Что такое культура безопасности личности

Культура безопасности жизнедеятельности

Что такое культура безопасности личности. Смотреть фото Что такое культура безопасности личности. Смотреть картинку Что такое культура безопасности личности. Картинка про Что такое культура безопасности личности. Фото Что такое культура безопасности личностиКультура безопасности жизнедеятельности – это определенный уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

Понятие «культура безопасности» впервые было сформулировано МАГАТЭ в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала, а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России. В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От эмоционально-ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей, уверенности в необходимости и действенности проводимых мероприятий и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности выполняется на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровне. На индивидуальном уровне осуществляется привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей, сохранения и сбережения природной среды, развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью, привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем является приоритетной, мотивирование безопасной деятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств и способностей, обеспечивающих возможность действенного предупреждения и защиты от угроз и опасностей, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, формирования паттернов безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. На корпоративном уровне формирование культуры включает в себя установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации, создание атмосферы психологической настроенности на безопасность, развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности, проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность, моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий, четкую регламентацию действий, особенно связанных с высокими рисками, контроль за соблюдением трудовой дисциплины. Развитие культуры безопасности жизнедеятельности на общественно-государственном уровне осуществляется путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов, социального сознания в области безопасности жизнедеятельности, развития нормативного правового поля, проведения политики обеспечения безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер, развития науки и искусства в области экологии, снижения рисков, защиты от чрезвычайных ситуаций, привлечения религиозных институтов, совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности, страховых механизмов обеспечения безопасности и др.

В современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают и современные технические средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (см. « Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей »).

Комплексное и системное развитие культуры безопасности жизнедеятельности на всех указанных уровнях позволяет повысить подготовленность населения, уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, усилить сплоченность общества перед различными опасностями, сократить людские потери и материальный ущерб в чрезвычайных ситуациях, будет являться одним из факторов обеспечения стабильного социально-экономического развития страны.

Источники: Катастрофы и образование / Под редакцией Ю.Л. Воробьева. – М., 1999; Дурнев Р.А. Проект Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций Минобрнауки России. 2005. Выпуски 23–24.

Источник

и защита от них

Культура безопасности человека

Для выполнения главного условия безопасности жизнедеятельности в новой эпохе – изменения мировоззрения людей – необходимо формирование культуры безопасности.

Говоря о культуре безопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как«особой области, которая противопоставляется природе, передаётся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования». Культура представляется в единстве трёх её неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной (разумной) деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности и общества. Культура человека является сложной структурой, состоящей из многих элементов, каждый из которых относится к определённой сфере деятельности. Понятие «безопасность» относится ко всем сферам деятельности, её обеспечение составляет специфическую область жизнедеятельности человека в целом.

Культура безопасностиэто способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результатыэтой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.

Воспитание в области культуры безопасности осуществлялось всегда – от момента рождения человека до конца его жизни – родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило это разрозненно и стихийно, в основном, вне сферы образования. Общие результаты разумной жизнедеятельности привели человечество сначала к постоянному росту уровня безопасности, но затем – к глобальному кризису. Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области безопасности, для чего, как отмечено выше, дополнить способ жизнедеятельности в этой области контуром преобразования собственного сознания (в дополнение к контуру преобразования окружающей среды). Воспитание и образование должны внести в сознание людей, прежде всего, миропонимание, адекватное новой эпохе. А уже адекватное миропонимание будет способствовать изменению системы ценностей и целей жизнедеятельности людей, переключению их с максимального удовлетворения постоянно и неограниченно растущих материальных потребностей на духовное развитие, на информационную сферу жизнедеятельности.

Новая эпоха требует формирования современной культуры безопасности на основе применения научных подходов. Значение науки для решения проблем современности определено Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (1992): «Только наука может найти пути к безопасному и жизнестойкому будущему. XXI век либо станет эпохой расцвета науки, либо последним веком мировой истории» («Повестка дня на XXI век»). Наука является мощным инструментом человека в познании и преобразовании окружающей среды. До настоящего времени она служила созданию всё более могущественных технологий, имеющих целью, в конечном итоге, обеспечение и повышение уровня безопасности. Уменьшение вторичных опасностей от применения созданных технологий до приемлемого уровня осуществлялось эмпирическим методом проб и ошибок. Но этот традиционный метод оказывается неприемлемым для разрешения возникших глобальных проблем. Поэтому, чтобы избежать катастрофических последствий, в структуре научных разработок на первый план должна выйти та их часть, которая позволяет прогнозировать последствия применения созданных технологий.

Исключительно важно, чтобы прогнозы и поиск оптимальных решений разнообразных задач велись с позиции видения общей системы для анализа современного комплекса проблем безопасности:

«В любой сложной системе воздействие на один её элемент, каким бы обдуманным оно ни было, как правило, ухудшает параметры системы как единого целого» (Дж. Форрестер).

Становление современной культуры безопасности, опирающейся на науку, требует преобразования мировоззрения всех слоев общества с помощью образования. Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (коллективу, общественному объединению, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.

Важнейшим компонентом образования, его системообразующим стержнем, должны стать общеобразовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) – в школе, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) – в учреждениях профессионального образования.

Исключительно важна профессиональная подготовка в области безопасности жизнедеятельности слоя управленцев («правящая элита») – лиц, принимающих ответственные решения (ЛПР). Эта подготовка должна быть тем более фундаментальной, чем выше в административной иерархии располагается ЛПР. 100%-ую подготовку в области безопасности должны иметь не только ученые из этой области, но и та часть правящей элиты, которая принимает ответственные решения, влияющие на жизнь и развитие общества. В докладах ученых Римскому клубу не случайно обращалось внимание не только на то, что «в настоящее время сохраняется система, способствующая выдвижению кандидатов, явно преследующих собственные интересы и готовых порой принести общественное благо в жертву личным или партийным амбициям», но и на то, что «избранные народом представители (в том числе и лидеры) не обладают знаниями, необходимыми для понимания ситуации», и это представляет собой одну из современных глобальных проблем.

Общеобразовательная область ОБЖ и общепрофессиональная дисциплина БЖД в целом составляет комплексную образовательную область «Безопасность жизнедеятельности». Все разделы области тесно связаны друг с другом, имеют общие фрагменты и межпредметные связи с другими образовательными областями (в школе практически со всеми, даже с математикой: необоснованное применение абстрактных схем которой может порождать серьезные опасности), образуя общее поле подготовки молодежи к жизни в новой эпохе.

Содержание образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя разделы (модули):

— безопасное (рациональное) поведение, индивидуальная защита в опасных и чрезвычайных ситуациях (ОС и ЧС);

— фрагменты безопасности во всех общеобразовательных областях;

— основы защиты Отечества (включая представление о деятельности государственных структур и о формах личного участия в гражданской и общественной деятельности в целях предотвращения ОС и ЧС);

— мировоззренческие модули (они разных уровней в школе и в профессиональных учебных заведениях; такой модуль – данный «Современный комплекс проблем безопасности»);

— защита учреждений и предприятий в ЧС;

— безопасность профессиональной деятельности специалиста для человека и среды его обитания (предотвращение ОС и ЧС).

Для преобразования мировоззрения людей, обеспечивающего переход к устойчивому развитию, обществу необходимо сформировать и внедрить современную культуру безопасности. Базой этого должны стать наука и образование.

Источник

Культура безопасности жизнедеятельности — условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления

Что такое культура безопасности личности. Смотреть фото Что такое культура безопасности личности. Смотреть картинку Что такое культура безопасности личности. Картинка про Что такое культура безопасности личности. Фото Что такое культура безопасности личности Владимир Петухов
Культура безопасности жизнедеятельности — условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления

Культура безопасности жизнедеятельности — это определённый уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угрозы и опасной во всех сферах жизнедеятельности, в том числе от террористической деятельности во всех видах её проявления.

Безопасность — это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и последствий террористических актов, свидетельствует, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при этом роль каждого человека в обеспечении личной безопасности, безопасности общества и государства постоянно возрастает.

Следовательно, наиболее фундаментальные свойства общей культуры как целого в той или иной степени присущи его части -культуре безопасности жизнедеятельности.

На индивидуальном уровне в рамках культуры безопасности жизнедеятельности осуществляется:

• привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения безопасности окружающих людей;

• сохранение и сбережение природной среды;

• развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью;

• мотивирование безопасной деятельности;

• развитие врождённых и формирование жизненно необходимых способностей, обеспечивающих возможность надёжного предупреждения и защиты от внешних и внутренних угроз и опасностей;

• привитие знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности во всех сферах жизнедеятельности;

• соблюдение правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

В настоящее время приоритетным в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности следует признать формирование антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления личности путём самовоспитания и самообразования.

Для этого каждому человеку необходимо выработать в себе ряд убеждений и качеств (см. § 19).

Под современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности следует понимать способности личности и общества в условиях современного окружающего мира придерживаться принятых социальных норм и правил поведения с учётом перспектив их развития, соблюдение которых обеспечивает на доступном уровне защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от террористической деятельности.

1. Почему, на ваш взгляд, культура безопасности жизнедеятельности считается частью общей культуры?

Дополнительный материал к § 20

Профилактика террористической деятельности

Чтобы не стать орудием в руках идеологов и руководителей терроризма, необходимо твёрдо сформироватьу себя ряд убеждений:

• любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;

• любая террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;

• любая террористическая деятельность бесцельна, так как не способствует созданию благополучной и счастливой жизни её участников ни при каких условиях.

Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, необходимы собственные усилия, постоянные и немалые. Для этого необходимо научиться предвидеть события, прогнозировать развитие различных опасных ситуаций и вести себя безопасно, чтобы снизить фактор риска от их последствий. Иметь чётко сформулированную цель жизни и добиваться её достижения, противостоять различным соблазнам и экстремистским предложениям, какими бы они ни казались привлекательными, учиться приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней своё поведение, управлять своими эмоциями, противостоять воздействию сильного стресса, вырабатывать эмоциональную устойчивость и психологическую уравновешенность в поведении в различных жизненных ситуациях. Постоянно формировать и совершенствовать свою индивидуальную систему здорового образа жизни и повышать уровень своей культуры безопасности жизнедеятельности, чтобы благополучно жить в нашем обществе в настоящее время и с учётом ближайших перспектив его развития, соблюдать нормы и правила поведения в соответствии с действующими законами и другими нормативно-правовыми документами Российской Федерации.

Безопасность жизнедеятельности. Возрастные особенности поведения детей в условиях чрезвычайного происшествия Возрастные особенности поведения детей в условиях чрезвычайного происшествия (ЧП) В обществе часто говорят, что мы живем во времена агрессии.

Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные.

Игры по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников Я – человек «Умею – не умею» (младший дошкольный возраст) Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях.

Культура поведения, культура общения, этикет как условие успешного развития детей дошкольного возраста Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В.

Квест по основам безопасности жизнедеятельности «Тропа безопасности» Цель: повышение уровня знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности. Образовательные задачи: закрепить и систематизировать знания.

Организация игровой деятельности, как условие формирования гендерной культуры Гендерное воспитание — совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям в проблемах социализации и становления личности, с.

Презентация «Основы безопасности и жизнедеятельности» «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали.

Открытое занятие «Правила и культура поведения» Ход занятия: Дети заходят в группу. Вос-ль: Дети, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся: Здравствуйте! Вос-ль: Ребята сегодня, когда.

Презентация к беседе «Культура поведения за столом» Организация детского питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости и одна из основных забот коллектива учреждения. При этом имеет.

Проблема формирования самостоятельного мышления ­у подростков В романе Стругацких «Гадкие лебеди» есть такие строчки: «…потому что волчица говорит своим волчатам:“Кусайте как я”, и этого достаточно,.

Источник

Культура личной безопасности

Что такое культура безопасности личности. Смотреть фото Что такое культура безопасности личности. Смотреть картинку Что такое культура безопасности личности. Картинка про Что такое культура безопасности личности. Фото Что такое культура безопасности личности

Личная безопасность — это совокупность знаний, умений и навыков человека, выражающихся в его готовности защитить себя от неблагоприятного воздействия окружающей среды и наступления нежелательных последствий. Проще — это готовность человека защитить себя и окружающих.

Культура личной безопасности Культура личной безопасности Культура личной безопасности — это степень готовности человека совершенствовать и применять арсенал своих знаний и опыт, выражающаяся в поведении и действиях, адекватных или неадекватных ситуациям, связанным с опасностью для жизни.

Культура любого человека базируется на его воспитании и образовании и проявляется в его поведении.

Культура личной безопасности в этом плане является частью общечеловеческой культуры и также проявляется в поведении человека, когда на сцене жизни появляется опасность.

Бдительность. Постоянная готовность обеспечения собственной безопасности прямо пропорциональна такому качеству человека, как бдительность. Чем выше планка бдительности, тем выше культура личной безопасности и его готовность преодолеть угрозу опасности.

Бдительность зависит от общеобразовательного уровня, физического состояния, психологической и специальной (по вопросам личной безопасности) подготовки человека.

Физическое состояние (хорошее!) дает человеку быструю реакцию, способность противостоять переутомлению и быть достаточно эффективным в вопросах физического противодействия. Находясь в хорошей физической форме, мы можем принести максимум пользы самому себе.

Психологическая готовность — это воля к жизни, умение преодолеть страх, одиночество, боль; это такие качества личности, как наблюдательность, стрессоустой-чивость, эмоциональная уравновешенность и т. д., а также такие психические свойства, как внимание и восприятие.

Специальная подготовка по вопросам личной безопасности — это тот минимум конкретных знаний и умений, которые позволяют человеку чувствовать себя уверенно в повседневной жизни и в экстремальных условиях.

«Бдительность» происходит от слова «бдеть», т. е. быть начеку, вовремя заметить, узнать, принять меры. Бдительность, если ее рассматривать как основу личной безопасности, включает в себя ряд базовых составляющих, имеющих прямое отношение именно к культуре личной безопасности.

1. Умение правильно оценивать обстановку, выделяя помогающие факторы («друзья») и противодействующие силы, несущие опасность («враги»). Из этой оценки делаются соответствующие выводы, по которым корректируется последующее поведение и действия человека.

2. Представление о работе силовых и деятельности криминальных структур, знание методов, которые используются, а также возможностей современной специальной техники (подслушивание, подглядывание, тайное и легендированное проникновение в помещения, сигнализация и т. д.).

3. Подчинение принятым в обществе нормам безопасности (на работе, в быту, на транспорте, в общественных местах, в местах проживания и отдыха и т. д.).

4. Представление о своих юридических правах (особенно связанных с крайней необходимостью и необходимой обороной).

6. Приспособленность к особенностям своей местности, климата, кухни, медицинской обстановке.

7. Знание вредной флоры и фауны местности проживания.

8. Знание факторов риска (подробнее в дальнейшем).

9. Уважение обычаев, связанных с приоритетной религией данной местности, а также понимание национальной психологии, если вы находитесь в окружении представителей не вашей национальности.

10. Владение правилами по преодолению непредвиденных обстоятельств.

11. Знание факторов выживания.

12. Знание методов предупредительной защиты.

СИСТЕМА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Метод предупредительного информирования: кто-то из ваших близких или сотрудников обязательно должен знать ответы на 5 вопросов — куда, на какое время, с кем, на чем и зачем вы отправились из дома или с работы.

Метод превентивного сбора информации об объекте или человеке, с которым вам предстоит иметь дело. Он заключается в сборе (получении) сведений путем опроса (открытого проявления интереса или методом скрытного выведывания), а также с использованием печатной или электронной информации. При этом в числе прочих, возможно, интересующих вас данных, вы должны получить ответ на вопрос: исходят ли от объекта или контактного лица угрозы вашей личной безопасности и надо ли предпринимать соответствующие меры.

Метод оперативного информирования — всегда иметь под рукой «помогающие» телефоны.

Это не только номера 01, 02, 03, 04, которые трудно забыть, но и телефоны местного отделения милиции, участкового, местной поликлиники, пожарного отделе­ния, бюро несчастных случаев, телефон доверия и т. д. Как показывает практика, помощь от местных органов приходит значительно быстрее.

Метод познавательного самоинформирования предполагает:

• внимательное ознакомление с памятками по безопасности в местах, где вы работаете или бываете (пожарная безопасность, поведение в местах отдыха, эвакуационные рекомендации, памятки по спасению на транспорте и т. д.);

• проявление интереса к материалам по вопросам личной безопасности в средствах массовой информации.

• ознакомление со сведениями исторического характера о стихийных бедствиях, техногенных катастрофах и прочих «врагах» личной безопасности.

• поддержание хорошей физической формы;

• привлечение при необходимости знакомых, родственников, друзей на случай посещения или прохождения настораживающих мест, особенно в темное время суток;

• организация личной охраны при появлении угрозы личной безопасности;

• знание элементарных приемов физического противодействия.

Методы предупредительного воздействия:

• организация слежки и ее обнаружение;

• звуковой и зрительный контроль обстановки;

• выявление повышенного интереса к вашей деятельности и личной жизни;

• использование специальных меток;

• маскировка действий, например при отвлечении внимания нападающего:

— выронить на землю деньги. В момент его наклона использовать средства самозащиты или ударить по лицу, затем убежать;

— сделать вид, что видите за его спиной ваших друзей, позвать их. Дальнейшие действия аналогичны вышеизложенным;

— использовать методы симуляции, например, проявить готовность отдать ему вещи. Когда он приготовится взять их, применить средства самозащиты или ударить в лицо, пах, живот и убежать;

— разыграть сцену заболевания, падать на пол, звать «скорую помощь».

• использование спецсредств (для нейтрализации органов зрения, слуха, обоняния);

• использование блокираторов (взрыва, противопожарных приспособлений и г д.);

• использование животных (прежде всего собак, но и других особей).

• иметь понятие о том, что такое страх, не бояться его и знать, как преодолеть;

• представлять себе симптомы переутомления и уметь направлять свои психологические ресурсы на борьбу с этим явлением;

• изучить опыт преодоления одиночества в повседневных условиях и экстремальных ситуациях и найти свои способы избавления от его зависимости;

• разобраться в особенностях своего инстинкта самосохранения;

• постараться получить понятие о возможностях предвидения действий своего противника в экстремальной ситуации (рефлексивное мышление), с тем, чтобы оказаться впереди его намерений;

• разобраться в антистрессорах, с тем, чтобы приобрести психологическую устойчивость в экстремальной ситуации;

Кроме того, требуется знание приемов и способов действий в условиях радиологической, химической и биологической угроз.

© 2005-2021 Медиа-портал «Хранитель». Все права защищены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *