываем о типовых способах решения юридических вопросов, но каждая ситуация уникальна.
Содержание материала:
Лишение гражданства РФ относится к юридическим процессам, применяемым только к нарушителям конкретных норм, предусмотренных специальным законодательством РФ и Конституцией государства. Процесс, когда гражданин лишается государственной принадлежности, обладает негативными правовыми последствиями. Разрывом правовых отношений предусматривается выдворение за территорию государства и прекращения каких бы то ни было политических и экономических связей.
Регулирующий закон
За регламентирование вопросов приёма в гражданство России, а также вопросов о восстановлении и прекращении этого статуса, отвечает Федеральный закон 62 о гражданстве Российской Федерации.
СПРАВКА: с 01-09-2017-го года началось действие Федерального закона №243, которым внесены некоторые поправки к ФЗ-62, относящиеся к процедурам, приводящим к прекращению действия статуса гражданина России. Хотя статья 6 ФЗ-62 и гласит, что граждане Российской Федерации не могут быть лишены гражданства этого государства, однако на практике существует такое понятие, как отмена решения о предоставлении статуса гражданина РФ. Последнее, по сути, то же самое, что и лишение гражданства.
Основания для лишения гражданства
Как уже было указано выше, основным документом, регулирующим реализацию прав, обязанностей, этапов получения и оснований для прекращения действия статуса гражданина РФ, является Федеральный закон №62. Если внимательно вникнуть в его содержимое, можно увидеть, что само понятие лишения гражданина РФ гражданства РФ в рассматриваемом законе отсутствует. Однако действие статуса гражданина может быть отменено или прекращено. Как бы парадоксально это ни выглядело, но, тем не менее, то, что гражданин рф может быть лишен гражданства, это реальность.
Кого могут лишить гражданства
Для получения ответа на этот вопрос, нужно, в первую очередь, чётко понимать, что получить гражданство России можно двумя способами:
В автоматическом порядке (при рождении). В том случае, если мать или отец уже имеют статус гражданина РФ, при рождении ребёнку в автоматическом порядке причисляется гражданство России.
Приобретение гражданства. Этот способ относится к лицам иностранного происхождения, которые на том либо ином основании получили российское подданство.
ВАЖНО: Эти 2 способа того, как возможно стать подданным РФ, приведены потому, что от способа получения зависит, может ли гражданин лишиться этого статуса.
Если подданство российского государства человек получил первым способом, утратить его против собственной воли он не может. И не важно, нарушение каких законов или совершение каких злодеяний за ним ни числятся — статус гражданина России за ним закреплено пожизненно. Россиянин по рождению находится под защитой Конституции. Этот документ, а точнее, 6-я статья, указывает на отсутствие возможности лишить лицо гражданского статуса. В этом случае единственно возможным способом лишиться гражданства является добровольный отказ от этого статуса.
В ситуации же, когда лицо, бывшее иностранцем, прошло процесс вступление в подданство РФ, основания для лишения гражданства есть. Суть заключается в том, что законодательство предусматривает процедуру, в ходе проведения которой решение о предоставлении гражданства может быть отменено. Принятие такого решения в компетенции органа власти, принявшего лицо в ряды граждан страны.
За что могут лишить гражданства
Многих интересует вопрос о том, может ли государство лишить гражданства и, если да, то за что? Возможность принудительного аннулирования статуса гражданина Российской Федерации, как уже упоминалось выше, есть. Предусматривается такой вариант статьёй 22 Федерального Закона №62, которая перечисляет обоснования, предоставляющие возможность лишить лицо, некогда бывшее иностранцем, статуса гражданина РФ.
Положением Закона оговаривается, что утрата паспорта России грозит лицам, совершившим нижеследующие действия:
применение фальшивых (подложных) документов;
намеренное предоставление заведомо не верных сведений;
отказ в принесении присяги.
ВАЖНО: Вторая часть вышеуказанной статьи сообщает следующее: при совершении гражданином РФ преступлений, связанных с экстремизмом либо терроризмом и подпадающих под статьи, пресекающие их совершение, эти действия расцениваются в качестве фактов предоставления заведомо искажённых либо не верных сведений по отношению к обязательствам по соблюдению Конституции РФ и законов РФ. Из этого вытекает следующее: человек, будучи признан виновным в совершении действий, осуждаемых статьями, связанными с экстремистской либо террористической деятельностью, может быть лишён подданства России.
