Что такое квадрат на гитаре
Квадраты на гитаре
Как строить последовательности аккордов или “аккордовые цепочки”? Это один из часто задаваемых гитаристами вопросов, которые хотят научиться строить гармонично звучащий аккомпанемент. Связанные последовательности аккордов называются гармоническими оборотами. Если вы изучали теорию музыки, то этот термин должен быть вам знаком. Но в эстрадной музыке чаще используют понятие квадратов, на чем мы и остановимся.
Выбираем наиболее популярный в эстрадной музыке размер четыре четверти и темп, скажем, 80. Положим для простоты, что в одном такте будет играться один аккорд. Можно играть боем или перебором в любом стиле. Осталось определиться с аккордами.
Выберем, например, тональность ля-мажор. На рис. 1. показаны ступени и буквенные обозначение звуков в ней.
Рис. 1 Ступени в тональности натурального ля-мажора.
Можно ли в этой тональность сыграть аккорд, например, D#? Нет, потому что звука D# в этой тональности нет.
Полный гармонический оборот выглядит так:
Подставим в эту схему соответствующие аккорды выбранной тональности. Получаем мажорный квадрат:
Просто, не правда ли?
Общая схема для построения гармонических оборотов показана на рис 2.
Рис. 2. Общая схема для построения гармонических оборотов.
На практике удобнее пользоваться более детальными схемами, на которых показаны функции, соответствующие всем семи ступеням тональности (рис. 3).
Рис. 3. Детальная схема взаимодействий функций трезвучий в мажорной тональности.
Черными стрелками показаны малоупотребительные переходы в классической музыке, как ослабляющие напряжение, но в эстрадной музыке они используются часто.
Как пользоваться этой векторной схемой? Задаём начальные условия (точку отсчета) и от неё начинаем путешествие по стрелкам. Пусть наш квадрат состоит из главных трезвучий, а начинается и заканчивается тоникой. Прорисуем связи согласно этому плану (рис. 4).
Рис. 4. Прорисовка связей для будущего квадрата.
Получился треугольник. Если сыграть квадрат по рисунку, то возникнет ошибка:
T → S(IV) → D(V) → T | S(IV) → D(V) → T → S(IV) | D(V) → и т.д.
Как видно, это не квадрат. Происходит смещение начала квадрата уже во втором повторе. Что же делать? Нужно задать четвертый вектор, который будет соответствовать четвертой стороне квадрата. Согласно нашему плану, тонака играется в первом и последнем тактах квадрата. Значит, нужно подкорректировать схему (рис. 5).
Рис. 5. Коррекция схемы для получения квадрата.
Получилась схема вида:
Теперь подставляем сюда вместо функций соответствующие им аккорды выбранной тональности ля-мажор:
Проверяем квадрат на правильность, выписав его несколько повторов:
A D E A | A D E A | A D E A | A D E A
Да, это квадрат. Его можно повторить подряд сколько угодно раз и никаких разрывов и смещений начала не будет.
Далеко не все из возможных вариантов квадратов, которые можно получить по схеме рис. 4, будут хорошо звучать. Значит, не боимся ошибаться, путешествуем по стрелкам (рис. 6) и слушаем результат (либо поднимаем труды по гармонии музыки).
Рис. 6. Варианты гармонических оборотов для построения квадратов.
Попробуйте определить, какой из показанных вариантов звучит не гармонично.
Сколько играть повторов квадратов, чтобы их надёжно выучить? Пока пальцы автоматически не начнут выдавать их без ошибок на протяжении среднестатистической по длительности песни в нужном темпе. Одно дело сыграть на гитаре какую-то фразу или квадрат без ошибок один раз и совсем другое дело сыграть их без ошибок на протяжении нескольких десятков повторов.
Возьмём характерный и хорошо известный в поп-музыке куплет из 8 строк, которым соответствует следующая последовательность аккордов:
| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am | Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am |
| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am |
Нередко для простоты термин квадрат употребляется только в количественном смысле. Например, ди-джей может сказать, что показанный выше куплет состоит из 4 квадратов. Воспринимать это надо в том смысле, что куплет состоит из 16 тактов. С практикой вы научитесь понимать смысл квадрата из контекста его употребления.
Итак, вы разучили один квадрат. Что дальше? А дальше полезно его поиграть в различных стилях, изменить бой или перебор, уменьшить или увеличить темп, сыграть его в другой тональности. Можно записать квадрат и зациклить его воспроизведение, чтобы попробовать исполнить импровизацию. Получилось? Переходим к другому квадрату или усложняем исходный.
Если построение квадратов вызывает сложности, то можно поискать таблицы с популярными гармоническими оборотами и из них составлять квадраты путем зацикливания.
Блюзовые аккорды для гитары. Аппликатуры, прогрессии и практические примеры блюзовых квадратов
Блюзовые аккорды. Общая информация
В первую очередь, блюз – это основа всего. Именно от этого направления в дальнейшем пошла большая часть современной музыки, особенно жанры рока и метала. Поэтому каждый гитарист, который хочет научиться сочинять музыку и делать это грамотно, должен знать аккорды для блюза и правила выстраивания этой гармонии. Данная статья полностью посвящена этому вопросу, и поможет вам лучше разобраться, что это вообще такое, и как строить классические квадраты в любой тональности.
Основная теория блюзовых аккордов
Ступени
Главное, что стоит запомнить – это ступени тональности, которые используются при игре блюза. Это первая, четвертая и пятая ступени – то есть, тоника, субдоминанта и доминанта. Они обязаны быть в любой блюзовой песне, поскольку именно с их помощью и образуется характерный саунд. Например, тональность C будет, помимо основного трезвучия «До» включать в себя «Фа» и «Соль». Отталкиваясь от этого правила, вы с легкостью сможете строить гармонию в любой тональности.
Септаккорды
Кроме того, нередко в блюзе используются септаккорды. Это трезвучия, к которым добавляется еще одна ступень – седьмая, и от этого и идет название. На письме они обозначаются как X7, где Х – название аккорда. Например, A7 – это мажорный «Ля», к которому была добавлена ступень G.
Схема блюзового квадрата
Стоит также рассказать о классической схеме двенадцати тактового блюзового квадрата. Выглядит она так:
Четыре раза трезвучие тоники – два раза аккорд субдоминанты – два раза трезвучие тоники – два раза аккорд доминанты – два раза трезвучие тоники.
В определенных случаях в трезвучиях поднимается седьмая ступень, и все играется на септаккордах. Запомните эту структуру, она пригодится в будущем.
Блюзовые квадраты на гитаре. Практические примеры
Классический мажорный блюзовый квадрат в тональности До выглядит так:
C – C – C – C – F – F – C – C – G – G – C – C
Стоит помнить и про возможные септаккорды.
A – A – A – A – D – D – A – A – E – E – A – A
И так далее в разных тональностях.
Кроме того, существует вариант игры, при которой последнее трезвучие тоники внутри прогрессии заменяется на аккорд доминанты, то есть, пятой ступени. Это дает более напряженное и незаконченное звучание, когда фраза не разрешается так, как требуется. Опираясь на два прошлых примера, в этом случае последовательности выглядят так:
C – C – C – C – F – F – C – C – G – G – C – G
A – A – A – A – D – D – A – A – E – E – A – E
Однако использовать этот ход стоит осторожнее, чтобы не сбить с толку слушателя и не потерять мелодию самому.
Открытые позиции блюзовых аккордов на гитаре
Аккордовые формы E (ми)
E7 вы можете зажать двумя разными способами. Первый – просто уберите безымянный палец со второго лада четвертой струны в стандартной позиции E.
Еще один – мизинцем зажмите вторую на третьем.
E7add6 – то есть септаккорд с добавленной шестой ступенью, вы сможете извлечь, если уберете безымянный палец со второго лада четвертой и поставить мизинец на второй лад струны B.
E9 – нонаккорд, то есть трезвучие с добавлением девятой ступени. Для этого вам нужно зажать четвертую на втором, третью на первом, вторую на третьем и первую на том же, что и четвертую.
E13 – терцдецимаккорд, то есть трезвучие, к которому была добавлена тринадцатая ступень. Для него уберите безымянный палец со второго лада четвертой и зажмите первые две на втором.
E7#9 – в классической позиции E зажмите первые две струны на третьем.
Аккордовые формы A (ля)
Трезвучие седьмой ступени от ля так же ставится двумя способами. Первый – просто уберите средний палец со второго лада третьей.
Следующий – зажмите первую на третьем.
A7add6 – уберите палец со второго лада третьей и зажмите первую на втором.
A9 ставится двумя способами. Первый – поставьте маленький баррэ от четвертной на втором ладу и зажмите третью на четвертом, а первую – на третьем.
Альтернативный – второй лад струны B, четвертый третьей и пятый четвертой.
A13 – то же самое, что и альтернативный способ постановки A9, но при этом на втором зажимается еще и первая.
Аккордовые формы B (си)
B7 ставится очень необычным образом – пятая, третья и первая струны зажимаются на втором ладу, а четвертая – на первом.
B9 ставится так же, но на втором ладу также зажимается и струна B.
B7#9 – так же, как и B7, но вместо первой на третьем зажимается вторая.
Подвижные формы аккордов для блюза с баррэ
Аккорды в блюзе могут играться не только в открытой форме. Иногда гораздо проще взять баррэ и сыграть нужное трезвучие, чем скакать по грифу. Именно для того, чтобы вы выучили данные позиции, мы и подобрали данный раздел.
Аккордовые формы от E (ми) с баррэ
Все формы трезвучий Ми ставятся точно так же, как и в открытом формате, однако с баррэ на нужных вам ладах.
Учтите то, что это не будет тот самый Ми, а любой другой септаккорд. Чтобы извлечь именно ми, надо поставить баррэ на 12м и добавить к нему нужную конструкцию. Кроме того, поставив эти формы на пятом ладу, вы получите мажорные трезвучия A.
Аккордовые формы от A (ля) с баррэ
То же самое работает и с формами Ля. Вам требуется запомнить то, как он ставится на открытых струнах, и потом добавлять их к баррэ на любом другом ладу. Принцип тот же – просто следите за тоникой.
Подвижные формы на открытых струнах
Подвижные формы аккордов с открытыми струнами E (ми)
Еще раз поясним, что в этом разделе мы даем только формы аккордов, а не сами трезвучия. Ставя их на разных ладах, вы будете получать разный результат в плане звука.
Есть две подвижные формы септаккорда – зажмите шестую на любом ладу, после этого – четвертую на том же самом, и после этого – третью на один ниже.
Альтернативный вариант – шестую, четвертую и вторую зажмите на одном и том же ладу, а третью – на одном ниже.
Форма терцдецимаккорда выглядит так – зажмите первый вариант формы септаккорда, и добавьте к нему зажатую на один лад ниже струну B.
Подвижные формы аккордов с открытыми струнами A (ля)
Форма септаккорда от Ля строится так – пятая зажимается на любом ладу, четвертая – на один выше, третья – на том же, что и пятая. Играть нужно только по этим трем струнам.
Форма нонаккорда выглядит таким образом – первую, вторую и третью вы зажимаете на любом одном ладу, пятую – на том же самом, а четвертую – на лад выше.
Септаккорд с девятой ступенью ставится точно так же, но вместо баррэ вам требуется зажать струну B на один лад ниже, чем третью.
Форма терцдецимаккорда выглядит так.
Основные блюз аккорды для гитары
Ниже представлена таблица, в которой написаны основные блюз-аккорды для гитары во всех самых популярных тональностях. Стоит сказать о том, что их можно перекладывать и на диезные ключи – самое главное не забывать сдвигать трезвучия по тональности.
Блюзовая прогрессия
12 тактовые прогрессии
8 тактовые прогрессии
16 тактовые прогрессии
Прогрессии Джаз-блюз
Заключение
Даже если вы не планируете играть акустическую музыку, а только рок или метал, вам все равно необходимо выучить то, как играет блюз. Это основа, на которой выстроены все ваши любимые жанры музыки, и без них вы толком не сможете ничего сочинить. Кроме того, эти знания и навыки помогут вам разнообразить ваши композиции и придумать новые интересные ходы – как на акустической, так и на электрогитаре.
Игра на гитаре. Как угадать следующий аккорд аккомпанемента?
На курсах игры на гитаре часто звучит вопрос: «Как это вообще можно слышать?!» Имея в виду тот аккорд, который должен прозвучать. Прежде чем отвечать, проверяем, может ли человек распознавать, тот ли аккорд взят.
Зачем? Да чтобы потом легко от любого аккорда играть аккомпанемент любимых песен. Потом пригодится. К полезным вещам следует привыкать загодя.
Кто три основных гитарных аккорда знает? Сыграете на гитаре Am, Dm, E7, Am? Иногда эту последовательность называют «квадратом», она встречается очень часто в начале и в конце песен и романсов. Некоторые песни можно парой-тройкой квадратов от начала до конца проаккомпанировать. И когда эта последовательность «прилипнет к уху», будет довольно легко распознавать тот момент, когда приходит пора сыграть следующий аккорд из «квадрата». И когда нужен аккорд не из квадрата. Фото: Depositphotos
Играем: Am, Dm, G7, C. Получилось? А от другой ноты? Em, Am, D7, G. И теперь сравните по звучанию «стрелу» и «квадрат». Согласитесь, что если выбор невелик и в аккомпанементе будет одно из двух, то думать долго не придется. Фото: Depositphotos
И последнее на сегодня: «горка» — это тот же квадрат, но в другом порядке. Три аккорда задом наперёд и повтор предпоследнего: Dm, Am, E7, Am. Соберите горку из других аккордов. Gm, Dm, A7, Dm.
Освоили эти три элемента — квадрат, стрелу и горку. Аккомпанируем целой песне. Хотя бы песне «Атланты».
«Когда на сердце тяжесть и холодно в груди» — квадрат.
«К ступеням Эрмитажа ты в сумерках приди» — стрела.
«Где без питья и хлеба, забытые в веках» — стрела.
«Атланты держат небо на каменных руках» — горка.
Последнюю строчку с горкой повторяем.
Вся песня — квадрат, 2 стрелы, 2 горки. Легко? Фото: Depositphotos
Скажите, трудно ли запомнить: квадрат, две стрелы и две горки? Играть с этим знанием очень и очень просто. Песня длинная, аккомпанемент вроде как жутко сложен, во всяком случает для начинающего. А научитесь слышать квадраты, стрелы, горки — и не будет проблем.
Уж как минимум практиковаться в игре на гитаре до сносных результатов придется не сто часов, а двадцать. Тот, кто не ленится учиться, высоко оценит эти полезные советы и выигрыш во времени.
Квадрат
Вы, наверно, обратили внимание на то, что в наших обучающих материалах дано мало упражнений в чистом виде. Что же используется вместо них? Импровизации на основе квадратов! Квадраты можно воспринимать на слух или рассчитать математически, если с первым возникают сложности. Теоретически, наличие развитого слуха и чувства ритма достаточно для того, чтобы слышать и чувствовать квадраты, но на практике мне приходилось сталкиваться с тем, что у обладающего слухом и чувством ритма музыканта возникали сложности с их игрой.Квадраты основываются на гармонических оборотах, но это не одно и тоже.
Квадрат действительно является фундаментальной основой джаза, но я рекомендую выйти за эти рамки и воспринимать квадрат как основу для импровизации в любом стиле и как основу для творческого подхода к освоению игры на музыкальных инструментах. Важно учиться играть в разных стилях, но также важно при этом учиться играть квадраты, так как они определяют форму композиции. Если на листе бумаги нарисовать контуры объектов, то уже можно понять, что нарисовано. Если же формы нет, то получается абстракционизм. Также и в музыке.
Из этого определения следует два важных момента:
Такты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Аккорды | I6 | IV7 | I6 | I7 | IV7 | IV7 | I6 | I7 | V7 | IV7 | I6 | V7 |
Функциональный каркас | T | S | D | T |
Получается, что квадрат может существовать как в воображении музыканта, так и на практике в виде записанной или сыгранной последовательности аккордов? Да. В зависимости от восприятия квадрата будут раскрываться и его возможности. Восприятие квадрата в виде воображаемого плана даст несравненно больше творческих идей по сравнению с тем случаем, когда музыкант воспринимает квадрат только на листе бумаги и в конкретных аккордах.
Законченность структуры квадрата означает то, что музыкальное повествование на ее основе имеет логичное завершение. Что означает логичное завершение в музыке? Возьмем, например следующее предложение:
Иван Иванович купил футбольный мяч.
Мысль понятна. А вот что получится, если предложение не закончено:
Иван Иванович купил.
Что Иван Иванович купил? Или:
Иван Иванович купил футбольный.
Большинство читателей решит, что Иван Иванович купил футбольный мяч. Но он мог купить и футбольный клуб.
Незаконченность в музыке будет восприниматься на слух как нелогичное и незаконченное музыкальное повествование, вызывающее вопросы и дискомфорт при прослушивании, например, куплет не допет, а музыканты уже играют припев или не в том месте прозвучала барабанная дробь. Здесь возможны два случая: либо ошибка существует в исходной структуре (форме) квадрата, либо форма квадрата составлена правильно, а ошибка возникла при его игре.
Перейдем к составляющим структуры квадрата.
Функциональная и гармоническая составляющие в квадрате тесно связаны между собой, поэтому в определении говорится о функционально-гармонической, а не функциональной и гармонической структуре. Разберемся с этим подробнее.
Одним из значений термина гармония является приятное на слух сочетание звуков. Сочетанием звуков можно назвать, например, одновременное звучание нескольких звуков. Но приятными на слух будут далеко не любые сочетания звуков. Растопырьте пальцы в разные стороны и нажмите ими клавиши на синтезаторе. Не думаю, что результат будет приятен на слух.
Мир, небеса, прекрасное, удивительно.
Также не образуют квадрат несвязанные друг с другом аккорды. Связанная последовательность аккордовназывается гармоническим оборотом. Из этого следует то, что квадраты основываются на гармонических оборотах.
Функционально-гармоническая последовательность аккордов звучит гармонично и логично в музыкальном плане, что позволяет услышать и понять основу, на которую можно сыграть импровизацию уже со второго повтора квадрата. На нелогичную и непонятную основу гораздо сложнее что-нибудь быстро и гармонично сыграть. Придётся постоянно корректировать импровизацию, сглаживать возникающие ошибки и диссонансы.
Сочетания звуков (аккорды и др.) приобретают функциональность только тогда, когда они используются в контексте лада. То есть, нужно понимать, в какой тональности они играются, что является текущим тональным центром (тоникой).
Задача ставится так: необходимо построить гармонический оборот, состоящий из 4-х тактов, который можно повторять сколь угодно долго. После отработки навыка его игры можно перейти к импровизации на него.
Квадрат является основой для импровизации, так как практическая реализация квадрата представляет собой определенную последовательность аккордов, благодаря чему, в общих чертах, понятно, что нужно играть. Не стоит слишком сильно удивляться тому, как незнакомые музыканты могут свободно и гармонично импровизовать при совместной игре. Импровизаторы знают много квадратов и шаблонных фраз, которые пальцы, в результате ежедневных занятий, могут выдать на автомате. Даже если импровизатор не знает, какие аккорды используются в квадрате, то благодаря слуху, навыкам и опыту он может не только услышать и определить квадрат после его завершения, но и анализировать гармонию наперёд, подобно шахматистам, которые могут просчитывать варианты развития партии на несколько ходов вперед. Ошибки случаются, но можно технично изменить последующее звучание фразы и сгладить их.
Конечно, нюансы неизвестны, так как существует, например, несколько вариантов квадратов в разных стилях и не факт, что гитарист и клавишник изначально выберут один и тот же вариант. Но намного проще сообразить и начать импровизировать на квадрат с его второго повтора, чем выдать что-то вразумительное на последовательность красивых аккордов, которые рождаются в голове автора одному ему известным образом.
Как понять, что подразумевается под квадратом? Для этого нужно понятно изложить его количественную и качественную составляющие, а также начальные условия, например:
играем тактовый квадрат с использованием аккордов Am, F, B, E7 по одному аккорду в такте, равномерно четвертями в размере четыре четверти, в темпе 80 таким-то приёмом (бой, перебор, аккордовая поддержка, бас и аккорд и т.п.)
Играем квадрат? Значит он повторяется:
| Am | F | B | E7 |
| Am | F | B | E7 |
| Am | F | B | E7 |
| Am | F | B | E7 |
Получилось 4 одинаковых квадрата.
Можно, конечно, оперировать и тактами, но квадратами удобнее, так как вступления, куплеты, припевы, проигрыши и др. чаще всего кратны квадратам. Современная музыка слишком квадратная? Да, так оно и есть.
Если речь идет о тактовом квадрате, то он может быть незаконченным, например, играем 4 такта аккорд Am:
| C | C | F | C | G | F | C | G |
Обилие определений того, что такое квадрат в музыке, вносит путаницу, но для начала можно выбрать что-то одно. Гораздо важнее определений развитие навыка чувства квадратов, но перед этим мы ещё немного углубимся в практическую теорию и посмотрим, почему в качестве ассоциации был выбран квадрат, а не другая фигура.