Что такое лесовозный ус
Лесовозный ус
Источник:
» СНиП 2.05.07-91*. Промышленный транспорт»
(утв. Постановлением Госстроя СССР от 28.11.1991 N 18)
Смотреть что такое «Лесовозный ус» в других словарях:
лесовозный — лесовозный … Орфографический словарь-справочник
лесовозный ус — Временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкающий к ветке или магистрали лесовозной дороги и предназначенный для освоения отдельных лесосек. [ГОСТ 17461 84] Тематики технология лесозаготовительной промышленности… … Справочник технического переводчика
ЛЕСОВОЗНЫЙ — ЛЕСОВОЗНЫЙ, лесовозная, лесовозное (спец.). Служащий для перевозки лесных материалов. Лесовозная железнодорожная ветка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
лесовозный — ЛЕСОВОЗ, а, м. Судно или грузовой автомобиль для перевозки леса. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Лесовозный ус — 114. Лесовозный ус D. Abfuhrweg E. Haulroad feeder Временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкающий к ветке или магистрали лесовозной дороги и предназначенный для освоения отдельных лесосек Источник: ГОСТ 17461 84:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Лесовозный — прил. Предназначенный для перевозки лесоматериалов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
лесовозный — лесовозный, лесовозная, лесовозное, лесовозные, лесовозного, лесовозной, лесовозного, лесовозных, лесовозному, лесовозной, лесовозному, лесовозным, лесовозный, лесовозную, лесовозное, лесовозные, лесовозного, лесовозную, лесовозное, лесовозных,… … Формы слов
лесовозный — лесов озный … Русский орфографический словарь
лесовозный — см. лесовоз; ая, ое. Лесово/зный транспорт. Л ые дороги … Словарь многих выражений
лесовозный — лес/о/воз/н/ый … Морфемно-орфографический словарь
Лесовозный ус
Временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкающий к ветке или магистрали лесовозной дороги и предназначенный для освоения отдельных лесосек
Смотреть что такое «Лесовозный ус» в других словарях:
лесовозный — лесовозный … Орфографический словарь-справочник
Лесовозный ус — временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкающий к ветке или магистрали лесовозной дороги и предназначенный для освоения отдельных лесосек. Источник: СНиП 2.05.07 91*. Промышленный транспорт (утв. Постановлением… … Официальная терминология
лесовозный ус — Временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкающий к ветке или магистрали лесовозной дороги и предназначенный для освоения отдельных лесосек. [ГОСТ 17461 84] Тематики технология лесозаготовительной промышленности… … Справочник технического переводчика
ЛЕСОВОЗНЫЙ — ЛЕСОВОЗНЫЙ, лесовозная, лесовозное (спец.). Служащий для перевозки лесных материалов. Лесовозная железнодорожная ветка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
лесовозный — ЛЕСОВОЗ, а, м. Судно или грузовой автомобиль для перевозки леса. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Лесовозный — прил. Предназначенный для перевозки лесоматериалов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
лесовозный — лесовозный, лесовозная, лесовозное, лесовозные, лесовозного, лесовозной, лесовозного, лесовозных, лесовозному, лесовозной, лесовозному, лесовозным, лесовозный, лесовозную, лесовозное, лесовозные, лесовозного, лесовозную, лесовозное, лесовозных,… … Формы слов
лесовозный — лесов озный … Русский орфографический словарь
лесовозный — см. лесовоз; ая, ое. Лесово/зный транспорт. Л ые дороги … Словарь многих выражений
лесовозный — лес/о/воз/н/ый … Морфемно-орфографический словарь
Лесной форум Гринпис
Здесь Вы можете обсудить «лесную» тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.
ширина лесовозного уса.
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис |
Сообщения: 38814
А где в декларации указывается ширина уса? В Проекте освоения лесов может указанно у вас? А где в декларации указывается ширина уса? В Проекте освоения лесов может указанно у вас? Последний раз редактировалось АлександрК. 26 янв 2018, 17:06, всего редактировалось 1 раз. А что за документ про линейный объект 10 м? Ну если бы была,не подавали бы. откуда 10 метров взяли? я весь инет перевернула. Лесничество не ссылается ни на что,сказали норм определенных нет,но подавайте не более 6 метров. вот так. Неее,это тут не прокатит. им нужно чтобы прям написано было. ширина лесовозного уса. и тем более 155 вроде и не отменены,но руководствоваться нужно правилами 474,и 367 (новыми по заготовке) в том то и соль! Господа когда делали свой ПОЛ раздел с инфраструктурой оставили пустым. вот теперь и изголяются.[ Только вот ширина нигде конкретно не указана. О направлении информации Федеральное агентство лесного хозяйства рассмотрело обращение по вопросу проектирования лесовозных Заместитель руководителя Хотите на каждый ус иметь полноценный автодорожный проект? |
Сообщения: 174
Откуда: Псковская область
Ведомственные строительные нормы ВСН 01-82 Да древний документ, но зато в правовой системе как действующий. Для своих искала, что бы хоть как то было четко видно и сослаться можно было. Действительно это единственный известный мне документ, где прямо прописана ширина лесовозного уса. Но напрямую применить его вероятно не удастся. Вы же не единственный лесопользователь в субъкте! Делайте как все прочие. |
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис |
Сообщения: 38814
Ссылка на эту инструкцию: |
Сообщения: 174
Откуда: Псковская область
Баба яга, отдаю должное Вашему упорству в желании работать не нарушая закон. Выручает то, что преобладающая часть усов вообще не декларируется отдельно, так как их трассы попадают на территорию текущих лесосек. Текущее время: 12 дек 2021, 16:59 Кто сейчас на конференцииСейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5 О праве арендатора лесного участка на строительство лесовозных усов.Здравствуйте! Уважаемые коллеги, разъясните, пожалуйста, имеет ли право арендатор лесного участка устраивать лесовозные усы для освоения отдельных лесосек. По выделам, не назначенным в рубку. В проекте освоения в таблице характеристика проектируемых объектов лесной инфраструктуры указаны выдела только для создания лесовозных дорог. Согласно распоряжению Правительства Российской федерации от 17.07.2012 г. № 1283-р утверждён перечень «объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов». Лесовозный ус в этом перечне отсутствует. Как быть, если лесоустройством не запланирована дорога, предназначенная для освоения конкретной лесосеки. С уважением, Владимир. В соответствии с частью 7 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений. Таким образом, лесовозный ус – это сооружение достаточно краткосрочного действия в отличие от лесной дороги, поэтому в перечень объектов лесной инфраструктуры он не входит и не планируется документами лесоустройства. Арендатор лесного участка в целях освоения отдельных лесосек имеет право устраивать временные лесовозные пути (лесовозные усы), в том числе по лесотаксационным выделам, не назначенным в рубку, с обязательным отображением схемы размещения данных сооружений в технологической карте разработки лесосеки (п. 53 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 года № 337). Однако, не более, чем через год с начала сооружения лесовозных усов, он должен прекратить эксплуатацию данных объектов, разобрать их и рекультивировать занимаемые ими земли. Лесную дорогу, как объект лесной инфраструктуры, арендатор лесного участка имеет право создавать согласно проекту освоения лесов и эксплуатировать ее в течение всего периода времени, когда у него есть необходимость в этом (практически в течение всего срока действия проекта освоения лесов и, возможно, в течение всего срока аренды лесного участка). Рекультивировать земли, занятые лесной дорогой, необходимо лишь после того, как отпадет в ней надобность. К чему относится лесовозный ус. Лесовозный ус» СНиП 2.05.07-91*. Промышленный транспорт» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 28.11.1991 N 18) Смотреть что такое «Лесовозный ус» в других словарях:После того, как я в курсовой работе установил размеры лесосеки, составляю схему размещения лесовозных усов и лесопогрузочных пунктов. Размещение усов зависит от размеров лесосеки, стоимости строительства и содержания 1км уса, применяемых типов лесозаготовительных машин и способа разработки делянки. Размеры делянки и расстояние между погрузочными пунктами определяются на основе заданного в курсовой работе среднего расстояния трелевки. В моей курсовой работе лесовозные усы размещаются внутри контура лесосеки. Ширина лесосеки 500м,прокладка уса по середине лесосеки. Зная расстояние между усами и ширину делянки, можно определить длину делянки или расстояние между лесопогрузочными пунктами по следующей формуле: Где Lср-среднее расстояние трелевки,м. К1 и К2-коэффициенты зависящие от схемы расположения волоков. К3-коэффициент, учитывающий удлинение волока вследствие особенностей рельефа, почв на лесосеке (К3=1,1-1,25) Лесоводственные требования к организации и технологии лесосечных работУстановленные для конкретных участков рубки главного пользования (по 1 системам и видам) должны осуществляться с применением технологий и технических средств лесосечных работ, прошедших в установленном порядке государственную экологическую экспертизу, обеспечивающих эффективное Достижение целей возобновления или восстановления леса, сохранение экологических условий, исключение или соответствующее ограничение отрицательных последствий рубок леса. Лесоводственные требования к организации и технологии лесосечных работ определяется в соответствии с Правилами рубок главного пользования и равнинных лесах Европейской части Российской Федерации, указываются в лесорубочном билете и технологической карты разработки лесосеки. В лесорубочном билете для каждой лесосеки указываются: вид рубки, способ очистки лесосек, оставление семенников и семенных групп, куртин и полос, площадь и количество на 1 га подлежащего сохранению подроста хозяйственно ценных пород. К лесорубочному билету прилагается схематический чертеж, на который наносятся семенные группы, куртины, полосы, подлежащие оставлению на корню, участки неспелых древостоев, не подлежащих рубке, а также участки, на которых должен быть сохранен подрост. На каждую лесосеку до получения разрешения на проведение подготовительных работ и ее разработку в соответствии с Правилами рубок лесозаготовителем составляется технологическая карта, в которой указывается: принятая технология и сроки проведения лесосечных работ; способы очистки от порубочных остатков; схемы размещения лесовозных дорог, усов, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок механизмов и объектов обслуживания, а также объектов, указанных на чертеже, прилагаемом к лесорубочному билету;площадь,на которой должны быть сохранены подрост и процент его сохранности;мероприятия по предотвращению эрозионных процессов. Разработка лесосек должна производиться в строгом соответствии с утвержденными технологическими картами. До начала лесосечных работ должна быть произведена разбивка в натуре лесосек на пасеки, отграничение погрузочных пунктов, складов, трасс магистральных и пасечных волоков, дорог и друг их производственных и бытовых площадок. Для размещения погрузочных пунктов, других производственных и бытовых площадок, а также технологической сети волоков в первую очередь должны использоваться места с минимальным количеством подроста и деревьев других ярусов, подлежащих сохранению при рубке. Прокладка волоков по руслам постоянных и водотоков не допускается. При примыкании лесосек не сплошных рубок к вырубкам, пасеки и технологические коридоры (волоки) располагаются обычно параллельно с границей вырубки, а в полосе примыкания (по ширине не меньше, чем высота древостоя) коридоры не прорубаются. До начала основных лесосечных операций на расстоянии не менее 50 м от границ лесопогрузочных пунктов, производственных и бытовых помещений, стооянок машин и механизмов, предназначенных для размещения их в лесных массивах, не подлежащих разработке, или при проведении не сплошных рубок, должны быть убраны опасные деревья, а при проведении сплошных рубок все деревья. При этом подрост хозяйственно ценных пород подлежит сохранению. Прокладка технологических волоков должна осуществляться по намеченным трассам (визирам) с максимальным использованием промежутков между оставляемыми деревьями (и подростом) при плавном отклонении от прямой и вырубкой минимально необходимого количества деревьев с таким расчетом, чтобы расстояние между растущими деревьями (в том числе, подростом), ограничивающими волок с обеих сторон (ширина волока), составляло 5 м. На косогорах указанное расстояние между деревьями должно составлять 7 м. Примыкание пасечных волоков (коридоров) к магистральным осуществляется плавно по дуге в соответствии с углом поворота. Общая площадь волоков при сплошных рубках с последующим постепенным и сплошных с сохранением подроста 15% от площади всей лесосеки. На сплошных рубках, проводимых с применением агрегатной техники, допускается увеличение площади и волоков до 30% общей площади лесосеки. Древесина вырубаемых на волоках деревьев учитывается при определении общей интенсивности постепенных и выборочных рубок, но указывается отдельно. При разработке лесосек в летний период в группах типов леса с влажными и переувлажненными почвами любого механического состава, а также свежими суглинистыми почвами трелевка древесины допускается только по волокам, укрепленным порубочными остатками. Длина пасечных волоков (максимальное расстояние трелевки по ним) не должна превышать в лесах первой и второй групп 250 м, в лесах третьей группы 300 м. В зимний период при промерзшем грунте и других условиях длина волока может увеличиваться При трелевке в летний период (по не промерзшему грунту), с учетом конкретных условий участка леса, лесозаготовители должны принимать меры для предотвращения повреждения почвы с образованием колеи и связанных с этим повреждений корневых систем, оставляемых на выращивание деревьев и подроста, ухудшения возобновления целевых пород и роста древостоев, возникновения и развития эрозионных процессов, снижения защитных, водорегулирующих и других природоохранных функций леса. На тяжелых глинистых и суглинистых сырых и влажных почвах (сосняки долгомошные, черничные) трелевочные волоки в процессе разработки лесосек необходимо укреплять порубочными остатками. Общий размер повреждения верхнего слоя почвы с минерализацией ее поверхности не должен превышать 20% площади лесосеки. Все обсеменители, подлежащие оставлению на лесосеках сплошных рубок (единичные семенники, группы, куртины и полосы), должны быть сохранены в процессе разработки лесосеки. Сохранность подлежащего использованию для лесовосстановления подроста хозяйственно ценных пород в технологических полосах (пасеках без волоков) должна составлять от исходного (учтенного до рубки) количества не менее 70% при сплошных и 80% при постепенных и выборочных рубках. Учет подроста производится в соответствии с действующей инструкцией. Участки с наличием подлежащего сохранению жизнеспособного подроста выделяются при отводе лесосек, отграничиваются в натуре и наносятся на план лесосеки. Подготовительные работы проводят с целью создания необходимых условий для безопасной и высокопроизводительной работы на основных лесосечных работах. Подготовка лесосек к разработке обязательна и должна проводиться до ее начала. 2.1 Состав подготовительных работ В состав подготовительных работ входят: подготовка лесосырьевого фонда, уборка опасных деревьев, подготовка волоков и лесопогрузочных пунктов, выбор трасс и строительство лесовозных усов; подготовки обслуживающих (вспомогательных) производств (обустройство мастерского участка). 2.2 Отвод лесосек в натуре Запроектированную к отводу лесосеку предварительно осматривают в натуре. При существенных расхождениях с данными лесоустройства (неспелый лес, неправильное определение преобладающей породы), в результате чего насаждения не могут быть отведены в рубку, эти участки заменяют другими с составлением соответствующего акта. При необходимости лесосеку разбивают на делянки. 2.3 Подготовительные работы по площади делянок Лента (полупасека)- часть делянки, которая разрабатывается за один проход вальщика, ВТМ или ВПМ. Производится разбивка на пасеки с помощью визиров. Отводится защитная полоса с открытой границей шириной 25-30 м. Прокладывается волок, его граница отмечаются метками на деревьях. 2.4 Выбор схемы транспортного освоения лесосеки При проведении лесосечных работ в летний период в лесах с влажными и переувлажненными почвами или со свежими суглинистыми почвами трелевка древесины допускается только по волокам, укрепленным порубочными остатками. Общая доля повреждений почвы путем минерализации ее поверхности на тяжелых глинистых и суглинистых сырых и влажных почвах (долгомошная, черничная и сходные с ними группы типов леса) не должна превышать 20% площади лесосеки в равнинных условиях. В равнинных условиях повреждение почвы в виде колеи глубиной свыше 10 см и протяженностью более 3% длины пасечного волока и более 5% магистрального не допускается. Для местности, где образование колеи не ведет к резкому снижению защитных, водоохранных функций леса и условий лесовозобновления, ограничения по повреждению почв могут снижаться органами лесного хозяйства. 2.5 Разрубка трасс и строительство лесовозных усов Транспортная подготовка лесосечного фонда включает изыскание и строительство лесовозных усов и искусственных сооружений. Лесовозные усы, как правило, имеют простое устройство. До начала разработки на лесосеку подводится ус лесовозной дороги. Для его прокладки выполняют упрощенные изыскание местности. Трассирование уса должно быть увязано с принятой технологией разработки лесосек. Для прокладки уса разрабатывается полоса шириной 6. 8 м. Все опасные деревья вдоль лесовозного уса на расстоянии 25 м в обе стороны убирают до начала его строительства. Тип уса выбирается в зависимости от почвенно-грунтовых условий. Протяженность лесовозных усов зависит от принятого расстояния трелевки и размещения лесосечного фонда, отведенного в рубку на расчетный год. Усы строят дорожно-строительные бригады под руководством мастера. 2.6 Подготовка погрузочных площадок. Расчет необходимого числа погрузочных площадок для складирования заготовленной древесины Места под погрузочные площадки выбираются по требованиям: Уклон автопоезда не должен превышать 15%, а сам путь должен быть по возможности прямолинейным; Под погрузочную площадку желательно использовать территорию, имеющую редину, прогалину, без подроста основной породы; Размер погрузочной площадки должен быть достаточным для размещения 6-8 сменного запаса леса, заготовленного бригадой. Места для погрузочных площадок устраивают в соответствии с технологической картой одновременно с разрубкой просеки для дороги. Подготовка погрузочных площадок заключается в следующих работах: Расчистка площадки от валежника, кустарника, валунов, спиливают пни заподлицо с землей Разрубка зон безопасности и укладка хлыстов в качестве лежней. Выбираем погрузочные площадки размером 35х40 м. 2.7 Затраты труда на проведение подготовительных работ Объем подготовительных работ, и трудозатраты на их выполнение зависят от годового объема производства, почвенно-грунтовых условий и рельефа местности и системы машин на лесосечных работах и т.д. Воспользуемся следующей формулой для определения трудозатрат: Рис 5.5. Схема разработки лесосек на базе валочно-пакетирующих и трелевочных машин: а – с пакетированием деревьев по следу ВПМ (с холостыми ходами ВПМ); б – с пакетированием деревьев под углом к направлению технологического рабочего хода ВПМ: 1 – лесовозный ус; 2 – магистральный волок; 3 – пасечный волок; 4 – лесопогрузочный пункт; 5 – направление рабочих ходов ВПМ; 6 – трелевочная машина; 7 – граница лент; 8 – пачки деревьев, пакетируемые ВПМ; 9 – ВПМ; 10 – объездной волок; 11 – зона безопасности; 12 – насаждение на лесосеке до рубки; 13 – сохраненный подрост; 14 – семенные деревья Рис. 5.6. Схема разработки лесосек по трехленточной технологии на базе валочно-пакетирующих и трелевочных машин: 1 – лесовозный ус; 2 – магистральный волок; 3 – пасечный трелевочный волок; 4 – погрузочный пункт, 5 – технологические ходы ВПМ; 6 – трелевочный трактор; 7 – пни; 8 – пачки деревьев, уложенные при разработке центральной ленты; 9 – пачки деревьев, уложенные при разработке второй ленты; 10 – сохраненный подрост хвойных пород; 11 – ВПМ; 12 – лесосека (насаждение) до рубки;13 – граница зоны безопасности Трелюют деревья по волоку, расположенному на средней ленте. Для обеспечения безопасных условий труда на смежных операциях целесообразно вести разработку одновременно трех смежных пасек. Разработку правых лент целесообразно вести после того, как со средней и левой лент деревья стрелеваны. Деревья трелюют вершинами вперед, используя на трелевке тракторы с манипуляторами или с канатно-чокерной оснасткой. нять на лесосеках и с удовлетворительной несущей способностью грунта, а также большая производительность ВПМ по сравнению с разработкой трехленточной пасеки. вторую пасеку в первой происходит очистка деревьев от сучьев легкой бензопилой. Сбор и трелевка хлыстов за вершину осуществляются трактором с манипулятором или с канатно-чокерной оснасткой. Это позволяет сохранить подрост. Рис. 5.7. Схема разработки лесосек при проведении чересполосных постепенных рубок по двухленточной технологии: 1 – лесовозный ус; 2 – лесопогрузочный пункт; 3 – волок; 4 – трелевочный трактор; 5 – сохраненный подрост хвойных пород; 6 – пни; 7 – технологической ход ВПМ; 8 – сохраняемая полоса леса; 9 – обрезчик сучьев; 10 – ВПМ; 11 – пачки деревьев, уложенные на волок при разработке центральной ленты Технологии разработки лесосек на базе валочно-пакетирующих и трелевочных машин с технологическими ходами ВПМ параллельно лесовозному усу или круговыми приемлемы для реализации исключительно только сплошных рубок с последующим лесовозобновлением в определенных природных условиях. Рис. 5.8. Схема разработки лесосек ВПМ и трелевочных машин: а – с пакетированием деревьев под углом, близким к прямому к направлению технологического хода ВПМ; б – кольцевая схема: 1 – лесовозный ус; 2 – лесопогрузочный пункт; 3 – штабель хлыстов; 4 – трелевочный трактор; 5 – пни; 6 – граница зоны безопасности; 7 – ВПМ; 8 – направлению технологического хода ВПМ; 9 – семенные деревья; 10 – пачки деревьев, заготовленные ВПМ; 11 – граница лент; 12 – растущий лес Разработки делянки ходами параллельными лесовозному усу (рис. 5.8, а ), позволяет создавать запас пачек на делянке, что приходится делать при технологическом разрыве между валкой и трелевкой. Её целесообразно использовать в равнинных лесосеках с грунтами повышенной несущей способности. Разработку делянки начинается с дальнего края прямолинейными ходами параллельно усу с разворотами ВПМ по концам лент. По мере разрубки лент валочно-пакетирующая машина приближается к лесовозному усу. Пачки деревьев укладываются перпендикулярно к направлению движения машины комлями в сторону лесовозного уса. На первых двух-трех лентах пачки укладываются под меньшими углами. Трелевка пачек начинается после разработки всего массива делянки без устройства волоков по кратчайшему расстоянию от места укладки пачек деревьев до погрузочного пункта поперек разработанных лент. При движении по кругу (рис. 5.8, б ) ВПМ начинает разработку делянки, перемещаясь по лентам на ее границах, с постепенным приближением к центру по мере разработки делянки. Срезаемые деревья ВПМ укладывает пачки под углом за собой или впереди себя в зависимости от направления трелевки. Создаваемый большой фронт работ позволяет обеспечить трелевку пачек с любого места, исключая зону безопасности вблизи ВПМ. При работе по круговой схеме сводятся к минимуму развороты ВПМ, и тем самым сокращаются потери времени на маневрирование. При строгом выдерживании ширины и параллельности лент и укладке пачек сзади по оси движения машины ВПМ может работать с частичным сохранением подроста. В этом случае все ленты разрабатываются ходами машины только по направлению трелевки. Схема (рис. 5.8, б ) рекомендуется при работе ВПМ на увлажненных грунтах или при наличии внутри массива неэксплуатационных выделов, а также редколесья и болот. 5.3. Технологии разработки лесосек с трелевкой деревьев на базе ва- лочно-трелевочных машин Технология разработки лесосек зависит от режима работы валоч- но-трелевочной машины (ВТМ), рельефа местности и почвенногрунтовых условий. ВТМ могут работать в технологических режимах: валка-трелевка и валка-пакетирование. Технологии разработки лесосек ВТМ параллельными ходами вдоль вырубаемых лент древостоя приемлемы для реализации сплошных рубок с последующим возобновлением, а также первых приемов чересполосных постепенных рубок в насаждениях без подроста. При разработке Схема разработки делянок лентами, перпендикулярными лесовозному усу (рис. 5.9, а ), является основной технологической схемой. Она применяется на незаболоченных участках лесосеки с равнинным рельефом или пологими склонами в сторону лесовозного уса. Рис. 5.9. Схемы разработки лесосек валочно-трелевочными машинами при работе в режиме валки-трелевки: а – лентами, перпендикулярными к лесовозному усу; б – лентами, параллельными лесовозному: 1 – лесовозный ус; 2 – ленты; 3 – ВТМ; 4 – пни; 5– растущий лес; 6 – технологические ходы машины; 7 – зона безопасности; 8 –трелевочный волок; 9 − лесопогрузочный пункт, 10 – заездный волок; – ширина разрабатываемой Разработка основной части делянки начинается с разрубки первой ленты. Для этого ВТМ, маневрируя между деревьями, заходит от уса в глубь делянки на расстояние, обеспечивающее формирование максимально допустимой пачки деревьев, после чего машина разворачивается и, двигаясь по направлению к усу, срезает деревья с левой стороны и формирует из них пачку, которую затем трелюет на лесопогрузочный пункт, расположенный возле уса. Этот прием повторяется до тех пор, пока не будет прорублена лента до конца делянки. Закончив разработку первой ленты, ВТМ приступает к разработке следующей ленты с её дальнего конца. Двигаясь вдоль стены леса, машина срезает и укладыва- ет на коник все деревья, находящиеся в зоне действия рабочих органов ВТМ слева от нее. Сформировав пачку деревьев, ВТМ трелюет её к лесопогрузочному пункту. Затем машина возвращается к осваиваемой ленте, где было свалено последнее дерево, набирает очередную пачку и трелюет её. Так продолжается до полной разработки ленты. В таком же порядке разрабатываются все последующие на делянке ленты. При работе по схеме (рис. 5.9, а ) ширина делянки а д должна быть такой, чтобы машина могла сформировать хотя бы одну пачку. Это возможно, если где l п – длина ленты для набора одной пачки, м; V п – объем формируемой пачки, м3 ; q – запас на 1 га, м3 /га; bл – ширина ленты, на которой формируется пачка, м; а без – ширина зоны безопасности вдоль лесовозного уса. Схема разработки делянки лентами, параллельными лесовозному усу (рис. 5.9, б ), применяется для освоения лесосек с равнинным рельефом местности при низкой трудоемкости прокладки лесовозных усов. На плотных грунтах и в зимний период лесовозный ус может смещаться вслед за разработкой делянки, что сводит к минимуму и среднее расстояние трелевки. Усы могут прокладываться через расстояния в пределах 60…100 м. Делянка разрабатывается ходами ВТМ параллельными продольной стороне лесного массива и усу. Технология разработки лент и очередность их освоения аналогичны ранее описанным процессом. Сформированная пачка деревьев на ленте трелюется к лесопогрузочному пункту по кратчайшему пути поперек ранее разработанных лент. В случае увлажненных грунтов летом или при глубоком снежном покрове зимой делянку лучше разрабатывать лентами, расположенными под углом 60…70° к лесовозному усу. Такое расположение лент облегчает движение ВТМ в грузовом направлении за счет уменьшения угла поворота при выезде на лесопогрузочный пункт. Узкопасечная технология на базе валочно-трелевочных машин с трелевкой деревьев за комли приемлема для реализации преимущественно сплошных рубок с предварительным возобновлением (сохранением подроста), а также чересполосных рубок на участках с подростом и без подроста, сплошных рубок с последующим лесовозобновлением. По данной технологии можно разрабатывать лесосеки с сохранением 40…60% подроста. Для этого на делянках производят наметку трелевочных волоков с расстоянием между ними в пределах 1,5…2 максимальных рабочих вылетов манипулятора Rмax (рис. 5.10). После валки и трелевки леса из зоны безопасности производят последовательно вырубку леса на волоке шириной до 4 м, а затем разра- ботку обеих полупасек. Прорубка волоков производится ВТМ обычно при движении задним ходом по намеченному визиру. Рис.5.10. Схема разработки лесосек по узкопасечной технологии на базе валочно-трелевочных машин с сохранением подроста: 1 – трелевочный волок; 2 – лесовозный ус; 3 – граница зоны безопасности; 4 – пасечный волок; 5 – лесопогрузочный пункт; 6 – деревья, спиленные при разработке волока; 7 – ВТМ; 8 – граница пасек; 9 – сохраненный подрост; 10 – источники обсеменения; 11 – растущий лес Двигаясь в обратном направлении, ВТМ валит и укладывает в коник деревья, расположенные как слева, так и справа по ходу ее движения в радиусе действия манипулятора. Валку более удаленных от волока деревьев производят вершиной на вершинную часть, уложенных в коник деревьев, и комли манипулятором укладывают в коник, что исключает повреждение подроста. Одновременно подбираются деревья, сваленные в процессе прорубки волока. Сформированная пачка трелюется на лесопогрузочный пункт. После трелевки очередной пачки ВТМ возвращается обратно на пасечный волок и цикл повторяется. После разработки всей ленты машина переходит на следующую ленту. Технология разработки лесосеки ВТМ в режиме работы валка- пакетирование и трелевкой пачек деревьев трелевочными машинами по специально прорубленным волокам приемлема для реализации сплошных рубок с последующим возобновлением, а также первых приемов чересполосных постепенных рубок в насаждениях без подроста. При работе в режиме валка-пакетирование ВТМ должна формировать пачки, объём которых соответствовал бы рейсовой нагрузке для работающего в комплексе трелевочного трактора, как правило, с пачковым захватом. Формирование пачки под тяговую характеристику трелевочного трактора является отличительной особенностью работы ВТМ в режиме валка-пакетирование. Схема работы ВТМ в режиме валка-пакетирование представлена на рис. 5.11. Здесь в паре с ВТМ работает трелевочная машина. ВТМ двигается по лесосеке по двухсторонне расширяющемуся периметру. Обрабатываемые ленты располагаются параллельно лесовозной дороге. Сваленные деревья укладываются в формировочное устройство и по мере формирования пачки разгружаются у магистрального волока. Их трелевка в штабеля выполняется трелевочной машиной, которая в данном случае не сходит с магистрального волока. Перед началом работы по данной схеме должны быть прорублены магистральные волока, а также технологический коридор посередине лесосеки параллельно лесовозной дороге. При разработке делянки ходами параллельными лесовозному усу, длину ленты формирования пачки можно определить по формуле: объем формируемой пачки, м3 ; q – запас леса на 1 га, м3 ; b ширина ленты, разрабатываемая ВТМ за один проход, м. В зависимости от вида вывозимой древесины технологии разработки лесосек с применением валочно-пакетирующих и валочнотрелевочных машин (рис. 5.5…5.11) могут быть реализованы в вариантах работ на лесопогрузочном пункте: с погрузкой и вывозкой деревьев; с очисткой деревьев от сучьев и погрузкой и вывозкой хлыстов; с очисткой деревьев от сучьев, раскряжевкой хлыстов на сортименты, погрузкой и вывозкой сортиментов. Рис. 5.11. Схема разработки лесосек по ВТМ в режиме валкапакетирование: 1 – лесовозный ус; 2 – лесопогрузочный пункт; 3 – растущий лес; 4 – пни; 5 – магистральный волок; 6 – ленты; 7 – граница зоны безопасности; 10 – ВТМ; 8 – трелевочный трактор; 9 – технологические ходы машины; 11 – технологический коридор для заезда машины; 12 – пачки деревьев 5.4. Технологии разработки лесосек на базе харвестера и форвардера Узкопасечная технология разработки лесосек на базе харвестера и форвардера приемлема для реализации всех видов сплошных рубок, в том числе с предварительным возобновлением, преимущественно в насаждениях с мелким подростом и с низко- и среднепроизводительными древостоями, выборочных рубок (чересполосные, равномернопостепенные и др.) при выполнении лесоводственных требований по ограничению площади волоков за счет придания им извилистой формы, в том числе при проведении рубок зимой без ограничений, летом, исключая переувлажненные почвы. Разработка лесосек с применением харвестеров предполагает применение двух возможных способов складирования сортиментов относительно направления движения машины: одностороннего и двустороннего. Двусторонний способ укладки сортиментов позволяет снизить объём работ по перетаскиванию деревьев при выполнении технологических
|