Что такое линейный руководитель
Мидл-менеджмент: забытый ресурс компаний
Мидл-менеджеры (в российской hr-практике их еще называют линейными руководителями) — это начальники отделов, руководители групп, заместители глав департаментов. Как говорится в исследовании «Le manager intermédiaire, intégrateur de la complexité » аналитической компании Boston Consulting Group, именно эти люди контролируют от 50 до 80% сотрудников и воплощают в жизнь идеи высшего руководства фирмы. Роль «мидла» сегодня недооценена, но именно этот сотрудник должен определять мотивацию команды и ее эффективность при работе с клиентами, ссылаться на реальные факты, когда необходимо принимать критические решения. В этой статье генеральный директор HRmaps Жанна Нечаева рассказала о стереотипах и современных тенденциях в менеджменте, о функциях идеального «мидл»-менеджера и о том, как нужно оптимизировать работу, чтобы усилить влияние линейного руководителя.
Откуда пошел стереотип, что линейный руководитель – это обязательно плохой управленец, которого не интересует коллектив той компании, где он работает? В чем причины такого отношения к нашим начальникам отделов?
Топ-менеджер не доверяет
Обычно топ-менеджеры не доверяют своим «младшим» начальникам решение стратегических задач и крайне редко предоставляют необходимые инструменты и возможности для самостоятельного управления. Так «мидлы» оказываются на позициях исполнителей, и, конечно, при таком раскладе у такого сотрудника нет персональной ответственности. Аналитики Boston Consulting Group отмечают, что только 25% линейных управленцев связаны со стратегическими решениями организации.
Он ходит только на совещания
Большую часть своего времени мидл-менеджеры проводят на бессмысленных совещаниях, от которых нет никакой пользы. Они могут принимать решения без указания вышестоящего руководства. Только 40% респондентов полагают, что менеджер среднего звена обладает властью, которая позволяет ему быть по-настоящему эффективным.
Несоответствие образования
Функции человека, который стоит между высшим руководством и персоналом — пока неизученная тема. При опросе линейных руководителей было выявлено, что только 32% людей, занимающих такие должности, считают, что их уровень образования адаптирован к современным требованиям бизнеса.
Задачи современного мидл-менеджера
Как мы писали выше, особенности современного управления, в которое вплелись люди поколения Y, искусственный интеллект и тотальная экономия, не так страшны для мидл-менеджеров. В тоже время выделяется ряд стратегических задач эффективного менеджера, выполнение которых позволит ему стать незаменимым в любой компании. Для реализации данных задач помимо работы штатного HR и использования аналитики, можно пользоваться инструментами HRMaps, которые помогают получать регулярную обратную связь, контролировать выполнение задач, оценивать компетенции и таланты сотрудников.
№ 1. Составлять емкие финансовые отчетности
Менеджеры среднего звена – от начальников отделов до руководителей служб контроля – обычно пишут для топ-менеджмента финансовые отчеты. Документы, которые состоят только из цифр, высшее руководство не интересуют. Идеальный мидл-менеджер дополняет финансовую отчетность анализом происходящего и рекомендациями по улучшению состояния компании.
№ 2. Мотивировать команду
Линейный руководитель тесно общается с сотрудниками компании и быстрее топ-менеджера замечает упаднические настроения и потерю мотивации. Именно от него стоит ждать решений по устранению такого настроя в коллективе.
№ 3. Активно участвовать в реорганизации компании
Положение мидл-менеджера между руководством и сотрудниками даёт ему особые возможности, когда для компании наступает один из самых неприятных периодов работы – реорганизация. Он должен убеждать сотрудников в необходимости происходящего и предоставить им все условия для комфортной работы во время турбулентности.
№ 4. Мониторить ситуацию «в полях»
Мидл-менеджер работает и с топ-менеджментом, и с сотрудниками компании, поэтому ему необходимо присутствовать и на стратегических совещаниях, и на рабочих местах штатных работников. Работая сразу с двумя группами коллег, «мидл» анализирует, что хотят и те, и другие. Он выясняет, что нужно сделать, чтобы достичь желаемого результата.
Как нужно топ-менеджерам выстраивать рабочие отношения с мидл-менеджером?
№1. Правильно расставлять приоритеты
Линейному руководителю сложно самому расставить приоритеты в работе. Как вышестоящий руководитель определите их и предложите своё видение мидл-менеджеру. Обсудите с ним, насколько они совпадают с той реальностью, которую он видит каждый день в своей работе. Чтобы это видение было максимально реалистичным, мотивируйте его проводить больше времени «в полях».
№ 2. Вовлекать линейного руководителя в принятие стратегического решения
Линейный руководитель – правая рука топ-менеджера. Вовлекайте «мидла» в новые проекты ещё на стадии разработки и идеи, поиска команды. Только таким образом он сможет максимально качественно воплотить ваши задумки в жизнь, чувствуя себя при этом важным элементом компании, участвующим в стратегических задачах.
№ 3. Показать доверие
Цели компании, конечно, определены наперёд. Это не мешает дать мидл-менеджеру некоторую свободу действий в своей команде, ведь только он хорошо знает текущую ситуацию и особенности сотрудников. Так вы выскажете своё доверие и повысите вовлечённость младшего начальника.
№ 4. Советоваться с мидл-менеджером
Ежедневный пятиминутный отчёт о проделанной работе и выполнении плана – это хорошо, но попробуйте встречаться с вашим коллегой хотя бы раз в две недел
и. Обсуждайте на этих встречах глобальные результаты, стратегические цели, спрашивайте совета и делегируйте принятие важных решений, входящих в круг его компетенций, постепенно расширяя его.
Не исполнители, но партнёры
Топ-управленцы наиболее передовых компаний сегодня обращают всё большее внимание (рекомендации совета директоров Coca-Cola и Colgate-Palmolive) на квалификацию сотрудников мидл-позиций, их вовлечённость и долю ответственности. Только тесные отношения и эффективная работа с линейными руководителями способны обеспечить реактивность и гибкость стратегии развития компании.
Обратите внимание на директоров отделов и лидеров команд, расширьте своё видение их роли. Они обладают именно той информацией и компетенциями, которые нужны компаниям в мире, где скорость изменений настолько высока, что без постоянной обратной связи успеха не добиться.
Линейный руководитель — кто это
В любой организации, независимо от того, чем она занимается, присутствует управляющий персонал, то есть сотрудники, которые занимаются решением производственных вопросов и определением дальнейшей судьбы хозсубъекта. Среди них можно встретить такую категорию управленцев, как линейный руководитель.
Значение термина линейный руководитель
Линейный руководитель – это человек, который занимается управлением организацией или отдельной ее частью, основываясь на своем опыте, знаниях и навыках. Это – человек, который ответственен за развитие своего отдела.
Контролируя работу своего подразделения, этот руководитель берет на себя обязанность координировать действия всех сотрудников, находящихся в его подчинении, чтобы добиться поставленных задач.
Поэтому на данную должность отбираются только те люди, которые имеют не только лидерские качества и способность влиять на людей, но и четкие представления о том, как отдел должен работать, а также идеи его дальнейшего развития.
Линейный руководитель и функциональный руководитель — разница между ними
Руководители делятся на два типа: линейные и функциональные. Функциональные руководители, в отличие от линейных, не управляют рабочим составом какого-либо отделения. Они несут ответственность за функциональные подразделения. То есть, функциональный руководитель может управлять, например, инженерно-технической службой предприятия. А линейный руководитель управляет рабочим процессом в отдельном цехе.
Кто же главнее, функциональный руководитель или линейный? Это зависит от формы организации в компании. Всего существует четыре формы:
Основные обязанности линейного руководителя
Линейный руководитель – это ответственный пост, и человек, который его занимает, должен умело справляться со своими обязанностями, в которые входит следующее:
Именно от того, насколько линейные руководители хорошо справляются со своими обязанностями, зависит благосостояние компании.
Задачи и функции линейного руководителя
На линейного руководителя возлагается ряд задач и функций, которые он должен выполнять, чтобы производство в цеху шло бесперебойно:
Параметры эффективности деятельности линейного руководителя
Чтобы понять, достаточно ли эффективно линейный руководитель выполняет свои обязанности, следует обратить внимание на такие индикаторы:
Руководитель участка как пример линейного руководителя
Как уже ранее упоминалось, линейный руководитель – определение, которое может быть применено как к руководителю всей компании, так и к главе начальнику участка. Руководитель участка – это линейный руководитель, который относится к среднему звену. Он контролирует вверенный ему участок.
Должность руководителя участка предполагает следующую деятельность:
Направления деятельности линейного руководителя
Приоритетное направление деятельности линейного руководителя — развитие персонала. Бизнес-практика показывает, что гораздо целесообразнее инвестировать не в производственные мощности, а в улучшение человеческого капитала. Для этого необходимо обучать сотрудников, увеличивая объем их навыков и знаний, повышать их квалификацию, в случае необходимости отправлять профессиональную переориентацию.
Таким образом, руководители линейного типа выполняют важные задачи по рациональному управлению компаниями в целом, либо их обособленными подразделениями. Они обязаны всеми силами повышать эффективность производства не только за счет применения инновационных технологий, но и развития персонала. Хороший руководитель умеет в оптимальные сроки добиваться поставленных целей, мотивировать сотрудников, спланировать и внести коррективы, а также грамотно оценить полученные результаты для принятия важного управленческого решения.
Уровни менеджмента
В данной статье проводится черта между различными уровнями менеджмента для того, чтобы можно было четко понять, соответствует ли данный руководитель позиции или нет, а также определить зоны его развития.
По моим наблюдениям, решения о назначениях часто принимаются на основе опыта и интуиции высших руководителей. Иногда привлекают экспертов по подбору или представителей HR функции. Соответственно, как правило, такие решения могут приниматься довольно долго, да и качество решений может страдать. Я лично несколько раз был свидетелем того, как после довольно долгой и тщательной процедуры отбора, собеседований и оценок новый руководитель покидал должность, не проработав и полгода.
Многие из нас когда-то переживали этот волнительный переход от исполнителя к руководителю. Еще вчера вы просто выполняете свою работу, а сегодня у вас уже появились подчиненные. Помните?
Так вот, по моим наблюдениям для линейного руководителя характерно ощущение некоего «внутреннего стержня». Для него важно, чтобы его подчиненные слушались, уважали и подчинялись. На этом уровне руководитель учится решать базовые конфликты, справляться с недовольством и неподчинением. Базовая проверка на восприятие человека руководителем происходит именно на этом уровне – или тебя «слушаются», или нет. Это старшина в армии, мастер на производстве или руководитель небольшого подразделения в офисе.
Ключевая задача линейного руководителя – это эффективное управление минимальным коллективом, рабочей группой. Важно, чтобы этот коллектив четко выполнял, стоящие перед ним задачи: выполнение планов, соблюдение сроков, норм, требований.
Соответственно, в линейном менеджменте преобладает так называемая «авторитарная» или «директивная» модель управления – непосредственное участие руководителя в работе своих людей, четкость, требовательность, а также исполнительность и дисциплина.
Для линейного руководителя необходимо знание и применение «базовых» менеджерских навыков таких как планирование, организация, контроль и решение проблемных ситуаций.
С моей точки зрения, опыт линейного управления для руководителя любого уровня является очень важным. Я регулярно сталкиваюсь с тем, что довольно высокопоставленные руководители с трудом говорят подчиненным о том, что им не нравится, не могут призвать к дисциплине или уволить сотрудника. Для себя я объясняю этот феномен тем, что данные руководители «проскочили» линейный уровень или довольно быстро пошли на повышение.
Для себя я объясняю этот феномен тем, что данные руководители «проскочили» линейный уровень или довольно быстро пошли на повышение.
По мере появления более сложных и нестандартных задач, а также управления различными коллективами или группами появляется потребность в так называемом «среднем менеджменте». На этом уровне уже не так просто поставить задачу и добиться ее исполнения. Здесь нужно разбираться в людях. Это начальники участков, руководители отделов или проектов.
Ключевая задача среднего руководителя разобраться в людях и организовать работу в соответствии с их особенностями, талантами и мотивами. Чем лучше руководитель «понимает» своих людей, тем лучше они работают. Важно, чтобы люди были вовлечены и мотивированы. Соответственно, здесь преобладает так называемая «персональная» модель управления. Руководителю важно слушать, наблюдать и хорошо понимать своих людей, чтобы к каждому найти свой индивидуальный подход.
Ему необходимо обладать коммуникационными и «психологическими» навыками, чтобы оценивать, отбирать, развивать и мотивировать сотрудников. Данный опыт руководства также является очень важным. Решать вопросы личной совместимости, мотивации, «выгорания», вовлеченности и лояльности невозможно без получения данного опыта управления.
Теперь пришло время развивать бизнес. Это уже уровень директоров. На этом уровне необходимо мыслить стратегически и обладать четким видением перспективы. Это функциональные директора (производство, финансы, персонал, продажи, ИТ, логистика, безопасность, снабжение и прочие), а также руководители бизнес-направлений или отдельных бизнес-единиц.
