Что такое лингвистическая тема
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Интерактивные технологии в образовании
Сочинение на лингвистическую тему (19)
По мнению российского лингвиста А.Реформатского, местоимения выполняют функцию «заместителей» знаменательных слов. Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст Ю.Трифонова.
Дата публикации: 2013-07-01 20:23
2013. Сочинение–рассуждение по высказыванию В.А. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов».
Дата публикации: 2013-06-25 20:38
2013. Сочинение–рассуждение по высказыванию Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается».».
Известный английский писатель Дж.Свифт утверждал: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Раскроем смысл данного высказывания, проанализировав особенности речи героев рассказа В.Токаревой.
Дата публикации: 2013-07-01 19:54
2013. Сочинение–рассуждение по высказыванию Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения»
На мой взгляд, современный российский лингвист Л.Ю. Максимов прав, утверждая, что с помощью абзацного отступа «выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
Дата публикации: 2013-07-01 19:30
Сочинение на лингвистическую тему по тексту А.Алексина: «Зачем нужен вопросительный знак?»
Вопросительный знак так же, как и другие знаки препинания, очень важен в письменной речи.
Дата публикации: 2011-05-19 18:43
Сочинение на лингвистическую тему по тексту В.Каверина: «Зачем нужны знаки препинания?»
Невозможно не согласиться с мнением Антона: без знаков препинания в письменной речи нельзя обойтись. Знаки препинания нужны для выделения и разделения частей предложения, они подсказывают интонацию для чтения и помогают передать смысл высказывания. Рассмотрим некоторые из этих функций.
Дата публикации: 2011-05-18 12:20
Сочинение на лингвистическую тему по тексту А.Алексина: «Зачем нужны кавычки?»
Безусловно, основной функцией кавычек является выделительная функция. В прочитанном мною тексте А.Алексина эту функцию выполняют кавычки в предложении 17. Здесь знак препинания участвует в оформлении прямой речи.
Дата публикации: 2011-05-19 18:40
Сочинение на лингвистическую тему по тексту Ю.Медведева : «Зачем нужны знаки препинания в диалоге и предложениях с прямой речью?»
Я считаю, что для оформления диалога и предложений с прямой речью знаки препинания необходимы. В таких предложениях могут употребляться тире, запятая, кавычки, двоеточие. Каждый из перечисленных знаков препинания очень важен.
Дата публикации: 2011-05-21 12:52
Сочинение на лингвистическую тему: «Зачем нужны знаки конца предложения?»
К знакам завершения в русской пунктуации относятся точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки, а также иногда одновременно употребляются два знака. Все эти пунктуационные знаки очень важны.
Дата публикации: 2011-05-07 21:35
Сочинение на лингвистическую тему: «Какова роль двоеточия?»
Нельзя не согласиться с мнением Антона, потому что двоеточие – это действительно важный знак препинания, который употребляется в простых и бессоюзных сложных предложениях, в предложениях с прямой речью. Двоеточие выполняет разные функции.
Темы курсовых работ по лингвистике: как выбрать, список
Языкознание — это одно из самых перспективных направлений современной филологии. Выпускники филологических факультетов становятся незаменимыми сотрудниками переводческих бюро, IT-компаний и крупных международных корпораций. Однако, чтобы стать востребованным лингвистом, необходимо не только прилежно посещать лекции, но и выполнять письменные работы: рефераты, курсовые и дипломные.
Надеемся, с посещаемостью занятий у вас всё хорошо. А вот о том, как выбирать темы курсовых работ по когнитивной и другим направлениям лингвистики, мы расскажем в статье. И, конечно, в конце поделимся списком примерных тем по дисциплине.
Хотите первыми получать свежие новости из мира образования? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. И не забывайте пользоваться акциями и скидками компании.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Как выбирать темы курсовых работ по лингвистике
Как студенту выбрать тему курсовой по лингвистике? Можно прийти на профильную кафедру и попросить список рекомендуемых тем. Это один путь. Но есть и другой. Подойти к выбору осознанно, ориентируясь на следующие моменты:
Курсовая работа по лингвистике — важная ступенька к будущему диплому
Актуальность тематики
Актуальность курсовой работы — это не просто пара строк во введении к работе, а чёткое понимание, почему эта тема интересна научному сообществу. Ведь очередной курсовой, в которой рассматривается поэтический слог Александра Сергеевича Пушкина, уже никого не удивишь.
Как проверить тему на актуальность:
Научная новизна
Научна новизна — это обязательный критерий для дипломных проектов и магистерских диссертаций. Но если вы планируете поступать в аспирантуру, то подобный пункт в курсовой работе будет большим плюсом. Поэтому, выбирая тему курсовой, можно рискнуть и отдать предпочтение малоизученной, но перспективной.
Наличие материала для исследования
Зачем нужны чужие научные материалы для исследования, если вы выбрали ещё совсем неизученную тему? Потому что лингвистика — это фундаментальная наука, которая любит последовательность и точность. И даже если тема нова, она всё равно должна опираться на какое-то основание. Например, развивать, апеллировать или противостоять уже существующим теориям. Если же материалов совсем нет, стоит задать себе вопрос: насколько реалистичен предмет, который вы выбрали для изучения? Возможно, это просто плод богатого воображения?
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Карьерные перспективы
Уже решили, куда пойдёте работать после учёбы? Тогда стоит уже в курсовых работах делать акцент на выбранную профессиональную область. Это позволит расширить знания и чувствовать себя увереннее на первых собеседованиях.
Не знаете, на какие карьерные перспективы рассчитывать после лингвистического колледжа или вуза? Языковедам всегда рады в научных институтах и системе высшего образования. А если у вас есть иностранный язык, то не составит труда построить карьеру в международной компании или популярной IT-сфере.
Личный интерес
Это самый главный пункт при выборе темы любой письменной работы. Ведь если вас не будет увлекать тематика курсовой, вы не сможете просиживать долгие часы в университетской библиотеке, поддерживать высокий уровень мотивации и с энтузиазмом защищать готовый проект перед экзаменационной комиссией.
Работа над курсовой требует глубокого погружения в тему
Список примерных тем курсовых работ по лингвистике
Так и не смогли определиться с темой для курсовой по лингвистике? Выбирайте нужную из нашего списка. В нём вы найдёте темы курсовых не только по разным направлениям языкознания, но и по лингвистике английского, немецкого, французского и других языков.
Когнитивная лингвистика | Теоретическая лингвистика | Теория и практика перевода | Социолингвистика |
Актуальные задачи когнитивной лингвистики на современном этапе | Виды и средства парадигматической связи между однородными лексическими единицами. | Английские заимствования в русском языке как переводческая проблема на материале статей о моде. | Аббревиатуры в печатных СМИ и их восприятие читателями различных социальных групп. |
Анализ программ и методических рекомендаций в аспекте проблемы формирования умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста. | Глубинная и поверхностная синтаксические структуры предложения в китайском языке. | Англоязычные заимствования в сопоставительном примере русского и японского языков. | Англоязычные заимствования в речевом узусе разных социальных групп. |
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме межличностных отношений младших школьников. | Жестовая паремиология на основе немецкого языка. | Иноязычные заимствования в современном английском языке. | Влияние французского языка на современный английский язык тенденции развития предметно-бытовой лексики. |
Аффективные эмоции (гнев, радость, ужас, восхищение) и способы их выражения в художественных текстах. | Исторические изменения фонетического строя английского языка. | Использование новейших заимствований в СМИ и их восприятие в русскоязычной среде. | Выражение эмоций в различных культурах на материале английского, корейского и русского языков. |
Дидактические аспекты формирования логического мышления учащихся при изучении курса математики. | Источники появления новой лексики в китайской языке. | Коммуникативно прагматические особенности опосредованного перевода кинофильмов. | Имена лиц по месту жительства или рождения в различных социально-функциональных сферах русского языка и в речи представителей различных социальных групп. |
Исследование актуального состояния учебной мотивации школьников при изучении английского языка. | Лингвистические средства создания экспрессивности в английском художественном тексте. | Комплиментарные речевые акты в русском языке и их аналоги в английском языке. | Лексико-семантические особенности французской юридической терминологии. |
Категоризация и концептуализация в языке и тексте. | Логико-грамматическое направление в русской грамматике. Труды Ф.И. Буслаева. | Метафора в современной англоязычной экономической публицистике и способы её перевода на русский язык. | Лексико-стилистические особенности французских рекламных слоганов. |
Когнитивная лингвистика — новая научная парадигма 2-й пол. XX — начала XXI века. | Логико-дидактический анализ темы исследования. | Метафорические сравнения с компонентом as/like в современном английском языке. | Лингвистические особенности электронного дискурса. |
Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. | Образование имён прилагательных от имён собственных (на материале французской прессы). | Особенности перевода текстов газетно-публицистического стиля с немецкого языка на русский язык. | Лингвокультурологические особенности испаноязычных политических статей. |
Методика проведения лабораторно-практических работ на уроках информатики. | Особенности языков аналитического типа (на материале немецкого языка). | Перевод как инструмент освоения терминологии Болонского процесса в российском высшем образовании. | Менталитет сквозь призму английского, немецкого и русского языков на основе газетной лексики. Межкультурная коммуникация. |
Представления о мышлении в трудах отечественных и зарубежных учёных. Развитие мышления в дошкольном возрасте. | Развитие языкознания в славянских странах. | Перевод рекламы и проблема адекватной передачи стилистически маркированных рекламных слоганов. | Национальные особенности ресторанного меню в Нью-Йорке и Москве. |
Проект как средство развития творческого мышления на уроках иностранного языка. | Стилевое функционирование латинизмов в современном английском языке. | Прагмастилистический аспект перевода деловой корреспонденции с английского на русский язык. | Природа эпифеноменального понимания на материалах театральных постановок. |
Семантические особенности репрезентации концепта «любовь» в сонетах у Шекспира. | Существительные-неологизмы в современном русском языке: словообразовательный аспект. | Проблема лакунарности в переводе технического текста на материале инструкций. | Текст речи политического деятеля как сообщение и воздействие на материале речей американских президентов. |
Современный сленг: основные особенности и специфика функционирования. | Особенности функционирования глаголов передвижения, используемых в англоязычной художественной прозе. | Способы перевода лексики, используемой для формирования образа России в американских СМИ. | Употребительность существительных мужского и женского родов для наименований лиц женского пола. |
Стереотип как предмет когнитивной лингвистики. | Развитие грамматических средств выражения модальности в английском языке. | Трудности перевода неологизмов на русский язык на материале французских авторов века. | Экспрессивные имена лиц в различных социально-функциональных сферах русского языка и в речи представителей различных социальных групп. |
Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. | Русские антропонимические модели как единицы речевого этикета (на материале разговорной речи, художественной литературы, публицистики). | Эффективность онлайн-переводчиков Google Prompt при переводе текстов разных жанров экономический медицинский научный художественный с немецкого на русский и наоборот. | Языковая ситуация в полиэтническом государстве Бразилия. |
Совсем нет времени писать курсовую работу по лингвистике самостоятельно? Доверьте это специалистам нашего студенческого сервиса. Эксперты учтут требования к уникальности, оформят работу по ГОСТу и успеют точно в срок!
Сочинение на лингвистическую тему». Что это такое?
«Сочинение на лингвистическую тему». Что это такое?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, омонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, приставках, частях речи и так далее.
Как может быть сформулировано задание С2?
Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.
В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
Как сформулировано задание С2 в демоверсии 2013?
Демоверсия предлагает такой вариант:
Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ по написанию сочинения-рассуждения
I. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
II. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании, например:
- о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений и других тропов и стилистических фигур; о роли синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания.
Этот ряд ещё можно продолжать и продолжать, говоря о морфологии, фонетике и других разделах русского языка.
III. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
- сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на. останавливается на. раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что.
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
не могу не согласиться с автором высказывания
я полностью согласен с.
вынужден согласиться с.
я разделяю точку зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора
бесспорно мнение автора о том, что.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
- можно применить цитирование, например:
сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
- можно обойтись и без цитирования, например:
1. Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
2. Высказывание я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
3. В высказывании моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
(Высказывание взято из демоверсии 2013 года.)
IV. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
- Присмотримся повнимательнее к словам в тексте. (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя. (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста. Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста.
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Общие требования к аргументам таковы:
- примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых» и т. д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
V. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Мы убеждаемся в том, что.
Из этого следует, что.
1. Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
2. Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
План сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
Каждую часть начинаем с красной строки.
То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца, а лучше 4, так как вторую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. Помните, что за отсутствие абзацев снимают баллы.
Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
Формулировка задания 15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (имя автора высказывания): «Цитата».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Основные требования к сочинению.
НЕОБХОДИМО:
1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;
3. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;
4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
МОЖНО:
1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
2. писать работу в научном или публицистическом стиле;
3. начать сочинение с высказывания.
НЕЛЬЗЯ:
1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;
2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.
ДОВОД (АРГУМЕНТ) 1 ДОВОД (АРГУМЕНТ) 2
ИЛЛЮСТРАЦИЯ (ФАКТ) 1 ИЛЛЮСТРАЦИЯ (ФАКТ) 2
Рассуждение — тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Тезис — это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: «Какая МЫСЛЬ обосновывается?»
Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выступают в роли основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: «С помощью чего ведется обоснование тезиса?».
Пошаговая инструкция по написанию сочинения 15.1.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Составляем план сочинения
1. Цитируем высказывание.
2. Объясняем смысл высказывания.
3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
Шаг 4. Пишем сочинение
Цитируем высказывание и объясняем его смысл (первый абзац)
Используем речевые клише:
Для объяснения смысла высказывания используем следующие речевые модели:
не могу не согласиться с автором высказывания
я понимаю это высказывание так: …
Переход от тезиса к аргументации (последнее предложение абзаца):
Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.
Попробую доказать это на примерах, взятых из текста …
Докажем эту мысль на примерах из текста.
Это можно доказать примерами из текста …
Доказательством могут служить примеры из текста …
Об этом свидетельствуют примеры из текста …
Пример первого абзаца сочинения:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Докажем эту мысль на примерах из текста.
Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста (второй и третий абзацы):
приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Требования к аргументации:
примеров должно быть 2;
примеры должны быть из прочитанного текста;
в аргументации необходимо
назвать языковое явление
объяснить его значение
привести примеры из текста
указать роль в тексте
При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых» и т.д.
Не забывайте, что они отделяются запятой.
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.