Что такое линейность руля
Как выбрать игровой руль (2019)
Гоночные игры давно и прочно заняли свое место в игровой индустрии: ежегодно выходят десятки новых игр – от примитивных аркад до автосимуляторов со сложной физикой и поведением автомобилей, близким к реальному.
Однако не так-то просто погрузиться в игру и ощутить себя за рулем реального автомобиля, управляя им с помощью клавиш или кейпада. Для киберспортсменов же наличие игрового руля становится просто необходимостью – полностью использовать ресурсы виртуального «болида» можно только с помощью качественного рулевого комплекта. Понятно, что требования киберспортсменов заметно отличаются от тех, которые предъявляют рядовые поклонники гоночных аркад. Поэтому выбор игровых рулей довольно велик – от небольших «игрушек» без педалей и с минимумом функций, до полноразмерных рулей с полноценной обратной связью и возможностью подключения разнообразных коробок передач.
От набора характеристик зависит и цена устройства, поэтому перед покупкой следует определиться: какими опциями обладают игровые рули, как они влияют на процесс игры и готовы ли вы платить за их наличие? Также сразу решите: нужен ли вам только руль, или комплект из руля, педалей и коробки передач?
Характеристики игровых рулей
Совместимые платформы – для игровых приставок поколение так же важно, как и сама платформа – поддержка рулем PS4 не гарантирует возможности его подключения к PS3, как и наоборот. Если вашей платформы нет в списке поддерживаемых, вполне вероятны проблемы при подключении.
Диаметр руля сильно влияет на «правдоподобность» ощущений при вождении.
Минимальный диаметр игровых рулей – 19-20 см, в реальности рулевые колеса такого размера бывают разве только на болидах Формулы 1 (которые, в сущности, совсем не рулевые колеса, а скорее сложные электронные манипуляторы).
Большие игровые рули имеют размер до 33 см в диаметре.
При этом самые маленькие реальные раллийные рули имеют диаметр 32-33 см, на большинстве серийных спорткаров руль имеет размер 34-37 см, а на обычных легковых автомобилях устанавливаются рулевые колеса диаметром 37-39 см. Таким образом, чем больше диаметр игрового руля, тем он «ближе к реальности».
Рули Формулы 1 достойны отдельного упоминания – они слишком сильно отличаются от обычных автомобильных рулей. Во-первых, они не предназначены для перехвата руками, поэтому давно уже имеют не круглую, а прямоугольную форму с анатомическими ручками по бокам; максимальный угол поворота руля реального болида составляет 240°. Размер руля болида весьма невелик – это, во-вторых. Ну и, в-третьих, практически все управляющие элементы болида (за исключением педалей) вынесены именно на руль, превращая его в помесь штурвала с калькулятором.
Если вы поклонник игр, посвященных исключительно F1, обратите внимание на эти особенности при выборе руля.
Гонки – достаточно динамичный вид игр, требующий быстрых движений с большим ускорением. Если руль при этом не будет жестко закреплен, он будет «прыгать по столу», мешая управлению.
Недорогие модели крепятся к столу при помощи одних только присосок, и надежным такое креплениеназвать никак нельзя.
Чего уж говорить о рулях вообще без крепления – такие подойдут только для спокойных игр.
Чтобы руль крепко стоял на месте при любых маневрах, выбирайте модели со струбциной. Как правило, она представляет собой скобу, упирающуюся в нижнюю поверхность столешницы и притягиваемую к рулю винтом. Особенно важно надежное крепление для больших рулей – чем больше диаметр рулевого колеса, тем большее усилие передается на его корпус при повороте руля и – особенно – при повороте до крайнего положения.
Угол поворота руля также важен для «правдоподобности» ощущений. Кроме того, малый угол поворота может ограничить управляемость вашего «автомобиля» в некоторых играх и на некоторых платформах.
Если же говорить о правдоподобности, то максимальный угол поворота в 180° (по 90° в обе стороны) даст реальные ощущения только в скоростных играх типа той же формулы 1 – на реальных болидах этой гонки руль редко поворачивается более чем на 90° от среднего положения.
В раллийных симуляторах желательно, чтобы руль мог поворачиваться как минимум до крайнего положения без перехвата – это примерно 240-270°.
Возможность перехвата руля пригодится в реалистичных симуляторах для прохождения крутых поворотов, в дрифт-симуляторах для движения в управляемом заносе, и для этого желательно, чтобы руль мог совершить более одного полного оборота в каждую сторону, т.е. угол поворота должен быть более 720°.
На реалистичность процесса управления машиной влияет также и комплектация игрового руля: наличие блока педалей, коробки передач и ручника. Самые простые рули вообще не имеют, ни педалей, ни возможности их подключения. У рулей посложнее количество педалей может отличаться. Некоторые топовые рули также не комплектуются педалями – их придется докупать отдельно.
Обратите внимание, что не все игровые рули с тремя педалями имеют рычаг коробки передач, и, чтобы задействовать сцепление (третью педаль), коробку передач придется покупать отдельно. С одной стороны, это заметно увеличивает цену комплекта, с другой стороны, дает возможности по его конфигурированию: в продаже имеются коробки передач самого различного вида: секвентальная, шестиступенчатая, восьмиступенчатая и т.д.
Впрочем, отсутствие КПП вовсе не означает, что передачи придется переключать на клавиатуре – в большинстве рулей для этого можно использовать подрулевые лепестки.
Ручник (ручной тормоз) в комплекте игрового руля встречается довольно редко. В то же время, некоторые трюки в дрифт-симуляторах возможны только при использовании ручника. Конечно, можно оставить эту функцию назначенной на какую-нибудь кнопку на клавиатуре или на самом руле, но, если вы хотите достигнуть полного реализма, ручник вам придется покупать отдельно.
Если вы планируете приобрести пока только руль, а педали и коробку передач докупить позже, то имейте в виду, что не всегда можно собрать комплект из элементов разных производителей. Обладателям PC об этом беспокоиться не надо – педали и коробка передач обычно могут быть подключены как отдельные устройства и так же использованы. А вот на многих приставках такой «фокус» не пройдет, и, к примеру, коробку передач Thrustmaster можно будет использовать только в связке с игровым рулем того же производителя.
Ну и, разумеется, ничто так не способствует погружению в игру, как наличие обратной связи (force feedback) и виброотдачи. Виброотдача вызывает вибрацию рулевого колеса, а обратная связь создает на руле определенное усилие, меняющееся в зависимости от условий езды.
У недорогих моделей обратная связь зачастую вообще отсутствует, а вибрация включается по любому поводу – в поворотах, при заносе, при выезде на обочину и т.д.
В моделях подороже частота и амплитуда колебаний виброотдачи может меняться в зависимости от текущего дорожного покрытия, а обратная связь сигнализирует о сцеплении колес машины с дорогой и вызывает рывки руля в момент наезда на препятствия и неровности.
Материал оплетки руля влияет на надежность и удобство хвата в любых условиях, на тактильные ощущения.
Пластиковые рули без оплетки – дешевый, но наименее практичный вариант. Самые дешевые рули вообще не имеют оплетки – это наихудший вариант. Ощущения от «голого» пластика некомфортные и, стоит ладоням вспотеть, руль начнет проскальзывать.
Резина – наиболее распространенный материал оплетки, отличающийся оптимальными эксплуатационным характеристиками – она приятна на ощупь и не скользит в руке. Из недостатков можно отметить низкую износостойкость, вследствие чего при активной эксплуатации резиновые вставки довольно быстро теряют внешний вид.
Кожа и замша (алькантара) – удел топовых моделей. Эти материалы обладают великолепными эксплуатационными характеристиками, но довольно дороги и на моделях среднего класса их не встретишь.
По типу подключения рули могут быть проводными, подключаемыми по интерфейсу USB и беспроводными. Впрочем, рули чаще всего устанавливаются стационарно, особого смысла в беспроводном подключении для них нет, поэтому большого распространения беспроводные рули не получили и в продаже их почти нет.
Варианты выбора игровых рулей
Бюджетные игровые рули сегодня доступны практически каждому и предоставляют игроку неплохой набор опций – пара педалей и виброотдача встречаются сегодня даже в самых недорогих моделях.
Если уровня реализма, предоставляемого вам рулями начального уровня, недостаточно, выбирайте среди более «продвинутых» гаджетов с большим углом поворота.
Ручная коробка передач добавит реализма в вашу игру
Чтобы полностью ощутить себя за рулем гоночного болида, выбирайте среди рулей с обратной связью и большим углом поворота.
Максимум достоверности, «реальные» размеры и материалы, передаваемые на руль ощущения от каждого виртуального камушка под колесом вашего игрового болида – это все игровые рули топового уровня.
Что такое линейность руля
Данный гайд был написан еще к F1 2012 и редактировался с выходом новых частей, к сожалению в игре мало что менялось в отношении рулей, что делает этот гайд универсальным для серии. У меня руль Logitech G27. Но принципы я думаю, будут применимы ко многим другим рулям. Прежде чем настраивать управление, нужно понять, собственно, с чем имеем дело, что и зачем настраиваем. Подход к настройкам, применяемый в серьезных симуляторах, тут не применим в силу разных принципов управления. Информативность обратной связи в F1 2014 довольно низкая. Это скорее эффекты, чем честная обратная связь. По этому при настройке, информативностью можно в некоторой степени пренебречь, в пользу комфортной чувствительности руля и физических ощущений от ФФБ.
Есть негативный момент, который придется устранять (по желанию) именно с помощью настроек, касается он мягкого центра:
Руль в центральной зоне, при движении по прямой очень легкий, и тяжелеет только при отклонениях +\- 5-7 градусов. Это не очень приятно, и не реалистично. Этот эффект проявляется тем больше, чем больше угол поворота руля.
Итак, наша задача настроить руль так, что бы управление не вызывало отторжения, и не прививало вредных навыков. Другими словами, что бы мы крутили руль примерно на те же углы, что и в симуляторах. С такой же линейностью, и с похожими усилиями. По возможности постараемся избавиться от пустоты в центре, и добавить веса машине в поворотах.
Если не хотите самостоятельно заниматься настройками, то просто воспользуйтесь одним из нескольких предложенных мною, разных вариантов настроек приведенных ниже, в пункте 5.
За что отвечают эти параметры, знают все, я же опишу, что и как они делают конкретно в этой игре.
Overall Effects Strength – общая сила обратной связи.
Выставлять от 100 до 150.
Понятно, что изменяя этот параметр, мы можем повысить или понизить силу ФФБ, но нам важно другое. Этот параметр прямо влияет на центрирование. При значении 100, в движении по прямой, руль будет иметь мягкий, и легкий центр. Многим это не понравится. Увеличивая параметр, можно добиться «сжимания» этой зоны. При значении 150, руль четко и жестко фиксируется в центре (в движении по прямой). Недостатком такой настройки является именно жесткость – стук при прохождении нейтрального положения руля.
Enable Centering Spring in Force Feedback Games
Centering Spring Strength
Этот параметр включает центрирующий момент. Он не зависит ни от чего происходящего в игре, а просто стремится вернуть руль в нейтральное положение, словно пружина. Обычно это нужно в играх, в которых нет программной поддержки ФФБ, что бы ездить словно с обычным (не ФФБ) рулем. Но нам он может помочь.
Как уже сказано выше, в F1 2014 в околонейтральном положении руля, в движении по прямой практически нет центрирующего момента. Руль пустой и легкий. Это многим не нравится.
Легкие значения Centering Spring Strength 5-10, практически не создают эффекта пружины, не мешают обратной связи, но чуть чуть улучшают четкость центра. Это тем сильнее заметно, чем выше параметр общей силы ФФБ Overall Effects Strength.
При высоких его значениях, когда сам Overall Effects Strength дает хорошее, но жесткое центрирование, Centering Spring Strength имеет смысл поднять даже до 20. Это сгладит жесткость центра, и сделает его более упругим. При движении работы пружины будет почти не заметно, а если остановить машину и отпустить руль в повернутом положении (что бывает нечасто, так как практической пользы не имеет), то он будет еле еле шевелится в сторону центра. Что бы компенсировать этот момент, стоит добавить дампинга. В общем, его использование – это компромисс между несколькими параметрами.
Report Combined Pedals
Этот параметр комбинирует две оси педалей газа и тормоза в одну. Требуется только в старых играх, в которых нет раздельного назначения. Должен быть выключен.
Degress of Rotation
Угол поворота руля. Ставить максимальный. Регулировать в игре параметром «Чувствительсть»
Allow Game to Adjust Settings
Разрешить игре менять настройки. Да, разрешить.
Подбирая значение каждого параметра, посмотрите, что оно дает, и какой диапазон лучше использовать.
Сначала определите значение «Overall Effects Strength», в зависимости от того, хотите иметь жесткий центр, или мягкий. Если выбрали жесткий, то включив «Enable Centering Spring in Force Feedback Games», параметром «Centering Spring Strength» смягчите жесткость. Чем выше общая сила, тем выше значение пружины.
Затем добавьте демпфирования параметром Damper Effect Strength по вкусу. Это слегка компенсирует пружину на стоящей машине.
Еще один вариант получить хороший, упругий центр, заключается в том, что бы выставить Centering Spring Strength на большое значение. Руль становится совершенно другим. Кому-то наверняка понравится такой вариант. Эффекты не пропадают полностью, вполне можно ездить.
Ниже я приведу несколько готовых, сбалансированных настроек, дающих «разный» руль.
С настройкой угла поворота руля в драйвере (когда не 900, а конкретное значение, например 270, или 360) все проще, и меньше нюансов.
Для себя я выбрал такие настройки:
ПАРАМЕТРЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (в игре)
В игре можно изменить настройки ФФБ в конфигурационном файле.
Мод Real Feel FFB [forum.simracing.su]
сделанный еще для F1 2012 предлагает ряд уже готовых настроек.
Замените файл C:\Program Files (x86)\Steam\steamapps\common\f12014\forcefeedback\effectsetup.xml
на один из предложенных, и ФФБ в игре изменится.
Как мне кажется, наезды на поребрики становятся более выразительными, появляется легкое ощущение качения, эффекты при переключении передач, вибрация (правда не всегда и слабо) при сносе передней оси.
Настройка рулей Logitech G25/G27
Правильная настройка руля – одно из главных условий того, что во время игры вы получите именно те ощущения, которые задумывались разработчиками.
Последние в свою очередь всегда стараются максимально приблизить их к реальным, естественно с учетом тех ограничений, которые накладывает на гоночные симуляторы современные игровые контроллеры.
Для описанного нами способа настройки рулей необходимо установить утилиту Logitech Profiler, которая входит в состав пакета Logitech Gaming Software. Загрузить этот пакет можно по этой ссылке – на странице выберите модель вашего руля, а затем справа нажмите на ссылку “Загрузка программного обеспечения”.
После установки программы, в области уведомлений (которая расположена рядом с часами справа снизу) появится иконка, кликнув на которую два раза, вы увидите следующее окно:
Утилита Logitech Profiler позволяет создавать отдельные профили с настройками, которые автоматически включаются при запуске того или иного гоночного симулятора.
Если вам есть что добавить – милости просим в комментарии, все полезные замечания и дополнения будут включены в эту статью.
Настройка руля G25/G27 в симуляторе iRacing
Для начала создадим для игры отдельный профиль в Logitech Profiler:
Рекомендуемая сила функции обратной связи или параметр Strength в секции Force Feedback: 20.
Настройка руля G25/G27 в симуляторе Assetto Corsa
Для начала создадим для игры отдельный профиль в Logitech Profiler:
На вкладке Main настраиваются оси руля и педалей. Наведите на область напротив Steering и нажмите на кнопку Clear, затем покрутите руль, ось руля будет назначена. Ползунком degrees of rotation устанавливаем угол вращения руля – для рулей G25/G27 он должен быть равен 900 градусов.
Аналогично назначаются оси педалей. Ползунками range задается диапазон работы и мертвые зоны. В случае, если педали работают неправильно, нужно включить инвертирование, для этого включите чекбокс напротив нужной оси.
На вкладке Shifters настраивается переключение передач. Для секвентального режима переключения назначаются конки на GearshiftUp и Gearshift Down. Для селективного режима переключения последовательно назначаются кнопки коробки передач. Для того чтобы использовать именно селективный режим нужно включить опцию Use Shifter.
На вкладке Secondary назначаются кнопки дополнительных функций – управление взглядом влево/вправо, кнопка стартера, управление балансом тормозов, включение фар, сигнал, ручной тормоз, жесты.
На крайней вкладке Advanced настраиваются параметры функций обратной связи и линейности.
В разделе Pedal Settings с помощью кривой Brake Gamma регулируется линейность нажатия на педаль тормоза. Чем прямее будет линия, тем линейнее будет реакция на нажатие на педаль тормоза.
Настройка руля G25/G27 в симуляторе rFactor 2
Для начала создадим для игры отдельный профиль в Logitech Profiler:
Настройка руля G25/G27 в симуляторе Live For Speed
Для начала создадим для игры отдельный профиль в Logitech Profiler:
Осталось настроить кнопки переключения передач для последовательного способа (или для коробок передач секвентального типа – кому как привычнее) во вкладке Buttons 1.
Настройка руля G25/G27 в симуляторе netKar PRO
Для начала создадим для игры отдельный профиль в Logitech Profiler:
В отличии от многих других симуляторов в netKar PRO настройка параметров функции обратной связи производится в гараже, во вкладке View.
Дополнение: в версии netKar PRO 1.3 Beta для автомобилей KS Vintage и 500 Abarth CS появилась возможность использовать ручной тормоз, который по умолчанию назначен на клавишу Insert и который можно назначить на любую кнопку на руле или рычаге переключения передач с помощью Logitech Profiler.
Настройка руля G25/G27 в симуляторе Richard Burns Rally
Для начала создадим для игры отдельный профиль в Logitech Profiler:
Настройки для руля – секция Steering, показаны на скриншоты слева, настройки для педалей газа и тормоза – секции Throttle и Footbrake, показаны на скриншоте слева.
Включение и отключение систем электронной помощи настраивается в секции Options –> Gears
Примечание: чтобы синхронизировать вращение игрового руля и виртуального на экране, откройте расположенный в папке игры файл “misc.rbz” с помощью программы архиватора (WinRAR или 7zip) и в файле “LM_Driver.ini” для угла вращения руля 540гр измените значение параметра “Max Steeringwheel degrees” на “270” (без кавычек), т.е. нужно указать в 2 раза меньше чем реальный угол вращения игрового руля.
Настройка руля G25/G27 в симуляторе NASCAR Racing 2003 Season
Для начала создадим для игры отдельный профиль в Logitech Profiler:
Помимо вышеприведенных настроек, рекомендуется установить чувствительность оси педали тормоза в районе от 5 до 20%. Как это сделать вы узнаете в этой статье.
Настройка руля G25/G27 в симуляторе rFactor
Для начала создадим для игры отдельный профиль в Logitech Profiler:
Теперь запускаем симулятор и настраиваем руль:
Если при использовании угла поворота руля, отличного от 200 градусов, вы захотите синхронизировать поворот вашего руля и виртуального на экране, то с помощью Блокнота откройте файл “C:Program FilesrFactorИмя_Вашего_ПрофиляUserDataControls.ini” и измените значение параметра Steering Wheel Range=»200″ на требуемую величину.
Вполне возможно, что вам может не понравится качество функции обратной отдачи, реализованной в симулятора по-умолчанию. В этом случае вы можете попробовать изменить ее с помощью одного из приведенных ниже способов:
Настройка руля G25/G27 в симуляторе Grand Prix Legends
Если вы устанавливали Grand Prix Legends без помощи программы GPL Installer, то прежде всего с помощью программы Блокнот откройте файл Core.ini, который расположен в инсталляционной папке игры, и проверьте наличие, а при отсутствии добавьте следующие строки:
Далее установим настройки руля непосредственно в игре:
Дополнение: если вы хотите, чтобы поворот вашего руля соответствовал повороту руля виртуального, то в настройках профиля игры установите угол поворота, равный 350 градусам.
Помимо этого, если вы часто блокируете колеса при одновременном торможении и понижении передач с перегазовкой (техника Heel&Toe), то можно снизить чувствительность педали тормоза до 20%. Как это сделать, описано в статье «Применение утилиты Logitech Profiler».
Настройка руля G25/G27 в симуляторе GT Legends
Для начала создадим для игры отдельный профиль в Logitech Profiler: