Что такое лдп в школе
Статья про школьный ЛДП
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Закончились летние каникулы – начался новый учебный год! И мы решили вспомнить, а как прошла летняя смена в ЛДП «Солнечный»?
С целью организации летнего отдыха на базе МБОУ «СОШ №3 с УИОП», уже традиционно, работал лагерь дневного пребывания «Солнечный». В год экологии, смену решено было назвать «Путешествие в страну Эколандия», а все отряды, их у нас было более 10, стали городами этой страны.
На протяжении всей смены, ребятам не давали скучать все работники лагеря. Педагоги – воспитатели нашего лагеря ежедневно проводили утреннюю зарядку, занимались с детьми различными творческими делами. В течение смены ребята принимали активное участие в играх, викторинах, конкурсах, а также активная работа велась с социальными партнерами.
В первый день работы лагеря, ребята вместе с воспитателями и вожатыми отправились в городской парк культуры и отдыха на праздничное мероприятие, посвященное международному Дню защиты детей. Там их ждал праздничный концерт, а также конкурсы, в которых все отряды приняли активное участие.
В лагере были обеспечены условия для творческого и личностного развития детей. Активно прошел в лагере Фотокросс, целью которого было привлечь внимание ребят к социально важным вопросам.
Мы в этом мире не одни:
И конечно в год экологии – Берегите природу:
И многое, многое другое.
Завершилась лагерная смена большим концертом, в котором все отряды приняли участие, они благодарили лагерь за подаренные эмоции и пообещали, что непременно вернуться сюда снова. Педагоги и дети расставались довольными проделанной работой.
А я желаю всем удачного учебного года, мы встретимся снова в ЛДП «Солнечный»!
Социально-педагогическая программа ЛДП «Школа успеха»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 179»
Начальник департамента образования мэрии города Новосибирска
____/ Р. М. Ахметгареев
Программа принята на
Пр. № 5 от 23.03.2020 г.
социально-педагогическая программа лагеря с дневным пребыванием «Дружный»
(для детей от 10 до 16 лет. Срок реализации 03.08.2020 г. – 26.08.2020 г.)
Информационная карта профильной программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №179» (МБОУ СОШ № 179)
630098 г. Новосибирск, ул. Барьерная, 8
(Советский район)
Наименование лагеря (загородного или с дневным пребыванием детей)
Ф.И.О. руководителя, контактная информация (телефон, e-mail)
Кривцова Ольга Анатольевна,
Название программы педагогической деятельности
Авторы программы педагогической деятельности
Коровина Т.В., учитель экономики
Хлыстова В.А., учитель информатики
Руководитель программы (смены) (Ф.И.О., должности, телефон, e-mail)
Коровина Т.В., начальник ЛДП,
тел: 8 (953) 803 03 11
-Количество сопровождающих педагогическую программу (педагоги и вожатые).
Обучающиеся МБОУ СОШ №179
Возраст детей – участников
Создание условий в летний период для развития творческого и интеллектуального потенциала детей через проектно-исследовательскую деятельность, а также для эффективной подготовки детей и последующего их участия в конкурсных программах и соревнованиях инженерного и научно-технического направлений.
Аннотация программы (не более 7 предложений)
Ключевая идея программы: Лаборатории – центры компетенций, которые являются тем местом, где реализовываются самые смелые идеи. Центром всей работы лагеря становится ребенок и его стремление к самореализации. Цель на успех, получение результата – главный мотив деятельности.
Продолжительность смены (количество календарных дней)
Оглавление
Краткая характеристика участников программы…………………………………. 6
Цели и задачи программы……………………………………………………. 7
Особенности материально-технического обеспечения…………………………….13
Пояснительная записка
Профильная программа спроектирована, исходя из социального заказа родителей и потребностей обучающихся, с учетом методического, кадрового и материально-технического обеспечения школы и разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
— Федеральный закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
— Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 No 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
— «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на периоддо 2025 года», распоряжение правительства от 29.05.2015 г No 996-р.
— Приказ Минобразования России от 13.07.2016 No 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием».
— Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 года No 33660).
— Приложение к Письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. No 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования».
— Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. No 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам».
— Положение об организации отдыха детей и их оздоровлении.
В школе есть опыт проведения профильной смены. В прошлом году для учеников инженерных классов была организована трехнедельная профильная инженерная смена, в рамках которой ребятам удалось глубже погрузиться в выбранное им направление, реализовать давно задуманные идеи, открыть в себе новые грани, раскрыть потенциал. Такой опыт показал, что данный формат, во-первых, нужен детям для их реализации, во-вторых, приносит хороший результат – были разработаны успешные проекты, дети получили хорошую подготовку для дальнейшего участия в различных соревнованиях. Кроме этого, потенциал некоторых ребят раскрылся с неожиданной стороны. Используя данный опыт, профильная программа была усовершенствована, были подобраны форматы работы, направленные на выявление и развитие талантов детей, особое внимание при этом было уделено командной работе.
В основе концепции программы лежит интерес ребенка, его инициатива и стремление к самореализации. Высокомотивированная проектная деятельность в такой ситуации дает возможность формировать и развивать у детей осознанное и ответственное отношение к интересам общества и государства, понимание необходимости создавать новое качество жизни, культуру отношения к окружающей среде, безопасное и ответственное отношение к своей жизни и здоровью, культуру взаимодействия с людьми, добрые ценности и убеждения.
Ключевая идея программы : Лаборатории – центры компетенций, которые являются тем местом, где реализовываются самые смелые идеи. Центром всей работы лагеря становится ребенок и его стремление к самореализации. Цель на успех, получение результата – главный мотив деятельности. Результаты работы Лабораторий представляются на разных площадках: в школе, в рамках конкурсов, фестивалей, форумов и т.д. на городском уровне, дистанционно в рамках Всероссийских и Международных проектов, а также проекты детей могут быть практикоориентированными и реализованы в реальной жизни.
План дня включает в себя: погружение в проектную деятельность, планомерное, последовательное, через разные форматы деятельности. Под руководством наставников вырабатывается стратегия и тактика работы над проектом, а подобранные формы работы (мероприятий, занятий) способствуют этому. В конце дня каждая Лаборатория проводит рефлексию дня: что получилось, какие трудности возникали, корректируется план работы на следующий день.
Срок реализации программы: программа является оперативной и рассчитана на 18 дней.
Краткая характеристика участников программы
Выбор форм работы происходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их вектором интересов и уровнем подготовки, а также в соответствии с поставленными задачами воспитательного и образовательного процесса.
Цели и задачи программы
Создание условий в летний период для развития творческого и интеллектуального потенциала детей через проектно-исследовательскую деятельность, а также для эффективной подготовки детей и последующего их участия в конкурсных программах и соревнованиях инженерного и научно-технического направлений.
· Создать условия безопасного пребывания детей в ЛДП, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.
· Разработать план мероприятий, способствующий развитию устойчивого интереса и высокой мотивации к проектной деятельности, компетенций в научно-технической и инженерной областях, осознанного и ответственного отношения к интересам общества, раскрытию и развитию творческого потенциала.
· Расширить сетевое взаимодействие, привлекая узких специалистов для удовлетворения запросов детей, для решения более сложных задач.
Содержание программы
— РобоЛаб – робототехника, Машина Голдберга
— 3 D Лаб – прототипирование, 3 D печать
— АртЛаб – инженерный дизайн, архитектура
— IT Лаб – программирование, интернет вещей
В течение смены каждая Лаборатория занимается разработкой проекта. Дети полноценно вовлечены во все процессы: от выбора идей до их защиты и реализации. Работа над проектами построена в соответствии с подходом CDIO (Conceive–Design–Implement–Operate, что означает Задумай-Спроектируй-Реализуй-Управляй). Дети учатся в контексте реальной практики. Большое внимание уделяется в данном случае командной работе, которая наилучшим образом способствует достижению результата.
Помимо работы над проектами дети вовлечены в разнообразные форматы взаимодействия, которые направлены на раскрытие и развитие личностных качеств. Эти форматы также отличаются практической направленностью. Выбор таких форматов еще обусловлен возможностью вовлекать в них всех ребят без исключения, работой в команде и тесным взаимодействием друг с другом.
Фан-клуб – открытое диалоговое пространство, в рамках которого обсуждаются научные достижения, разные стороны современных событий и т.д. Такой формат дает возможность не только пополнить свои знания в той или иной области, но и учиться высказывать свое мнение, быть услышанным. У детей развивается культура речи, уходит страх публичного выступления.
Воркшоп – своеобразная рабочая мастерская, где специалист показывает особенности какого-либо процесса: рабочего, творческого. Такой формат направлен на создание уютных условий обучения, где каждый из участников активно участвует в процессе, предлагает свои решения и отрабатывает навык, причем теоретические знания выступают лишь фоном.
Квест – современный игровой формат, подразумевающий решение интересных, нестандартных, сложных задач и головоломок. Игра командная, работает на сплочение коллектива и выработку совместной стратегии и тактики.
Тренинг – интенсивная форма обучения, где в короткие сроки происходит овладение полезными практическими навыками. Концентрат мыслей и знаний, подкрепленный сильной эмоциональной составляющей. Проводится в группе.
Квартирник – «домашний» концерт нескольких музыкантов, проходящий в уютной обстановке. Игра на музыкальных инструментах, танцы, совместное пение популярных песен – атмосфера, объединяющая людей. Объединяет даже незнакомых друг другу людей.
Ежедневно в конце дня работа каждой Лаборатории заканчивается рефлексией. Проектная команда выясняет, что получилось, какие трудности возникали, корректируется план работы на следующий день.
В процессе работы над проектами должен быть учтен и виден вклад каждого ребенка, благодаря чему каждый ребенок будет осознавать свою значимость и иметь успех.
Ключевая идея программы : Лаборатории – центры компетенций, которые являются тем местом, где реализовываются самые смелые идеи. Центром всей работы лагеря становится ребенок и его стремление к самореализации. Цель на успех, получение результата – главный мотив деятельности. Результаты работы Лабораторий представляются на разных площадках: в школе, в рамках конкурсов, фестивалей, форумов и т.д. на городском уровне, дистанционно в рамках Всероссийских и Международных проектов, а также проекты детей могут быть практикоориентированными и реализованы в реальной жизни
Механизмы реализации программы
Участники программы – обучающиеся МБОУ СОШ №179 от 10 до 16 лет, составляющие потенциал для участия в ключевых конкурсах и соревнования, проявляющие интерес к проектной деятельности, являющиеся частью лидерского сообщества школы. В отряд происходит отбор на основании заявлений родителей, а также в соответствии с требованиями к уровню подготовки детей. Родительская общественность формирует социальный заказ на улучшение материальной базы лагеря, расширение дополнительных образовательных услуг, принимает участие в реализации Программы. Для удовлетворения запросов детей, для решения более сложных задач привлекаются внешние ресурсы: специалисты, площадки, оборудование. Используется ресурс старшеклассников из числа детей в отряде, которые становятся наставниками для детей более младшего возраста.
Управление программой строится на принципах единоначалия и самоуправления. Непосредственное управление программой осуществляет начальник лагеря.
Для эффективной организации работы по реализации программы проводятся:
o инструктажи по технике безопасности с педагогами и воспитанниками лагеря, мероприятия по профилактике детского травматизма и профилактики правонарушений,
o ежедневные планерки педагогов,
o составление планов работы отрядов,
o заместителем директора по воспитательной работе школы оказывается консультационная и методическая помощь педагогам,
o заведующая библиотекой осуществляет поддержку педагогов методической литературой,
o отряд обеспечивается оборудованием, необходимым для проведения занятий и мероприятий,
o проводятся анкетирование и тестирование воспитанников.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы смены требуются несколько педагогов и обслуживающий персонал. Узких специалистов, консультантов, а также для проведения специфических занятий необходимо привлекать людей из вне. Учитывая положительный опыт привлечения успешных старшеклассников к наставничеству, планируется использовать и этот ресурс в рамках реализации идеи «Дети – детям».
Подбор начальника лагеря, воспитателей, технического персонала и работников столовой проводит администрация школы.
Начальник лагеря участвует в подборе кадров, определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной деятельности, за соблюдение режима работы ЛДП, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, следит за исполнением Программы. Начальник лагеря отвечает за качество и эффективность работы смены.
Педагоги организуют воспитательную работу в отряде, отвечают за жизнь и здоровье, а также безопасное пребывание детей в лагере. Ведут специальную документацию.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Такое комплектование позволяет обеспечивать полноценность процесса воспитания и обучения, в то же время, вносить инновационный элемент в деятельность лагеря.
Начальник лагеря – 1человек
Воспитатели – 1 человек
Привлеченные специалисты из вне – в соответствии с планом работы.
Информационно – методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение предусматривает наличие необходимой документации:
· сценарии мероприятий, разработанные педагогами
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности профильной программы является подбор специалистов для качественной подготовки детей и удовлетворения их запросов. Педагоги школы, реализующие данную программу, являются сертифицированными специалистами в области наставничества проектов, один из которых является куратором инженерного образования в школе, другой возглавляет школьный центр по работе с одаренными детьми. Подбор специалистов из вне будет осуществляться в соответствии с тем, какую задачу необходимо будет решать детям в ходе разработки проектов.
Предполагается, что информационная среда лагеря будет представлена:
· Вся необходимая информация о деятельности ЛДП также размещена на сайте школы
Особенности материально-технического обеспечени я программы
Кабинеты, оснащённые мультимедийной аппаратурой
Отрядное место, уголок безопасности, информационное окно жизни отряда. Занятия в рамках работы Лабораторий. Проведение общеотрядных мероприятий
Занятия в рамках работы Лабораторий, использование оборудования (3 D принтер, наборы по робототехнике, добот, компьютеры)
Проведение утренней зарядки, игр на свежем воздухе
Программа лагеря дневного пребывания
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Мониторинг реализации программы…………………………………………. 14
Критерии отслеживания результатов…………………………………………..14
План воспитательной работы с 05.06.17 г. по 22.06.17г………………………15
«Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой,
то в большинстве случаев придется принимать ее условия»
Лето –наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная природоохранная и деятельность, осуществляемая в летний период, позволяет формировать у учащихся установку на диалоговое отношение с природой. Сегодня среда обитания живой природы постепенно исчезает. В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей среды. И необходимо это не столько для природы, сколько для выживания человека. Поэтому создание лагеря дневного пребывания экологической направленности «Светлячок» является актуальной.
Природа – это система, которая живет по определенным законам. Чтобы выжить, надо понять эти законы и грамотно использовать их, не превышая допустимого порога вмешательства в природные экосистемы.
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии – в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с самого детства.
П рограмма лагеря дневного пребывания «Светлячок» – это великолепная возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования, что позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения и делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности, а непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность формирует экологически грамотную личность, способную жить в гармонии с природой.
ЛДП «Светлячок» – это не только отдых и оздоровление учащихся, это и возможность для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка – радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи.
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.
Новизна программы прослеживается в широком приобщении учащихся к разнообразному социальному опыту, созданию в ЛДП стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении ЛДП.
Программа «Светлячок» заключается в использовании информационного пространства для формирования патриотического мировоззрения, формирования экологической культуры, привлечения внимания детей к искусству, истории, традициям, историческим особенностям своей малой Родины.
Данная программа апробируется на базе МБОУ «Красномихайловская СОШ им.Т.Т.Шерета» с 2017 года.
— дети из неполных семей,
— дети из многодетных и малообеспеченных семей, приемные и опекаемые дети.
Цель: сформировать у учащихся гуманистического отношения к окружающему миру, внутренней потребности к самосовершенствованию, воспитать экологическую культуру, развить творческие способности учащихся.
— способствовать расширению и углублению кругозора учащихся в области экологии;
— содействовать получению учащихся умений и навыков индивидуальной, коллективной, творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
— способствовать формированию инициативы в решении экологических задач и проблем в процессе личного участия в природоохранной деятельности;
— способствовать формированию благоприятного общественного мнения и пропаганды среди учащихся рабочих профессий.
— способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся;
— способствовать созданию условий для самореализации личности ребенка, проявлению активной жизненной позиции, развитию чувства коллективизма;
— содействовать развитию организаторских способностей через участие детей в самоуправлении лагерем «Светлячок».
-содействовать воспитанию ответственного отношения к окружающей природной среде, активной гражданской позиции в вопросах природопользования;
— способствовать воспитанию трудолюбия, самостоятельности и формированию экологической культуры;
— способствовать созданию благоприятных условий для укрепления здоровья учащихся;
— содействовать формированию системы ценностных ориентиров, развитию чувства патриотизма, любви к своей Родине.
Концептуальные основы программы
Существующая современная система воспитания и всеобщего развития детей включает базовое школьное и внешкольное дополнительное образование. В связи с этим в определении особенностей и содержании дополнительного образования появляются концептуальные различия. А именно, дополнительное образование создаёт наиболее благоприятные условия для полной реализации возможностей и развития жизненно важных умений ребенка разного возраста. Дополнительное образование актуально и наиболее чётко отвечает на современные требования социального запроса специфичными способами, неформально и ненавязчиво помогает учащимся утверждать свои жизненные позиции, приобретая опыт практической деятельности. Так, в России сложилась уникальная система, которой присуща особая гуманистическая атмосфера сотрудничества и сотворчества детей и педагогов. Именно содержание дополнительного образования обеспечивает создание условий для активного приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, творчеству, социуму в условиях современного общества.
Интенсивное обновление деятельности учреждений дополнительного образования происходит в сторону сочетания различных форм проведения детьми свободного времени (активного труда и отдыха, развлечений, эколого-массовых мероприятий, творчества) с множеством форм образовательной и практической деятельности, что находит отражение в его дальнейшей жизнедеятельности и реализации приобретённого продуктивного потенциала. Данное сочетание максимально способствует освоению учреждениями развивающего образования, обеспечивающего глубину и многоаспектность влияния на личность.
Данная программа позволяет детям:
выявить и развить свои потенциальные творческие способности;
достаточно рано определиться в своих интересах и возможностях, осознанно выбрать в дальнейшем дело своей жизни;
испытать ситуацию успеха, чего он, возможно, лишён в основной учебной деятельности;
получить разнообразный социальный опыт, научиться содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
самоутвердиться социально адекватным способом;
удовлетворить свои образовательные потребности, выходящие за рамки школьной программы.
Программа ЛДП «Светлячок» является важнейшим стратегическим документом, отражающим развернутую характеристику обозримых перспектив развития, как целостного образования инновационного типа.
Инновационность программы определяется новым подходом к управлению дидактическим и методическим обеспечением формирования социально-ценных (позитивных) компетенций в рамках образовательных программ дополнительного образования и выражается в стремлении достичь оптимального уровня экологической образованности и здоровья.
Система тематических программ естественнонаучной и художественной направленностей предполагает высокую эффективность данной программы. Программой предусмотрено тесное сотрудничество педагога-воспитателя с ребенком с целью пропаганды экологической культуры как действенного для формирования и укрепления знаний и умений в области экологии. Укрепление здоровья детей основывается также на неразрывном единстве человека и природы.
Система тематических программ различной направленности предусматривает комплекс программ по развитию интеллектуальных способностей, решению творческих задач, сочетание физического и умственного труда (викторины, шахматы, сказки, проблемные вопросы и т.д.).
Современных детей объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других, им нужна забота, понимание и внимание взрослых.
Правильная организация деятельности учащихся в летний период является связующим звеном между школьной и социальной педагогикой, основанными на принципах гуманизма, толерантности, демократии и самодеятельности.
Создать условия для успешной организации экологического взаимодействия ЛДП с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка, является одним из основных направлений деятельности лагеря дневного пребывания «Светлячок».
Попадая в ЛДП «Светлячок», ребёнок не просто отдыхает и оздоравливает свой организм, но становится на лестницу, пройдя все ступени которой, он станет ближе к природе, к экологии, к творчеству. Следовательно, станет юным экологом своего села, республики, страны, всей планеты Земля.
Каждый день смены – это своеобразное «путешествие» по материкам нашей планеты. Название каждого материка соответствует тематике дня: «Знакомство», «ПДД», «Талант», «Юннат», «Эколог», «Безопасность», «ЗОЖ», «Мир кино», «Россия», «Спорт», «Культура», «Дружба», «Семья», «Всезнайка», «Путешествие», «Патриот», «Герои», «Прощание». Пункт назначения материка имеет единую направленность, все дела дня объединены темой. Логика построения дня такова, что первая половина (до обеда) – экологические акции, а вторая половина дня –работа в объединениях, спортивные игры и соревнования.
В конце каждого дня ребенок заполняет карту настроения и достижений за день.
Пройдя все материки, выявляются победители, которые в конце смены получают памятные призы, дипломы и грамоты.
Организация ЛДП «Светлячок» экологической направленности решает не только проблему занятости детей в период летних каникул, но и способствует приобщению детей к окружающему миру природы и искусства.
Лагерь дневного пребывания «Светлячок» является хорошей формой организации учащихся для решения задач экологического образования, развития личности, где потребность в знаниях возникает из естественной ситуации, которые сопровождаются сильными эмоциями.
Программа «Светлячок» предусматривает различные мероприятия, с учетом значимых дат. 2017 год указом президента РФ В.В.Путина объявлен Годом Экологии.
Программа ЛДП «Светлячок», как средство реализации поставленных целей и задач, включает в себя следующие направления:
Экологическое воспитание и образование существовало и будет существовать на протяжении развития общества.
Теоретическая часть программы ЛДП способствует воспитанию экологической культуры личности. Учащимся дается возможность сравнивать, анализировать, использовать имеющиеся знания, а также знакомиться с новым материалом. Воспитывается желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать. Широко используются загадки, пословицы, литературные произведения, а также наглядные пособия (картинки, фотографии, настольные игры, презентации, видеоролики). Важную роль играют комплексные занятия: они способствуют всестороннему развитию, так как построены на смене видов деятельности.
Практическая часть предусматривает выход учащихся в ближайшие экосистемы –пришкольный участок и школьный парк. Это очень важные мероприятия эколого-оздоровительного характера: дети дышат свежим воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленении.
Экскурсии дают много эмоциональных впечатлений, а также учащиеся приобретают навыки правильного поведения в природе, культурного отдыха. Именно во время экскурсий можно учить детей понимать влияние деятельности человека на природу.
-развлекательное мероприятие «Посвящение в экологи»
— презентация «Птицы и животные Калмыкии»
-экологическая акция «Чистый двор»;
-экологическая акция «Собери мусор»
-воспитательное мероприятие «Заповедники Калмыкии»;
— интеллектуальная игра «Экологический серпантин»;
— викторина «Растения Калмыкии»
Данное направление включает мероприятия патриотического, исторического и культурного характера. Мероприятия данного направления воспитывают в детях дух патриотизма, любовь к родному краю, чувство гордости за свою родину, за ее историю и культуру.
— просмотр видеоролика «Таланты России»;
-концерт, посвященный Дню России;
-беседа «Моё Отечество»;
-просмотр фильма о ВОВ;
-конкурс военной песни и стихов «Нас война отметила меткой особой….»;
-конкурс детского рисунка «Живи и помни»;
-конкурс рисунков на асфальте «Моя Россия»;
— 22 июня- День памяти и скорби. Посещение памятников. Возложение цветов к памятникам павших героев.
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – это значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда остается важнейшей частью педагогической деятельности в лагере дневного пребывания «Светлячок».
-изобразительная деятельность (оформление отрядных уголков, конкурс стенгазет, рисунков);
-развлекательная программа «Мультлото»;
-«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве….». Постановка и инсценировка сказок на новый лад;
— просмотр кинофильма «Долгое-долгое детство»;
-творческий конкурс «Мисс и Мистер лагеря»;
-Просмотр мультфильма «Вокруг света за 80 дней»;
-творческое мероприятие «Моя семья»;
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью, умеющий создать и защитить собственное благополучие, способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигать успехов в любой деятельности. Поэтому родителей и педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. Здоровье важно для будущего поколения, а быть здоровым невозможно без двигательной активности. С этой целью в лагере дневного пребывания «Светлячок» рекомендуются:
— ежедневная утренняя зарядка;
-спортивно-воспитательное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни»;
— спортивный турнир по футболу, волейболу;
-инструктаж по ТБ и правила поведения в лагере.
— противопожарный инструктаж. Учебная эвакуация;
-видеоролик «Безопасный путь. Поведение на дороге»;
-квест-игра «Если хочешь быть здоров – постарайся»;
-викторина Знаем ли мы правила дорожного движения»;
-воспитательное мероприятие «Дорожная азбука»;
-викторина «Путешестивие в страну Безопасность» (профилактика электробезопасности);
-конкурс рисунков «Спорт – это здоровье»;
-беседа «Режим дня на каникулах».
Постоянно осуществляется контроль над соблюдением личной гигиены детьми до и после приема пищи.
1. Организационные ресурсы:
— Программа ЛДП «Светлячок»;
— план-сетка воспитательных мероприятий.
2. Информационные ресурсы:
— мультимедиа-проектор – 1 шт.
В распоряжении ЛДП «Светлячок» имеются:
— штаб ЛДП «Светлячок»;
— игровая площадка на улице;
— игровые комнаты (3шт.);
— рекреация первого этажа здания;
5. Кадровые ресурсы: в соответствии со штатным расписанием в реализации программы ЛДП «Светлячок» участвуют:
— начальник лагеря дневного пребывания «Светлячок»–1;
-рабочий по кухне – 1;
6. Методические ресурсы: наличие программы деятельности лагеря дневного пребывания «Светлячок» и план воспитательной работы на смену, должностные инструкции всех участников процесса, наличие методических разработок в соответствии с планом работы.
7. Мотивационные ресурсы: игровой метод мотивации, командный метод мотивации.
Формы и методы работы
анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;
игры: подвижные, спортивные, тематические, театрализованные и «тихие» (на время плохой погоды);
соревнования по футболу, волейболу, настольный теннис, шашки, шахматы;
беседы на экологическую тему и тему здорового образа жизни;
праздники: календарно-тематические и соответствующие профилю ЛДП «Светлячок»;
акции: «Собери мусор», «Чистый двор»
конкурсы: рисунков на асфальте, чтецов, певцов, фантазеров, модельеров;
викторины: тематические, развлекательные;
экскурсии: школьный парк.
Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства в лагере дневного пребывания «Светлячок» является создание органа детского самоуправления.
Участие ребенка в органе детского самоуправления помогает ему лучше раскрыться, проявить свои возможности. Роль педагогов-воспитателей – верно и вовремя направлять инициативу учащихся. Таким образом, на более высоком уровне проходит общение между детьми в коллективе сверстников, между детьми и взрослыми.
В каждой команде есть помощник капитана, а у помощника – штурманы, которые организуют жизнь своих команд, распределяют поручения между членами команд и контролируют их выполнение.
Педагоги-воспитатели являются кураторами. Капитан ЛДП «Светлячок» и помощники капитана входят в актив главного детского органа самоуправления, которые участвуют н а заседаниях «Совета мореплавателей». Актив создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств учащихся.
Схема детского самоуправления в ЛДП «Светлячок»
Цели и задачи актива
Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:
— оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;
— создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала учащихся;
— содействия в создании благоприятного психологического климата.
Организация деятельности актива
Актив лагеря являются органом самоуправления.
Для того, чтобы выбрать орган самоуправления (капитана и его помощников) организуются игры, тесты для выявления способностей учащихся. Затем капитан и его помощники распределяют обязанности в команде:
— штурман «ЗОЖ» – организует утренние зарядки, следит за соблюдением правил гигиены, помогает организовывать спортивные игры, контролирует соблюдение режима дня, ведет спортивную рубрику в командном уголке, в которой освещается спортивная жизнь лагеря;
— штурман «Журналист» – отвечает за оформление газет, объявлений, плакатов, текущих дел;
— штурман «Талант» – организует художественно-эстетическое воспитание учащихся: в страну сказок, праздников, эстафет искусств, оказывает помощь в реализации проектов;
— штурман «Безопасность»– отвечает за порядок в лагере, за сохранение имущества, осуществляет контроль выполнения правил внутреннего распорядка;
— штурман «Трудовой десант» – отвечает за чистоту и порядок в отрядах, на площадке, организует дежурство в столовой.
Права и обязанности
Каждый орган актива имеет право:
— на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
— на защиту своих прав и интересов.
Каждый орган актива обязан:
— ответственно исполнять порученное дело;
— соблюдать законы общения и культуру поведения.
Работа в органах самоуправления под руководством педагогов-воспитателей способствует формированию таких умений, как:
Умение общения со взрослыми.
Высказывание и отстаивание своей точки зрения.
Видение ошибок и умение находить пути их исправления.
Уважение мнения других.
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.
В ходе реализации данной программы ожидается:
Р асширение и углубление кругозора учащихся в области экологии.
Получение учащимися умений и навыков индивидуальной, коллективной, творческой и трудовой деятельности.
Самореализация личности ребенка, проявление активной жизненной позиции, развитие чувства коллективизма.
Р азвитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Развитие чувства патриотизма, любви к своей Родине.
Ф ормирование экологической культуры.
Развитие организаторских способностей через участие детей в самоуправлении лагерем «Светлячок».
Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде.
Воспитание трудолюбия, самостоятельности, здорового образа жизни.
Мониторинг реализации программы
Система мониторинга организации ЛДП «Светлячок» складывается из следующих направлений:
Викторины (проверка знаний, умений, навыков, полученных в процессе
Конкурсы (выявление талантливых, одаренных детей).
Анкетирование учащихся (в начале смены – выявление интересов детей, мотивов пребывания в лагере; в конце смены – выявление оправдания ожиданий) ( Приложение 3 ).
Тесты (выявление индивидуальных способностей и творческих интересов учащихся ( Приложение 4 ).
Выставка работ (стимулирование учащихся на создание красивой, творческой работы).
Экологические акции ( формирование у детей принятия активной жизненной позиции в деле охраны природы, а также ответственное и бережное отношение к окружающей среде).
Спортивные соревнования, эстафеты (привитие ЗОЖ).
Критерии отслеживания результатов
Качество организации отдыха детей.
Использование новых методик и технологий по привитию учащимся навыков здорового образа жизни.
Привлечение родителей и социальных партнеров к реализации программы смены.
Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с учащимися разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей учащихся.
Использование различных форм организации детского самоуправления.