Что такое культ безбожия
Безбожие
Оно может быть словесным и бессловесным. Безбожие становится словесным, когда придумывает себе теорию для собственного оправдания. В этом качестве оно становится особенно опасным, как зараза, разросшаяся до эпидемии. Теперь учение можно преподавать с кафедры, писать на его основе сценарии, составлять трактаты и прочее. Появятся ученики, последователи, политические формы, выстроенные на попытке жить без Бога.
Итальянцы эпохи Возрождения сказали, что религия – это заговор духовенства с целью управления невежественной толпой. Французы эпохи Просвещения сказали, что религия – это массовое заблуждение, изгоняемое умножением позитивного научного знания. Коммунисты сказали, что религия – это форма эксплуатации и поддержания правящих классов. Фрейд сказал, что это невроз.
Мысли летают в воздухе. Не читая книг, можно улавливать и повторять чужие глупости, искренно веря, что ты сам до этого додумался. Это явление повсеместно. Люди верят в науку (тем больше верят, чем меньше в ней разбираются), ходят к психоаналитикам, считают религию делом необразованных масс и обвиняют Церковь во всем, до чего додумаются или услышат в сплетнях. Им кажется, что все это – «их личное мнение», но это лишь давно и не ими пережеванная и проглоченная пища.
Впрочем, для атеизма менее всего нужны знания. Нужно просто заранее выбрать для себя стиль жизни, вполне безбожный, и уже затем подбирать аргументацию. Подбирать, скорее всего, бессистемно, как придется. Последовательное мышление – признак не нашей эпохи.
Стиль вышеупомянутой жизни (безбожия) умещается в малые слова. Это, непременно, гордость: «Я никому не кланялся и кланяться не буду. Бог, если Он есть, не исключение». И еще это нравственная нечистота, с которой человек не согласен расстаться. Не хочет или не может. Ведь чувствует же всякий, что стоит признать бытие Божие, как сразу свяжешься заповедями. Элементарно: Бог есть, значит, я обязан. Чтобы сохранить любезный и греховный образ жизни, Бога приходится отрицать.
Итак, спорить с атеистом – занятие, раздражающее бесполезностью. Атеист уперт. В нем спорит не ум, а нутро, отвращающееся от покаяния.
Быть может, мы иногда тратим слишком много сил на то, чтобы подобрать научную и историческую аргументацию в пользу веры. Сам по себе материал для подобной аргументации огромен и стремится к бесконечности. Но в том-то и дело, что ум врагов веры скорее кичлив и неусерден, нежели основателен и жаден до истины.
В атеисте спорит не ум, а нутро, отвращающееся от покаяния
Вспомните свои разговоры с теми, на кого луч веры не падал. Не правда ли, они скачут умом с темы на тему и не умеют вести мысль по однажды выбранному пути. Непостоянство ума, блошиная прыгучесть незрелой мысли есть их отличительная черта.
Еще они быстро устают от кропотливого погружения в проблематику и вскоре раздражаются. Раздражаются. Работа ума вообще не воспринимается ими как работа, но лишь как словесная трескотня о том о сем. Да и основательных знаний за душой обычно там нет. Есть лишь разрозненные словесные кусочки и отрывки, то ли подслушанные, то ли прочитанные на бегу. Все это похоже на несколько пазлов из большой картины, когда большинство деталей утеряно.
Но если и убедишь человека отказаться от мифологии самозарождающейся жизни из мертвой материи; если приведешь человека к признанию того, что у сложнейшего и тонко настроенного мира есть Всемогущий Творец, работа не окончится. Признание Бога должно быть смиренным. И вслед за признанием должно следовать поклонение и прославление, служение и молитва.
«Я не верю в Бога, но никогда не подниму руку на храм или его служителей», – это вполне реальные слова, могущие прозвучать хоть сию минуту. «Я верю в Бога, но Церковь и попов ненавижу», – это тоже вполне реальные слова, звучащие постоянно. Сами рассудите, что страшней или отвратительней.
Кроме чистого отрицания мира веры есть еще темная духовность. Спириты, колдуны и прочие вовсе не материалисты. Они по-своему «духовны». И эта особая духовность подстерегает всех, кто выползает из темной норы материализма.
Среди наших людей, не исключая крещеных, множество бытовых атеистов. Они любят себя и свои грехи и оттого не собираются признать Бога Богом и смиренно поклониться Ему. Все, кто любит Господа, должны будут до скончания века и по нарастающей бороться, схлестываться в спорах с врагами Бога. Этот неизбежно. На каком-то этапе, когда безбожие численно превысит верующих на порядки, придется замолчать. Это будет своеобразный уход в новые катакомбы, и Церковь закончит тем, чем начинала. Но пока это время не настало (а оно не настало!), нужно учиться, не оставлять церковной молитвы и закалять дух для словесных схваток. За Бога, за истину Его бытия, за славу Его имени.
Атеизм: безбожие, порождающее нечестие
Толковый словарь с Юрием Пущаевым
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Есть такой анекдот:
Дело происходит в Раю. К Богу обращается ангел:
– Господи, тут к Тебе атеисты пришли.
– Передай им, что Меня нет.
Интересно в связи с этим, что по-древнегречески прилагательное ἄθεος (atheos) значило не только отвергающий богов, безбожный и нечестивый, но и – отвергнутый богами. А быть отвергнутым богами значило для греков огромное несчастье, обреченность на ужасную и крайне незавидную судьбу.
Вообще слово «атеизм» образовано от ὁ θεός (theos) – Бог, и древнегреческой приставки α– со значением отрицания – не-, без-. В значение греческого слова «атеизм» в древние времена было прочно заложено не просто отрицание существования Бога, но и какая-то серьезная нравственная и интеллектуальная порча. То же самое, кстати, слышится и в русских словах «безбожник» и «безбожие». Они чаще всего употребляются далеко не нейтрально в нравственном отношении.
«И сказал безумец в сердце своем: “Нет Бога”», – сказано в самом начале 13-го псалма. Дальше из слов псалмопевца становится понятно, почему это сказал безумец: «Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро… ни одного». Почему же в глазах не только библейского автора, но многих других, атеизм – это не только отрицание Бога, но еще и безбожие в смысле нечестия, отрицания добра? Действительно, разве нет и не было среди атеистов очень хороших людей? Разве не совершали они добрые, а порой очень добрые поступки?
Я бы на эти вопросы попробовал дать такой ответ. Конечно, среди атеистов были и есть очень хорошие люди. Искренние, чуткие, жертвующие собой ради других. Особенно, как это ни парадоксально, много было таких, например, среди искренне верующих (!) в свою правду рядовых коммунистов в советское время. Среди героических комсомольцев, павших в Великую Отечественную.
Однако в чем, на мой взгляд, один из коренных пороков атеизма, который делает и добро своих приверженцев очень нестойким в определенных обстоятельствах? Даже отставим сейчас вопрос о том, что нравственность у атеизма и веры все-таки разная. Многие вещи, предосудительные для верующего человека, не являются таковыми для неверующего, и наоборот. Сейчас я хочу сказать о другом
На мой взгляд, дело в том, что атеисты просто не рассчитывают свои и, шире, человеческие силы. Ведь они думают, что можно быть хорошим без Бога, что это вполне по силам самому человеку – быть добрым, честным, жить счастливо и не обременительно для окружающих, помогать им. Переоценивая свои душевные и нравственные способности, человек не рассчитывает их, относится к себе слишком невнимательно и снисходительно. И в результате он и сам не замечает, как совершает что-либо нравственно неприемлемое. Если верующий человек при прочих равных склонен относиться к себе скорее с недоверием, в принципе настроен на покаяние, поскольку понимает, насколько он несовершенен, то атеист лишен этого сознания. Он слишком верит в себя и себе. Скажем так: он живет очень неосторожно.
Наши рассуждения можно подытожить так: атеизм – это ошибка, которая и порождает преступление. Или безбожие, порождающее нечестие.
Безбожие или же Нерелигия, это отсутствие, безразличие или неприятие религия. [1] Согласно Pew Research CenterГлобальное исследование 230 стран и территорий, проведенное в 2012 году, показало, что 16% населения мира не принадлежат к какой-либо религии, а 84% являются аффилированными. [2]
Существует множество форм и подвидов безбожия, от случайных и неосознанных до полноценных философий, таких как светский гуманизм. Разновидности включают атеизм, агностицизм, антитеизм и больше. Быть объективно нерелигиозным, как это определено в социальных науках, в основном придерживается чисто натуралист мировоззрение, без влияния сверхъестественное Вера. В самом широком определении отсутствует религиозная идентификация, хотя многие из неидентифицирующих выражают различные метафизические верования, а самым узким и строгим является определение. положительный атеизм. Глобальная демография нерелигиозности оценивается на основе первого как максимума и второго как минимума, поэтому колеблется от 450 миллионов до 1,6 миллиарда человек. Для измерения объективной нерелигиозности требуется культурная чувствительность, особенно за пределами Запад, где понятия «религиозный» и «светский«не укоренены в местной цивилизации. [3]
Содержание
Этимология
Период, термин безбожие это комбинация существительного религия и ir- форма приставки в-, что означает «не» (аналогично не имеющий отношения). Впервые это было засвидетельствовано в Французский в качестве нелегальность в 1527 г., затем в английский в качестве безбожие в 1598 году. нидерландский язык в качестве безбожие в 17 веке, хотя неизвестно, на каком языке. [4]
Права человека
В 1993 году комитет ООН по правам человека заявил, что статья 18 Закона Международный пакт о гражданских и политических правах «защищает теистические, нетеистические и атеистические убеждения, а также право не исповедовать никакой религии или убеждений». [18] Комитет далее заявил, что «свобода иметь или принимать религию или убеждения обязательно влечет за собой свободу выбора религии или убеждений, включая право заменить свою текущую религию или убеждения на другие или принять атеистические взгляды». Сторонам, подписавшим конвенцию, запрещается «применять угрозу физической силы или уголовные санкции для принуждения верующих или неверующих» к отречению от своих убеждений или обращению. [19] [20]
Большинство демократий защищают Свобода религии, и в соответствующих правовых системах в значительной степени подразумевается, что тем, кто не верит и не соблюдает какую-либо религию, разрешается Свобода мысли.
Демография
Хотя 11 стран, перечисленных ниже, имеют нерелигиозное большинство, это не означает, что большинство населения этих стран не принадлежит ни к какой религиозной группе. Например, 58% Шведский население принадлежит к лютеранской христианской церкви, [24] а 59% Албанцы объявляют себя религиозными. [ нужна цитата ] Кроме того, хотя скандинавские страны имеют одни из самых высоких показателей нерелигиозности и даже атеизма в Европе, 47% атеистов, живущих в этих странах, по-прежнему являются членами национальных церквей. [25]
Определение объективной нерелигиозности как части общественного или индивидуального уровня светскость и религиозность требует культурная чувствительность от исследователей. Это особенно важно за пределами Запад, где Западный христианин Понятия «религиозный» и «светский» не укоренились в местной цивилизации. Много Выходцы из Восточной Азии идентифицировать как «нерелигиозный» (wú zōngjiào в Китайский, му шукё в Японский, Ани Чжон Гё в Корейский), но «религия» в этом контексте относится только к буддизм или же христианство. Большинство «нерелигиозных» практик Синтоизм и другие народные религии. в Мусульманский мир, те, кто утверждает, что они «нерелигиозны», в основном подразумевают несоблюдение ислама строго, а в Израиль, существование «светский»означает не строгое соблюдение Ортодоксальный иудаизм. Наоборот, многие Американские евреи разделяют мировоззрение нерелигиозных людей, хотя и принадлежат к еврейской конфессии, и в Россия, растущее отождествление с Восточное православие в основном мотивируется культурными и националистическими соображениями без особой веры. [26]
Период, термин «ноны«иногда используется в США для обозначения лиц, не принадлежащих к какой-либо организованной религии. Это использование происходит из исследований религиозной принадлежности, в которых» Нет «(или» Ни один из вышеперечисленных «) обычно является последним выбором. Поскольку это Статус относится к отсутствию организационной принадлежности, а не к отсутствию личных убеждений, это более конкретное понятие, чем безбожие. A 2015 Gallup опрос пришли к выводу, что в США «нонисты» были единственной «религиозной» группой, процентная доля которой росла. [37]
Страна | Процент населения кто не религиозен | Дата и источник |
---|---|---|
Чехия | 75 | [38] |
Эстония | 70 | [39] |
Нидерланды | 68 | [40] |
Вьетнам | 63 | [39] [41] |
Дания | 61 | [39] |
Южная Корея | 56 | [41] [42] |
Швеция | 54 | [39] |
объединенное Королевство | 53 | [43] |
Албания | 52 | [44] [45] [46] |
Япония | 64 | [39] |
Азербайджан | 51 | [47] |
Китай | 51 | [39] [41] [48] |
Новая Зеландия | 48 | [49] |
Россия | 48 | [41] |
Беларусь | 48 | [41] |
Уругвай | 47 | [50] |
Франция | 44 | [39] |
Куба | 44 | [51] |
Финляндия | 43 | [39] |
Венгрия | 43 | [41] |
Исландия | 42 | [52] |
Латвия | 41 | [41] |
Чили | 38 | [53] |
Бельгия | 35 | [41] |
Австралия | 30 | [54] |
Болгария | 30 | [41] |
Германия | 21–34 | [55] [56] [57] [58] [59] |
Люксембург | 30 | [41] |
Словения | 30 | [41] |
Испания | 29 | [60] |
Швейцария | 26 | [61] |
Канада | 24 | [62] |
Словакия | 23 | [41] |
Соединенные Штаты | 26 | [63] |
Аргентина | 21 | [64] |
Ботсвана | 21 | [65] |
Ямайка | 21 | [66] |
Литва | 19 | [41] |
Эль Сальвадор | 19 | [67] |
Сингапур | 17–19 | [68] |
Италия | 18 | [41] |
Украина | 16 | [69] |
Никарагуа | 16 | [70] |
Белиз | 16 | [71] |
Южная Африка | 15 | [72] |
Хорватия | 13 | [41] |
Гватемала | 13 | [73] |
Австрия | 12 | [41] |
Португалия | 11 | [41] |
Коста-Рика | 11 | [74] |
Филиппины | 11 | [41] |
Колумбия | 11 | [75] |
Суринам | 10 | [76] |
индюк | 9 | [77] |
Гондурас | 9 | [75] |
Бразилия | 8 | [78] |
Эквадор | 8 | [79] |
Перу | 8 | [80] |
Индия | 7 | [41] |
Ирландия | 7 | [81] |
Мексика | 7 | [75] |
Венесуэла | 6 | [75] |
Сербия | 6 | [41] |
Польша | 5 | [41] |
Боливия | 5 | [82] |
Греция | 4 | [41] |
Черногория | 3 | [83] |
Панама | 3 | [84] |
Румыния | 2 | [41] |
Танзания | 2 | [41] |
Парагвай | 2 | [85] |
Мальта | 1 | [41] |
Иран | 1 | [41] |
Уганда | 1 | [41] |
Нигерия | 1 | [41] |
Таиланд | [86] | |
Камбоджа | [87] | |
Бангладеш | [41] |
Исторические тенденции
По мнению политолога / социолога Рональд Ф. Инглхарт, «влиятельные мыслители из Карл Маркс к Макс Вебер к Эмиль Дюркгейм предсказал, что распространение научных знаний рассеет религию во всем мире «, но религия продолжала процветать в большинстве мест в 19 и 20 веках. [88] Инглхарт и Пиппа Норрис утверждать, что вера «более эмоциональна, чем когнитивна», и выдвигать альтернативный тезис («экзистенциальная безопасность»). Они постулируют, что религиозность определяется не знанием или незнанием научных знаний, определяющими религиозность, а тем, насколько слабым / уязвимым является общество: религиозные ценности тем важнее, чем беднее и хаотичнее общество, и тем меньше, чем они становятся богаче и богаче. безопасный. По мере того, как уменьшается потребность в поддержке религии, снижается готовность «принимать ее ограничения, включая удержание женщин на кухне и геев в туалете». [89]
1981–2019
по мере развития общества выживание становится более безопасным: голод, когда-то распространенный, становится редкостью; увеличивается продолжительность жизни; уменьшаются убийства и другие формы насилия. И по мере повышения этого уровня безопасности,
меньше социальной / экономической потребности в высокой рождаемости, которую поощряет религия, и меньше эмоциональной потребности в комфорте религиозных убеждений. [88] Изменения в принятии «разводов, абортов и гомосексуализма» были измерены Всемирным опросом ценностей и показали, что они выросли во всем мире за пределами стран с мусульманским большинством. [90] [88]