Про данный уровень управления написано довольно много книг, в названиях которых присутствует слово «лидер» или «лидерство». Это, действительно, важная составляющая современного управления, особенно в тех отраслях, где требуется быстрое развитие. Я хочу лишь обратить внимание на то, что «настоящий директор» в бизнес-среде появляется тогда, когда руководителю удается получить хороший опыт «линейного» и «среднего» управления. Это дает ему возможность реализовать предлагаемые стратегии. В противном случае, красивые презентации, планы и выступления так и остаются проектами.
Вы давно об этом мечтали, и это случилось. Действительно, плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Теперь вы обладаете высокой властью и одновременно ответственностью. Вы владелец, руководите крупным предприятием холдинга или ваше направление / проект «выходит» на национальный/ международный уровень. На этом уровне появляется необходимость уметь взаимодействовать с интересами различных групп.
Ключевая задача «генерала» – усилить позиции своей стороны с учетом интересов других ключевых игроков. Может быть это звучит странно? Однако, мы поднялись на уровень большой политики. Соответственно, здесь преобладает «политическая» модель управления. Генералу необходимо хорошо понимать расстановку сил и интересов, уметь формировать альянсы и партнерства, а также уметь оставаться конструктивным вне зависимости от сложности ситуации. Ошибки в политике не прощаются. Хорошего политика можно оценить по тому, какие кризисы он смог пройти с выгодой для своей стороны. Это очень непростая задача.
И, пожалуй, самый печальный опыт, происходит тогда, когда успешный функциональный руководитель занимает «высокую политическую» должность. Не успев оценить ситуацию, он старается применять «привычные» методы управления: строить системы, создавать команды, добиваться эффективности и результативности. При этом, он недооценивает значение и роль «политических» сил на уровне представителей акционеров, ключевых контрагентов или конкурентов.
Я несколько раз был свидетелем того, как «успешных» генеральных директоров «снимали» на пике их эффективности, прибыльности и результативности. Они никак не могли понять, в чем причина их отставки. Ключевой причиной являлось их непонимание расстановки сил, а также некорректное «политическое» поведение. Многие из этих генеральных директоров открыто говорили, что не любят политику. Здесь я хочу повторить, что политика ошибок не прощает.
Итак, мы рассмотрели четыре уровня менеджмента. Наверняка, в ходе чтения вы «примеряли» на себя и/ или на своих коллег каждую из моделей управления.
Теперь возникает закономерный вопрос – что же со всем этим делать?
В конце статьи я предлагаю опросник для самопроверки. Вы можете его использовать как для себя, так и для своих коллег-подчиненных.
Далее я хочу рассмотреть несколько возможных выводов после заполнения опросника в формате самооценки:
Вывод 1. Задумайтесь о карьерном росте. Заполняя опросник, вы обратили внимание, что ваш актуальный уровень (например, вы руководитель среднего звена) достаточно хорошо развит. При этом вы видите, что на следующем уровне (функциональный менеджмент) также много положительных ответов.
Вам пора подумать о карьерном росте. Спросите себя, что вас останавливает/ не дает двигаться дальше? На данный вопрос обязательно нужно найти ответ и начать предпринимать действия.
Вывод 2. Найдите время для саморазвития. Вы обратили внимание, что на вашем актуальном уровне не так много положительных ответов. Может быть, вы недавно получили эту должность или политика вашей компании не требует определенных моделей поведения. С моей точки зрения, вы рискуете. Ситуация на рынке может поменяться, может поменяться руководство или появится более подготовленный «конкурент» и риск перерастет в реальную проблему.
Вам необходимо сосредоточиться на своем развитии. Найдите себе наставника, посещайте тренинги и семинары. Помните, что инвестиции в себя и свое развитие – это самые надежные инвестиции, так как их невозможно потерять.
Вывод 3. Попросите обратную связь. На вашем актуальном уровне управления все ответы положительные. При этом, на предыдущих уровнях есть один или несколько «пропусков». Скорее всего, вас это не смущает. В то же время, хочется отметить, что успех в карьере во многом зависит от предыдущего опыта. Часто эти «пропуски» становятся препятствиями для личного успеха.
Обратите внимание на «пропуски», попросите обратную связь у руководства или коллег. Уверяю вас, данная работа не будет потерянным временем.
Двое на одного. Как линейному и функциональному руководителям «поделить» сотрудника
Французский теоретик менеджмента и основатель административной школы управления Анри Файоль утверждал, что компаниям следует придерживаться принципа единоначалия. Это значит, что у каждого сотрудника должен быть только один руководитель.
На практике персонал чаще находится под управлением нескольких менеджеров. Разберёмся, почему так происходит и как избежать связанных с этим проблем.
