Что такое кульминация романа
Захватывающая кульминация
Есть книги, закрыв которые читатель долго не может прийти в себя. Так происходит, когда кульминация удалась — она настолько потрясающая, что захватывает дух. Такие истории редкость. Их помнят десятилетиями или даже столетиями.
Написать головокружительную кульминацию непросто. Здесь будут кстати советы от более опытных авторов. И то успех не гарантирован! Как всегда в литературе, знание лишь половина дела. Остальное решает трудолюбие и везение.
Где разместить?
Кульминация может размещаться везде, начиная с середины произведения. Но лучше всего ей быть в конце книги. Ведь это момент, когда окупаются все старания читателя и его интерес к рассказываемой истории. Удовлетворение прочитанным — то, с чем он должен остаться после прочтения последней страницы.
Лишь к концу произведения, особенно если речь идёт о романе, все сюжетные элементы сводятся воедино. На их пересечении уместно разместить кульминационную точку. После неё следует финальная часть (несколько заключительных глав).
Но самое интересное, что по-настоящему запоминающаяся кульминация должна занимать буквально несколько последних страниц.
Поэтому важно учесть базовые принципы:
Нельзя затягивать!
Не важно, где располагается кульминация — чуть дальше или ближе к финалу. За нею неизбежно следует эмоциональный спад, вся история будто скатывается с горки — замедляется темп, гаснут эмоции. Поэтому каждое последующее предложение будет казаться читателю менее интересным, чем предыдущее. А дополнительная информация лишь разбавит общее впечатление от кульминационного момента — эффект окажется хуже, чем ожидалось автором.
Однако факт остается фактом — чем меньше событий втиснуто после кульминации, тем ярче эмоциональная реакция у читателей.
Как можно схитрить? Изначально продумать сюжет так, чтобы было понятно безо всяких дополнительных пояснений, что же произойдет с персонажами после пиковой точки истории. Если характеры персонажей полностью раскрыты, нетрудно представить, как они отреагируют на то или иное событие, что почувствуют!
Читатель самостоятельно представит себе все подробности концовки, при этом не забывая о самых острых эмоциональных впечатлениях от кульминации.
Кульминация всегда одна
Самый экстремальный момент в произведении и есть кульминация. Поэтому финальный пик всегда будет самым крутым в повествовании. Здесь не бывает двух равнозначных по эмоциональному накалу вершин.
Хороший финал всегда резкий, неожиданный, способный потрясти читателя (даже если ему не нравится такой итог истории).
Иногда между кульминационным моментом и завершением истории находится всего два-три абзаца, как в финале серии романов «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса. И это прекрасно! Такого завершения истории и такой кульминации поклонники не забудут.
Эффект кульминации — что это?
Кульминационного пика ближе к финалу можно достичь двумя способами:
1)Ошарашить неожиданностью, укладывающейся в логику сюжета. Это как в фильме показать медленно приближающийся из-за поворота автомобиль, который и собьет счастливого героя в финале. Намеки на шокирующий финал разбросаны по всему произведению как подсказки читателю, но при этом он все равно находится в неведении до самого конца.
2)Заставить напряженно ожидать развязки, используя принципы саспенса. Эмоциональное напряжение нарастает у читателя по ходу всего повествования. И когда он сбрасывает его в момент кульминации, все переживания будут сконцентрированы именно в этой точке повествования. Один единственный момент врежется в память, делая историю незабываемой. Читатель получит все ответы, утолив беспокойство двумя-тремя последними страницами книги.
Главное действовать с умом!
Любой из перечисленных приемов может как привести к успеху, так и быть катастрофическим для произведения.
Умение распрощаться с читателями на эмоциональном пике истории большое мастерство. Если они чего-то не поймут в конце, уйдут разочарованными. То есть, здесь от успеха до провала всего один маленький шаг — тонкая грань между переизбытком финальных пояснений и яркой, ничем не обремененной кульминацией.
Кроме того, не во всех историях кульминация уместна в финале. Если её сделать здесь ещё и неожиданной, она будет выглядеть неуместной, слепленной кое-как, наспех.
Источник: На основании статьи Роберта Вуда. Спасибо автору!
Блог проекта «Курсы писательского мастерства»
Никакой воды, только полезные и действенные материалы для писателей
Как написать захватывающую дух кульминацию
Статья переведена в рамках подготовки к курсу “Марафон: роман за 90 дней”.
У каждого читателя хотя бы раз в жизни наступал такой момент, когда он откладывал книгу, которую только что читал, и ошеломленно выдыхал: «Вот это да!» Так происходит, когда кульминация истории настолько потрясающая, что ее невозможно осознать и переварить сразу. Таких историй мало и встречаются они редко, но когда встречаются – остаются в наших умах надолго.
Пытаться написать такую кульминацию – дело сложное и рискованное. Это как в экстремальном виде спорта: между отвагой и безрассудством очень тонкая грань.
Но для тех бесстрашных, кто готов решиться на эту смелую попытку, данная статья раскроет приемы, которые используют опытные авторы для написания головокружительных кульминаций, и даст советы, как реализовать их самостоятельно.
Должна ли кульминация обязательно находиться в конце?
Нет, но ей стоит быть именно там. Кульминация – это самый захватывающий, потрясающий, поразительный и удивительный момент в вашей истории. Это момент, когда интерес читателя к вашей истории окупается. Удовлетворение, порождаемое этим моментом, – это то чувство, с которым вы хотите оставить своего читателя.
В романе, где создаются и развиваются множество связей и сводятся воедино множество сюжетных элементов, конец – естественное обиталище кульминации. Это тот пункт, к которому у вас было больше всего времени подготовиться и который принесет вам больше всего пользы.
Говоря о том, что конец романа должен быть там же, где и кульминация истории, большинство авторов подразумевают как минимум еще один финальный акт или несколько заключительных глав. Но страшная правда заключается в том, что по-настоящему неординарная кульминация должна занимать буквально последние несколько страниц.
Не затягивайте
Независимо от того, что последует за кульминацией, вы будете скатываться вниз. Читатель уже не почувствует себя на той же высоте снова, и поэтому каждое следующее предложение будет хуже того, что они уже прочитали. Более того, дополнительная информация вторгнется в их впечатления и переживания и разбавит то мощное душевное волнение, которое должно оставаться максимально чистым.
В какой-то мере от этого страдают все писатели, и когда вы пишете кульминацию, существует прямая зависимость между вашим собственным удовлетворением и эмоциональной реакцией читателя. Чем больше событий после кульминации вы можете опустить, тем удивительнее становится кульминация.
Для этого нужно прописывать сюжет и персонажей таким образом, чтобы читатель знал, что произойдет после кульминации. Вас, конечно, все равно будет одолевать соблазн дописать что-то еще, но зная, что это не обязательно, вы с большей вероятностью сможете от этого воздержаться.
Роман Ирвина Уэлша “Дерьмо” кульминирует шокирующим актом насилия на глазах у единственного человека, который ни за что на свете не должен был это увидеть. На этом книга сразу же заканчивается, без упоминания какой-либо реакции, и все же читатель точно знает, какое опустошение за этим последует. Уэлш абсолютно ничего не теряет, опуская последствия, которые читатель уже сам себе может представить, вместо этого заканчивая историю по-настоящему сногсшибательным моментом.
Если персонажи раскрыты полностью и сюжетная линия не вызывает вопросов, то ценность кульминации читатель поймет и без ваших пояснений.
Попытка у вас всего одна
Кульминация – это самый экстремальный момент в вашем произведении, а не какой-то более или менее экстремальный где-то в районе финала.
У истории не может быть двух кульминаций, поэтому, если вы хотите поразить своего читателя, вам нужно убедиться, что финальный пик в вашем произведении действительно самый крутой.
Серия книг “Автостопом по Галактике” Дугласа Адамса полна остроумия, поистине незабываемых ситуаций и неожиданно черного юмора. Но, несмотря на множество невероятно потрясающих моментов, Адамс заканчивает серию настоящей, заслуживающей своего названия, кульминацией.
Пятая книга серии, “В основном безвредна”, (осторожно, спойлер!) заканчивается уничтожением Земли и весьма прозрачным намеком на гибель всех главных героев. Между осознанием того, что вот-вот произойдет, и тем, что всё уже кончено, едва ли есть пара абзацев.
Финал должен был быть резким, неожиданным и одновременно абсолютным, чтобы превзойти остальные части из серии, и Адамс создал такую кульминацию, которая разделила поклонников на сторонников и противников получившегося финала но, безусловно, глубоко потрясла читателей обеих сторон.
Напряженное ожидание или Полная неожиданность
Есть два способа придать финалу эффект кульминации. Во-первых, заставить абсолютно неожиданное событие возникнуть из ниоткуда, как это делает Адамс в книге “В основном безвредна”. И, хотя ведущее к подобному финалу неожиданное событие должно по-прежнему укладываться в логику сюжета, существует невероятная масса возможностей ошарашить аудиторию.
Мы постоянно видим такое в кино, когда к герою, который наконец-то наладил личную жизнь, где-то за кадром приближается автомобиль, который через пару мгновений собьет его насмерть. Вам же нужно еще тщательнее и осторожнее (чем в упомянутом примере) размещать намеки на шокирующий финал по ходу вашего повествования – Адамс разоблачает предстоящее уничтожение Земли, возвращаясь к отрывку из третьей книги серии “Автостопом по Галактике” – при этом продолжая до конца удерживать читателя в неведении.
На другой стороне медали не менее эффективный способ – использовать принципы саспенса, чтобы простроить грамотное длительное напряжение. Принудительный сброс накопленного по ходу повествования напряжения во время кульминации концентрирует все эмоциональные впечатления и переживания читателя на одном единственном моменте.
Читатели получают ответ только на последней странице, и вся их вера, надежда и беспокойство вложенные в вопрос сосредотачиваются на одной единственной строке ради изнурительно-эмоциональной кульминации.
Применяйте с осторожностью
Каждый из вышеперечисленных приемов может быть как эффективным, так и катастрофическим. И хотя завершение повествования на эмоциональном пике – это выдающееся мастерство, вам следует убедиться, что читатели поймут, что произойдет после, в противном случае они уйдут, чувствуя себя сбитыми с толку и обманутыми.
Более того, не в каждой истории самый важный и значимый момент должен происходить на поздних этапах, и неожиданный финал, если он сделан плохо, может выглядеть наспех слепленным и кое-как ко всему остальному пристегнутым.
Без большого риска не бывает больших наград, но если вы сможете освоить кульминационный финал, то вы будете писать книги из разряда тех, что люди с восторгом и энтузиазмом рекомендуют своим знакомым и друзьям.
Мы будем рады, если вы расскажете нам об известных вам романах с потрясающими или разочаровывающими кульминациями. Пишите нам на почту или в комментариях.
Оригинал статьи https://www.standoutbooks.com/heres-write-killer-climax-leaves-readers-breathless/
Перевод Юлии Тома специально для проекта «Курсы писательского мастерства»
Приглашаем вас на курс «Марафон: роман за 90 дней»
На следующей неделе стартует самый масштабный курс проекта «Марафон: роман за 90 дней».
Ещё можно записаться! Осталось 8 мест! Подробнее >
Продолжительность: 25 сентября – 24 декабря.
За 90 дней написать полноценный роман: с сильной идеей, интересными персонажами, ярким миром, захватывающими конфликтами, увлекательным сюжетом и запоминающимся финалом.
До связи на занятиях!
Об авторе Сергей Пономарев
Основатель проекта «Курсы писательского мастерства»
Что такое кульминация романа
Прошлая неделя была юбилейной и бонусной, и мы приняли решение опубликовать очередной пост практикума «Пишем роман» во вторник. Мы успели поговорить о многом: о персонажах, о формировании «крючков», о плане и даже задумались о том, кто же он, наш читатель?
Пришло время обратиться к такой важной теме, как кульминация.
Для начала напомню, в чем разница между кульминацией и развязкой.
Кульминация почти всегда ожидаема и логична.
Что до развязки, спросим мы? В подавляющем большинстве случаев она является неожиданной.
Главный герой, на протяжении всего романа планировавший замутить с главной героиней и делавший ради этого все, в кульминации с ней все же замутил, а в развязке внезапно понял, что ему нравятся мужчины, и вообще он влюблен в своего соседа по лестничной площадке (ой!). Детектив, мечтой которого на протяжении всего романа была поимка преступника, отпускает его либо решает «преступничать» вместе с ним (ой!).
Итак, кульминация ожидаема (хотя, повторюсь, не всегда). Развязка не так ожидаема (опять же – не всегда).
Довести их всех до точки.
Чаще всего у писателей возникает проблема с кульминацией, а не с развязкой. На фантазию мы не жалуемся, а умение создать необходимый уровень напряжения – это вопрос приобретаемого с опытом мастерства. Предлагаю поставить вопрос ребром: как создать стоящую кульминацию, а потом не корить себя за… ну не знаю, за что-нибудь?
Кульминацию нужно рассматривать с двух сторон.
1. Сюжетная кульминация.
2. Эмоциональная/психологическая кульминация.
Мы много раз возвращались к тому, что роман – это сюжет плюс герои. Персонажи делают что-то, и это приводит к определенным последствиям. Последствия, в свою очередь, влияют на персонажей. Детали, описания, диалоги, кривая или идеальная стилистика – это не сюда, это детали, которые не имеют отношения к нашей сегодняшней теме. Взаимодействие сюжета и персонажей в какой бы то ни было форме – самое важное в работе с крупной формой. Да и не только с крупной, но на данный момент мы говорим именно о ней.
Сюжетная кульминация – «крючки»
О расстановке «крючков» мы уже говорили в одном из прошлых материалов. Тот самый случай, когда желательно иметь под рукой пару-тройку вариантов кульминации – чтобы был простор для размышлений и последующей деятельности. «Крючки» должны создать необходимое сюжетное напряжение и… ну, собственно, довести до точки. В смысле, до кульминации.
Лайфхак: фиксируйте крючки в плане/интеллект-карте как можно более детально.
Очень важно иметь их перед глазами! Это поможет сориентироваться, что-то дописать, а что-то убрать. А еще поможет увидеть слабые места и сюжетные «дыры». В идеале план следует закрутить вокруг «крючков», и это вполне логично: ведь они – основа сюжета.
Лайфхак: обманывайте читателя.
Тот, кто думает, что это актуально только для детективов, всерьез ошибается. Существуют элегантные тонкие «крючки», которые намекают на «правдивую» кульминацию. Но время от времени стоит применять жирные, откровенные «крючки», которые указывают совсем не туда. Не переживайте, читатель вас простит. И даже получит удовольствие.
Я уже проела всем мозг разговорами об эволюции персонажа и о том, что герой должен меняться на протяжении романа, иначе он скучный. Но сейчас вынуждена это повторить. Как вы помните, мы говорили о фото «до» и «после». Самое время вернуться к нашим записям и проверить, как идут дела. Меняются ли персонажи? Или напоминают мебель, которую продвигают вперед сюжетные ходы?
Лайфхак: прописывайте эволюцию персонажа ОТДЕЛЬНО.
Да, знаю. При мысли об этом у многих волосы встают дыбом. А кое-кто думает: вот нафига вообще писать столько лишнего, я не люблю планы и не пишу по планам! Если вы – начинающий писатель и работаете над первой вещью, то еще этого не знаете, но сейчас узнаете. Мы пишем огромное количество вещей, которые в конечном итоге никому не показываем. Да, даже не выкладываем в наши писательские паблики. Это заметки, наброски, пугающе ветвистые интеллект-карты.
Нам нечем заняться? Нет. Мы делаем это для того, чтобы глубже понять сюжет, идею и персонажей. Если вы хотите стать писателем, забудьте о «я просто хочу рассказать историю». Нет такого – просто рассказать. Придется поработать. Если, конечно, вы хотите писать хорошие, качественные романы. Но, полагаю, хотите, иначе бы вы не читали материалы этого практикума.
Если бы я в свое время не экономила на подобных вещах – время, интеллектуальную энергию, бумагу или память моего ноутбука – то, наверное, смогла бы сказать «неплохая вещь» о третьем или четвертом романе. Но сегодня я говорю так только о пятом и далее. Да и то с оглядкой.
Персонажи – та сфера, над которой нужно работать особенно тщательно. Не ленитесь – вот вам мой добрый совет. Вообще писатель и лень – это вещи несовместимые, если речь идет о работе над рукописью. У персонажей детально прописывайте ВСЕ. И не важно, войдет это в рукопись или нет.
Акцент в кульминации
Собственно, в первом пункте мы уже об этом поговорили. Что подразумевает ваш жанр – событийную напряженность или эмоциональную (психологическую)?
Акцент в кульминации, естественно, не означает, что мы можем позволить себе нехороший перекос в чем-то одном. Время от времени в такие моменты возникает чисто технический вопрос: как вообще спланировать это «доведение до точки»?
Если у вас появляются сложности такого рода, то можно поступить так: набросать вариант кульминации, а потом оценить его с точки зрения существующих линий – и событийных, и тех, которые касаются развития персонажей. Чаще всего этот быстрый набросок не охватывает все линии, а поэтому мы совершенствуем написанное.
Еще можно прописать событийную и эмоциональную кульминации отдельно, а потом соотнести их. Я думаю, что для начинающих авторов, которые еще не развили в себе навык мыслить «сюжетно», он отлично подойдет. Кроме того, это удобно и наглядно.
А вот чего НЕ надо делать – так это планировать в голове. Не ленитесь выписывать мысли. На бумаге (живой или электронной) планировать лучше. Особенно если речь идет о кульминации.
Доведем ВСЕХ до точки!
Кульминация должна учитывать все линии и всех персонажей. Это кажется очевидным и даже глуповатым, но на деле тут оступаются даже опытные авторы. Убедитесь, что подтянули все линии, что все персонажи получили психологическое и эмоциональное развитие. А также обратите внимание на вещи, которые внезапно выскакивают из-за угла – то есть, на то, к чему вы не вели читателя с помощью «крючков». Чем ближе кульминация, тем острее (с плохой точки зрения) воспринимаются такие вещи.
Выше мы говорили о набросках для будущей кульминации. Предлагаю вам сделать два наброска: первый – с использованием «чернового» метода, а второй – с использованием метода «разделяй и властвуй», то есть, сюжет – отдельно, а эмоции – отдельно.
Времени у вас будет предостаточно, так как следующая пятница будет исключительно практической.
Что такое кульминация
Кульминация – что означает это слово простым языком
Этот термин можно встретить в литературе, в театральной среде, также часто можно слышать это слово в отношении кинематографа. Что оно означает?
Кульминация – элемент композиционной конструкции, которая маркирует самый значительный момент, высшую точку напряжения или сюжетного конфликта, когда требуется незамедлительное решение.
После кульминации в большинстве случае следует развязка – последовательное финализирующее развитие событий или явления, в литературном произведении – эпилог, окончание романа или другого типа текста.
Впервые кульминация прослеживается в древних эпических сагах и поэмах Гомера «Илиада», «Одиссея». Однако за счет плотности повествования и многослойности сюжетов выделить одну кульминацию здесь сложно. Скорее, их несколько по ходу развития событий и при изобилии героев. В классической и современной литературе можно наблюдать чаще всего одну центрообразующую кульминацию, которая следует после завязки и развития событий в романе, а после нее наступает «ослабление напряжения» – развязка.
Кульминация в разных видах деятельности
Надо отметить, что значение этого термина в науке и в художественной среде существенно отличается. Однако всегда обозначает некий пиковый момент, высшую точку, контрольный пункт, сквозь который проходит некое изменение. Можно сказать, что это своеобразная «точка невозврата», к которой стремится сюжет, научный или природный процесс, любая активность.
Астрономия называет кульминацией особый момент, когда светило проходит через меридиан небес в ходе суточного движения по небу (конечно, условного – ведь движется Земля по отношению к звездам, а не они сами). Например, существует кульминация Солнца – так называемый «зенит», высшая точка на небе, достигаемая нашим основным светилом.
В музыкальной сфере кульминацией называют точку наибольшего напряжения, эмоционального накала в произведении любого жанра – опере, серенаде, балете, концерте для оркестра и др.
Литературоведы часто используют термин «кульминация», ведь это практически неотъемлемый атрибут любого произведения. Это момент максимального напряжения в сюжете романа, повести, рассказа, поэмы, после которого наступает развязка – последствия событий кульминации. Аналогичное значение кульминация имеет в кинематографе, драматургии.
Примеры кульминации
Рассмотрим образцы кульминации. Например, в известной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» кульминацией можно назвать момент, когда герои во главе с городничим узнают, что они обмануты заезжим аферистом. Весь сюжет пьесы был выстроен с таким умыслом, чтобы финал сложился именно так. После понимания происходящего жители города Н. узнают, что к ним едет настоящий ревизор – это уже развязка.
Кульминация Солнца и других светил в астрономии возможны при условии, что это заходящее светило. Существует также понятие «незаходящих светил», которые почти не меняют своего положения по отношению к меридиану небесного свода. Это связано с их сильной удаленностью от Земли.
Исчезают с неба они только в дневное время из-за солнечного освещения, но по факту не пропадают. Особенно это характерно для северных районов планеты, где бывает полярный день, при котором Солнце почти не скрывается за горизонтом. Существует кульминация Венеры – утренней звезды, кульминация Луны и других светил.
Значение кульминации
Если вы много читаете литературу, то наверняка сталкивались с такой ситуацией, что роман неинтересен или не очень понятен без кульминации. Книга может быть очень талантливо написана, однако, перевернув последнюю страницу, остается ощущение недосказанности, незавершенности и даже скуки. Так бывает, если в тексте отсутствует либо неявно выражена кульминация – автор не довел сюжет до самой напряженной точки «кипения». Но это иллюзия, потому что художественного произведения без кульминации просто не бывает.
Нам так кажется оттого, что автор описал события на порядок мягче и не стал выявлять этот напряженный момент. Внимательный читатель всегда заметит кульминацию.
Но мы привыкли, что книги вызывают у нас эмоции, вопросы, заставляют думать и переживать описываемые события. Поэтому в основном авторы стремятся использовать этот классический прием для придания остроты своему роману или рассказу.
Если же текст составлен из разрозненных фраз и предложений, у которых нет общей сюжетной канвы, то кульминация здесь не сможет проявить себя. В школьных сочинениях аналогично детей учат выстраивать свою мысль – вставлять кульминацию, развивая собственную мысль и аргументируя тезис. Кульминация очень сильно зависит от техники и подачи мысли автора.