Что такое ленчик на седле для лошади
Самоучитель: Как подобрать седло? Пошаговая инструкция
Автор: Варвара ЖУРАВКИНА
Номер журнала: GM №6(173)/2017
Фото: Елизавета ЗАТРАВКИНА
Егор Щибрик в призах в Гран-при CSI4*-W в Рияде
«Кубок президента ФКСР» пройдет в КСК «Измайлово»
42-й аукцион P.S.I. состоялся в Анкуме
Файн Леди Эрика Ламаза отправляется на пенсию
© 1997-2014 OOO «Голд Мустанг»
Информационно-аналитический журнал
ООО «Голд Мустанг»
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати, регистрационный номер ПИ №ФС77-26476.
Редакция не несет ответственность за достоверность рекламных материалов.
При предоставлении Заказчиком готового рекламного макета, Заказчик гарантирует соблюдение авторских прав (интеллектуальной собственности) третьих лиц на произведения, включенные в рекламу.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов.
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции.
Как правильно определить размеры и подобрать идеальное седло?
Измеряем лошадь
В основе седла лежит жёсткий каркас (ленчик), именно по его ширине определяется размер седла. Передняя дуга ленчика проходит в 3-4 пальцах за лошадиными лопатками, в этом месте и замеряют ширину конского корпуса.
Для замера понадобится жесткая проволока, которая хорошо гнётся и держит форму. Достаточно 45-50-сантиметрового отрезка. Отмерьте 3-4 пальца от лопатки передней ноги и проведите мысленно вертикальную линию вверх, к позвоночнику. Согните проволоку пополам и приложите место сгиба к холке, а концы опустите вниз. Прижмите проволоку к телу лошади, обжимая её так, чтобы она приняла очертания спины (рис.1). Получившаяся “V”-образная рогатина – ваш шаблон. Положите его на бумагу, отмерьте от середины по 21 см. в каждую сторону и проведите отрезок, соединяющий отметки (риc.2). Это расстояние и есть размер луки ленчика седла.
Рисунок 1
Рисунок 2
Размеры ленчика английского седла
Обычно производители седел английского типа указывают размер ленчиков на самом седле, например, печатают под крылом. Некоторые пишут одну цифру, другие используют буквенное обозначение, третьи по-разному окрашивают сменные ленчики (рис.3).
Рисунок 3
Буквенное обозначение размера | Цифровое обозначение размера | Для кого предназначено | Ширина в см. |
---|---|---|---|
N (узкая) | 1 | Высокая холка, узкая спина | 27-28 |
NM (средне-узкая) | Средне-узкая спина, высокая холка | 29 | |
M (средняя) | 2 | Cредняя спина, средняя или средне-высокая холка (конкур), средняя или высокая холка (выездка) | 30 |
MW (средне-широкая) | 2,5 | Средне-широкая спина, средняя холка (конкур), средняя или высокая холка (выездка) | 31 |
W (широкая) | 3 | Широкая спина, средняя или низкая холка | 32 |
EW (очень широкая) | 4 | Очень широкая спина, низкая холка | 33-34 |
В таблице даны средние размеры, они могут меняться в зависимости от марки. Некоторые производители вырабатывают собственную размерную сетку, которая может отличаться от указанных цифр.
Специалисты советуют: если вы точно не знаете, какой размер седла лучше взять, остановитесь на том, которое чуть больше. В конце концов, под широкое седло можно подложить гелевую или меховую подкладку.
Снимаем мерку со всадника
Когда с измерениями ленчика покончено, можно заняться не менее важным делом: определить размер седла для всадника. Замеры производят сидя, прижавшись к спинке стула и поставив ноги перпендикулярно полу (бедро и голень согнуты под углом 90 о ). Измерьте сантиметровой лентой длину бедра от его крайней точки (сгиб между корпусом и бедром) до конца коленной чашечки.
Размер седла – это расстояние в дюймах от середины задней луки до точки на палец ниже передней луки (рис. 4). От него зависит не только глубина и размер сиденья, но и размеры крыльев, подушек. Размер указывается в дюймах, бывает от 14″ до 19″ с шагом полдюйма. Самые распространенные размеры – 17″ и 17.5″.
Рисунок 4
Замеры длины ноги
Данные в таблице примерные, каждое седло лучше примерить под себя, а если есть возможность – поработать в нём день-два на лошади. Рост всадника играет основную роль при выборе размера седла, кроме того имеет значение его вес, длина ног, марка седла (есть большемерки и маломерки).
Мерки для других типов сёдел
Некоторые производители выпускают специальные “именные” ленчики: для арабских скакунов, иноходцев (Gaited Horse), тяжеловозов (Draft Horse), четвертьмильных лошадей (Quarter Horse). Эти породы распространены и стандартизированы, и большого разброса в размерах седел для них нет.
Седло для вестерна, которое в основном используется для самой распространенной в Северной Америке породы, “четвертьмильной лошади” (квотерхорс, quarter horse), имеет только два размера. Средние ленчики – “semi-quarter horse bars” (Regular), широкие – «full quarter horse bars» (Wide Tree).
Размер седла по всаднику здесь зависит и от роста, и от веса. Рост измеряется как для английского седла, а вес приведен в таблице ниже. Разброс размеров – от 13″ до 18″ (от внутренней части передней луки до шва на задней луке). (Рис.5)
Рисунок 5
Вес всадника | Размер седла для вестерна |
---|---|
От 38 до 49 кг. | 13″ |
От 50 до 64 кг. | 14″ |
От 65до 78 кг. | 15″ |
От 79 до 92 кг. | 16″ |
От 93 до 105 кг. | 17″ |
Свыше 105 кг. | 18″ |
В таблице даны примерные параметры, т.к. многое зависит и от роста всадника, и от наклона передней и задней луки конкретного седла, и от угла наклона сиденья. Универсальный совет: между телом и передней лукой и телом и задней лукой должно помещаться по 3 пальца.
Соответствие разных типов седел
Считается, что разница в размерах между английским и вестерн седлами составляет примерно 2-3 дюйма. То есть можно считать так: “английское седло минус 2 равно вестерн”, воспользоваться таблицей ниже или внимательно рассмотреть рисунок. (Рис.6).
Размер английского седла | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
Размер австралийского седла | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Размер седла вестерн | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Рисунок 6
Мы рассказали об основных приёмах выбора идеального седла. Но дьявол, как известно, кроется в мелочах, и то, как седло лежит на спине лошади, зависит от многих параметров. Здесь играют роль размеры и форма полок ленчика, их угол наклона, прямота или выгнутость, степень разворота в стороны и т.д. Помните, что даже самое идеальное новое седло должно немного обмяться и притереться к спине конкретной лошади. Процесс адаптации может занять 20 и более часов работы под седлом.
Конструкция седла и из чего оно состоит
Каждое седло состоит из нескольких обязательных элементов: каркаса, внутренней обивки, внешней обивки, ремешков и пряжек.
Основа седла
Основа большинства седел, будь то самое «топорное» кавалерийское или изящное седло для выездки, одна: каркас. Он называется ленчик и состоит из двух полок, соединенных дугами (гребнями), которые впоследствии станут передней и задней лукой. Ленчики могут различаться длиной, изогнутостью, наклоном полок, шириной и высотой гребней (рис.1).
Рисунок 1
Современные ленчики бывают нескольких видов:
У каждого материала есть свои плюсы и минусы. Деревянные ленчики самые прочные и долговечные, выдерживают большую нагрузку и падения, но при этом очень тяжелые. Это самый старый и традиционный тип, часто сделан на заказ по индивидуальным меркам всадника и лошади. Альтернатива им – синтетические материалы, которые гораздо легче и дешевле в производстве, но такие же прочные и хорошо переносящие нагрузку. Правда, со временем они все хуже держат форму и становятся менее прочными. Ленчики из многослойной древесины легче цельных, но менее прочные. Они могут поломаться при большой нагрузке или падении лошади на седло, а со временем их и вовсе может повести.
Внутренняя и внешняя обивка седла
К ленчику крепятся все остальные детали седла. По его меркам вырезают основу для седла, которую после прибивают к каркасу и обтягивают. В качестве внутренней обивки служит легкий и упругий материал, например, поролон. Он в меру мягкий, но быстро изнашивается, поэтому набивку надо регулярно обновлять. В современных седлах верхнего ценового сегмента используется шерсть, а в моделях средней ценовой категории – пенистый или волокнистый наполнитель. Ими заполняются подушки, которые служат для амортизации. Между подушками остается канал, просвет, который обеспечивает расстояние между седлом и позвоночником и не позволяет зажимать спину.
Далее конструкцию обтягивают кожей, чаще всего используется воловья, буйволиная или свиная. Кожу распаривают, подгоняют под основу и натягивают по форме будущего седла. Швы, скрепляющие кожаные детали, должны быть ровными, закрепленными, без торчащих ниток. Сама кожа должна быть гладкой, без трещин, не поврежденной, гибкой, не пересушенной.
Английское седло в деталях
Внутренняя часть седла, на которой размещается всадник, называется сиденьем. У него есть самая глубокая часть, на которую, собственно, опирается наездник, и талия (твист) – самая узкая часть ближе к передней луке. Глубина сиденья обеспечивает плотную и глубокую посадку с низким центром тяжести.
Спереди седло ограничено невысокой передней лукой, которая располагается над холкой и защищает ее. Сзади седло заканчивается задней лукой, она немного выше передней и нужна для обеспечения комфортной уверенной посадки.
Боковые части седла – это крылья. Форма и положение крыльев помогают всаднику удобнее сесть, разместить колени, найти упор. В зависимости от типа седла они могут быть разного размера, вынесены вперед или опущены отвесно вниз. На переднем и заднем краях крыльев иногда размещаются коленные и подколенные подушка бенфуторы (упоры, валики). Они помогают ноге найти упор при прыжках, быстрых аллюрах.
Под юбкой (малым крылом) спрятан шнеллер – металлический замочек, к которому пристегивается стременной ремень. Обычно шнеллер защелкнут, но от резкого рывка он должен расстегнуться, спасая жизнь всаднику. Стременной ремень выскакивает из открывшегося замочка, и лошадь не потащит за собой человека с запутавшейся в стремени ногой (рис. 3). Стременной ремень, на который надевается стремя, называется путлищем. Он имеет несколько дырочек для регулировки длины, а ненужный его конец заправляется в петлю-держатель на крыле седла.
Рисунок 3
Под большим крылом спрятаны приструги, обычно две или три с каждой стороны седла. Это ремни, к которым пристегивается подпруга, держащая седло на лошади. Подпруга – широкий ремень из кожи, резины, толстой тесьмы или синтетических материалов (неопрен). Чтобы седло не сползло вперед, его можно закрепить задней подпругой (подхвостником), а чтобы не уползло назад – пристегнуть подперсье. Для их фиксации на седле обычно есть складные D-образные кольца.
Приструги и пряжки от тела лошади отделены подкрыльем, которое не дает коже и металлу натирать бока.
Форма и снаряжение седла может меняться в зависимости от задачи, которое оно выполняет, но основные детали остаются неизменными независимо от типа седла.
Рисунок 4
Рисунок 5
5 – Петля-держатель для заправки конца путлища
6 – Задний бенфутор
8 – Передний бенфутор
9 – D-образное кольцо для пристегивания подперсья
Какими бывают сёдла для лошадей? Как оседлать скакуна?
Седло — специальная экипировка для лошади, которая обеспечивает комфорт наезднику и животному. Оно имеет разнообразные конструкции, создающие удобство для седока и оптимально защищающие спину коня от нагрузок и повреждений.
Из чего состоит седло?
Седло имеет форму и вес, подобранные экспериментальным путём. В седле продумана каждая линия, а все его элементы имеют определённую функцию.
Всадник, сидящий на лошади без седла, давит своим весом на спину животного. Больше всего достаётся седалищным костям. Благодаря седлу, нагрузку удаётся распределить по площади соприкосновения.
Седло состоит из следующих элементов:
Виды сёдел
Верховая езда — это вид спорта, развлечение, способ реабилитации и терапии и прочее. В зависимости от назначения сёдла различаются конструкцией, весом, формой и т. д.
Кавалерийские
Дамские
Дамские сёдла придумали в 14 веке. Конструкция создана с учётом особенностей женской одежды — дамы, облачённые в длинные платья, садились на лошадь боком.
Особенности дамского седла:
В 20-е гг. прошлого века дамы надели брюки. Существование дамской версии седла перестало быть актуальным. Его преимущественно используют на различных шоу с лошадьми, реже — на соревнованиях.
Скаковые
Предназначено исключительно для скачек, и является самым лёгким седлом среди лошадиной амуниции. Выглядит очень элегантно, и лишено многих элементов, используемых в других видах.
Особенности скакового седла:
Скаковое седло совершенно не подходит для обычной езды. Жокеи в таких сёдлах не сидят, а стоят на стременах.
Конкурные
Элегантное спортивное седло, предназначенное специально для конкура — соревнования с препятствиями. При его изготовлении учитываются повышенные нагрузки, испытываемые лошадью при прыжках.
Особенности конкурного седла:
Выездковые
Вид спортивного седла, предназначенного для выезда. Имеет более выпуклый, чем у других сёдел, ленчик. Седло устроено так, чтобы всадник сидел глубоко, а ноги были хорошо выпрямлены.
Особенности выездкового седла:
Универсальные
Это седло, имея универсальную форму, используется в разных дисциплинах конного спорта. Оно также подойдёт для обычных выездов — прогулок, поездок на охоту, тренировочных занятий и т.д.
Особенности универсального спортивного седла:
Троеборные
Внешний вид сёдел очень напоминает универсальные аналоги. Их применяют в самых разных конных состязаниях. Троеборное седло необходимо на 2-й день троеборья — на стипль-чезе и кроссе, для галопа на полевой посадке. Также подходит для обычных прогулок и поездок верхом.
Особенности троеборного седла:
Казачьи
Они предназначены для длительных переходов. Имеют форму, радикально отличающуюся от других сёдел. Главные элементы — крылья, арчак, подушки. Конструкция позволяет наездникам, привстав на прямых ногах, ехать рысью.
Пахва — это подхвостник или ремень. Его одним концом пристёгивают к задней луке. На втором конце — мягкая петля, через неё пропускают хвост лошади. Пахва предотвращает сползание седла на шею лошади при крутых спусках, во время езды по пересечённой местности, при джигитовке.
Офицерские
Они предназначены для парадов, различных военных мероприятий. Используют в конной полиции, армии. Второе название — варшавские сёдла.
Особенности офицерского седла:
Ковбойские
Второе название таких сёдел — вестерн. Подобную конструкцию использовали ковбои, выпасающие скот. Форма седла обеспечивает устойчивое и комфортное положение ковбоя, в том числе при резких движениях и остановке лошади.
Особенности ковбойского седла:
Австралийские
Они выглядят своеобразным гибридом ковбойских и классических европейских сёдел. Обеспечивает удобную посадку всадника, и подходит для длительной езды.
Особенности австралийского седла:
Безленчиковые
Это тренировочное седло. Разительно отличается от других видов своей мягкостью. Они используются для езды на лошадях со слабыми или травмированными спинами.
Особенности безленчикового седла:
Вьючные
Они созданы специально для всадников, перевозящих сумки, мешки, вьюки. В его конструкции предусмотрены надёжные крепления для грузов. Сёдла популярны в гористой местности, где нельзя проехать на повозке.
Особенности вьючного седла:
Испанские
Это облегчённая версия австралийских сёдел на европейский лад. Его главное преимущество — удобство, обусловленное особенностями конструкции, и возможность длительной верховой езды. Такие сёдла хорошо зарекомендовали себя как тренировочные. На них удобно обучаться верховой езде.
Особенности испанского седла:
Сёдла для вольтижировки
Выглядит эта амуниция немного странно, по сравнению с другими видами сёдел. На них наездники выполняют спортивные упражнения — непосредственно на лошади или возле неё.
Особенности сёдел для вольтажировки:
Как выбрать седло?
Седло должно быть удобным для человека и, в то же время, не причинять животному дискомфорта.
На что обратить внимание, выбирая седло:
Выбор сёдел усложняется отсутствием единой размерной сетки (у разных производителей размеры отличаются). Амуницию перед покупкой нужно обязательно примерить. Лучше всего, воспользоваться помощью специалиста, чтобы он помог правильно подобрать седло и прочую экипировку для лошади.
Как изготовить седло своими руками?
Изготовление настоящего седла — сложный и трудоёмкий процесс. Для самостоятельной работы лучше выбрать максимально простую модель. Желательно, чтобы был опыт работы с кожей.
Для работы понадобится:
Порядок изготовления седла:
Видео о том, как сделать седло:
Как надеть седло на лошадь?
Для беспроблемного седлания первоначально потребуется вызвать доверие коня. Предварительно животное проходит начальную подготовку, и осваивает команды.
Видео о том, как седлать лошадь:
Разнообразие сёдел часто приводит к неправильному выбору изделия простым любителем. Стандартов не существует. Ориентируются на поставленную задачу, различия в строении тела животных. Наездники также отличаются друг от друга особенностями держания себя в седле. Учёт всех составляющих выбора позволит комфортно чувствовать себя седоку и лошади одновременно.
Вестерн-седло и его составляющие
Деревянный ленчик
радиционно ленчики для вестерн-седел делались из дерева (отсюда английское название tree, что одновременно означает и «дерево», и «ленчик»). В производстве ленчиков используются относительно мягкие породы дерева, способные на определенную гибкость: желтая сосна, бук, ясень, тополь и т.п.
Деревянный ленчик дополнительно укрепляют, обтягивая сыромятной кожей, кожей буйвола, либо стекловолокном.
Ленчик Flex
Когда ленчики типа flex (гибкие) только появились, они вызвали море скептицизма. Однако сегодня уже понятно, что лошадям такие ленчики очень нравятся. Седла с такими ленчиками имеют относительно небольшой вес по сравнению с деревянными ленчиками и обеспечивают более близкий контакт всадника с лошадью.
Седла с ленчиками flex не рекомендуется использовать в работе на ранчо, однако, для прогулок и манежной работы они вполне подойдут.
Посмотреть седла с flex-ленчиками можно на сайте www.horsesaddleshop.com
Синтетический ленчик (Ralide)
Лучшим из синтетических материалов для изготовления ленчиков считается ралид (ralide). Термин Ralide обозначает одновременно материал (тип синтетического полиэтилена) и название американской компании, запатентовавшей производство этого материала. Ленчики отливаются путем формовки, что снижает затраты на их производство и делает их очень экономичными. При этом ленчики из ралида достаточно долговечны, но имеют определенные особенности. Во-первых, они не так пластичны, как деревянные ленчики. Во-вторых, поскольку они отливаются в формах, это подразумевает ограниченное количество вариантов по размерам. В-третьих, пластик хуже держит гвозди и шурупы, используемые при сборке ленчика, что снижает их долговечность.
Формы ленчиков
Различают также формы полок ленчиков: так, например, Арабские полки короче стандартных. Полки под названием «Каттинг» (используются в основном в седлах для каттинга, а также очень часто в рейнинговых седлах) тоньше и уже, для более тесного контакта всадника с лошадью. В свою очередь полки типа Аризона толще и шире, распределяют вес всадника на большую площадь спины лошади. Полки Аризона больше подходят для длительной верховой работы и используются в седлах типа ранч, олраунд и т.п.
Передняя лука соединяет полки ленчика и не дает им расходиться в стороны. Она определяет форму передней части седла и бывает двух основных видов: сглаженная (slick или A-fork) и выпуклая (swell). Выпуклая передняя лука может быть полной или вырезанной (undercut).
Различные типы передней луки появились как следствие разного использования седел, а также предпочтений всадников. Ранние седла чаще всего имели сглаженную переднюю луку. Выпуклая передняя лука считалась более надежной при езде на диких мустангах на родео. В дальнейшем такая форма получила широкое распространение на седлах для езды пересеченной местности и для соревнований.
В то же время в Калифорнии и на Западе США, где сохраняются традиции Калифорнийского стиля вестерна (стиля вакеро), наиболее распространены седла со сглаженной передней лукой.
ВИЛКА (GULLET)
Вилкой называют углубление под передней лукой, находящееся над холкой лошади. От длины и ширины вилки зависит, насколько комфортно седло для лошади. Вилка седла должна обеспечивать достаточное пространство между холкой лошади и передней лукой, чтобы передняя лука не давила на холку лошади.
По общему правилу между холкой и передней лукой должно проходить три-четыре пальца (без пада и без всадника сверху).
Вилка также не должна быть слишком узкой или слишком широкой. Слишком широкая вилка приведет к тому, что седло опять же ляжет на холку передней лукой. Слишком узкая вилка не позволит полкам седла полностью лечь на спину лошади, отчего вес всадника будет давить на спину лошади слишком близко к позвоночнику.
От того, какое сиденье у вестерн-седла, насколько оно подходит всаднику и выполняемым им задачам, полностью зависит удобство всадника и, пожалуй, и лошади.
Сиденье начинается с создания основания сиденья ( ground seat ). Это не менее важная часть работы, чем производство ленчика.
Само основание может быть сделано по-разному: из металлической пластины, из очень плотной кожи или, если ленчик отливается из пластика, отлито вместе с ленчиком.
На готовый ленчик, обтянутый сыромятной кожей, накладываются куски кожи, которые вырезаются из самых плотных участков шкуры.
Далее следуют несколько этапов проклеивания, занимающие не один день. Затем накладывается еще кусок кожи, играющий роль жесткой подкладки в передней части сиденья. Все этапы проклеивания повторяются. Седлу дают просохнуть еще несколько дней. Сверху все это закрывается еще одним куском кожи. Весь процесс проклеивания, вымачивания и придания формы повторяется вновь.
Таким образом получается основа сиденья, готовая к принятию на себя веса всадника. Последними вырезаются прорези для путлищ и отверстие перед передней лукой (если необходимо). Все еще раз проклеивается, и основа сиденья готова!
Основа сиденья также может иметь разный угол наклона к передней луке. Плоское сиденье дает больше свободы движения седалищу и бедрам всадника, в то время как более высокий угол наклона обеспечивает более устойчивое положение в седле.
Часто сиденья делаются с мягкой подкладкой для удобства всадника. Однако, следует помнить, что неудобство сиденья чаще всего заключается не в его жесткости, а в неудачной конструкции. В этом случае дополнительная мягкая подкладка вряд ли поможет. Правильное основание сиденья не плоское, а слегка выпуклое и сужается впереди, иначе у всадника будет ощущение, что он пытается сидеть верхом на столе.
Также, чтобы сиденье было удобным, важно подобрать его по размеру.
КРЕПЛЕНИЕ ПОДПРУГ (RIGGING)
То, каким образом приструги подпруг крепятся к седлу, является одним из самых важных моментов безопасности всадника в седле, а также комфортности седла для лошади.
Прежде всего, необходимо помнить, что крепления должны располагаться абсолютно симметрично с обеих сторон седла, четко напротив друг друга. Если крепления сдвинуты относительно друг друга в ту или другую сторону, лучше сразу выкинуть из головы мысли о покупке такого седла!
Фурнитура
Способы крепления
В то время как вшитое в юбку крепление редко встречается в седлах для роупинга или каттинга, это довольно распространенный вариант у седел для скачек вокруг бочек, рейнинга и плежера именно из-за того, что обеспечивает лучший контакт ноги всадника с боком лошади. С креплениями в юбке подпругу можно затягивать не так сильно, как при креплении колец непосредственно к ленчику. В то же время одним из преимуществ крепления колец к ленчику является то, что такие крепления достаточно легко починить или заменить по мере износа седла. Кольцо же, вшитое в юбку, можно поменять только вместе с юбкой.
крепление в виде крепление
пластины в виде полукольца
крепление к ленчику.
Обратите внимание:если оба полукольца крепятся к ленчику, то между ними обязательно должен быть соединительный ремень, чтобы кольца не расползались.
крепление «в юбке»
Расположение креплений
Некоторые производители делают универсальные крепления, позволяющие крепить подпругу в любой из трех позиций: full, 7/8 или 3/4.
вариант универсального крепления
способы затягивания подпруги для получения разных позиций
ПЕРЕДНЯЯ ПОДПРУГА (CINCH)
В последнее время очень большую популярность получили подпруги из неопрена и других синтетических материалов, но, хочется заметить, что не всегда то, что приятно на ощупь человеческой руке, так же приятно лошадиной коже.Помните, что для лошади наиболее важна вентиляция!
Бывают также кожаные подпруги, а также подшитые изнутри искусственным мехом или другим мягким материалом. Такие подпруги можно использовать в манеже и на шоу-арене, но в дальних поездках лучше воздержаться от них.
Длина подпруги
По длине размер подпруги определяется в дюймах от края одного кольца до края другого кольца. Наиболее распространенные размеры: 30, 32, 34 дюйма (размер выражается только четными числами).
Ширина подпруги
Использование подпруги, более широкой чем требуется, может вызвать потертости и раны, т.к. лошадь будет постоянно задевать подпругу локтями.
Важно:покупая веревочную подпругу, обязательно смотрите, чтобы в середине подпруги был либо нашит поперек ремешок из кожи или плотной тесьмы, либо плетение нитей было очень плотным, иначе такая подпруга будет скатываться в жгут и причинять большие неудобства лошади!
Многие всадники думают, что чем шире подпруга, тем гуманнее она для лошади. Однако, такие подпруги создают эффект корсета, что совсем некомфортно для лошади, особенно при длительном использовании, особенно, если в середине у такой подпруги кожаная вставка. Поэтому, в то время как такие подпруги вполне оправданы для роупинга, где во время арканивания бычков на седло, а также на мышцы пресса лошади приходится большая нагрузка, не стоит применять их при обычной езде.
Если вдруг случилось так, что в Вашем распоряжении есть только роуперская подпруга, постарайтесь затянуть ее более слабо, чем обычную (если только Вы не собираетесь заняться роупингом).
Пряжки
Пряжки подпруги используются для крепления приструг. Чаще всего они бывают трех видов: кольцо (или полукольцо), кольцо с язычком и кольцо с поперечной перекладиной и язычком.
Часто пряжки с левой стороны подпруги также снабжаются роликом (или другими хитрыми приспособлениями) для облегчения процесса подтягивания приструги.
В идеале кольца подпруги должны быть изготовлены из нержавеющей стали. Кольца из железа или хромированного железа подвержены ржавчине, поэтому их лучше избегать.
ЗАДНЯЯ ПОДПРУГА (FLANK CINCH)
Существует широко распространенный миф о том, что задняя подпруга удерживает седло от сползания вперед на крутых спусках, однако, это не так.
Задняя подпруга обычно кожаная, с пряжками на обоих концах. Шлевки для держания свободных концов приструг часто делаются очень широкими, чтобы предотвратить случайное застревание веревки между концом приструги и подпругой. К середине задней подпруги обязательно должен крепиться соединительный ремешок, который при седловке пристегивается к колечку на середине передней подпруги.
Если Вы все-таки по каким-то причинам решили использовать заднюю подпругу, помните следующие правила:
ПРИСТРУГИ
Передняя левая приструга (Latigo)
Приструги из нейлона значительно тоньше кожаных и не создают такой толщины под коленом всадника, как кожаные приструги, хотя и не уступают последним в прочности. Однако, нейлоновые приструги с большей вероятностью могут натереть кожу лошади, если кожа очень чувствительная. Также надо помнить, что нейлон, в отличие от кожи, совсем не тянется, а для того, чтобы затянуть нейлоновую подпругу, требуется гораздо меньше усилий. Поэтому будьте аккуратны и не перетяните лошадь.
Левая приструга обычно делается шириной от 3,8 до 5 см (1,5-2 дюйма) и около 1,8 метров в длину, так как при затягивании она несколько раз проходит между кольцом на седле и кольцом подпруги.
Если Вам необходимо заменить пристругу, делают это так:
1. Оберните пристругу вокруг кольца (пряжки) на седле, короткой стороной к себе. Проденьте кожаный шнурок
(он обычно продается в комплекте с пристругой) в два нижних отверстия.
2. Затем оба конца шнурка проденьте обратно наружу через верхние отверстия.
3. Проденьте концы шнурка в петлю между нижними отверстиями.
Передняя правая приструга (off billet)
Переднюю правую пристругу обычно пристегивают один раз и больше не трогают, поэтому чаще всего она выглядит по-другому, нежели левая, которую каждый раз нужно расстегивать и затягивать заново. Некоторые производители делают идентичные приструги слева и справа.
На правую пристругу приходится очень большое давление, поэтому она обязательна должна быть двойной.
Ширина правой приструги обычно также составляет от 3,8 до 5 см (как и левой), а длина ее может быть от 45 см до 60 см. Длинная приструга называется half-breed off billet и пристегивается следующим образом:
Регулярно проверяйте правую пристругу и меняйте ее, как только заметите, что она износилась.
Задние приструги (flank billets)
Задние приструги не несут такой нагрузки, как передние, поскольку задняя подпруга практически не затягивается, поэтому обычно делаются одинарными.
СТРЕМЕНА (THE STIRRUPS)
Стремена бывают нескольких видов и различаются по фронтальному и боковому виду.
Visalia Moran Bell Bottom
Leg saver Breakaway Step-up
РЕМЕШОК СТРЕМЕНИ (STIRRUP HOBBLE STRAP)
У ремешка есть еще одна полезная функция: если на старом седле внезапно порвется путлище, ремешок поможет какое-то время удержать стремя на месте.
НАКЛАДКА НА СТРЕМЯ (TREAD COVER)
Для улучшения сцепления сапога со стременем, полочку стремени оборачивают специальными накладками. Традиционно их делают из кожи, притом даже если стремя целиком обтянуто кожей (тут накладка служит еще и для защиты основной кожи от истирания в процессе работы). Но в последнее время появились и накладки с резиновыми вставками.
Некоторые стремена бывают вообще без накладки.
ПУТЛИЩА (STIRRUP LEATHERS) и ФЕНДЕРЫ (FENDERS)
Крепление стремян к седлу вестерн довольно заметно отличается от классического. Этот «крепеж» состоит из двух самостоятельных частей, соединенных друг с другом: фендера и собственно путлища. Иногда кажется, что и одними путлищами можно обойтись, а фендер не особо и принципиален, но он служит для защиты ног всадника.
Фендер— длинная широкая кожаная деталь, которая лежит между лошадью и ногой всадника и служит для защиты от лошадиного пота. Они так же, как и путлища должны быть сделаны из толстой кожи очень высокого качества.
Фендеры могут быть разной формы и ширины и часто это зависит от общего дизайна седла. Ближе к седлу фендер сужается до ширины путлища, чтобы под жокейкой не мешался лишний слой кожи, что может создать определенные неудобства для всадника.
Фендеры соединяются с путлищами тремя способами:
Full Length (1) Half Length (2) Old Style (3)
(1) Путлище пристрочено по всей длине фендера с внутренней стороны. Это наиболее распространенный способ в современых седлах.
(2) Путлище пристрочено в верхней части фендера. Это делает фендеры более комфортными для ног.
(3) Путлище лежит с наружней части фендера, прикреплено сверху и снизу. Такое соединение встречается на седлах buckaroo.