Что такое квашня о человеке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Владимир миром владеет, а Людмила всем мила
В истинно славянских именах очень часто имелись такие корни как «миро», «остро», «рад», «тверди», «нег», «стани», «слав», «вяче», «свято», «волод», «люб». Если прочитать их вслух, то в памяти сразу всплывут знакомые, друзья, актеры, писатели, художники.
У славянских народов были популярны различные имена. Например, у сербов широко использовался корень «мил» — стоит вспомнить Милену, Милоша, Малицу. У русских —«волод» и «влад», отсюда Всеволоды и Владимиры. Интуитивно понятен смысл, который вкладывался в имя. Людмила — женщина, которая мила людям, а Владимир — мужчина, который владеет миром. Кстати, известные древние имена Ольга, Олег и Игорь, кажущиеся исконно русскими, имеют в реальности скандинавское происхождение.
Имена для наследников: династические
На Руси люди из высших слоев чаше всего носили красивые, благозвучные имена, целью которых было подчеркивание хороших качеств. Достаточно вспомнить князей русских — Ярослава и Вячеслава, Владимира и Всеволода. Когда выбиралось имя для потомка какой-то княжеской династии, следовало сохранить память о предке. В случае если человек уже умер, то имя использовалось полностью, а если же был жив-здоров, то брали частичку. К примеру, если у Ярослава рождались дети и в момент их появления на свет он был жив, то в их имени был корень «слав» — Святослав, Вячеслав, Изяслав.
Как и сегодня, многие дети получали имена в честь предков. Яркий пример — сын Ярослава Мудрого, Владимир. По мнениям исследователей, на Руси верили, что душа деда или прадеда могла перейти к внуку или правнуку, если того называли таким же именем. Для знатных людей, князей, имя означало принадлежность к династии, роду, и давало право наследовать богатство родителей.
Квашня да Шевкун – странные прозвища
В древности очень часто имя шло «в комплекте» с прозвищем. Это была возможность отразить особенности внешности и характера человека, его индивидуальность. К примеру, Квашня — полный, неповоротливый ребенок, Прокуда — хулиган и непоседа, Голован — ребенок, у которого была большая голова, Шевкун — человек, говорящий невнятно. Бывали прозвища, связанные с профессией. В семье рыбаков могли быть Лещи, Караси, Окуни и Щуки. Нередко прозвище так прилипало к носителю, что о его настоящем имени просто забывали. Надо отметить, что старинные прозвища были меткими, яркими и несли в себе концентрированную информацию.
Имена-обереги, Волки да Лоси
На Руси у человека могло быть несколько имен, в том числе и так называемые имена-обереги. Так как многим животным приписывались сверхъестественные способности, то их названия использовали в качестве имен. Например, Медведь — мощь и сила, Волк — удачливость в охоте и бесстрашие. Ребенка с таким именем не должен был тронуть ни один хищник. Заяц и Воробей отражали идеи плодородия. В дальнейшем от подобных имен произошли привычные сегодня фамилии (Волков, Воробьев, Зайцев и так далее).
Чтобы надежно защитить ребенка от сглаза и порчи, существовали особые имена, способные, по мнению народа, сбить с толку нечистую силу. Найден, Ненаш, Неждан, Приемыш — называя так малыша, родители условно отказывались от него, обесценивая тем самым все попытки нечисти навредить. Не наш ребенок, чего за него переживать. Могли даже придумать какой-то недостаток и сделать из него имя. Для того, чтобы злым духам малыш стал неинтересен, его называли Упырем, Бессоном, Некрасом, Грязным, Нелюбом, Немытым. Понятно, что и созвучные фамилии пошли именно отсюда.
Но не всем детям приходилось так защищаться от нечисти. Иногда наоборот, положительные качества подчеркивались, чтобы привлечь удачу: девочка Нежата (нежность) и мальчик Любим часто бегали по старинным деревням.
Уменьшительные варианты даже для богатырей
На Руси часто использовались уменьшительные имена. Порой их даже сочетали с отчеством. Достаточно вспомнить русских богатырей — Алешу (Алексея) Поповича и Добрыню (Добромира или Доброслава).
Когда было принято христианство, на Руси появились новые имена. Речь о Романе и Георгии, Василии и Давиде, они быстро завоевали популярность и были позаимствованы в основном у римлян и греков. Сегодня самыми модными именами славянского происхождения остаются привычные слуху Вячеслав, Ярослав и Владимир.
Вряд ли в настоящее время можно встретить человека, которого зовут Мороз или Зима, Вешняк или Метелица. А раньше это было нередким явлением — родился зимой, будешь Зимой, в день рождения мела метель — станешь Метелицей. Какой простор для фантазии!
Итак, в старой Руси люди часто имели по несколько имен, и у каждого была своя функция: хранение информации о человеке, отражение связи с предками, защита от злых сил.
Помимо имён, от славянской традиции у русских сегодня используют отчество, чего нет в Центральной и Западной Европе. А в России оно есть у всех.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
КВАШНЯ
Смотреть что такое «КВАШНЯ» в других словарях:
квашня́ — квашня, и; р. мн. ней … Русское словесное ударение
квашня — квашня, квашни, квашни, квашней, квашне, квашням, квашню, квашни, квашнёй, квашнёю, квашнями, квашне, квашнях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
КВАШНЯ — КВАШНЯ, квашни, род. мн. квашней, жен. 1. Деревянная кадка для теста. 2. Забродившее тесто. 3. перен. О вялом, неповоротливом человеке, разине (прост. пренебр.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
квашня — дежа, кадка, кадушка Словарь русских синонимов. квашня сущ., кол во синонимов: 11 • дежа (5) • заторник … Словарь синонимов
Квашня! — Квашня̀! (иноск.) вялый, лѣнивый (намекъ на броженье: жизнь и неподвижность нравственную). Ср. «Не живой, а дышитъ» (загадка) подходитъ къ «квашнѣ» въ прямомъ смыслѣ и иносказательно. *** Афоризмы. См. Киснуть … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Квашня — I ж. местн. Деревянная кадка для теста. II ж. местн. 1. Закваска для теста; опара 1.. 2. Тесто, заправленное такой закваской; опара 2.. III м. и ж. 1. разг. сниж. Неповоротливый, вялый человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слов … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Квашня — I ж. местн. Деревянная кадка для теста. II ж. местн. 1. Закваска для теста; опара 1.. 2. Тесто, заправленное такой закваской; опара 2.. III м. и ж. 1. разг. сниж. Неповоротливый, вялый человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слов … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
квашня — и; мн. род. ей; ж. 1. Деревянная или глиняная посудина для заквашивания теста. Поставить тесто в квашне. 2. Разг. Забродившее тесто, опара. Замесить квашню. 3. Разг. сниж. О неповоротливом, вялом человеке. Он же к. квашнёй! ◁ Квашонка, и; мн. род … Энциклопедический словарь
квашня — квашня, мн. квашни, род. квашней (неправильно квашен) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
квашня — КВАШНЯ, и, мн род. ей,ж Предмет посуды, представляющий собой вместилище из дерева среднего размера цилиндрической формы, предназначен для приготовления теста и хранения его (распространен в русской деревне). Бабушка досыпала муки в квашню … Толковый словарь русских существительных
Что такое квашня о человеке
Квашня, она же дежа – деревянная кадушка для замешивания теста.
В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом.
Да-да, именно живым, с собственным характером и важной ролью в домашнем укладе каждой семьи.
Она воспринималась как олицетворение женского лона, а процесс приготовления теста соотносился с зачатием ребенка.
Так что к квашне отношение было сакральное – священное.
При этом допускалось, что изначально, то есть с момента изготовления, она могла быть «хорошей» или «плохой», в зависимости от этого и хлеб получался удачным или наоборот. При обнаружении «дурных наклонностей» дежи ее подправляли. Например, добавляя одну из клепок – боковых планок, из которых составлены стенки, и меняя, таким образом, их количество с четного на нечетное или напротив – с нечетного на четное.
С квашней было связано немало поверий.
Даже хорошую дежу считали подверженной сглазу, а потому не дозволялось отдавать ее кому бы то ни было в долг, допускать, чтоб через нее перелетала курица или к ней подходила корова. – Это могло «испортить» и без того капризное, как считалось, создание, и тогда хлеб будет неважнецким. К таковым же последствиям могло привести заглядывание в квашню мужчины, которому и прикасаться-то к ней не всегда дозволялось.
Кроме того, хлебную кадушку нужно было непременно-обязательно держать в тепле и в тишине, не допускать ударов, не ставить на землю. Под нее клали подстилку из одежды и накрывали ею же, причем если внизу была женская, то сверху – мужская, и наоборот. Согласно другому обычаю, кадушку ставили на лавку под образами или на стол в горнице, покрывая хлебной скатертью.
Как видим, в отношении сакрального предмета применялись физические меры воздействия. Но были и другие. Полагали, что верным средством, обеспечивающим «послушание» дежи, является вынос ее на ночь во двор на Похвальной неделе, то есть пятой в Великий пост. В это время квашня будто бы не может удержаться от того, чтобы похвалиться Господу, что у нее имеется хлеб, и как только она «объявит» о том, так сразу и обретет утраченные качества.
«Именинным» для квашни днем был Великий четверг на Страстной неделе, когда проводился ритуал ее «очищения». Помыв кадушку и натерев солью, чесноком или луком, накрывали ее крышкой или переворачивали, «подпоясывали» красным женским кушаком или полотенцем, или хмелем, накрывали чистой скатертью, на которую клали хлеб и соль, выносили во двор и оставляли на восточной стороне до восхода солнца.
Этому действу придавался символический смысл, который в одних местах понимался как то, что квашня таким образом «исповедуется», в других – что «говеет», в третьих – что «отдыхает», в четвертых – что «торгует» или «идет на базар» и т.д. Но, как бы ни трактовалось значение, оно в любом случае предусматривало осознанное поведение хлебной кадушки.
Ее часто использовали в качестве оберега.
При пожаре брали в руки и поворачивали в открытом виде против огня. Это считалось средством защиты от разнесения пламени ветром. Чтобы отвести грозовую тучу, что появилась не ко времени, дежу носили по скотному двору.
Для прекращения града закрытую дежу с иконой Николая-угодника, положенной на ее крышку, выносили из дома на улицу. В квашню полагалось заглядывать по возвращении с кладбища, чтобы не принести в дом нежить, что обретается в скорбном месте. При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом.
По глубокому убеждению наших предков, она была одушевленной вещью, а поскольку связана непосредственно с понятием рождения, то на квашню-дежу возлагалась ответственная и почетная роль в свадебных обрядах. Впрочем, об этом ниже.
Славянская свадьба: какую роль в ней играла кадка-квашня?
Хлебная кадушка, называемая в народе квашней, дежой, воспринималась нашими предками как живая, одушевленная и притом олицетворявшая женское лоно и связанная с процессом рождения хлеба как аналога рождения человека. Именно поэтому ей отводилась ответственная роль в старинных свадебных обрядах.
В ряде мест было принято усаживать на квашню, покрытую овечьим кожухом, жениха с невестой. Это считалось символом их будущего счастья, материального благополучия и многодетности семьи. Широкое распространение имел обычай свадебного обряжения невесты, посаженной на хлебную кадушку, точнее, причесывания и надевания женского головного убора взамен девичьего.
Существовал даже ритуал, согласно которому после этого невесту ставили в дежу, и она должна была из нее выпрыгнуть. Сообразно успеху прыжка строили прогноз на легкие роды (при удачной первой попытке) и даже на несчастливую судьбу в замужестве (если девушка с трудом справлялась с сей физкультурной задачей).
В некоторых регионах причесанную к венчанью невесту подружка или дружка обводили вокруг стола и подводили к деже: если честь ее девичья была незапятнанна, то она могла сесть на кадку, в противном случае должна была довольствоваться в качестве сиденья табуретом, который на всякий случай держали поблизости.
Вообще в невестинских испытательных обрядах квашне отводилась очень важная роль. В белорусском Полесье, например, входя впервые в дом жениха, невеста должна была наступить правой ногой (или даже обеими) на перевернутую дежу, покрытую рушником или домотканым полотном, которая выставлялась в воротах, во дворе или на пороге дома.
Считалось, что это является подтверждением невинности девушки. Если же она не уберегла девственность до свадьбы, то должна была обойти кадку или перепрыгнуть через нее. Попытка «перехитрить» дежу, то есть ступить на нее, не имея на то права, признавалась грехом с далеко идущими последствиями.
В этом случае, по поверью, «невеста свой хлеб притопчет», и семь лет будет неурожай, скот станет гибнуть, дети умирать во младенчестве, и супругам гарантирован вечный разлад. Иногда, впрочем, к этому обряду привлекался и жених, – тогда сакральный смысл его заключался во вспомоществовании счастливой семейной жизни молодых.
Хлебную кадушку славяне ставили перед входом в комнату, где молодым предстояло провести первую брачную ночь – как символ плодородия. А иногда она выполняла еще более удивительную роль. Сват в доме невесты застилал скатертью дежу, покрытую крышкой, и насыпал на нее ржаные зерна. Девушка в подтверждение своей «честности» должна была встать на скатерть и в присутствии всех, то есть публично переменить исподнее и одежду на новые. Это символизировало новое рождение ее в доме будущего мужа.
* * *
Итак, кадушка-квашня в свадебных обрядах наших предков была, с одной стороны, испытательницей девичьей невинности невесты, своего рода экспертом.
С другой – ей отводилась роль благословительницы будущего счастья и безбедного существования молодоженов.
А все потому, что считали этот предмет не просто кухонной утварью, а живым и одушевленным, обладающим немалой чудесной силой.
Квашня
Смотреть что такое «Квашня» в других словарях:
квашня́ — квашня, и; р. мн. ней … Русское словесное ударение
квашня — квашня, квашни, квашни, квашней, квашне, квашням, квашню, квашни, квашнёй, квашнёю, квашнями, квашне, квашнях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
КВАШНЯ — КВАШНЯ, квашни, род. мн. квашней, жен. 1. Деревянная кадка для теста. 2. Забродившее тесто. 3. перен. О вялом, неповоротливом человеке, разине (прост. пренебр.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КВАШНЯ — КВАШНЯ, и, род. мн. ей. 1. жен. Деревянная кадка, кадушка для теста. 2. перен., муж. и жен. О вялом и толстом, неповоротливом человеке (разг. пренебр.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
квашня — дежа, кадка, кадушка Словарь русских синонимов. квашня сущ., кол во синонимов: 11 • дежа (5) • заторник … Словарь синонимов
Квашня! — Квашня̀! (иноск.) вялый, лѣнивый (намекъ на броженье: жизнь и неподвижность нравственную). Ср. «Не живой, а дышитъ» (загадка) подходитъ къ «квашнѣ» въ прямомъ смыслѣ и иносказательно. *** Афоризмы. См. Киснуть … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Квашня — I ж. местн. Деревянная кадка для теста. II ж. местн. 1. Закваска для теста; опара 1.. 2. Тесто, заправленное такой закваской; опара 2.. III м. и ж. 1. разг. сниж. Неповоротливый, вялый человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слов … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
квашня — и; мн. род. ей; ж. 1. Деревянная или глиняная посудина для заквашивания теста. Поставить тесто в квашне. 2. Разг. Забродившее тесто, опара. Замесить квашню. 3. Разг. сниж. О неповоротливом, вялом человеке. Он же к. квашнёй! ◁ Квашонка, и; мн. род … Энциклопедический словарь
квашня — квашня, мн. квашни, род. квашней (неправильно квашен) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
квашня — КВАШНЯ, и, мн род. ей,ж Предмет посуды, представляющий собой вместилище из дерева среднего размера цилиндрической формы, предназначен для приготовления теста и хранения его (распространен в русской деревне). Бабушка досыпала муки в квашню … Толковый словарь русских существительных
Квашня в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание
Квашня в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание
Квашня является одной из обитательниц ночлежки для бедных, которую содержит господин Костылев и его жена Василиса.
«Квашня. Разлюбезный мой гарнизон! Бубнов! Он опять на базаре приставал ко мне, чтобы венчаться…
Бубнов. Валяй… чего же? У него деньги есть, и кавалер он еще крепкий…»
«Квашня. Да я‑то всё одинакова! Как издох мой милый муженек, – ни дна бы ему ни покрышки, – так я целый день от радости одна просидела: сижу и всё не верю счастью своему…
Медведев. Ежели тебя муж бил… зря – надо было в полицию жаловаться…
Квашня. Я богу жаловалась восемь лет, – не помогал!»
«Квашня. Нельзя, дружок, иначе. Подобного мужчину надо в строгости держать. Я его в сожители взяла, – думала, польза мне от него будет… как он – человек военный, а вы – люди буйные… мое же дело – бабье… А он – пить! Это мне ни к чему!
«Квашня. Нет, ты зачем говоришь, что я бутошника моего бью?
Алешка. Я думал, ты его била, когда за волосы таскала…
Квашня (смеясь). Дурак! А ты – будто не видишь. Зачем сор из избы выносить. И, опять же, обидно ему… Он от твоего разговору пить начал…
Алешка. Стало быть, правду говорят, что и курица пьет!»
«Алешка. Я? Всё! Всё по совести. Вот, говорю, баба! Удивительная! Мяса, жиру, кости – десять пудов, а мозгу – золотника нету!
Квашня. Ну, это ты врешь! Мозг у меня даже очень есть…»
«А ты – поешь. Горячее – мягчит. Я тебе в чашку отложу и оставлю… захочешь когда, и покушай! Идем, барин…»