Что такое кулинарное шоу
Кулинарное шоу
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cooking Show. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Кулинарное шоу — телепередача, посвященная хитростям приготовления различных блюд. Ведущий, часто известный шеф-повар или просто знаменитость, готовит одно или несколько блюд, подробно показывая все промежуточные стадии процесса и параллельно рассказывая о продуктах или стране происхождения блюда. Одни кулинарные шоу частично являются обучающими, а другие, например, японская передача wikipedia:Iron Chef, — целиком развлекательные.
Хотя кулинарные шоу редко достигают высоких рейтингов, их часто показывают в дневное время практически с самого появления телевидения. Плюсы в том, что они чрезвычайно дешевы в производстве и позволяют заполнить 30 или 60 минут эфирного времени.
Некоторые такие передачи идут много сезонов, особенно если их спонсируют местные телестанции или общественное вещание. Многие кулинарные шоу обрели популярность благодаря ярким ведущим, которые сами впоследствии стали знамениты.
Своего рода деконструкцией кулинарных шоу можно назвать те передачи, где не просто показывается процесс приготовления блюда, а вводится какой-то новый элемент. Самое простое решение — ввести соревновательный элемент и призы лучшему участнику. Однако исполнение может настолько уйти от оригинала, что к кулинарным шоу такое относится только по факту наличия в программе еды. Так, например, «Адская Кухня» — ядреная смесь кулинарного соревнования и реалити-шоу, участвуют в котором не домохозяйки, а профессиональные повара (в своих заведениях — позиции от лидера цеха до шеф-повара, то есть далеко не рядовой исполнитель), а требования судей и общее настроение программы напоминают скорее армейскую передачу формата «превращаем сопляков в терминаторов», чем кулинарное шоу. Более того, хоть там и проскакивают разные интересные факты о еде, ни одного рецепта показано не было, ибо секрет фирмы. Все внимание сосредоточено на действиях и психологическом состоянии участников.
Кулинарные телешоу в России и на Западе
Дмитрий Назаров в сериале «Кухня»
Писатель, ставший шеф-поваром
Гордон Рамзи на мероприятии AOL Build Show, июль 2016 года
Кулинарные телешоу как жанр являются едва ли не ровесником самого телевидения и наследуют радиопередачам о готовке. Собственно, именно с этого все и начиналось — первыми на экраны пришли домохозяйки и адепты различных диет, которые показывали правильные приемы готовки различных блюд; их рецепты были едва ли не главным элементом таких шоу. Со временем (и с развитием телевидения) менялись и форматы подачи этой информации, а ведущими таких шоу уже с 1960-х чаще всего становились такие знаменитости, как написавшая книгу о французской кухне Джулия Чайлд (в 2009 году Мэрил Стрип сыграет ее в фильме-биографии и получит за эту роль номинацию на «Оскар»), а ее более молодая коллега Джада Де Лаурентис начала вести собственное телешоу после многолетней работы в ресторанах Лос-Анджелеса.
Британец Грэм Керр в конце 1960-х в шоу «The Galloping Gourmet» впервые начал готовить со зрителями в студии,
кто-то талантливо имитировал иностранный акцент, а кто-то отправлялся в путешествие по всему миру, пробуя кухню разных стран, — правда, такой подход в итоге оказался более подходящим для Travel Channel. Уже в наше время начали ходить и по домам — как в шоу «Food 911» (911 — телефон экстренной службы в Северной Америке), где ведущий помогал домохозяйкам справиться со сложным блюдом. Известный британский шеф-повар Гордон Рамзи вообще отправлялся в находящееся на грани закрытия заведение и исключительно за счет своего искусства выводил его из предбанкротного состояния (шоу «Кошмары на кухне»).
В какой-то момент создатели кулинарных шоу пришли к естественному решению сделать телевизионный конкурс поваров — чаще всего в нем соревновались любители, но и профессионалам от плиты находилось место.
Тот же Рамзи с 2005 года ведет «Адскую кухню» — реалити-шоу на выбывание, главным призом в котором становится должность шеф-повара в одном из престижных ресторанов:
так, победитель первого сезона отправился в ресторан Tatou в Лос-Анджелесе.
Кулинарные шоу на западном телевидении — привычное дело для дневного эфира. Они, как правило, не очень дорого стоят, имеют устойчивую аудиторию, и, хотя рейтинги их вряд ли можно назвать рекордными (каждый выпуск недавно закончившегося 16-го сезона «Адской кухни» на канале Fox в среднем смотрели 3,5 млн человек), о том, чтобы убрать этот жанр с экранов, речи не идет. Напротив, с 1993 года вещает целый кабельный и спутниковый канал Food Network, на который (по состоянию на начало 2015 года) было подписано почти 97 млн платных пользователей. И это не считая различных программ на других, менее специализированных каналах.
Как снимают популярные кулинарные шоу
Продукты для съемок кулинарных программ закупаются в двойном объеме, а все приготовленное съедается затем звездным жюри, съемочной группой и зрителями в студии. Однако главная статья расходов вовсе не пища, а сковородки и бытовая техника, с которыми то и дело что-то случается. «ТН» заглянула за кулисы популярных телешоу про еду.
Кажется, нет канала, на котором не было бы кулинарной программы. Но как тонкие блины невозможны без сковороды с толстым дном, так и ни одно кулинарное шоу не обойдется без харизматичного ведущего. Например, Дмитрия Назарова (шоу «Рецепт на миллион», СТС) знают все шеф-повара Москвы. Причем не только потому, что принимали участие в его программе. Назаров — известный гурман со стажем. Может после одного глотка назвать сорт винограда, из которого изготовлено вино, и с первого взгляда определить, какой степени прожарки стейк. В своей программе он в меру подтрунивает над участниками — поварами-любителями и матерыми профессионалами, которые готовят в режиме реального времени на специально построенной двухъярусной кухне. Правила таковы: любитель, который в случае победы в пяти раундах получает миллион рублей, в двух словах описывает блюдо, но не раскрывает его рецепт. Профессиональный повар должен отгадать все ингредиенты и приготовить это кушанье. У кого, по мнению судей, получится вкуснее — тот и победил. Дегустаторов в жюри пять, а блюд на самом деле готовится шесть. Дело в том, что самая аппетитная порция отправляется к фотографу, который делает серию рекламных кадров для анонса. А после съемок за эту вкусную «фотомодель» разворачивается борьба между членами съемочной группы — съедает самый расторопный!
Ургант тестирует блюда дома
Все продукты для кулинарных шоу покупаются накануне эфира на всякий случай в двойном объеме. И, между прочим, в работе некоторых программ задействованы сразу две студии-кухни. Одну видит зритель на экране, а вторая остается за кадром. Именно за кулисами помощники повара обжаривают лук до безупречного золотистого цвета или запекают мясо до хрустящей корочки. Ведь зачастую шоу длится двадцать-тридцать минут, и за это время никак не приготовить холодец или жаркое.
«Время обедать!» (Первый канал) — единственная программа, в которой участники порой приносят свои продукты на площадку из дома (продюсеры не возражают против подобной экономии). «Я всю жизнь покупаю говядину в магазине по соседству, вы все равно не найдете лучше!» — уверяют телередакторов домохозяйки. Та же песня с овощами. Разве может сравниться заморский томат из супермаркета с ароматным помидорчиком с собственной грядки? Шеф-повара обязательно приходят на съемки со своими остро наточенными ножами — чужим не доверяют. Главная задача ведущей шоу Наташи Королевой — убедить зрителей и собственную маму, Людмилу Порывай, в том, что ресторанная еда — это вкусно. Но мама по драматургии проекта всегда ратует за стряпню домохозяек.
— Нашу семью все ассоциируют с борщом, потому что мама в каждой программе его упоминает. Люди, наверное, думают, что мы едим борщ на завтрак, обед и ужин! — вздыхает Наташа.
По статистике, именно первые блюда на разный лад чаще всего готовят участники программы. А еще гречку и сырники, то есть то, что состряпать просто и недорого.
Хит программы — это рубрика «Хозяйке на заметку». Практические советы из серии: редис перед нарезкой нужно предварительно замочить в холодной воде со льдом (чтобы не горчил), гречку перед варкой лучше обжарить, а тесто для блинов замешивать в… пластиковой бутылке — нравятся не только зрителям, но и тем, кто делает этот проект, в том числе и ведущим.
На каждой кулинарной программе есть свои «прикормленные» знаменитости — те, кто никогда не отказывается посидеть в жюри и заодно перекусить. Так, на съемки шоу «Время обедать!» частенько захаживают Людмила Хитяева, Оксана Пушкина, Шура. Последний говорит, что сам готовить не умеет, зато вкусно поесть обожает. Из звездных домохозяек отличились супруга Иосифа Кобзона Нелли и вдова Михаила Танича Лидия Козлова. Суп под названием «Заманивание женихов» от Нелли и свиная шейка по рецепту Лидии Николаевны вызвали шквал писем от благодарных телезрительниц.
Кто только не побывал на программе «Смак» за 20 лет эфирной жизни! (Это настоящий долгожитель среди кулинарных шоу.) За долгие годы по подсчетам редакторов у них чаще всего кашеварил Валдис Пельш — его приглашали аж 11 раз. Он готовил рыбу, армянский хаш, пасту с морепродуктами, а в свой последний визит удивлял бинарной кухней, в которой сочетают несочетаемое. Между прочим, мужчины на программе часто практикуют выпечку. Так, Павел Деревянко колдовал над морковным пирогом, а Лев Лещенко выпекал хлеб по домашнему рецепту.
Актриса Галина Коньшина («Большая разница») побила все рекорды по числу приготовленных блюд в одном эфире. Ведущий Иван Ургант (в 2006 году он стал вести шоу вместо Андрея Макаревича) и глазом не успел моргнуть, как она сварганила свиные медальоны с яблочно-луковым конфитюром, греческую мусаку и три салата. Самой лаконичной в «Смаке» оказалась Елена Малышева. Натянув хирургические перчатки (без них телеведущая не заходит на кухню), она раскрыла перед телезрителям секрет приготовления сорбета из апельсинового сока. Между прочим, Иван Ургант регулярно тестирует дома рецепты из «Смака» и утверждает, что гости всегда просят добавки. На программе же ведущему, как правило, достается грязная работа — чистить чеснок или резать лук.
Кулинар-байкер пострадал за чебуреки
Из реквизита на съемках чаще всего в утиль отправляются сковородки. Даже единственная царапина на тефлоновом покрытии может отразиться на качестве блюда, а значит, ее нужно немедленно заменить. Случаются проколы и другого рода.
— Пару раз бывало так: легким движением руки встряхиваешь содержимое сковородки, а в следующую секунду у тебя в руках одна ручка от нее, — говорит Кирилл Готовцев, кулинарный блогер и ведущий именного шоу «Готовит Готовцев» (канал Перец). — Поэтому советую покупать исключительно литые сковороды!
Уязвим не только инвентарь, но и кое-что поважнее — руки кулинаров. Ожоги от раскаленного масла и многочисленные порезы не редкость на съемках, поэтому аптечка есть в каждой студии. Брутальный мачо Готовцев, пропагандирующий мужской подход к приготовлению пищи, помнит, как однажды до волдырей обжег пальцы, вытаскивая чебуреки из кипящего масла. Хотя в тот момент боли не почувствовал.
Каждая программа начинается с того, что ведущий, по совместительству еще и байкер, едет на мотоцикле на рынок за продуктами. На самом деле необходимые ингредиенты закупают перед съемками помощники. И не всегда угадывают. Однажды затарились коричневым рисом, который совсем не годится для плова.
Всегда под рукой в студии Готовцева гантели, чтобы подкачаться в перерывах, а также дрель… Этот инструмент Кирилл периодически использует вместо тестомеса. До такого не додумалась бы даже самая отчаянная хозяйка!
Мясорубка против слайсера
Все ведущие кулинарных программ сходятся во мнении: перед работой лучше не есть, ведь в процессе и так постоянно что-то пробуешь. А снимают все программы блоками — несколько выпусков за один день.
— Съемки длятся по 14-16 часов, и порой, по иронии судьбы, пообедать некогда, — говорит одна из ведущих программы «Два с половиной повара. Открытая кухня» (ТНТ) Кристина Черняховская. — Наша съемочная группа преимущественно состоит из мужчин, обычно они тут же и съедают все приготовленное.
Кристина и ее коллега Альбина Прейс успешно доказывают, что две хозяйки вполне способны ужиться на кухне и параллельно научить готовить всех желающих. Началось все с того, что две подруги практически в один день уволились с прежних мест работы и решили заняться мастер-классами. А вскоре девушек, чьи уроки по кулинарии стали пользоваться популярностью, позвали на ТВ делать собственный проект. «Половинка» в названии передачи осталась с того времени, когда участие в съемках принимала маленькая дочка Альбины Рона — она сидела у мамы на руках и с интересом наблюдала за происходящим на столе. Но с тех пор как кроха научилась ходить, на кухне ей стало скучно. Однако название решили не менять.
Самым сложным ведущие считают необходимость готовить и разговаривать с гостями одновременно. Периодически возникают трудности более прозаического характера. Однажды телекулинарки вместе с администраторами искали по всей Москве инжир, а в другой раз — как ни странно, баклажаны!
Но, пожалуй, самые сложные задачи стоят перед создателями проекта «Умная кухня» (Домашний). В каждом выпуске его ведущий Евгений Рыбов выясняет, так ли уж полезны многочисленные кухонные гаджеты вроде кожуроочистителя, перьеощипывателя, яйцеварки, блинницы, сэндвичницы, слайсера, помидорорезки… Бывает, что экспериментальные приборы выходят из строя прямо в процессе съемки. Так случилось с ломтерезкой (она же слайсер). Ассистентам пришлось в рекордные сроки, вооружившись инструкцией, разобрать и вновь собрать аппарат. Кстати, как замечают сотрудники этого занимательного шоу, обычные бытовые приборы вроде мясорубки или венчика зачастую удобнее и эффективнее прогрессивных новинок. И лишь одно не вызывает никаких сомнений: просмотр кулинарных программ повышает аппетит!
Домашняя кухня: почему все снова смотрят кулинарные шоу
Первые кулинарные шоу появились на телевидении в начале 1960-х. Считается, что история этого телеформата началась с Джулии Чайлд — американского шеф-повара и писательницы (ее история легла в основу фильма «Джули и Джулия» с Мерил Стрип в главной роли). В 1963 году она приняла участие в передаче, посвященной выходу ее поваренной книги. В студии Чайлд появилась вместе с переносной плитой, сковородкой и десятком яиц и принялась учить публику готовить омлет-ролл вместо того, чтобы в очередной раз рассказывать об истории создания своего пособия по готовке на 800 страниц. Телепродюсерам такой формат шоу показался гениальным и невероятно простым в производстве, и они сразу же пригласили женщину вести собственное кулинарное шоу «Французский шеф».
В основе всех последующих кулинарных шоу лежала именно программа Чайлд. Она сформировала основные черты формата: ведущий, который общается с аудиторией на равных; не слишком замысловатые рецепты, которые смогут повторить обычные домохозяйки у экрана; и простые блюда, подходящие скорее для семейного ужина, чем для ресторанной подачи.
Первый кулинарный телеканал
Настоящая популярность пришла к кулинарным шоу в начале 1990-х. В то время программы по готовке нашли свое место в сетке телевещания — дневной эфир, и преданного зрителя — людей среднего возраста, которые проводят большую часть дня дома, преимущественно женщины. В 1993 году телекомпании Discovery, Inc. и Nexstar Media Group решили рискнуть и вывести формат кулинарных телешоу на новый уровень и создали целый отдельный кабельный канал, посвященный еде — Food Network.
Продюсеры относились к кулинарным шоу как к простому и недорогому способу заполнить эфир
По словам американского писателя и гастрокритика Аллена Салкина, написавшего книгу о создании канала, до 1990-х телепродюсеры относились к кулинарным шоу как к простому и недорогому способу заполнить эфир — для съемок требовались только оборудованная студия, которая могла использоваться несколько лет не перестраиваясь, пара камер и продукты. «Никто никогда не ассоциировал кулинарные шоу с большим заработком и не пытался на них зарабатывать. Даже шоу Джулии Чайлд не приносило больших денег», — говорит Салкин. Создатели же нового экспериментального канала хотели изменить отношение к фуд-телешоу и заработать на подписке людей и интересе аудитории. И у них получилось — к 1997-му кабельный канал стал вторым по росту подписчиков.
В 1993 году кулинарные шоу стали появляться и на российском телевидении. Первым подобным проектом стала программа «Смак», ведущим которой стал не профессиональный повар, а музыкант и лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич. Позже его на этом посту сменил Иван Ургант.
Внимание к ведущему, а не к еде
Следующим важным шагом в истории кулинарных шоу стало появление на британском телевидении повара Джейми Оливера. В 1999 году продюсер телеканала BBC Патриция Ллевелин заметила в одном из ресторанов Лондона молодого и харизматичного шефа и пригласила его принять участие в пробах в новое кулинарное шоу.
Так у повара появилось свое шоу «Голый шеф», которое стало первым шагом на пути к огромной популярности. Зрителей «Голого шефа» привлекали к экрану не только незамысловатые рецепты, которые показывал Оливер, но и его манера общения и доходящие до комичного выпады сторону фастфуда. Самой мягкой формулировкой шефа в отношении фарша в сети McDonald’s, например, была «розовая слизь». В 2003 году безутешный борец с неправильным питанием получил орден Британской империи за свой вклад в пропаганду здорового образа жизни.
Мнения о том, стоит ли благодарить Оливера за огромный вклад в популяризацию формата или, наоборот, винить в его упадке, разделяются. Приверженцы последнего мнения считают, что многочисленные выпады Оливера в сторону фастфуд-корпораций сместили фокус аудитории с еды на личность ведущего. Постепенно кулинарные программы с подачи шефа приблизились скорее к формату развлекательных ток-шоу, оставив в стороне образовательную составляющую. На смену спокойным обучающим программам пришли эпатажные шоу-соревнования: «Адская кухня», «Топ-шеф», «Мастер Шеф» и многие другие.
Виноват ли Оливер в том, что образовательные фуд-шоу потеряли свою популярность и сместились все дальше от прайм-тайма в сетке телевещания, или нет — неизвестно. Но, как отметила автор книги «Смотрим, что мы едим: эволюция телевизионных кулинарных шоу» Кейтлин Коллинз, к началу 2009 года подобные программы начали сдавать свои позиции. По ее мнению, связано это было с тем, что в целом изменилась аудитория проектов, ее способ потребления и мировая экономика. Люди стали чаще посещать рестораны, заказывать доставку из любимых кафе, стали меньше времени проводить дома и уж тем более проводить свободное время днем, смотря кулинарные телешоу.
Локдаун и повара-любители
Нельзя сказать, что формат кулинарных шоу в 2010-х полностью пришел в упадок. По данным The Hollywood Reporter, в 2018 году около 10% от всех премьер телеканала Fox были именно развлекательные фуд-программы. Однако большинство из них представляли собой соревнования профессионалов, вроде «Топ-шефа» или «Адской кухни». Стихийное возрождение формата именно обучающих кулинарных программ со звездными ведущими произошло летом 2020 года. И во многом благодаря локдауну.
Рецепт банального бананового хлеба можно найти почти в каждом звездном инстаграме
Сначала, оставшись дома из-за режима самоизоляции, обучающие видео с рецептами начали выкладывать обычные пользователи, которым было нечем заняться на карантине. Позже к тренду присоединились знаменитости: Гвинет Пэлтроу рассказывала о своих любимых салатах, а Джессика Альба показывала, как готовить бисквит. Рецепт банального бананового хлеба можно было найти почти в каждом звездном инстаграме.
После успеха HBO Max конкурирующий сервис Netflix объявил о создании сразу двух новых кулинарных шоу. Первое — детская обучающая программа «Ваффлс + Моти» с бывшей первой леди США Мишель Обамой, а второе — кулинарное реалити «Готовим с Пэрис», ведущей которого, как можно догадаться из названия, стала Пэрис Хилтон. Главное отличие всех новых проектов — ориентация на зрителя, который, скорее всего, не привык готовить и просто хочет чем-то занять себя на ближайшие 50 минут.
Исследовательница Коллинз считает, что формат кулинарных шоу на самом деле никогда не переставал быть популярным — просто он периодически трансформировался, чтобы оставаться актуальным и привлекать аудиторию из поколения в поколение. «Мы учились готовить вместе с кулинарными шоу, вместе с ними менялись и росли», — говорит Коллинз в своей книге. С самого первого появления на телевидении создатели обучающих фуд-программ делали ставку на личную связь зрителя и ведущего, предлагая способ с пользой провести лишний час своего времени. В пандемию, когда лишнего времени оказалось более чем достаточно, незатейливые шоу о готовке снова вернулись на экраны.
Волшебный вкус: зачем россиян заманивают на кулинарные шоу
Жителям Белгорода стали поступать звонки с приглашением посетить так называемые бесплатные кулинарные шоу, в рамках которых они не просто смогут приятно провести время, но и получить подарки. Однако все заканчивается кредитами на покупку дорогостоящего набора посуды. Как выглядит мошенническая схема, жертвами которой россияне становились еще несколько лет назад, и как можно вернуть деньги в подобных случаях — в материале «Известий».
Зачем зрителей заманивают на кулинарные шоу
Жителей Белгорода начали активно приглашать на бесплатные «кулинарные шоу». Звонки гражданам поступают с разных номеров, собеседники обещают интересное мероприятие, в ходе которого гости смогут узнать о правильном питании и даже получить подарки.
Однако на деле шоу превращается в процесс навязывания посуды, стоимость которой порой превышает 100 тыс. рублей. Причины такой цены продавцы объясняют просто: посуда якобы невероятно высокого качества, кроме того, на ней можно готовить полезную еду без масла, при этом она не пригорает. В ходе мероприятия гостей уговаривают купить набор со скидкой, а если нет денег, предлагают помощь в оформлении кредита.
Как пенсионеров обманывают с посудой
Впрочем, в некоторых мошеннических схемах посуде приписывается не просто невероятно высокое качество, но даже чудодейственные свойства. Например, в сентябре в Удмуртии осудили пятерых лжемедиков, продававших «целебную посуду». Жертвами аферистов становились, как водится, пенсионеры. Прикрываясь несуществующей госпрограммой, мошенники приглашали пожилых людей на обследования. Когда те приходили в «медцентр», лжемедики осматривали их, а потом сообщали о наличии заболеваний, вылечить которые помогут наборы посуды, имеющие целительные свойства.
Раскручивая доверчивых граждан на еще большие траты, мошенники также уверяли своих жертв, что воду, к которой те привыкли, пить ни в коем случае нельзя. Однако есть один способ сделать ее безопасной — купить помимо посуды еще и специальные фильтры. Если же на все эти предметы у пенсионеров не хватало денежных средств, аферисты предлагали им взять кредиты или оформить товары в рассрочку. В общей сложности жертвами лжемедиков стали 45 человек.
Задержание пятерых лжемедиков, продававших «целебную посуду» доверчивым гражданам в Удмуртии
Однако справедливость все же восторжествовала: в прошлом году в отношении группы было возбуждено уголовное дело.
«В ходе обысков в арендуемом офисе полицейские обнаружили различную документацию, кредитные договоры, реализуемую посуду, а также специальные инструкции по психологическому воздействию на клиентов», — сообщало МВД России. А в сентябре этого года по решению суда фигуранты дела получили сроки от двух лет двух месяцев до четырех лет условного заключения.
Что делать жертве обмана
Для начала необходимо понимать, что если подобный товар имеет надлежащее качество, то сдать его обратно не получится. Посуда, столовые и кухонные принадлежности, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортировки пищевых продуктов входят в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену или возврату, сообщила в разговоре с «Известиями» юрист, специалист по защите прав потребителей Яна Бондаренко.
— Здесь важно, что вам обещали, когда вы приобретали эту посуду, — поясняет она. — Например, было заявлено, что кайма у посуды из позолоты, все это очень хорошего качества. И вот когда человек приобретает посуду, выясняется, что никаких таких свойств не имеется, а кайма, допустим, стирается после второго мытья. Тогда здесь можно подойти с другой стороны, аргументируя тем, что посуда не отвечает заявленным характеристикам.
Если человеку расписали какие-то чудо-свойства, а это оказалось неправдой, то независимо от того, подлежит этот товар возврату или нет, гражданин имеет право от него отказаться, так как ранее он был введен в заблуждение, подтверждает юрист Натан Будовниц. Схема возврата денег стандартна: следует подать претензию продавцу и, если в течение 10 календарных дней деньги не будут возвращены, тогда необходимо написать в Роспотребнадзор, параллельно обратившись с иском в суд.
Однако ситуация осложняется, если для покупки товара человек оформляет кредит.
— Банк, который выдает кредит, по сути, выплачивает стоимость товара продавцу. Поэтому чтобы закрыть этот вопрос с банком, надо срочно вернуть товар и потребовать возврата денежных средств, причем можно потребовать, чтобы их вернули самому покупателю для оперативного погашения кредита, либо можно попросить вернуть их обратно в банк. Причем если продавец товара здесь медлит и насчитываются какие-то проценты, то эти убытки можно опять же взыскать с продавца, — рассказывает эксперт.
Подтверждение тому содержится в п. 6 ст. 24 закона «О защите прав потребителя»: в случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита (займа), продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа).
Если же продавцы отказываются возвращать деньги, тут один вариант — суд, отмечают юристы.
— У нас любой спор в правовом поле решается так. Можно, конечно, подать жалобу на продавца товара в Роспотребнадзор, но он деньги не вернет — этот орган привлекает к административной ответственности за нарушения прав потребителей. Конечно, если будет огромное количество жалоб, можно попробовать обратиться в полицию, прокуратуру, вследствие чего может быть даже будет возбуждено уголовное дело. Но деньги в банк все равно подлежат возврату, потому что они были выданы, — заключил Натан Будовниц.
В целом процедура расторжения такого договора непроста, ведь человек приобретает товар в одной компании, а деньги на такую сделку выдает другая компания в лице банка, указал в разговоре с «Известиями» директор Лиги защиты должников по кредитам Сергей Крылов. Поэтому главная рекомендация в таких ситуациях — никогда не принимать поспешных решений и всегда обдумывать любые покупки, подчеркнул он.