Что такое курсы по выбору в школе по фгос

ФГОС не содержит понятий «факультатив» и «курсы по выбору».

ФГОС не предусматривает таких занятий как факультатив в школе. Они предусматривались только ФКГОС. В соответствии с ФГОС часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется преимущественно через внеурочную деятельность. Учебные занятия внеурочной деятельности входят в основную образовательную программу. Они определяются планом внеурочной деятельности, который наряду с учебным планом является частью образовательной программы основного общего образования по ФГОС. Из рекомендации Как организовать внеурочную деятельность в соответствии с ФГОС Понятие факультатива в школе применяют только к образовательным программам, разработанным на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФКГОС) и федерального базисного учебного плана. Поскольку ФГОС не содержит понятия факультатива, то к разработанному на его основе плану внеурочной деятельности данное понятие не применяется. Вместе с тем, общим для факультатива в школе и занятия внеурочной деятельностью является принцип добровольности. И факультативы в рамках ФКГОС, и занятия внеурочной деятельностью в рамках ФГОС направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся.

Можно ли включать факультативы в план внеурочной деятельности?

Если говорить о плане внеурочной деятельности как части основной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС общего образования, то нельзя.

Понятие факультатива применяют только к образовательным программам, разработанным на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФКГОС) и федерального базисного учебного плана.

Поскольку ФГОС не содержит понятия факультатива, то к разработанному на его основе плану внеурочной деятельности, данное понятие не применяется. Вместе с тем, общим для факультатива и занятия внеурочной деятельностью является принцип добровольности. И факультативы в рамках ФКГОС, и занятия внеурочной деятельности в рамках ФГОС направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся.

Что такое внеурочная деятельность?

Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность школьников в основной образовательной программе образовательной организации

Согласно ФГОС ООП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и включается в организационный раздел ООП. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательная организация.

В каком объеме реализуется внеурочная деятельность Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет: — для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения; — на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10. Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 в п. 10.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 внесены изменения, согласно которым регламентированы не только максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка в зависимости от продолжительности учебной недели, но и максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности.

Отмечено, что максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает |обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

Закреплено, что для первоклассников общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и раз в неделю 5 уроков за счет урока физкультуры, для 2-4 классов — 5 уроков и раз в неделю 6 уроков за счет урока физкультуры, для 5-7 классов — 7 уроков, для 8-11 классов — 8 уроков. Допускается проведение сдвоенных уроков физкультуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности не зависит от продолжительности учебной недели и не должен превышать во всех классах 10 академических часов в неделю.

Отмечено, что часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также, что «внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений».

«Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года»,- сказано в документе.

Примечание. В общеобразовательных организациях осуществляется постепенный переход на ФГОС. В 2015-2016 учебном году на них полностью перешла начальная школа и 5 классы основной школы. Одно из требований ФГОС — организация внеурочной деятельности обучающихся. Однако ни ФГОС, ни разъяснения к нему Минобрнауки не дают четкого ответа, сколько часов в неделю эту работу можно проводить и об обязательности или необязательности посещения этих занятий. Поправки в СанПиН 2.4.2.2821-10 снимают эту проблему.

Источник

Организация элективных курсов в рамках ФГОС ООО и ФГОС соо на 2019–2020 учебный год

Что такое курсы по выбору в школе по фгос. Смотреть фото Что такое курсы по выбору в школе по фгос. Смотреть картинку Что такое курсы по выбору в школе по фгос. Картинка про Что такое курсы по выбору в школе по фгос. Фото Что такое курсы по выбору в школе по фгос Ольга Негода
Организация элективных курсов в рамках ФГОС ООО и ФГОС соо на 2019–2020 учебный год

Элективные курсы в школе разрабатываются на основании положения об элективных курсах, которое, в свою очередь,должно соответствовать нижеуказанным нормативным актам:

-Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ФГОС ООО, утвержденным приказом МО и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897;

ФГОС СОО, утвержденным приказом МО и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413;

— Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»;

— Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. N373»;

В 9-11-х классах общеобразовательного учреждения могут вводиться элективные курсы (обязательные учебные курсы по выбору обучающихся). Элективные курсынаправлены на создание условий:

— для самоопределения каждого обучающегося относительно профиля обучения и будущего направления деятельности;

— для удовлетворения индивидуальных образовательных интересов и потребностей каждого школьника.

в 10-11 профильных классах:

— на развитие содержания одного или нескольких учебных предметов, части, формируемой участниками образовательных отношений в соответствии с запросами обучающихся и (или) их родителей (законных представителей).

Элективные курсы определяются на основе диагностики интересов учащихся. Ведутся в форме урока. Программно-методическое обеспечение элективного курса включает в себя:

— программу курса;

-информационно-содержательную основу реализуемого курса (справочную, научно-познавательную литературу и др.).

Учебно-дидактическое обеспечение элективного курса включает в себя:

— наглядно-демонстрационные пособия, необходимые для реализации программы курса;

— оборудование для проведения экспериментов, лабораторных работ, проектной и исследовательской деятельности и др. в соответствии с программой курса. Реализация содержания элективных курсов обеспечивается программами,прошедшими экспертизу в установленном порядке:

— Министерством образования и науки Российской Федерации;

Формы, средства и методы обучения, используемые при преподавании элективных курсов, выбираются учителем самостоятельно в зависимости от поставленных целей и задач. Комплектование групп для изучения элективных курсов осуществляется в зависимости от выбранного профиля. Элективные курсы в 10-11 классе являются обязательными для изучения всеми учащимися. Ведение элективных курсов в 9-х классах, 10-11-х классах осуществляется в соответствии с расписанием уроков.

Оценивание, формы и порядок аттестации обучающихся по элективным курсам:

— в 9х классах оценивание осуществляется в форме «зачтено», «не зачтено». В случае посещения 80% занятий и выполнения зачетных работ, курс считается «зачтенным», о чем указывается в ведомости по прохождению элективных курсов.

— в 10-11 классах оценивание осуществляется поурочно и за полугодие по 5-бальной системе. В планирование включаются контрольные работы, проверочные работы. Результаты объема оценок за I и II полугодия, за год вносятся в журнал элективных курсов 10-11 классов.

Что такое курсы по выбору в школе по фгос. Смотреть фото Что такое курсы по выбору в школе по фгос. Смотреть картинку Что такое курсы по выбору в школе по фгос. Картинка про Что такое курсы по выбору в школе по фгос. Фото Что такое курсы по выбору в школе по фгос

о окончанию элективного курса в 9-м классе обучающийся выполняет зачетную работу.

Индивидуальный план по самообразованию на 2019–2020 учебный год МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2019-2020.

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на 2019–2020 учебный год Годовое Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по группам на 2019-2020 год Подготовительная группа Месяц Неделя.

Лексические темы во второй младшей группе на 2019–2020 учебный год Лексические темы во второй младшей группе на 2019-2020 учебный год Месяц Период Тема сентябрь 16 сентября- 20сентября Здравствуй, детский.

Перспективно-календарный план праздников и развлечений на 2019–2020 учебный год Перспективно-календарный план праздников и развлечений на 2019-2020 уч. год (младший-средний возраст) ЦЕЛЬ: • Развивать эмоциональность и.

Перспективный план работы с родителями на 2019–2020 учебный год Перспективный план работы с родителями на 2019-2020учебный год Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на.

План консультаций на 2019–2020 учебный год для воспитателей, родителей сентябрь Двигательный режим детей в время прибывания в детском саду Распределение двигательного режима дома Рекомендации по развитию физических.

План работы по самообразованию воспитателя на 2019–2020 учебный год План работы по самообразованию Воспитателя Тортумашевой Анна Анатольевны На 2019 – 2020 уч. г. Тема: Художественно-эстетическое развитие.

План работы РМО заведующих ДОУ на 2019–2020 учебный год План работы районного методического объединения руководителей МКДОУ Быковского муниципального района. Тема методической работы на 2019-2020.

План сотрудничества семьи и ДОУ на 2019–2020 учебный год в старшей группе План сотрудничества семьи и ДОУ на 2019 – 2020 учебный год:Автор Ковынева Е. А. воспитатель ГБДОУ №27 Колпино 1. 1-я–2-я недели сентября.

Работа с родителями в средней группе на 2019–2020 учебный год Пояснительная записка Раннее и дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда происходит становление личности, «закладываются.

Источник

Что такое курсы по выбору в школе по фгос

Переход старшей школы на профильное обучение отнесен Правительством России к числу приоритетных направлений модернизации российского образования в целом и общего образования в частности.

Основными документами, регламентирующими порядок профильного обучения в образовательных учреждениям общего образования (школах), являются:

Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 3 августа 2018);

Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014)»Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 декабря 2010 г. № 1897″;

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413;

Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

Письмо Минобразования РФ от 20.04.2004 № 14-51-102/13 «О направлении Рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся».

Цели профильного обучения

В соответствии с Приказом Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783 профильное обучение:

это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее:

за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся;

создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильная школа:

есть институциональная форма реализации профильного обучения;

это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено:

при этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход системы общего образования к профильному обучению преследует следующие основные цели:

обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов:

реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает:

Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов (курсов):

базовые общеобразовательные предметы,

профильные предметы и

Базовые общеобразовательные предметы:

являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения;

предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов:

математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы:

предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, например:

профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения;

Содержание указанных двух типов учебных предметов (базовых и профильных общеобразовательных):

Достижение выпускниками уровня требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по базовым общеобразовательным и профильным предметам:

Элективные курсы:

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции:

одни из них могут поддерживать изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне, например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики;

другие элективные курсы служат для внутри профильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий, например:

курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле;

курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественнонаучном профиле.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля:

должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся;

по элективным курсам единый государственный экзамен (ЕГЭ) не проводится.

При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов:

Система профильного обучения не ограничивает:

общеобразовательное учреждение в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно),

а школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Во многих случаях это потребует от образовательного учреждения реализации нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей общего образования.

Формы организации профильного обучения

Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации:

модель внутришкольной профилизации;

модель сетевой организации.

Модель внутришкольной профилизации

Общеобразовательное учреждение может быть:

Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили:

Модель сетевой организации профильного обучения

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется:

Оно может строиться в двух основных вариантах профильного обучения:

Предложенный подход к профильному обучению не исключает возможности существования и дальнейшего развития:

универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение, и

различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).

Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении:

Элективные курсы в профильном обучении

По замыслу идеологов реформы образования, элективные курсы в рамках реализации концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования вводились с целью помочь в решении следующих задач:

вторая задача – помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных.

Содержание программы элективного курса

Содержание программы элективного курса (курса по выбору) зависит прежде всего:

от особенностей набора профилей на третьей ступени обучения в данной школе и

Для одной группы учащихся нужно, прежде всего, ликвидировать пробелы в знаниях и умениях, а для другой – получить опыт решения задач повышенного уровня сложности.

Но какие бы задачи не сформулировал перед собой преподаватель при разработке программы элективного курса, элективный курс должен учитывать необходимость соблюдения следующих условий:

элективный курс должен быть построен так, чтобы он позволял использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы. В противном случае и «ликвидация пробелов» и «углубленная подготовка» переродится во вполне традиционное натаскивание;

содержание элективного курса, форма его организации должны помогать учащемуся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

отбирая содержание, автор программы элективного курса должен ответить на вопросы:

Почему учащийся выберет именно этот курс, а не другой? Чем он будет ему полезен, интересен?

элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации;

элективные курсы должны познакомить учащегося со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), то есть повлиять на выбор учащимся сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей);

элективные курсы (по возможности) должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию»;

содержание элективных курсов не должно дублировать содержание предметов обязательных для изучения;

если элективный курс относится к ориентирующим, то он должен быть так построен, чтобы ученик мог получить представление о характере профессиональной деятельности (юрист, экономист, журналист, зоотехник и т.д.);

если программа элективного курса состоит из ряда законченных модулей, это должно позволить ученику, в том случае, если он понял, что его выбор ошибочен, пойти в следующей четверти (полугодии) на занятия по другому курсу.

Содержание элективного курса должно:

с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям старшеклассников,

а, с другой стороны, предоставляя ученику возможность работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Содержание элективного курса может представлять собой:

расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового курса («Механика», «Международные отношения» и т.п.);

являться введением в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.);

отдельные фрагменты из различных разделов одного или нескольких предметов, если элективный курс ориентирован на определенный уровень обобщения («Естествознание», например) или освоение определенного вида деятельности («Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»).

Ожидаемый результат изучения элективного курса

Ожидаемый результат изучения элективного курса — это ответ на вопрос:

какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по её окончании, будут получены;

какие виды деятельности будут освоены.

Результаты должны быть значимы в первую очередь для самых учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности элективного курса на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора школьниками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *