Что такое культура умственного труда
Культура умственного труда.
Тема1 : Социально-предметная адаптация студентов-первокурсников
Культура умственного труда студента.
Самосовершенствование культуры учебной деятельности студента.
Основные компоненты готовности студента к учебной деятельности.
При изучении этой темы вы:
Ø уточните понятие “культура учебной деятельности“, “культура умственного труда“;
Ø познакомитесь с научными основами формирования готовности студента к учебной деятельности;
Ø рассмотрите основные уровни формирования профессионализма;
Ø познакомитесь с основными направлениями совершенствования и самосовершенствования культуры учебной деятельности студента;
Ø выполните ряд заданий для самостоятельно работы;
Ø начнете составлять краткий педагогический словарь
Культура умственного труда.
Культура в широком смысле означает возделывание, обрабатывание, совершенствование, т.е. именно культура создает личность, именно культура делает один народ непохожим на другой, определяет его неповторимое лицо. Отсюда ее стратегическая задача – подъем общего культурного уровня через создание принципиально новых форм деятельности, способствующих привлечению к работе как можно большего количества людей, выступающих за возрождение и развитие национальной культуры.
Освоение культуры человеком происходит в процессе всей его жизни. Главный результат – культура личности, культура профессиональной деятельности, основными характеристиками которой являются позитивность в отношении к культурному контексту, успешность в деятельности и жизни, творческая направленность и рефлективность.
Общеизвестно, что именно деятельность превращает задатки в способности, деятельность позволяет объективировать способности, воплощая их в продукты (ценности) культуры.
При всем своем многообразии определений рассматриваемого понятия, остановимся на тех, которые имеют прямое отношение к понятию «культура умственного труда»:
· «культура – совокупность достижений производственных, общественных и духовных отношений людей, высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение» (С. Ожегов);
· «культура – общепринятый способ мышления» (К. Юнг);
· «культура – это форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности» (В. Библер).
Из всего разнообразия видов труда нами выбран для изучения труд умственный (интеллектуальный), включающий информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризующийся отсутствием прямого воздействия человека со средствами производства.
Проблемы организации умственного труда рассматривались в работах деятелей русского просвещения, например, выдающегося педагога К. Ушинского. Изучением вопросов эффективной организации труда и обучения занимался известный физиолог Н. Введенский, утверждавший, что «при умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы, быть может на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности».
Учебный (умственный) труд отличается от любого другого вида труда тем, что главным его результатом является изменение самого обучающегося обогащение его новой системой знаний, умений и навыков, отношений к действительности и пр. (П. Гальперин, А. Маркова, В. Зинченко, Е. Кабанова-Меллер, М. Скаткин и др.). В связи с этим, главный воспитательный эффект учебного труда выражен в новых особенностях личностного развития человека.
Доказано, что хорошо организованный умственный труд оказывает большое воспитательное воздействие на обучающегося:
Ø способствует выработке трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, умения беречь время;
Ø формирует не только интеллектуальный, но и нравственный облик личности.
Однако позитивные качества личности умственный труд воспитывает лишь в том случае, если студент умеет учиться.
КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА – это качество личности, характеризующее уровень развития ее интеллектуальных, познавательных, исследовательских и организационно-технических сторон, обеспечивающих рациональность и высокую продуктивность умственной деятельности.
Адаптация (лат. аdарtаtіо – приспособление) – вид взаимодействия личности с социальной средой, обществом, коллективом, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.
Решимость – это проявление энергии действия. Опыт показывает: когда студент начинает жить на основе понимания готовности – с ее учетом и формированием нового уровня готовности, то он начинает двигаться в своем развитии активно и продуктивно. Ни один студент с традиционными методами обучения не успевает за требованиями времени.
♦ К чему готов студент сегодня?
♦ Какова у него структура потребностей?
♦ Какова у него структура способностей по отношению к этим потребностям?
♦ Какова воля студента, его решимость? Что он готов совершить в жизни, познании, профессиональной деятельности?
♦ Как согласованы три луча: Потребность – Способность – Решимость
Нет ли между ними дисгармонии?
Позитивность студента в отношении к культурному контексту означает, что такой студент обладает познавательными способностями к продуктивному культурному существованию через определенный культурный образ жизни, к определенному умению приобщать других к верховным ценностям культуры путем возвышения человеческого достоинства каждого.
Успешность студента определяется его способностями, позволяющими успешно реализовать смысл обучения – повышение жизненного уровня, улучшение физического, психического, духовно-нравственного оздоровления.
