Что такое латентная стадия действия
Что такое латентная стадия действия
У РНК-содержащих ретровирусов сначала происходит обратная транскрипция генома в ДНК, затем ее интеграция в клеточные хромосомы и лишь после этого транскрипция генов.
Цитопатические эффекты при вирусных инфекциях разнообразны, они определяются как вирусом, так и клеткой и сводятся к разрушению клетки (цитолитический эффект), сосуществованию вируса и клетки без гибели последней (латентная и персистирующая инфекция) и трансформации клетки.
Продукция и секреция цитокинов относятся к самым ранним событиям, сопутствующим взаимодействию микроорганизмов с макрофагами. Этот ранний неспецифический ответ на инфекцию важен по нескольким причинам: он развивается очень быстро, поскольку не связан с необходимостью накопления клона клеток, отвечающих на конкретный антиген; ранний цитокиновый ответ влияет на последующий специфический иммунный ответ.
Интерферон активирует макрофаги, которые затем синтезируют интерферон-гамма, ИЛ-1, 2, 4, 6, ФНО, в результате макрофаги приобретают способность лизировать вирус-инфицированные клетки.
Интерферон-гамма является специализированным индуктором активации макрофагов, который способен индуцировать экспрессию более 100 разных генов в геноме макрофага.
Пик продукции цитокинов после стимуляции макрофагов наблюдается через 1-2,6,18-48 ч, а пик продукции интерферон-гамма наступает через 20 ч после первого выхода цитокина из клетки. Поскольку интерферон-гамма ингибирует миелопоэз, то нормализация числа нейтрофилов после элиминации инфекта связана с системой регуляции нейтропоэза. Через 6 ч после стимуляции интерферон-альфа для выполнения своих функций NK-rклетки (активность которых регулируется ИЛ-1, 4, 2) продуцируют гамма-интерферон, в результате чего происходит лизис инфицированных клеток.
При антигенной стимуляции клеток трансдукция сигнала с активированного рецептора на генетический аппарат осуществляется с помощью внутриклеточных регуляторных систем, компоненты которых (белки мембран, ферментов, хроматина) связываются с чувствительными к ним последовательностями ДНК. После связывания цитокина (интерферон) с поверхностными клеточными мембранными рецепторами происходит активация ферментов протеинкиназы-С (ПКС), тирозинкиназы, ц-АМФзависимой протеинкиназы, серин-треонинкиназы. Интерферон-альфа активирует tyk 2 и jak 1-киназы, а интерферон-гамма активирует jak 1 и 2-киназы. Далее факторы транскрипции перемещаются в ядро клетки и связывают гены раннего ответа.
ПК-дс выполняет регуляторную роль в системе клеточной пролиферации на уровне факторов трансляции и активации ряда генов цитокинов. Вероятно, существует связь между подавлением транскрипции мРНК и ПК-дс, угнетением общего синтеза клеточного белка при вирусных инфекциях и накоплением в ядрах клеток белка нуклеокапсида и белка NSP2. Фрагментация клеточных хромосом, наблюдающаяся на ранних сроках вирусной инфекции, может быть одной из причин подавления экспрессии генов, участвующих в противовирусном ответе.
В последние годы показано, что ИЛ- 12, относящийся к провоспалительным цитокинам, является ключевым для усиления клеточно-опосредованного иммунного ответа и инициации эффективной защиты против вирусов.
Средства терапии гриппа и ОРЗ можно разделить на этиотропные, иммунокорригирующие, патогенетические и симптоматические. Приоритет принадлежит этиотропным препаратам, действие которых направлено непосредственно на возбудитель инфекции. Все препараты этиотропного действия целесообразно рассматривать с учетом их точек приложения в цикле репродукции вирусов гриппа и других ОРЗ.
Применение химиопрепаратов для профилактики и лечения гриппа и ОРЗ относится к базовой терапии и является общепризнанным мировым стандартом. Многолетние клинические исследования достоверно выявили их высокую лечебно-профилактическую значимость. Химиотерапевтические средства представлены тремя основными группами: это блокаторы М2-каналов (амантадин, ремантадин); ингибиторы нейраминидазы (занамивир, озельтамивир) и ингибиторы протеаз (амбен, аминокапроновая кислота, трасилол). Препараты оказывают прямое антивирусное действие, нарушая различные фазы репликативного цикла вирусов. Несколько особняком стоит группа вирулицидных препаратов, применяемых местно для предотвращения адсорбции и проникновения вирионов в клетки.
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
Смотреть что такое ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД в других словарях:
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
скрытый период, 1) в физиологии — время от момента воздействия на организм, его орган, ткань, клетку какого-либо раздражителя до проявления отв. смотреть
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
– период инфантильной сексуальности, характеризующийся ослаблением активности в сфере половой деятельности и скрытым проявлением психосексуальных процессов. В классическом психоанализе латентный период относится к временному интервалу, начинающемуся в пяти-шестилетнем возрасте ребенка и завершающемуся к пубертату, то есть к наступлению половой зрелости. Представление о «сексуальном латентном периоде» было заимствовано З. Фрейдом (по его собственному признанию) у берлинского врача В. Флисса (1858–1928), с которым он вел интенсивную переписку на протяжении нескольких лет с 1887 по 1904 год. Предлагая свое понимание специфики этого периода, он исходил из того, что в период частичной или полной латентности в психосексуальном развитии ребенка происходит задержка на пути реализации сексуального влечения, в результате чего наблюдается формирование чувств отвращения и стыда, возникновение эстетического и этического требования идеала. Инфантильные сексуальные переживания сохраняются у ребенка на долгие годы, однако в латентном периоде соответствующие влечения отводятся от сексуальных объектов и переключаются на другие цели, что ведет к освобождению сексуальной энергии и приданию ей характера культурного освоения мира (сублимация). С точки зрения З. Фрейда, развитие процессов сублимации берет свое начало именно в сексуальном латентном периоде детства. В этот период сексуальные переживания детских лет не находят своего истинного применения, так как функция продолжения рода появляется позднее. Вместе с тем исходящая из эрогенных зон инфантильная сексуальность вызывает такие реактивные образования, которые создают своего рода плотины для подавления неприятных чувств типа отвращение, стыд, мораль. Время от времени не поддавшаяся сублимированию часть инфантильной сексуальности может сохранить свою деятельность в течение всего латентного периода до момента усиленного проявления сексуального влечения при наступлении половой зрелости. В этом случае, как замечал З. Фрейд в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905), воспитатели «преследуют все сексуальные проявления ребенка как «пороки», не будучи в состоянии ничего предпринять против них». Основатель психоанализа считал, что затишье и спад в сексуальном развитии ребенка – типичная картина детского психосексуального развития, наблюдаемая примерно с шестого до восьмого года жизни. Но он также полагал, что латентного периода может и не быть. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он замечал, что латентный период «вовсе не обязательно прерывает на время сексуальную деятельность и гасит сексуальные интересы по всей линии». Другое дело, что перед наступлением латентного периода большинство сексуальных переживаний подвергается инфантильной амнезии, окутывается «амнестическим покрывалом», разорвать которое может только аналитическое исследование. Латентный период соотносился З. Фрейдом с формированием и угасанием эдипова комплекса. В его понимании в раннем возрасте ребенок испытывает либидозную привязанность к родителям. Однако эта привязанность вступает в конфликт с нарциссическим отношением ребенка к своим частям тела, к которым он проявляет особый интерес при сексуальном исследовании себя и лиц противоположного пола. Детские представления о возможности кастрации (мальчик) или уже свершившейся кастрации (девочка) ведут к тому, что ребенок отвращается от эдипова комплекса. Происходит отказ от либидозной привязанности к родителям, идентификация с родительским авторитетом, строгость которого обеспечивает запрет на инцест. Рассматривая изменения, происходящие в психике ребенка, в работе «Гибель эдипова комплекса» (1924) З. Фрейд подчеркнул, что связанные с эдиповым комплексом либидозные стремления становятся заторможенными, частично десексуализируются, сублимируются и превращаются в нежные побуждения. Собственно, этим процессом начинается «латентный период, прерывающий сексуальное развитие ребенка». В конечном счете, как полагал З. Фрейд, психоанализ способствует обнаружению непосредственной связи между эдиповым комплексом, угрозой кастрации, образованием особой инстанции в психике ребенка (Сверх-Я) и латентным периодом в процессе инфантильного психосексуального развития. З. Фрейд рассматривал существующие отношения между эдиповым комплексом, сексуальным запугиванием (угрозой кастрации), образованием Сверх-Я и наступлением латентного периода как типичные, свойственные всем детям. Однако он не утверждал, что подобный тип отношений является единственно возможным. Более того, он подчеркивал, что изменения в хронологичности и последовательность этих процессов должны иметь важное и существенное значение для развития человека. смотреть
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
(LATENCY) Фрейд (1905) впервые заметил, что после некоторой фазы расцвета (от двух до пяти лет) сексуальная активность ребенка заметно снижается и наступает латентный период (термин, заимствованный у Флисса), который длится вплоть до наступления пубертата. Таким образом, этот термин применяется для описания психических проявлений в интервале между шестым и двенадцатым годами жизни. В этом возрасте поведение детей выравнивается, легко поддается влиянию и обучению. Некоторыми теоретиками высказывается предположение, что изменения в поведении в этот период связаны с биологическим снижением активности сексуальных влечений. Однако существуют аргументы, противоречащие такой точке зрения и подтверждающие наличие в латентном возрасте выраженных дериватов сексуальных влечений. Фрейд полагал, что энергия сексуального возбуждения в латентный период сохраняется и используется для достижения несексуальных целей, таких, как развитие защит от сексуальных импульсов, развитие социальных чувств и сублимационной активности. Более современной, однако, представляется точка зрения, согласно которой структурное развитие в этот период является результатом интроективно-проективных механизмов, а организация защитных механизмов следствием равновесия между защитами и влечениями. В таком относительно гармоничном психическом состоянии ребенок получает возможность направлять внимание на внешний мир, развивать психические, когнитивные и социальные навыки контактов с богатством воспринимаемых объектов. Подобная деятельность предоставляет разнообразные возможности для удовлетворения, снижающие давление сексуальной активности. Однако, несмотря на относительное успокоение эротических потребностей, мастурбационная активность и сопряженные с ней фантазии не исчезают, оставаясь важным фактором, поддерживающим стабильность ребенка в средней и поздней фазах латентного периода. смотреть
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД (англ. response latency; от лат. latens — скрытый, невидимый) — время, проходящее от нач. действия раздражителя до возникновения ответной реакции. Л. п. складывается из времени физико-химических процессов, происходящих в рецепторе, проведения возбуждения по проводящим путям, аналитико-синтетических интегративных процессов в мозговых центрах и времени срабатывания мышц или желез. Величина Л. п. зависит от модальности, интенсивности и др. особенностей раздражителя, от степени сложности и автоматизации реакции, от готовности соответствующих нервных путей и структур к восприятию сигнала и проведению возбуждений, от функционального состояния н. с. и индивидуально-типологических ее особенностей.
Добавление ред.: В данной статье, видимо, имеются в виду рефлекторные реакции организма, поскольку совершенно не упомянуты многочисленные психологические факторы, влияющие на реакции животного и человека. Перечислять их в статье, определяющей чисто «технический» термин, как нам кажется, совершенно излишне. Отошлем к др. статьям: Готовность к действию, Закон Дондерса, Закон Хика. Син. Время реакции.
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
(время реакции) – пауза между подачей стимула (команды) и появлением видимой ответной реакции. Наличие Л. п. обусловлено особенностями проведения импульсов по нервным путям, аналитико-синтетических интегративных процессов в мозговых центрах и времени срабатывания мышц или желез. Величина Л. п. зависит от модальности, интенсивности и других особенностей раздражителя, от степени сложности и автоматизации реакции, от готовности соответствующих нервных путей и структур к восприятию сигнала и проведению возбуждений, от функционального состояния нервной системы и индивидуально-типологических ее особенностей. Отмечено, что чем сильнее (но до некоторой степени) стимул, тем короче Л. п. Он уменьшается также по мере отработки реакции и зависит от породных особенностей ЦНС. У флегматичных собак, например у ньюфаундлендов, она выше, что следует учитывать в дрессировочном процессе.
. смотреть
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
IЛате́нтный пери́од (лат. latens, latentis скрытый)интервал времени от начала действия какого-либо раздражителя на биологический объект до появления от. смотреть
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
(от лат. latens — скрытый, невидимый) — промежуток времени от начала действия раздражителя до возникновения ответной реакции. Для реакций, опосредствованных ц. н. с, Л. п. складывается из времени физико-химических процессов, происходящих в рецепторе, проведения возбуждения по проводящим путям, аналитикосинтетических интегративных процессов в мозговых центрах и времени срабатывания мышц или желез. Величина Л. п. зависит от модальности, интенсивности и др. особенностей раздражителя, от степени сложности и автоматизации реакции, от готовности соответствующих нервных путей и структур к восприятию сигнала и проведению возбуждения, от функционального состояния нервной системы и ее индивидуально-психологических особенностей. смотреть
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
1. период времени с момента некоего патогенного воздействия до появления клинически значимых симптомов расстройства; 2. в психоанализе – период времени с конца Эдиповой стадии до начала половой зрелости. Рассматривается как период «эмоционального покоя меж драмами и смятениями детства и подросткового возраста». Неясно, является ли латентный период врождёным, универсальным явлением, связанным с продолжающейся биологической незрелостью, или же он ограничен пределами репрессивных культур, в которых инфантильное сексуальное поведение подлежит ограничению. смотреть
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
(от лат. lateens – скрытый, невидимый) – первый, скрытый период в динамике конфликта, в ходе которого презентуется противоречие между сторонами и их позиции, а также в значительной степени формируется конфликтный потенциал дальнейшего взаимодействия. Л. п. включает этапы: объективной проблемной ситуации; осознания объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; проблемной ситуации взаимодействия; предконфликтной ситуации. смотреть
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
скрытый период в психическом и физиологическом отражении, время от момента воздействия на организм раздражителя и до момента появления ответной реакции. Л.п. любой рефлекторной реакции складывается из времени преобразования энергии внешнего раздражителя в рецепторе в физиологическое возбуждение, времени проведения возбуждения по нервным волокнам, а также длительности синаптических задержек и времени срабатывания эффекторов. смотреть
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
латентный период (лат. latens, latentis скрытый) — 1) интервал времени от начала действия какого-либо раздражителя на биологический объект до появления ответной реакции; 2) интервал времени между внедрением фага в бактериальную клетку и ее лизисом; 3) инфекционной болезни — см. Инкубационный период.
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
(LATENCY) Стадия развития, характеризующаяся уменьшением внешних проявлений инфантильной сексуальности, что подразумевает вытеснение или благополучное разрешение эдипова конфликта и реорганизацию защитных структур Эго под влиянием развития Суперэго. смотреть
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
Синонимы: период покоя период онтогенеза цветковых растений, в течение которого они находятся в виде семян (по Т. А. Работнову, 1978).
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
latent period, latent time, latency, stage of latency, lag; (в психосексуальном развитии ребенка) психоан. latent period
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
[от лат. latens (latentis) скрытый, невидимый] 1) физиолог. скрытый период какой-л. физиологической реакции; 2) мед. скрытый патологический процесс, начало болезни; то же, что инкубационный период. смотреть
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
1) lag 2) latent period 3) lag phase 4) stage of latency 5) latent time
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
В классической психоаналитической теории – период времени с конца Эдиповой стадии до начала половой зрелости, в течение которого сексуальный интерес, как предполагается, сублимируется. смотреть
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
(Latency period). Период, на протяжении которого энергия либидо дремлет, и внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола. смотреть
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
1) état latent 2) incubation 3) patence 4) (напр. болезни) période de latence, période latente 5) phase de latence 6) temps de latence
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
periodo latente, tempo di latenza
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
— промежуток времени между началом действия фактора и признаками ответной реакции.
10 фактов о кашляющих соседях, школьных Манту и туберкулезе, который недолечили
В прошлом году в России выявили более 61 тысячи новых случаев туберкулеза. Как не пополнить эту статистику?
Несмотря на стойкую тенденцию к снижению заболеваемости и смертности, Россия по-прежнему входит в 30-ку стран с наибольшей распространенностью туберкулеза. Призыв врачей регулярно проходить обследование на туберкулез более чем оправдан, и вот 10 фактов тому в подтверждение.
Факт 1: уровень жизни не так важен
Туберкулез долгое время считался болезнью людей с низким уровнем жизни. На почве этого убеждения выросла проблема стигматизации, которую эксперты сейчас называют одной из главных помех в деле борьбы с туберкулезом: страх огласки заставляет многих скрывать диагноз даже ценой отказа от лечения. В реальности уровень жизни уже не влияет на риск заражения палочкой Коха, вызывающей туберкулез. По данным ВОЗ, четверть жителей планеты инфицированы, и далеко не все они находятся за чертой бедности или в местах лишения свободы. Однако социальный статус, по мнению экспертов, может повлиять на вероятность развития туберкулеза и эффективность лечения. Запустить процесс могут плохое питание, например, или стрессы, от которых, впрочем, никто не застрахован. Остро стоит проблема приверженности лечению – больные с низким социальным статусом чаще отказываются от лечения или прерывают его.
Факт 2: достаточно нескольких бактерий
У современного человека, живущего в городе, много шансов познакомиться с туберкулезной палочкой. Сам факт встречи, впрочем, не означает, что туберкулез неизбежен: это может не случиться, потому что иммунная система человека умеет подавлять инфекцию.
Большой процент инфицированности населения микобактериями туберкулеза объясняется в том числе ее устойчивостью к внешним условиям. Например, в уличной пыли они могут жить до 3 месяцев, в домашней — до года, а в тепле, влажности и без солнечного света — больше 5 лет. Туберкулезная палочка комфортно чувствует себя в воде и на любых поверхностях, например, в доме, если там не устраивают генеральных уборок с хлорсодержащими средствами. Больной при этом выделяет микобактерии в окружающую среду совершенно обычными образом – с частичками мокроты. Не обязательно плевать кровью себе под ноги – это будет происходить каждый раз при кашле, чихании и даже разговоре. При тесном контакте в условиях жилья, офиса или закрытого учреждения этого вполне достаточно, и за год больной может заразить в среднем 10-15 человек. Для инфицирования достаточно вдохнуть всего лишь несколько микобактерий.
Факт 3: курение и диабет повышают риск
По статистике, только 10 процентов инфицированных микобактериями людей заболевают в течение жизни. Есть обстоятельства, которые увеличивают вероятность развития туберкулеза. Вот они:
сахарный диабет, язвенная болезнь
длительный прием некоторых препаратов – глюкокортикоидов, цитостатиков, иммунодепрессантов
активное употребление алкоголя
детский и подростковый возраст
тяжелые напряженные условия труда, безработица
Факт 4: некоторые не заболеют, но их немного
В мире живут люди с генетической устойчивостью к микобактериям – их примерно 2 процента. Иммунная система в их случае надежно подавляет рост туберкулезной палочки. Для таких людей риск развития туберкулеза нулевой. В пользу врожденной устойчивости говорит отсутствие рубца после вакцинации и ревакцинации БЦЖ и стабильно отрицательная проба Манту. Хотя в большинстве случаев отсутствие рубца или реакции на пробу Манту все же объясняется тем, что БЦЖ не было, вакцину ввели неправильно или были нарушены условия ее хранения и она просто не подействовала. Также рубец может быть почти незаметным после введения БЦЖ-M (вакцина «щадящей» иммунизации).
Факт 5: кашля может и не быть
Симптомы, которые должны насторожить и стать поводом для обследования на туберкулез, – беспричинное снижение веса, лихорадка, ночная потливость, хронический кашель, не связанный с ОРВИ. В народе сложилось устойчивое мнение, что кашель – основной признак. Сосед кашляет – это подозрительно. Близкий стал кашлять — пора на флюорографию. Никто не кашляет – все в порядке. На самом деле туберкулез, как и многие серьезные болезни, на ранних стадиях не имеет никаких симптомов или перечисленное может присутствовать в легкой форме, не внушающей опасений. Кашель присоединяется, когда нарушается функция легких. Именно поэтому обследование на туберкулез должно проводиться регулярно, а не по требованию.
Факт 6: обследование – это не один анализ
Такой диагноз, как туберкулез, не ставится ни по результатам одной пробы или анализа, ни по заключению одного врача. Это многоэтапный процесс. Вот, например, как все происходит у детей.
До 7 лет включительно делается проба Манту. Для оценки размера папулы нет общих стандартных критериев, она всегда проводится с учетом предыдущих показателей. Если результат меняется с отрицательного на положительный, говорят о том, что произошел вираж пробы. Это не означает, что у ребенка может быть туберкулез. После 8 лет проводится Диаскинтест.
Если проба Манту выходит за рамки нормы, назначают диаскинтест или лабораторные тесты. При отрицательном результате обследование прекращается. При положительном ребенку показан осмотр фтизиатром и дообследование – анализы крови, мочи, по возможности мокроты, а так же компьютерная томография. Цель – исключить или подтвердить активный процесс.
При нормальных результатах КТ проводится терапия латентного туберкулеза – в стационаре или на дому. Если активный туберкулезный процесс подтвержден, случай разбирается специальной врачебной комиссией, которая направляет ребенка на лечение в стационар.
Факт 7: есть предболезнь, которую надо лечить
Латентный туберкулез — это своего рода предболезнь: палочка Коха уже размножается, но человек еще не выделяет ее во внешнюю среду. В таком случае рентген и КТ не показывают туберкулезные очаги в легких, однако исследование крови или внутрикожная проба будут положительными. Проблема в том, что взрослый человек обычно ограничивается флюорографией и в отсутствие других симптомов больше не обследуется. Однако при латентном туберкулезе, несмотря на нормальное самочувствие пациента, врачи назначают превентивную химиотерапию, чтобы не допустить развития болезни.
Факт 8: туберкулез излечим
Туберкулез лечится и излечивается. Курс лечения длится в среднем полгода, применяется сочетание нескольких антибиотиков, через 3 недели после начала терапии больной перестает выделять микобактерии во внешнюю среду. Важен определенный образ жизни – скрупулезное выполнение предписаний врача, богатое белками питание, режим дня, нормальный отдых. Поэтому даже в тех странах, где не практикуется длительное пребывание больного в стационаре, процесс лечения контролирует медицинский работник или волонтер.
Факт 9: тем не менее от него умирают
Несмотря на успехи в лечении туберкулеза, он по-прежнему входит в 10 основных причин смертности на планете – наряду с инсультом, ХОБЛ, диабетом, раком легких и ДТП. Основные причины – поздно выявленная болезнь (без лечения умирают две трети больных), неправильное назначение препаратов или их плохое качество, низкая приверженность лечению у определенных категорий больных, а так же лекарственно-устойчивые формы (МЛУ-ТБ). По статистике ВОЗ, в странах Евросоюза, где ситуация с таким туберкулезом лучше, чем в целом по региону, показатель успешности лечения МЛУ-ТБ не превышает 45 процентов.
Факт 10: нельзя останавливаться
Количество больных, прекративших терапию по собственному желанию, в некоторых регионах РФ достигает 53 процентов. Это одна из причин лекарственно-устойчивого туберкулеза. Почти половина таких случаев в мире приходится на три страны – Индию, Китай и Россию.
Два наиболее эффективных препарата первой линии для лечения туберкулезной инфекции, – рифампицин и изониазид. О лекарственно-устойчивом туберкулезе говорят, когда микобактерии перестают реагировать на один из них или на оба. МЛУ-ТБ может развиться не только на фоне неправильной терапии, устойчивой туберкулезной палочкой можно заразиться. Схемы лечения такого туберкулеза существуют, но они несравнимо дороже, сложнее и длительнее, а прогноз хуже. Кроме того, устойчивость палочки Коха может быть и широкой – то есть распространяться на большее число антибиотиков. По данным ВОЗ, такой туберкулез официально зарегистрирован в 117 странах мира. Зачастую лечить больного с широкой лекарственной устойчивостью оказывается нечем. Именно поэтому крайне важно не только вовремя диагностировать туберкулез, но и правильно пролечить его.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА СКРИНИНГОВЫХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ ТУБЕРКУЛЕЗА
Реакция Манту | Диаскин тест | Квантифероновый тест | T-SPOT.TB | |
---|---|---|---|---|
Метод исследования | Кожный тест | Кожный тест | Анализ крови из вены | Анализ крови из вены |
Побочные реакции | Возможны | Возможны | Нет | Нет |
Противопоказания | Есть | Есть | Нет | Нет |
Оценка результата | Субъективная | Субъективная | Объективная | объективная |
Ложноположительный результат после БЦЖ | Часто | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует |
Выявляет стадию туберкулеза | Активную | Активную | Латентную и активную | Латентную и активную |
Использование при беременности | Запрещено | Запрещено | Разрешено | Разрешено |
Диаскинтест
Внутрикожная проба с аллергеном туберкулезным рекомбинантным. Позволяет определить, происходит ли в организме размножение микобактерий, и обнаружить в том числе латентную туберкулезную инфекцию. Не подходит для выявления лиц, которым нужна ревакцинация БЦЖ, имеет ряд противопоказаний – например, карантин в детских учреждениях, острые инфекционные заболевания или хронические в фазе обострения, аллергические реакции.
T-SPOT.TB
Т-SPOT.ТБ – современный метод иммунологической диагностики латентной туберкулезной инфекции по анализу крови.
МЕТОДИКА T-SPOT ТЕСТ НА ТУБЕРКУЛЕЗ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
Квантифероновый тест
Иммуноферментный тест, выявляет специфический гамма-интерферон для определения туберкулеза. Обладает высокой специфичностью, на результат не влияет наличие прививки БЦЖ, перекрестные реакции, текущее состояние здоровья пациента. Положительный результат означает активный туберкулез или скрыто протекающее заболевание.
Рентгенологические методы
Для диагностики туберкулеза назначается рентгеновский снимок легких (или флюорография для массового скрининга) и компьютерная томография, которые позволяют обнаружить в легких активный туберкулезный процесс. Опасения насчет неинформативности флюорографии или доз облучения, получаемых при регулярном обследовании, не имеют оснований.
T-SPOT.TB: кому и когда нужен
Все существующие тесты можно разделить на две группы – скрининговые и подтверждающие. Главное преимущество первых – дешевизна, скрининговыми обследованиями должно быть охвачено как можно большее количество людей. У взрослых скрининг на туберкулез – это флюорография. Однако она может выявить только очаги в легких, но не носительство инфекции или латентный туберкулез. Детям, которым не показан рентген, делают кожные пробы. Проблема в том, что они часто дают ложноположительный результат. И чтобы избавить впоследствии родителей и ребенка от походов по врачам и необходимости в некоторых случаях все же делать рентгенологическое исследование, можно выполнить исследование крови – например, T-SPOT.TB.
Такой анализ можно рекомендовать не только при положительном результате кожной пробы. Второй случай – когда в принципе невозможно сделать пробу Манту. Дело не только в отказе родителей, бывают медицинские противопоказания. Третья ситуация, когда анализ крови показан – это обследование людей из групп риска: в первую очередь это медперсонал, люди с иммунодефицитными состояниями (ВИЧ, системные заболевания, требующие приема иммунодепрессантов, онкозаболевания и пр.), те, кто был в контакте с больным туберкулезом. В принципе, если не попадающий ни в одну из категорий человек сделал, например, флюорографию, но отрицательный результат его по какой-то причине не удовлетворил (допустим, у него есть настораживающие симптомы), он тоже может прояснить ситуацию с помощью такого теста.