Что такое лексикология 5 класс
Лексикология – что изучает, примеры, разделы (5 класс,русский язык)
Лексикология – это наука, занимающаяся изучением словарного состава языка, то есть его лексики, основной единицей которой является слово. Фактически лексикология изучает не только конкретные языковые единицы – слова (они же лексемы), то и отношения между ними, совокупности слов, что знает каждый ученик 5 класса. Таким образом, можно сделать вывод, что у этой науки целых два объекта.
Слово как то, что изучает лексикология
Несмотря на то, что эта языковая единица является предметом изучения нескольких разделов науки о языке, лексикология изучает ее с новой стороны. Для нее слово – это и форма, которую принимает значение (оно рассматривается с точки зрения предметно-понятийного содержания), и единица, входящая в такую целостность, как словарный состав языка.
Слова могут объединятся в группы на основании не только общих, но и противоположных признаков, а также разных семантических связей
Понять, что имеется в виду, помогут простые примеры. Так, слово “звезда” будет рассматриваться лексикологией как название нескольких предметов и явлений с одной стороны и как единица лексической системы, входящая в определенные классы слов – названия небесных тел, названия геометрических фигур и так далее.
Разделы лексикологии, ее задачи
Основная задача лексикологии – это изучение слова в указанных выше проявлениях, то есть как носителя значения и как часть языковой системы. Когда общая масса информации о словах перестала быть целостной, она разделилась на несколько частей. Первая – это общая лексикология – она изучает словарные составы разных языков, в то время как предмет частной лексикологии – это определенный язык.
Если говорить о науке в историческом разрезе, то она делится на синхроническую, то есть изучающую современное состояние языка, и историческую, которая занимается изучением лексики в развитии.
Что касается деления науки на разделы, то она включает в себя:
С семантической точки зрения слово может изучаться в двух аспектах, то есть по пути от значения форме и напротив, от формы к значению.
Что мы узнали?
Как и многие другие разделы науки о языке, лексикология занимается изучением слова. Но изучает она его в особом аспекте, точнее, аспектах – понятийном и системном, то есть как носитель значения и как часть языковой системы. Лексикология, в свою очередь, подразделяется на пять разделов, каждый из которых занимается изучением своей части лексики или рассматривает ее только с какой-то одной точки зрения. В то же время лексикология как наука подразделяется и на несколько частей – на общую и частную с точки зрения того, изучается только один язык или все, а также на синхроническую и историческую, которые изучают язык в современном состоянии и историческом разрезе соответственно.
Лексикология
Всего получено оценок: 299.
Всего получено оценок: 299.
Лексикология – это наука, занимающаяся изучением словарного состава языка, то есть его лексики, основной единицей которой является слово. Фактически лексикология изучает не только конкретные языковые единицы – слова (они же лексемы), но и отношения между ними, совокупности слов, что знает каждый ученик 5 класса. Таким образом, можно сделать вывод, что у этой науки целых два объекта.
Слово как то, что изучает лексикология
Несмотря на то, что эта языковая единица является предметом изучения нескольких разделов науки о языке, лексикология изучает ее с новой стороны. Для нее слово – это и форма, которую принимает значение (оно рассматривается с точки зрения предметно-понятийного содержания), и единица, входящая в такую целостность, как словарный состав языка.
Слова могут объединяться в группы на основании не только общих, но и противоположных признаков, а также разных семантических связей.
Понять, что имеется в виду, помогут простые примеры. Так, слово “звезда” будет рассматриваться лексикологией как название нескольких предметов и явлений с одной стороны и как единица лексической системы, входящая в определенные классы слов – названия небесных тел, названия геометрических фигур и так далее.
Разделы лексикологии, ее задачи
Основная задача лексикологии – это изучение слова в указанных выше проявлениях, то есть как носителя значения и как части языковой системы. Когда общая масса информации о словах перестала быть целостной, она разделилась на несколько частей. Первая – это общая лексикология, которая изучает словарные составы разных языков, в то время как предмет частной лексикологии – это определенный язык.
Если говорить о науке в историческом разрезе, то она делится на синхроническую, то есть изучающую современное состояние языка, и историческую, которая занимается изучением лексики в развитии.
Что касается деления науки на разделы, то она включает в себя:
С семантической точки зрения слово может изучаться в двух аспектах, то есть по пути от значения к форме и напротив, от формы к значению.
Что мы узнали?
Как и многие другие разделы науки о языке, лексикология занимается изучением слова. Но изучает она его в особом аспекте, точнее, аспектах – понятийном и системном, то есть как носитель значения и как часть языковой системы. Лексикология, в свою очередь, подразделяется на пять разделов, каждый из которых занимается изучением своей части лексики или рассматривает ее только с какой-то одной точки зрения. В то же время лексикология как наука подразделяется и на несколько частей – на общую и частную с точки зрения того, изучается только один язык или все, а также на синхроническую и историческую, которые изучают язык в современном состоянии и историческом разрезе соответственно.
Лексикология УРОК 1
Презентация поможет сделать первый урок, посвященный разделу «Лексикология» в 5 классе запоминающимся и интересным, познакомит ребят с некоторыми основными понятиями раздела (Лексикология, Лексика, Лексическое значение, Лексикон)
Содержимое разработки
Лексика. Словарный состав языка. Лексикология – раздел науки о языке
Урок русского языка в 5 классе
Учитель О.В. Зайцева ГБОУ СОШ 218
словарный состав языка
раздел лингвистики, изучающий лексику
Лексикон знаменитых людей
Лексикон знаменитых людей
*Словарь школьника-младшего подростка составляет примерно 2,5-3 тысячи слов и регулярно пополняется!
Какие пути пополнения словарного запаса вы могли бы предложить сверстникам?
200 000 слов, пословиц и поговорок
Всего таких томов 17,
и в них записано 120480 слов
Способы толкования слова
1. Краткое толкование (обычно в словарях)
2. Подбор синонимов (близких по значению слов)
3. Подбор однокоренных слов (помогает понять, почему так назван предмет)
4. Рисунок (знакомство с новым словом или с редко употребляемым словом)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 5 классе.
* обобщить теоретический лингвистический материал по теме
совершенствовать умение объяснять лексическое значение слова разными способами
правильно употреблять в речи синонимы, антонимы, слова в переносном значении и понимать их роль в активной речи
отрабатывать навык анализа речевой ситуации и установления её связи со стилем речи.
Вводное слово учителя.
Здравствуйте! сегодня у нас необычный урок. Мы принимаем гостей: учителей русского языка и начальных классов. А поэтому мы должны быть очень гостеприимными, вежливыми, внимательными и старательными.
Сегодня на уроке мы будем учиться ( эта запись выносится на доску):
обобщать лингвистический материал по изученной теме
отрабатывать умение объяснять лексическое значение слова разными способами, в том числе с помощью толкового словаря
выявлять роль в речи различных лексических групп: синонимов, антонимов. многозначных слов
анализировать различные речевые ситуации и их связь со стилями речи.
Тема нашего урока – «Лексикология – наука важная.»
Над какими основными понятиями мы работали в изученной теме?
лексическое значение слова
однозначные и многозначные слова
прямое и переносное значение слова
Итоги заносим в табличку, лежащую у вас на парте в соответствующую графу в виде плюса за каждый верный ответ.
Что такое лексикология?
Что сказал Л. Успенский о словарном составе языка?
Что такое лексикон?
Каким он бывает? Что это значит7
Сколько значений и какие имеет любое слово в языке?
Что такое лексическое значение слова?
Какими бывают слова по количеству лексических значений?
Какие слова называются однозначными и многозначными7
какими способами можно объяснить Л.зн. слова?
Какое значение есть у слова, кроме прямого?
Кто автор самого большого и полного толкового словаря 19 века? Как он назывался?
Какие современные толковые словари вы знаете?
Лексическая разминка (результаты таким же способом заносятся во вторую графу таблички):
С помощью толкового словарика вашего учебника определите, однозначны или многозначны следующие слова: пядь, сумма, монолог, расцвести.
В прямом или переносном значении употреблены прилагательные в словосочетаниях ( сигнальные карточки: синяя – прямое, красная – переносное):
3. Объясните Л.Зн. слов подбором однокоренных слов:
Чертежник переплетчик вход переправа
Винтик голубенький подставка
4. Письменно подберите синонимы к слову смелый – храбрый, бесстрашный, неустрашимый, отважный. мужественный, безбоязненный, бестрепетный
Ученик – консультант зачитывает список слов по словарю синонимов.
А теперь вспомним, какую роль в речи играют различные лексические группы.
1. Очень часто в сочинениях учащихся и в устной речи при передаче чужой речи используется один и тот же глагол говорения. Подскажите, какой?
Словно других в языке вовсе и нет. Этим грешат даже и некоторые неопытные, начинающие писатели. Вот, что писал по этому поводу А.М.Горький. Обратимся к упражнению 208 вашего учебника на стр. 67.
Прочитайте текст глазами, а затем вслух выразительно.
Что рекомендует А.М. Горький писателям и читателям?
Использовать при передаче чужой речи синонимы.
Слайд 1
А что такое синонимы?
2. Обратимся к тексту на слайде 2. Прочитайте его.
Что собой представляет этот текст по форме речи (по количеству участников)?
Это полилог, т.к. в диалоге участвует много (восемь) лиц.
Какая речевая ситуация лежит в основе текста? изобразите её графически.
Р С н/ о
Для какого стиля речи характерна такая РС? Для разговорного.
Какое слово в тексте, может быть, непонятно вам? Махаон.
Объясните его лексическое значение.
Ученик – консультант зачитывает значение слова по толковому словарю.
Слайд 3 и стихотворение В. Набокова «Бабочка»
Вывод : Итак, употребление синонимов делает нашу речь более яркой выразительной и точной. Поэтому надо учиться использовать их в своей речи.
3. Нередко синонимы используются в портретной зарисовке.
Работа с упр. 210 + вклейка 2 + словарик синонимов учебника: чтение текста упражнения учителем и рассматривание репродукции в учебнике во время чтения.
А теперь, используя словарик синонимов, сделайте описание внешности более полным.
Самостоятельная работа учащихся с последующим обсуждением.
1 предложение – миловидное, с хитринкой, живые, веселое.
3 предложение – не надо ничего добавлять.
4 предложение – просвечивающая, утонченной.
Вывод: очень важно точно чувствовать оттенки лексического значения синонимов, уместность их в тексте; не следует перегружать ими текст. В 3 предложении мы не стали использовать синонимы, так как они бы были излишни.
4. А теперь послушайте ещё одну грамматическую историю.
Чтение по ролям диалога из книги____________________________________________________
какое из сформулированных нами правил в этой речевой ситуации нарушено?
Текст перегружен синонимами.
Это оплошность неопытного автора или умышленный приём? Зачем автор вводит в текст целые синонимические ряды?
Чтобы показать, что в языке много хороших и разных слов и надо расширять свой лексикон.
Понял ли это начальник ЖЭКа?
Он тоже попробовал употреблять синонимы.
Что собой представляет этот текст по форме речи?
РС н /о
Каков стиль речи? Разговорный.
Какие слова и выражения рисуют картину ( вероятно, осеннего) дня? что представляет собой текст по типу речи? описание природы – пейзаж.
Слайд 6 (репродукция картины И.Левитана )
Чем похожа словесная картина на изображенную художником?
Замените выделенные в тексте слова антонимами. запишите реконструированный текст в тетрадях. сравните с живописной картиной.
Какие же уроки мы извлекли? Читаем на доске запись «Помни».
Проверка знаний: выполнение проверочного теста.
Домашнее задание: упр 210 (письменно )
Лексикология
Лексикология — это раздел лингвистической науки, который изучает слово и словарный состав языка.
Чтобы понять, что такое лексикология, выясним происхождение и значение слова. Этот языковедческий термин восходит к греческим словам lexikos (словесный) Что изучает лексикология?
В лингвистике слово исследуется в разных его проявлениях, начиная с внешней звуковой оболочки (фонетика) и заканчивая внутренним содержанием (лексическое значение). Одним из разделов языкознания является лексикология, которая изучает слова языка как целостную систему, имеющую свои внутренние связи, функции, категории и понятия. Эта лингвистическая наука исследует не только отдельные слова, а весь словарный запас языка в его взаимосвязи как нечто цельное, объективно существующее и функционирующее по своим внутренним законам.
Узнаем подробнее, что изучает лексикология, какие аспекты слова её привлекают.
Лексикология и значение слова
Предметом изучения лексикологии является слово, в первую очередь, с точки зрения его способности что-то называть. Любое самостоятельное слово в языке соотносится с определённым предметом, признаком, действием и пр. Оно обладает номинативной функцией, которая интересна лексикологии с точки зрения смыслового содержания слова, его лексического значения. Лексикология выясняет связь значения слова с понятием, которое оно выражает, и выделяет различные типы его значения.
Прямое значение слова чётко соотносится с обобщённым понятием об определённой реалии действительности, с представлением о предмете, сложившемся в сознании носителей языка.
Переносное значение слова возникает на его основе в результате переосмысления связей между понятиями или предметами и установления дополнительных логических, метафорических или метонимических отношений между ними. Так возникают многозначные слова, например:
Кроме того, лексикология ставит перед собой задачи решения проблем, связанных не только с его способностью обозначать предмет или с дифференциацией смысла слова. Номинативной функцией слова не ограничивается его исследование как основной единицы языка. Значение слов является объектом самого внимательного изучения лексикологией. По семантике, по отношению друг к другу выделяют лексико-грамматические группы слов: синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.
Лексикология и происхождение слов
Лексикология изучает слова с точки зрения их происхождения. Этими исследованиями занимается раздел лексикологии — этимология. В словарном составе русского языка различают исконно русские слова как самобытный пласт лексики (ворог, шолом, берег) и заимствованные слова.
Множество иноязычных слов (утюг, сарафан, пюре, матч) пополнили состав лексики в результате контактов с другими народами, обмена бытовой и культурной информацией, с развитием научно-технического прогресса и появлением новых понятий и реалий действительности. Особо отметим заимствования из старославянского языка, которые получили вторую жизнь в русском языке и сейчас составляют значимую часть книжной лексики.
Активная и пассивная лексика
В русском языке отметим огромный слой востребованной лексики, необходимой для повседневного общения людей. В активную лексику входят слова, которые понятны всем говорящим и находятся в постоянном употреблении. На фоне активной лексики выделяются устаревшие слова — историзмы и архаизмы, которые составляют её пассивный слой. Пассивная лексика понятна всем говорящим, но не употребляется в обычном речевом общении. К ней принадлежат также неологизмы — новые слова, которые обозначают вновь возникшие понятия и предметы. Эти слова отличаются своей новизной. Они еще не прижились в языке и не стали общеупотребительными и привычными в речи.
Лексикологию интересует словарный состав языка с точки зрения его использования. В языке выделяют общеупотребительную лексику и лексику ограниченной сферы употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргон, сленг, арго). В литературный язык входят также некоторые областные слова (диалектизмы), употребление которых вначале было ограничено территорией (колдобина, всполох, околица, пахать и пр.)
Стилистическая лексикология
Словарный состав русского языка начали изучать в 18 веке. Неоценимый вклад в развитие науки о словарном составе внес русский ученый М. В. Ломоносов. Он обратил самое пристальное внимание на стилистическое расслоение лексики русского языка, на особенности сочетаемости слов и использовании их в общественной жизни.
Лексикология изучает стилистическую дифференциацию словарного состава языка, соотношение стилей речи друг с другом. С этой точки зрения лексика русского языка принадлежит основным функциональным стилям:
К этим книжным стилям письменной речи примыкает разговорный стиль, свойственный непринуждённому общению людей в обычной жизни. Для него характерны разговорные слова (электричка), слова с уменьшительно-ласкательным значением (матушка, братишка), обращения, прямая речь и пр.
Отметим, что основную часть любого функционального стиля составляет общеупотребительная нейтральная лексика.
Составляющей частью лексикологии является фразеология, которая изучает устойчивые выражения, часто синонимичные по значению одному слову (кот наплакал — мало; куры не клюют — много).