Что такое лесоустроительные работы
Что такое лесоустроительные работы
С 01.01.2022 ст. 68 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 304-ФЗ). См. будущую редакцию.
ЛК РФ Статья 68. Содержание лесоустройства
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
2. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
4. Используемые при проведении лесоустройства способы и методы, включая методы дистанционного зондирования, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, предусмотренной частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
Что такое лесоустроительные работы
Л есоустройство представляет собой систему мероприятий, экономических и технических расчетов и действий, основанных на лесохозяйственных изысканиях, учете и изучении лесов, выяснении экономических и хозяйственных связей лесного хозяйства с другими отраслями хозяйства, изучении прошлого хозяйства для разработки проекта плана организации лесного хозяйства.
По своему целевому назначению и полноте содержания лесоустроительные работы разделяют на следующие основные виды: а) устройство лесов; б) ревизия лесоустройства (повторное лесоустройство); в) обследование лесов. Устройство лесов проводится в том случае, когда леса прежде не были устроены или были устроены, но документов не сохранилось, а также после каждой ревизии.
Устройство лесов складывается из двух основных видов работ: а) хозяйственно-технического деления леса — инвентаризации лесного фонда, б) разработки проекта организационно-хозяйственного плана ведения лесного хозяйства.
Инвентаризация лесного фонда является основной формой первичного учета лесов. На основе наземной, воздушной или комбинированной таксации мы получаем развернутую полную характеристику лесного фонда. Инвентаризация входит в проект плана организации лесного хозяйства в качестве первой ее части.
Помимо инвентаризационных работ при устройстве лесов производится исследование природных условий роста леса, его влияния на состав и развитие древостоев, устанавливается санитарное состояние лесных насаждений.
Проект плана организации лесного хозяйства является второй частью лесоустроительных работ. Он имеет своей задачей установление организационных основ и производственно-экономических показателей, обеспечивающих правильное использование и планирование мероприятий по воспроизводству лесов, улучшению состояния, повышению их производительности.
Объектом лесоустройства является лесхоз.
Повторное лесоустройство (ревизия лесоустройства) производится после истечения срока ревизионного периода в ранее устроенных лесах и делится на простое и сложное.
Простая ревизия — это своевременное обновление материалов ранее проведенного лесоустройства, но до истечения полуторного срока ревизионного периода при полном наличии материалов прежнего лесоустройства.
Сложная ревизия проводится в тех случаях, когда лесоустроительные работы данного объекта в силу изменившихся условий требуют более высокой степени точности, чем прежнее лесоустройство, или когда после прежнего лесоустройства прошло от полутора до двух ревизионных периодов.
Ревизионный период длится 10 лет.
В результате работ как по устройству лесов, так и по повторному лесоустройству подготавливаются следующие основные материалы: планшеты; планы лесонасаждений; схемы устраиваемых объектов; схемы противопожарных мероприятий; план главной рубки; геодезический журнал; таксационное описание по кварталам в разрезе лесничеств; таблицы классов возраста, бонитета, запасов и полнот; ведомость поквартальных итогов распределения площадей по категориям земель; ведомость пробных площадей и модельных деревьев; ведомость рубок главного пользования, рубок ухода, санитарных рубок; ведомости мероприятий по лесовосстановлению и прочие ведомости, согласно программе составления проекта плана организации лесного хозяйства.
Обследование лесов заключается в изучении неизученных и слабо изученных обширных лесных массивов, не вовлеченных в эксплуатацию, и производится или по материалам аэрофотосъемки с использованием контактной печати или же по топографическим картам. Основное отличие обследования от устройства лесов и ревизии лесоустройства заключается в отсутствии работ по организации территории лесного фонда и составлению детального проекта лесохозяйственных мероприятий.
Все лесоустроительные работы по степени подробности делятся на четыре разряда в зависимости от разрядов лесов.
Категории лесоустроительных работ
Все лесоустроительные работы по сложности выполнения разделяются на четыре категории.
К первой категории в каждом разряде относятся лесоустроительные работы в лесах, ранее неустроенных или устроенных более 20 лет назад, расстроенных выборочными рубками. Плановые и таксационные материалы отсутствуют. При повторном лесоустройстве повышается разряд лесоустройства. Таксационные и съемочные работы производятся вновь и в полном объеме.
Ко второй категории относятся повторные лесоустроительные работы в лесах, устроенных 11—20 лет назад.
Таксационное описание или отсутствует или требует полного пересмотра. Объем проводимых работ в натуре по сравнению с первой категорией уменьшается на 15—20%.
К третьей категории относятся все повторные лесоустроительные работы в лесах, устроенных до 10 лет назад, при полном наличии лесоустроительных материалов, соответствующих разряду нового лесоустройства и требующих исправления в местах, расстроенных рубками и сверхсметным отпуском леса. Объем натурных лесоустроительных работ по сравнению с первой категорией уменьшается на 35—40%.
К четвертой категории относятся лесоустроительные работы в лесах, устроенных не более 10 лет назад, при наличии сохранившихся планшетов и таксационных описаний прежнего лесоустройства. При этом производят обследование в натуре только тех кварталов, в которых имеются, по данным лесхоза, изменения.
Объем таксационных и съемочных работ по сравнению с первой категорией уменьшается на 50—60%.
Федеральное лесоустройство в вопросах и ответах
С 1 января вступит в силу закон о федеральном лесоустройстве, но не все работы будут проходить по новым правилам. Рослесинфорг отвечает на вопросы о правилах применения нового документа.
1 января 2022 года вступит в силу новый закон о лесоустройстве, призванный ввести прогрессивную систему планирования лесоучетных работ, повысить качество лесоустройства при справедливой стоимости, а главное снизить среднюю давность лесоустройства (Федеральный закон от 02.07.2021 №304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Закон №304-ФЗ разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
Активизация работ по лесоустройству позволит при поддержке федерального центра вовлечь в экономический оборот новые участки, повысить инвестиционную активность бизнеса, создать в отрасли новые рабочие места.
На лесоустройство из федерального бюджета в 2022-2024 годах выделено по 2,5 млрд рублей. Объем финансирования и ежегодной площади лесоустройства будут увеличены через различные механизмы господдержки и выделение дополнительных средств. На данный момент финансирование с 2025 года и далее пока не определено.
Для применения Закона №304-ФЗ необходима хорошо разработанная подзаконная нормативная база, поэтому введение некоторых положений заморожено на разные сроки. Например, лесоустройство смогут проводить только организации, имеющие в штате таксаторов, прошедших аттестацию и включенных в специальный реестр. Эта норма начнет работать только с 1 марта 2023 года.
Как будет действовать закон о новых правилах лесоустройства – в разъяснениях Рослесинфорга.
В этом году принято историческое решение – перераспределить полномочия по лесоустройству с регионального на федеральный уровень. Начата работа над одним из важнейших отраслевых документов – лесоустроительной инструкцией.
Со следующего года лесоустроительные работы на землях лесного фонда в соответствии с федеральным планом будет проводить исключительно подведомственная Рослесхозу лесоучётная организация Рослесинфорг.
Это значит, что с 1 января 2022 лесоустройство больше не входит в полномочия органов государственной власти субъектов, соответственно, средства субвенций на данные цели выделяться не будут.
В первую очередь лесоустройство пойдёт в Сибирь. Всё, что осталось за рамками плана, будет актуализироваться в рамках партнерства государства и бизнеса в финансировании лесоучётных работ.
Как будут выполняться работы в этом году?
До конца года изменений не планируется. Работы по лесоустройству выполняются по прежним правилам в соответствии с действующими положениями Лесного кодекса РФ. Положения Закона №304-ФЗ вступят в силу с 1 января 2022 года за исключением некоторых положений.
Порядка 85% контрактов на проведение лесоустройства в 2022 году уже заключены. Государственные и частные лесоустроители начали подготовительные работы. Что изменится при выполнении работ в следующем году?
Работы по лесоустройству будут выполняться в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов и договоров.
Законом предусмотрена специальная норма – к отношениям, связанным с исполнением заключенных до 1 января 2022 года государственных контрактов и договоров на выполнение работ по лесоустройству, до истечения срока их действия применяются положения Лесного кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №304-ФЗ (статья 4, часть 5).
Это значит, что предмет договора, сроки его исполнения и цена останутся неизменны вплоть до завершения срока его действия в 2022 или в 2023 году. Необходимо продолжать выполнять работы в соответствии с условиями договоров. Результаты лесоустройства будут легитимны.
Когда частные организации должны сдать результаты лесоустройства, выполненные по контрактам, заключенным до 1 января 2022 года? Будут ли легитимны результаты такого лесоустройства?
В отношении государственных контрактов и договоров, заключенных до 1 января 2022 года, применяются положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №304-ФЗ. Лесоустроительная документация должна быть передана в органы государственной власти субъектов РФ, которые проведут процедуру введения в действие материалов лесоустройства и придадут им легитимный статус.
Срок передачи лесоустроительной документации зависит от срока сдачи работ, установленного условиями государственного контракта или договора. Как правило, сроки обязательств по договорам на лесоустройство не превышают трех лет.
До какого срока можно заключить договор на лесоустройство с частной организацией?
Заключать договоры можно вплоть до 31 декабря 2021 года. За заключение договоров на лесоустройство с частными организациями после этого срока наказание не предусмотрено. Однако результаты таких работ не будут легитимными, а деньги на лесоустройство будут потрачены впустую. Для региональных госорганов это означает неэффективное расходование средств регионального бюджета или средств субвенций федерального бюджета, в зависимости от используемого источника финансирования. При этом допустимо заключение коммерческих договоров с Рослесинфоргом и его филиалами в случае, когда лесные участки или лесничества целиком не попали в федеральный план лесоустройства.
Как формируется федеральный лесоустроительный план?
Порядок формирования плана проведения лесоустройства будет регулироваться Постановлением Правительства РФ, документ находится в высокой степени проработки. Он предполагает двухуровневую систему подготовки плана проведения лесоустройства.
На первом, региональном, уровне госорганы субъектов РФ подготавливают предложения в отношении объектов работ по лесоустройству. Они определяют зоны интенсивности освоения лесов на основании критериев их зонирования, установленных лесоустроительной инструкцией. Среди основных критериев для включения в план лесоустройства обсуждаются следующие:
– сроки давности таксации лесов;
– высокая доходность лесных участков;
– высокий уровень освоения расчетной лесосеки;
– предписания и решения судов и контролирующих органов о необходимости проведения лесоустройства;
– наличие приоритетных «лесных» инвестиционных проектов.
Обращаем внимание, что перечень критериев не является исчерпывающим и может быть скорректирован.
Данные сведения госорганы субъектов вносят в состав своих лесных планов, которые разрабатываются и утверждаются на 10 лет.
На втором, федеральном, уровне на основании подготовленных субъектами предложений формируется план проведения лесоустройства и определяется объем необходимого финансирования. Среди прочего, в плане прописываются субъекты, лесничества, сроки проведения лесоустройства.
План сформирован, что дальше?
Рослесинфорг проводит лесоустройство в соответствии с утвержденным планом, после чего передает лесоустроительную документацию в Рослесхоз. Далее через Федеральную государственную информационную систему лесного комплекса (ФГИС ЛК, ее создание предусмотрено Законом №3-ФЗ), сведения предаются гласности. Данный механизм начнет действовать с 2023 года.
В результате госорганы субъектов и лесопользователи смогут получать и использовать в своей деятельности актуальную информацию о лесах и лесных ресурсах. Однако не все данные будут в свободном доступе, часть будет доступна только для внутреннего использования. Что именно будет в свободном, а что в ограниченном доступе определят подзаконные акты к 3-ФЗ.
Я арендатор и мои лесные участки включены в федеральный план. Как получить материалы лесоустройства на свой участок? У кого следует заказывать проект освоения лесов?
Мероприятия по лесоустройству в отношении арендованного вами лесного участка будут осуществляться в сроки, определенные планом проведения лесоустройства в течение 10 лет. По результатам выполнения работ лесоустроительная документация будет включена в состав сведений ГЛР в электронном виде. Получить материалы лесоустройства на лесной участок можно в ГЛР.
Разработка проекта освоения лесов остается рыночной услугой. Рослесинфорг – одна из организаций, оказывающих ее.
