Что такое культура функции культуры
Понятие культуры, её виды и функции
В широком смысле, частью культуры является абсолютно любой предмет, к примеру, гаджет, с которого вы читаете этот текст, надетая на вас одежда, здания, города.
Традиционно культуру делят на материальную и духовную.
К материальной относится всё то, что возможно увидеть и потрогать. Это произведения искусства, архитектурные объекты, предметы быта и т. д.
К духовной культуре относится то, что существует, но что увидеть невозможно. Это язык, мораль, религия, ценности, философия и т. д.
Функции культуры
Культура выполняет важные функции в обществе:
Виды культуры
Согласно одной из самых популярных классификаций принято выделять такие виды культуры как народная, массовая и элитарная.
Народная культура не имеет автора, её произведения анонимны. К ней относятся сказания, легенды, мифы, приметы, анектоды.
Произведения массовой культуры ставят своей целью извлечение коммерческой выгоды. Как правило, они имеют развлекательный характер, потому что веселое и увлекательное привлекает гораздо большее количество людей, чем грустное и тяжелое.
Элитарная культура в отличие от массовой доступна далеко не всем. Произведения элитарной культуры рассчитаны на понимание узкого слоя образованных людей, имеющих высокие эстетические потребности. Создатели произведений элитарной культуры вовсе не стремятся развлекать зрителя или читателя, им важнее поделиться своим видением тех или иных проблем общества или рассказать о своей человеческой боли, открытиях, озарениях. К элитарной культуре также относятся разные экспериментальные произведения, новаторские, часто сложные для восприятия.
Что такое культура функции культуры
Подходы к пониманию культуры
Сложная, многоплановая и разноуровневая структура культуры, ее органическая взаимосвязь со всеми сферами жизни общества позволяет ей осуществлять в обществе ряд социальных функций.
Основные функции культуры
Формы и разновидности культуры
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
«Готы» и готический стиль в одежде
«Гранж» и стиль Гранж в одежде
Гетто (итальянское ghetto) – 1) район города, в котором селятся национальные меньшинства. В данном случае культурный шок смягчается при помощи выделения как «сильному», так и «слабому» участнику конфликта собственной сферы влияния. Примеры: китайские кварталы – Чайнатауны в США, районы проживания религиозных ортодоксов в Израиле и т.п.
ПОСМОТРИ ВИДЕОУРОК
ПО ТЕМЕ
«ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.
ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ»
Что такое культура: понятие, примеры, признаки, виды, функции
Мы часто слышим и употребляем слово «культура» в повседневной жизни. Культурой называют уровень воспитания человека, причём как искренне, так и с иронией. На полях растут сельскохозяйственные культуры, а в каждой деревне есть свой Дом культуры (или даже Дворец). Пока биологи выращивают в чашках Петри культуры бактерий, археологи раскапывают культуры древних цивилизаций. Да что археологи? В каждой профессии есть своя культура – профессиональная.
Можно подумать, что у слова «культура» много разнообразных значений, но суть в том, что все его значения имеют общий смысл. Культура – это всё, что создано человечеством, и именно этот смысл так или иначе подразумевается во всех перечисленных выше случаях. Сегодня мы подробно разберём это понятие, чтобы впредь понимать, насколько глубокий смысл кроется в таком простом и привычном слове.
Что такое культура?
Культура – это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. Данное определение является наиболее универсальным, охватывающим максимальное количество аспектов, связанных с понятием «культура». Однако, это определение далеко не единственное. Давайте так же рассмотрим что такое культура в широком и узком смысле.
В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.
Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.
Применительно к разным сферам жизни культура изучается такими науками как культурология, история, философия, искусствознание, этнология, психология и множество других научных дисциплин. Авторство термина «культура» приписывается немецкому филологу Иоганну Кристофу Аделунгу, который впервые использовал его в 1782 году в своём эссе «Опыт истории культуры человеческого рода».
Признаки культуры
Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:
Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание. Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.
Виды культуры, примеры
В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.
1. Элитарная культура
Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.
Основные признаки элитарной культуры:
К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).
2. Массовая культура
К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.
Основные признаки массовой культуры:
Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).
3. Народная культура
Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».
Основные признаки народной культуры:
Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую.
Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.
4. Субкультуры и контркультуры
Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).
Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.
Функции культуры
Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие. Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.
В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:
Материальная и духовная культура
В завершение нашей статьи также поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 фундаментальных вида: материальную и духовную.
К материальной культуре принято относить материальные объекты, созданные людьми и представляющие собой культурную ценность. К таковым обычно относят всевозможные исторические артефакты, строения, орудия труда, ритуальные аксессуары и прочие предметы, которые можно «потрогать руками».
К духовной культуре относят объекты, ценность которых не привязана к материальной оболочке. Это наука, просвещение, искусство, мифы, всевозможные художественные и литературные произведения, теоретические и эмпирические знания.
Важно понимать, что чётких границ между материальной и духовной культурой не существует. К примеру, дом точно является объектом материальной культуры. Но что можно сказать о проекте, по которому этот дом построен? С одной стороны, он материален, поскольку начерчен или распечатан на бумаге. С другой стороны, проект как «идею» дома можно рассматривать как нематериальный объект.
А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. Но всё станет гораздо сложнее, если мы захотим купить рукопись поэта. Тут выяснится, что хоть ценность и духовная, но за вполне материальный предмет заплатить придётся немало. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.
Заключение
Культура – важнейший признак любого общества. Именно она определяет среду, в которой происходит воспитание и социализация людей, а значит, формируются их цели, ценности и жизненные принципы, манеры поведения и повседневные привычки. В этом проявляется одна из главных особенностей культуры – воспроизводимость. Вырастая в определённом обществе, человек «впитывает» его культурные особенности, и в будущем транслирует их следующим поколениям.
3.4. Функции культуры
3.4. Функции культуры
Сложность, многообразие проявлений культуры, ее многомерность определяют и многообразие ее функций. Культура полифункциональна.
«Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей» [6]. В науке нет единого мнения о том, какие функции культуры следует считать главными, на основании какого принципа надо строить их иерархию. Но все исследователи культуры единодушны во мнении, что функции культуры социальны, т. е. обеспечивают совместную жизнедеятельность людей.
Исходя из нашего понимания природы и сущности феномена культуры, рассмотрение функций, которые она выполняет по отношению к человеческому сообществу, начнем с главной, на наш взгляд, ее функции – гуманистической. Назначение культуры – делать человека Человеком. Благодаря культуре человек вышел из мира животных. Культура создавалась и создается человеком для своего блага и блага других людей. Она дает возможность облегчить труд, развить ум и чувства. Постижение культуры – условие самосовершенствования и саморазвития личности. И если делаемое людьми не отвечает этому назначению, не выполняет эту функцию, оно относится к культуре только по определению.
Но, выполняя свое назначение, культура все время развивается, прогрессирует. Люди ищут и находят новые, более совершенные формы деятельности, глубже проникают в тайны природы, узнают новое о самих себе, своей собственной природе. Тоньше становятся, благодаря культуре, человеческие чувства. Совершенствуется способ воплощения открывшегося и почувствованного. Без постоянного развития, без творчества культура не может существовать. Творческая, эвристическая функция культуры – вторая определяющая ее функция.
Потребность в создании нового возникает из неудовлетворенности уже имеющимся, уже достигнутым. Но, чтобы возникла потребность в создании нового, поиске чего-то более совершенного, необходимо, чтобы уже имеющееся и существующее было хорошо освоено. Важная функция культуры функция исторической преемственности. Без знания и освоения всего достигнутого человечеством невозможно дальнейшее развитие культуры (см. раздел IV «Преемственность в развитии культуры»).
Человек и человечество выражают себя в культуре и, осваивая ее, во-первых, становятся людьми, а во-вторых, получают знания о природе, о живущих рядом и о других странах и народах, о прошлом и настоящем. Это осуществляет познавательная функция культуры.
Но, приобретая, благодаря культуре, целостное представление о своем и о других народах и странах, о людях вообще, человек начинает лучше понимать этих людей и другие народы: их нравы, быт, образ жизни, традиции. А это дает возможность общения. Но без знания и понимания других, отличных от нас, людей оно затруднено. С познавательной функцией культуры теснейшим образом связана функция общения коммуникативная.
Общение может быть прямым, когда люди ездят, смотрят, встречаются с другой культурой и новыми людьми, и косвенным – через произведения искусства, научные публикации, специальное изучение определенных областей культуры.
Функции культуры не отделены друг от друга, а взаимопроникают и дополняют одна другую. Познание, даваемое культурой, помогает общению людей. Общение людей, в свою очередь, приносит новые знания. Об этом как всегда конкретно и образно сказал Б. Шоу: «Если у вас яблоко и у меня. Мы обмениваемся, у каждого остается по яблоку. Если у каждого из нас по идее и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу становится богаче, а именно – обладателем двух идей».
Но чтобы раскрылось содержание культуры, необходимо освоить ее язык, символику, знаковую систему, через которые культура передает свое содержание. Это и особенности нравов, обычаев, форм поведения людей и т. д. И, конечно, очень важно знание языка, на котором говорят и пишут. Это семиотическая, или знаковая, функция культуры.
В каждом обществе в ходе культурно-исторического развития складывается своя культура, формируются свои неписаные правила поведения, общения, определяется, что можно и что нельзя делать, как принято одеваться и т. д. И люди, чтобы жить в этом обществе, этим правилам подчиняются. В этом проявляется нормативная функция культуры.
Нормы поведения и общения, устанавливаемые культурой, меняются. И если в традиционных обществах они достаточно жестко регламентированы, то современный мир допускает большую свободу поведения и общения людей. Однако даже теперь очевидное нарушение норм (сознательное или случайное) воспринимается как вызов.
Но для того чтобы функционировать в обществе в качестве его полноправного члена, недостаточно усвоения поведенческих норм. Необходимо усвоить определенную систему знаний, ценностных ориентации, социальных норм и правил. Необходима социализация личности. И эту функцию также выполняет культура. Социализация личности достигается путем целенаправленного воздействия на личность (воспитание, образование), а также спонтанно [7].
Всегда была важна, а сейчас приобрела особую значимость аксиологическая функция культуры. Культура, утверждая определенные ценности, формирует ценностные ориентации. Они различны в разные эпохи, у разных народов, в разных социальных слоях общества. Рыцарская доблесть, дворянский кодекс чести, честное купеческое слово, профессиональная гордость специалиста, научная добросовестность ученого, исполнение воинского долга военными: «Честь имею!»
Неписаный кодекс чести российской интеллигенции, жившей всегда достаточно бедно, – порядочность и опрятность.
Формируются культурные ценности традициями, всем укладом жизни. Большую роль в этом играют литература, искусство в целом, а сейчас – СМИ, и главным образом телевидение. Какие ценности оно утверждает, известно всем. Но разобраться в том, что является действительно культурной ценностью, и сделать свой выбор может и должен каждый.
Функций культуры много, и все они важны. Но функциональная интерпретация культуры не является всеохватывающей ее характеристикой.
Не все в культуре может быть объяснено с помощью понятия «функция». Культуру нельзя рассматривать лишь под углом зрения того, как она обслуживает общество, так как она обладает самостоятельной ценностью. Она возникла как способ существования жизни и превратилась в сущность жизненного существования [8, с. 9, 165–166].
Мы назвали далеко не все функции культуры, но уже из сказанного видно, какую огромную роль культура выполняет, сколь всесторонне она обслуживает общество и человека. И если согласиться с мнением, что к этому не сводится значение культуры (а с ним хочется согласиться), то еще более очевидным становится значение и необходимость культуры и для человека, и для общества.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
3.4. Функции культуры
3.4. Функции культуры Сложность, многообразие проявлений культуры, ее многомерность определяют и многообразие ее функций. Культура полифункциональна.«Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей» [6]. В науке нет
9.2. Функции религии
9.2. Функции религии 1. Компенсаторная. Проанализировав перечисленные выше сущностные характеристики религии, можно сделать вывод, что она способна в какой-то степени компенсировать человеку несовершенство окружающего мира и его самого. В реальном мире изменений не
11.3. Функции искусства
11.3. Функции искусства Роль и значение искусства в жизни общества и человека многообразны и не исчерпываются утилитарными задачами: искусство самоценно, но выполняет множество функций.В научной литературе нет единого мнения в определении количества функций искусства и
4 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
4 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Термин «функция» (от лат. functio – «исполнение») переводится как «обязанность», «круг деятельности».Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно—нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой
5 УРОВНИ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
5 УРОВНИ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Регулятивная функция культуры проявляет себя в системе норм и требований, обязательных для всех членов общества во имя поддержания его целостности и обеспечения гармонии межгрупповых интересов.Регулятивная функция культуры
Функции художественной литературы
Функции художественной литературы 1 «Цель поэзии – поэзия!» – считал А. С. Пушкин. Суждения поэта о назначении искусства, о его роли в жизни человека и общества были и остаются наиболее близкими к истине. Они многократно подтверждены творческой практикой и
ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции
ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная
3. Основные функции культуры
3. Основные функции культуры Главная функция феномена культуры – человекотворческая или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической
9. Значение и функции культуры
9. Значение и функции культуры Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.1. Человеко – творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все
5. Значение и функции культуры
5. Значение и функции культуры Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.1. Человеко-творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все
ТЕМА 2 Виды, формы, содержание и функции культуры
ТЕМА 2 Виды, формы, содержание и функции культуры Выше мы отметили: культура – это явление человека в истории, вид его бытия в мире, способ его жизнедеятельности, самоосуществления, присущего только человеку. Животный мир ничего не выражает, кроме своей природной данности.
Культура. Её виды и функции.
В социологии культура проявляется как в материальной, так и в духовной форме.
Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.
1.Коммуникативная функция связана с накоплением и трансляцией социального опыта, передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.
2.Регулятивная проявляется в создании ориентиров и системе контроля человеческих действий.
3.Интегрирующая связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.
Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства социальных систем.
Виды культуры: Материальная и нематериальная культура.
Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, других предметов, которые постоянно изменяются и используются людьми. Материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры. Не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.
Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция. С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло разные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.
28 Общественное мнение и его функции. Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни. Происхождение этого термина английское. В 1759 г. его впервые употребил в парламентской речи Джон Солберн. Важнейший фактор при формировании общественного мнения — это интересы людей. Общественное мнение возникает там, где выдвигается вопрос, имеющий большое практическое значение, или вопрос, носящий дискуссионный характер. Механизм формирования общественного мнения предполагает борьбу индивидуальных мнений. Сущность общественного мнения: это итог мыслительной деятельности людей; при формировании общественного мнения критерием отбора служат общественные интересы и потребности; массовые суждения людей обладают разной степенью объективности, порой возникает ошибочное общественное мнение, часто за общественное мнение выдаются предрассудки; общественное мнение — побудительная сила людей к практической деятельности. В-пятых, сплав индивидуальных мнений, где происходит нелинейное сложение. Субъект общественного мнения — народное большинство — обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение. Объект общественного мнения — это то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение. Например, экологические проблемы или проблемы социального неравенства. В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно Основные методы формирования — внушение, убеждение, подражание. Основные средства (каналы) формирования — средства массовой информации, устная пропаганда, политическая агитация, межличностное общение. Этапы формирования общественного мнения: зарождение индивидуальных мнений, обмен мнениями, кристаллизация общей точки зрения из многих мнений и переход к практическому состоянию. В реальной жизни эти процессы протекают одновременно и имеют качественные скачки и взаимопереходы в развитии индивидуального, группового и общественного мнений. Практически всегда общественное мнение имело своих лидеров. Это были умудренные опытом старейшины, позже — жрецы, потом различные партии и силы, стремившиеся воздействовать на общественное мнение. Наконец сформировался слой идеологов, способных формулировать и обосновывать господство определенного мнения, элиты стран стремились сделать так, чтобы общественное мнение сложилось в их пользу. Сформированное общественное мнение имеет интегративный характер, это концентрированное выражение коллективного разума.. Мнение можно классифицировать следующим образом: индивидуальное, групповое и общественное. Общественное мнение имеет корни в социальной среде, часто им манипулируют партии и движения для достижения своих целей. Оно всегда возникает в противоборстве мнений всех слоев общества. Можно выделить следующие функции общественного мнения:1) контрольная, которая контролирует институты власти и государства; 2) консультативная, когда оно дает советы органам власти; 3) директивная, когда решения по проблемам социальной жизни принимаются с помощью референдума 4) оценочная.
29 Понятие личности. Социализация. Личность вводится для определения неприродной соц сущности человека. Индивид понимается как конкретный человек. Личностью можно назвать лишь того человека, который в своих действиях, поведении и мышлении отличается самостоятельность и самодостаточностью. Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, с другой стороны — их усвоение индивидом. Процесс социализации подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств, и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека, субъекты социализации (или агенты социализации — те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Различают первичную и вторичную соц-ю. Существует 2 основных подхода: Согласно 1 подходу человек является пассивным объектом воздействия общества. Согласно 2 подходу общество и человек активно взаимодействуют друг с другом при этом индивид избирательно усваивает соц. навыки и нормы. Большинство социологов согласны со 2 подходом.
30. Концепции личности.
1. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.
2. Концепция личности Фрейда. Другой образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра З.Фрейда, рассматривавшего человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные стремления личности образуют её потенциал и основной источник активности, задают мотивацию её действия. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трёхуровневое образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жёсткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Эта модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжёлым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.
3. Поведенческая концепция. Ещё один образ личности – личность как система реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через языки, обычаи, социальные институты, средства массовой информации. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной
группе «блюдёт» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то он и будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно.
4. Деятельностный подход. В рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чьё поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность». Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах.
31.Социальный конфликт, виды и формы. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. При этом по форме проявления эти конфликты можно разделить на два вида: 1) антагонистические (непримиримые); 2) агонистические (примиримые). Для второго вида характерны конфронтация, соперничество, конкуренция. Конфронтация – это зачастую пассивное противостояние социальных групп с противоборствующими политическими, экологическими, социальными интересами. Как правило, конфронтация не принимает форму открытого столкновения, но предполагает оказание давления, наличие разногласий. Конфронтация может перерасти в соперничество. Соперничество – это борьба за признание достижений и способностей отдельного человека или какой-либо общности. Цель соперничества – приобретение лучших социальных позиций, достижение престижных целей. Соперничество, в свою очередь может перерасти в конкуренцию – это особый тип конфликта, цель которого – получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам. Антагонистические (непримиримые) конфликты делятся на смуту, мятеж, бунт, революцию, т.е. конфликты, имеющие острые формы. Смута – это неясно выраженное недовольство существующим положением. Вначале появляется раздражение, оно переходит в возмущение, а затем –в негодование. Неясные цели оформляются в более или менее четко выраженные требования, хотя и не всегда понятно, чего хотят организаторы смуты, т.е. воля их четко не выражена. Смута может перерасти в бунт или мятеж, затем – в воспитание. Бунт и мятеж – это целенаправленное выражение личной или коллективной активности в агрессивных формах. Восстание – целенаправленное выражение личной или коллективной агрессии с высокой степенью организации коллективного протеста. Высшей формой конфликта может стать революция. Революция – это крайняя форма несогласия, политический способ свержения существующего строя, означающий качественные перемены существующего социально-экономического порядка. Как правило, революция предполагает насильственный военный способ действия и вовлечение в свою орбиту широких масс. Социологи описывают конфликт также с помощью переменных, таких, как разногласие и доминирование. Разногласие – основная переменная. Которая указывает состояние и ориентацию взглядов, интересов и целей участников, выраженных в требованиях или декларациях о намерениях. Разногласие формирует противоборствующее поведение, описываемое процессуальной моделью конфликта. Виды: межличностные, между личностью и группой, между социальными группами, межгосударственные.