Что такое культурные практики в дошкольном образовании
Культурные практики в дошкольном образовании
Наталья Татарских
Культурные практики в дошкольном образовании
Виды культурных практик (Масловская С. В., кандидат педагогических наук, доцент)
Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.
Правовые практики способствуют:
знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков;
формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
воспитывают уважение к достоинству и личным правам другого человека;
вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.
Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.
Практики культурнойидентификации способствуют:
формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.
Практикицелостности телесно-душевно-духовной организации ребенка способствуют единству:
физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;
эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания Другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);
духовного развития – как проявление бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).
Практикисвободы способствуют:
активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением;
овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;
формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).Практики расширения возможностей ребенка – практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности.
Практикирасширения возможностей ребенка способствуют:
развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту;
применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;
в зависимости от ситуации развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем).
Культурные практики в детском саду
Ирина Шорникова
Культурные практики в детском саду
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 52 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Развитие элементарных математических представлений воспитанников
с учетом субкультуры дошкольного детства через обновление репертуара
и форм организации образовательных режимных моментов в ДОУ
Заведующий ГБДОУ № 52 И. А. Шорникова
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму»
Новое содержание образования должно основываться не на доминировании развития памяти ребёнка, что характерно для «знаниевой» школы, а на развитии его универсальных культурных умений.
«Культурная практика как форма работы с дошкольниками по ФЭМП»
Одним из вариантов Культурных практик является
Сенсорный и интеллектуальный тренинг— система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др., способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг лучше всего организовывать непосредственно в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности (Игротека).
К предметному наполнению «Игротеки»следует отнести разнообразные дидактические игры с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы;
занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы, расчлененные и нерасчлененные, контурные, наглядных инструкций и т. д. ;
отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки, палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях, кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое;
книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.
В зоне «Игротеки» возможно одновременное включение в активную познавательно творческую деятельность всех детей группы. Действуя с разнообразными дидактическими средствами, ребенок не только закрепляет знания,- полученные на занятиях, но и в отдельных случаях, усваивая дополнительное содержание, может опережать требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности. Активность ребенка будет стимулироваться свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Это способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.
Фотоотчёт о прохождении стажёрской практики в детском саду 14 ноября 2019, мы ездили на стажёрскую практику, в МБДОУ ЦРР – детский сад «Рябинка», тема которой была «Использование игровых технологий.
Конспект НОД в средней группе «Экскурсия по детскому саду. Кто работает в детском саду» Программное содержание: Уточнить и активизировать словарь по теме: «Детский сад». «Коммуникация». Развивать связанную речь детей». «Коммуникация».
Культурные практики для детей старшего дошкольного возраста. Конспект занятия «Правила дружбы» Цель: обобщить знания детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение к людям, формировать положительные дружеские взаимоотношения.
Культурные практики для детей второй группы раннего возраста Культурные практики для детей II группы раннего возраста Методическая разработка: конспект организованной образовательной деятельности.
Сценарий праздника для старшего возраста в детском саду «Первый день осени в детском саду» Сценарий праздника для старшего возраста в детском саду «Первый день осени в детском саду. » Под музыку выходят клоуны. Фантик: Здравствуйте,.
План урока биологии в 6 классе «Культурные растения» Цель урока: развивать знания о выращивании культурных растений, дать представление о центрах происхождения культурных Задачи урока: 1).
Проект «Культурные растения нашего края» Воспитатель МБДОУ» Детский сад» п. Усть-Луга. Подготовительная группа. Цель проекта: Расширять представления детей об окружающем мире и прививать.
Совместная образовательная деятельность и культурные практики в режимных моментах в младшей группе на март Ситуации общения Беседа на тему «Вкусно и полезно» Ситуация общения «Зачем нужен носовой платок?» (в рамках проекта ЗОЖ) Беседы и разговоры.
Конспект экскурсии в мини-музей «Культурные ценности» Тема: Экскурсия в мини – музей: «Культурные ценности». Цель. Ознакомление детей с культурными ценностями родного города. Развитие познавательного.
Конспект занятия «Культурные места нашего города» Цель : познакомить детей с культурой их города,показать и рассказать о знаменитых театрах и музеях,заинтересовать их своим городом.
Культурные практики как средство адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Анастасия Рогачева
Культурные практики как средство адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Рогачева Анастасия Александровна
Аннотация
В статье культурные практики рассматриваются как средство адаптации детей
раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Определяя виды и содержания культурных практик, автор исходит из того, что эффективным способом развития в этом возрасте является игровое взаимодействие, организованное воспитателем, в процессе которого дети налаживают отношения друг с другом и получают опыт общения. В статье выделены виды культурных практик: культурная практика этикета, культурная практика подвижной игры, культурная практика
сюжетной игры, культурная практика режиссерской игры.
Ключевые слова: дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, детский сад, адаптация, культурные практики.
Keywords: early childhood, preschool educational organization, kindergarten, adaptation, cultural practices.
Адаптация ребенка раннего возраста к новым социальным отношениям, входящим в его жизнь во время поступления в детский сад, важна для его физического и психического здоровья и общего развития.
Трудность адаптации связана с незрелостью ряда компонентов функциональной системы адаптивных механизмов. У детей наблюдаются ухудшение эмоционального состояния, нарушения аппетита и отклонения в поведении: упрямство, капризы, отказ от общения с воспитателем и детьми, задержки двигательных функций.
По мнению исследователей, легче адаптация протекает у детей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрёшку, элементы конструктора. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт со взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами [4].
Таким образом, перед воспитателем стоит задача подбора педагогических средств, обеспечивающих позитивный характер адаптационного периода ребенка раннего возраста. Такие педагогические средства должны быть нацелены на снижение уровня тревоги и создание комфортных условий во время пребывания в детском саду.
В нашем исследовании такими педагогическими средствами выступают культурные практики, так как, по мнению А. А. Муратовой, деятельность, лежащая в основе практики, выступает условием успешного развития ребенка: в деятельности развиваются его способности, осуществляется взаимодействие с миром, происходит творческая самореализация [2].
Определяя виды и содержания культурных практик детей раннего возраста, мы исходили из того, что эффективным способом развития в этом возрасте является игровое взаимодействие, организованное воспитателем, в процессе которого дети налаживают отношения друг с другом и получают опыт общения. В спонтанные детские игры воспитатель включается в случае конфликтов и угрозе здоровью детей, в специально организованной деятельности выступает руководителем игры: управляет процессом и регулирует деятельность ее участников.
Для культурных практик, выступающих средством адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, мы определили следующие виды:
— культурная практика этикета, направленная на развитие ситуативно-делового общения ребенка со взрослыми и другими детьми;
— культурная практика подвижной игры, направленная на обогащение детского двигательного опыта, освоение основных движений, развитие интереса к подвижным играм и согласованным двигательным действиям, развитие умения действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры;
— культурная практика сюжетной игры, направленная на игровое освоение бытовых действий, отношений, передачи «рисунка роли» [1, с. 42] – изображения действий, характерных для различных профессий;
— культурная практика режиссерской игры, соединяющей сюжетную и предметную игры в отражении непосредственных впечатлений от окружающей действительности, включая сюжеты литературных произведений и мультфильмов.
Раскроем содержание культурной практики этикета «Здравствуйте, ребята», спроектированной по макету, предложенному А. А. Муратовой [2], способствующей адаптации детей раннего возраста (2-3 года) к условиям дошкольной образовательной организации. Данная культурная практика предполагает овладение ребенком культурными нормами поведения: соблюдение правил приветственного этикета для выстраивания позитивного взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
Изобразительный ряд: иллюстрации (сюжетные картинки) с изображением позитивного и негативного взаимодействия ребенка с окружающими людьми, схематическое изображение эмоций (смайлики, изображение губ на палочках).
Литературный ряд: стихотворения, отражающие правила этикета.
Музыкальный ряд: песни о дружбе, о приветствии и прощании.
Видеоряд: мультипликационные фильмы, включающие демонстрацию правил
приветственного этикета. Мы согласны с позицией А. А. Муратовой, Т. Н. Колисниченко, считающих, что включение мультипликации в образовательный процесс обеспечивает учет интересов и потребностей дошкольников [3], что будет способствовать успешной адаптации.
Игрушки: персонажи, являющиеся героями сюжетов на тему приветственного этикета; персонажи кукольных театров
Содержание самостоятельной и совместной деятельности детей
Утренний сбор: исполнение ритуала приветствия сверстников и педагога. Ответное
приветствие с вручением символа дня (солнышко, звездочка, сердечко, птичка, зайчик и т. п.).
Совместная со взрослым деятельность: отработка ритуала приветствия со взрослым, с другими детьми, с крупными игрушками.
Изобразительная деятельность: рисование коллективной картины «Здравствуйте!» ладошками.
Слушание и проговаривание стихотворений о приветствиях.
Речевая деятельность: проговаривание слов и фраз-приветствий.
Культурные умения, которые осваивает ребенок
Культурная практика приветствия учит детей правилам этикета, формам и технике
общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности, способствует преодолению застенчивости и скованности детей. Развивает представление о форме вежливого приветствия, раскрывает детям значение вежливых слов, учит их правильно употреблять слова в речи.
Эмоционально-чувственный опыт, который получают дети: потребность в соблюдении ритуала приветствия, желание приветствовать человека при первой встрече, доброжелательность, удовольствие.
Культурные события, в которые включается ребенок: ритуализация взаимодействия с окружающими людьми, групповое чтение и рассказывание, коллективное слушание, коллективный просмотр.
Объекты культурной памяти
Иллюстрации с изображением взаимодействия ребенка с окружающими людьми и
животными М. Марлье, иллюстрации к произведениям В. Сутеева.
Мультипликационный сериал «Лунтик».
Мультипликационный сериал «Свинка Пеппа» (серии «Лучшие подруги»,
Стихотворения о приветствии: А. Усачев «Приветствия», С. Махотин «Вот так
встреча!», О. Бундур «Добрый день», А. Кондратьев «Добрый день», А. Кондратьев «Здравствуйте», М. Яснов «Здравствуйте, хвостаствуйте!».
Объекты культурного опыта: ритуалы и привычки позитивного взаимодействия с окружающими людьми.
Культурные умения, которые осваивает ребенок: позитивное взаимодействие с окружающими людьми; роль хозяина и гостя.
Таким образом, культурные практики, предусматривающие организацию
развивающей предметно-пространственной среды и самостоятельной и совместной деятельности детей будут способствовать позитивной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Литература:
1. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. —
СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с.
3. Муратова, А. А., Колисниченко, Т. Н. Педагогический потенциал современной российской мультипликации в повышении квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций, работающих в группах детей разного возраста /А. А. Муратова, Т. Н. Колисниченко //Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: сб. мат-лов V Всерос. интернет-конфер. с междунар. участием (20–22 декабря 2016 г.). В 2-х ч. – М. : ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. – Ч. 2. – С. 208–212.
4. Смирнова, Е. О. Галигузова, Л. Н. Мещерякова С. Ю. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» /Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — М. : ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с.
5.Gersamia, I. Imedadze, N. Difficulties in social adaptation of a child to kindergarten: research of factors [Электроный ресурс] /I. Gersamia, N. Imedadze. Режим доступа: cejsh.icm.edu.pl › 22.Gerslaia_Imedadze.pdf
«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.
Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.
Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.
Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.
Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.
Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо «Я.
Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 «КРОХА» Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.
Что такое культурные практики в дошкольном образовании
Автор: Михеева Елена Михайловна
Организация: МДОАУ Детский сад № 21
Населенный пункт: Оренбургская область, г. Новотроицк
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму»
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.
Практика (букв.) – это
Практика становится культурной, когда происходит освоение «культурных умений», которые выступают как готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:
Н.Б.Крылова считает, что культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.
Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми. Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов
При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).
До школы культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия с взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования.
Культурные практики ребенка охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада. По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.
Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям.
Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.
На самостоятельную деятельность детей в режиме дня отводится три-четыре часа в день (в зависимости от возраста детей).
Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами. Выбор культурных практик связан непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.
Комплексно-тематическое планирование позволяет органично сочетать культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные практики, инициируемые детьми. Ценность тематического планирования состоит в возможности интеграции разного образовательного содержания, активизации познавательного и практического опыта детей, объединения детей в увлекательной совместной игровой, познавательно-исследовательской, художественной и практической деятельности.
К примеру, для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит отдельные дни необычно, в рамках единой темы: «День космических путешествий», «День волшебных превращений», «День лесных обитателей», «День сказок», «День здоровья» пр. В такие дни разные виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным единым тематическим замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят космический корабль и снаряжение, едят космический завтрак, расшифровывают послания инопланетян, отправляются в путешествие по незнакомой планете, разгадывают таинственные знаки и рисунки инопланетян, рисуют фантастические космические пейзажи и сюжеты, делают из подручных материалов (коробочек, пластиковых трубочек, футляров от «киндер-сюрпризов») роботов, проводят экспериментирование с водой и магнитами, слушают космическую музыку, стихи, загадки о космосе и пр. Во время космического путешествия дети проявляют заботу друг о друге, оказывают помощь в случае опасности, учатся общаться с инопланетянами. При такой организации образовательного процесса происходит органичное соединение культурных практик, инициированных педагогом и детьми.
Проектирование культурных практик предъявляет особые требования к содержанию и организации образовательного процесса, взаимодействию взрослых и детей, конструированию предметно-развивающей среды. Они могут быть реализованы через событийно-творческую направленность жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и проблем его индивидуального развития.
Проблемный подход к культурным практикам ребенка показывает, что наиболее целесообразный путь их организации — проектный. Исходным пунктом проектной деятельности могут служить детские интересы. Темы проектов в зависимости от интересов детей и задач развития затрагивают разные сферы действительности и культурные практики. К примеру, проекты «Зеленая аптека», «Азбука здоровья» имеют валеологическое направление и ориентируют детей на культурные практики здоровьесбережения. Проекты «Моя семья», «Вместе весело шагать» связаны с социально-нравственным развитием детей и культурными практиками общения, дружеского взаимодействия и гуманистически направленной деятельности и т.д.
Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей темы, в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта. Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации, эмоционального обмена и взаимной поддержки. В этом проявляется интегративная сущность культурных практик.
Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают также насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, в том числе этнической народной направленности, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т.п. Это и участие дошкольников в традициях детского сада: празднование дня рождения детского сада и возрастной группы, поздравление педагогов и сотрудников, праздник детского театра, праздники «Проводы зимы», «День птиц», праздник выпускников «До свидания, детский сад» и др. Участие дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями.
Культурные практики являются естественной частью повседневной жизнедеятельности ребенка. Процесс освоения культурных практик связан с возможностью ребенка самостоятельно и активно реализовывать свои интересы, замыслы, осуществлять свободный выбор в образовательной среде. Условием осуществления культурных практик является свобода дошкольника в выборе средств реализации своей активности. Предпосылкой реализации свободы является психологическая готовность осуществить выбор. Актуальной педагогической задачей становится обеспечение возможностей для каждого ребенка осуществлять самостоятельный выбор и «открывать себя» в различных видах деятельности. В условиях выбора наиболее активно выражаются субъектные проявления детей.
Ситуации выбора становятся эффективным средством развития культурных практик, инициативы и самостоятельности детей, если:
В детском саду атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения создается воспитателем. Его цель возбудить интерес детей к участию в ситуациях выбора, желание делать и самостоятельно осуществлять индивидуальный или коллективный выбор деятельности с учетом интересов и склонностей.
Развивающий эффект будет иметь прежде всего такая ситуация выбора, которая вытекает из потребностей и мотивов самого ребенка, связывается с его интересами, завершается определенным лично значимым результатом (познавательным, эмоциональным, практическим, нравственным). Это дает пищу для познания ребенком своих возможностей. В ситуациях выбора ребенок всегда проявляет свое личностное отношение к способам и процессу достижения цели.
По своей методической инструментовке ситуации выбора выступают в образовательном процессе как:
По мере накопления личного опыта, ситуации выбора усложняются и требуют от ребенка большей самостоятельности в выборе решения. Поведение ребенка в ситуации выбора помогает педагогу увидеть, как он осваивает культурный опыт, насколько самостоятелен и инициативен, какова общая направленность его активности, насколько ребенок открыт новому или предпочитает привычные, стереотипные действия.
Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время целенаправленно воспитывать и развивать. Но в условиях культурных практик воспитатель занимает по отношению к детям позицию партнера. Как только позиция педагога перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или «обучающей», естественность культурных практик сразу же нарушается.
Что же можно считать культурной практикой?
игра-драматизация, строительно-конструктивные игры).
эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе
жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении
которой они принимают непосредственное участие.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и
применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике,
содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам
(«В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций,
оформление художественной гал ереи, книжного уголка или библиотеки
(«Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.
предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных
произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя
и детей на литературном или музыкальном материале.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий,
преимущественно игр ового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), Сюда
относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Международный центр проблем детсва и образования International center for the childhood and education (ICCE) Научно-‐практический журнал “Ребёнок и Общество” ONLINE Scientific Journal “Child and Society”
2016, №1 www.childandsociety.ru
взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Иногда досуг организуется как
«кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Примерные виды и формы культурных практик
Виды и формы работы
Младший дошкольный возраст
Совместная игра воспитателя с детьми
Старший дошкольный возраст
Совместная игра воспитателя с детьми
В старшем дошкольном возрасте добавляются: Игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру. Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.)
Младший дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Все возрастные группы
Старший дошкольный возраст
Чтение художественной литературы
— целевой блок, связанный с согласованием задач участников взаимодействия: ребенка, педагога и детского коллектива;
— содержательный блок, характеризующий пространство игрового общения и игровой культуры в группе через конституирующие компоненты игр, возникающих как по инициативе взрослых, так и детей: воображаемую ситуацию, игровую роль и игровые правила;
— организационно-деятельный блок, позволяющий использовать опыт игрового общения и взаимодействия, формирования игровой культуры в качестве условия и средства планирования и контроля образовательного процесса, формы и метода организации образовательного пространства в группе детского сада.
Кроме практики организации непосредственно образовательной деятельности, в дошкольной группе обычно формируются свои культурные практики взаимодействия детей и педагогов, детей между собой в ходе режимных моментов и организации самостоятельной деятельности. Здесь очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся:
-объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных, совместно распределенных действий;
— обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого — не означает помочь ему, а напротив, сделать хуже: не дать возможности научиться делать это самому;
— напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;
— разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.
Методы реализации культурных практик в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей делятся на несколько групп в зависимости от их направленности.
На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи. Таким образом, культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.