Что такое лежневый лес
Что такое лес
Лес — это очень важная часть биосферы, а также один из основных типов растительности, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых и других растений — мхов, лишайников. Лес также включает животных и микроорганизмы, которые биологически взаимосвязаны в своем развитии и влияют друг на друга и на внешнюю среду. Леса произрастают на всех континентах, кроме Антарктиды.
Лесная среда
Лес — устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ. В лесу создается свой микроклимат, формируется так называемая лесная среда. Например, зимой температура в лесу может быть на 3—5 градусов выше, чем на открытой местности, а в жару влажность воздуха всегда больше. Кроме того, лес способен поддерживать себя. Так, старые деревья заменяются более молодыми, а между всеми компонентами лесной среды образуются устойчивые взаимосвязи. Например, птицы и млекопитающие едят желуди дуба или орешки кедра и одновременно разносят их на большие расстояния от взрослых деревьев.
Ярусы леса
Лес состоит из нескольких этажей, или ярусов. Первый ярус, или полог, — это кроны самых высоких деревьев. Ярус, образованный кустарниками и низкорослыми деревьями, называется подлеском. За ним идут травяной ярус и приземный ярус, образованный мхами. Самым населенным из ярусов является лесная подстилка. На 1 м 2 там обитает несколько миллионов живых организмов — от бактерий до мышей. Под ней расположен еще один ярус — подземный.
Типы лесов
Хвойные леса раскинулись в холодных районах Северной Америки и Евразии. Они состоят из елей, пихт, сосен — вечнозеленых деревьев, семена которых вызревают в шишках.
В лесах умеренного пояса растут в основном лиственные деревья — береза, дуб, липа, ясень и др. Каждую осень они сбрасывают листву, чтобы не терять влагу, ведь вода испаряется именно через листья.
Смешанные леса — леса, в которых растут как лиственные, так и хвойные деревья. Они встречаются в Центральной и Западной Европе, на востоке Азии, в Северной Америке.
Влажный тропический лес — это лес в экваториальных, субэкваториальных и тропических районах с влажным климатом. Такие леса характеризуются большим разнообразием флоры и фауны.
Значение леса
Роль лесов неоценима. Они улучшают климат, предотвращают паводки и горные потоки, смывы почвы и образование оврагов, пылевые бури. Кроме того, они закрепляют подвижные пески и способствуют накапливанию почвенной влаги на полях. Своей листвой и хвоей леса перерабатывают углекислоту в необходимый для жизни на нашей планете кислород. А еще они являются домом для многих живых организмов.
Вблизи городов и промышленных центров леса играют роль мощных фильтров, очищая воздух от вредных примесей. Лес является самым чистым местом для отдыха людей. Именно там создана необходимая среда для произрастания грибов, ягод, орехов и лекарственных растений. Животные, птицы и насекомые находят в лесу и кров, и пищу. Леса имеют и большое эстетическое значение: их красота и живописность вдохновляют поэтов и художников.
Лесная фауна
Все обитатели леса составляют единый природный комплекс, в котором каждый компонент занимает свое место и выполняет свою функцию. В лесах обитает около половины всех видов животных нашей планеты. Леса предоставляют им ряд экологических ниш: лесные почвы, подлесок, стволы деревьев, верхний ярус. Многие животные привязаны к определенным вертикальным ярусам и видам деревьев.
Лесные пожары
Огонь разрушает среду обитания растений и животных и подвергает животных опасности. Во время лесного пожара уничтожаются не только деревья, но и главная часть почвы — подстилка, состоящая из слоя сухих листьев, травы, веточек вместе с живущими там мелкими животными и микроорганизмами. Чтобы накопить 10 см этого слоя, требуется 1000 лет.
Услуги строительства лежневых дорог
Строительство лежневых дорог на болотах один из этапов подготовки к лесозаготовительным работам. Все услуги предоставляем по выгодным ценам. Дорога лежневого типа – это поперечный бревенчатый настил, расположенный на продольных бревнах (лежнях) для возможности проезда тяжелой техники по болотистой местности или водонасыщенному грунту.
