Что такое лига в музыке как ее играть
Muz-Book.ru
Урок 5. Лига и легато в игре на фортепиано. Упражнение на перебор нот
Вспомните одно из предыдущих упражнений: сыграйте правой рукой созвучие из двух нот вместе, а затем две ноты по очереди: сначала верхнюю, затем нижнюю, словно переводя тяжесть руки с 4-го пальца на 2-й. То же самое повторите левой — созвучие из двух нот вместе, а затем две ноты, по очереди переводя тяжесть руки со 2-го пальца на 4-й; в нотах такое «связывание» двух звуков отмечается лигой:
Способ связанной игры — легато (legato). Ноты, не объединенные лигой, надо играть не связно (non legato).
Сыграв второй звук, плавно поднимите руку. Так и следует исполнять это упражнение: мягко, спокойным движением руки, добиваясь певучего звучания инструмента.
В следующем упражнении вам следует связать последовательно три ноты 2, 3, 4 и 4, 3, 2 пальцами, плавно подымая руку на паузах:
Здесь тяжесть руки плавно переходит с одного пальца на другой, а при третьем звуке рука плавно поднимается, словно «унося» за собой пальцы (см. рис. 3).
Вспомним, что ранее были сыграны пьесы, в которых звуки извлекались не связно — non legato. Следующая пьеса содержит небольшие последовательности в правой руке связных звуков — legato. Внимание: левая рука сопровождает мелодию все время non legato.
В следующей пьесе задача несколько усложнена: правая рука играет последовательность из связных нот всеми пятью пальцами. Встречается легато и в левой руке. Обратите также внимание на лигу между одинаковыми по высоте нотами в левой руке: это продление звучания первой ноты.
Общее правило: если лига связывает две одинаковые по высоте ноты (расположенные непосредственно одна за другой), играть следует только первую, выдержав ее звучание столько времени, сколько составляет длительность обеих нот.
Итак, исполняем пьесу с использованием легато.
Лига (музыка)
Ли́га в современной музыкальной нотации — дугообразная тонкая линия с небольшим утолщением к середине, объединяющая две или более ноты.
Содержание
Функциональное назначение
По своему функциональному назначению лиги подразделяются на следующие типы:
Начертание
В некоторых случаях вместо сплошной лиги применяется пунктирная. Это указывает либо на её факультативность, либо на условность применения.
См также
Примечания
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные
Полезное
Смотреть что такое «Лига (музыка)» в других словарях:
Музыка Израиля — Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия
Кельтская музыка — Направление: Народная музыка Поджанры: Ирландская музыка Шотландская музыка Музыка острова Мэн Корнуоллская музыка Бретонская музыка Уэльская музыка Музыка Галисии, Астурии и Кантабрии … Википедия
Дегенеративная музыка — Реконструированная выставка «Дегенеративная музыка» (1938) Дегенеративная музыка (нем. Entartete Musik) во в … Википедия
Премьер-лига КВН 2005 — Премьер лига 2005 Сезон 3 й Место проведения Концертный зал «Академический», Москва Название сезона Роза ветров Количество команд 25 Количество игр 10 … Википедия
Третья лига ПФЛ 1994 — Первый розыгрыш Третьей лиги первенства России по футболу состоялся в 1994 году. Содержание 1 Команды 2 Таблицы 2.1 1 зона 2.2 2 зона … Википедия
Фразировочная лига — в современной музыкальной нотации лига, объединяющая ноты разной высоты и применяющаяся для указания на связную манеру их исполнения (легато). Кроме того, фразировочная лига указывают начало и окончание музыкальной фразы. Современная… … Википедия
Покемон: Лига Индиго — Страна Япония ТВ канал TV Tokyo … Википедия
Список серий сезона «Покемон: Лига Индиго» — Покемон: Лига Индиго Страна Япония ТВ канал … Википедия
Австралийская музыка — А. м. складывалась во взаимодействии двух совершенно различных муз. культур коренных жителей континента и колонистов (гл. обр. англичан), заселявших Австралию с конца 18 в.и принёсших с собой европ. муз. культуру нар. и профессиональную.… … Музыкальная энциклопедия
Израильская музыка — Израильская муз. культура складывается на основе нац. муз. культур палестинских евреев и арабов, а также муз. традиций (нар. песни и танцы, сопровождающиеся музыкой обычаи и обряды), принесённых евреями, переселившимися в Израиль из… … Музыкальная энциклопедия
Знаки, увеличивающие длительность нот и пауз
В более ранних выпусках мы рассматривали основные длительности нот и пауз. Но в музыке такое многообразие ритмов, что порой этих основных средств передачи не достаточно. Сегодня мы разберем несколько способов, которые помогают записать звуки и паузы нестандартной величины.
Для начала повторим все главные длительности: существуют ноты и паузы целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и другие, более мелкие. На расположенной ниже картинке можно увидеть, как они выглядят.
Далее, для нашего с вами удобства давайте также договоримся на условные обозначения длительностей в секундах. Вы уже знаете, что реальная длительность ноты или паузы – это всегда относительная величина, непостоянная. Она зависит от того, в каком темпе бьется пульс в музыкальном произведении. Но чисто в учебных целях предлагаем вам все-таки условиться, что четвертная нота – это 1 секунда, половинная – 2 секунды, целая – 4 секунды, а то, что меньше четверти – восьмые и шестнадцатые будут, соответственно, представляться нам как половина (0,5) и 1/4 часть секунды (0,25).
Как точки могут увеличить длительность ноты?
ТОЧКА – точка, которая стоит рядом с нотой, с правой стороны увеличивает длительность ровно наполовину, то есть в полтора раза.
Обратимся к примерам. Четвертная нота с точкой – это сумма времени самой четверти и еще ноты, которая в два раза короче, чем четверть, то есть восьмой. И что же получается? Если четверть у нас, как мы договорились, длится 1 секунду, а восьмая – полсекунды, то четверть с точкой: 1 с + 0,5 с = 1,5 с – полторы секунды. Нетрудно сосчитать, что половинная с точкой – это сама половинная плюс четвертная длительность («половина от половинной»): 2 с + 1 с = 3 с. С остальными длительностями поэкспериментируйте самостоятельно.
Как видите, увеличение длительности здесь реальное, поэтому точка – это очень эффективное и очень важное средство и знак.
ДВЕ ТОЧКИ – если мы видим рядом с нотой не одну, а целых две точки, то действие их будет следующее. Одна точка удлиняет наполовину, а вторая точка – еще на четверть («на половину половины»). Итого: нота с двумя точками увеличивается в своей длительности сразу на 75%, то есть на три четверти.
Пример. Целая нота с двумя точками: сама целая нота (4 с), одна точка к ней изображает присоединение половинной (2 с) и вторая точка говорит о присоединении еще и четвертной длительности (1 с). Всего получилось 7 секунд звучания, то есть целых 7 четвертей в эту длительность поместились. Или другой пример: половинная тоже с двумя точками: сама половинная плюс четвертная, плюс восьмая (2+1+0,5) вместе длятся 3,5 секунд, то есть почти как целая нота.
Конечно, логично предположить, что на равных условиях в музыке можно применять и три, и четыре точки. Это действительно так, пропорции каждой новой прибавляемой части при этом будут выдержаны в геометрической прогрессии (вдвое меньше по сравнению с предыдущей частью). Но на практике тройные точки встретить почти нереально, поэтому если хотите, с их математикой можете потренироваться, но забивать голову ими совсем необязательно.
Что такое фермата?
ФЕРМАТА – это особый знак, который ставится над или под нотой (можно и над паузой). Он представляет собой выгнутую в полукруг дугу (концы как у подковы смотрят вниз), внутри этого полукруга – жирная точка.
Значение ферматы может быть различным. Возможны два варианта:
Возможно, вас после прочитанного мучает вопрос: зачем нужна фермата, если есть точка и в чем между ними разница? Дело в том, что точки всегда расходуют основное время в такте (то есть занимают время, которое мы просчитываем на РАЗ-И, ДВА-И и т.д.), а вот ферматы – нет. Ферматы всегда выдерживаются за счет дополнительного, «бонусного времени». Поэтому, например, в четырехдольном такте (счет ударов пульса до четырех) фермата на целой ноте будет просчитываться до шести: 1и, 2и, 3и, 4и, 5и,6и.
Плюсующая лига
Предвижу ваши вопросы такого плана: зачем нужны лиги, если можно просто написать сразу укрупненную длительность? Например, две четвертных соединены лигой, почему бы не написать вместо них одну половинную ноту?
Отвечаю. Лига применяется в тех случаях, когда «общую» ноту написать как раз таки не получается. Когда это бывает? Допустим, что длинная нота появляется на границе двух тактов, и целиком она никак в первый такт не помещается. Что делать? В таких случаях ноту просто дробят (делят на две части): одна часть остается в одном такте, а вторая часть, продолжение ноты помещается в начало следующего такта. А потом то, что разделили, сшивают с помощью лиги, и ритмический рисунок тогда не нарушается. Так что без лиги порой никак нельзя обойтись.
Давайте подытожим. Итак, мы рассмотрели четыре знака, увеличивающих длительности нот. Это точки, двойные точки, ферматы и лиги. Сведем информацию об их действии в общую таблицу:
ЗНАК | ДЕЙСТВИЕ ЗНАКА |
ТОЧКА | удлиняет ноту или паузу наполовину |
ДВЕ ТОЧКИ | увеличивают длительность на 75% |
ФЕРМАТА | произвольное увеличение длительности |
ЛИГА | соединяет длительности, заменяет знак «плюс» |
В следующих выпусках мы продолжим говорить о музыкальном ритме, узнаем о триолях, квартолях и других необычных длительностях, а также основательно разберем понятия такта, метра и размера. До новых встреч!
Дорогие друзья, свои вопросы вы можете оставлять в комментариях к данной статье. Если представленный материал вам понравился, расскажите о нем в социальных сетях, в этом вам помогут специальные кнопки, которые вы увидите ниже. Спасибо за внимание!
Лига в музыке
Часто нота не соответсвует по длительности одной доли, иногда нота может прибавлять или увеличиваться по длительности на половину. Это и есть физический смысл точки. Нота удленяется ровно в полтора раза. Приведем примеры:
Вследствие этого в наш счет вводится дополнительная составляющая «и». То есть счет остается тот же но между цифр появляется «и». Приведем пример.
Здесь мы играем первую ноту на раз, играем вторую ноту на два. Поскольку она с точкой то она будет равна четвертой+восьмая и должна длиться одну долю и «и». Далее потом сразу же играется вторая нота с точкой и так завершается.
Важно- возвращаемся к нашему отстукиванию ритма ногой. Нашему новому звуку «и» будет соответствовать поднятие ноги вверх на максимальную точку. Для этого рассмотрим простой пример:
шестнадцатые аналогичны восьмым. Просто играть нужно ещё быстрее. За место одной чевертой делать четыре удара мидиатором.
Вот в принципе и всё, в практическом разделе можно будет потренироваться более детально (глубже).
Связное исполнение мелодий (Легато)
Ноты, объединенные лигой, надо играть связно, не отрывая руки от клавиши. Связное исполнение называется LEGATO (ЛЕГАТО).
Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев. Вместе с тем кисть руки не должна быть неподвижной, окаменелой. Полезно учиться этому навыку на упражнениях:
Послушайте
Послушайте
Маленький совет для исполнения legato. Как бы немного увеличивайте длительность нот. Еще звучит предыдущая нота (по-крайней мере, заканчивает звучать), а Вы уже нажимаете следующую ноту.
Продолжаем работу над звуком, соблюдая все динамические оттенки (громче-тише). Представьте, как «коровушка» идет домой, сытая, усталая, ноги заплетаются. шутка, конечно, но все равно мелодию исполняйте связно (legato). Напоминаю, что при ключе стоит си-бемоль, других знаков не наблюдается. Следим за осанкой и за аппликатурой.
Неполный такт в начале пьесы называется затактом. Желающие могут подробнее просмотреть этот материал в разделе «Теория музыки». Затакт вместе с последним тактом пьесы составляет полный такт (то есть в последнем такте до указанного при ключе размера не хватает именно столько длительностей, сколько находится в первом такте). Посмотрите внимательно на следующий музыкальный пример, и Вы увидите. Долго его не разглядывайте (чего на него любоваться!), а давайте разучим. Как обычно, обращаю Ваше внимание на ключевой знак (фа-диез). Ну, а про аппликатуру я на этот раз промолчу, надеюсь, что Вы это и так запомнили (да-да, за аппликатурой надо следить).
Послушаем
Пора понемногу начинать играть одновременно двумя руками. Если возникнут трудности (а это в общем-то бывает, и ничего страшного в этом нет), сыграйте сначала раздельно правой и левой рукой, а потом пробуйте соединять. Упражнение совсем легкое, должно получиться. Только просьба не забывать играть legato, соблюдать динимические оттенки.
Послушать
Возьму на себя смелость утверждать, что ни один начинающий музыкант не прошел мимо этой польки. Легкая приятная пьеска. Легко усваивается на слух. Рекомендую не просто разучить, а и пропеть названиями нот. Следите за левой рукой. Конечно, поначалу непривычно: все-таки приходится исполнять (вести) основную мелодию. Сначала послушайте. Правая рука выделяет слабую долю такта, поэтому прошу не переусердствовать.