Что такое культурная практика в детском саду

Культурные практики в ДОУ

МБДОУ ДС №6 «РАДУГА» г. Котельниково, Волгоградской области

«Культурные практики в ДОУ»

Довбыш Марина Александровна

Культурные практики в ДОУ

С выходом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культорологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребёнка к ценностям мировой и национальной культуры, развитие его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культурно-личностной культуры ребёнка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.

По словам Н. Б. Крыловой «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка, виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». Культурные практики – это ситуативно, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребёнком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Т. е. это отношения и общение между детьми одного возраста, разного возраста и со взрослыми.

К основным культурным практикам,осваиваемым дошкольниками относятся:

• Игра (сюжетная и с правилами)

• Продуктивная деятельность (утренники, развлечения, концерты)

• Познавательно-исследовательская деятельность (опыты, коллекционирование, путешествие по карте)

• Чтение художественной литературы

Практическая деятельность (трудовое воспитание)

• Результативные физические упражнения

• Коммуникативный тренинг (общение, развитие речи)

В младшей группе у детей начинает накапливаться запас музыкальных впеччатлений. Сначала по показу музыкального руководителя, затем дети сами, слыша знакомую музыку, выполняют соответствующие движения. В средней группе, систематические упражнения в слушании музыки, вырабатывают у детей устойчивость слухового внимания. Музыка для восприятия детьми младшего и среднего возраста должна быть светлой и связанной с жизненными явлениями. В старших группах продолжается и углубляется работа по восприятию музыки. Развивается произвольная память и внимание, развивается воображение. У детей достаточно развита речь, богатый словарный запас. Дети могут находить фантастические применения новым образам, что можно увидеть в творческих заданиях. В этих заданиях складывется своя культурная практика. Практика событийности. Т. Е. дети могут применить знакомый опыт в реальной жизни (услышанные произведения или песни на определённую тему применить по назначению. Например, военные песни и произведения о войне они используют именно по назначению)

На основе культурных практик, а именно практики музицирование, формируются привычки ребёнка, пристрастия, интересы, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Таким образом можно сделать вывод, что использование культурных практик – это реализация умений ребёнка, включение готовности и способности ребёнка действовать во всех жизненных обстоятельствах, опираясь на ранее полученные знания. А для взрослого появляется ещё одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребёнка близким другом и наставником.

Цыпляева О. В. Восприятие, ка вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Культурные растения» Цель: Закрепить у детей представления о культурных растениях; подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают,к.

Что такое культурная практика в детском саду. Смотреть фото Что такое культурная практика в детском саду. Смотреть картинку Что такое культурная практика в детском саду. Картинка про Что такое культурная практика в детском саду. Фото Что такое культурная практика в детском садуКультурные практики ОО «Социально-коммуникативное развитие». Форма работы: Культурные практики и коллективные трудовые поручения. Тема: дежурство по столовой.

Культурные практики в ДОУ (старшая группа) п/№ Месяц/Тема недели «Школа мышления» Творческая мастерская Литературная гостиная Сентябрь 1. Вот какие мы большие 2. В мире геометрических.

Описание тьюторской практики в ДОУ с применением инновационной технологии картирования Актуальность. Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить объем.

Опыт работы «Детские театрализованные культурные практики в развитии коммуникативной деятельности дошкольников» Детские театрализованные культурные практики в развитии коммуникативной деятельности дошкольников. Социальный заказ на современном этапе.

Педсовет «Культурные практики в дошкольном образовании» Педсовет «Культурные практики в дошкольном образовании» С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Семинар «Современные педагогические практики» Культурные практики в ДОУ Кружок оригами «Волшебный квадрат» Семинар «Современные педагогические практики» Культурные практики в ДОУ Кружок оригами «Волшебный квадрат» Воспитатель Яковлева Ольга Александровн.

Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах Ситуации общения, беседы и разговоры с детьми, игровые тренинги Беседы: «Летний отдых», компьютерная презентация «Правила поведения в детском.

Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах на март 2 мл. группа Ситуация общения: «Мы с мамой очень похожи» «Мы с мамой готовили ужин» «Как мы с мамой рисовали» «Я помогаю маме» Беседы: Безопасность.

Источник

Культурные практики в дошкольном образовании

Что такое культурная практика в детском саду. Смотреть фото Что такое культурная практика в детском саду. Смотреть картинку Что такое культурная практика в детском саду. Картинка про Что такое культурная практика в детском саду. Фото Что такое культурная практика в детском саду Наталья Татарских
Культурные практики в дошкольном образовании

Что такое культурная практика в детском саду. Смотреть фото Что такое культурная практика в детском саду. Смотреть картинку Что такое культурная практика в детском саду. Картинка про Что такое культурная практика в детском саду. Фото Что такое культурная практика в детском саду

Виды культурных практик (Масловская С. В., кандидат педагогических наук, доцент)

Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.

Правовые практики способствуют:

знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков;

формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;

воспитывают уважение к достоинству и личным правам другого человека;

вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.

Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.

Практики культурнойидентификации способствуют:

формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;

реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.

Практикицелостности телесно-душевно-духовной организации ребенка способствуют единству:

физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;

эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания Другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);

духовного развития – как проявление бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).

Практикисвободы способствуют:

активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением;

овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;

формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).Практики расширения возможностей ребенка – практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности.

Практикирасширения возможностей ребенка способствуют:

развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту;

применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;

в зависимости от ситуации развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем).

Источник

Особенности культурных образовательных практик в детском саду

Что такое культурная практика в детском саду. Смотреть фото Что такое культурная практика в детском саду. Смотреть картинку Что такое культурная практика в детском саду. Картинка про Что такое культурная практика в детском саду. Фото Что такое культурная практика в детском саду Конева Наталия
Особенности культурных образовательных практик в детском саду

Особенности культурных образовательных практик в детском саду.

Конева Наталия Викторовна

воспитатель МБДОУ д/с №52

Особенности культурных образовательных практик в детском саду.

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования авторский коллектив программы «Детство» пересмотрел и переработал программу в соответствии со стандартом. В программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики.

Специально организованная деятельность воспитателя и детей по программе «Детство» происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение. Если они обеспечиваются, то традиционные методы (воздействия) начинают трансформироваться в методы взаимодействия. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).

Культурные практики – понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего – либо в своей жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот выбор. Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

Эти виды деятельности и поведения он начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию. Так Н. Б. Крылова в своих трудах употребляет словосочетание «игровая практика», и рассматривает игру, как одну из разнообразных культурных практик. Для ребенка дошкольного возраста такая культурная практика является одной из ведущих. ФГОС дошкольного образования включает образовательные ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики.

Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании.

К понятию «культурная практика» обращается также и М. Ю. Гудова. Автор рассматривает чтение, как особую культурную практику.

Что же можно считать культурной практикой?

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров», просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки», игры и коллекционирование.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др., Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Такие виды культурных практик предложены авторами и самой Программой.

Для детей: детям понятны символы, изображенные на гербе, флаге. Дети узнают, что гимн – главная песня для всего народа РФ.

Для воспитателя: в ходе культурной практики решаются задачи раздела «Познание». В завершении данной темы провели вместе с музыкальным руководителем развлечение «Моя Родина – Россия».

Также в ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети научаются принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умений в различных видах деятельности. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.

Я считаю, что культурные практики помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни.

Формы культурных практик Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества.

Консультация для воспитателей «Особенности проектной деятельности в детском саду» Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций и широко используется. Несомненно,.

Что такое культурная практика в детском саду. Смотреть фото Что такое культурная практика в детском саду. Смотреть картинку Что такое культурная практика в детском саду. Картинка про Что такое культурная практика в детском саду. Фото Что такое культурная практика в детском садуКруг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик Круг детского чтения. Художественное произведение как фон для культурных практик. Чтение произведений Е. Благининой как средство ознакомления.

Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

Особенности профессии «Музыкальный руководитель» в детском саду Музыкальный руководитель детского сада — это особая профессия. И появилась она относительно недавно — в послевоенные годы (1948 г.). До.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды физкультурного зала в детском саду В детском саду функционирует физкультурный зал в котором проводятся разные формы физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гимнастика,.

Что такое культурная практика в детском саду. Смотреть фото Что такое культурная практика в детском саду. Смотреть картинку Что такое культурная практика в детском саду. Картинка про Что такое культурная практика в детском саду. Фото Что такое культурная практика в детском садуПрименение культурных практик в НОД на тему «Образ Я» на основе произведения В. В. Бианки «Чей нос лучше?» Применение культурных практик в НОД на тему: ««Образ-Я» на основе произведения В. В. Бианки «Чей нос лучше?» в подготовительной к школе.

Презентация «Участие в региональном фестивале успешных образовательных практик дошкольных образовательных организаций» Педагоги ДОУ 7 декабря 2017 года приняли участие в первом Региональном фестивале успешных образовательных практик дошкольных образовательных.

Виды детских музыкальных культурных практик Виды детских музыкальных культурных практик В соответствии с требованиями ФГОС ДО в содержательном разделе образовательной программы ДОУ.

Источник

Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников

Понятие «культурные практики является достаточно новым и весьма активно обсуждаемым в последнее время. Данное понятие имеет несколько трактовок.

— Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.

— Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни

— Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

— Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

— Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п.

Культурные практики в системе дошкольного образования – это тип организации и самоорганизации детской деятельности ребёнка, требующей и воспроизводящей определённый набор социально-нормативных характеристик на определенном возрастном этапе дошкольного детства на основе следующих видов культурных практик,предложенных кандидатом педагогических наук Масловской Светланой Викторовной:

— правовые практики;

практики культурной идентификации;

практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка;

практики свободы;

практики расширения возможностей ребенка.

Рассмотрим подробнее данные виды культурных практик

Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать

Данные практики дают возможность:

знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков;

формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;

воспитанию уважения к достоинству и личным правам другого человека;

вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.

создаю условий для развития у детей потребностей и способностей к:

— самоопределению – «Выбирай себя»;

— самореализации – «Проявляй себя»;

— саморегуляции –«Контролируй себя»;

— совместной деятельности с другими – «Действуй совместно».

Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.

Данные практики способствуют:

формированиюребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;

реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.

интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.

Практики целостности телесно – душевно – духовной организации личности ребенка – это способность и возможность ребенка целенаправленно и безопасно познавать свои телесные возможности, созидать комфортное душевное состояние, преобразовывать предметно-развивающую среду как практики целостности личности.

Данные практики способствуют формированию целостности:

физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;

эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);

духовного развития – как проявления бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).

Практики свободы – это практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Практикисвободы способствуют:

активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому; формированию способности управлять своим поведением;

овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;

формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

Практики расширения возможностей ребенка- это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.

Данные практики способствуют:

развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту;

применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;

развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Следующий существенный вопрос — какой должна быть форма введения этих культурных практик в жизнь дошкольников?

Как известно,передача ребенку средств и способов деятельности в принципе возможна тремя путями:

1. Через наблюдение за старшими (взрослыми, являющимися носителями культурных образцов.

2. Через непосредственное включение в их деятельность.

3. Через специальное обучение отдельным элементам искусственно расчлененной деятельности.

Два первых пути определяются как неформальное партнерство взрослого и детей (партнерская позиция взрослого, третий — как прямое обучение (учительская позиция взрослого).

Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Развитие ребенка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми, строящейся на основе отношений взаимного уважения. Именно в рамках этих отношений закладываются умения взглянуть на вещи, события с разных сторон и умения увидеть вещи глазами другого, встать на его позицию, понять его желания.

По сути, отвечая этой идее Л. С. Выготского,совместная партнерская деятельность взрослого с детьми должна задействовать двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с другой — стремление делать то, что интересно.

Партнерство в организации образовательного процесса связывается, прежде всего, с такой функциональной характеристикой, как равноправное включение взрослого в процесс деятельности.

Возможны два варианта реализации взрослым позиции «включенного» партнера.

Он может ставить цель сам для себя («Я буду.») и начинать действовать, предоставляя детям возможность свободного выбора — подключиться к выполнению такой же работы или нет. В этом случае не получает оценки ни факт включения ребенка в процесс деятельности, ни ее результат. Такую позицию взрослого условно можно обозначить как «партнер-модель».

Взрослый может осуществлять свою партнерскую позицию и иначе: предлагать детям цели для работы, («Давайте будем.», и в ходе достижения этих целей проявлять заинтересованность в результатах, включаясь в обсуждение, в зависимости от характера цели — и во взаимодействие с другими участниками. Эта позиция трактуется как «партнер-сотрудник».

Таким образом, культурные практики, выступающие в образовательном процессе в форме партнерства взрослого с детьми, могут быть представлены для дошкольного возраста как стержневые, формообразующие, обеспечивающие в своем сочетании полноценное развитие ребенка. Они и должны составлять нормативное содержание целостного образовательного процесса в детском саду.

1. Мид. М. «Культура и мир детства», М., 1988

2. Брунер Жд. «Культура образования», М., Просвещение, 2006

3. Крылова Н. Б. «Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования»,М., Смысл, 2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *