Что такое кумулятивная доходность
Экономический словарь
Смотреть значение Кумулятивный Годовой Доход (приведенный К Оценке Настоящего Времени) в других словарях
Годовой — годовая, годовое. 1. Получающийся к концу года, в итоге за год. доход. Годовое жалованье. отчет. 2. То же, что годичный. Годовое движение земли вокруг солнца.
Толковый словарь Ушакова
Доход — Баснословный, безгрешный, большой, весомый, второстепенный, гарантированный, громадный, грошовый (разг.), дополнительный, ерундовый (разг.), заметный, колоссальный, неблаговидный.
Словарь эпитетов
Время От Времени Нареч. — 1. Иногда, временами (о чем-л. повторяющемся).
Толковый словарь Ефремовой
Годовой Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: год (2), связанный с ним. 2. Рассчитанный на один год.
Толковый словарь Ефремовой
До Времени Нареч. Устар. — 1. До подходящего момента, до известного случая.
Толковый словарь Ефремовой
До Поры До Времени Нареч. Разг. — 1. До какого-л. момента, до поры.
Толковый словарь Ефремовой
Доход М. — 1. Деньги или материальные ценности, получаемые государством, учреждением, предприятием или частным лицом в результате какой-л. деятельности. 2. Заработок.
Толковый словарь Ефремовой
Ко Времени Нареч. — 1. К сроку, в нужный момент, своевременно.
Толковый словарь Ефремовой
Кумулятивный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: кумуляция, связанный с ним. 2. Свойственный кумуляции, характерный для нее.
Толковый словарь Ефремовой
Времени — временем и т. д. См. время.
Толковый словарь Ушакова
Доход — дохода, м. Денежные поступления, материальные приобретения, получаемые государством, каким-н. торгово-промышленным учреждением или частным лицом от своих предприятий.
Толковый словарь Ушакова
Национальный Доход — Часть годового совокупного общественного продукта (стоимость, произведенная всем народным хозяйством в течение одного года), остающаяся после вычета израсходованных.
Политический словарь
Приведенный Источник Научно-технической Информации Об Объекте Прогнозирования — Источник научно-технической информации об объекте прогнозирования, оцененный по генеральной определительной таблице.
Политический словарь
Приведённый — приведённая, приведённое; приведён, приведена, приведено. Прич. страд. прош. вр. от привести.
Толковый словарь Ушакова
Анализ Рабочего Времени — анализ использования рабочего времени, затрачиваемого на выполнение отдельных операций. А.р.в. позволяет распределить рабочее время оптимальным образом, уменьшив.
Юридический словарь
Доход — Общеславянское слово, образованное от глагола доходити (ходити) – «приходить», современное ходить.
Этимологический словарь Крылова
Валовые Расчеты В Реальном Времени (real-time Gross Settlement (rtgs)) — метод оплаты, при котором перевод средств осуществляется для каждой сделки при получении инструкций об оплате. Снижает риски при оплате.
Юридический словарь
Валовый Доход — Сумма торговых надбавок (скидок), наценок, полученных от реализации товаров (Приказ Минторга от 14 декабря 1995г. N 80)
Юридический словарь
Внутреннее Убеждение (при Оценке Доказательств) — этометод оценки доказательств и в то же время результат такой оценки. Как метод оценки доказательств, внутреннееубеждение характеризуется несвязанностью суда, прокурора.
Юридический словарь
Вознаграждение По Итогам Годовой Работы — вид материального поощрения, который может устанавливаться в дополнение к системам оплаты труда в организации, форма участия работника в распределении прибыли. Согласно.
Юридический словарь
Как автодилеры повышают доходность направления авто с пробегом, и чем это чревато для клиентов?
В условиях падения заработка с продажи новых автомобилей дилеры все чаще расширяют свои позиции на рынке подержанных машин. Однако для того, чтобы «быть в рынке», авторитейлерам нужно прорабатывать другие источники дохода помимо непосредственно маржи на кузове. Как трансформируется бизнес-модель рынка авто с пробегом, и чем это чревато для клиентов — в материале «Континента Сибирь».
Путь в финансовую пропасть или фундамент успеха?
Уже не первый год на различных конференциях по автобизнесу говорится о том, что дилеры перестанут зарабатывать на новых автомобилях, поэтому необходимо развивать направление сервиса, а также авто с пробегом. На сегодня многие дилеры работают по модели кумулятивной маржи, предусматривающей возможность продажи нового автомобиля «в ноль» или «в минус», но при этом наличия заработка на установке дополнительного оборудования и продажи финансовых продуктов — от страховки до кредита. Этот принцип постепенно распространяется и на автомобили с пробегом. Однако применяется он не столь активно, как в сегменте новых автомобилей.
Таким образом, региональные дилеры до сих пор имеют значительные нереализованные возможности, в том числе с точки зрения повышения доходности продаж автомобилей с пробегом. Как их применять, и на чем уже сегодня можно зарабатывать дилерам в условиях падения маржи? Эти вопросы затрагивались на заседании общероссийского клуба руководителей «Автобосс» 19 февраля, в котором в режиме онлайн принимали участие в том числе представители сибирских дилеров. Среди них в частности кемеровский «Ай-Би-Эм», томский автоцентр «Сто коней», иркутские «Н-Моторс» и «Россо», новосибирские «Альт-Парк» и «Сармат».
Что понимать под кумулятивом?
Некоторые дилеры считают модель кумулятивной маржи «злом» для рынка и предпочитают по-прежнему ориентироваться на маржу с кузова, не развивая дополнительные услуги. Это отличает российских авторитейлеров от американских, которые уже вовсю зарабатывают, к примеру, на финансовых продуктах. Впрочем, делить все на черное и белое совсем не обязательно. «Сегодня много говорится про кумулятивную маржу. Основная идея понятна, верна и затерта до дыр. Но не надо ее «демонизировать», как, впрочем, и считать, что в ней кроется залог успеха. Радикализация идеи столь же вредна, как ее полное отрицание. Залог успеха — в управлении рентабельностью продаж и продажи дополнительного оборудования», — считает операционный директор ГК «Арконт» (официальный дилер 14 автобрендов в Волгоградской области) Алексей Караулов, добавляя, что выступает за то, чтобы развивать и маржу с кузова, и с дополнительных услуг.
По оценкам партнера московского издательства «Короче, дилер», эксперта в сфере авто с пробегом Артема Самородова, маржинальность по направлению подержанных автомобилей в целом по рынку в среднем составляет от 10 до 15%, но по итогам 2020 год на фоне временного дефицита новых автомобилей она временно перешла в диапазон от 15 до 20%. Схожие цифры называют и сами дилеры. И хотя эти показатели выше, чем по рынку новых автомобилей, общая тенденция выражается в постепенном падении доходности с кузова и поиске новых источников дохода.
В ГК «Юг-Авто» (официальный дилер 17 автобрендов в Краснодарском крае) в ходе конференции отметили, что доход на автомобилях с пробегом на 59% формируется маржой с кузова, и на 41% маржой с продажи дополнительных услуг. Уже сегодня у авторитейлеров есть возможность зарабатывают на автомобилях с пробегом по более, чем шести направлениям.
Финансовые услуги как локомотив маржи
Основным источником формирования кумулятивной маржи большинство дилеров называют финансовые продукты (F&I). Речь идет о кредитных, лизинговых программах, страховании автомобиля, продленной гарантии, карты техпомощи на дорогах. В крупном российском холдинге Inchcape на эти виды дохода приходится не менее 4% с каждого проданного авто с пробегом.
Драйвером рынка авто с пробегом уже давно стали кредитные сделки. Например, основанная в Казани «Автосеть.рф», ранее говорившая о планах выйти в Новосибирск, зарабатывает 1% от стоимости авто при продаже в кредит. Доля кредитных сделок у дилеров, поделившихся своими показателями в ходе конференции, составляет 35-38% от общего количества.
Другой полезный инструмент продаж — карты техпомощи на дорогах. У присутствующей в Сибири казахской компании Aster Auto каждый пятый авто продается с техпомощью на дорогах.
В Inchcape признают, что карты техпомощи продавать непросто, но доходность по этому продукту является одной из самых высоких среди допуслуг. Что в общем-то неудивительно, учитывая низкую себестоимость предоставления такого продукта.
В кемеровской компании «Ай-Би-Эм» (официальный дилер KIA, УАЗ в Кемерове, сеть салонов М53) отмечают, что в 95% случаях продают страхование жизни – 95%, в 72% случаев карты помощи, в 31% случаев — КАСКО.
Помимо финансовых продуктов важной статьей потенциального дохода авторитейлера могут являться услуги по оформлению документов для ГИБДД, в том числе и аннулирование регистрационных действий. Доходность этого направления на первый взгляд видится небольшой, но при значительном масштабе сделок речь может идти о весомых цифрах. Например, «Автосеть.рф» на этом зарабатывает 1 миллион рублей в месяц, о чем было сказано в ходе конференции. Среди других востребованных услуг можно выделить услугу автоподбора, которая также востребована среди отдельных категорий покупателей.
Продленная гарантия
Как уже было сказано, маржинальной услугой является продажа продленной гарантии, то есть страхование рисков. Это и увеличение дохода на автомобилях с пробегом, и рост загрузки сервиса, и рост лояльности клиентов. Более того, можно предусмотреть сразу несколько различных пакетных предложений, тем самым дифференцировав продукт для разных категорий покупателей.
По данным «Юг-Авто», рентабельность услуги продленной гарантии составляет 83% (4-ое место в структуре доходов), возмещения по ремонтам составляют 17%. Однако в реальности показатель еще выше, так как примерно половину от возмещений по ремонтам в компании оказали и без этой услуги. При этом, количество претензий, поступающих в течение 14 дней после покупки автомобиля, в «Юг-Авто» оценили в 42%.
Диаграмма: «Юг-Авто»
Условия оказания услуги по продленной гарантии, в том числе по возрасту и пробегу автомобиля, каждый дилер устанавливает индивидуально. Например, в «Юг-Авто» условиями гарантии являются следующие условия: стоимость гарантии – 4% от стоимости автомобиля, сумма покрытия — 15% от стоимости автомобиля, срок действия – 6 месяцев или 10 000 км пробега. Условием активации является ТО по пробегу и рекомендации собственного сервиса. Прохождение ТО во время действия гарантии предполагается на собственном сервисе. Гарантия покрывает двигатель, КПП, трансмиссию, раздаточную коробку, и.т.д.
В Aster Auto уже сегодня доля продаж расширенной гарантии составляет 30% от объема автомобилей, подходящих под условия.
«Человек не продает автомобиль для того, чтобы ходить пешком»
Другой инструмент заработка для дилера и в то же время удобная услуга для клиента — это Trade-In, или как его чаще называют в этой сфере, Trade-Up, так как речь идет о замене одного подержанного автомобиля на другой, а не подержанного на новый. “Человек не продает автомобиль для того, чтобы ходить пешком», — обосновывает необходимость в услуге генеральный директор казахской группы компаний Aster Auto Илья Буланов. Именно поэтому Trade-In или Trade-Up является абсолютно логичным вариантом для клиента. В «Автосеть.рф» и «Юг-Авто» доля таких сделок составляет 22%, в Aster Auto и «Ай-Би-Эм» – 30%. В «Ай-Би-Эм» отмечают, что этот показатель зависит от специфики региона, и платежеспособности населения.
На удовлетворение потребностей клиентов направлена и услуга возможного возврата автомобиля без объяснения причин. Услуга может действовать в течение 7 дней или 500 км с момента покупки. В Сибири такой принцип внедрила кемеровская компания «Ай-Би-Эм» вслед за федеральной «Фреш-Авто». Как отметил в ходе конференции генеральный директор «Ай-Би-Эм» Денис Пронин, по факту автомобили возвращало не более 10% покупателей. В то же время без этого сервиса дилер рискует получить негатив со стороны покупателя, если с автомобилем будет что-либо не то. Гарантия возврата призвана успокоить клиента. Также, пользуясь случаем, дилер может продать ему другой автомобиль. И хотя этот инструмент можно считать «борьбой между жадностью и страхом», тем не менее, он способен позитивно влиять на репутацию дилера. Впрочем, в случае опасений в реализации этой схемы дилер может пойти по более простому пути, продавая клиенту такую возможность как услугу. В этом случае покупателю можно продать опцион, предусматривающий возможность обмена автомобиля в течение 2 недель.
Дополнительное оборудование
Важным инструментом увеличения доходности продаж авто с пробегом можно считать реализацию дополнительного оборудования, которое закрывало бы потребности клиентов. Многие дилеры на сегодня часто не считают предоставление такого оборудования дополнительной услугой, но тем не менее если на этом можно заработать, то почему бы не увеличить чек? В «Автосети.рф» отмечают, что каждая четвертая сделка идет в компании с продажей дополнительного оборудования. Речь о сигнализациях с пробегом, б/у колесах и резине, не только взятой со сданных машин, но и купленных на рынке. Как отмечает основатель «Автосеть.рф» Руслан Абдулнасыров, одних только сигнализаций в компании продают порядка 400 в месяц. Это в том числе связано с тем, что в «Автосети.рф» практикуют демонтаж с автомобилей дорогих сигнализаций и установку дешевых.
Однако такой подход требует фокусировки на товаре и отслеживания процента, приходящегося на тот или иной тип допоборудования. В компании Inchcape отметили, что их целью было увеличить охват приема колес с 25% до 70%, так как это маржинальный продукт. Сейчас этот показатель составляет в компании 55%.
К этой же категории можно отнести детейлинг. «На текущий момент мы только начали продажу детейлинга (в том числе полировки кузова), продажи составляют всего 1,5%. К концу 2021 года хотим выйти на 25%», — отметили в компании «Ай-Би-Эм». Дилер считает это направление одним из прибыльных. «Детейлинг в регионах имеет очень хорошие точки роста, так как находится в стадии развития. Не менее доходным источником является услуга рекомендации ремонта на этапе выдачи автомобиля с пробегом», — пояснили в «Ай-Би-Эм».
И действительно, сервисные контракты особенно востребованы для автомобилей с пробегом, так как фронт работ по ним всегда есть. «Мы не устраняем неисправности кроме серьезных. Но покупатель может сделать это сам — либо в нашем сервисном центре, либо в другом», — констатирует Руслан Абдулнасыров, добавляя, что сервисные центры компании загружены по-максимуму.
За 1 рубль скидки 3 рубля дополнительного дохода
По словам Дениса Пронина размер кумулятива зависит от степени подготовки авто, от предложений, которые дилер может сделать клиенту по кредитованию, продаже допоборудования.
У «Юг-Авто» 35% дополнительного дохода приходится на кредиты, 21% на Trade Up, 15% — на дополнительное оборудование, 12% — на сертификаты продленной гарантии, 10% — на прекращение регистрации, 7% — на сервисные сертификаты.
Философия кумулятивной маржи предполагает, что за 1 руб потенциальной скидки клиенту дилер может получить 3-4 рубля дополнительного дохода. Если сразу уделять внимание жизненному циклу клиента, то этот доход можно увеличить еще больше. Наглядный пример приводит Inchcape — в компании несколько месяцев не могли реализовать один из автомобилей, и в конце концов предоставили на него скидку покупателю в размере 100 тысяч рублей, но смогли заработать 200 тысяч на кредите под этот автомобиль. Об этом несомненно стоить помнить и покупателям.
Важно, чтобы процесс не превращался в попытку впихнуть клиенту все мыслимые и немыслимые услуги, которые ему не нужны. Другая ситуация — если продажа всех услуг воспринимается, как забота о клиенте. «Вся маржа — в доверии клиента вам. В допах, финуслугах, в которых он вам доверяет. Вы платите за услугу, чтобы не терять время», — отмечает Денис Пронин. С такой позицией согласен и Илья Буланов. «Все должно быть прозрачно. Наша задача — не положить вам пирог с вишней и заставить его обнаружить его дома, раскрыв пакет. Особенно если вы вишню не любите или покупаете обычно такой пирог в другом месте. Наша задача — выявить потребность в продукте и предложить купить его на прозрачных условиях», — подчеркивает Илья Буланов.
Впрочем, как отмечает руководитель группы продаж по Черноземью «Авто.ру» Дмитрий Чембарцев, кумулятивная маржа — это не только дополнительные доходы, но и экономия на расходах, о чем также не стоит забывать.
Также стоит понимать, что описанные в материале способы увеличить доходность — это лишь вершина айсберга. Другой немаловажный вопрос — как организовать бизнес-процессы, чтобы сделать продажи финансовых услуг, допоборудования системными? В «Ай-Би-Эм» отмечают, что ввели сразу несколько KPI (штуки, железная маржа, кредит, трейд-ин, продажа авто «46+»). Следующим этапом было выстраивание четкой системы отчетности и проведение корректировок, повышающих эффективность и результативность проекта. Об этом же говорят и в Inchcape — необходимо дополнительное обучение и мотивация персонала на продажу допоборудования по авто с пробегом, а также четкая система KPI.
Как поясняет Артем Самородов, российским дилерам еще предстоит большой путь для того, чтобы догнать США по этим критериям. На сегодня, по его оценкам, у подавляющего большинства участников рынка нет ни правильно выстроенных процессов, ни обученного персонала.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дарья Юсупова, главная за маркетинг в TradeDealer
— В 2020 официальные дилеры России продали на 14% больше автомобилей с пробегом, чем в 2019. Доля их присутствия на рынке за год выросла с 13 до 14,6% — каждый 7-ой автомобиль куплен у дилеров.
По данным «Автостат» в 2020 на 1 новый купленный автомобиль приходится 3,8 автомобиля с пробегом. За год объем продаж на вторичном рынке РФ вырос на 2%, а рынок новых потерял в объеме 9,1%.
С каждым годом увеличиваются сроки владения автомобилем, сейчас он составляет 4,8 года. Люди реже меняют автомобили на новые, так как покупательская способность падает, а стоимость новых автомобилей растет.
Спрос на на автомобили с пробегом будет расти. Вы можете извлечь пользу из ситуации и повысить доходность сегмента, подтолкнув клиентов к продаже своего автомобиля вам с помощью сервиса онлайн-оценки стоимости автомобиля покупателя.
В онлайн-оценке TradeDealer клиенты за 5 минут получают максимально точную оценку автомобиля без документов и не выходя из дома. Идеальная связка для роста доходности — онлайн-оценка и шоурум автомобилей. Клиент на одном сайте может оценить и продать автомобиль, выбрать новый или с пробегом из наличия.
Для большего увеличения конверсии в лид и контракт покажите преимущества автомобилей в наличии с помощью интеграции TradeDealer и сервиса видеосъемки Тизер.Авто. Благодаря интеграции клиенты TradeDealer могут размещать видеоролики в карточке автомобиля в онлайн-шоуруме без дополнительной платы. По данным нашей аналитики вероятность конвертации пользователя в заявку у карточки с видео на 20% выше, чем у карточки с фото.
TradeDealer 11 лет совершенствует готовые решения и создает новые продукты для автобизнеса, которые становятся стандартом рынка. Мы знаем все о поведении клиентов на сайтах — благодаря проработанным пользовательским сценариям конверсия вашего сайта не только в заявку, но и в контракт гарантированно увеличится.
Установим сервис на сайт или лендинг по выкупу за 1 день, подключим стиль вашего бренда, настроим интеграции — пишите на welcome@tradedealer.ru и мы все организуем.
Оставляйте заявку на вступление в нашу специализированную Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой отрасли.
Что такое ставка дисконтирования
Где она применяется и зачем нужна
Ставка дисконтирования — это расчетная величина, которая позволяет оценить доходность будущих инвестиций. С ее помощью можно привести будущие денежные потоки к единому знаменателю и выбрать из нескольких вариантов инвестиций самый выгодный.
С точки зрения математики дисконтирование — это процесс, обратный начислению сложных процентов.
Например, банк предлагает вклад на два года под 10% с капитализацией процентов. С помощью дисконтирования можно оценить, сколько денег нужно положить в банк, чтобы через два года забрать 100 тысяч рублей:
100 000 Р = Х × (1 + 0,1)²,
где 0,1 — ставка банка (10%);
С точки зрения инвестора у ставки дисконтирования несколько значений.
Требуемая доходность. Допустим, при покупке ОФЗ доходность будет около 8%. Если банк предложит инвестору открыть депозит под 6%, он может отказаться, потому что ставка дисконтирования — 8%.
Затраты на капитал, которые придется покрывать в будущем. Например, Олег решил производить резиновые сапоги и берет кредит в банке. У проекта один источник финансирования, поэтому ставка дисконтирования — это процент по кредиту. Будущие доходы от продажи резиновых сапог должны быть выше ставки дисконтирования, чтобы проект был прибыльным.
Если у проекта будет несколько источников финансирования, придется считать ставку дисконтирования, чтобы оценить минимальную прибыльность производства. Если Олег неправильно рассчитает ставку дисконтирования, он может потерять много денег.
Где используется ставка дисконтирования
Ставку дисконтирования используют для оценки и сравнения различных инвестиционных проектов.
Например, один банк предлагает Олегу кредит на производство сапог под 10%, а другой банк — под 9%. Если кредит — единственный источник финансирования, а другие условия одинаковые, Олег выберет второй банк, потому что в этом случае стоимость капитала будет ниже.
Также ставка дисконтирования нужна, чтобы привести будущие денежные потоки к сегодняшнему дню.
Кроме того, в ставке дисконтирования можно учесть минимальный уровень безрисковой доходности, инфляцию и риски конкретных вложений.
Все эти элементы рассматриваются по-разному в разных методах расчета. В экономической литературе много вариантов расчета ставки дисконтирования, но нет единого мнения, как ее вычислить наиболее эффективно и просто.
Особенности расчета ставки дисконтирования
Можно выделить следующие группы методов расчета:
В рыночной экономике все методы дали бы сопоставимые результаты. Однако в российской экономике это не так.
«Интуитивный» способ определения ставки дисконтирования
Интуитивная оценка основана на ожиданиях инвестора, то есть инвестор сам определяет ставку дисконтирования исходя из своих интересов и желаний.
Это простой и субъективный метод. Сложные математические формулы инвестор, как правило, не использует. Например, он может просто сложить безрисковую доходность и инфляцию.
Расчет ставки дисконтирования на основе экспертной оценки
Этот метод основан на мнениях экспертов-инвесторов, в нем тоже не используют математические формулы и расчеты. Эксперты собираются, обсуждают и голосуют за определенную ставку дисконта. Они могут создавать комиссии или даже проводить судебные заседания с защитниками определенных ставок.
Чтобы получилось числовое выражение, оценки нескольких экспертов усредняются. Например, определение ставки дисконтирования методом аналогий — один из вариантов экспертной оценки. Независимых и знающих экспертов найти сложно, поэтому метод тоже может быть субъективным.
Безрисковая ставка
Безрисковая ставка — это ставка по надежным и стабильным инструментам. Считается, что при таких вложениях риски инвестора минимальны.
Методы оценки безрисковой процентной ставки. Безрисковую ставку можно определить разными способами:
Расчет ставки дисконтирования аналитическими способами
Эта группа расчетов при определении ставки дисконтирования учитывает финансовые мультипликаторы и показатели компаний.
Расчет на базе показателей рентабельности. В этой модели ставку дисконтирования определяют на основе показателей рентабельности капитала. Например, по рентабельности собственного капитала ROE или по рентабельности активов ROA.
Данные для расчета берут из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Этот метод нельзя применить, если прибыльность отрицательная или значения собственного капитала низкие.
Расчеты по финансовым показателям из РСБУ отличаются от расчетов по финансовым показателям из МСФО.
Кроме этого, данный метод не учитывает прогнозное изменение финансовых показателей, то есть может давать ошибку для долгосрочных проектов.
Расчет на основе модели Гордона. Эта модель оценивает собственный капитал компании, состоящий из акций. В основе лежит предположение, что стоимость акции равна стоимости всех будущих дивидендов. Поскольку ставку дисконтирования рассчитывают по дивидендному потоку, модель можно применить только для предприятий, которые регулярно выплачивают дивиденды.
Формула расчета ставки дисконтирования:
где DIV — это величина ожидаемых дивидендов на одну акцию за год;
g — темпы прироста дивидендов. Модель предполагает, что дивиденды стабильно растут на определенный процент. Это может вызывать трудности при расчетах, потому что на российском рынке стабильно растущих компаний мало. Усредненные темпы роста могут искажать результаты;
P — цена размещения акций;
fc — затраты на эмиссию в процентах.
Расчет ставки дисконтирования на основе рыночных мультипликаторов
За ставку дисконта в этом методе берут средневзвешенное значение доходности, которое рассчитывается по опережающим рыночным мультипликаторам.
Рассматривают следующие коэффициенты:
Расчет ставки дисконтирования методами количественного анализа
Эта группа методов рассчитывает ставку дисконтирования с помощью математических формул, исходя из будущих денежных потоков за вычетом инфляции и тех показателей риска, которые важны для данного бизнеса.
Расчет ставки дисконтирования на основе премий за риск
Методы этой группы при расчете ставки дисконтирования учитывают безрисковую ставку, инфляцию и премию за риск. Безрисковую ставку и инфляцию считают примерно одинаково, а вот премии за риск выбирают разные.
Методы оценки премии за риск. Специфические риски встречаются в любом проекте. Единой методики оценки специфических рисков не существует. Как правило, аналитики самостоятельно выбирают наиболее значимые факторы для конкретного проекта. После они оценивают эти факторы в процентах и складывают.
Методика Правительства РФ оценки ставки для инвестиционных проектов. В постановлении Правительства РФ № 991 от 05.11.2013 предлагается оценивать несколько видов риска по низкому, среднему или высокому уровням. Например, рыночный риск, административный риск, акционерный риск, риск недофинансирования и другие. Эксперты должны самостоятельно определить числовую шкалу для оценки.
Методика расчета ставки П. Л. Виленского, В. Н. Лившица, С. А. Смоляка. Эти авторы тоже добавляют к безрисковой ставке премию за риск. В зависимости от НИОКР, применяемых технологий, спроса и цикличности производства премии за риск могут доходить до 47%.
Методика расчета ставки Я. Хонко по различным классам инвестиций. Хонко выделил премии за риск для различных инвестиционных отраслей и для различных стадий одного и того же проекта. Например, премия за риск при сохранении позиций на уже существующем рынке составляет 1%, а премия за риск вложений в инновационные проекты — 20%. Инвестор должен сам выбрать премию за риск.
Модель кумулятивного построения
Суть этой модели — в суммировании рисков, которые влияют на инвестиционный проект. Расчет состоит из нескольких частей. Первая часть — определение ставки дохода по безрисковым инвестициям. Вторая и следующие части — определение ставок за различные виды риска, которые существуют для данного проекта.
Если инвестиции застрахованы от какого-то вида риска, он не учитывается, но возрастают страховые затраты. Конкретная величина премии за риск вычисляется или экспертным путем, или по специальной справочной литературе.
Окончательная ставка дисконтирования, вычисленная по этой модели, может колебаться от чистой безрисковой ставки до ставки, которая учитывает максимальное количество рисков. Таким образом, ставка может отличаться в несколько раз, а ее вычисление субъективно.
Вычисление базовой ставки по эмитенту происходит по формуле:
где r0 — это безрисковая ставка, а r 1…n — это ставки за конкретный вид риска.
Вычисление премии за страновой риск происходит по международным рейтингам, например Moody’s. Страновой риск показывает платежеспособность страны и учитывает возможные негативные изменения в экономике и финансах, которые связаны с государственной политикой.
Премию за страновой риск можно рассчитать как разницу между доходностью международных государственных бумаг. Например, премия за вложения в РФ — это разница между доходностью по еврооблигациям РФ и государственным облигациям США.
Премия за отраслевой риск — это премия за возможные потери из-за экономических изменений в конкретной отрасли по сравнению с другими отраслями.
Премия за риск некачественного корпоративного управления — премия за нарушение интересов акционеров. Показатель рассчитывается в баллах и влияет на стоимость акций на фондовой бирже.
Премия за неликвидность акций — премия за то, что инвестор не сможет быстро продать акции, то есть превратить их в деньги. Показатель ликвидности рассчитывают по спреду между спросом и предложением или по дневному обороту, или по количеству акций в свободном обращении.
Модель оценки капитальных активов CAPM
Формула ставки дисконтирования состоит из двух частей. Первая часть — это ставка дохода от безрисковых инвестиций. Вторая часть — дополнительная ставка премии за риск с учетом β-коэффициента :
Коэффициент β рассчитывается отдельно для каждой компании. Он показывает, насколько доходность акций компании отклоняется от доходности акций со средним уровнем риска. Чем больше коэффициент β, тем выше риск вложений.
Достоинства и недостатки модели оценки капитальных активов CAPM. Этот метод простой, для его расчета не нужно много времени. Как и в предыдущих методах, многое зависит от аналитиков. Коэффициенты бета есть не для всех компаний.
Некоторые аналитики считают, что в модели нужно учитывать дополнительные риски.
Расчет ставки дисконтирования по модифицированной модели CAPM. Модифицированная модель учитывает дополнительные риски, важные для проекта с точки зрения аналитика. Некоторые аналитики для долгосрочных проектов рассчитывают плавающую ставку дисконтирования и учитывают коэффициент турбулентности, отражающий стабильность мировой экономики.
Расчет ставки дисконтирования по модели Е. Фамы и К. Френча
Эта модель сохраняет в модели CAPM премию за систематический риск, но добавляет еще две дополнительные премии. Эти премии учитывают размер фирмы и ее финансовое состояние. Размер фирмы оценивают по рыночной капитализации. Финансовое состояние оценивают по соотношению балансовой и рыночной стоимости собственного капитала.
По-другому модель Фамы и Френча называют трехфакторной.
Расчет ставки дисконтирования на основе модели М. Кархарта
Это модифицированная модель Фамы и Френча — в нее добавлен еще один параметр оценки будущей доходности, поэтому модель называют четырехфакторной.
Дополнительный параметр — это моментум, или разница между доходностями наилучшего и наихудшего портфелей акций за определенный период.
Добавление еще одного параметра должно приводить к более точным результатам по сравнению с моделью CAPM.
Расчет ставки дисконтирования на основе модели WACC
WACC — это средневзвешенная стоимость совокупного капитала фирмы. Совокупный капитал состоит из собственного и заемного капитала. Основная идея в том, что затраты на капитал должны быть меньше, чем денежные потоки, которые он приносит. Процентная ставка в данном случае рассчитывается как отношение общей суммы расходов к стоимости совокупного капитала. Экономический смысл этой модели заключается в вычислении минимально допустимого уровня доходности бизнеса.
Расчет ставки дисконтирования можно разделить на 4 этапа:
Расчет стоимости собственного капитала. Стоимость собственного капитала — это доходность, которую предприятие должно обеспечить акционерам в качестве компенсации за риск вложений. Доходность по собственному капиталу должна быть выше доходности по заемному капиталу, потому что у акционеров гораздо больше рисков.
Стоимость собственного капитала компании большинство аналитиков рассчитывают по модифицированной модели CAPM.
где T — ставка налога на прибыль, на которую становится меньше требуемая доходность заемного капитала;
wd — доля заемного капитала;
rd — ставка по заемному капиталу;
we — доля собственного капитала;
re — ставка по собственному капиталу.
Применять модель WACC может быть сложно из-за того, что котировки акций отсутствуют на открытом рынке: стоимость собственного капитала оценить невозможно. Кроме этого, в модели не учитывается риск различных инвестиций. Цена заемного капитала может быть рассчитана неверно из-за льготных схем кредитования.
Различия в дисконтировании в России и на Западе
Ставка дисконтирования на Западе существенно ниже, чем в России. В промышленных инвестиционных проектах ставку дисконтирования определяют от 0 до 4%, потому что на Западе очень низкая инфляция и устойчивый курс внутренней валюты. Кроме этого, ставки рефинансирования на Западе приближаются к 0, и в некоторых странах — например, в Швеции и Швейцарии — даже ниже 0.
В российских промышленных инвестиционных проектах ставка дисконтирования определяется от 10 до 40%, потому что экономика у нас нестабильная, а потребительские цены растут больше, чем на 8—10%. Ставку дисконтирования считают как ключевую ставку ЦБ + риски. Риски в России могут доходить до 20%.