Что такое культурологическое образование
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» в других словарях:
Культурология — (лат. cultura возделывание, земледелие, воспитание; др. греч. λόγος мысль как причина) совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит… … Википедия
Коми государственный педагогический институт — (далее КГПИ) является государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования. Полномочия учредителя КГПИ осуществляет Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации. Коми… … Википедия
Культуролог — Культурология (греч. λόγος слово, учение, наука) область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность. Культурология наука, изучающая сущность, функционирование и… … Википедия
Зомбирование — упрощение роли и функций души, духа в человеческой жизнедеятельности, доведение их до уровня примитивных мироощущений приятного – неприятного, легкого – трудного, хочу – не хочу. Достигается это путем проникновения в тайны генов сознания человека … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Центр образования № 975 — Координаты: 55°38′23.38″ с. ш. 37°46′26.8″ в. д. / 55.639828° с. ш. 37.774111° в. д. … Википедия
Гимназия № 1592 — Координаты: 55°52′30″ с. ш. 37°33′20″ в. д. / 55.875° с. ш. 37.555556° в. д. … Википедия
БЕДНОСТЬ — состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи. Б. считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества. Как состояние голодной жизни Б. существовала… … Юридическая энциклопедия
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — уже на ее начальном этапе характеризуется включенностью в мировые цивилизационные процессы. Философская традиция в Древней Руси формировалась по мере того, как развивалась традиция общекультурная. Облик древнерусской культуры в решающей степени… … Энциклопедия Кольера
Галковский, Дмитрий Евгеньевич — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — в России направление высшего образования по специальности «культурология», а также общеобразоват. курс культурологии, включенный в качестве обязательного в цикл гуманитарных и социально-экон. дисциплин учебных планов всех вузов по всем специальностям по действующему Госстандарту высшего проф. образования.В отличие от Номенклатуры специальностей научных работников, принятой Миннауки и ВАК РФ, где к Культурологии помимо теории культуры и истор. культурологии отнесены исследования в области охраны и реставрации культурных объектов, а также прикладные культурологич. разработки, в Классификаторе направлений и специальностей высшего проф. образования и Гос. образоват. стандарте РФ Культурология ограничена только областью фундаментальных знаний по теории и истории культуры, а квалификационные ориентации — подготовкой специалистов для научно-исследоват., преподават. и управленческой работы в культуре. Прикладная же культурология отнесена к специальностям Музееведение, Социально-культурная деятельность и др.
Хотя элементы культурологич. знания включались в программы подготовки по ряду специализаций преимущественно филос. образования в СССР еще с 60-х гг., культурология в целом, будучи плохо совместимой с жесткими догматами марксистского истмата, не могла получить распространения в советской образоват. системе. На культурологию обратили внимание лишь в нач. 90-х гг., когда после вывода из образоват. программ вузов истор. материализма и научного коммунизма в содержании образования обнажилась очевидная лакуна в области обобщающего знания об истор. опыте и актуальных теориях форм социальной организации и регуляции коллективного человеч. общежития, о месте человека в социуме. Было признано, что из существующих в отеч. практике направлений социально-научного знания для заполнения выявившейся лакуны наиболее предпочтительно то, еще весьма аморфное направление исследований об-ва и культуры, к-рое постепенно сложилось в советской науке в течение 60-80-х гг. и получило название «культурология» (Культурологич. науки). Гл. сложность введения культурологии в систему высшего образования заключалась в том, что отеч. культурологич. наука представляла и до сих пор представляет собой полностью эклектич. конструкцию из элементов зап. социальной и культурной антропологии, веберовской и сорокинской социологии культуры, отеч. дореволюц. культурно-истор. типологии и идеи «евразийства», шпенглеровско-тойнбианских цивилизац. теорий, биоэтнич. концепций Л. Гумилева, философии «рус. идеи» времен серебряного века, совр. советской креативно-деятельностной философии культуры, взглядов на культуру классиков рус. лит-ры, мифол. и семиотич. школ отеч. филологии, семантико-герменевтич. штудий в искусствознании и т.п. Попыткой сведения этих разнородных составляющих в некую целостную систематизированную программу обучения теории и истории культуры явилась подготовка в 1992 первого Гос. образоват. стандарта по специальности Культурология, разработанного специалистами Госкомвуза РФ при участии экспертов из ряда моек.вузов.
В том же году культурология наряду с социологией, политологией и правоведением была введена в образоват. программы всех вузов страны (вместо цикла дисциплин марксизма-ленинизма) и открыта как самосто
ят. направление и специальность высшего проф. образования. Тогда же были выданы и первые гос. лицензии на право обучения по специальности Культурология сформированным в течение 1991-1992 культурологич. кафедрам в МГПУ им. Ленина, РГГУ, Рост. ГУ, СПбГУ, Ур.ГУ.
Первые шаги в организации спец. культурологич. образования и соответствующей учебной структуры были предприняты в одном из первых негос. вузов страны — Рос. открытом ун-те, где в 1990 началось формирование ф-та и кафедры искусствознания и культурологии. В 1995 на базе этого ф-та была создана Высшая школа культурологии (ВШК) Моск. гос. ун-та культуры (Минкультуры РФ) — единственное пока в России спец. учебное заведение, где ведется подготовка культурологов разл. профилей и специализации. В том же году в ВШК был произведен выпуск первых в России дипломированных специалистов-культурологов.
В наст. время культурология как общеобразоват. дисциплина читается во всех гос. и большинстве негос. вузов страны, а обучение культурологии как специальности ведется на культурологич. кафедрах ряда гос. унтов, в ВШК МГУК и Ин-те истории культуры при МГУ. Действует Учебно-методич. объединение по культурологии (при РГГУ) и Научно-методич. совет. Повышение квалификации культурологов осуществляется в нескольких ИПК преподавателей социальных и гуманитарных дисциплин при МГУ, СПбГУ, Рост.ГУ и др., а также в аспирантуре и докторантуре при ряде вузов, академич. НИИ и при Рос.инст.культурологии РАН и Минкультуры РФ. В ВАК РФ учрежден экспертный совет по культурологии и уже утверждены несколько диссертационных советов по защите докт. и канд. диссертаций на ученые степени по культурологич. наукам.
За последние годы было подготовлено и выпущено более двух десятков учебных пособий по культурологии как образоват. дисциплине (А. И. Арнольдов, П.С. Гуревич, С.П. Мамонтов, Л.К. Круглова, Ю.В. Рождественский и др.), а также ряд коллективных работ. Все эти работы (даже структурно соответствующие требованиям Госстандарта) содержательно являются преимущественно культурософскими, нежели собственно культурологическими. В большей мере культурологичны «Социальная культурология» Б.С. Ерасова и «Культурология» коллектива авторов Рост. ГУ под общ. ред. Г. В. Драча. К учебным пособиям по культурологии как специальности можно отнести «Введение в социальную и культурную антропологию» Э.А. Орловой, «Морфологию культуры» (под ее же ред.), «Социологию культуры» Л. Г. Ионина, «Философию культуры» М.С. Кагана.
Культурология в России пока еще находится в стадии формирования в качестве целостного направления познания и в силу того отличается известной мозаичностью, неструктурированностью, низким уровнем синтезированности своих филос., социол., истор. и гуманитарных составляющих, недостаточным осмыслением социальных функций и познават. целей. В отеч. научной и вузовской среде по существу еще только разворачивается настоящая дискуссия по определению объекта, предмета, познават. принципов и категорий культурологии. Проблема четкой дифференциации мировоззренч. и эмпирич., интерпретативного идоказат. подходов к изучению культуры, формирования разл. предметных и квалификационных профилей культурологич. образования и, наконец, рефлексии познават. целей и «социального заказа» на культурологию остается в системе К.о.в России еще не решенной.
Лит.: Культурология. XX век. Антология. М., 1995; Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы. СПб., 1996; Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологич. опыты. М., 1996; ФлиерА.Я. Совр. культурология: объект, предмет, структура // Обществ, науки и современность. М., 1997, № 2.
А.Я. Флиер
Смотреть что такое КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в других словарях:
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в России направление высшего образования по специальности “культурология”, а также общеобразоват. курс культу. смотреть
Кто такой культуролог и где он работает
Культурологи изучают процессы развития и формирования культуры, традиции и обычаи разных народов мира.
Немного истории
Слово «культура» начали использовать еще в эпоху Средневековья – на первых порах так назывался метод выращивания зерновых. В 17 столетии термин получил новое значение: его применяли, чтобы указать на улучшение, совершенствование, в том числе и уровня образования и воспитания человека.
Термин «культурология» предложил Лесли Уайт, американский антрополог. Им он обозначил новую дисциплину, которая оформилась в самостоятельную социальную науку. Вместе с тем зарубежная классификация отраслей академического знания не предусматривает ее обособления в отдельное учение.
В России значительный вклад в развитие культурологии сделал армянский ученый Эдуард Маркарян (1929–2011). Его первые труды в этой сфере датируются периодом с 1960-го по 1970-й год. Именно они заложили фундамент для формирования нового самостоятельного научного направления. Уже в 1980–1990-е годы культурология была официально признана, а в высших учебных заведениях России появились отдельные программы подготовки по новой специальности.
В 1992 году состоялось открытие научно-исследовательского Российского института культурологии (преобразованный НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры). А в 2006-м, благодаря объединению достаточно большого количества российских ученых, появилась новая организация – Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО).
Описание профессии
Профессия культуролога тесно связана с научной работой. Ее представители занимаются исследованием разных видов искусств, народных традиций и социальных течений, а также определением особенностей их возникновения и развития. Работа культуролога предполагает изучение документов, хранящихся в архивах, редких изданий и произведений искусства.
Многие путают культурологов с искусствоведами. Эти профессии действительно очень близки. Разница состоит в том, что первый исследует культуру в целом, без акцента на каждом ее компоненте в отдельности. Второй изучает художественные виды культурного наследия: живопись, литературу, кино, театр, музыку. Культурология как наука является совокупностью многих предметов. Искусствоведение – один из ее разделов.
Обязанности
Культуролог может работать в одном из четырех направлений или же сочетать их все:
Основная задача представителя этой профессии – научные исследования. Так как одинаково хорошо разбираться во всех направлениях культурологии практически невозможно, специалист выбирает для себя определенную проблему в сфере мировой культуры и обстоятельно ею занимается.
В обязанности культуролога входит изучение истории возникновения и особенностей быта одного этноса или разных народов. Для этого ему нужно анализировать данные, получаемые из разнообразных источников – хранящихся в архивах документов, научных трудов ученых. Но работа не только бумажная и теоретическая – культурологи часто проводят опросы населения, участвуют в этнографических экспедициях.
Кроме основных обязанностей, есть и дополнительные. Культурологи могут проводить экскурсии по старинным сооружениям и музеям, читать лекции в вузах, писать и издавать научно-популярные книги.
Личностные качества
Первое, что, кроме знаний необходимо культурологу для успешной работы и карьеры, – это любовь к искусству. Без нее в этой профессии придется крайне сложно. Специалист должен тратить достаточно много времени на исследование разных культурных ценностей. Ему понадобятся:
К тому же очень нужно уметь одинаково хорошо работать и индивидуально, и в команде. Культурологу необходимо одновременно быть коммуникабельным и готовым принимать самостоятельные решения. Нелишними будут организаторские способности, умение грамотно вести переговоры и знание хотя бы одного иностранного языка.
Где учиться
Обязательное условие для трудоустройства – наличие диплома о высшем образовании по соответствующему или же смежному направлению подготовки. «Культурология» – специальность классическая. Поэтому учебная программа предполагает изучение гуманитарных, философских, естественно-научных дисциплин. Студенту в процессе обучения предстоит углубиться в мировую историю, искусство- и религиоведение, лингвистику, литературу, теорию и практику межкультурных коммуникаций. Особый акцент делается на изучении языков, в частности восточных и древних.