Я арендатор, но мои лесные участки не попали в федеральный лесоустроительный план. Что мне делать?
Запросить коммерческое предложение в Рослесинфорге и провести лесоустройство за свой счет. Закон №304-ФЗ этого не запрещает – финансирование работ по лесоустройству в части таксации лесов и проектирования мероприятий по сохранению лесов возможно за счет лиц, использующих леса (часть 10 статьи 19 Лесного кодекса РФ в редакции закона №304-ФЗ).
Включение результата таких работ в состав сведений Государственного лесного реестра (ГЛР) предусмотрено порядком его ведения в электронном виде.
У меня уже заключены коммерческие договоры на лесоустройство с Рослесинфоргом, а мои лесничества и участки попали в федеральный план? Такое возможно?
Каждый такой случай рассмотрят в индивидуальном порядке. При любых обстоятельствах к договорным обязательствам, возникшим до 1 января 2022, применяются положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу 304-ФЗ. Это значит, что необходимо продолжать выполнять работы в соответствии с условиями договоров.
Кто принимает материалы лесоустройства у Рослесинфорга? Участвует ли субъект в контроле таксации? Как быть в случае несогласия субъекта с материалами таксации Рослесинфорга, выявленными в ходе хозяйственной деятельности?
До конца этого года следует действовать в соответствии с существующими положениями Лесного кодекса РФ, т.к. положения Закона №304-ФЗ вступают в силу с 1 января 2022 года.
В 2022 и 2023 годах в рамках государственных контрактов, заключенных до 1 января 2022 года, субъекты продолжат действовать в соответствии с существующими положениями Лесного кодекса и условиями таких контрактов. А именно принимать у исполнителя материалы лесоустройства и участвовать в контроле качества работ. В случае обнаружения недостатков выполненных работ, они подлежат устранению по гарантии.
В рамках федерального плана проведения лесоустройства результаты работ будет принимать Рослесхоз. Состав комиссии по приемке и экспертизе материалов, а также случаи и порядок внесения изменений в лесоустроительную документацию будут определены обновленной лесоустроительной инструкцией, которая сейчас подготавливается.
Как будет вестись приемка работ и ввод лесоустроительной документации в действие?
Вопросы будут регулироваться порядком ведения ГЛР и обновленной лесоустроительной инструкцией.
Изменится ли лесоустроительная инструкция?
В настоящий момент формируется рабочая группа по вопросам исполнения положений Закона №304-ФЗ, а также подготавливается план-график разработки подзаконных нормативных актов. Конструктивные предложения в состав лесоустроительной инструкции будут рассмотрены рабочей группой.
Кто может подготавливать проектную документацию на лесной участок для постановки его на кадастровый учет и предоставления в пользование или аренду?
Проектирование лесных участков необходимо для последующего кадастрового учета и предоставления лесных участков в пользование или аренду.
С 1 января 2022 года подготовкой документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное пользование, будет заниматься исключительно Рослесинфорг. Это означает, что учреждение станет единственным исполнителем работ по подготовке проектной документации лесного участка для последующего предоставления его в пользование (статья 70.1. Лесного кодекса в редакции Закона №304-ФЗ).
Можно ли заказать лесоустройство у Рослесинфорга на землях лесного фонда сверх федерального плана за региональный бюджет? Должен ли субъект при защите бюджета предусмотреть субвенции на лесоустройство в 2022-2023 годах?
Нет. С 1 января 2022 года проведение лесоустройства на землях лесного фонда больше не входит в полномочия органов государственной власти субъектов, соответственно, средства субвенций на такие цели выделяться не будут. Направление средств региональных бюджетов на это будет расцениваться как нецелевое использование.
Исключением являются государственные контракты, заключенные до 1 января 2022 года. Для них действуют положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №304-ФЗ. Для выделения средств на такие контракты будут проводиться процедуры защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета либо могут быть направлены средства регионального бюджета. Все зависит от условий контракта.
Нужно ли субъектам передавать федеральному центру имеющиеся архивные и действующие материалы лесоустройства? Если да, то кому, в какие сроки и в каком виде?
Созданные до ввода в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системой лесного комплекса (ФГИС ЛК) реестровые дела, лесоустроительная документация, документированная информация Государственного лесного реестра и ЛесЕГАИС хранятся в электронной форме или на бумажном носителе в порядке, который будет установлен Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 93.1 Закона №3-ФЗ).
Также прорабатывается вопрос о включении архивной лесоустроительной документации в ведомственный фонд пространственных данных. Его фондодержателем, то есть администратором, выступит Рослесинфорг.
Нужно ли субъектам с 2022 года загружать материалы лесоустройства, выполненного в рамках федерального плана, в ведомственный фонд пространственных данных или это функция Рослесинфорга?
С 2022 года фактически заказчиком лесоустроительных работ будет Рослесхоз, то есть результаты этих работ будут подлежать включению в ведомственный фонд пространственных данных. Вопрос о добавлении архивной лесоустроительной документации в ведомственный фонд пространственных данных прорабатывается.
Кто может проводить лесоустройство в лесах на землях населенных пунктов?
С 1 января 2022 года на землях населённых пунктов выполнять работы по лесоустройству могут муниципальные учреждения, на которые возложена обязанность по выполнению таких работ. Если такие обязанности не возложены, то органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов и мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Кто может проводить лесоустройство в лесах на особо охраняемых природных территориях регионального значения?
С 1 января 2022 года на землях ООПТ выполнять работы по лесоустройству могут государственные учреждения, на которые возложена обязанность по выполнению таких работ, а если такие обязанности не возложены, то органы государственной власти осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Сколько будет стоить комплексное лесоустройство за один гектар?
На данный момент идет разработка нормативов затрат на проведение лесоустроительных работ.
Мне нужно отвести лесосеку? К кому обращаться?
На данный момент обратиться можно в Рослесинфорг, а также к любым физическим и юридическим лицам, которые выполняют данные работы.
С 1 марта 2023 года работы и оказание услуг по отводу и таксации лесосек будут осуществляться Рослесинфоргом, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими в штате не менее двух работников, прошедших аттестацию на право выполнения работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек и включенных в реестр специалистов, имеющих право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В целях проведения лесосечных работ при заготовке древесины гражданами для собственных нужд, а также мероприятий по сохранению лесов, отвод и таксация лесосек может осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, самостоятельно либо с привлечением третьих лиц.
Когда заработает реестр и как в него попасть?
С 1 марта 2023 года. Квалификационные требования и порядок аттестации специалистов на право выполнения работ и оказания услуг по отводу и таксации лесосек, осуществление мероприятий по лесоустройству, а также порядок ведения реестра специалистов, имеющих право на выполнение данных работ, и перечень включаемых в него сведений на данный момент в стадии разработки.
Все основывается на материалах лесоустройства
Лесоустройство и межевание
Прошлая лесоустроительная инструкция предписывала границы лесхоза и других землепользователей согласовывать с районными органами землеустройства. Границы земель лесного фонда государственных лесхозов и сельхозорганизаций опознавались по аэрофотоснимкам и наносились на планшеты с указанием направления и протяженности линий, составлялся геодезический журнал. В случаях, когда натурные границы не совпадали с очертанием границ на планах внутрихозяйственного устройства, за истину принимались последние. Границы лесов в сельских лесхозах проходили по сельскохозяйственным угодьям (по естественным рубежам). Прием и передача лесных участков с отчуждением из земель гослесфонда оформлялись актами приема-передачи земель и учитывались в лесной картографии. Площади лесничеств и лесхоза в учете лесного фонда определялись с учетом земельного баланса райкомзема, поэтому имели значительные невязки.
Новый Лесной кодекс (2007 года) и лесоустроительная инструкция границы лесничеств и площади определяют на основании материалов межевания с учетом изменений, зарегистрированных в кадастровой палате. При этом границы лесных участков определяются по фотопланам, а площади в результате интерактивного вычисления. Арендаторы участков лесного фонда межевание выполняют за свой счет, приглашая для исполнения работ частные и государственные землеустроительные конторы.
Практика показывает, что межевание частными конторами происходит со значительными ошибками. «Севлеспроект» столкнулся с такими ошибками при выполнении работ по межеванию и постановке на кадастровый учет Чагодощенского и Белозерского лесничеств (ООО «Перспектива» в Белозерском лесничестве). Межевание и постановка на кадастровый учет лесов сельских участковых лесничеств связано с проблемами их регистрации в кадастровой палате, как «земель сельхозназначения» и выделения из общей площади этих земель сельскохозяйственных угодий и лесов.
Таким образом, новое лесное законодательство неразрывно связывает землеустройство и лесоустройство. При планировании работ это обстоятельство надо иметь в виду. Причем, землеустроительные работы должны проводиться до начала лесоустройства, поскольку требуется первоначальное определение границ объекта лесоустройства и его площади. При межевании границ лесничеств целесообразно межевать и границы арендованных участков лесного фонда. Такой подход удешевляет работы и исключает ошибки.
Натурные границы лесничеств и состояние квартальной сети по приказу Рослесхоза в прошлом обязаны были поддерживать в надлежащем виде (разрубать, расчищать, восстанавливать наземные знаки) лесхозы. При лесоустройстве цикла 1996 – 2006 годов восстанавливались только незначительные по протяженности утраченные участки просек и границ. На практике многие просеки и границы, особенно проходящие по молоднякам, утрачены. Череповецкое лесничество имеет только проект границ, который не был вынесен в натуру.
Лесоустроительные действия предусматривают (как отдельный вид работ) вынос границ лесничеств в натуру, прорубку и прочистку просек, изготовление и установку наземных знаков. Объемы этих работ весьма внушительные: только протяженность квартальных просек по Вологодской области составляет более 200 тыс. километров, квартальных и визирных столбов насчитывается около 125 тыс. штук. Для исключения межполосицы (чередования участков бывших сельских лесов и государственных лесничеств с большой протяженностью границ) потребуется организовать единую квартальную сеть государственных и сельских лесничеств, путем прорубки новых квартальных просек, являющихся развитием существующей прямолинейной квартальной сети гослесничеств и установкой наземных знаков в виде квартальных столбов.
Эти работы трудоемкие: бригада из двух рабочих в день прорубает в среднем 1-1,5 километр или прочищает 2-3 километра просек, изготавливает и устанавливает до 5 квартальных столбов. Потребуются сотни сезонных лесоустроительных рабочих ежегодно только на эти работы. При ответственном отношении и контроле со стороны лесоустройства эти работы за год до начала полевого сезона, конечно, могут выполнить и лесхозы.
Современные геониформационные системы и точность работ по межеванию потребуют выполнения опознавания (характерных точек, пересечений просек и границ) и привязки опознанных точек к координатам с использованием GPS-приемников.
Лесоустройство и Государственная инвентаризация лесов
Государственная инвентаризация лесов области началась в 2007 году с проектирования мест расположения площадок в Верховажском лесничестве. Для стратификации насаждений по установленным показателям использовались материалы лесоустройства 2004 года. В 2008 году работы по закладке пробных площадей продолжились в Бабаевском, Вытегорском, Вожегодском, Белозерском и Нюксенском лесничествах. Одновременно с закладкой проб выполнены работы по оценке эффективности мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. В 2009 году эти работы проводятся в Вашкинском, Верховажском, Кирилловском, Кич-Городецком и Тарногском лесничествах площадь с закладкой фиксированных круговых площадок в количестве 266 штук Проверка эффективности выполненных мероприятий осуществляется по статистически подобранному перечню участков в Вашкинском и Кич-Городецком лесничествах. Для планирования мест расположения площадок и привязки их к координатам в 2008-2009 годах выполнена оцифровка недостающих картографических материалов лесоустройства прошлых лет. Стратификация выполняется на актуализированных материалах таксационных описаний, полученных от Комитета по лесу.
Для выполнения работ в 2009 году организовано 3 партии по закладке пробных площадей и 2 партии по оценке мероприятий. В составе партий работы выполняют 15 инженеров-таксаторов.
Очевидна единовременная организация проведения работ по ГИЛ и лесоустройству. Такое заключение строится на том основании, что в регионе нет других подготовленных исполнителей, кроме таксаторов; для лесоустройства и инвентаризации установлен одинаковый период повторяемости – 10 лет; материалы лесоустройства и инвентаризации создаются на одной топографической и информационной основе, таксатор ходит по одним и тем же просекам. Наконец, доводом может служить и то, что при единовременной организации обеих видов работ будет тратиться меньше федеральных средств. Оба вида работ будут обогащаться и дополняться взаимной информацией, будет оценено больше участков с мероприятиями по охране и воспроизводству лесов. Будет использоваться один инструментарий и программное обеспечение.
Государственная инвентаризация в своих результатах будет учитывать реальные изменения в лесном фонде, как в отношении возрастного и породного состава, так и в отношении категорий защитности лесов. Будут выполняться требования всех уровней управления и использования лесов при меньших затратах.
Лесоустройство и лесопользование
Лесопользователя не интересует агрегированная информация, получаемая в результате Государственной инвентаризации лесов. Поэтому в первую очередь в материалах лесоустройства, и, особенно, в материалах таксации (оценки ресурсов) заинтересован лесопользователь. Основная задача лесоустройства – поставлять достоверную картографическую и таксационную информацию на повыдельном уровне до лесопользователя и регионального управляющего лесами. В ревизионном периоде (когда прошло 10 и более лет) только таксатор может выполнить оперативное уточнение таксационных характеристик лесов. Эта выборочная участковая таксация должна выполняться с повышенной точностью, глазомерно-измерительными способами, соответствовать требованиям лесоустроительной инструкции. Материалы такой таксации необходимо принимать и учитывать в составе государственного лесного реестра. Усложнение (как того требует Комитет по лесу) приводит к удорожанию работ и неоправданным трудозатратам.
Лесопользователь получает лесной участок в аренду на основании аукциона, часто не зная его характеристик. До организации аукциона должно проводиться проектирование лесного участка, которое включает: межевание и постановку на кадастровый учет, таксацию участка, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, определение объемов допустимого изъятия лесных ресурсов, составление Проекта освоения лесов. Эти лесоустроительные действия должны оплачиваться как лесопользователем (победителем аукциона), так и собственником лесов – государством.
К сожалению, в лесоустроительную инструкцию не попали работы по отводу и таксации лесосек. На мой взгляд, это одна из важнейших процедур, которая требует навыков таксатора – специалиста высшей категории. Ведь именно здесь происходит оценка передаваемого частнику государственного имущества. В сегодняшней ситуации отвод зачастую делает сам неподготовленный лесопользователь без всякого контроля со стороны лесничества (ограничения 294 ФЗ). Последствия этих нарушений выявляются в процессе работ по мониторингу лесопользования, но тогда уже мало что можно исправить – можно только констатировать факт. Мы предлагаем эти работы (отвод и таксацию лесосек) поручать подготовленным специалистам лесоустройства.
По результатам таксации лесов арендованного участка леса или в целом лесоустройства лесничества должны вноситься коррективы в действующие Проекты освоения лесов. Эта процедура должна происходить с уточнением размера лесопользования, как в целом по лесничеству (если протаксировано вновь более 10% площади лесничества), так и по арендному участку.
Лесоустройство и документы лесного планирования
При разработке документов лесного планирования в 2008 году использовались материалы лесоустройства прошлых лет, давность по отдельным лесхозам которых превышала 10 лет. В соответствии с новым Лесным кодексом разработке Лесного плана и Лесохозяйственных регламентов должно предшествовать проектирование границ лесничеств и разделение лесов по целевому назначению и категориям защитности. Лесничества организованы путем слияния государственных и сельских лесхозов в пределах границам муниципальных образований. Границы участковых лесничеств сохранены. Этот проект был согласован и утвержден Рослесхозом до начала работ над основными документами.
Задание на разработку Проекта разделения лесов по целевому назначению и категориям защитности было получено уже в ходе работ над Лесным планом и регламентами. Было не совсем понятно: в какой очередности выделять категории защитности, как поступать с водоохранными зонами, лесами зеленых зон, защитными полосами вдоль областных дорог, особо защитными участками, ООПТ регионального значения. Имея поддержку Департамента лесного комплекса области, «Севлеспроект», как основной разработчик, взял на себя ответственность и выделил новые категории защитных лесов, согласовав их с заинтересованными Департаментами области.
Были сложности с установлением возрастов рубок для заготовки древесины. Приказ Рослесхоза рекомендовал применять дифференцированные в зависимости от производительности хвойных лесов возраста рубок, Департамент настаивал на применении действующих возрастов. Только после положительного заключения по Лесному плану Рослесхоз изменил приказ о возрастах рубок в отношении Вологодской области, оставив действующие.
В целом в Лесном плане и Лесохозяйственных регламентах приведено новое разделение лесов по целевому назначению на поквартальном уровне. Для планирования использования лесов этого достаточно. Для организации лесопользования требуется распространить эту информацию (разделение лесов по целевому назначению) на повыдельный уровень.
Структура документов лесного планирования должна состоять из базовой части, которая изменяется очень медленно (категории защитности, возраста рубок, размер заготовки древесины, границы лесничеств, хозчасти и хозсекции) и части которую необходимо корректировать по мере изменений (породный и возрастной состав, площади, запасы древесины).
Основанием для внесения корректив в документы лесного планирования могут быть: изменения нормативов, очередное лесоустройство, стихийные воздействия на больших площадях, хозяйственная деятельность. Документы лесного планирования не должны устаревать, должны отвечать требованиям текущего времени, быть актуальными.
К сожалению, процедуры внесения изменений в Лесной план и Лесохозяйственные регламенты, финансирования этих действий не установлены. Не определен исполнитель этих работ. Не разработан порядок надзора за исполнением положений этих важных документов.
На сегодняшний день запроектированные в Лесном плане объемы лесоустроительных работ не исполняются, инвестиции в лесное хозяйство не вкладываются, объемы заготовки древесины не выдерживаются, экономический раздел не работает. В целом для страны разрабатываются и утверждаются новые нормативы по лесопользованию и лесовосстановлению, в них заложена другая идеология. Они не учитывают региональные особенности.
