столяров б а музейная педагогика история теория практика
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Допущено
Учебно-методическим объединением
По направлениям педагогического образования
Министерства образования Российской Федерации
В качестве учебного пособия для студентов
Педагогических и гуманитарных
Москва «Высшая школа» 2004 |
Высших учебных заведений
С 81
кафедра искусствоведения и методики преподавания изобразительных искусств факультета изобразительных искусств РГПУ им. А.И. Герцена (зав. кафедрой канд. пед. наук Л.Б. Михаленко); действительный член Российской академии художеств, д-р искусствоведения, проф. В.А. Леняшин
С 81 Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.
В книге которая является первым в отечественной практике учебным пособием по дисциплине, формирующейся на стыке музееведения и педагогики, дан анализ, обобщение и интерпретация образовательной деятельности художественного музея на фоне и в контексте ее глубокого и противоречивого опыта. Изложенный материал осмыслен с тщательностью историка культуры и педагога, имеющего большой опыт художественного образования.
Для студентов гуманитарных и педагогических вузов, факультетов и кафедр искусствоведения и музейной педагогики, преподавателей художественных школ и музейных работников.
СтоляровБорис Андреевич
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Редактор М.В. Лагунова. Художник В.Н. Хомяков.
Художественный редактор А.Ю. Войткевич. Технический редактор Л.А. Овчинникова. Корректоры О.Н. Шебашова, В.М. Ракитина. Компьютерная верстка ОМ. Чернова
Лицензия ИД № 06236 от 09.11.01.
Изд. № ЛЖ-256. Подл. в печать 24.05.04. Формат 60×88’/16. Бум. офсетная. Гарнитура «Литературная». Печать офсетная. Объем 13,23 усл. печ. л. 13,72 усл. кр.-отт.
Тираж 3000 экз. Зак. №4008 ФГУП «Издательство «Высшая школа», 127994, Москва, ГСП-4, Неглинная ул., 29/14.
Тел.: (095) 200-04-56. E-mail: info@v-shkola.m http://www.v-shkola.ru
Отдел реализации: (095) 200-07-69, 200-59-39, факc (095) 200-03-01.
Отпечатано на ФГУП ордена «Знак Почета»
Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова
214000, г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, 2.
ISBN 5-06-005235-4 © ФГУП «Издательство «Высшая школа», 2004
Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.
Предисловие. 5
Глава 1. Исторический аспект становления музея и развития его
но-образовательной деятельности. 18
§3. Германия. Рождение музейной педагогики. 24
§4. Россия. Формирование музейно-образовательной традиции. 30
Глава 2. Типология музеев по образовательной деятельности. 40
§ 1. Теоретические аспекты образовательной деятельности музея. 40
§2. Профессиональные музеи. 47
§3. Педагогические и школьные музеи. 50
§4. Детские музеи. 53
Глава 3. Музей в пространстве культуры и педагогического поиска. 63
§ 1. Международный совет музеев (ICOM) и его влияние на осмысление и
развитие образовательной деятельности музея. 63
§2. Гуманистическая педагогика и теория музейной коммуникации в кон
тексте осмысления образовательной деятельности музея. 65
§3. «Музейный бум» в контексте утверждения педагогических основ в об
разовательной деятельности отечественных музеев. 71
§4. «Музейный бум» и специфика образовательной деятельности в зару
бежных музеях в 1960—80-е годы. 75
Глава 4. Теоретические аспекты музейной педагогики. 84
§ 1. Соединение практики и научного поиска в образовательной деятельно
сти отечественного и зарубежного музеев. 84
§2. Музей и школа: анализ специфики двух социокультурных институций 93
§3. Музееведческий контекст музейной педагогики. 95
§4. Педагогические термины в пространстве музея. 99
§5. Понятия и категории музейной педагогики. 104
Глава 5. Педагогика художественного музея как специфическая область
§ 1. Основные направления образовательной деятельности художественно
го музея. 1 10
§2. Содержание понятия «педагогика художественного музея». 114
§3. Визуальное мышление и художественное восприятие произведения
изобразительного искусства. 116
§4. Специфика восприятия подлинника в художественном музее. 120
Глава 6. Методические аспекты работы на музейной экспозиции. 127
§1. Типы музейных экскурсий. 127
§2. Виды анализа произведения изобразительного искусства в музейной
среде. 135
§3. Методические принципы подготовки и проведения ознакомительной
экскурсии в условиях музейной экспозиции. 137
§4. Методические принципы подготовки и проведения образовательной
экурсии в условиях музейной экспозиции. 140
§5. Методические принципы подготовки и проведения развивающей экс
курсии в условиях музейной экспозиции. 145
Глава 7. Психолого-педагогическая специфика работы на музейной
экспозиции с разновозрастной аудиторией. 149
§1. Дошкольники в музее. 149
§2. Дети младшего школьного возраста в музее. 152
§3. Дети среднего школьного возраста в музее. 154
§4. Студенты в музее. 156
Глава 8. От практики и анализа — к моделированию системы взаимодействия
музея и школы. 158
§2. Музейно-педагогические программы — научно-методическая основа
продуктивного взаимодействия музея и системы образования. 163
Глава 9. Учитель в музее. 177
§1. Учитель как «потенциальный союзник» в организации музейно-педа-
гогического процесса. 177
§2. Учитель и музей: опыт сотрудничества в Германии и США. 179
§3. Учитель и музей: опыт отечественного взаимодействия. 184
§4. Профессиональная подготовка музейного педагога в системе высшего
§5. Подготовка музейного педагога в педагогическом вузе. 190
Список литературы. 198
Словарь основных терминов. 204
Модернизация отечественного образования и усиление роли музея в жизни современного общества обусловили необходимость профессиональной подготовки специалистов, способных решать педагогические задачи в условиях музейной среды и образовательного учреждения. Данная ситуация типична как для отечественных, так и для зарубежных музеев, ибо практика свидетельствует, что возрастание роли музея в современной культуре и в жизни общества весьма существенно отстает от обучения персонала и развития его образовательной деятельности.
Однако вряд ли сложившаяся ситуация является отражением лишь проблемы выживания музея в рыночных условиях. Корни ее лежат глубже — в безнадежно устаревшем подходе к профессиональному образованию музейных сотрудников. Выпускники высшей школы — а это прежде всего педагоги, музееведы и искусствоведы — зачастую приходят в музей функционально неграмотными. Речь идет о получаемой ими сумме знаний, не адаптированных к деятельности в условиях музея, лишенных междисциплинарной основы и концептуального осмысления, и о полном отсутствии у них навыков научной и практической работы. Особенно это касается тех, кто выбирает сегодня работу с посетителями. Если фондо-во-хранительская работа определяется нормативными инструкциями, на основе которых строится учет и хранение, и зависит от личного опыта, то в работе со зрителем требуется психолого-педагогическая подготовка и уровень знаний, отвечающий сегодняшней социокультурной ситуации.
Не будет преувеличением сказать, что и работники системы образования пока еще не имеют достаточно ясного представления о содержании музейной педагогики. Думается, что модернизация отечественного образования будет способствовать этому пониманию. Как движение в нужном направлении следует рассматривать утверждение Министерством образования Российской Федерации в 2000 г. государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по профилю «музейная педагогика» в рамках направления «художественное образование» и открытие в 2002 г. на базе факультета изобразительного искусства Российско-
го государственного педагогического университета имени А. И. Гер-цена и Российского центра музейной педагогики и детского творче-ства Государственного Русского музея подготовки специалистов этого профиля. Данное обстоятельство позволяет России стать в один ряд с такими странами, как Англия и США, где подобная об-разовательная практика осуществляется уже не одно десятилетие.
Предлагаемое пособие призвано помочь профессиональному становлению отечественной музейной педагогики. В нем рассматри-ваются в исторической последовательности наиболее важные аспекты формирования и развития образовательной деятельности му-зея и содержание музейной педагогики как научной основы этой деятельности.
Автор выражает глубокую благодарность сотрудникам России-ского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, а также петербургским и московским ученым: доктору философских наук, профессору М. С. Кагану, доктору искусствоведения, профессору Н. А. Яковлевой, доктору педагогических наук, профессору С. Г. Вершловскому, кандидату педагогических наук М. Ю. Юхневич и другим специалистам, помощь и благожелательную поддержку которых в разработке новой дисциплины трудно переоценить. Автор искренне признателен Е. В. Ивановой и С. Б. Горюновой за перевод зарубежных изданий, материалы которых были использованы при подготовке данного учебного пособия.
КУЛЬТУРА И МУЗЕЙ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА
Возникнув как средство обуздания стихийности природы и зоологических инстинктов человека, культура стала действенным механизмом трансформации его животного бытия в социальное состояние. В этой связи культуру не случайно называют социальной терапией (В. Налимов).
Процесс исторического развития культуры условно можно разделить на четыре основных этапа, каждому из которых соответствует определенный тип взаимодействия человека и природы:
— первобытный — содержание культуры предопределяет
природа и присваивающие формы хозяйствования (охота, рыболов
ство, сбор дикорастущих растений), а потому в нем находит отра
жение страх человека перед ее силой;
— общинно-аграрный — человек, осваивая земледелие, ско
товодство и товарный обмен, приспосабливается к природе, нахо
дясь на уровне мифологического сознания;
— торгово-промышленный — осваивая природу, человек
стремится к достижению свободы от нее;
— индустриальный — развитая индустрия и научно-техниче
ский прогресс порождают кризис во взаимоотношениях с природой,
результатом которого видится «закат» культуры (Ф. Ницше,
О. Шпенглер, И. Ильин, Н. Бердяев);
— постиндустриальный — в культуре выражается пережи
ваемый человечеством системный кризис, ставший следствием его
Назовем в их числе следующие имена: Э. Тейлор, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, А. Моль, П. А. Флоренский, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, М. С. Каган.
борьбы с природой, характерной чертой которого является глобаль-ность проблем экологии природы и духа.
Главная примета постиндустриального этапа — видеокомпью-терные технологии. Их стремительное развитие обозначило кон-фликт между культурой — в ее традиционной книжно-письменной форме — и цивилизацией, понимаемой как уровень современного] материально-технического развития. В этом конфликте произведст- венно-технические процессы и технологии зачастую воспринимают- ся как безличные и обездушенные силы, угрожающие, под знаме-нем формирования глобального информационного общества, пpe-вратить человека в придаток машины, что противоречит его биосо-циальной природе.
Тем самым напрашивается вывод: существование природы и] культуры взаимосвязано и взаимообусловлено, а жизнь человека всегда определялась и определяется ценностями, которые отража-ют уровень развития экономики, науки, техники и самой культуры. В этой ситуации правомерен вопрос: не становится ли информаци-онно-компьютерный способ общения и виртуальное бытие, в усло-виях все возрастающей от него психозависимости подрастающего поколения, важнее непосредственно-межличностного общения и реальности как таковой? Сегодня информация, все более утрачивая служебный характер «сведений о чем-либо», наряду с веществом и] энергией претендует на самостоятельный субстанциональный ста-туе. Выходящая из-под контроля информационная стихия стремится подчинить себе человека, нивелируя как общие, так и индивидуаль- но-личностные его характеристики (этническую принадлежность, возраст, пол и т. д.). Все это в наибольшей мере свойственно жиз-ни в мегаполисах. В индустриальном XIX в., в связи с развитием урбанистической культуры, ощущение отрыва от природы привело к возникновению в больших городах зоопарков и естественнонауч-ных музеев. В XXI в. люди, перегруженные техническими средства-ми, должны задумываться о том, как сохранить обусловленную всей историей развития культуры связь человека с миром природы, не-| отъемлемой частью которой он является. Симптомы тревожны: если несколько десятилетий назад осуществлялось приспособление техники к человеку исходя из эргономических принципов, то сего-дня мы наблюдаем обратный процесс. Расширяя возможности ком-фортного освоения окружающего мира, техника привязывает чело-века к постоянно совершенствующимся и жестко детерминирован-ным производственно-экономическими факторами технологиям, толкает к созданию некоей «новой» духовности и системы ценно-стей на информационной основе. В плоскости техноидеологии ле-
Очевидно, что решение проблемы выживания человечества зависит от того, насколько оно сумеет понять опасность неконтролируемого развития технологий, подчинив их задачам духовно-ориентированной культуры, призванной быть универсальным механизмом самоорганизации жизни общества и пространством реализации сущностных начал и качеств личности. Огромное значение здесь имеет уровень развития образования и характер отношения к наследию истории и традициям культуры. Идеальной формой воплощения традиции как «способа сохранения человеческого измерения реальности» является музей. Сохраняя материализованные свидетельства явлений и процессов природы, памятники культуры и искусства, он передает поколениям эстафету культуры, находящейся в состоянии непрерывного становления. Сегодняшняя привлекательность этого самого устойчивого института самосохранения культуры определяется тем, что музей хранит и предъявляет человеку материализованные свидетельства развития природы и факты его собственных творческих достижений, подчеркивая тем самым важность системы связей человека с миром во всем их богатстве, разнообразии и противоречивости.
Как показывает историческая ретроспекция, рост общественного интереса к музею и формирование его институциональной роли приходится на вторую половину XIX в. Именно тогда ясно обнаружилась тесная связь развития музейного дела с успехами в промышленности и реформами образования. Сегодня эта связь актуальна прежде всего в области видеокомпьютерных технологий, во многом обусловивших переход к информационному обществу.
Одним из признаков «гуманитарной» реакции на наступление «техноса» является невиданный рост числа музеев в конце XX в. Свыше 90% от их общего числа возникли в таких высокоразвитых в промышленно-техническом отношении странах, как США, Англия и др. Востребованность музея обществом — показатель осознания человечеством места культуры и искусства в своей жизни, а также необходимости ориентироваться на высшие духовные цели в процессе социально-экономической деятельности.
1 Кутырев А.В. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 65.
Углубление взаимодействия музея и образования — отражение общей тенденции к интеграции различных сфер знания и деятельно-сти. Как показала практика, включенность музея в общеобразова-тельный процесс способствует формированию психологической нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся современном мире, но и быть субъектом происходя-щих в нем социокультурных преобразований. Другими словами, речь) идет о творческой личности, которая, усвоив текст гуманитарной культуры, способна интерпретировать его в контексте собственной жизни. В диалогическом пространстве музея имеется возможность заново прожить отраженные в памятниках культуры и искусства яв-| ления и события внешней и внутренней жизни человека.
Ориентация на общепедагогические задачи развития, воспита-ния и образования объединила самые разные по масштабам и спе-цифике коллекций музеи. Сегодня музейные сотрудники, стремясь выработать у подрастающего поколения потребность в общении с миром природы, историческим наследием и творческом самовыра-| жении, все чаще совмещают основную работу с трудом школьного учителя, овладевая его профессиональными навыками. Тем самым они активно участвуют в процессе модернизации отечественного образования, целью которого является формирование целостной, технически и эстетически развитой личности, способной обеспечить позитивное в духовном плане и динамичное развитие цивилизации.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Учебно-методическим объединением
по направлениям педагогического образования
Министерства образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов
педагогических и гуманитарных
Москва «Высшая школа» 2004
высших учебных заведений
кафедра искусствоведения и методики преподавания изобразительных искусств факультета изобразительных искусств РГПУ им. А.И. Герцена (зав. кафедрой канд. пед. наук Л.Б. Михаленко); действительный член Российской академии художеств, д-р искусствоведения, проф. В.А. Леняшин
С 81 Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.
В книге которая является первым в отечественной практике учебным пособием по дисциплине, формирующейся на стыке музееведения и педагогики, дан анализ, обобщение и интерпретация образовательной деятельности художественного музея на фоне и в контексте ее глубокого и противоречивого опыта. Изложенный материал осмыслен с тщательностью историка культуры и педагога, имеющего большой опыт художественного образования.
Для студентов гуманитарных и педагогических вузов, факультетов и кафедр искусствоведения и музейной педагогики, преподавателей художественных школ и музейных работников.
Столяров Борис Андреевич
Музейная педагогика. История, теория, практика
Редактор М.В. Лагунова. Художник В.Н. Хомяков.
Художественный редактор А.Ю. Войткевич. Технический редактор Л.А. Овчинникова. Корректоры О.Н. Шебашова, В.М. Ракитина. Компьютерная верстка ОМ. Чернова
Лицензия ИД № 06236 от 09.11.01.
Изд. № ЛЖ-256. Подл. в печать 24.05.04. Формат 60×88’/16. Бум. офсетная. Гарнитура «Литературная». Печать офсетная. Объем 13,23 усл. печ. л. 13,72 усл. кр.-отт.
Тираж 3000 экз. Зак. №4008 ФГУП «Издательство «Высшая школа», 127994, Москва, ГСП-4, Неглинная ул., 29/14.
Тел.: (095) 200-04-56. E-mail: info@v-shkola.m http://www.v-shkola.ru
Отдел реализации: (095) 200-07-69, 200-59-39, факc (095) 200-03-01.
Отпечатано на ФГУП ордена «Знак Почета»
Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова
214000, Г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, 2.
ISBN 5-06-005235-4 © ФГУП «Издательство «Высшая школа», 2004
Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.
Предисловие 5
Глава 1. Исторический аспект становления музея и развития его
образовательной деятельности : 11
но-образовательной деятельности 18
§3. Германия. Рождение музейной педагогики 24
§4. Россия. Формирование музейно-образовательной традиции 30
Глава 2. Типология музеев по образовательной деятельности 40
§ 1. Теоретические аспекты образовательной деятельности музея 40
§2. Профессиональные музеи 47
§3. Педагогические и школьные музеи 50
§4. Детские музеи 53
Глава 3. Музей в пространстве культуры и педагогического поиска 63
§ 1. Международный совет музеев (ICOM) и его влияние на осмысление и
развитие образовательной деятельности музея 63
§2. Гуманистическая педагогика и теория музейной коммуникации в контексте осмысления образовательной деятельности музея 65
§3. «Музейный бум» в контексте утверждения педагогических основ в образовательной деятельности отечественных музеев 71
§4. «Музейный бум» и специфика образовательной деятельности в зарубежных музеях в 1960—80-е годы 75
Глава 4. Теоретические аспекты музейной педагогики 84
§ 1. Соединение практики и научного поиска в образовательной деятельности отечественного и зарубежного музеев 84
§2. Музей и школа: анализ специфики двух социокультурных институций 93
§3. Музееведческий контекст музейной педагогики 95
§4. Педагогические термины в пространстве музея 99
§5. Понятия и категории музейной педагогики 104
Глава 5. Педагогика художественного музея как специфическая область
§ 1. Основные направления образовательной деятельности художественного музея 1 10
§2. Содержание понятия «педагогика художественного музея» 114
§3. Визуальное мышление и художественное восприятие произведения
изобразительного искусства 116
§4. Специфика восприятия подлинника в художественном музее 120
Глава 6. Методические аспекты работы на музейной экспозиции 127
§1. Типы музейных экскурсий 127
§2. Виды анализа произведения изобразительного искусства в музейнойсреде 135
§3. Методические принципы подготовки и проведения ознакомительнойэкскурсии в условиях музейной экспозиции 137
§4. Методические принципы подготовки и проведения образовательнойэкурсии в условиях музейной экспозиции 140
§5. Методические принципы подготовки и проведения развивающей экскурсии в условиях музейной экспозиции 145
Глава 7. Психолого-педагогическая специфика работы на музейной
экспозиции с разновозрастной аудиторией 149
§1. Дошкольники в музее 149
§2. Дети младшего школьного возраста в музее 152
§3. Дети среднего школьного возраста в музее 154
§4. Студенты в музее 156
Глава 8. От практики и анализа — к моделированию системы взаимодействия
§ 1. Специфика сотрудничества музея и школы в условиях их взаимодействия 158
§2. Музейно-педагогические программы — научно-методическая основапродуктивного взаимодействия музея и системы образования 163
§4. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» как основамодели взаимодействия художественного музея с системой образования 166
Глава 9. Учитель в музее 177
§1. Учитель как «потенциальный союзник» в организации музейно-педа-
гогического процесса 177
§2. Учитель и музей: опыт сотрудничества в Германии и США 179
§3. Учитель и музей: опыт отечественного взаимодействия 184
§4. Профессиональная подготовка музейного педагога в системе высшего
§5. Подготовка музейного педагога в педагогическом вузе 190
Список литературы 198
Словарь основных терминов 204
Модернизация отечественного образования и усиление роли музея в жизни современного общества обусловили необходимость профессиональной подготовки специалистов, способных решать педагогические задачи в условиях музейной среды и образовательного учреждения. Данная ситуация типична как для отечественных, так и для зарубежных музеев, ибо практика свидетельствует, что возрастание роли музея в современной культуре и в жизни общества весьма существенно отстает от обучения персонала и развития его образовательной деятельности.
Однако вряд ли сложившаяся ситуация является отражением лишь проблемы выживания музея в рыночных условиях. Корни ее лежат глубже — в безнадежно устаревшем подходе к профессиональному образованию музейных сотрудников. Выпускники высшей школы — а это прежде всего педагоги, музееведы и искусствоведы — зачастую приходят в музей функционально неграмотными. Речь идет о получаемой ими сумме знаний, не адаптированных к деятельности в условиях музея, лишенных междисциплинарной основы и концептуального осмысления, и о полном отсутствии у них навыков научной и практической работы. Особенно это касается тех, кто выбирает сегодня работу с посетителями. Если фондо-во-хранительская работа определяется нормативными инструкциями, на основе которых строится учет и хранение, и зависит от личного опыта, то в работе со зрителем требуется психолого-педагогическая подготовка и уровень знаний, отвечающий сегодняшней социокультурной ситуации.
Не будет преувеличением сказать, что и работники системы образования пока еще не имеют достаточно ясного представления о содержании музейной педагогики. Думается, что модернизация отечественного образования будет способствовать этому пониманию. Как движение в нужном направлении следует рассматривать утверждение Министерством образования Российской Федерации в 2000 г. государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по профилю «музейная педагогика» в рамках направления «художественное образование» и открытие в 2002 г. на базе факультета изобразительного искусства Российско-
го государственного педагогического университета имени А. И. Гер-цена и Российского центра музейной педагогики и детского творче-ства Государственного Русского музея подготовки специалистов этого профиля. Данное обстоятельство позволяет России стать в один ряд с такими странами, как Англия и США, где подобная об-разовательная практика осуществляется уже не одно десятилетие.
Предлагаемое пособие призвано помочь профессиональному становлению отечественной музейной педагогики. В нем рассматри-ваются в исторической последовательности наиболее важные аспекты формирования и развития образовательной деятельности му-зея и содержание музейной педагогики как научной основы этой деятельности.
Автор выражает глубокую благодарность сотрудникам России-ского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, а также петербургским и московским ученым: доктору философских наук, профессору М. С. Кагану, доктору искусствоведения, профессору Н. А. Яковлевой, доктору педагогических наук, профессору С. Г. Вершловскому, кандидату педагогических наук М. Ю. Юхневич и другим специалистам, помощь и благожелательную поддержку которых в разработке новой дисциплины трудно переоценить. Автор искренне признателен Е. В. Ивановой и С. Б. Горюновой за перевод зарубежных изданий, материалы которых были использованы при подготовке данного учебного пособия.
КУЛЬТУРА И МУЗЕЙ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА
Возникнув как средство обуздания стихийности природы и зоологических инстинктов человека, культура стала действенным механизмом трансформации его животного бытия в социальное состояние. В этой связи культуру не случайно называют социальной терапией (В. Налимов).
Процесс исторического развития культуры условно можно разделить на четыре основных этапа, каждому из которых соответствует определенный тип взаимодействия человека и природы:
первобытный — содержание культуры предопределяетприрода и присваивающие формы хозяйствования (охота, рыболовство, сбор дикорастущих растений), а потому в нем находит отражение страх человека перед ее силой;
общинно-аграрный — человек, осваивая земледелие, скотоводство и товарный обмен, приспосабливается к природе, находясь на уровне мифологического сознания;
торгово-промышленный — осваивая природу, человекстремится к достижению свободы от нее;
индустриальный — развитая индустрия и научно-технический прогресс порождают кризис во взаимоотношениях с природой,результатом которого видится «закат» культуры (Ф. Ницше,О. Шпенглер, И. Ильин, Н. Бердяев);
постиндустриальный — в культуре выражается переживаемый человечеством системный кризис, ставший следствием его
Назовем в их числе следующие имена: Э. Тейлор, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, А. Моль, П. А. Флоренский, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, М. С. Каган.
борьбы с природой, характерной чертой которого является глобаль-ность проблем экологии природы и духа.
Главная примета постиндустриального этапа — видеокомпью-терные технологии. Их стремительное развитие обозначило кон-фликт между культурой — в ее традиционной книжно-письменной форме — и цивилизацией, понимаемой как уровень современного] материально-технического развития. В этом конфликте произведст- венно-технические процессы и технологии зачастую воспринимают- ся как безличные и обездушенные силы, угрожающие, под знаме-нем формирования глобального информационного общества, пpe-вратить человека в придаток машины, что противоречит его биосо-циальной природе.
Тем самым напрашивается вывод: существование природы и] культуры взаимосвязано и взаимообусловлено, а жизнь человека всегда определялась и определяется ценностями, которые отража-ют уровень развития экономики, науки, техники и самой культуры. В этой ситуации правомерен вопрос: не становится ли информаци-онно-компьютерный способ общения и виртуальное бытие, в усло-виях все возрастающей от него психозависимости подрастающего поколения, важнее непосредственно-межличностного общения и реальности как таковой? Сегодня информация, все более утрачивая служебный характер «сведений о чем-либо», наряду с веществом и] энергией претендует на самостоятельный субстанциональный ста-туе. Выходящая из-под контроля информационная стихия стремится подчинить себе человека, нивелируя как общие, так и индивидуаль- но-личностные его характеристики (этническую принадлежность, возраст, пол и т. д.). Все это в наибольшей мере свойственно жиз-ни в мегаполисах. В индустриальном XIX в., в связи с развитием урбанистической культуры, ощущение отрыва от природы привело к возникновению в больших городах зоопарков и естественнонауч-ных музеев. В XXI в. люди, перегруженные техническими средства-ми, должны задумываться о том, как сохранить обусловленную всей историей развития культуры связь человека с миром природы, не-| отъемлемой частью которой он является. Симптомы тревожны: если несколько десятилетий назад осуществлялось приспособление техники к человеку исходя из эргономических принципов, то сего-дня мы наблюдаем обратный процесс. Расширяя возможности ком-фортного освоения окружающего мира, техника привязывает чело-века к постоянно совершенствующимся и жестко детерминирован-ным производственно-экономическими факторами технологиям, толкает к созданию некоей «новой» духовности и системы ценно-стей на информационной основе. В плоскости техноидеологии ле-
Очевидно, что решение проблемы выживания человечества зависит от того, насколько оно сумеет понять опасность неконтролируемого развития технологий, подчинив их задачам духовно-ориентированной культуры, призванной быть универсальным механизмом самоорганизации жизни общества и пространством реализации сущностных начал и качеств личности. Огромное значение здесь имеет уровень развития образования и характер отношения к наследию истории и традициям культуры. Идеальной формой воплощения традиции как «способа сохранения человеческого измерения реальности» является музей. Сохраняя материализованные свидетельства явлений и процессов природы, памятники культуры и искусства, он передает поколениям эстафету культуры, находящейся в состоянии непрерывного становления. Сегодняшняя привлекательность этого самого устойчивого института самосохранения культуры определяется тем, что музей хранит и предъявляет человеку материализованные свидетельства развития природы и факты его собственных творческих достижений, подчеркивая тем самым важность системы связей человека с миром во всем их богатстве, разнообразии и противоречивости.
Как показывает историческая ретроспекция, рост общественного интереса к музею и формирование его институциональной роли приходится на вторую половину XIX в. Именно тогда ясно обнаружилась тесная связь развития музейного дела с успехами в промышленности и реформами образования. Сегодня эта связь актуальна прежде всего в области видеокомпьютерных технологий, во многом обусловивших переход к информационному обществу.
Одним из признаков «гуманитарной» реакции на наступление «техноса» является невиданный рост числа музеев в конце XX в. Свыше 90% от их общего числа возникли в таких высокоразвитых в промышленно-техническом отношении странах, как США, Англия и др. Востребованность музея обществом — показатель осознания человечеством места культуры и искусства в своей жизни, а также необходимости ориентироваться на высшие духовные цели в процессе социально-экономической деятельности.
1 Кутырев А.В. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 65.
Углубление взаимодействия музея и образования — отражение общей тенденции к интеграции различных сфер знания и деятельно-сти. Как показала практика, включенность музея в общеобразова-тельный процесс способствует формированию психологической нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся современном мире, но и быть субъектом происходя-щих в нем социокультурных преобразований. Другими словами, речь) идет о творческой личности, которая, усвоив текст гуманитарной культуры, способна интерпретировать его в контексте собственной жизни. В диалогическом пространстве музея имеется возможность заново прожить отраженные в памятниках культуры и искусства яв-| ления и события внешней и внутренней жизни человека.
Ориентация на общепедагогические задачи развития, воспита-ния и образования объединила самые разные по масштабам и спе-цифике коллекций музеи. Сегодня музейные сотрудники, стремясь выработать у подрастающего поколения потребность в общении с миром природы, историческим наследием и творческом самовыра-| жении, все чаще совмещают основную работу с трудом школьного учителя, овладевая его профессиональными навыками. Тем самым они активно участвуют в процессе модернизации отечественного образования, целью которого является формирование целостной, технически и эстетически развитой личности, способной обеспечить позитивное в духовном плане и динамичное развитие цивилизации.