По какой причине или в каких случаях могут лишить гражданства РФ? Федеральный Закон №62 содержит 17 статей, под действия которых желательно не подпадать лицам, не желающим лишиться российского паспорта. Лиц, некогда бывших иностранными подданными, но затем получивших гражданство российского государства, лишают этого статуса по причине совершения следующих деяний:
привлечение иных лиц к реализации террористической деятельности: вербовка либо вовлечение в совершение террористических действий;
осуществление публичных призывов через интернет-коммуникации либо любые виды СМИ;
наличие судебно доказанного факта прохождения лицом специальной подготовки непосредственно к реализации террористических актов, спонсирования террористических сообществ либо членства лица в подобного рода группировках;
угон транспортного средства (будь то воздушный, водный либо наземный вид транспорта) с целью совершения диверсионных действий;
захват и (или) удержание заложников;
финансирование либо создание группировок экстремистской направленности;
участие в мятежах (с применением оружия), призванных свергнуть или изменить конституционный строй;
доказанная в судебном порядке причастность к покушению на жизнь государственных либо общественных деятелей.
Если обобщить вышеприведённый список, можно сказать, что потерять статус российского гражданина вероятнее всего за совершение преступлений, так или иначе сопряжённых с экстремистской либо террористической деятельностью.
ВНИМАНИЕ: Действие паспорта Российской Федерации может быть аннулировано исключительно при наличии доказанной в судебном порядке вины. К российскому гражданству родственников обвинённого, которые стали гражданами РФ совместно с обвинённым, такое аннулирование применяться не может. Исключением являются случаи, когда в судебном порядке доказана причастность таких родственников к неправомерным действиям обвинённого.
Процедура лишения гражданства
Указом Президента Российской Федерации №1325 даётся подробное описание правил, в согласии с которыми производится отказ от государственной принадлежности, то есть гражданства. Это действие может быть выполнено двумя способами: обычным либо упрощённым. Отдельно рассматривается вопрос об аннулировании решения о выдаче гражданства. По сути, последнее является принудительным лишением статуса гражданин России и осуществляется исключительно по решению суда.
У каждой из схем есть собственные нюансы, поэтому кратко рассмотрим каждую из них.
Общим порядком в добровольной форме лишаются гражданства россияне, которые на постоянной основе живут в территориальных пределах России. Для того, чтобы лишиться государственной принадлежности, заявителю нужно написать заявление с указанием:
мотивов своего решения;
информации о себе, куда входят данные о трудовой деятельности, образовании, автобиографии и т. д.
В форме приложения №4 к Указу №1325 допускается внесение собственных несовершеннолетних детей, если подразумевается, что дети также хотят сменить гражданство. Также в отдельном поле вносятся данные про второго родителя (при наличии такового): занимаемая государственная должность, адрес, Ф.И.О.
По общей схеме решение принимается в течение 12-ти месяцев.
Упрощённая схема присуща эмигрантам, уже наладившим тесные контакты в той стране, куда они окончательно решили переехать на ПМЖ. Таких по состоянию на 2020-й год было около 99% из всех прошедших в том году процедуру отказа. По такой схеме решаются вопросы следующих категорий лиц:
лица, которые уже окончательно перебрались в иную страну и снялись с регистрационного учёта в РФ;
лица не достигшие совершеннолетия, чей родитель (хотя бы один либо единственный) является иностранцем.
Согласно действующему законодательству, в бланк подаваемого заявления позволяется вносить собственных детей для одновременного с родителем(ми) выхода из гражданства. В эту форму вносятся собственные данные заявителя и сведения про несовершеннолетнего ребёнка.
По упрощённой схеме решение принимается в течение 6-ти месяцев.
Несогласие (как оспорить)
Нередки случаи несогласия гражданского лица с решением о лишении подданства РФ. Если несогласие такого гражданина имеют под собой веские на то основания, нужно действовать в таком порядке:
Подача апелляции. При этом надо указать основания, озвученные в качестве причины для лишения гражданства. Кроме того, нужно предоставить доказательства, на основании которых лицо требует пересмотра дела.
В случае принятия заявления к судебному рассмотрению, нужно начинать подготовку к судебным заседаниям и аргументированному отстаиванию собственной правоты (нанять юриста либо провести консультации со специалистами).
Как видно, оснований для лишения гражданина Российской Федерации существует не так уж и много. А те, которые есть, связаны с преступной деятельностью. На основании всего вышеизложенного можно сделать вполне логичный вывод: законопослушному гражданину России, не желающему лишаться подданства этой страны, опасаться абсолютно не стоит.