Что такое знак обращения на рынке и знак соответствия
Применение знака соответствия
Продукция, на которую выдан сертификат соответствия, маркируется специальным знаком – знаком соответствия. В связи с тем, что различная продукция подвергается оценке соответствия в разных системах подтверждения безопасности, то и наносимый знак имеет свои отличия.
Знаки соответствия, знаки обращения на рынке предусмотрены главным российским законом о сертификации – ФЗ № 184 «О техническом регулировании». Закон определяет знак обращения на рынке в качестве средства информирования потребителя о соответствии данного товара требованиям Технического регламента, который действует в РФ для государственного регулирования данного вида продукции.
Единый знак обращения на рынке
В первую очередь необходимо разъяснить возможность применения единого знака обращения на рынке, так как на сегодняшний момент все большую актуальность приобретают технические регламенты Таможенного союза.
Единый знак обращения продукции на рынке возможно использовать только при получении сертификата соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством стран-объединения.
Изображение единого знака обращения представляет собой сочетание трех букв «E», «A» и «C», графически исполненных с применением прямых углов. Знак имеет равные пропорции (в виде квадрата) и может наноситься на светлом или контрастном фоне, в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 года № 711:
Российский знак обращения на рынке
Российский знак обращения на рынке изображается при маркировке продукции, прошедшей обязательное подтверждение соответствия требованиям национальных технических регламентов.
Описание знака обращения на рынке представлено в постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2003 года № 696: сочетание букв «Т» (с точкой над ней) и «Р», вписанных в букву «С», стилизованную под измерительную скобу, имеющую одинаковые высоту и ширину.
Российский знак соответствия ГОСТ Р
Продукция, на которую получен сертификат или зарегистрирована декларация о соответствии требованиям национальной системы ГОСТ Р (стандартов, действующих в нашей стране), маркируется знаком соответствия.
В национальном стандарте ГОСТ Р 50460-92 утверждены форма и размеры знака соответствия: сочетание букв «Р» и «С» (стилизована под измерительную скобу), охватывающие букву «Т».
При обязательной сертификации под знаком соответствия приводятся четыре последние цифры номера органа по сертификации, выдавшего документ. При добровольной сертификации вокруг знака указывается надпись «добровольная сертификация».
Особенности нанесения знаков соответствия
Знак соответствия, так же как единый и российский знаки обращения на рынке, ставится на изделие и (или) сопроводительную техническую документацию. При невозможности нанесения знака соответствия непосредственно на продукцию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ) знак наносят на тару или упаковку. При необходимости используют специальные технические средства, такие как ярлыки, ленты, выполненные как встроенная часть продукции (для канатов, кабелей и т.д.).
Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен.
Маркирование продукции знаком соответствия следует осуществлять способами, обеспечивающими четкое изображение этих знаков, их стойкость к внешним воздействующим факторам, а также долговечность в течение установленного срока службы или годности продукции.
Здесь можно задать любой интересующий вас вопрос на тему сертификации.
Знаки соответствия (качества) и знаки обращения на рынке
Знаки соответствия – это обозначения, которые наносятся на товар и (или) упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям нормативных или технических документов. Знак соответствия, нанесенный на сертифицированную продукцию, подтверждает ее безопасность. Знаки соответствия классифицируются на международные, региональные и национальные.
Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объектов сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту (ФЗ РФ «О техническом регулировании», ст. 2). Статус этого знака сведен до средства информации о подтверждении соответствия требованиям на добровольной основе (рис.).
Знак обращения на рынке – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Этим знаком маркируется продукция, прошедшая подтверждение соответствия при обязательной сертификации или декларирования.
В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные знаки соответствия.
Национальные знаки соответствия – знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Они разрабатывается, утверждается и регистрируется национальным органом по стандартизации и сертификации, используется для маркирования только сертифицированной продукции.
Во многих странах применяются общие знаки соответствия (рис.).
Транснациональные (региональные) знаки соответствия – знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленным региональными стандартами. Они применяются в странах определенного региона на основе гармонизированных стандартов и взаимного признания результатов сертификации. К этим знакам относятся знак CEN, учрежденный Европейским комитетом по стандартизации (CEN), и знак CENELEC, учрежденный Европейской электротехнической комиссией (CENELEC) (рис.).
В странах ЕС применяется транснациональный европейский знак соответствия СЕ, подтверждающий соответствие продукции предписаниям европейских директив и технических агреманов (ATE). Под термином «технический агреман» понимается документ, содержащий детальные технические характеристики материалов, оборудования или технических процессов, которые отвечают требованиям безопасности и эксплуатационной надежности. Эти документы разрабатываются и действуют в случае отсутствия соответствующих стандартов но причине того, что объекты агреманов являются техническим новшеством. Требования агреманов касаются показателей безопасности, прочности, гигиеничности, экологической чистоты, эргономических характеристик.
Наряду со знаками соответствия в некоторых странах применяются и знаки качества. В отличие от первых знаки, качества могут присваиваться не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертификации.
Штриховые коды
Штриховой код является важным элементом маркировки. Информация, заложенная в штриховом коде, предназначена в первую очередь для продавцов, а затем – для потребителей. Штриховой код обязателен при проведении внешнеторговых операций, сертификации импортных товаров. Отсутствие штрихового кода является причиной снижения конкурентоспособности товаров.
Штриховой код – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. Штриховой код – одно из наиболее распространенных средств автоматической идентификации. К другим ее средствам относятся цифровая, магнитная, радиочастотная, звуковая и визуальная идентификации (магнитная карточка, радиочастотная бирка и т. п.).
Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта.
Штрих-код является индивидуальным знаком, который присваивается товару определенной торговой марки и ее разновидностям – торговым артикулам. Штрих-код выполняет как общие функции информационного и идентифицирующего характера, так и дополнительные функции:
— автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;
— автоматизированные учет и контроль товарных запасов;
— оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров (производительность труда по обеспечению при штрихового кодирования увеличивается на 30-80%);
— повышение скорости и культуры обслуживания покупателей;
— информационное обеспечение маркетинговых исследований.
Универсальный товарный код UPC (Universal Product Code) был принят в США в 1973 г., а в 1977 г. появилась Европейская система кодирования EAN (European Article Numbering), которая применяется в качестве международной:
— EAN-8 – восьмизначная версия международного товарного кода EAN;
— EAN-13 – 13-ти значная версия международного товарного кода EAN;
— DUN-14 – 14-ти значная версия кода транспортной упаковки.
UPC – универсальный товарный код (американский код), LAC – локально присвоенный код. Структура разных кодов приведена в табл.
Структура штриховых кодов разных видов
Структура кодов | Порядковые номера и типы штрих-кодов | ||
EAN-8 | EAN-13 | EAN-14 | |
Страна, где находится банк данных о штрих-коде | 1-2 (3*) | 1-2 (3*) | 1-2 (3*) |
Организация-изготовитель или продавец | 3-5 (4-5)** | 3-7 (4-7)** | 3-7 (4-7)** |
Информация о товаре | 6-7 | 8-12 | — |
Код упаковки товара | — | — | 9-13 |
Контрольная цифра |
* Страны, которым предоставлена возможность детализировать код страны на третьем разряде, например страны СНГ – 460-469.
** В указанном выше случае изготовитель может использовать только четыре разряда.
Код EAN-8 используется для маркировки упаковки и/или товаров небольшого размера. Код EAN-13 наносится на любые упаковки и/или товары, если позволяет площадь. EAN-14 применяется только для транспортной упаковки. Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах представлены в табл.
Штрих-коды стран местонахождения банка данных
Страна | Код | Страна | Код |
США и Канада | 00-09 | Чехословакия | |
Франция | 30-37 | Югославия | |
Болгария | Турция | ||
Германия | 400-440 | Нидерланды | |
Россия | 460-469 | Южная Корея | |
Гонконг | Сингапур | ||
Япония | 45-49 | Австрия | 90-91 |
Великобритания | Австралия | ||
Греция | Словения | ||
Кипр | Хорватия | ||
Ирландия | Латвия | ||
Бельгия, Люксембург | Тайвань | ||
Португалия | Эстония | ||
Исландия | Филиппины | ||
Дания | Мальта | ||
Польша | ЮАР | 600, 601 | |
Венгрия | Марокко | ||
Финляндия | Тунис | ||
Китай | Гватемала | 740-745 | |
Новая Зеландия | Сальвадор | ||
Норвегия | Гондурас | ||
Израиль | Панама | ||
Швеция | Никарагуа | ||
Мексика | Коста-Рика | ||
Венесуэла | Колумбия | ||
Швейцария | Уругвай | ||
Аргентина | Перу | ||
Чили | Эквадор | ||
Бразилия | Таиланд | ||
Италия | 80-83 | Индонезия | |
Испания | Малайзия | ||
Куба |
Компонентные знаки
Знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару, называются компонентными знаками. К наиболее часто встречающимся на импортных товарах информационным знакам относятся компонентные знаки, обозначаемые буквой «Е» и трех- или четырехзначным цифровым кодом.
Е-компонентные знаки используются как альтернативное обозначение химического названия пищевых добавок, названия которых очень сложны. Например, пищевая добавка Е 464, применяемая как загуститель, эмульгатор и стабилизатор, называется гидрооксипропилметилцеллюлоза.
Для устранения указанных недостатков была разработана система цифровой кодификации с литерой «Е» пищевых добавок. Она была апробирована в странах Европейского Сообщества. С незначительными изменениями эта система была включена в Кодекс ВОЗ-ФАО для пищевых продуктов как Международная цифровая система кодификации пищевых добавок – INS (International Numbering System) и рекомендована для использования.
Согласно данной системе все пищевые добавки разделены на функциональные классы в зависимости от технологических функций:
Е 100 – Е 182 – красители (применяются для окраски некоторых пищевых продуктов);
Е 200 и далее – консерванты (применяются для продления сроков хранения пищевых продуктов);
Е 300 и далее – антиокислители (антиоксиданти) (замедляют окисление, предохраняя тем самым пищевые продукты от порчи);
Е 400 и далее – стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию пищевых продуктов);
Е 500 и далее – эмульгаторы (поддерживают определенную структуру продуктов питания);
Е 600 и далее – усилители вкуса и аромата (усиливают вкусовые и ароматические свойства пищевых продуктов);
Е 700 и далее – запасные индексы;
Е 800 и далее – антифламинги (понижают пенистость продуктов);
Е 1000. – формируемая группа: глазирующие агенты, подсластители, античерствители и др.
В РФ пищевые добавки применяются давно, их перечень регламентируются СанПиН 2.3.2.1078-2003 «Гигиенические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов» и Санитарными правилами по применению пищевых добавок. Многие пищевые добавки, разрешенные этими нормативными документами, совпадают с INS, но в то же время есть и отдельные различия.
В производстве пищевых продуктов разных стран используется около 2500 наименований пищевых добавок, не считая некоторых разновидностей, комбинированных добавок, отдельных душистых веществ и ароматизаторов. Некоторые пищевые добавки имеют несколько синонимов.
Что такое знак обращения на рынке и знак соответствия
Знак обращения на рынке – это обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», далее – Закон № 184-ФЗ).
На основании ст. 27 Закона № 184-ФЗ продукцию маркируют знаком обращения на рынке при наличии двух условий:
Данный знак не имеет специальной защиты и наносится в информационных целях.
Порядок маркировки знаком обращения
Маркировку знаком обращения на рынке проставляет изготовитель или заявитель самостоятельно любым удобным для себя способом до выпуска продукции в обращение.
При этом особенности маркировки знаком обращения продукции, соответствующей требованиям техрегламентов, устанавливают соответствующие технические регламенты.
Постановление Правительства РФ от 18.09.2012 № 943 устанавливает особенности маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции знаком обращения на рынке. Так, чтобы не вводить в заблуждение покупателей, знак обращения на новой продукции должен содержать надпись «Впервые выпускаемая в обращение продукция». И так её маркируют в течение 1 года с момента начала производства.
Порядок маркирования продукции, соответствие которой подтверждено в порядке ст. 46 Закона № 184-ФЗ, утвердил приказ Минпромторга от 21.05.2021 № 1865. Он действует шесть лет с 1 марта 2022 года.
Правила подтверждения соответствия
Вдобавок с 30 июля 2021 года (кроме отдельных положений) действует постановление Правительства РФ от 24.07.2021 № 1265, которое утвердило Правила обязательного подтверждения соответствия продукции (далее – Постановление № 1265). Они, в частности, оговаривают:
Декларирование соответствия продукции возможно по одному из путей:
Среди прочего, орган сертификации определяет стоимость работ по подтверждению соответствия.
Заявителем при обязательном подтверждении соответствия продукции может быть зарегистрированное в РФ юрлицо или ИП:
Заявку в орган по сертификации на проведение сертификации подают 2 способами:
Как выглядит знак обращения
Изображение знака обращения на рынке устанавливает Правительство РФ. Это постановление от 19.11.2003 № 696. Оно действует до 21 июня 2027 года.
Документ содержит описание и изображение знака обращения на рынке.
Так, знак обращения – это сочетание букв «Т» (с точкой над ней) и «Р», вписанных в букву «С», стилизованную под измерительную скобу, имеющую одинаковые высоту и ширину.
Изображение знака обращения на рынке должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено.
Вот все 4 варианта знака обращения:
Что нужно учитывать при маркировке знаком обращения
Знак обращения наносят на несъемную часть каждой единицы продукции и/или ее упаковку (при наличии) и/или указывают в сопроводительной документации (техдокументации) (при наличии). В последнем случае знак обращения наносят на свободном поле, где приведены сведения об обязательном подтверждении соответствия продукции.
Место нанесения знака обращения на продукцию, упаковку и сопроводительную (техническую) документацию определяет изготовитель или заявитель.
СИТУАЦИЯ
РЕШЕНИЕ
Маркирование знаком обращения должно обеспечить:
Знак обращения может быть плоским, рельефным или голографическим.
Размер знака обращения не должен создавать трудностей при его идентификации потребителями и иметь ширину не менее 5 мм.
ВСК СЕРТИФИКАЦИЯ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ
К числу основных направлений деятельности центра сертификации ООО «В.С.К.» можно отнести предоставление следующего перечня услуг, таких как:
— Добровольная и обязательная сертификация товаров серийного, единичного или партийного производства, включая подтверждение соответствия техническим регламентам таможенного союза;
— Получение свидетельства государственной регистрации в кратчайшие сроки;
— Разработка и регистрация технических условий (ТУ) и технологических инструкций (ТИ) для производства;
— Срочная регистрация декларации о соответствии товара нормам и требованиям РФ и стран ТС;
— Оформление сертификата происхождения СТ-1, а также разрешений на применение Федеральной службой по технологическому надзору;
— Получение сертификата соответствия по техническому регламенту, в сжатые сроки.
Важно отметить тот факт, что благодаря большому стажу работы, а также регулярному повышению квалификации наших сотрудников, специалисты центра сертификации ООО «В.С.К.» готовы справиться со срочными задачами различной степени сложности, включая нестандартные.
Наш профессионализм, желание трудиться на результат, а также уважение Клиентов — вот три кита, которые по праву можно назвать основополагающими в деятельности нашего центра.
Неукоснительно следуя принципам эффективной работы, мы завоевали «имя» на рынке сертификации и испытаний товаров, которому не только доверяют наши клиенты и деловые партнёры. Нередко используют в мошеннических целях другие организации, проводящие сертификацию без разрешительной документации на вид деятельности.
Именно поэтому, обращаем Ваше внимание на то, что данный сайт единственный официальный представитель компании ООО «В.С.К.» в сети Интернет. Лицензированная деятельность по сертификации соответствия осуществляется только в нашей компании.
Только мы способны гарантировать выгодное сотрудничество, а также оптимальные сроки оформления регистрационной документации.
Сертификация с ООО «В.С.К.» — легкое решение сложных задач!
Сертификация качества продукции — это процедура, направленная на достижение нескольких целей. Основная из которых – это объективная оценка товара по качеству и информирование потребителя. Таким образом, удается оградить потенциального покупателя от изделий или же услуг, поставляемых недобросовестными продавцами.
Кроме того, испытание и сертификация соответствия продукции необходимы:
— Для обеспечения требуемых законодательством условий деятельности предприятий (юридических лиц и ИП) на едином товарном рынке РФ;
— В случае осуществления международных торговых операций;
— Для участия в экономическом или же научно-техническом сотрудничестве с иностранными партнерами.
Получение сертификата соответствия, качества товара или услуг гарантирует их безопасность для окружающей среды, жизни и здоровья человека (сроки регистрации различные).
Очень часто российские потребители не верят обещаниям продавцов и изготовителей без предоставления сертификата соответствия. В данном случае сертификация поможет подтвердить ценные свойства продукта, заявленные производителем.
Сертификация ВСК : прекрасная возможность доказать отменное качество товаров, в результате испытаний, а также обратить на них внимание Вашей целевой аудитории!
Для начала процедуры необходимо подать заявку на исследования по телефонам в Санкт-Петербурге или через форму связи на сайте. Первичная консультация бесплатная.
Специалисты нашего центра, знающие все тонкости и нюансы своей работы, готовы предоставить вниманию клиентов весь перечень услуг, касающихся государственной регистрации в установленные сроки.
Индивидуально подходя к потребностям каждого Заказчика, мы гарантируем эффективность сотрудничества и быстрое достижение желаемого результата. Испытания и сертификация товаров с ООО ВСК — значит получить профессиональные услуги по оптимальным ценам, в сжатые сроки.
ВСК — Высший Стандарт Качества товара, оценить преимущества которого можете и Вы! Обращайтесь, мы будем рады плодотворному сотрудничеству!
Обязательные знаки соответствия и знаки обращения на рынке РФ и Таможенного союза
Маркировка продукции. Этикетки.
В данное время на территории РФ обязательно применяются знак РСТ (Система ГОСТ Р) и знак ЕАС (Технические регламенты Таможенного союза). Вся продукция, на которую не приняты и не действуют Технические регламенты ТС маркируются знаком РСТ, например высоковольтное оборудование, изделия медицинского назначения, бытовая химия, посуда и другие. Продукция, на которую приняты и действуют ТР ТС маркиркуется знаком ЕАС, например пищевая продукция, оборудование, электротехника, парфюмерия и косметика, и так далее.
Знак РСТ:
На упаковке может быть сочетание Знаков РСТ и РСТ Добровольная Сертификация. Это допускается в том случае, когда продукция подлежит обязательному подтверждению в форме Декларации ГОСТ Р, но изготовитель хочет получить на эту продукцию Добровольный Сертификат ГОСТ Р.
Знак ЕАС
Знак ЕАС – это знак Евразийского соответствия. Утвержден Решением Комиссии ТС № 711 от 15.07.2011г. и внесением изменений в Решение Комиссии ТС от 23.09.2011г. № 800.
Без маркировки знаком ЕАС запрещается выпускать продукцию на потребительский рынок. Если продукция подлежащая обязательной сертификации реализуется населению без соответствующей маркировки, на изготовителя или заявителя накладывается штраф, а продукция изымается из обращения.
Изображение знаков обращения должно быть четким, одноцветным и визуально воспринимаемым (знак должен быть хорошо виден на поверхности его нанесения), не менее установленного размера (5мм), то есть знак ЕАС или РСТ должен занимать на этикетке определенное место. Маркируется каждая единица продукции и упаковка (коробка), в которой может находиться несколько единиц продукции.
На этикетке должна быть вся необходимая информация о продукции:
На этикетке, относящейся к детской продукции, обязательно указывается возраст, для которого предназначен товар.
По желанию изготовителя допускается нанесение дополнительных знаков, относящихся к данной категории продукции. На этикетку можно наносить дополнительные знаки соответствия, например, если получен Сертификат ISO 9001-2008, ISO 14001-2007, OHSAS 18001-2004, HACCP, специально разработанные знаки (указывающие на отсутствие ГМО, или «ЭКО продукт» или «Одобрено РАМН Питания» и т.д), знак «Лучший продукт года» и так далее.
На этикетку можно наносить различные дополнительные знаки, относящиеся к подтверждению более высоких потребительских характеристик, гарантирующие экологическое или органическое происхождение. Все эти обозначения наносятся в дополнение основному знаку обращения на рынке, и должны не превышать его размер.
Пример правильной этикетки и маркировки