Как быть при таких обстоятельствах? На наш взгляд, Лесной план должен содержать раздел или приложения в виде региональных нормативов охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесопользования. На этих нормативах должно производиться лесоустройство (таксация лесов, проектирование мероприятий, оценка их результатов) и эти результаты должны учитываться при корректировании Лесных планов и Регламентов.
Результатом очередного лесоустройства лесничества должен стать Лесохозяйственный регламент, в котором кроме характеристик лесов и нормативов должен приводиться анализ оценки эффективности выполненных в ревизионном периоде мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесопользованию за ревизионный период на основании мониторингов разного уровня, натурных осмотров и обследований при таксации.
Планирование лесоустройства
В прошлом цикле планирование лесоустроительных работ государственных лесхозов осуществлялось Рослесхозом по согласованию с субъектом. В первую очередь к лесоустройству планировались те лесхозы, у которых истек или истекал десятилетний срок давности. Минсельхоз по согласованию с Вологдасельлесом пытался подстроиться под график работ в гослесхозах, что не всегда получалось (Вытегорский, Верховажский, Нюксенский районы). В лесах ООПТ федерального значения и Министерства обороны лесоустройство проводилось по мере необходимости без согласования с субъектом.
Цикл лесоустройства лесхоза состоял из подготовительного периода (сбор материалов и аэрофотосъемка), полевого периода (таксация лесов, подготовка территории) и камерального периода (обработка материалов таксации, проектирование, изготовление материалов лесоустройства). Материалы лесоустройства лесхоз получал в лучшем случае к середине третьего после начала работ года.
Новый Лесной кодекс не определил понятия объекта лесоустройства, кто его планирует и источника финансирования работ. Лесной кодекс предусматривает шесть видов отдельных лесоустроительных действий, из которых три последних (по нашему убеждению и опыту) должны выполняться при лесоустройстве одной организацией.
Очередность проведения лесоустройства в области указана в Лесном плане. В год в среднем (при десятилетнем цикле) необходимо устраивать около 1,2 млн. га лесов. При планировании лесоустройства надо иметь в виду единовременное устройство лесов всех ведомств в районе, в том числе и ранее не устроенных лесов.
Техническое задание и договор должны содержать условия выполнения всего цикла лесоустроительных работ лесничества, в том числе и уточнение проектирования лесов по целевому назначению на повыдельном уровне. За год до лесоустройства проводятся подготовительные работы по сбору информации и уточнению проектировании целевого назначения лесов, аэрофотосъемке, межеванию и постановке (если этого не было сделано ранее) лесничества на кадастровый учет, восстановлению границ и квартальной сети, отграничению категорий защитных лесов. На следующий год выполняется таксация лесов, необходимые назначения, обследования и оценки мероприятий, обработка информации, проектирование объемов, разработка Лесохозяйственного регламента. Цикл лесоустройства сокращается до двух лет.
Приоритет в очередности планирования лесничеств к лесоустройству должен отдаваться тем, у кого больше аренды, инвестиционных проектов, интенсивность лесного хозяйства, истекает срок давности. В первую очередь надо планировать лесоустройство следующих лесничеств: Вологодское (1996), Вожегодское (1997), Сокольское (1997), Харовское (1997), Усть-Кубинское (1997) Бабаевское (1998), Вытегорское (1999), Чагодощенское (1999), Устюженское (2000), Белозерское (2001),. Во вторую очередь: Грязовецкое (1996), Шекснинское (1996), Вашкинское (2000), Череповецкое (2000), Кирилловское (2002), Сямженское (2002), В_Устюгское (2003), Верховажское (2004). В третью очередь остальные: Кадуйское (2000), Тотемское (2003), Нюксенское (2004), Тарногское (2004), Никольское (2005), Бабушкинское (2005), Междуреченское (2006), К-Городецкое (2006).
Планы лесоустроительных работ должны быть доведены до арендаторов участков лесного фонда, с целью заблаговременного планирования их участия в лесоустроительных работах на своих участках. Субъект так же должен предложить провести лесоустройство (одновременно с устройством лесничества) в районе и лесов на землях Особо охраняемых природных территорий, Министерства обороны, городских лесов, лесов муниципалитетов, ранее не устроенных лесов.
К сожалению, планированию лесоустроительных работ не способствует 94-ФЗ об организации конкурсов и аукционов. Нет уверенности, что эти работы будут выполняться именно специалистами нашего филиала.
Финансирование лесоустройства
Лесоустройство всегда было дорогим удовольствием. Финансирование лесоустройства в прошлые годы осуществлялось за счет средств федерального бюджета. Размеры финансирования, как правило, не покрывали затрат на производство работ, поэтому применялись самые простые методы таксации (глазомерные, дешифрирования), «доморощенная» технология работ, уменьшались до предела объемы обследований, сокращался километраж ходов, оставались не прочищенными просеки и не восстановленными границы. Это приводило к потере точности таксации, обесценивало материалы лесоустройства.
Недостаток финансирования плановых лесоустроительных работ компенсировался работами по хоздоговорам с арендаторами и другими потребителями лесоустроительной информации.
Договора с Рослесхозом заключались, а, следовательно, и финансирование начиналось в середине-конце второго квартала года. От арендаторов деньги начинали поступать сразу после заключения договора – это позволяло устойчиво работать в течение всего года.
Ситуация с порядком финансирования лесоустроительных работ в рамках нового Лесного кодекса до сих пор остается неопределенной. Мы предлагаем обязанности по финансированию лесоустройства разделить между Федерацией, Субъектом и Арендатором. Москва финансирует только основное базовое (уточнение разделения лесов по целевому назначению на повыдельном уровне, межевание и постановку на кадастровый учет лесничеств, аэрофотосъемку, дешифрирование, изготовление нормативного количества экземпляров материалов) лесоустройство. Арендаторы финансируют на территории своих лесных участков наземную глазомерную и глазомерно-измерительную таксацию, прочистку просек и восстановление границ, межевание и постановку на кадастровый учет, разработку Проекта освоения лесов, оплачивают свой экземпляр материалов лесоустройства. Субъект оплачивает лесоустроительные работы на свободной от аренды территории: прочистку просек и восстановление границ, постановку наземных знаков, разработку лесохозяйственного регламента, корректировку Лесного плана, материалы для государственного лесного реестра дополнительные (сверх инструкции) задания. Актуализацию прошлой таксации на хозяйственную деятельность и возраст всей территории лесничества (как гарантию завершения работ при отказе участвовать одного из арендаторов) должен оплатить субъект.
На Субъект следует возложить обязанности по координации заключения договоров на выполнение лесоустройства между арендаторами и лесоустроительной организацией, иметь возможность влиять на ход своевременного финансирования работ арендаторами. Не выполнение этих условий одним из арендаторов может повлечь срыв выполнения работ в целом по лесничеству.
Негативный пример выполнения своих обязательств по финансированию лесоустроительных работ имеет место в Верховажском и Тарногском сельских лесничествах со стороны ООО «Леспромсевер». Выполненные в 2007 году лесоустроительные работы до настоящего времени им не оплачены. Задолженность составляет более 5,1 млн. рублей.
В регионе, на наш взгляд, следует определиться с ценовой политикой на услуги по лесоустройству. Цена работ определяется технологией. Цена одинаковых видов лесоустроительных работ у различных организаций должна быть одинакова, поскольку должна соблюдаться единая технология и состав работ. Следует установить, путем расчетов затрат, стоимость единицы лесоустроительных работ при установленной нормативной технологии: 1 гектара таксации различными методами, в том числе и при отводе лесосек; 1 километра прорубки просек в различных типах насаждений; 1 километра прочистки просек в различных типах насаждений; 1 километра промера просек и границ; 1 километра выноса границ в натуру; 1 километра восстановления утраченных границ; изготовления и установки 1 квартального столба; изготовления и установки 1 визирного и граничного столба; 1 гектара камеральных работ с изготовлением лесоустроительных материалов; 1 гектара межевания и постановки на кадастр лесных участков; 1 проекта освоения лесов и другое.
Технологии лесоустройства
Камеральные работы более-менее обеспечены программными средствами, персональными компьютерами, множительной техникой, отработана и отлажена технология изготовления лесоустроительной продукции, в большинстве случаев исключен ручной труд.
При камеральных методах таксации недоступных участков (резервных лесов, свободных от аренды) должны использоваться интерактивные методы дешифрирования электронных аэрофотоснимков с получением страт одинаковых по таксационным характеристикам лесных участков. В лесу (в доступной части) глазомерно-измерительным методом определяется таксационная характеристика некоторой представленности страт. Усредненные таксационные характеристики страт распространяются на всю недоступную территорию.
Работа по таксации выполняется как 100 лет назад: пешие переходы от выдела к выделу, запись в карточку таксации, измерении и перечеты – при такой методологии вносится большая доля субъективизма и ошибок при последующей обработке.
Современные полевые компьютеры, программы актуализации, цифровые аэрофотоснимки, измерительные приборы, GPS-навигаторы позволяют организовать процесс таксации и обработки материалов непосредственно в лесу.
На наш взгляд это может выглядеть следующим образом:
— ГИС-база прошлого лесоустройства совмещается с цифровыми геопозиционированными аэрофотоснимками и планшетами лесничества с нанесенными мероприятиями ревизионного периода;
— В картографическую и таксационные части вносятся изменения на возраст и хозяйственную деятельность, уточняются категории защитности и особо защитные участки;
— В подготовительный период, при организации территории, с использованием геопозиционированного аэрофотоизображения, GPS-приемников и полевых компьютеров выполняется опознавание и привязка квартальной и граничной сети, границ разделения лесов по целевому назначению к координатам;
— Векторный слой уточненной квартальной сети, актуализированной повыдельной картографии с подложкой аэрофотоизображения заносится в полевой компьютер. В него же загружается актуализированная таксационная база в виде АРМ-таксатора. Программа должна обеспечивать корректирование таксационного описания и картографии в полевых условиях. По фактическим показаниям координат GPS-приемников корректируется положение границ выделов (лесных участков). В электронные ведомости заносятся показания измерений электронным дальномером высот деревьев и диаметров;
— Автоматическая регистрация результатов обработки, авторский логический контроль результатов обработки, назначение мероприятий, оценка мероприятий;
— Передача через Интернет результатов таксации в базовый компьютер для хранения и обобщения;
— По завершении полевого сезона обработка материалов таксации в целом по лесничеству, печать, проектирование, разработка Лесохозяйственного регламента и Проектов освоения лесов.
— К концу года – передача материалов заказчикам.
Такая технология таксационных работ значительно удешевит и ускорит лесоустроительное производство.
Аэрофотосъемочные работы при очередном лесоустройстве лесничества должны организовываться и осуществляться Рослесхозом через специализированные аэрофотосъемочные организации. В нашем регионе это «Балтаэросервис». Возможен и другой вариант, когда аэрофотосъемочные работы будет выполнять региональное подразделение Авиалесоохраны, с соответствующим образом подготовленным оператором и оборудованным воздушным судном. Это позволит оперативно снимать территорию при лесоустроительных работах на арендованном участке. Другой вариант оперативной цифровой съемки предусматривает использование беспилотных летательных средств.
Особенности организации лесоустройства в Вологодской области
Организация лесоустройства области требует некоторых новых методических подходов. Эти методики и рекомендации должны быть изложены в Положении о лесоустройстве области, которые должны быть обязательными для всех лесоустроительных организаций, занимающихся лесоустройством на территории Вологодской области. Указанные положения должны быть одними из основных приложений к Лесному плану области. В Положении обязательными для рассмотрения должны быть такие разделы:
— преобладающие породы, хозяйственные секции, хозяйственные части, возраста рубок – порядок их организации и выделения;
— приоритеты и порядок выделения категорий защитных лесов, основания для их выделения, (перечни водных объектов, дорог федерального и областного значения, населенные пункты и зеленые зоны, городские леса, леса ООПТ);
— особо защитные участки леса, принципы их выделения;
— проект квартальной сети лесничеств, порядок выноса его в натуру
— использование при таксации нормативно-справочной информации, таксационных таблиц и справочников;
— типы леса и типы условий местопроизрастания;
— таксация при отводе лесосек;
— лесотаксационное районирование и зонирование территории лесничеств;
— постоянные тренировочные полигоны, их обновление и использование;
— принципы проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
— лесоустроительные совещания, порядок утверждения проектируемых объемов;
— особенности устройства лесов отдельных категорий целевого назначения;
— контроль лесоустроительных работ, приемка материалов лесоустройства;
— порядок внесения изменений в материалы лесоустройства.
Разделение (зонирование) территории лесничеств по методам и разрядам точности таксационных работ должно основываться на нормативах Лесоустроительной инструкции. К первому разряду таксации (более подробному, но и более дорогому) следует отнести лесные участки: в лесопарковых частях зеленых зон, научно-исторические леса, особо защитные участки лесов региональных ООПТ. Второй разряд таксации распространить на остальные леса. Резервные и бесперспективные участки лесов, свободные от аренды, следует таксировать самыми простыми методом (самыми дешевыми) – актуализации и дешифрирования. Участки приспевающих и спелых лесов в зоне аренды и закрепленные для использования местным населением, перспективные участки для проведения лесохозяйственных мероприятий первой очереди в зоне аренды и свободных от аренды, – таксируются измерительно-перечислительным методом. Остальные участки в зоне аренды и лесах местного значения таксируются глазомерным методом. Такое зонирование, показанное на схемах и в таблицах, позволит планировать финансирование лесоустройства.
В хозяйственные части местного потребления (для населения) включаются квартала свободные от аренды, примыкающие к населенным пунктам. Хозяйственные части местного потребления организуются для заготовки населением древесины для собственных нужд по договорам купли-продажи, пастьбы скота, сельскохозяйственного использования и других целей. Хозяйственные части местного потребления располагаются в эксплуатационных лесах. Перечень кварталов хозчастей местного потребления утверждается органами исполнительной власти субъекта по согласованию с муниципалитетом.
Предварительно, по опросу населения или по информации лесничества, выявляются места традиционного сбора ягод (черника, брусника, клюква, голубика, морошка, малина, смородина) и грибов (белые, подосиновики, маслята, лисички, грузди, волнушки, опята). В процессе таксации эти места обследуются с составлением паспорта ягодного или грибного участка (местоположение, проективное покрытие и видовой состав ягодников, условия и особенности произрастания грибов). Кроме того, определяются перспективные участки леса для заготовки пищевых ресурсов и технического сырья в транспортно доступной зоне (вблизи проезжих дорог, возле рек, около населенных пунктов). Все участки показываются на картографии и отмечаются в таксационных описаниях. В них проектируются мероприятия, способствующие сохранению и усилению плодоношения, улучшению условий местообитания.
В материалах лесоустройства лесничества должны быть сделаны предложения по комплексному (диверсификация) использованию лесных ресурсов на одном участке леса (аренды), то есть нескольких видов использования лесов, не противоречащих друг другу. Например, заготовка живицы и заготовка древесины, рекреация и заготовка пищевых ресурсов, охота и сбор не древесных ресурсов.
Изготавливаемые лесоустроительные материалы на бумажных и цифровых носителях (электронный вид, векторный слой) должны в первую очередь передаваться Комитету по лесу для ведения государственного лесного реестра, в лесничество для организации управления лесами и лесного контроля. Арендаторы получают лесоустроительные материалы только на территорию аренды при условии участия в лесоустройстве. При проведении лесоустройства на части территории лесничества (арендованном лесном участке) лесоустроительная организация обязана изготовить и передать лесоустроительные материалы на бумажных и цифровых носителях в вышеназванные организации. Лесоустроительные материалы должны передаваться в той оболочке и в том программном продукте, который используется для организации управления лесами и лесного контроля в субъекте.
Геопозиционированные лесные карты могут использоваться авиационными базами охраны лесов для организации авиапатрулирования и определения точного местоположения лесного пожара по координатам, передачи этой информации через Интернет для оперативного их тушения наземными средствами, при аэрофотосъемке.
Лесоустройство и 94 ФЗ
При условии софинансирования лесоустроительных работ субъектом и арендатором, 94-ФЗ может сыграть злую шутку: победителями конкурсов в Федерации и Субъекте могут оказаться разные организации.
Конкурс на базовое лесоустройство лесничества в соответствии с 94-ФЗ организует Рослесхоз. Техническое задание должно предусматривать сразу весь лесоустроительный цикл для данного лесничества. В конкурсе могут участвовать специализированные лесоустроительные организации или организации, имеющие аккредитацию в Рослесхозе. Лесоустроительная организация при этом должна иметь лицензии, подготовленных специалистов, опыт работ, выполнять одновременно землеустроительные и лесоустроительные работы. При определении победителя конкурса по Федерации должно учитываться наличие специализированных лесоустроительных организаций в регионе.
Субъект в соответствии с тем же законом должен организовать конкурс на свою часть лесоустроительных работ. Приоритет в определении победителя конкурса по субъекту должен быть отдан победителю конкурса Рослесхоза.
Арендатор должен заключить договор на выполнение лесоустройства своего участка с этим победителем.
Лесоустройство всех лесничеств области должна выполнять одна организация. Практика организации лесоустроительных работ области показывает, что привлечение для этого разных лесоустроительных организаций (особенно из других регионов) приводит к грубым искажениям характеристик лесного фонда. Не случайно ФГУП «Рослесинфорг» (а ранее и Рослесхоз) своим приказом закрепил за филиалами регионы ответственности за исполнением лесоивентаризационных работ.
На основании материалов нового лесоустройства в ревизионном периоде (при проектировании лесных участков, уточнении таксационных характеристик, таксации при отводе лесосек) локальное лесоустройство могут выполнять коммерческие организации, имеющие для этого аккредитацию или лицензии.
Вывод:
Лесоустройство области необходимо безотлагательно реанимировать. В функции лесоустройства необходимо передать: ведение государственного лесного реестра (непрерывного лесоустройства), разработку документов лесного планирования, ведение научно-производственных работ по лесной тематике, практическую подготовку таксаторов и инженеров кадастра лесных земель. Организовать и выполнить лесоустроительные работы в Вологодской области может только Северный филиал государственной инвентаризации лесов ФГУП «Рослесинфорг» «Севлеспроект».
Директор филиала ФГУП «Рослесинфорг»
«Севлеспроект» А.П. Шушарин