Потребность – это нужда в чем-либо, особое психическое состояние человека, ощутимое или осознаваемое как «напряжение», «неудовольствие». Каждый индивидуум имеет пять наиболее важных потребностей: кем-то быть, что-то иметь, что-то делать, что-то знать, что-то чувствовать. Последнее занимает особое место. Эстетическая потребность в своем глубоком значении – это в высшей степени человеческая форма потребления, которая дает максимальную радость человеку. Но в то же время эта потребность неотделима от личной ответственности за сохранение красоты земной, за выполнение морального долга по защите и расширению масштабов добра и красоты. Потребность осознается как желание познавать, поступать, действовать. Каковы потребности человека? Это:
· потребности познавать и преобразовывать как внешний окружающий мир, так и внутренний духовный человека, эта группа потребностей получила название «идеальные», или базовые;
· удовлетворение всякой потребности требует преодоления препятствий – воля. Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость, воля имеет первостепенное значение во многих областях деятельности: учеба, наука, искусство, управление, спорт;
· потребность в компетенции или вооруженности, потребности в вооруженности наращиваются у человека с рождения и всю последующую жизнь.
Таким образом, культура умственного труда – ядро общей культуры – проявляется в разных видах деятельности и обеспечивает высокий эффект и результат обучения студента вуза, полноценное развитие его личности, представляет собой сложный педагогический феномен, в котором выделены основные компоненты:
Ø внешний (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре);
Ø внутренний (личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, гигиенический компоненты).
Именно эти составляющие позволяют в совокупности рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять любую умственную работу.
СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
СЕКЦИЯ 8: Философия современного образования. Современные педагогические технологии и методики.
доктор педагогических наук, профессор
Тамбовского государственного университета Г.Р. Державина
аспирант кафедры общей педагогики, истории педагогики и образования
Тамбовского государственного университета Г.Р. Державина
СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА»
Термин «культура умственного труда» на страницах профессиональной литературы стал явлением вполне обычным, однако столь же обычным является и многозначность его понимания. В одних случаях под культурой учебного труда имеется в виду организационная сторона учебного процесса; в других – уровень способностей человека, проявляющихся в учебной деятельности; в-третьих, – набор учебных умений и навыков, обеспечивающих усвоение знаний, и т.д. Вполне очевидно, что культура умственного труда есть часть социальной культуры, а потому основой его сущностного определения должно стать понятие культуры вообще, дополненное (а по сути ограниченное) в соответствии со спецификой учебной деятельности [2, с.2].
Целесообразно проанализировать этапы построения интегрального понятия «культура умственного труда», учитывая философский тезис «целое не равно сумме его частей» (рис. 1).
Рис. 1 – Родовая цепочка построения понятия «культура умственного труда».
В широком смысле культура – это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. Культура – многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.
Существуют сотни определений культуры. Данное понятие рассматривалось многими учеными и мыслителями с разных позиций и сторон: с точки зрения философии, социологии, психологии и педагогики, с позиции развития личности человека. Все определения рассмотреть довольно сложно, но попробуем разобраться во всем этом многообразии. Культура есть результат деятельности человека, общества, совокупность всего того, что создано человеком, обществом, а не природой. Поэтому культуру считают важнейшей, существенной характеристикой человека и общества. Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что:
1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения, передачи накопленного человечеством опыта;
2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;
3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом [3, с.56.].
Таким образом, культура понятие широкое и многогранное. Одна из ее граней направлена на воспитание и образование человека, развитие его интеллектуальных возможностей, улучшение и совершенствование подрастающего поколения.
Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но, выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности во взаимодействии с миром материальных предметов и социальных отношений, явлений. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется приобщение личности к культуре [1].
Общая культура личности состоит из функционально необходимых для полнокровной, гармоничной жизни видов культуры человека, таких как нравственная, эстетическая, психологическая, физическая, познавательно-творческая и культура самогармонизации. Она представляет собой интегральное личностное средство, систему способов поведения, помогающих организации оптимального поведения по удовлетворению широкого круга витальных и психологических потребностей (Мотков О.И). Общая культура личности отражает широту овладения ценностным содержанием духовной и материальной культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и способность к их продуцированию.
Рассматривая вопрос о происхождении культуры, марксизм устанавливает генетическую связь культуры с человеческим трудом, с производством материальных благ. В процессе трудовой деятельности возникает потребность людей в общении, передаче информации, в членораздельной речи. Труд преобразует мышление и чувства человека.
Важную роль в развитии культуры сыграло общественное разделение труда. Первоначально духовное производство было непосредственно вплетено в материальную деятельность. К. Маркс показывает это на примере искусства. Он отмечает, что древнее искусство было непосредственно вплетено в человеческий труд, сопровождало его и духовно подготавливало.
В дальнейшем происходит разделение физического и умственного труда, материальной и духовной деятельности. Потребовалось наличие такого социального слоя людей, которые были бы освобождены от повседневной изнурительной работы и могли всецело посвятить себя управленческой, научной и художественной деятельности. Выделившись как особая сфера человеческой деятельности, духовная культура не становится пассивным отражением экономических процессов. Она приобретает относительную самостоятельность в своём развитии. Развитию духовной культуры умственного труда способствовало вычленение из недифференцированной трудовой деятельности умственного труда. Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества.
Таким образом, духовная культура личности — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретной личности или сообществу в определенных исторических условиях.
Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим опыт умственной деятельности, из которого он живет, мыслит и оценивает все вещи.
Тем самым, культура умственного труда, возникающая в ходе взаимодействия культуры труда и духовной культуры личности, – это система рациональных способов умственной деятельности, которая включает процессы приема, передачи, переработки и усвоения информации. По выражению К.Н. Вентцеля, культура предполагает культ человека. Настоящее время может быть охарактеризовано «культом человека совершенного», но будущее должно быть ориентировано на «культ обучаемого и обучающегося» (Лобашев В.Д.).
Таким образом, культура умственного труда – также понятие многогранное. Одна из его граней направлена на воспитание и образование человека, развитие его интеллектуальных возможностей, улучшение и совершенствование подрастающего поколения в учебной деятельности.
Следует отметить, что культура умственного труда – не просто черта личности (т.к. черта – это только свойство, отличительная особенность), но и синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень ее интеллектуальных, личностных, организационно-деятельностных, гигиенических и эстетических сторон, дающих возможность человеку качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.
Результатом культуры умственного труда являются знания, которые человек приобретал о предмете своей деятельности; освоение тех способов, умений и приемов, которыми он пользовался в своей умственной деятельности, т. к. их совершенствование обеспечивает ему наибольшую успешность и в его последующей деятельности.
Рис. 2 – Культура умственного труда как ядро общей культуры.
Подробно рассмотрев основные характеристики понятий «культура», «общая культура личности», «культура труда», «духовная культура» и «культура умственного труда», мы приходим к выводу: культура умственного труда , рассматриваемая как ядро общей культуры (рис. 2), проявляется в разных видах деятельности, но формируется и развивается в учебной деятельности, при этом обеспечивая высокий эффект и результат обучения человека и полноценное развитие его личности.
Культура умственного труда представляет собой сложный педагогический феномен, в котором выделены внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренние составляющие (личностные качества и способности), которые в итоге позволяют рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять умственную работу в процессе обучения.
2. Косырев В.Н.Культура учебного труда студента: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997. – 154 с.
Проблема классного руководителя на тему: «Культура умственного труда»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Проблема классного руководителя
на тему: «Культура умственного труда»
В связи с изменившимися социально-экономическими преобразованиями в обществе пересмотрены и многогранные требования к выпускнику школы, что повлекло за собой изменение парадигмы среднего специального образования и вызвало настоятельную необходимость перехода от «знаниевой» на личностно-ориентированную парадигму образования.
Модернизация российского образования связывается с усилением его культурообразующей функции. Это предполагает воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, компетентного и ответственного за сохранение и приумножение нравственных ценностей как основы культуры. Формирование культуры умственного труда основывается на глубоком и сознательном освоении норм умственной деятельности, рассматривается как важнейший инструмент познания мира во всем его многообразии.
В качестве результата организации подобного образования общество получает выпускника муниципального бюджетного учреждения общеобразовательного учреждения, свободно ориентирующегося в потоке поступающей информации; готового к постоянному личностному росту, социальной мобильности, удовлетворению образовательных потребностей личности в получении и повышении уровня образования.
Важность рассматриваемой нами проблемы заключается также в следующем: уровень культуры умственного труда ученика определяет все стороны и результаты обучения, а именно:
а) качество формируемых знаний и умений;
б) познавательную активность учащегося;
в) развитие мышления, творческих способностей учеников;
г) производительность учебного труда обучающегося и зависящий от нее уровень учебной нагрузки обучающегося;
Результатом культуры умственного труда являются знания, которые человек приобретал о предмете своей деятельности; освоение тех способов, умений и приемов, которыми он пользовался в своей умственной деятельности, т. к. их совершенствование обеспечивает человеку наибольшую успешность и в его последующей деятельности.
Тему исследования я определила как «Культура умственного труда».
С учетом вышеизложенного сформулирована проблема исследования: педагогические условия формирования культуры умственного труда у обучающихся.
Цель исследования: выявление педагогических условий формирования культуры умственного труда в процессе обучения обучающихся.
Объект исследования: процесс формирования культуры умственного труда учащихся.
Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры умственного труда учащихся.
Гипотеза исследования: формирование культуры умственного труда ученика будет успешным, если:
1) осознан педагогический феномен культуры умственного труда как необходимый элемент обучения, выявлена его сущность, позволяющая обеспечить овладение содержательной стороной информации в различных видах учебной деятельности;
2) определена структура учебного труда (планирование, организация этапов работы, прогнозирование результатов, принятие решения, коррекция плана);
3) научно обоснованы педагогические условия формирования культуры умственного труда учащегося;
4) определена роль и значение общеучебных умений и навыков в организации самостоятельной работы ученика как ведущей и активизирующей формы осуществления их умственного труда;
5) разработаны критерии и показатели определения уровней сформированное культуры умственного труда.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ проблемы формирования культуры умственного труда обучающихся, раскрыв ее сущность, специфику и структуру.
Определить и экспериментально проверить уровень сформированности культуры умственного труда учеников.
Разработать и оформить рекомендации для учащихся по гигиене умственного труда.
На втором этапе — опытно-экспериментальном – планируется разработать программу и методику поэтапного экспериментального исследования (выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию культуры умственного труда учащихся; ).
Обоснование выбора проблемы
Почему я выбрала именно эту проблему?
Над этой темой я работаю уже четвертый год. В течение первого года мною была выбрана проблема на тему: «Культура умственного труда». Я изучала класс, который пришел еще с начальной школы, пятиклассники.
Ведь всем нам известно, кто из родителей не мечтает, чтобы его ребёнок вырос самым умным, самым красивым, самым сильным, добрым и мужественным… Кто не надеется, что люди будут уважать его сына или дочь за трудолюбие и знание дела, за воспитанность…
В свою очередь, каждый педагог ставит перед собой цель воспитать грамотного и самодостаточного ученика, который смог бы, выйдя из стен школы, получить хорошее образование и без труда ориентироваться в непростой действительности современного окружающего мира.
Иначе говоря, и родители, и педагоги мечтают и хотят видеть человека, способного занять достойное место в обществе.
В ходе второго и третьего годов, я «нарабатывала» педагогический опыт по данной проблеме, отбирала материал, используя классные часы и родительские собрания.
Что же включает в себя понятие « культура умственного труда»?
Элементы личностного и интеллектуального компонентов выступают своеобразным «фундаментом», на основе которого строится весь процесс обучения.
Организационно-технический и гигиенический компоненты обеспечивают наиболее экономичное и интенсивное овладение учебным материалом. От рациональной организации учебного труда зависят результаты любой интеллектуальной деятельности. Правильная организация учебной работы включает в себя ряд взаимосвязанных моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности.
Бесспорно, что основным плацдармом развития умственных способностей школьников служит процесс обучения. Однако в культуру умственного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. На уроках по различным дисциплинам, проводимым различными учителями, даже при наличии межпредметной преемственности трудно свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности.
Итак, при воспитании культуры умственного труда особое место отводится формированию положительного отношения ученика к учению, мотивации. Для развития мотивации используется особая группа приемов: «пробуждение положительного отношения к учебе; раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала; организация познавательной дискуссии; приучение школьников к выполнению соответствующих требований; создание ситуации успеха и поощрение учащихся.
Культура умственного труда в школе
Правильный режим работы школы разрабатывается на основе нормативной документации, утверждается и согласовывается с Санпином и управлением образования. Оборудование мест для занятий проверяется в начале учебного года администрацией школы. И если театр начинается с вешалки, то школа начинается с внешнего вида учащихся и кабинетов. Ответственность за внешний вид учащихся несут родители и классные руководители. За соблюдение санитарно-гигиенических и эстетических требований в кабинете несут ответственные за кабинет. Учитель начинает урок только при наличии в нём всего необходимого для нормальной учебной работы – мел, чистая доска, тряпка тщательно вымыта и отжата. Класс должен быть чисто убран и проветрен. Дежурные по классу обеспечивают такую готовность учебного помещения к каждому уроку.
Каждый урок начинается с подготовки к нему рабочего места: учащийся обязан иметь все необходимые учебные принадлежности на каждом уроке учебник, тетрадь, ручку, дневник и т.д., забывать или по каким-либо другим причинам не приносить необходимые на уроке принадлежности запрещается. На учебном столе у учащегося не должно быть ничего лишнего. Перечень необходимого на каждом уроке и в определенные моменты урока (например, на самостоятельной работе) определяется учителем. При вызове для ответа учащийся должен встать и выйти к доске. Дневник он обязан передать учителю для выставления оценки.
Не менее важной стороной учебного процесса является организация учебной деятельности учащихся на самом уроке. Разумно организованный, учебный процесс создает особое психологическое «поле», обстановку, которая оказывает эмоциональное воздействие на ученика, рождает дух здорового соперничества, энтузиазма, повышая тем самым эффективность учебной деятельности. Для успешной организации учения учителя стремятся основательно изучить учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности, темперамент, интересы, способности, отношение к делу, состояние здоровья и т. д.
Повторение и закрепление нового учебного материала, оценка и учет знаний, навыков и умений учащихся – заключительная, итоговая часть урока.
Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся. Основными направлениями в решении задач обучения учащихся умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельности в ходе изучения всех школьных дисциплин и проведения классным руководителем тематического цикла бесед о культуре учебного труда.
Кроме того, значительное влияние на овладение учащимися навыками умственного труда оказывает применение наглядного материала: стенды с памятками, используемыми как при изучении только одной учебной дисциплины или нескольких родственных дисциплин, так и межпредметные. В кабинете истории, например, рекомендовано иметь памятки для характеристики общественного строя, раскрытия причин революций, изучения народных движений и войн, характеристики выдающихся личностей.
Успешная оценочная деятельность на уроке возможна лишь при наличии четкой обратной связи, когда на каждом этапе урока учитель получает информацию об усвоении темы и в какой-то степени измеряет успехи всех и каждого. Не теряет своего значения и комплексная оценка, которая выставляется ученику после дополнительного опроса с учетом всей его деятельности.
Школа и учение занимают большое место в жизни детей. С переходом учащихся из класса в класс учебная нагрузка школьника значительно усложняется, им предстоит овладеть большим объёмом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой умения организовать свой умственный труд. Неправильные способы усвоения учебного материала, его заучивания ведут к пробелам в знаниях, снижению успеваемости.
Основным требованием к учащемуся на уроке должно быть, на мой взгляд, таким: изучаемый материал должен быть понят. Невнимательное отношение учащегося к материалу, его недооценка является достаточно распространёнными. Совершенно недостаточно просто запомнить правило и уметь его воспроизвести. То значимое и важное, что в нём содержится, может быть извлечено, например, при решении задач, только при работе с чертежом,. Приведу пример: учащиеся 6-ых классов, прочно запоминают теорему (даже самые слабые) «медиана в равнобедренном треугольнике, проведённая к основанию, является высотой и биссектрисой». Недостаточная глубина понимания этой теоремы, небрежность в её формулировке приводит к грубым ошибкам в решении задач: часть учащихся склонны наделять таким свойством и другие медианы равнобедренного треугольника. Следовательно, при работе на уроке важна не только установка на то, чтобы понять материал, но и запомнить его в строгой и определенной словесной формулировке (теоремы, формулы, правила). Многие наши учителя на своих уроках, добиваясь четкой и грамотной математической речи, используют разные приёмы, в том числе и комментируемый ответ.
Минутное отвлечение ученика на уроке может привести к тому, что станет непонятным всё последующее. Усваивать материал можно, лишь понимая и удерживая в сознании логику всего предшествующего рассуждения. Именно от нас, учителей, зависит, как длительно мы можем удерживать внимание на отвлечённом, логически организованном материале.
Причины снижения успеваемости учащихся
На мой взгляд, одной из самых главных причин, порождающих низкую успеваемость, является отсутствие у учащихся умения учиться.
Как трудно бывает родителю, учителю завладеть вниманием ребёнка, призвать его вникнуть в смысл обращённых к нему высказываний, побудить его к мыслительному процессу, заставить захотеть выполнить какое-либо задание!
Как нужно обучать, воспитывать, развивать наших подопечных, чтобы они умели слышать(а не просто слушать) и слушать(а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно и критически воспринимать любую информацию, вникать в суть вещей, выделять главное, делать выводы, анализировать свои действия и нести за них ответственность?
Позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.
По своим наблюдениям, я выяснила причины, по которым :
Учащиеся объясняют свою неуспеваемость:
неумением сосредоточиться, или своими индивидуальными особенностями;
сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
Учителя часто считают, что:
школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;