Что такое линейная структура управления

Линейная организационная структура управления предприятием

Одна самых элементарных и логичных форм, придуманных человеком для управления организацией — это, несомненно, линейная организационная структура. Максимально просто ее можно описать, представив в виде иерархической пирамиды: во главе (на вершине) находится обладающий всей полнотой власти верховный менеджер, ему подчиняются руководители более низкого уровня, им — свои собственные подчиненные, и так до самого «основания», фундамента «пирамиды». Сегодня линейная организационная структура применяется редко, особенно на крупных, высокотехнологичных и развивающихся предприятиях. Тем не менее, знать принципы ее организации может быть полезно для понимания более сложных управленческих структур.

Понятие линейной организационной структуры и ее схема

Линейная организационная структура — простейшая форма организации управления иерархического типа, характеризующаяся тем, что во главе каждого звена или подразделения (филиала, отдела, цеха) стоит единоличный руководитель, наделенный всем объемом полномочий и власти.

Самый простой пример организационной структуры управления линейного вида, это начальник (директор) и несколько напрямую подчиненных ему работников.

Конечно, чем крупнее организация, тем иерархических уровней управления будет больше. Директор будет уже отдавать распоряжения заместителям, те — начальникам отделов и цехов, и так далее.

Распоряжения в этом случае передаются сверху вниз, последовательно, по цепочке, от уровня к уровню. Формируется то, что называется иерархией.

Другие названия линейного типа организационной структуры: бюрократическая, пирамидальная, административная.

В англоязычной литературе линейная организационная структура называется «Line organizational structure».

Схема линейной организационной структуры показана ниже:

Как видно из схемы, в линейной организационной структуре присутствуют исключительно вертикальные связи (вертикаль власти). Горизонтальных просто нет.

В теории графов такая структура называется «дерево» (англ. «Tree»).

Обратите внимание, что функциональные подразделения отсутствуют. Данная структура формируется без выделения отдельных ключевых функций (например, таких как производство, снабжение, маркетинг, сбыт, финансовое планирование, транспортировка, и пр.).

Особенности и принципы линейной организационной структуры предприятия

Важная особенность линейной организационной структуры управления в том, что при ней любой работник (подчиненный) имеет над собой одного и только одного непосредственного начальника (менеджера, руководителя, управляющего).

В результате, распоряжения и отчеты о выполнении передаются между работником и менеджером по одному каналу (обратите внимание, что здесь имеется ввиду именно управленческая связь, коммуникационные каналы между подчиненным и руководителем могут быть разнообразны: устные распоряжения, электронная почта, письменные приказы, и т. д.).

Таким образом, каждый руководитель осуществляет весь спектр управленческих функций в отношении подчиненного ему звена: анализирует ситуацию, принимает необходимые решения, планирует и организует работу, контролирует ход ее выполнения и вносит необходимые коррективы.

Основные принципы линейной организационной структуры:

Упрощая, можно вывести следующую основу линейной организационной структуры: у каждого работника есть только один начальник. Но у каждого руководителя (начальника) может быть несколько подчиненных (их количество ограничено нормами управляемости; потому чем больше предприятие, тем больше уровней управления).

Как уже говорилось, фундамент линейной организационной структуры составляет принцип единоначалия: каждый сотрудник выполняет приказы и распоряжения единственного руководителя. Важно, что при этом руководитель более высокого ранга не имеет права приказывать подчиненным менеджера более низкого уровня, то есть, «через голову» их непосредственного босса.

Чтобы лучше запомнить и понять это, вспомните известную формулу из уроков истории, посвященных феодализму западноевропейских государств: «вассал моего вассала — не мой вассал». Она довольно точно описывает линейную организационную структуру управлению.

Область применения линейного типа организационной структуры

Линейная структура управления — одна из самых простых. Руководство многими небольшими коммерческими и некоммерческими организациями осуществляется на основе нее.

Реализации линейной организационной структуры управления благоприятствуют следующие факторы:

Примером предприятия с линейной организационной структурой может послужить небольшой розничный магазин или маленький завод по производству варенья из ягод закупаемых у местного населения.

Тем не менее, в чистом виде, как таковая, линейная организационная структура в наши дни используется все реже и реже. Она может быть эффективна только на небольших предприятиях с минимальной специализацией и простой технологией.

Гораздо большее и широкое распространение получила линейно-функциональная организационная структура.

Достоинства и недостатки линейной организационной структуры

Как и любая другая организационная структура управления, линейная имеет как плюсы, так и минусы. Она логичная и четкая, экономичная и простая. Но одновременно и недостаточно гибкая, медленно реагирующая на любые изменения ситуации.

Преимущества линейной организационной структуры:

Недостатки линейной организационной структуры:

Подведем итоги. Линейная организационная структура — одна из древнейших и простейших систем управления, вытесняемая в настоящее время более эффективными организационными структурами.

© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

Источник

Что такое линейная структура управления

5.2. Линейная структура управления

Линейная структура управления образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы:

Что такое линейная структура управления. Смотреть фото Что такое линейная структура управления. Смотреть картинку Что такое линейная структура управления. Картинка про Что такое линейная структура управления. Фото Что такое линейная структура управления

Линейная структура управления

Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками,сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Сам, руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня. Линейная структура управления является простейшей. В линейной структуре разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и др. При таком построении в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия: одно лицо сосредотачивает в своих руках управление всей совокупностью операций, подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя.

Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя. Структура используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

Преимущества линейной структуры управления:

— единство и четкость распорядительства;

— согласованность действий исполнителей;

— четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным;

— быстрота реакции в ответ на прямые указания;

— получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами;

— личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки линейной структуры заключаются в следующем:

— высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными, что ограничивает возможности руководителя по эффективному управлению;

— перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими;

— тенденции к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений;

— отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих кадров;

— сложные коммуникации между исполнителями;

— низкий уровень специализации руководителей;

— концентрация власти в управляющей верхушке;

— ярко выраженный авторитарный стиль руководства.

Разновидностью линейной структуры управления является линейно-штабная структура, включающая в себя специально созданные при линейных руководителях подразделения, которые не обладают правом принятия решений и руководства каким-либо нижестоящим подразделением.

Что такое линейная структура управления. Смотреть фото Что такое линейная структура управления. Смотреть картинку Что такое линейная структура управления. Картинка про Что такое линейная структура управления. Фото Что такое линейная структура управления

Линейно-штабная структура управления

Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Штабная структура включает штабных специалистов при высших менеджерах. К штабным подразделениям относят службу контроллинга отделы координации и анализа, группу сетевого планирования, социологическую, юридическую службы. Часто менеджеры штабных подразделений наделяются правами функционального руководства. К ним относят планово-экономический отдел, бухгалтерию, отдел маркетинга, отдел управления персоналом.

Достоинства линейно-штабной структуры состоят в следующем:

— более глубокая и осмысленная подготовка управленческих решений;

— освобождение линейных менеджеров от чрезмерной загрузки;

— возможность привлечения специалистов и экспертов в определенных областях;

— улучшение горизонтальной координации;

— баланс функционального и линейного руководства.

Недостатки линейно-штабной структуры состоят в следующем:

— недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение не участвует в его реализации;

— тенденция к чрезмерной централизации;

— сохранение высоких требований к высшему руководству, принимающему решения;

— увеличение штатов за счет штатных структур;

— опасность конфликтов линейных и функциональных структур;

— сложность вертикальных коммуникаций;

— нечеткость процедур принятия решений.

Выходные данные учебника:

Источник

Линейная структура управления

Что такое линейная структура управления. Смотреть фото Что такое линейная структура управления. Смотреть картинку Что такое линейная структура управления. Картинка про Что такое линейная структура управления. Фото Что такое линейная структура управления

Линейная структура управления это самая простая организационная структур и самая первая из всех появившихся. Ее появление это жизненная необходимость, а не процесс развития науки управления. Как и отмечалось в основной части лекции об организационных структурах управления, простейшие структуры появились тогда, когда нужно было поддерживать жизнь племени.

Таким образом, исторически линейная структура появилась задолго до появления первых упоминаний о правилах управления. А вот просуществовала она очень и очень долго. Мало того даже сегодня линейная структура управления используется и в чистом виде (крайне редко, если руководитель исполняет роль бухгалтера), и в качестве составного элемента (чаще всего) более сложных структур, такой как линейно-функциональная.

Как же можно определить, что такое линейная структура? Для начала мы должны понять, что линейная структура целиком и полностью строиться на принципе иерархии. Только жесткое подчинение и никаких дополнительных процессов. Именно поэтому линейную структуру иногда еще называют иерархической структурой управления.

В линейной структуре управляющее воздействие на объект управления принадлежит одному лицу. Это руководитель, который управляет вверенным ему объектом, спрашивает с подчиненных за работу и сам отвечает за данное направление. Все операции руководитель выполняет самостоятельно. Руководитель получает всю информацию по своему объекту, от вышестоящего уровня управления (если он есть), и передает информацию подчиненному также только он один. И так каждый руководитель в линейной структуре на любом уровне управления. Самих этих уровней управления в линейной структуре обычно немного два или три.
Приведем схематически линейную структуру управления.

Что такое линейная структура управления. Смотреть фото Что такое линейная структура управления. Смотреть картинку Что такое линейная структура управления. Картинка про Что такое линейная структура управления. Фото Что такое линейная структура управленияКак видно из схемы, структура содержит два управленческих уровня, это уровень высшего РУКОВОДИТЕЛЯ и уровень ЛИНЕЙНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, третий уровень пирамиды это исполнители. Каждая позиция в структуры выполняет свой круг работ и за это круг работ несет ответственность. Однако чем выше уровень, тем большее количество знаний должен иметь сотрудник и далее руководитель. Получаем, что исполнитель выполняет свою работу, а линейный руководитель свою, а кроме того должен прекрасно знать, как работают его подчиненные, и что они должны делать. А высший руководитель кроме своей работы и того что происходит ниже по уровням, еще и должен вести дела организации во внешнем окружении. Все это усложняет процесс работы высшего руководителя и указывает на определенные недостатки данной структуры. Перечислим преимущества и недостатки линейной структуры.

Преимущества и недостатки линейной структуры управления

Что такое линейная структура управления. Смотреть фото Что такое линейная структура управления. Смотреть картинку Что такое линейная структура управления. Картинка про Что такое линейная структура управления. Фото Что такое линейная структура управленияПодведем общий итог. Главное преимущество линейной структуры управления это простота и быстрота протекания команд, как сверху вниз, так и снизу вверх (отчетов о результатах работы). В линейной структуре все очень четко работает, когда система отлажена.

Самый же существенный недостаток это практически невозможное приспособление к изменениям, как только появится серьезное изменение, имеющаяся структура начнет давать сбои. Кроме того чем крупнее организация тем больше всего нужно делать высшему руководителю, а он может оказаться и некомпетентным в некоторых вопросах. Таким образом, линейную структуру в чистом виде можно использовать только в очень маленьких организациях с численностью работников до 15-20 человек.

Примером реальной линейной структуры может служить структура небольшого частного магазинчик, в котором работают несколько человек.
Что такое линейная структура управления. Смотреть фото Что такое линейная структура управления. Смотреть картинку Что такое линейная структура управления. Картинка про Что такое линейная структура управления. Фото Что такое линейная структура управленияЛинейная структура может быть усовершенствована, если добавить в нее штабных специалистов и получится линейно-штабная структура.

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Что такое линейная структура управления. Смотреть фото Что такое линейная структура управления. Смотреть картинку Что такое линейная структура управления. Картинка про Что такое линейная структура управления. Фото Что такое линейная структура управления

Структура управления организацией

Основные элементы организационной структуры

Структура управления организацией представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

Элементами структуры управления организацией являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Кроме того, связи могут носить линейный и функциональный характер.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми.

Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления.

Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или её структурных подразделений.

Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

Степень (уровень) управления — это совокупность управленческих звеньев соответствующего иерархического уровня управления с определённой последовательностью их подчиненности снизу вверх — отношения подчинения (властные отношения внутри организации), верхний и нижний уровень. При трёх и более уровнях средний слой состоит из нескольких уровней.

Типы организационных структур

Существует два основных типа организационных структур:

Механический тип структуры управления

Механический тип структуры управления основан на чётком разделении труда и соответствии ответственности работников предоставленным полномочиям. Эти структуры называются иерархическими или бюрократическими.

Наиболее распространенные разновидности иерархической структуры — линейная и линейно-функциональная организация управления. Они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся задачи и функции.

Звенья управления составляют организационно отдельные структурные подразделения (отделы, службы, группы). Каждое звено выполняет определённые задачи, согласно требованиям функционального разделения труда: менеджмент, маркетинг, организация, контроль и мотивация.

Механический тип структуры управления характеризуется:

Недостатки механической структуры:

Линейная структура

Линейная структура — это иерархическая система руководителей различных уровней, каждый из которых осуществляет единоличное управление всеми подчинёнными ему ниже стоящими руководителями, а любой ниже стоящий руководитель имеет только одного непосредственного начальника.

Что такое линейная структура управления. Смотреть фото Что такое линейная структура управления. Смотреть картинку Что такое линейная структура управления. Картинка про Что такое линейная структура управления. Фото Что такое линейная структура управленияЛинейная структура управления

Преимущества линейной структуры:

Недостатки линейной структуры:

В основном линейной структуре присущи недостатки из-за единоличного принятия решений.

Линейно-штабная структура

Линейно-штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), не обладающие правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего функций стратегического планирования и анализа.

Что такое линейная структура управления. Смотреть фото Что такое линейная структура управления. Смотреть картинку Что такое линейная структура управления. Картинка про Что такое линейная структура управления. Фото Что такое линейная структура управленияЛинейно-штабная структура управления

Преимущества линейно-штабной структуры:

Недостатки линейно-штабной структуры:

Линейно-функциональная структура

При линейно-функциональной структуре функциональные службы получают полномочия управления службами нижнего уровня, которые выполняют соответствующие специальные функции. Однако, делегируются не линейные, а функциональные полномочия. Пример линейно-функциональной структуры:

Что такое линейная структура управления. Смотреть фото Что такое линейная структура управления. Смотреть картинку Что такое линейная структура управления. Картинка про Что такое линейная структура управления. Фото Что такое линейная структура управленияЛинейно-функциональная структура

В линейно-функциональной структуре управления линейные руководители обладают линейными полномочиями, а функциональные – функциональными по отношению к нижестоящим линейным руководителям и линейными – по отношению к своим подчиненным.

Что такое линейная структура управления. Смотреть фото Что такое линейная структура управления. Смотреть картинку Что такое линейная структура управления. Картинка про Что такое линейная структура управления. Фото Что такое линейная структура управленияЛинейно-функциональная структура управления

Функциональная структура

При функциональной структуре возникает процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет чётко определенное, конкретное задание и обязанности. Организация делится на блоки, например: производство, маркетинг, финансы и т.п.

Что такое линейная структура управления. Смотреть фото Что такое линейная структура управления. Смотреть картинку Что такое линейная структура управления. Картинка про Что такое линейная структура управления. Фото Что такое линейная структура управленияФункциональная структура управления

Дивизионная структура

Увеличение размеров предприятий, диверсификация их деятельности приводит к возникновению дивизионных структур управления, которые начали предоставлять определённую самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя руководству корпорации стратегию развития, научно-исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику.

Что такое линейная структура управления. Смотреть фото Что такое линейная структура управления. Смотреть картинку Что такое линейная структура управления. Картинка про Что такое линейная структура управления. Фото Что такое линейная структура управленияДивизионная структура управления

При дивизионной структуре возможна специализация:

Преимущества дивизионной структуры:

Недостатки дивизионной структуры:

В отделениях сохраняется линейная или линейно-функциональная структура со всеми достоинствами и недостатками.

Органический тип структуры управления

К органическому типу структуры управления относится такая структура управления, которая характеризуется личной ответственностью каждого работника за общий результат. Здесь не существует необходимости в детальном разделении труда по видам работ и формируются такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы. Основное свойство этих структур — это способность относительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в границах крупных организаций, отраслей и регионов. Как правило, они формируются на временной основе, то есть на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.

Органический тип в отличие от иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления, для которой характерно:

Наиболее распространенными структурами органического типа являются проектная, матричная, программно-целевая, бригадная форма организации труда.

Проектная структура

Проектная структура формируется при разработке проектов, то есть любых процессов целенаправленных изменений в системе (например, модернизация производства, освоение новых продуктов и технологий, строительство объектов и др.). Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей. При проектной структуре управления деятельность организации рассматривается как совокупность исполняющихся проектов.

Что такое линейная структура управления. Смотреть фото Что такое линейная структура управления. Смотреть картинку Что такое линейная структура управления. Картинка про Что такое линейная структура управления. Фото Что такое линейная структура управленияПроектная структура управления

Преимущества проектной структуры:

Недостатки проектной структуры:

Матричная структура

Матричная структура — структура, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей:

Преимущества матричной структуры:

Недостатки матричной структуры:

Факторы формирования организационных структур

Наличие тесной связи структуры управления с ключевыми понятиями управления — целями, функциями, персоналом и полномочиями свидетельствует о её значительном влиянии на все стороны работы организации. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют большое внимание принципам и методам формирования, выбору типов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия целям и задачам организации.

Многогранность содержания структур управления определяет разнообразие принципов их формирования. Прежде всего структура должна отражать цели и задачи организации и адаптироваться к возникающим изменениям. Она должна отражать функциональное разделение труда и объём полномочий работников управления, которые определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, а и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентирами общества.

Структура управления должна соответствовать социально-культурной среде и при её построении необходимо учитывать условия, в которых она будет функционировать.

Необходимо придерживаться реализации принципа соответствия между функциями и полномочиями с одной стороны и квалификацией и уровнем культуры — с другой.

Методы выбора типа организационной структуры

Основные факторы, влияющие на выбор и проектирование организационных структур:

Методы проектирования организационных структур:

Анализ и оценка структуры управления в организации могут быть осуществлены по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений.

Требования к организационной структуре:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *