Что такое кунак на кавказе
Куначество
По форме и по сути куначество есть дальнейшее развитие обычая кавказского гостеприимства, которое по смыслу есть форма искусственного родства, побратимства.
Безусловно — куначество способствовало и повышению безопасности межэтнических контактов, так как обычай обязывал кунаков обеспечивать полную безопасность друг друга, как безопасность родных братьев. Об этом например — Ф. А. Щербина, писал так [3] : «Обычай куначества свято соблюдался черкесами. Взять кунака из сакли черкеса можно было, лишь перешагнувши через труп хозяина сакли.»
Содержание
Время возникновения обычая
Время возникновения этого обычая относят к седой старине, но точный период пока не установлен. Одним из самых ранних исторических свидетельств о существовании на Кавказе обычая Куначества может служить свидетельство генуэзца Джорджио Интериано, который в конце 15 века много лет прожил на Кавказе и по возвращению домой в 1502 году издал книгу в которой сообщалось следующее [4] :
«Вообще у них в обычае гостеприимно и с величайшим радушием принимать всякого. Хозяина и гостя они называют „конак“, что значит по-латински hospite. По уходе гостя хозяин провожает конака-чужестранца до другого гостеприимного крова, охраняет его и, если потребуется, то отдает за него жизнь как самый преданный друг. И хотя, как было сказано, грабеж в здешней стране — такое обычное явление, что на этом деле, казалось бы, заработать им и не грех, однако конакам своим они обычно остаются верны и дома и вне дома и относятся к ним с величайшим радушием.»
Отличия от гостеприимства
Наиболее значимые отличия от гостеприимства следующие [5] :
Происхождения названия
Кунак – больше чем друг, гостеприимство и куначество
Гостеприимство и куначество — древнейшие обычаи, сохранившиеся на Кавказе до наших дней. Время возникновения куначества относят к седой старине, но точный период пока не установлен. Одним из самых ранних источников существования на Кавказе кунаков может служить свидетельство генуэзца Джорджио Интериано, который в конце XV много лет прожил на Кавказе и по возвращению домой в 1502 году издал книгу, в которой описал этот обычай.
В Дагестане, как и в других районах Северного Кавказа, было распространено наследственное куначество, когда тесные дружеские отношения поддерживались семьями на протяжении нескольких поколений. Семья, имевшая много кунаков, пользовалась уважением в селе, поэтому каждый по возможности старался иметь своего кунака.
Лев Николаевич Толстой в своем дневнике указывал, чтобы стать кунаком, то есть другом, по обычаю нужно обменяться подарками и затем принять пищу в доме кунака. Указывая на дружеские отношения между казаками и горцами, он писал: «Живя между чеченцами, казаки породнились с ними и усвоили себе обычай, образ жизни, нравы горцев».
Ни этнические, ни религиозные различия не препятствовали установлению куначеских отношений. Горцы, казаки, грузины и армяне поддерживали этот обычай. Напротив, это в каком-то смысле даже способствовало их возникновению, поскольку, только став кунаком, человек иной веры или иной этнической принадлежности мог с уверенностью рассчитывать на безопасность своего путешествия и успех своей деятельности. Казаки и горцы, поддерживавшие куначеские отношения, были взаимно связаны долгом гостеприимства, и в каждой станице можно было встретить казачьи семьи, которые заводили себе кунаков в горских аулах. Куначеские связи между казаками и горцами не прерывались даже в период Кавказской войны.
Каждый горец-еврей имел в других аулах своих кунаков, еврея или мусульманина, у которых он останавливался. В условиях Дагестана развитие торговли в значительной степени зависело от наличия более или менее развитых куначеских связей. Развитие балхарского керамического производства, например, было бы немыслимо без многочисленных куначеских связей балхарцев по всему Дагестану.
Армяне же, издавна жившие в Черкесии, осуществляя свою торговую деятельность, старались иметь кунаков среди адыгов. А грузины из Тушети имели кунаков в дагестанском селении Хварши.
Как принять кунака?
Нормы обхождения кунаков, традиционные правила приема, содержания и обслуживания кунака были детализированы до мелочей, их соблюдение вменялось в обязанность всем членам общества. В горах Дагестана зачастую весть о том, что в селение едет чей-то кунак, разносилась до его прибытия. Поэтому часто кунак был еще в дороге, в окрестностях селения, а хозяин с сыновьями, братьями и уже выходили его встречать. При этом считалось неприличным ожидать гостя за селением, в начале селения или на годекане. Встреча происходила у дома хозяина. Традиционные нормы поведения предусматривали особое отношение к кунаку со стороны принимающего его хозяина буквально с первых же минут свидания. Хозяин и его домочадцы всем своим видом подчеркнуто выказывали радость по поводу приезда кунака. Повсеместно горцы придерживались и такого неписанного правила: бульон, поданный кунаку, гость должен был съесть до конца. Поэтому посуда для этой цели подбиралась средних размеров.
Оказывая уважение хозяину и приезжему, в дом, где остановился кунак, часто приходили родственники, друзья, соседи и односельчане хозяина. Прибывший в дом, вначале приветствовал приезжего, хозяина, а после — остальных. Для гостей отводилась специальная кунакская комната, лучшая в доме.
Члены тухума, особенно близкие родственники, были обязаны оказать внимание кунаку своего родственника. Кроме визита к нему с добрыми пожеланиями, в дом, где остановился гость, отсылалось какое-то блюдо или несколько и приглашение в дом к родственникам. Гостю, назвавшему себя родственником или другом кунака, горец оказывал такое же внимание и уважение, как и непосредственно самому кунаку. Однако человек, рассчитывающий назваться в чужом месте родственником или другом кунака одного из жителей этого селения, обязательно должен был взять разрешение на это у своего родственника или друга. Пользоваться чьим-то гостеприимством без такого разрешения было равносильно унизительному поступку, граничащему с вымогательством.
Значение слова «кунак»
[От тюрк. кунак — гость]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КУНА’К, а, м. [тюрк., ср. тат. qunaq]. У кавказских горцев — лицо, связанное с кем-н. обязательством взаимного гостеприимства и дружбы; друг, приятель.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кунак
1. мужское имя ◆ Моего друга зовут Кунак.
куна́к
1. этногр. у некоторых народов — лицо, связанное с кем-нибудь обязательством взаимного гостеприимства и дружбы; друг, приятель ◆ Лихонин — мой друг, мой брат и кунак. Куприн, «Яма», 1915 г. ◆ Раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь замуж, а мы были с ним кунаки: так нельзя же, знаете, отказаться, хоть он и татарин. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: уязвлённость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Куначество у терских казаков
Что представляет из себя куначество на Кавказе?
На Кавказе было много славных традиций, передающихся из поколения в поколение, одна из них это куначество.
Куначество является старинным кавказским обычаем, по которому между двумя кавказцами, принадлежавшими к разным родам, племенам или народностям, завязывалась сильная дружба, схожая по своему смыслу с кровнородственными отношениями.
Оказание помощи и защиты друг другу даже ценой своей жизни было для них вопросом чести. Мужчины, между которыми была кунацкая дружба, назывались кунаками. Для многих кавказских народов обычай куначества актуален и по сей день.
Куначество среди терских казаков
Кавказцы очень дорожили этим обычаем. Например, у Терских казаков, которые проживали на Северном Кавказе, было распространено куначество и наряду с этим аталычество-обычай, схожий с куначеством.
Если куначество означало дружественные крепкие отношения, то аталычество, наряду с дружбой, подразумевало еще и передачу ребенка-мальчика с одной семьи на воспитание в другую и в этой семье он считался полноправным членом. Когда ребенок достигал определенного возраста, его передавали обратно своей родной семье, научив его всему тому, что умеет его приемный отец.
Среди кунаков у Терских казаков в основном были чеченцы, поскольку они проживали ближе всех горских народов.
Живя по соседству, и повседневно общаясь друг с другом, казаки и горцы перенимали и передавали навыки производственной деятельности, орудия труда, традиции и даже роднились друг с другом. Есть такие случаи, когда со времен кавказской войны казаки убегали из российской армии и скрывались в чеченских селах. Их могла приютить какая-нибудь семья. А в последующем, если беглые казаки принимали Ислам, их местные женили на одной из своих дочерей или сестер, а также помогали обустроиться жильем.
Советский писатель и поэт, автор многих исторических рассказов Абузаир Айдамиров в своей книге «Долгие ночи» писал про беглого казака Василия, который дезертировал из русской армии и скрылся в одном из чеченских сел. Через некоторое время он начал исповедовать веру местных жителей. Они же потом женили его на чеченке и помогли с жильем. Также у него появился новый дом и новое имя. Вместо Василия его стали звать Васалом. Вот так он остался там жить среди чеченцев и обрел новый дом.
Это один из примеров, того как простой народ терских казаков дружил с другими горскими народами. Это взаимовлияние и взаимообогащение сказывалось на общественных отношениях и быту, на образе жизни и нраве.
Русский писатель-байронист, критик, публицист эпохи романтизма и декабрист, происходивший из рода Бестужевых, Александр Бестужев-Марлинский писал:
У многих казаков были кунаки в селениях и аулах. Куначество тесно связано с обычаем гостеприимства и представляет собой не просто дружбу, а скорее побратимство. Если один кунак проходит погостить к другому, его не только принимают самым лучшим образом, угощая лучшей едой, но также в его распоряжении бывает все, что есть у хозяина. Самая лучшая комната в доме отдавалась кунаку для ночлега и дневного пребывания.
Казаки и горцы стали перенимать друг у друга лучшие обычаи и традиции, в том числе и куначество.
Куначество передавалось из рода в род. Горе и радость делились кунаками пополам, если падет лошадь, либо вол, или же настигнет другое несчастье, считалось святой обязанностью помочь товарищу.
Кунак помогал казаку в приобретении лошади, одежды, при снаряжении сына на службу. Провожая казака-призывника на военную службу, кунак давал обещание, что он будет помогать семье призывника в поле. Это обещание было священным законом и строго соблюдалось между кунаками.
Обряды «кунак» и «аталык»: как становились побратимами на Кавказе
У всех народов есть традиции гостеприимства. Особенно известным считается гостеприимство кавказских народов. Какие обычаи соблюдали горцы по отношению к гостям?
Куначество
Куначество заключалось в том, что двое мужчин, которые были представителями разных родов, племен, народностей или религий, становились настолько близкими друзьями, что их отношения можно было приравнять к кровнородственным. Для горцев кунак являлся названным братом, а это значило, что горец обязывался помогать и защищать своего побратима даже ценой своей жизни.
Куначество устанавливалось на основе взаимной симпатии и подтверждалось обменом дорогими подарками и формальным ритуалом — например, распитием чаши молока или вина, в которую заранее кидали золотые или серебряные монеты. Не каждый гость мог стать кунаком — только тот, который заслуживал уважения горца.
Куначество имело огромную пользу на Кавказе и сглаживало напряженные отношения между разными народностями. Особенно показателен опыт куначества между чеченцами и терскими казаками. Куначество сохранилось и по сей день, в том числе и у казаков.
Аталычество
Обычаи, подобные аталычеству, практически не встречались за пределами Кавказа, данная традиция была ликвидирована А. П. Ермоловым в 1822 году в ходе Кавказской войны (1817—1864 годы) приказом о ее запрете. Однако, аталычество после этого не исчезло сразу, сократился его срок в среднем до 3—7 лет и упростился способ возвращения к родной семье.
Обычаи куначества и аталычества имели важное значение в жизни горцев, так как благодаря им устанавливались дружеские и братские отношения между разноязычными кавказскими сообществами. С помощью этих обычаев устанавливалась коммуникация, при помощи них можно было прекратить кровную вражду, распространенную среди горцев. Куначество и аталычество стали связующим каналом и для русских людей, даже несмотря на Кавказскую войну.