Что такое культурный досуг

Досуговая деятельность и её виды

Содержимое публикации

Досуговая деятельность и её виды

Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и других, которые вносят своеобразие в понимание этого понятия. Во многих отраслях знания понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы.

Досуг часто отождествляется со свободным временем с внешкольной и внеклассной работой и даже с нерабочим временем Существует много интерпретаций слова «досуг».

Досуг-часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и другие виды бытового самообслуживания).

Свободное время-общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости.

Досуг-это часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг-это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, философским умосозерцанием, общением и т.п.

Досуговая деятельность осуществляется как дома, так и в специальных учреждениях, задача которых создавать необходимые условия для досуга. В число учреждений сферы досуга входят библиотеки, музеи, клубы, учреждения искусств, физкультуры и спорта, туристско-экскурсионные и другие различные общественные организации, способствующие развитию творчества, помогающие людям развлекаться и отдыхать.

Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп:

· учёба и самообразование (различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг, слушание радио и просмотр телевизионных передач);

· различные формы любительской и общественной деятельности (самодеятельные занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д.);

· общение с другими людьми (занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.);

· часть досуга расходуется на пассивный отдых.

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

Структура досуга: самообразование, приобщение к культуре, т.е. чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых.

Основываясь на выше сказанном, можно вывести следующие основные характеристики досуга:

· досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

· досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

· досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

· досуг формирует и развивает личность;

· досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

· досуг стимулирует творческую инициативу;

· досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

· досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

· досуг способствует самовоспитанию личности.

Так как, дипломная работа посвящена разработке открытия новых секционных направлений в детских центрах, то функции и задачи досуга мы рассмотрим со стороны особенностей организации детского досуга.

Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и примененным на практике. Рассмотрим принципы досуга:

· Принцип всеобщности и доступности-то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потребностей подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

Таким образом, реализация всех функций позволяет активно использовать досуг в качестве средств, реализующих самые разнообразные задачи.

1. Первая группа связана с восстановлением различных сил ребенка. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Спорт, двигательная деятельность активизирует физическую активность детей и способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости.

2. Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность детей, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения детей.

3. Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести научно-исследовательскую деятельность, художественно-театральную, техническую, спортивно-игровую, трудовую, прикладную деятельность. Включение детей в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее самоактуализации в творческой деятельности.

4. Четвертая группа реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести вечера встреч, танцы, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки. Общение с другими детьми развивает коммуникативные умения, формирует у ребенка способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.

· методы воспитывающих ситуаций;

Отдых и развлечения как виды досуга рассматриваются так же при активном отдыхе-напряжение снимается занятиями физкультурой. Этому способствует спортивное направление в структуре социокультурного сервиса.

Источник

Понятие, сущность и функции культурного досуга

ЛЕКЦИЯ 1

Содержание:

1 Понятие, сущность и функции культурного досуга

2 Принципы, методы и технология организации культурно-досуговой деятельности

Корпоративный праздник как форма организации культурного досуга

1 Особенности организации корпоративного праздника

2 Типы корпоративных праздников

Теоретико – методологические основы изучения культурного досуга

Понятие, сущность и функции культурного досуга

Досуг – часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т.д.

Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье по принципу: “ что хочу, то и делаю”. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства и, одновременно, существует три позиции:

1) Деление временного отрезка на рабочее и внерабочее время, где “досуг” и “внерабочее” рассматриваются как одно и то же;

2) Отождествление понятий “досуг” и “свободное время”,

3) Досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения не связанные с развитием личности.

Сегодня в энциклопедиях и справочниках “досуг” и “ свободное время” между собой уравнивают.

В “Толковом словаре живого великорусского языка” В.И.Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как “досужий” – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX века понятие «досуг» означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время.

В словаре Ожегова можно найти следующее определение:

“Досуг – часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми”.

Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.

Человек в состоянии варьировать – увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти возможности не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомления. А люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.

В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Ценность – это повседневный ориентир, с помощью которого человек сообразует свои мысли и действия с социальной действительностью. Это то, что побуждает его и чем он руководствуется в своей жизнедеятельности. Естественно, что ценностные ориентации существуют у человека и по отношению к свободному времени.

В данном случае для нас больший интерес представляет культурный досуг, который можно рассматривать как творческий процесс, свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, туризм, самоорганизация досуга. То есть, время, которое люди посвящают не деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитием, а активному, ориентированному на получение удовольствий и радостных впечатлений времяпрепровождению.

Говоря о понятии культурного досуга, можно дать характеристику культурно–досуговой деятельности:

Культурно-досуговая деятельность– целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, или как перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.

Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них выделяют следующие виды досуга:

— ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный;

— домашний и внедомашний;

— индивидуально организованный и коллективно – организованный.

Виды деятельности человека в свободное время можно условно разделить на три группы:

1. просто отдых: игры, развлечения, созерцание и т.д.;

2. просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;

3. творчество: техническое, научное, художественное.

Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия.

Вторая группа вида деятельности в свободное время – просвещение (в широком смысле слова: приобщение к культуре). Оно включает в себя ознакомление с культурной жизнью страны, ценностями науки, искусства. Читать, слушать музыку, ходить в театр можно и для развлечения. Нужно, чтобы человек слушал музыку не только ради удовольствия, но стремился понять ее особенности, познакомиться с биографией композитора, эпохой, в которую он жил. Эстетическое воспитание играет важную роль в организации свободного времени.

Специфическое и яркое содержание досуговой деятельности формируется благодаря непосредственному участию в игре, соревновании или в процессе наблюдения за их ходом.

Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид активности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе.

Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:

— социальные – потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.;

Если с первичными потребностями человек рождается, и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности. В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.

В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др.

Под содержанием культурно-досуговой деятельности подразумеваются:

— непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;

— осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;

— его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис – словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.

Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции.

Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.

Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете, цели, безусловно, выполняют положительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.

Главное в досуге – гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам, домашним нагрузкам.

Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижением свободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др.

Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его сущности, целостном предназначении и месте в жизни.

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.

Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же, необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.

В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

Говоря о компонентах культурно-досуговой деятельности, важнейшими из них выступают: люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.

Под субъектами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты, работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг других людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организации и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.).

Нас интересуют не все субъекты культурно-досуговой деятельности, а лишь индивидуальные, которые, в свою очередь, подразделяются на:

1. основных субъектов досуговой деятельности. Здесь речь идет об индивидах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающих реализовать свои потребности в досуговых занятиях.

Среди основных субъектов выделим:

— субъектов, прибегающих к помощи организаторов со стороны (в их качестве выступают как отдельные граждане, так и коллективы работников). В этом случае люди, желающие поохотиться, порыбачить, отправиться в туристическое путешествие, развлечься, пользуются услугами соответствующих фирм, которые предоставляют им такие возможности;

2. организаторов, участвующих в досуговой деятельности на профессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлечении.

На формирование культурного досуга и его содержание влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения, но на всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль поведения) во многом определяют культуру организации. Особенно сильным такое влияние бывает в том случае, если организация находится в стадии становления, а ее руководитель обладает выдающимися личностными и профессиональными способностями.

Источник

Виды культурно-досуговой деятельности

Что такое культурный досуг. Смотреть фото Что такое культурный досуг. Смотреть картинку Что такое культурный досуг. Картинка про Что такое культурный досуг. Фото Что такое культурный досуг Аделя Шагиахметова
Виды культурно-досуговой деятельности

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно

классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

Отдых — это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать ее, а после затраченных усилий — отдыхать.

Отдых можно подразделить на пассивный и активный.

При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов (произведений искусства, природы и т. д., размышлениями, непринужденной беседой на тему волнующую ребенка (обычно такие беседы не требуют особых интеллектуальных усилий, но развивают фантазию, воображение, речь и навыки общения с людьми). В случае необходимости можно прибегнуть к психологическим сеансам.

Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т. д. При этом следует чаще предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность, реализовывать свои желания, а иногда и возникшие в данный момент потребности.

Виды отдыха.

• Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Работа на территории детского сада: рыхление земли, полив

и прополка растений, уборка группового помещения; работа

в уголке живой природы.

Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде;

скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон.

• Игры со снегом, песком и водой.

• Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить).

• Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом,

бумагой, карандашами и красками и другими материалами.

• Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.

• Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий; произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.

• Просмотр по желанию детей диафильмов, мультфильмов (видео, детских телевизионных передач и художественных фильмов.

Развлечения носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки.

Развлечение всегда должно быть красочным моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию,знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. ; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности;развиваются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т. д.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой — в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям. Особую роль они играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки, присутствуя на представлениях кукольного и теневого театров, дети получают стимул к собственному творчеству.

Для того чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определяя степень участия детей в зависимости от их индивидуальных возможностей и возраста (кто будет рисовать, а кто играть в спектакле и т. п.). В подготовке развлечения могут принимать участие все дети группы. Иногда целесообразно объединять детей в подгруппы или использовать индивидуальную форму работы. При определении времени проведения развлечений воспитателю следует учитывать время года. Это связано с тем, что дети обязательно должны гулять во второй половине дня (световой день в зим-

нее время короче, и если развлечения проводить после полдника, как

это принято, то дети пойдут на прогулку, когда на улице уже темно, что

снижает ценность прогулки).

Желательно в осенне-зимний период проводить такие мероприятия

перед ужином, а в весенне-летний период после полдника, при этом

они могут быть более эмоциональными. Один раз в неделю целесообразно проводить развлечение, более длительное по времени (30—35 минут, с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни — короткие (5—10 минут) веселые забавы (маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизированных моментов из жизни ребят в детском саду или по литературным произведениям). Такие развлекательные моменты помогают снять усталость, способствуют переключению внимания с одного вида культурно-до-

суговой деятельности на другой. Их можно проводить в любой момент, когда это требуется для создания положительной атмосферы.

Не обязательно для этого собирать всех детей группы. Воспитатель должен научиться видеть и чувствовать детей, которым необходима эмоциональная разрядка, которых нужно подбодрить, помочь выбрать для себя занятие.

В практике работы дошкольных учреждений используются три вида

развлечений (они различаются по степени активности участия детей):

— дети являются только слушателями или зрителями;

— дети — непосредственные участники;

— участниками являются и взрослые, и дети.

Развлечения можно классифицировать и по содержательной направленности.

• Театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, фланелеграф, театр картинок, плоскостной театр и др., то есть все виды театров и театральной деятельности).

Познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; обычаев и традиций родной страны, народа; экологические.

Спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры,

Любимым видом развлечения является театрализованное представление.

Не менее интересными для детей развлечениями являются театр игрушки и театр картинок. Их легко организовывать, так как они не требуют сложного технического устройства. Для театра игрушек в качестве сцены используют несколько сдвинутых вместе столов, на стульях игрушки должны лежать так, чтобы дети их не видели. Воспитатель берет куклу и начинает разыгрывать перед детьми сюжет сказки (пьесы) или импровизировать ситуации из жизни группы. Этот вид развлечений можно организовать в любой момент.

Значительное место в организации развлечений занимают концерты — исполнение музыкальных и литературных произведений в чередовании сольных и коллективных выступлений детей и взрослых. Как правило, концерты проводятся силами детей. Тематические концерты строятся на знакомых детям произведениях и могут включать вокальную или инструментальную музыку.

К развлечениям относятся шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.

Фокусы.Они вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение.Фокусы обычно делят на две группы: основанные на иллюзиях и на манипуляциях. Иллюзионисты для показа фокусов пользуются специальными, довольно сложными приборами и механизмами. Искусство манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев. Фокусы, которые показывают дошкольникам, нельзя отнести ни к той, ни к другой категории. Это скорее забавные и поучительные опыты, не требующие ни сложного инвентаря (можно обойтись бумагой, ножницами, графином, щеткой,

шнурком и др., ни особого умения. Успех во многом зависит от умения

педагога интересно объяснить и преподнести их детям.

Шутки. Им дети рады всегда. Шутки можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях.Необходимо помнить одно: ни в коем случае не следует приводить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми с тем, чтобы они могли рассказать их младшим. Это научит последних понимать шутки и шутить самим, лучше видеть и понимать многообразие окружающего мира.

Шарады. Это — отгадывание слов по частям (обычно по слогам).

Прежде чем загадывать шарады, надо объяснить детям технику их отгадывания.Например: первый слог — нота (фа, второй — тоже нота (соль, а целое — на горох похоже (фасоль).

Загадки. Загадывать и отгадывать загадки любят все дети. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Велико и воспитательное значение загадок. Они расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь. Для загадок характерны ясность, краткость, конкретность изложения, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идет речь. От количества этих признаков и того, насколько подробно они характеризуют загаданное, зависит простота или

сложность загадки. Педагог должен в доступной форме объяснить это детям, подробно разобрать с ними ту или иную загадку — тогда процесс отгадывания будет более осмысленным. Загадав загадку, не надо торопить детей с ответом. Если ее никто не может отгадать, следует задать несколько наводящих вопросов, подсказать правильный путь решения.

Загадки могут быть направлены на закрепление и обобщение представлений и знаний детей о том или ином предмете или обращать их внимание на ту или иную особенность, характерную черту или на ряд свойств.

Подбор загадок зависит от того, на что воспитатель хочет сделать акцент, а также от возраста детей. Такой вид развлечений может проводиться как со всеми детьми группы, так и с подгруппой. Но, как правило, в таких мероприятиях любят принимать участие все дети. Загадки следует подбирать с учетом возраста.

Аттракционы. Они дают детям возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Воспитатель должен подумать о том, чтобы силы соревнующихся (разделенных на команды детей) были равными. Аттракционы подбираются с учетом возраста детей (или усложняются при их проведении со старшими детьми). Так, например, в аттракционе «Собери листья» малышам предлагается простое задание (кто скорее соберет разбросанные по полу листья, а детям старшего возраста — более сложное (не только собрать листья, но и составить из них красивый букет).Воспитателю необходимо помнить: когда игра закончится, победителей следует поощрить морально (педагог дает положительную оценку, а дети хлопают) или материально (дается «медаль» или флажок за умение побеждать).

Сюрпризы. Это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность. Сюрпризные моменты можно включать в занятия, прогулки, праздники и в повседневную жизнь детей в детском саду.

Виды развлечений.

Концерты: тематические, исполнения музыкальных произведений, литературных произведений; народного творчества; детской художественной самодеятельности, музыкально-литературные.

Народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы; игры с пением, бегом, с мячом, прыжками, малой подвижности.

Познавательные вечера: КВН и викторины, посвященные жизни

и творчеству композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; обычаям и традициям народа, региона, страны; экологические и посвященные природным явлениям, математические и др.

Спортивные: игры, соревнования, эстафеты, подвижные игры с правилами, веселые старты, аттракционы (спортивного содержания).

Театрализованные представления: кукольный театр, народный театр Петрушки, фланелеграф, пальчиковый, теневой, театр игрушки, плоскостной театр; инсценирование сказок, рассказов, песен; детская музыкальная опера, мюзиклы, музыкальные ритмопластические спектакли.

Забавы: развлечения с карандашами и красками, шутки, фокусы, шарады, пословицы, поговорки, скороговорки, аттракционы с механическими и электрическими игрушками, сюрпризные моменты.

• Просмотр видео- и телефильмов, детских телевизионных передач, слушание аудиозаписей, компьютерные игры.

Праздник — это день, объединяющий всех, наполненный радостью

и весельем. Особое значение праздник имеет для детей. Праздники в

детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых — создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. деятельность в предпраздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Ребенок не может быть пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, груп-

пы и других помещений детского сада.

Самообразование — это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью.

Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка,

раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время, то есть является одним из видов культурно-досуговой деятельности.

Мы считаем, что самостоятельная деятельность ребенка носит элементы самообразования, имеющего свою специфику и связанного с его

Самообразование осуществляется под руководством взрослых и может быть опосредованным или прямым. Оно во многом зависит от предметно-развивающей среды, которая в основном создается взрослыми, хотя в некоторых случаях к этому процессу привлекают детей (организация выставок, оформление интерьера и т. д.). Потребность ребенка в самообразовании в полной мере зависит от взрослых, их кругозора и стремления к новым знаниям, умения «зажигать» этими знаниями других, вызывая интерес и потребность в их получении.

Для того чтобы самообразование стало средством самовоспитания детей, взрослым необходимо формировать у них интерес к новым знаниям, умение их «добывать»; воспитывать такие нравственно-волевые качества, как умение доводить дело до конца, упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей и т. п.

Виды самообразования.

Игры: компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические и др.

• Коллекционирование различных предметов, хобби.

Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная

деятельность.

• Посещения музеев, домов-усадеб выдающихся людей, выставок,

театров, цирка, зоопарка и других зрелищных мероприятий.

Творчество также рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. Обычно чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности. Вместе с тем каждый человек использует собственную творческую деятельность для того, чтобы отдохнуть, получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд вдохновения. Творческая деятельность ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желаемому результату, но участие в ней не проходит для него бесследно.

Сценарий досуговой деятельности «Мама — первое слово» «Мама – первое слово» Задачи: 1. Обучающая Способствовать созданию положительных эмоциональных впечатлений детей и родителей от совместного.

«Приобщение детей к национальным истокам посредством культурно-досуговой деятельности» Важная роль в обновлении образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО отведена национально-региональному компоненту. Я предлагаю.

Доклад «Сценарий как средство организации досуговой деятельности» Доклад На тему «Сценарий как средство организации досуговой деятельности». Многие авторы, рассматривая сценарий как продукт творчества,.

Формирование семейных ценностей через организацию досуговой деятельности в ДОУ Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью.

Что такое культурный досуг. Смотреть фото Что такое культурный досуг. Смотреть картинку Что такое культурный досуг. Картинка про Что такое культурный досуг. Фото Что такое культурный досугФото-коллекция образовательной и досуговой деятельности «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Конспект культурно-досуговой деятельности «Богатыри земли Русской» Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия; Физическое.

Музыкально-литературная гостиная-одна из форм культурно-досуговой деятельности «О Музыке» Тихо, тихо сядем рядом, Входит музыка в наш дом В удивительном наряде Разноцветном, расписном И раздвинулся вдруг стены Вся.

Перспективный план культурно — досуговой деятельности во всех возрастных группах на 2017–2018 учебный год Пояснительная записка. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных, шумных праздников.

Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческой активности у детей старшего дошкольного возраста ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Передерей Е. П. Модернизация.

Выступление «Виды культурно-досуговой деятельности детей и подростков» Введение. Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни российского общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *