Что такое летопись в истории
Летопись — что это такое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Об этом старинном жанре (что это?) русской историографии приходилось слышать каждому.
В начальной школе ученикам объясняют, что слово «летопись» происходит от старославянского «лето», то есть «год».
Получается, летопись – это описание годовых событий? Давайте узнаем, так ли это.
Летопись — это.
Летопись – это жанр древнерусской литературы, который представляет собой развёрнутое изложение исторических событий в хронологической (погодовой) последовательности.
На Западе подобные письменные свидетельства о событиях истории назывались хрониками или анналами.
Летописанием занимались монахи, так как монастырские школы были единственными центрами письменной культуры в Древней Руси. Наиболее мощный пласт дошедших до нас летописных документов датируется 14-17 веками.
Однако известны и более ранние источники, к которым относится первая киевская летопись «Повесть временных лет» (11-12 века).
События последней восходят к временам сотворения мира, исчисляют начало русской государственности от 862 года и завершаются 1117 годом.
Если сформулировать, что такое летопись, кратко, то можно дать следующее определение:
это исторический документ, сборник письменных свидетельств о государственно значимых событиях каждого года.
При первой встрече с термином на вопрос «Что такое летопись?» в 4 классе допустимо ответить:
«Письменный рассказ об исторических событиях прошлого».
Самые древние летописные списки
В зависимости от того, в каком монастыре составлялась летопись, кем она была обнаружена, какие стилистические отличия от первоисточника имеет, летописания делятся на списки, редакции и изводы.
Наиболее известными среди источников, дошедших до наших дней, считается Лаврентьевская летопись. Она датируется 1377 годом и приписывается монаху Лаврентию.
Более двух столетий этот ценнейший документ хранился в Рождественском монастыре г.Владимира, затем перешёл в частную коллекцию русских древностей, откуда был выкуплен графом Мусиным-Пушкиным.
В историографических очерках Лаврентьевскую летопись иногда называют Пушкинской, но к великому русскому поэту А.С.Пушкину это прямого отношения не имеет).
Мусин-Пушкин передал рукопись в дар императору Александру I, который отправил её на хранение в Публичную библиотеку (ныне – Российскую национальную библиотеку). Там она находится и сегодня.
У документа имеется 6 списков, самый известный из которых — Ипатьевская летопись. Она получила своё название благодаря тому, что была обнаружена в Ипатьевом монастыре под Костромой.
В 1809 году историк Н.М.Карамзин нашёл рукопись в Библиотеке Академии Наук. Документ хранится там доныне. Графологи распознали в тексте документа пять различных почерков, принадлежавших разным переписчикам, так что единого мнения о происхождении списка нет.
Помимо Ипатьевской летописи, официально существуют следующие списки Лаврентьевской летописи:
Первоисточником летописи монаха Лаврентия было киевское летописание, но записи об исторических событиях создавались и в других городах.
Свои летописи велись в Новгороде, Пскове, Чернигове. Позже были обнаружены белорусские, молдавские, казацкие, Сибирские и Башкирские летописи.
Жанровые особенности летописей
Летопись отличается от других жанров древнерусской литературы несколькими стилистическими и содержательными особенностями:
Установка на достоверность предполагала отсутствие вымысла, но не лишала летописца права на собственную трактовку того или иного события.
Правила монашеской жизни исключали институт авторства.
Писательство считалось делом богоданным: тот, чьей рукой водил Бог, должен был остаться в тени. Скромность и смирение не позволяли летописцу присваивать произведение себе, поэтому указания имён переписчиков встречаются в текстах (что это?) рукописей редко.
Христианская картина мира предполагала безусловную веру в то, что происходящие события продиктованы волей Божьей, что они являются частью Замысла, начало которого явлено в событиях Ветхого и Нового Завета.
В изложении летописцев годы неурожаев и болезней соотносятся с нашествием саранчи и другими библейскими испытаниями, посланными народам, прогневавшим Господа.
Несмотря на стремление к объективности, авторы летописей наделяли свои произведения чертами собственного мировоззрения (что это?).
Одним князьям они симпатизировали, других награждали нелестными характеристиками. Всё «своё» оценивалось положительно, «чужое» — как правило, отрицательно. Многие летописцы расходятся в оценках одного и того же события, особенно это характерно для описания недавнего прошлого или настоящего (по отношению к пишущим) времени.
Заключение
Стоит хотя бы однажды почитать русскую летопись, чтобы понять, что это за документ.
Любопытно познакомиться с особой летописной интонацией, проникнуться размеренным и величавым духом сменяющих друг друга столетий, вчитаться в события смутного прошлого, из которых складывались судьбы страны, полюбоваться простотой и прозорливостью родного языка, находящего верное имя каждому явлению и лицу.
Летопись – это слепок истории государства в том виде, какой хотели бы видеть её хранители национальной культуры (что это?). Здесь много поводов для размышлений над русской душой и характером народа.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Не думаю, что через летопись можно почерпнуть достоверную историческую информацию. Ведь события переданы через субъективное восприятие автора.
Можно уверенно сказать, что новостные порталы — тоже летопись, только современного образца))
ЛЕТОПИСИ
Переяславское летописание возникло в 1-й четверти XII века в городе Переяславль (Русский), первоначально как епископский летописец (до 1175 года), на смену которому пришёл княжеский летописец, ведшийся как минимум до 1228 года.
В Ростово-Суздальской земле летописные записи прослеживаются с середины XII века, систематические летописные записи в Северо-Восточной Руси стали вестись с конца 1150-х годов во Владимире. В 1177 году при Успенском соборе составлен первый владимирский летописный свод. В последующих великокняжеских сводах (1193, 1212 и 1228 годы) местные известия также сочетались со сведениями из летописных сводов Переяславля (Русского). К памятникам владимирского летописания XIII века относится Радзивилловская летопись, сохранившаяся в 2 списках XV века. (Радзивилловский список проиллюстрирован более чем 600 миниатюрами). В XIII-XV веках постоянная летописная работа велась и в Ростове, фрагменты ростовского летописания сохранились в составе общерусских сводов XV-XVI веков.
Важнейшей Летописью 1-й трети XVII века стал Новый летописец, охватывающий период с конца царствования Ивана IV Васильевича Грозного до 1630 года. Вероятно, он составлен в окружении патриарха Филарета и основывался на многочисленных и разнообразных источниках, включая официальные грамоты и документы периода Смутного времени, различные Летописи и др. Он оказал значительное влияние на последующее развитие русского летописания, позднее созданы его многочисленные продолжения и переработки.
Между 1652 и 1658 годами в московском Чудовом монастыре создан патриарший летописный свод 1652 года, основой которого послужили значительно сокращённые тексты Воскресенской и Никоновской летописей, а также источник, близкий к Новому летописцу; составителями введён в летописный текст ряд повестей и сказаний. Продолжением работы летописцев Чудова монастыря стал патриарший летописный свод 1670-х годов, а затем патриарший летописный свод 1680-х годов (между 1680 и 1688 годами; известен в 2 редакциях 1690-х годов). Свод 1680-х годов стал одним из важнейших летописных памятников XVII века, созданных накануне отмирания общерусского летописания; для его составителя характерно стремление на широком историческом материале обосновать концепцию «избранности» Русского государства и его самодержцев среди всех народов и государств мира. Автор свода отразил патриотическую, «государственную,» точку зрения на отечественную историю.
В XV-XVI веках получили широкое распространение краткие летописцы, составлявшиеся в монастырях: Кирилло-Белозерском, Иосифо-Волоколамском, Троице-Сергиевом, Соловецком, Спасо-Ярославском. Развивалось провинц. летописание в Вологде, Великом Устюге и некоторых других городах. Значительным своеобразием отличаются летописи белорусско-литовские, созданные на территории Великого княжества Литовского в XIV-XVI веках и посвящённые его истории. В начале XVI века появился новый тип исторического повествования, который представлен в Русском хронографе (т. н. редакции 1512 года) (смотри в статье Хронографы). В XVII-XVIII веках летописная форма изложения устойчиво сохранялась только в провинциальном летописании, а к концу XVIII века прекратила своё существование.
В середины XIX века началось издание Летописей в серии «Полное собрание русских летописей» (ПСРЛ).
Летописи являются важнейшим источником по русской истории IX-XVI веков, содержат ценный материал по истории XVII-XVIII веков. В Летописях отражена богатая синонимика, содержится военная, церковная и административная терминология, ономастическая и топонимическая лексика (множество личных имён, прозвищ, географических наименований, названий церквей, монастырей, именования людей по месту их жительства), фразеология, употребляются заимствованные слова и кальки с греческого языка. При сопоставлении лексики «Повести временных лет» и поздних Летописей можно проследить жизнь некоторых терминов, в частности военных, вплоть до их отмирания и замены новыми.
Что такое летопись? Русские летописи. Первая русская летопись. Кто был первый летописец?
Что такое летопись? Определение летописи. Когда появились летописи? Что содержалось в летописях? Первая русская летопись. Летописец Нестор. Повесть временных лет.
У любого государства или народности есть историческая память – череда событий, предшествующих современности. Именно на нее опираются люди, так как историческая память содержит в себе опыт предков. Ранее все важные события из жизни населения фиксировались в летописях. В этой статье мы расскажем, что такое летописи и как они появились на Руси.
Что такое летопись? Определение летописи
Летопись – это запись исторических событий, связанных с жизнью государства. Летопись можно назвать оригинальным жанром древнерусской литературы. На Руси летописи велись с XI по XVII век. Люди стали фиксировать важные события в летописях со времен появления письменности.
Наиболее древние русские летописи не сохранились, однако благодаря летописцам последующих веков мы можем узнать о наиболее значимых событиях из жизни государства. Они не только вели запись своего времени, но и переписывали старые летописи для более надежного их сохранения.
Обычно летописи составляли монахи по распоряжениям князей. В них содержалась информация о войнах, переворотах, стихийных бедствиях, существенных изменениях во внутренней и внешней политике.
Летописцы при составлении летописей опирались не только на документы, но и на рассказы других людей или на собственные впечатления от того или иного события.
Первая русская летопись. Первый русский летописец
Письменность на Руси появилась в Х веке. Уже в XI веке появилась первая летопись под названием «Повесть временных лет». Точная дата появления летописи неизвестна, но историки утверждают, что это произошло примерно в 1113 году.
Создателем первой летописи на Руси был Нестор – монах из Киево-Печерского монастыря. «Повесть временных лет» легла в основу всех последующих летописей. Разумеется, ее оригинальный текст не сохранился, но благодаря последующим редакциям содержание летописи удалось восстановить.
Летопись состояла из двух частей – вводной и аналитической. Во вводной части летописец описал зарождение и становление славянской народности. Вводные статьи не датировались и не делились по годам.
Аналитическая часть летописи начинается со статьи 852 года. Именно эта часть летописи положила начало датированию русской истории.
«Повесть временных лет» охватывала такие события, как призвание варягов, захват Киева князем Олегом, правление князей Игоря и Ольги, междоусобицу сыновей князя Святослава, убийство сыновей князя Владимира, победу Ярослава над Святополком и другие значимые для людей происшествия.
Несмотря на подробное изложение всех событий, происходящих на Руси, правдивость «Повести временных лет» была поставлена под сомнение историками. По их мнению, летопись была собрана из разновременных отрезков, фольклорных произведений и церковной публицистики.
К тому же, каждый из авторов летописи вносил в нее свое идейное содержание, опираясь в том числе и на собственные домыслы о тех или иных событиях.
ЛЕ́ТОПИСИ
Том 17. Москва, 2010, стр. 347-350
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́ТОПИСИ, историч. сочинения 10–18 вв., в которых повествование велось по годам (по «летам»; отсюда назв.) и сопровождалось хронографическими, часто календарными датами, а иногда и указанием на часы, когда происходило событие. Л. существовали в ряде европ. стран, однако широкое распространение получили гл. обр. в Др.-рус. гос-ве, рус. землях и княжествах, Рус. гос-ве, а также Вел. кн-ве Литовском. По видовым признакам они близки зап.-европ. анналам и хроникам. В Др.-рус. гос-ве Л. могли называть не только точно датированные записи о происходившем, но и расположенные в хронологич. порядке описания деяний без разбивки на годовые статьи. Большинство Л., представляющих собой своды предшествующих текстов, помимо погодных записей, включают документы (междунар. договоры, частные и публичные акты), самостоят. лит. произведения («повести», «слова», жития и др. агиографич. материалы, сказания) или их фрагменты, а также записи текстов фольклорного происхождения. Каждую Л. или летописный свод принято рассматривать как самостоят. цельное лит. произведение, имеющее свой замысел, а также структуру и идейную направленность. Гл. внимание в Л. обычно уделяется правителям, т. к. от них, по ср.-век. представлениям, зависели изменения в историч. развитии, окружению правителей, церковным иерархам, войнам и конфликтам; в Л. содержится немного сведений о широких слоях населения, развитии культуры, совсем нет непосредственных сведений об экономич. отношениях. Составлялись Л. обычно при дворах князей, церковных иерархов, в монастырях. Сохранилось св. 1000 списков Л., относящихся к 13–18 вв., древнейшими являются пергаменные «Летописец вскоре патриарха Никифора» с ростовскими известиями (последняя четв. 13 в.), Новгородская первая летопись старшего извода (редакции) (Синодальный список, 2-я пол. 13 в., 2-я четв. 14 в.), Лаврентьевская летопись (1377), а также написанная на бумаге Ипатьевская летопись (1420-е гг.). Более ранние летописные своды реконструируются исследователями на основе анализа сохранившихся памятников. Летописные тексты классифицируются по видам, редакциям, изводам; получили условные названия (в зависимости от происхождения, принадлежности тем или иным лицам; по местам хранения) – Лаврентьевская, Ипатьевская, Никоновская, Ермолинская, Львовская, Типографская и др. Если неск. Л. носят одинаковые названия, к ним добавляется условный номер (Новгородские 1–5-я, Софийские 1-я и 2-я, Псковские 1–3-я), причём нумерация связана не со временем их создания, а либо с последовательностью публикации, либо с др. обстоятельствами.
Летопись
Ле́топись (или летопи́сец) — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название — летопись. В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.
Летописи сохранились в большом количестве так называемых списков XIV—XVIII веков. Под списком подразумевается «переписывание» («списание») с другого источника. Списки эти по месту составления или по месту изображаемых событий исключительно или преимущественно делятся на разряды (первоначальная киевская, новгородские, псковские и т. д.). Списки одного разряда различаются между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на редакции (изводы). Так, можно сказать: Летопись первоначальная южного извода (список Ипатьевский и с ним сходные), Летопись первоначальная суздальского извода (список Лаврентьевский и с ним сходные).
Такие различия в списках наводят на мысль, что летописи — это сборники, и что их первоначальные источники не дошли до нас. Мысль эта, впервые высказанная П. М. Строевым, ныне составляет общее мнение. Существование в отдельном виде многих подробных летописных сказаний, а также возможность указать на то, что в одном и том же рассказе ясно обозначаются сшивки из разных источников (необъективность преимущественно проявляется в сочувствии то к одной, то к другой из противоборствующих сторон) ещё более подтверждают это мнение.
Русские летописи сохранились во многих списках; самые древние — монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, судя по приписке − 1377 г.), и Ипатьевская XIV века (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась); но в основе их более древний свод начала XII века. Свод этот, известный под именем «Повести временных лет» является первой Киевской летописью.
Летописи велись во многих городах. Новгородские (харатейный синодальный список XIV века, Софийский) отличаются сжатостью слога. Псковские — живо рисуют обществ. жизнь, южнорусские — литературны, местами поэтичны. Летописные своды составлялись и в московскую эпоху русской истории (Воскресенская и Никоновская Летопись). Так называемая «царственная книга» касается правления Ивана Грозного. Затем Летописи получают официальный характер и понемногу обращаются частью в разрядные книги, частью в «Сказания» и записки отдельных лиц.
Существовали и литовские (белорусские) летописи, летописи Молдавского княжества. Казацкие летописи касаются, главным образом, эпохи Богдана Хмельницкого. Летописание велось также в Сибири (Бурятские летописи, Сибирские летописи), Башкирии (Шажере).