Наши услуги
Выполняем следующие типы работ:
Заказать строительство лежневой дороги
Просто свяжитесь с нами, позвоним или написав на почту!
Назначение лежневых дорог
Это временный тип сооружения, который располагается в заболоченной местности или в районах, где имеются небольшие речки. После зимы дорога в таких местах становится труднопроходимой, и бревенчатое полотно обеспечивает возможность проезда техники. Обычно лежни устанавливаются для доступа к участкам, на которых выполняется укладка трубопроводов, идет вырубка леса под дорогу, лесозаготовка или устанавливаются столбы для ЛЭП.
Заказать временную лежневую дорогу гораздо выгоднее, чем заниматься строительством полноценного дорожного полотна. Плюс, часто после завершения основных работ сооружение разбирается, поэтому нет необходимости в создании основательной дороги.
Наши преимущества
Стоимость устройства лежневой дороги с настилом из бревен зависит от удаленности объекта, особенностей будущей конструкции и других параметров. Уточнить подробности Вы можете у наших консультантов по телефону.
Лежневой
Смотреть что такое «Лежневой» в других словарях:
лежневой — ЛЕЖЕНЬ, жня, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
лежневой — прил., кол во синонимов: 3 • водоправый (5) • водопрямый (5) • лежневый (1) … Словарь синонимов
лежневой — лежневой, лежневая, лежневое, лежневые, лежневого, лежневой, лежневого, лежневых, лежневому, лежневой, лежневому, лежневым, лежневой, лежневую, лежневое, лежневые, лежневого, лежневую, лежневое, лежневых, лежневым, лежневой, лежневою, лежневым,… … Формы слов
лежневой — лежнев ой … Русский орфографический словарь
рамно-лежневой — рамно лежневой … Орфографический словарь-справочник
ЛЕЖА — пищи не добудешь. И лежа не без греха. Лег свернулся, встал встряхнулся. Лежа кнута не добудешь, ·т.е. без вины. Лежа легче. Встань, беда, не ляг, замешался дурак! Больному закон не лежит. Я вылежал, пролежал неделю, долежал до Покрова. Товар… … Толковый словарь Даля
Лежневка — лежнёвка ж. разг. Лежневая [лежневой 3.] дорога. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ЛЕЖЕНЬ — ЛЕЖЕНЬ, жня, муж. 1. Поперечный, лежачий брус в различных сооружениях (спец.). 2. То же, что лежебока (обл.). | прил. лежневой, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ГОРИЗОНТ — муж. окраина земной поверхности, вкруг наблюдателя, где примыкает небо; небосклон, кругозор, небозём, небоскат, закат неба; глазоём, зреймо; завесь, завесь, закрой касп. озор, овидь архан. оглядь орл. черта, отделяющая видимую нами часть неба и… … Толковый словарь Даля
лежневый — прил., кол во синонимов: 1 • лежневой (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Современные технологии при устройстве лежневых дорог для обустройства нефтяных и газовых месторождений
Современные технологии при устройстве лежневых дорог для обустройства нефтяных и газовых месторождений
Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень
Аннотация: В данной статье рассматривается возможность применения альтернативных материалов при строительстве временных дорог для обустройства нефтяных и газовых месторождений. В ней рассмотрен ряд сложностей при устройстве традиционных лежневых дорог. Для упрощения устройства временных дорог предложено применение мобильных дорожных покрытий (МДП). Описаны качественные характеристики МДП, рассмотрены конструктивные решения дорожных покрытий с применением данного материала. Раскрыты основные преимущества дорожных покрытий с применением МДП над лежневыми дорогами. Также выполнено технико-экономическое обоснование преимущества применения МДП вместо лежневого настила. В результате сделан вывод о том, что применение мобильного дорожного покрытия для устройства временных дорог при обустройстве нефтяных и газовых месторождений является выгодной и эффективной альтернативой лежневым дорогам.
Ключевые слова: лежневые дороги, мобильные дорожные покрытия (МДП), болота I и II типов, технологические потоки, технико-экономическое обоснование, точка окупаемости
Проезжая часть лежневой дороги (лежневки) построена из бревен в виде полос, уложенных по ширине хода автомобиля или трактора и скрепленных поперечинами. Срок службы лежневых дорог составляет от 4 до 20 лет.
Лежневые дороги выполняются с основанием из бревен и с основанием из хворостяной выстилки, предоставленных на рис.1 и рис.2.
Рис. 1. – Лежневая дорога с основанием из бревен
Рис. 2. – Лежневая дорога с основанием из хворостяной выстилки.
В соответствии с проектом производства работ, монтаж лежневых дорог производится в следующей последовательности:
-укладка и уплотнение хворостяной выстилки;
-укладка и скрепление продольных лаг;
-укладка и скрепление поперечного настила;
-укладка и скрепление колесо отбойных брусьев;
-укладка слоя минерального дренирующего слоя.
Перед производством работ по устройству лежневых дорог выполняются подготовительные работы грунтового основания, включающие в себя восстановление и закрепление оси дороги на местности в плане и профиле; разбивка и закрепление полосы отвода и карьеров; удаление мелколесья, кустарника, пней и крупных камней; разбивка земляного полотна; устройство водоотводных сооружений, необходимых для осушения строительной полосы[4, 5, 6].
В настоящее время для упрощения и ускорения устройства временных дорог, лежневой настил заменяется на мобильные дорожные покрытия (в дальнейшем МДП). На рис. 3 представлена конструкция МДП с габаритными размерами.
Рис.3. – Конструкция мобильного дорожного покрытия с габаритными размерами
МДП – это плиты, изготовленные из полимерных композиционных материалов (стекловолокна), соединенные в дорожное полотно специальными замковыми соединениями и предназначенные для многократного использования. МДП позволяют быстро возвести временные дороги и строительные площадки на участках со сложными геологическими условиями.
Данная конструкция дорог применяется для обеспечения возможности проездов на объекты в условиях бездорожья, в том числе на болотах 1 и 2 типов [7, 8, 9];эксплуатация в качестве постоянного покрытия на дорогах и проездах с низкой интенсивностью движения;устройство технологических проездов и площадок при строительно-монтажных работах на трубопроводах; строительства переездов через различные коммуникации. Повышение скорости движения технологических потоков зависит от темпа монтажно-транспортных работ[3].
Для выявления преимуществ использования в качестве дорожного настила МДП над лежневой дорогой выполнена сравнительная таблица по основным показателям, приведенным на сайте производителя (таблица №1).
Сравнительная таблица основных показателей исследуемых дорожных покрытий
Давление на грунт 12 м2 настила
Масса покрытия площадью 12 м2
Степень подготовки грунтового основания
Как видно из таблицы 1, покрытие из МДП имеет преимущества скорости монтажа в 4 раза, в давлении на грунт и массе покрытия в 1,5 раза.
Высокая скорость возведения данного вида временной дороги достигается совокупностью факторов собственного веса и простоты скрепления конструкций. Так как собственный вес конструкции МДП составляет 627 килограмм, для монтажа требуется подъемный механизм грузоподъемностью одна тонна и два монтажника для строповкирастроповки плит МДП и скрепления МДП в единое полотно. Таким образом, монтаж временных дорог с применением МДП сводится к двум последовательным работам [5, 6]:
-укладка плит МДП на поверхность;
-закрепление плит МДП в единое дорожное полотно.
Для технико-экономического обоснования преимущества применения МДП вместо лежневого настила в ходе написания статьи выполнены следующие локальные сметные расчеты для города Тюмени:
Локальный сметный расчет на строительство 1 км дорог с применением покрытий из МДП; Локальный сметный расчет на строительство 1 км дорог с лежневым покрытием; Локальный сметный расчет на демонтажные работы 1 км дорог с применением покрытий из МДП; Локальный сметный расчет на демонтажные работы 1 км дорог с лежневым покрытием;
В силу того, что лимитированный объем статьи не позволяет вставить сметы объемом более 25 страниц, выполнена сводная таблица результатов локальных сметных расчетов, представленная в таблице 2. При составлении локальных сметных расчетов рассматривались конструкции дорожных покрытий, показанных на рис.4, рис.5, при этом для дорожного покрытия с применением МДП рассматривался случай с отсутствием выравнивающего песчаного слоя.
Рис. 4. – Конструкция лежневого покрытия, принятая при составлении локальных сметных расчетов
Рис. 5. – Конструкция покрытия МДП, принятая при составлении локальных сметных расчетов
В качестве транспортного средства на перевозку груза принят МАЗ с повышенным объемом, грузоподъемностью 25 тонн, вмещаемый объем составляет 68-82 м3.
для покрытия МДП: (1)
где F – масса перевозимого груза; n – количество панелей;m – масса одной панели, тн;
2) для лежневого покрытия: (2)
где с – плотность древесины, тн/м3; V – объем перевозимой древесины, м3;
Расходы на строительство исследуемых дорожных покрытий
Покрытие с применением МДП
Стоимость единицы материала
Монтаж конструкций дорожного покрытия
Демонтаж конструкций дорожного покрытия
Транспортные расходы на 200 км
Определим общую стоимость строительства дорог с применением МДП и лежневого покрытия по формуле (3):
(3)
где n – количество материала; qмат – стоимость единицы материала, тыс. руб; qмонтаж – затраты на строительные работы, тыс. руб; qтр – транспортные расходы, тыс. руб./ тонна·км; F – вес транспортируемого груза, тн;
Таким образом, стоимость работ по строительству временных дорог с покрытием из МПД и лежневым покрытием составляет 75912,353 тыс. руб. и 8306,648 тыс. руб. соответственно.
Для определения точки окупаемости составлен график стоимости демонтажных/монтажных работ[10] при применении покрытий из МДП и традиционного лежневого покрытия, представленный на рис.6. При составлении графиков учитывается повторное использование ранее закупленных материалов МДП.
В соответствии с предоставленным графиком при многократном использовании конструкций МДП, окупаемость плит достигается на девятыйраз применения, при этом экономия использования покрытия МДП по сравнению с лежневым покрытием составляет 94 721,802 тыс. руб.
В результате проведенного анализа, выявлен ряд преимуществ временных дорог с применением покрытия МДП в сравнении с лежневым покрытием, такие как:
-простота и скорость монтажа конструкций покрытия, так как для монтажа требуется подъемный механизм грузоподъемностью одна тонна и двух монтажников для строповки-растроповки плит МДП и скрепления МДП в единое полотно;
-масса покрытия, вследствие чего уменьшение давления на грунт от собственного веса покрытия;
-возможность повторного применения покрытия МДП после демонтажа конструкций, таким образом, компании, занимающиеся геологоразведовательным бурением и устранением внештатных ситуаций, затратят меньше денежных средств [11] после девятого применения МДП в сравнении с лежневым покрытием.
Исходя из вышеперечисленного, временные дороги с покрытием МДП являются выгодной альтернативой в сравнении с традиционными лежневыми дорогами с основанием из бревен.
Технология строительства лесовозных дорог
«Via est vita» – рассуждали патриции, колеся в обнимку с соблазнительными гетерами по древним булыжникам Рима. И оспаривать, что дорога – это жизнь, наверное, вряд ли кто осмелится. Особенно если это дорога лесная. Да, для лесников строительство лесовозных дорог, веток и усов сегодня является жизненной необходимостью. И если крупные производители еще в состоянии наскрести необходимые средства на их сооружение, то для малого бизнеса и сельхозпредприятий освоение удаленных делянок становится проблематичным.
Нужна дорога, но дешевая. Выход один – строить лежневую дорогу. Сравнительно небольшая интенсивность движения позволяет использовать для ее сооружения местные материалы – древесину и наиболее подходящие по своим механическим свойствам грунты. Лесовозная дорога лежневого типа не новость для лесников. Она такая же древняя, как и сама лесозаготовка. И сейчас лежневки строят, их эксплуатируют, но их же и проклинают. О том, как добиться взаимности от этой капризной дамы, сделать ее надежной, долговечной, работающей не только зимой, но и летом, пойдет наша беседа.
Несколько слов о применяемой для строительства древесине. Противники ее использования, не отрицая достаточно высоких характеристик сооружаемого полотна, исключительно из ценовых соображений предпочтение отдают дорожным одеждам из щебня и других материалов. Такой подход справедлив, но в том случае, когда древесина добывается где-либо в другом месте и может быть использована иным способом. Древостой, вырубаемый в процессе сооружения лесовозной дороги, как, собственно, и примыкающий к ней лесной массив, до ввода дороги в эксплуатацию не может быть использован иначе, чем в качестве дорожного строительного материала. То есть, проще говоря, он не имеет потребительской стоимости. И потому лес на дорожные работы должен отпускаться бесплатно. А его цена в этом случае будет состоять исключительно из затрат на валку и раскряжевку. Таким образом, по сравнению с добычей и доставкой щебня (более 1000 руб./кбм!) используемый для строительства лесовозной дороги древостой является самым дешевым строительным материалом.
Строительство лесовозных дорог на слабых грунтах
Трасса лесовозных дорог и веток прокладывается с учетом рельефа местности, избегая наиболее болотистых мест. Тем не менее, их протяженность может достигать 30–40 %; глинистые участки, нуждающиеся в укреплении, как правило, также колеблются в пределах 30–40 % протяженности. Кроме того, для преодоления небольших речек и ручьев потребуется сооружение временных мостов. И в целом лесовозные трассы обычно относятся к III категории местности (заболоченность больше 20 %).
Технология строительства лесовозных дорог на торфяной почве
Наибольший строительный интерес, безусловно, привлекает сооружение лежневок на болотах. В соответствии с дорожно-строительной классификацией (СНиП II-Д.5-62 и II-Д.6-62) болота бывают трех типов: I – сплошь заполненные плотным торфом устойчивой консистенции; II – заполненные торфом и другими болотными грунтами неустойчивой консистенции; III – заполненные жидким торфом и водой с плавающей жидкой коркой (сплавиной).
В недалеком прошлом наши дедушки хорошо знали, как при необходимости построить такую дорогу. Этот опыт обобщен ведущими учеными, и в трудах Гипролестранса, АГТУ, СевНИИПа для каждого из перечисленных типов болот рекомендуется своя конструкция дорожной одежды. Поперечный разрез лесовозной дороги для болот I и II типов показан на рис. 1.
Рис. 1. Конструкция лежневки для болот I и II типа
Для переувлажненных почв, в поймах рек и ручьев с изобилием проточной ключевой воды лежневки возводятся по типу «колодцев» (рис. 2). Причем технология их сооружения отличается тем, что первоначально строится обычная лежневка, показанная на рис. 1. Затем она «вдавливается» во влагонасыщенный грунт трелевочником, нагруженным подвижным составом и поверх нее прокладывается следующая. Таким же способом, удалив ножом бульдозера покрытие из местного водопроницаемого грунта, выполняется и ремонт дороги. Для укрепления глинистых, труднопроходимых даже после незначительного дождика участков применяется покрытие, аналогичное лежневке для болот I и II типов (рис. 1). Только вместо сплошного поперечного наката из баланса (3) на расстоянии 1–1,5 м укладываются такие же шпалы. Сравнительно сухие участки трассы с достаточной влагопроницаемостью грунта обустраиваются отсыпкой полотна дороги на прослойку из порубочных остатков. Ее толщина, с учетом уплотнения в 3–4 раза, должна составлять 15–20 см.
Рис. 2. Лежневка для переувлажненных почв
Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, существенные конструктивные особенности лежневых дорог. Все лежневки сооружаются на сланях (2) – продольных лежках из хлыстов. Служат они исключительно для крепления поперечного наката бревен (3). Прочность конструкции обеспечивается проволочной увязкой сланей, поперечных бревен и продольных хлыстов, уложенных поверх бревен по краям дороги, в одно целое. Особо важным на этом этапе строительства является обязательность углубления слани для полного прилегания поперечного наката к грунту. Этим достигается равномерное распределение нагрузки от подвижного состава по ширине дороги. Небрежное выполнение этой операции неизбежно приведет к поломке поперечного провисающего бревна. Особенно это характерно для зимнего периода, когда слань опирается на замерзший грунт, и двухопорный поперечный настил не выдерживает нагрузки колеса. А весной, когда особенно важно успеть вывезти заготовленный лес с зимней делянки, нагруженный МАЗ попадает в вытаявшую, фактически заранее подготовленную строителями ловушку.
Следующим не менее важным элементом лежневой дороги являются колесопроводы (4). Это название произошло, очевидно, от чисто внешнего восприятия их функционального назначения. Однако главным для колесопроводов является опять же равномерное распределение нагрузки. Но теперь уже вдоль дороги. Поэтому важным при их сооружении является монолитность. Колесопроводы сооружаются из хлыстов. Для достижения монолитности соединение одного хлыста с другим не обязательно должно быть физическим. То есть комлевые части сочленяющихся хлыстов достаточно расположить встык как можно ближе друг к другу. Но параллельные хлысты на этом участке сочленения должны быть непрерывными. К ним комлевые части стыкующихся хлыстов плотно прикручиваются двумя скрученными между собой проволоками. Таким образом достигается монолитность колесопровода в целом. Необходимость распределения нагрузки вдоль полотна дороги особенно важна на болотистых почвах. При движении подвижного состава торфяная подушка прогибается, и, если колесопровод не является монолитным, в месте его разрыва образуется выступ. Здесь и происходит разрушение дорожного полотна. А вот сооружение лежневых дорог без колесопроводов – увы, зачастую строят и так, – вообще недопустимо!
Рис. 3. Конструкция дороги через топкое болото
Верхний грунтовый слой дорожной одежды (5) с рекомендованной толщиной в 20–30 см также служит для равномерного распределения нагрузки на площадь настила, защищает колесопроводы от преждевременного разрушения, позволяет лесовозным машинам более свободно маневрировать. Но основное его назначение – создание для используемой древесины условий переувлажненного состояния. В этой среде дерево не гниет и становится мореным. При идеальном уходе такая лежневка может быть вечной! В реальных условиях наши дедушки без капитальных затрат эксплуатировали такие дороги по 12–15 лет. А это срок очередного освоения делянки при добровольно-выборочной рубке. Так что даже для лесовозных усов такую дорогу рекомендуется строить с грунтовым покрытием.
Но особый интерес представляет сооружение лесовозной дороги на болотах III типа, с плавающей сплавиной. Практически таких дорог не делают – страшно. А если и случается вывозить лес через топкое болото, то только зимой. Летом лежневки прокладывают вкруговую. Однако опыт использования таких оттаявших зимников – в исключительных случаях, конечно, – предполагает возможность их успешной эксплуатации и летом. Конструкция такой дороги показана на рис. 3. Дорожная одежда аналогична лесовозной ветке, сооружаемой на болотах I и II типов. Отличие состоит в несколько иной конструкции сланей. Для болот III типа слань состоит из двух параллельно лежащих и увязанных между собой хлыстов. Стыки последующего с предыдущим должны приходиться примерно на середину параллельного хлыста и выполняться: вершинные – внахлест, с жесткой увязкой проволокой; комлевые – соединением «ласточкин хвост». В результате получаются гибкие монохорды, поддерживающие дорожный настил из пачек бревен и баланса в равновесном положении при динамических нагрузках от движущихся транспортных средств. По сути, конструкция такой дороги адекватна понтонному мосту, где функцию выталкивающей силы выполняет объем вытесненной воды. С той разницей, что сконструированный таким образом «понтон» является дырявым. Вода, просачиваясь через сплавину, постепенно заполняет чашу прогиба; подъемная сила снижается, и дорога вместе с движущимся транспортом начинает погружаться.
И в заключение: думается, наступит и такое время, когда мы, разъезжая по нашим лежневым дорогам, тоже будем радоваться жизни.
Михаил ГУЛЯЕВ
Архангельская областная отраслевая газета «Лесные новости»
При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!
1 торфяная подушка; 2 слань; 3 поперечный накат из бревен и баланса; 4 колесопровод; 5 покрытие из местных грунтов.