Получить образование культуролога можно во многих российских высших учебных заведениях. Несколько примеров:
При поступлении можно выбрать разные специальности: культурологию, искусство и гуманитарные науки, историю искусств, музеологию, регионоведение, социально-культурную деятельность.
Кем работать
Культуролог – универсальная специальность. Она открывает широкие возможности для работы в разных сферах. Такой специалист востребован в музее, галерее, научно-исследовательском центре, а также в любом учреждении, которое занимается охраной памятников культуры. Вместе с тем по специальности культурологу устроиться непросто – единицам удается получить должность в музее, архиве или библиотеке. Некоторые посвящают себя сугубо научной работе: написанию книг и пособий для школьников и студентов.
Что же тогда делают все остальные? Идут заниматься преподавательской деятельностью, журналистикой, политикой, в сферу PR (связей с общественностью) и GR (взаимодействия с органами государственной власти). Можно освоить дополнительную смежную профессию. В любом случае дипломированный культуролог будет иметь преимущество перед остальными. Ведь при наличии фундаментального гуманитарного образования специалист может быть философом, филологом, историком, религиоведом и этнографом. Во всех этих сферах хорошо подкованный культуролог способен сделать блестящую карьеру.
Учитывая сложившуюся ситуацию, некоторые вузы стали готовить культурологов-менеджеров. Такая специальность относится к категории прикладных. Те, кто ее получил, могут трудоустроиться в издательство или СМИ консультантом по культуре, заниматься организацией проектов (в частности – международного формата), проводить экскурсии и прочие мероприятия.
Уровень заработной платы
На зарплату культуролога влияет несколько факторов. Основные – место работы, стаж и регион. По России средний уровень окладов составляет от 10 до 25 тысяч рублей. Традиционно в Москве получают больше – от 20 до 45 тысяч рублей. Те, кто трудоустроится в Санкт-Петербурге, могут рассчитывать на 17–30 тысяч рублей.
Будущее профессии
Исчезновение профессии культуролога не грозит, а вот трансформация вполне вероятна. Ее представитель сможет стать персональным консультантом или заняться созданием программ эстетического развития, предназначенных как для одного человека, так и для целой семьи или школьного класса. Движение в этом направлении просматривается уже сейчас. Многие музеи ведут разработку специальных путеводителей по искусству разных стран. Некоторые состоятельные семьи нанимают для своих детей экспертов. Их задача – составлять списки рекомендуемых литературных произведений, программ музейных мероприятий и спектаклей в театрах.
В общем, с большой долей вероятности, культурологу в будущем предстоит стать личным гидом по миру культуры: давать рекомендации, оценки, рассказывать, демонстрировать, оказывать клиенту помощь во взаимодействии с продуктами разных видов искусства. Главная цель: отсечь все второстепенное и оставить только самое основное, чтобы избежать информационной перенасыщенности клиента.
Автор: Юлия Заблоцкая
Специальность «Культурология» (академический бакалавриат, прикладной бакалавриат)
Степень: Академический бакалавр/ Прикладной-бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Культурология – дисциплина, появившаяся в нашей стране лишь в постсоветское время и вобравшая в себя мировой опыт, наследие, как нашей страны, так и человечества в целом. В силу относительно короткого отрезка времени развития науки профессиональные исследовательские области данной сферы остаются подвижными, а круг интересов специалистов данного направления включает в себя множество различных течений, начиная от исторической семантики и заканчивая последними произведениями искусства визуальной культуры. Несмотря на недавнее становление отечественной науки, отечественное культурологическое образование считается одним из наиболее фундаментальных и перспективных в мире. Молодая, развивающаяся наука привлекает к себе будущих абитуриентов, умеющих ценить прекрасное, стремящихся к обогащению культурного наследия собственной страны и человечества в целом, готовых приложить усилия для того, чтобы повысить уровень духовной и материальной культуры государства.
Условия поступления
Как уже отмечалось, российская школа культурологии – одна из наиболее сильных в мире. Высокий уровень подготовки будущих выпускников во многом объясняется тем, что я с этапа зачисления в вуз образование студентов ориентировано на понимание ценностей культурного, художественного наследия. В качестве вступительных экзаменов будущим студентам придется сдать историю (или информатику), русский язык и обществознание (профилирующий), иностранный язык сдается по выбору вуза.
Будущая профессия
В сферу проф. деятельности выпускников входит анализ культурных процессов, прогнозирование их развития, подготовка креативных, творческих программ, организация, последующая координация международных культурных взаимосвязей, арт-менеджмент, экспертиза художественных ценностей.
Основной задачей культуролога выступает исследование процессов возникновения, последующего исторического развития отдельных видов искусства, быта и традиций этнических единств, экскурсионная деятельность. В последние годы культурологов активно привлекают в телевизионные проекты. А поскольку, профессия культуролога – новая на отечественном рынке труда перед Вами открываются перспективы карьерного роста в любой из вышеперечисленных отраслей деятельности.
Куда поступать
На сегодняшний день подготовкой будущих специалистов-культурологов занимаются следующие вузы страны:
Срок обучения
Срок обучения (очная форма) составляет 4 года, заочная – 5 лет.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Программа обучения будущих бакалавров-культурологов представляет собой органический синтез важнейших элементов мировой образовательной практики с важнейшими достижениями российской высшей школы, ориентируя студента не только на получение теоретического багажа, но и способствуя усвоению будущими профессионалами новой информации, способствуя развитию творческих и эвристических возможностей, формируя умения синтезировать разобщенные знания о мире.
Реализация образовательной программы подразумевает получение фундаментальных теоретических знаний по таким дисциплинам курса, как:
В процессе обучения студенты проходят музейную, археологическую и научно-исследовательскую практики.
Приобретаемые навыки
В процессе обучения у будущего специалиста формируются следующие проф. компетенции, навыки:
Перспективы трудоустройства по профессии
Выпускники направления смогут успешно работать в исследовательской, научной, преподавательской сфере. Бакалавры-культурологи востребованы в НИИ, проектных организациях, связанных с изучением культуры, освоением, сохранением культурного наследия; гос. учреждениях, общественных организациях, занимающихся охраной памятников истории и культуры, осуществляющих процессы управления культурой. Культурологические знания включают в себя различные отрасли гуманитарных наук, что гарантирует будущему специалисту социальную мобильность, позволяет с легкостью постигать специфику смежных специальностей, профессий. Выпускник-культуролог может занимать должности:
Перспективность развития направления позволяет предположить, что указанный список профессий уже в ближайшем будущем может быть дополнен специальностями, которые сегодня только начинают оформляться на рынке труда.
Минимальный порог заработной платы сотрудника НИИ или музея составляет 10 000 рублей. В свою очередь, арт-менеджеры, выдающиеся критики получают другие суммы.
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Бакалавр-культуролог может продолжить собственное самосовершенствование в магистратуре по любому профилю гуманитарного цикла. При выборе направления культурологии по завершении магистратуры ему будет присвоено звание магистра культурологии. Диплом магистра позволяет осуществлять профессиональную деятельность за пределами страны без прохождения переаттестации и дополнительных процедур. Продолжение обучения в магистратуре позволит Вам продолжить формирование научной компетенции, углублять знания выбранной отрасли, приступить к педагогической деятельности, написанию и оформлению собственных научных публикаций. Магистерская диссертация может стать первым шагом для последующего обучения в аспирантуре, докторантуре, получения почетного звания профессора.
Что такое культурологическое образование
В то же время обозначилась тенденция, которую можно назвать «новая политехническая школа»[1]. При всех недостатках сравнения с прошлым можно сказать, что в качестве ориентира выступает техническое и естественнонаучное образование, которые обеспечивает движение в русле технологического процесса. Внимание к прорывным технологиям предполагает, что уже на уровне ранней профессионализации можно получить искомый результат. Соответственно, если в начале 1990-х годов гуманитаризация образования позволяла включиться в общемировые тренды обретения смыслов и ценностей существования (экзистенциальная роль), свободного выражения собственной позиции, включающей, в том числе, выбор форм, средств и методов обучения (демократизация образования) через расширение спектра гуманитарных дисциплин, то сегодня акцент смещается в иную сторону.
Современная ситуация может быть описана как кризис гуманитарного образования, который заключается, во-первых, в обострении противоречий между освоением ценностей культуры, обладающих экзистенциальным смыслом (альтруистические смыслы), и прагматической ориентацией на сиюминутную выгоду (утилитарные смыслы), во-вторых, в переориентации образовательных программ всех уровней на негуманитарные предметы, в-третьих, сокращении возможностей для получения государственной поддержки в получении профессионального гуманитарного образования.
Гуманитарии, к сожалению, к вызовам времени оказались не готовы. Традиционно, они, справедливо убежденные в необходимости своей деятельности как условии обретения человеком осмысленного существования, понимая, сколь пагубно сказывается на формировании общества недостаток внимания к человеку, выступают против сокращения учебных часов в школах и вузах, нивелирования смыслов в условиях засилия массовой культуры и утилитаризма. И очень часто это напоминает «бой с невидимым противником»: никто, собственно, публично не отрицает роли и места гуманитарного знания ни в системе наук, ни в системе образования. Другое дело, что «редукция гуманитарности» выступает в качестве одной из характеристик нашего существования.
В качестве предмета для анализа возьмем такой сегмент гуманитарного образования как культурологическое образование. Под культурологическим образованием мы понимаем: 1) целенаправленный процесс воспитания и обучения, опирающийся на трансляцию и воспроизводство ценностей культуры, созданных в процессе духовной, интеллектуальной, творческой деятельности людей и отвечающих целям самореализации человека и общества; 2) составной компонент системы гуманитарного образования на всех этапах его реализации; 3) систему профессиональной подготовки кадров (направление подготовки «Культурология»). Мы рассматриваем процесс культурологического образования как триединый и взаимообусловленный. На примере культурологического образования можно обозначить направления движения и описать риски, которые ожидают на этом пути.
Культурологическая составляющая органично вошла в содержание не только школьных дисциплин предметной области «Искусство» и вузовских курсов по культурологии, но и в другие социально-гуманитарные предметы. В перечнях предлагаемых школьникам факультативов и элективных курсов для студентов появились «Культура повседневности», «Массовая культура», «Медиакультура», «Человек в мире культуры» и др. Ситуация радикально изменилась в последнее время, когда продекларированная свобода выбора (от выбора образовательной модели до отдельных дисциплин и частных методик) обернулась отказом от «необязательных» предметов сначала в школах, а затем и в вузах.
В общеобразовательных школах все чаще администрация, родители и школьники склоняются в сторону прагматического отношения к обучению, выбирая иностранные языки и информатику; в вузах происходит перераспределение учебных часов, направленных на изучение социально-гуманитарных предметов, в сторону тех, которые сегодня считаются наиболее адекватными будущей профессии. Вопросы формирования социально ответственной личности, гражданина, человека культуры все чаще остаются декларациями. Как результат сокращения учебных часов можно рассматривать снижение количества профильных гуманитарных классов и качества абитуриентов, уход из школы квалифицированных педагогов. Результаты в долгосрочной перспективе также не оставляют поводов для оптимизма.
Можно назвать ряд условий, которые определяют необходимость культурологического образования в ситуации модернизации образования: нормативные, социально-культурные, личностно-субъективные.
К нормативным условиям можно отнести введение федеральных государственных стандартов в общем и профессиональном образовании. В основе школьного стандарта лежит идея о формировании универсальных учебных действий как личностный и метапредметный результаты обучения, акцентирующие ценностно-смысловые аспекты образования, ориентацию в социокультурном поле и позитивный характер межличностных взаимодействий. По-новому в свете вводимых стандартов видится специфика культурологического образования: с одной стороны, его принципы естественным образом ложатся в образовательную и воспитательную стратегии, обеспечивая искомую метапредметность, с другой, появляются новые предметные области, в которых содержание формируется на основе опыта бытия человека в культуре.
Сейчас еще рано говорить, как именно в реальном образовательном процессе будет реализовываться преемственность учебных дисциплин на каждой из ступеней обучения, однако некоторые векторы уже обнаруживаются. В частности, обращает внимание на заложенное в стандарте сочетание обязательного и элективного элементов образования.
Если базовая часть объединяет все российские школы в единое пространство, то вариативная составляющая предполагает дифференциацию, в том числе и связанную с региональными и/или этнокультурными особенностями территорий страны и потребностью в формировании региональной идентичности как важнейшего компонента общегражданской идентичности. В связи с этим актуализируется вопрос о краеведческом компоненте в содержании образования и необходимости осмысления значимости региональной культуры для становления гражданина. И, как следствие, расширяется пространство культурологического образования, в рамках которого появляется возможность не просто знакомить обучающихся с историей края, в котором они живут, но, что на наш взгляд, более значимо, позволяет через представление об уникальности территории искать и находить поле для самодеятельности и самоактуализации творческих сил человека.
Необходимость такой работы обусловлена самим характером жизни в полиэтническом и поликофессиональном государстве (социально-культурная обусловленность культурологического образования), для граждан которого развитие культурной толерантности не через унификацию, но через признание значимости и ценности различий, рассматривается как условие сохранения общегражданского согласия. Даже беглый обзор общественной и гуманитарно-эстетической содержательных линий обнаруживает необходимость культурологического образования, способного обеспечить подлинную интеграцию и междисциплинарность не только на уровне общности принципов, но и на содержательном уровне. Другое дело, что за вопросом интеграции содержания, встает вопрос готовности обеспечить новое качество образования, и, как следствие, вопрос о профессиональной подготовке педагогов, способных работать в изменяющихся условиях.
Очевидно, что появление новых направлений педагогической деятельности (тьюторство, педагог дополнительного образования, способный реализовывать культурно-образовательные проекты, педагог-организатор культурно-просветительной деятельности и др.) предполагает изменения и в содержании подготовки будущих педагогов, и в перечне программ дополнительного профессионального образования.
Резюмируя сказанное, подчеркнем ряд аспектов, характеризующих культурологическое образование на современном этапе как направление выхода из сложившейся кризисной ситуации.
1. Культурологическое образование выступает в качестве ресурса модернизации гуманитарного образования, поскольку предполагает определение общности подходов и определенную содержательную направленность, что позволяет дополнить, а в ряде случаев переосмыслить содержание образования на каждом из этапов в целом и внутри отдельных учебных дисциплин.
2. В ситуации изменяющихся требований к уровню подготовки педагогов культурологическое образование становится основой для профессиональной деятельности, отвечая не только потребности в новых формах педагогической деятельности (тьюторство), но и обеспечивая возможность содержательной интеграции единого культурно-образовательного пространства.
3. Культурологическое образование можно рассматривать как важное направление для развития региональных образовательных систем, цели которых согласуются с задачами инновационного развития региона и потребностью в формировании творческой социально ответственной личности, а средствами выступают междисциплинарные культурно-образовательные проекты, опирающиеся на регионально-значимые ценности и актуализирующие образ жизни в регионе.
Статья подготовлена в рамках работы по госзаданию №2014/392, НИР № 1881.
Рецензенты:
Ахьямова И.А., д.п.н., доцент, проректор по научной и инновационной деятельности Екатеринбургской академии современного искусства, г.Екатеринбург;
Тагильцева Н.Г., д..п.н., профессор, зав.кафедрой музыкального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г.Екатеринбург.
[1] Примером может служить разработанная в Свердловской области концепция комплексной программы «Уральская инженерная школа».