Что значит «руководить»
Руководитель — это тот, кто управляет деятельностью своих подчинённых. Под управлением подразумевается большое количество задач, которые условно делятся на несколько групп. Первую можно охарактеризовать, как распоряжение временем сотрудников. Менеджер должен задавать общие и индивидуальные цели, устанавливать границы обязанностей подчинённых, распределять задания и обговаривать конечный результат. Вторую группу задач можно объединить под названием «создание продуктивной среды». Руководитель должен обеспечить подчинённым условия для эффективного выполнения работы. Сюда входит предоставление ресурсов, организация рабочего пространства, построение системы регулярной обратной связи от менеджера, разработка правил и стандартов. Последняя группа включает задачи, связанные с мотивацией персонала. Менеджер должен разработать систему поощрения, состоящую из постоянной обоснованной похвалы, премий и бонусов за понятные сотрудникам достижения. Руководителя, выполняющего эти функции, называют административным или линейным.
Структура компании, где у каждого подразделения есть только один руководитель, называется линейной. Работа в такой парадигме максимально проста и прозрачна: сотрудники выполняют указания только своего непосредственного руководителя.
Современные компании, чаще всего, строятся по принципу линейно-функционального управления. Это значит, что у подчинённых оказывается больше одного руководителя — линейный и функциональные.
Управление в рамках «функции»
Таким образом, сотрудник выполняет все указания своего непосредственного руководителя и в определённых случаях — функциональных.
Функциональным руководителем может быть как менеджер, так и специалист, ответственный за выполнение определённой функции. Пример — сотрудник охраны труда, направляющий новичков на прохождение медкомиссии.
В компании один и тот же менеджер может быть одновременно, и линейным, и функциональным. Например, руководитель отдела маркетинга управляет непосредственно маркетологами отдела, а функционально — продавцами, во время их обучения продукту или услуге. В свою очередь, обучая продукту нового специалиста по маркетингу, руководитель станет ему, и линейным, и функциональным руководителем в одном лице.
Слабые места
Подчинение персонала сразу нескольким руководителям может выливаться в ряд проблем. Первая опасность — сотрудник будет получать противоречащие друг другу указания от менеджеров. Например, касательно распределения времени на задачи или расстановки приоритетов. Конфликт возникает по причине слабого межфункционального взаимодействия : руководители разных подразделений не могут друг с другом договориться. Решить проблему можно в несколько этапов:
Линейный руководитель
Смотреть что такое «Линейный руководитель» в других словарях:
Линейный крейсер «Мольтке» — Moltke Крейсер «Мольтке» в Нью Йорке в 1912 году Основная информация Тип … Википедия
Мольтке (линейный крейсер) — Линейный крейсер «Мольтке» Moltke … Википедия
ТИП СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ, ЛИНЕЙНЫЙ — структура управления, представляющая собой иерархическую систему линейных руководителей, каждый из которых осуществляет единоличное управление подчиненными ему руководителями нижестоящей ступени, выполняя все функции управления. каждый… … Большой экономический словарь
Антикризисное управление — (Crisis management) Содержание Содержание 1. Понятие «» 2. Принципы стратегического антикризисного управления 3. Кризисные факторы 4. Направления антикризисного управления 5. Универсальные средства антикризисного управления 6. Смена ориентации… … Энциклопедия инвестора
ПРИЕМ НА РАБОТУ — процедура отбора из числа кандидатов и оформления принятого на работу. Обычным метолом отбора служит ознакомление с заявлением, отзывами и другими документами кандидата и личная беседа. За организацию беседы отвечают отдел кадров и/или линейный… … Большой бухгалтерский словарь
ПРИЕМ НА РАБОТУ — процедура отбора из числа кандидатов и оформления принятого на работу. Обычным методом отбора служит ознакомление с заявлением, отзывами и другими документами кандидата и личная беседа. За организацию беседы отвечают отдел кадров и/или линейный… … Большой экономический словарь
ТИП СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ, ЛИНЕЙНО-ШТАБНОЙ — структура управления, представляющая собой иерархическую систему линейных руководителей, при каждой из которых имеется аппарат (штаб) управления, состоящий из отделов, специализирующихся по выполнению отдельных функций управления. Линейный… … Большой экономический словарь
Воронеж, губернский город Воронежской губернии — Город Воронеж Флаг Герб … Википедия
Воронеж (город) — Город Воронеж Флаг Герб … Википедия
Кафедра электрофизических установок МИФИ — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия