Что такое линия положения
Навигационная изолиния, линия положения, полоса положения. СКП определения места судна по двум линиям положения
Геометрическое место точек, отвечающее постоянному значению навигационного параметра, наз. навигационной изолинией. В навигации для определения места судна используются следующие навигационные параметры и соответствующие им изолинии:
Пеленг. На судне измерен истинный пеленг (ИП) предмета А, равный a. Проложив на карте линию пеленга АД, можно утверждать, что судно в момент взятия пеленга находилось на этой линии. Прямая линия АД, отвечающая условию задачи, на которой находилось судно в момент наблюдения, будет называться изолинией пеленга или изопеленгой (линия равных пеленгов).
Расстояние. Измерено расстояние Д между судном и ориентиром А. В этом случае судно будет находиться на окружности радиусом Д с центром в точке А. Эта окружность будет называться изолинией расстояния или изостадией (линия равных раастояний).
Горизонтальный угол. Если измерен горизонтальный угол между предметами А и Б, равный a, или этот угол вычислен как разность двух пеленгов . Эта окружность наз. изолинией горизонтального угла или изогоной (линия равных значений горизонтального угла между направлениями на два ориентира).
Разность расстояний. В некоторых радионавигационных системах измеряется разность расстояний до двух ориентиров. Тогда изолинией разности расстояний будет гипербола (линия равных разностей расстояния, измеряемого при использовании РНС).
Также к изолиниям относятся: круг равных высот (центр которого – полюс освещения), ортодромия (линия равных обратных пеленгов, измеряемых с маяка на судно).
Линия положения – это касательная к изолинии в данной точке. На меркаторской карте при определении визуальными способами рассматривают горизонтальный угол (изолиния – окружность), локсодромический пеленг (изолиния и линия положения совпадают, превращаясь в прямую, проходящую через судно и ориентир), расстояние (изолиния – окружность с центром в ориентире). Для точного определения места судна необходимо не менее 2-х изолиний
Определение места судна. Изолинии и линии положения
Для определения места судна производятся измерения навигационных параметров относительно маяков, мысов или других объектов с отличительными признаками и известными координатами. Такие объекты называют навигационными ориентирами.
Измеряемые для определения места судна направления и расстояния, углы, разности расстояний и т. д. до объектов с известными координатами называются навигационными параметрами, обозначаемых символами U, u. Геометрическое место точек, отвечающее постоянному значению навигационного параметра, называется навигационной изолинией.
В навигации для определения места судна используются следующие навигационные параметры и соответствующие им изолинии.
Каждая точка пространства может быть определена с помощью соответствующих значений навигационных параметров. Изменения значения навигационного параметра создаёт поле навигационного параметра. Это поле называется скалярным. Характеристикой его является градиент навигационного параметра, обозначаемый символом gU, gu, направленный по нормали к навигационной изолинии и характеризующий направление и максимальную скорость изменения навигационного параметра.
Определение места судна сводится к определению точки пересечения изолиний от двух или более ориентиров. При наличии одного ориентира можно определить место судна по изолинии пеленга и изолинии расстояния до него.
Если координаты места определены без ввода элементов счисления пути судна, то такие координаты называются обсервованными (φо, λо). Если при определении места судна использовались элементы счисления пути (курс, скорость), то полученные координаты называют счислимо-обсервованными.
На сравнительно небольших расстояниях изолинии прокладываются непосредственно на карте. При больших расстояниях, когда необходимо учитывать сферичность Земли, отрезок изолинии заменяется прямой линией. Прямая, заменяющая участок навигационной изолинии (касательная или секущая к изолинии в небольшой области) вблизи места судна, называется линией положения.
Некоторые способы определения места судна (рис. 2.18–2.28)
Если навигационные параметры, по которым определяется место судна, измерены одновременно или через малые промежутки времени и приведены к одному моменту, то полученное по их значениям место судна называют обсервованным (⊙).
Если же навигационные параметры измерялись разновременно и при значительном промежутке времени между моментами их измерений, то полученное по их значениям место судна называют счислимо-обсервованным ( ◬ ).
Малыми можно считать такие промежутки времени, при которых погрешности счисления в 2 ÷ 3 раза меньше погрешностей навигационных изолиний и практически не будут сказываться на точности определяемого места.
Процесс определения места судна состоит из выбора способа обсервации, выбора навигационных ориентиров, измерения навигационных параметров и исправлення их поправками, прокладки на путевой навигационной карте соответствующих им навигационных изолиний (линий положения).
Обсервованное место судна на момент измерения этих навигационных параметров находится в точке пересечения линий положения (рис. 2.18).
Обсервованное место судна на путевой навигационной карте обозначается в общем случае условным обозначением обсервованного места (⊙) судна или одним из условных знаков в соответствии с Приложением Е в зависимости от способа его получения. Рядом с ним пишется в виде дроби время измерения навигационных параметров (Т) и отсчет лага (ОЛ) на момент их измерений:
В общем случае счислимое и обсервованное места на один и тот же момент времени не совпадают. Расхождение одномоментных счислимых и обсервованных координат места судна называется невязкой. Обозначается буквой С.
Невязка характеризуется направлением и величиной (рис. 2.19).
Направление невязки определяется относительно северной части истинного меридиана (NИ) в круговой системе счета направлений от 0° до 360° от счислимого места к обсервованному; снимается с путевой навигационной карты (129°) и записывается в судовой журнал с точностью ±1°. Величина невязки измеряется в милях с точностью до 0,1 мили и представляет собой расстояние между счислимым и обсервованным местами судна (2,7 мили) на один и тот же момент времени.
В судовой журнал невязка записывается как: С = 129° — 2,7 мили.
Если счислимое и обсервованное места совпали (наложились одно на другое), это означает, что счислимые координаты верны и невязка
С = 0.
Определение места судна по пеленгам на три ориентира является наиболее надёжным. Для уменьшения погрешностей, возникающих от неодновременного пеленгования ориентиров, особенно на больших скоростях судна, первыми следует измерять пеленги на те ориентиры, которые расположены ближе всего к диаметральной плоскости судна. Наибольшая точность обсервацийполучается, если углы между пеленгами составляют 60°. Не рекомендуется пеленговать ориентиры, если пеленги на них отличаются менее, чем на 30° (рис. 2.20).
Если при нанесении пеленгов навигационных ориентиров на путевую карту они не пересекутся в одной точке, то образованный ими треугольник называют треугольником погрешностей (рис. 2.21).
Если стороны треугольника погрешностей менее 5 мм (что соответствует на путевой карте 0,5 мили, надо проверить расчеты пеленгов и прокладку их на путевой карте. Если ошибок или промахов не обнаружено, то следует повторить измерение пеленгов на ориентиры.
Отсутствие треугольника погрешностей говорит о надежности обсервации.
Определение места судна по пеленгам на два ориентира (рис. 2.22). В случаях, когда имеется только два навигационных ориентира, место судна можно определить и по двум пеленгам на эти ориентиры. Следует предварительно убедиться в том, что ориентиры, на которые измеряются пеленги, соответствуют показанным на карте.
Если ориентиры идентифицированы ошибочно, а также, если пеленги на ориентиры измерены неточно или поправка курсоуказателя неточна, можно не сразу заметить ошибочность определения места судна.
Для того, чтобы проверить такую обсервацию, рекомендуется её повторить несколько раз с небольшими интервалами по времени (интервал времени зависит от обстоятельств плавания).
Если обсервованные таким способом места будут располагаться на одной линии параллельной линии курса судна (курс судна не менялся) и на расстояниях, пропорциональных (равных) пройденным судном (SЛ) за промежутки между обсервациями — то место будет достоверным и его можно принять к дальнейшему счислению (рис. 2.23).
Величина измеренного с помощью секстана угла (с точностью до 0,1′) есть отсчет секстана (ОС).
Измеренные и исправленные общей поправкой секстана (i + S) углы (∠α = ОС1 + (i + S) и ∠β = ОС2 + (i + S)) являются навигационными параметрами, которым соответствует навигационная изолиния в виде окружности (изогона).
Углу α соответствует окружность, проходящая через ориентиры А и В и вмещающая угол α = ∠АDВ. Углу β соответствует окружность, проходящая через ориентиры В и С и вмещающая угол β = ∠ВЕС. Нахождение судна на двух окружностях на момент измерения горизонтальных углов α и β возможно лишь в точке К. Вторая точка пересечения окружностей, вмещающих измеренные углы α и β, не может быть местом судна, так как она совпадает с местом ориентира В и не является общей вершиной углов α и β.
Для определения места судна на путевой карте находят точку, которая является общей вершиной измеренных углов. Нанести обсервованное место судна на путевую карту можно с помощью протрактора (см. также статью Прокладочные инструменты ) или с помощью листа кальки.
Протрактор состоит из азимутального круга, разбитого на градусы от 0° до 180° вправо и влево, и трех линеек. Средняя линейка прикреплена к азимутальному кругу и неподвижна; край ее точно совпадает с делением азимутального круга 0°. Крайние линейки подвижны. Их можно устанавливать под любым углом к срезанному краю средней линейки, совпадающей с нулевым делением азимутального круга. При помощи индексов на подвижных линейках и отсчетных барабанах протрактора, значения измеренных и исправленных углов α и β устанавливаются с точностью ±0,5′ (цена деления отсчетных барабанов 1,0′).
Протрактор накладывается на путевую карту так, чтобы срезы всех трех линеек прошли через места навигационных ориентиров А, В и С. Обсервованное место судна К отмечается на карте уколом иглы в центре протрактора (рис. 2.25).
Если на судне нет протрактора, применяется лист кальки (рис. 2.26), посредине которого проводится произвольная прямая линия (КВ), которая принимается за общую сторону измеренных углов α и β. При точке К, с помощью штурманского транспортира, строятся измеренные и исправленные углы α и β (∠α = ∠АКВ, ∠β = ∠ВКС).
Кальку, с нанесенными на нее углами α и β, накладывают на путевую карту так, чтобы линии на кальке, обозначающие стороны углов α и β совпали с ориентирами А, В и С.
Обсервованное место судна отмечается на путевой карте уколом иглы циркуля через кальку в точке К.
Определение места судна по двум пеленгам одного предмета (крюйс-пеленг) (рис.2.27).
Если в видимости находится только один навигационный ориентир, который нанесен на путевую карту, то определить место судна можно разновременными наблюдениями (измерением пеленгов) одного и того же навигационного ориентира (способ «крюйспеленга). При этом рекомендуется, чтобы изменение пеленга на ориентир было не менее чем 30°, а промежуток времени между наблюдениями был как можно меньше.
Компасные пеленги исправляют поправкой компаса, находят истинные пеленги ИП1 и ИП2. Определяют пройденное судном расстояние по лагу или по скорости хода за время между пеленгами (на рисунке — это отрезок ав), откладывают равный ему отрезок АВ на линии, проведённой от навигационного ориентира параллельно линии курса судна.
Из полученной точки В проводят линию, параллельную первому пеленгу до пересечения со вторым пеленгом. В точке пересечения получим место судна в момент взятия второго пеленга, которое называется счислимо-обсервованным и обозначается символом ◬
Один из частных случаев крюйс-пеленга
Следуя постоянным курсом, пеленгуют навигационный ориентир, когда он придет на курсовой угол 45°. Замечают время и отсчёт лага. Второй раз замечают время и отсчет лага, когда предмет придет на траверз (КУ = 90°). Так как курс и два пеленга образуют прямоугольный равнобедренный треугольник (оба угла у гипотенузы равны 45°), то расстояние до предмета в момент траверза равно расстоянию, пройденному судном между пеленгами. Проложив линию второго пеленга от ориентира перпендикулярно линии курса и отложив по ней пройденное расстояние, получают место судна.
Определение места судна по расстояниям до трех ориентиров, измеренных с помощью навигационной РЛС (рис. 2.28)
Для получения обсервованного места необходимо одновременно измерить расстояния до трех ориентиров. Точка пересечения навигационных изолиний — окружностей радиусами D1, D2 и D3 — даст нам обсервованное место судна.
Если окружности (их дуги) не пересекаются в одной точке и образуют фигуру погрешностей со стороной > 5 мм, это свидетель- ствует о промахах или в опознании ориентиров или в измерении расстояний до них.
Определение места судна по расстояниям до двух ориентиров (рис. 2.29)
Если на экране РЛС имеются только два ориентира, до которых возможно измерить расстояния, то место судна определяется по расстояниям до двух ориентиров.
Для контроля правильности полученного места, рекомендуется повторить определение места.
Определение места судна по пеленгу и расстоянию до ориентира (рис. 2.30)
Используется всего лишь один ориентир, а навигационные изолинии — прямая линия для пеленга и окружность для расстояния — пересекаются под оптимальным углом 90°.
Этот способ применяется тогда, когда на экране ИКО РЛС виден только один хорошо различимый, лучше всего точечный, ориентир.
Обсервованное место получают на линии пеленга, на измеренном и исправленном расстоянии до ориентира.
Линия положения
Смотреть что такое «Линия положения» в других словарях:
линия положения — Геометрическое место точек, в которых навигационный параметр имеет постоянное значение. [Л.М. Невдяев. Телекоммуникационные технологии. Англо русский толковый словарь справочник. Под редакцией Ю.М. Горностаева. Москва, 2002] Тематики электросвязь … Справочник технического переводчика
Линия положения — 5. Линия положения Прямая, заменяющая участок навигационной изолинии вблизи места судна Источник: ГОСТ 23634 83: Морская навигация и морская гидрография. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЛИНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ — отрезок касательной или секущей к изолинии в небольшой ее части, близкой к счислимому месту судна. В навигации при определении места судна визуально, например, по пеленгам береговых ориентиров или горизонтальным углам, Линиями Положения будут… … Морской энциклопедический справочник
линия положения радионавигационной системы — ЛП Множество точек в зоне действия радионавигационной системы, характеризующееся одним и тем же значением навигационного или радионавигационного параметра. [ГОСТ 21535 76] Тематики навигация Синонимы ЛП … Справочник технического переводчика
Линия положения радионавигационной системы (ЛП) — 19. Линия положения радионавигационной системы (ЛП) Множество точек в зоне действия радионавигационной системы, характеризующееся одним и тем же значением навигационного пли радионавигационного параметра Источник: ГОСТ 21535 76: Системы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Линия положения радионавигационной системы — 1. Множество точек в зоне действия радионавигационной системы, характеризующееся одним и тем же значением навигационного или радионавигационного параметра Употребляется в документе: Приложение ГОСТ 21535 76 Системы радионавигационные дальномерные … Телекоммуникационный словарь
ЛИНИЯ — (1) общая часть двух смежных областей поверхности; (2) Л. автоматическая комплекс станков и машин, основного и вспомогательного оборудования, автоматически выполняющих в технологической последовательности и с заданным ритмом весь процесс… … Большая политехническая энциклопедия
Линия Флашинг, Ай-ар-ти — Метрополитен Нью Йорка … Википедия
Линия (геометрич. понятие) — Линия (от лат. linea), геометрическое понятие, точное и в то же время достаточно общее определение которого представляет значительные трудности и осуществляется в различных разделах геометрии различно. 1) В элементарной геометрии рассматриваются… … Большая советская энциклопедия
Обобщенный метод линий положения. Виды линий положения
Основными понятиями, на которых основан этот метод, являются понятия навигационного параметра и линии положения.
Навигационный параметр — это физическая или геометрическая величина, значение которой функционально связано с данной точкой пространства.
Приведем примеры некоторых величин, и рассмотрим, являются ли они навигационными параметрами.
1) Наклонная дальность до радиостанции. Наклонная дальность – это расстояние от какой-то конкретной радиостанции до данной точки (например, до ВС) по прямой. Если ВС в данный момент времени находится в какой-то точке пространства, то конечно, его расстояние до радиостанции (наклонная дальность) является вполне определенной величиной, например, 137 км, а не 100 км, не 64 км и т.п. Следовательно, наклонная дальность – это навигационный параметр, являющийся в данном случае геометрической величиной.
2) Атмосферное давление. В любой момент времени в каждой точке околоземного пространства имеется вполне определенное значение атмосферного давления, например, 756 мм рт.ст или любое другое. Следовательно, атмосферное давление тоже является навигационным параметром, это физическая величина.
Не имеет значения, что атмосферное давление непрерывно меняется во времени и уже через минуту его значение в этой же точке, может быть, будет уже другим. Здесь важно, что в любой данный момент оно имеет вполне определенное значение.
3) Путевая скорость, то есть скорость перемещения ВС относительно Земли. Конечно, эта величина широко используется в навигации, но ее можно назвать навигационным параметром только в широком смысле слова, но не с точки зрения метода линий положения, поскольку она не попадает под приведенное определение. Действительно, разве можно сказать, что за данной точкой пространства закреплено какое-то определенное значение путевой скорости? Конечно, нет. Во-первых. если в данной точке сейчас не находится ВС, то путевой скорости в этой точке вообще не существует. Во-вторых, даже если через точку пролетает ВС, то очевидно, что его путевая скорость может быть различной и будет зависеть от истинной воздушной скорости ВС, от курса ВС, от скорости и направления ветра в данной точке. Следовательно, за самой точкой не закреплено никакое конкретное значение путевой скорости, поэтому она не является навигационным параметром.
4) Магнитное склонение. Магнитное склонение – это угол между северными направлениями истинного и магнитного меридианов. В любой точке однозначно определено направление на северный географический полюс (северное направление истинного меридиана) и однозначно определено направление горизонтальной составляющей вектора напряженности магнитного поля Земли (северное направление магнитного меридиана). Следовательно, в каждой точке имеется вполне определенный угол между этими направлениями ( магнитное склонение). Поэтому ΔМ – это навигационный параметр.
Разумеется, можно привести множество примеров величин, которые в соответствии с приведенным определением являются навигационными параметрами. Но в навигации используются только те из них, которые реально могут быть измерены в полете, то есть те, для измерения которых на борту действительно имеются соответствующие приборы.
Поскольку значение навигационного параметра зависит от того, где в данный момент времени находится ВС, появляется возможность использовать его измеренное в полете значение для определения МС. Действительно, если бортовые приборы показывают, что в данный момент навигационный параметр имеет такое-то вполне определенное численное значение, то это означает что ВС сейчас находится не где угодно, а может находиться только в одной из множества тех точек пространства, в которых значение параметра именно такое.
Если в какой-то точке пространства навигационный параметр имеет какое-то определенное значение, то это вовсе не значит, что в других точках его значения должны быть обязательно другие. Наверняка точно такое же значение параметр имеет и во многих других точках. Например, точки, в которых наклонная дальность равна 100 км находятся и к северу, и к востоку от радиостанции, и кверху от нее, вообще в любом направлении. Таких точек бесконечно многого. Но, как правило, точки с одинаковым численным значением навигационного параметра выстраиваются в пространстве, образуя некоторую поверхность.
Поверхность положения– геометрическое место точек в пространстве с одинаковым значением навигационного параметра.
Обычно для каждого вида навигационного параметра поверхность положения имеет свою определенную форму. Для параметра наклонная дальность поверхность положения имеет форму сферы с центром в точке расположения радиостанции.
Линия положения– геометрическое место точек на земной поверхности с одинаковым значением навигационного параметра.
Определение места самолета. Измерить одну линию положений, и вторую то на пересечении и будет ВС. Раньше это делалось графически. Но это возможно сделать и по формулам, но из-за сферичности земли сделать самому очень сложно поэтому их решают компьютеры.
Основные виды линий положения
В принципе в качестве навигационных параметров могут выступать самые разные величины. Но для того, чтобы их использовать для определения МС, на борту ВС должны иметься приборы, способные измерять эти параметры.
Навигационный параметр – горизонтальная дальность D. Под горизонтальной дальностью (далее будем называть ее просто дальностью) понимается кратчайшее расстояние от произвольной точки (места самолета) до некоторой фиксированной точки (радиомаяка) по поверхности Земли..Этому параметру соответствует линия положения, называемая линией равных расстояний (ЛРР). На плоскости эта линия имеет форму окружности, в центре которой располагается радиомаяк. На земной сфере ЛРР также имеет вид окружности (малого круга), каждая точка которой одинаково удалена от радиомаяка. Расстояние, конечно, также измеряется по линии кратчайшего расстояния на сфере, то есть по дуге большого круга (ортодромии). Каждому численному значению дальности соответствует своя ЛРР. Все они являются окружностями с общим центром в точке расположения радиомаяка, образуя семейство ЛРР для данного радиомаяка.
Навигационный параметр – пеленг самолета Пс. Напомним, что пеленг самолета – это угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через радиостанцию, и направлением на самолет. Параметру «пеленг самолета» соответствует линия положения, называемая линией равных пеленгов самолета (ЛРПС). Когда мы говорим о направлении от радиостанции на самолет, мы имеем в виду, конечно, направление по линии кратчайшего расстояния, а не по какой-то извилистой кривой. На плоскости линией кратчайшего расстояния является прямая линия, а на сфере – это дуга большого круга. В какой бы точке этой линии ни находился самолет, пеленг на него от данной радиостанции будет один и тот же. Следовательно, ЛРПС имеет форму ортодромии (дуги большого круга), рис. 2.14. Семейство ЛРПС, соответствующих разным значениям пеленга, представляет собой множество ортодромий, выходящих по всем возможным направлениям из точки расположения радиомаяка.
Навигационный параметр – пеленг радиостанции Пр. Пеленг радиостанции (радиомаяка) – это угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через самолет и направлением на радиомаяк. Линия положения, в каждой точке которой значение пеленга данной радиостанции является одинаковым, называется линией равных пеленгов радиостанции (ЛРПР). Разумеется, и в этом случае имеется в виду направление на радиостанцию по кратчайшему расстоянию, то есть, на сфере – по ортодромии.
Рассмотрим, какую форму на сфере имеет ЛРПР. Первое, что приходит в голову, это что ЛРПС и ЛРПР являются одной и той же линией. Ведь пеленг самолета – это направление на самолет от радиостанции, а пеленг радиостанции – направление на радиостанцию от самолета. В обоих случаях направление соответствует линии кратчайшего расстояния, ортодромии. Казалось бы, вся разница только в том, что Пс соответствует направлению «туда». а Пр – направлению «обратно». И поскольку ЛРПС является ортодромией, она же одновременно должна являться и ЛРПР. На самом деле это вовсе не так.
Принципиальная разница между двумя видами параметров и соответствующими линиями положения заключается в том, от какого именно меридиана отсчитывается параметр (пеленг). Пеленг самолета всегда отсчитывается от одного и того же меридиана – меридиана радиостанции, независимо от того в какой точке находится самолет. А пеленг радиостанции измеряется каждый раз от разных меридианов, а именно – от меридиана самолета.
Рассмотрим рис. 2.15. На нем линия ортодромического направления на радиостанцию от самолета обозначена пунктиром. В любой ее точке линия направления на радиостанцию совпадет с самой этой пунктирной линией. Но значение Пр в каждой точке будет разным, поскольку, как известно. ортодромия пересекает меридианы под разными углами. Следовательно, сама эта ортодромия не является ЛРПР, поскольку не обладает свойством сохранения постоянного значения параметра.
Но ЛРПР все же существует, однако проходит по-другому. А именно таким образом, чтобы в каждой ее точке угол (Пр) между меридианом этой точки и ортодромическим направлением от нее на радиостанцию был одинаков (см. рис. 2.15).
ЛРПР на сфере имеет сложную форму, которая называется сферической лемнискатой Бернулли. Свойства этой кривой более подробно рассматриваются в курсе «Геоинформационные основы навигации».
Различие между ЛРПР и ЛРПС объясняется наличием угла схождения меридианов δсх радиостанции и самолета. Чем он меньше, тем ближе друг к другу проходят ЛРПР и ортодромическая ЛРПС.
Навигационный параметр – разность расстояний от самолета до двух радиостанций. Этому параметру соответствует линия положения, называемая линией равных разностей расстояний (ЛРРР).
Линия положения для этого параметра (ЛРРР) имеет форму гиперболы.
Каждому значению параметра ΔD соответствует своя гипербола, а все множество этих гипербол составляет семейство этих линий положения. Каждая гипербола является симметричной относительно линии базы, то есть прямой, проходящей через обе радиостанции. Чем больше ΔD по абсолютной величине, тем круче изогнута гипербола (наибольшая крутизна имеет место вблизи линии базы). И наоборот, чем меньше ΔD, тем больше распрямляются ветви гиперболы. В частном случае, когда ΔD=0, то есть расстояния до обеих радиостанций одинаковы, гипербола, если рассматривать ее на плоскости, превращается в прямую, проходящую через середину линии базы перпендикулярно к ней. При дальнейшем уменьшении ΔD (параметр будет уже отрицательным) ветви ЛРРР загибаются уже в противоположную сторону. Семейство ЛРРР расположено симметрично относительно перпендикуляра к середине базы.
Теоретически можно рассмотреть линии положения, соответствующие и любым другим навигационным параметрам. Например, в качестве параметров можно рассматривать сумму расстояний до двух радиостанций, разность пеленгов двух радиостанций и т.п. Каждому из них будет соответствовать линия положения определенной формы. Здесь же нами рассмотрены только те навигационные параметры, которые фактически могут быть определены на борту современного ВС.