Что такое ктц аккумуляторных батарей
Понятие о контрольно-тренировочном цикле для АКБ, и как его сделать в домашних условиях
Срок службы аккумулятора во многом зависит от условий эксплуатации, обслуживания и поддержания уровня заряда в аккумуляторе. Увы, но большинству автомобилистов приходится ездить на короткие дистанции с частыми остановками.
В теории задумано, что заряд, расходуемый АКБ на запуск двигателя, будет компенсироваться за счёт работы генератора во время езды. Но на практике генератор зачастую попросту не успевает восполнить потери. Из-за этого батареи часто находятся в состоянии недозаряда.
С течением времени это приводит к необратимым последствиям, единственным решением при которых становится утилизация старого аккумулятора и покупка новой АКБ.
Но если батарея ещё не окончательно потеряла свою ёмкость и ещё способна восстанавливать заряд, тогда вернуть прежнюю работоспособность или хотя бы приблизиться к этим показателям можно с помощью контрольно-тренировочного цикла.
Что это такое
Аккумуляторы для машин выбирают, исходя из ёмкости и пускового тока. Пусковой ток означает подачу заряда, необходимого для вращения стартера и проворачивания коленвала. Чем мощнее и объёмнее мотор, тем больше Ампер потребуется для запуска. Ёмкость же указана в Ампер*часах. К примеру, если у АКБ ёмкость составляет 70 Ач, тогда в теории в течение 70 часов она сможет выдавать по 1 Амперу за 1 час. Ёмкость отражает время, в течение которого батарея способна питать нагрузку, то есть подключённых к ней потребителей.
На практике всё иначе. При запуске двигателя батарея отдаёт огромный заряд. Его компенсация происходит за счёт генератора и протекающих внутри аккумулятора электрохимических процессов. То есть АКБ обратно накапливает заряд. Но поскольку генератор часто не успевает компенсировать потери, большинство машин эксплуатируются с недозаряженным источником питания.
Ёмкость постепенно падает, и на это влияет несколько факторов:
Подобные обстоятельства заставляют водителей быть более внимательными к источнику питания.
Не все понимают, почему речь идёт тогда о контрольно-тренировочном цикле для АКБ и что это вообще означает.
Большинство автомобильных батарей основаны на свинцовых пластинах и электролите. При этом могут применяться разные конструкторские решения, легирующие добавки, меняется внутреннее наполнение, что позволяет разделить АКБ на несколько разновидностей. Их средний заявленный срок службы около 5 лет. На практике многим приходится из-за озвученных выше причин менять батареи уже через 2–3 года.
Чтобы минимизировать свои затраты на частую смену батарей, можно прибегнуть к такой процедуре как контрольно-тренировочный цикл. Или просто КТЦ. Рекомендуемая периодичность составляет 1–2 раза за год.
КТЦ является процедурой, направленной на восстановление разряженных и изношенных аккумуляторов. Суть процесса заключается в полном разряде с последующей полной зарядкой АКБ.
С помощью КТЦ можно хотя бы частично восстановить характеристики, продлить срок службы. Никто не обещает, что после КТЦ батарея станет как новая, только что купленная в магазине. Но хотя бы на 1–2 года она проработает дольше. Некоторые за счёт тренировки продлевают срок эксплуатации и на 3 года.
Зачем проводить КТЦ
Своего рода тренировка для автомобильного севшего и изношенного аккумулятора не является панацеей от всех проблем. Иногда состояние АКБ такое, что ни о каком восстановлении говорить не приходится. Только замена.
Но при иных обстоятельствах за счёт тренировки можно вернуть АКБ к жизни. Есть несколько причин попробовать это сделать:
Интересно и то, что с помощью КТЦ многим автомобилистам удавалось в гаражных условиях восстановить батареи, несколько лет пролежавшие на полке. Конечно, это вовсе не означает, что если вы найдёте аккумулятор на свалке, то без проблем его реанимируете.
Если тренировка вашего автомобильного аккумулятора будет выполнена правильно, и сама АКБ будет пригодной для восстановления, тогда разряд–заряд окажется действенной панацеей от износа и старости.
Как выполняется разряд–заряд
Теперь непосредственно о проведении КТЦ для старых аккумуляторов в домашних условиях, чем многие автомобилисты успешно занимаются.
Правильная разрядка и зарядка, то есть КТЦ, изношенного автомобильного аккумулятора предполагает выполнение операций в определённой последовательности. Плюс вам потребуется набор инструментов. В него входит:
Сам тренировочный цикл, то есть заряд и разряд, для автомобильных аккумуляторов можно разделить на 3 этапа.
Первый этап
Ошибочно считать, что при КТЦ аккумулятора нужно первым делом разряжать батарею. Нет. Она уже разряжена. Потому первое, что нужно сделать, это поставить АКБ на зарядку. До какого напряжения это делать, известно практически всем.
В состоянии без нагрузки заряженная батарея должна показывать около 12,6–12,7 В.
Если аккумулятор обслуживаемого типа, параллельно с помощью ареометра можно дополнительно проверить плотность электролита. Нормой считается 1,27–1,28 г/см³.
Коротко о том, как правильно провести первый этап КТЦ для севшего аккумулятора:
Значение 14,4 В считается пороговым, то есть максимальным, напряжением для свинцово-кислотных АКБ и батарей по технологии GEL. А вот для AGM можно выбирать напряжение до 14,7 В.
Когда ток заряда упадёт до 0,5–1 А, процедуру зарядки можно считать завершённой.
Второй этап
Дальнейшая схема проведения КТЦ для проблемного аккумулятора, выполняемая своими руками, предусматривает именно разрядку батареи.
Процесс выглядит одинаково, если у вас гелевый, необслуживаемый WET аккумулятор, классический свинцово-кислотный, либо АГМ источник питания.
Суть заключается в следующем:
В качестве нагрузки оптимально использовать автомобильную лампочку либо несколько ламп, соединённых последовательно.
Рассчитать мощность необходимой лампочки не сложно. Для этого достаточно ток заряда умножить на напряжение батареи. То есть условные 7 Ампер (при 70 Ач ёмкости) умножаем на 12 В. Получается 84 Вт.
Если одну мощную лампочку на 84 Вт найти не удаётся, возьмите несколько менее мощных нагрузок, соединив их последовательно.
Когда мы правильно разряжаем АКБ, это позволяет достичь нужной степени разряда, но не потерять весь заряд полностью.
Процедуру разряда следует останавливать, когда на выводах напряжение составляет 10,5–10,6 В.
Как только вольтметр начнёт показывать 11 В, проводите повторные проверки напряжения с интервалом не более 15 минут. Иначе можно пропустить падение показателей ниже допустимой отметки.
Глубже разряжать батарею не рекомендуется, поскольку можно уже её не восстановить последующими циклами.
Разряжать заряженную батарею необходимо, контролируя при этом время. Сделайте себе пометку, когда вы начали разрядку, и через какое время она закончилась.
Предположим, что ваша батарея при номинальных 75 Ач разрядилась за 5 часов, а ток разряда составлял 7,5 А. Получается, что за 5 часов аккумулятор потерял всю свою ёмкость. Умножив 2 значения, получается 37,5 Ач. Именно такая ёмкость является реальной для вашего источника питания. То есть от своей номинальной ёмкости АКБ потеряла 50%.
Третий этап
Итак, уже был выполнен предварительный разряд АКБ. Теперь мы заряжаем ранее разряженную батарею.
Заряжать после разряда можно по такому же принципу, который был представлен на первом этапе.
Приступайте к зарядке сразу, как только был достигнут необходимый уровень разряда. Нельзя на долгое время оставлять севшую батарею без подзарядки.
Ведь напряжение продолжит падать. И тогда восстановить источник питания вряд ли получится.
Вы уже знаете, до какого напряжения выполняется зарядка при КТЦ аккумулятора. Выполнив полный цикл заряда, отключите АКБ от ЗУ, подождите 2–3 часа, оставив батарею в покое. Теперь сделайте замеры напряжения и плотности электролита, если конструкция корпуса это позволяет сделать. Если напряжение низкое, либо плотность недостаточная, проведите повторное КТЦ.
В действительности рекомендуется повторять КТЦ 2–3 раза подряд.
Такой метод восстановления достаточно эффективный, что неоднократно было доказано на практике. Но проблема контрольно-тренировочного цикла в том, что это длительная процедура, требующая постоянного контроля батареи, проверки параметров. Не все автомобилисты готовы тратить на это время и силы. Потому многим проще купить новый аккумулятор. Но это право выбора каждого.
Скора холода. Как делать и надо ли это КТЦ аккумуляторной батареи!
Очень мало статей о том как делать КТЦ АКБ. Скоро зима и необходимо подготовить свой АКБ чтобы в первые морозы он не умер…
Одним из важных компонентов нормальной работы любого автомобиля является аккумуляторная батарея (АКБ). Он является залогом комфорта и обеспечение безопасности вашего авто. Частенько долгое время развлекает Вас музыкой. По несколько недель «охраняет ваш автомобиль» обеспечивая пинание для вашей сигнализации. Ежедневно по многу раз заводит Ваш двигатель, получая очень большой «стресс».
Но когда аккумулятор измученный жизнью теряет свой заряд и не хочет Вас заводить… Одна половина автомобилистов ищет тех, кто их «прикурит» другая половина просто заводит машину с толкача. И как только машина завелась, большинство сразу забывают про бедный АКБ, который уже был на грани. Поездив немного или просто дав машине поработать 15 минут думают, что все он зарядился… Но после такого неприятного случая хороший автомобилист зарядит АКБ, а другие просто забудут это до следующего раза, который неизбежно скоро случится.
Практически каждый автомобилист был в такой ситуации. Но что ты делаешь для того чтобы АКБ тебя не подводил?
Все знают что за двигателем надо следить и проводить ТО. Менять масло, доливать разные жидкости и т.д. Но мало кто знает, что и за АКБ надо следить и проводить хотя бы один раз в год КТЦ АКБ и в течение эксплуатации следить хотя бы за уровнем электролита.
Но сейчас на рынке существуют множество АКБ самых разнообразных которые делятся на 4 типа: обслуживаемые, малообслуживаемые, гибридные и необслуживаемые.
В данной статье будут рассмотрены малообслуживаемые АКБ. Они установлены у значительного большинства автомобилистов. Если у Вас другой тип АКБ думаю, Вы это знаете, если Вы не уверены какой АКБ у Вас установлен обратитесь к специалистам.
И так мы определились, что КТЦ АКБ необходимо производить хотя бы ежегодно. Если у Вас имеется навык работы с электрооборудованием, то можно попробовать справится своими силами. Если Вы не поняли о чем идет речь, не видели, как выглядит мульти тестер и у Вас отсутствует зарядное устройство. То лучше обратитесь в СТО.
Проводим контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) АКБ
Для проведения КТЦ аккумуляторной батарее необходимо иметь: ареометр, мультитестер, зарядное устройство АКБ, нагрузка для разряда (лампа ближнего света 45-65Вт) и немного метаматематики)))
КТЦ — это операция, позволяющая в большинстве случаев восстановить работоспособность подержанных и сильно разряженных аккумуляторов АКБ, а также определить их пригодность к дальнейшей эксплуатации.
КТЦ включает в себя полный заряд, контрольный разряд и повторный заряд АКБ.
Сначала АКБ, снятую с автомобиля, полностью заряжают от внешнего зарядного устройства.
Этап №1 проведения КТЦ (полный заряд АКБ)
На рынке сейчас довольно много автоматических зарядный устройств. Если вы используете его то в несколько раз облегчите эту процедуру. Просто устанавливаете АКБ на заряд и ждете, когда автоматическое зарядное устройство полностью зарядит АКБ. Но все-таки советую после полной зарядки проверить плотность электролита. И убедиться что Ваше устройство полностью зарядило АКБ.
Плотность полностью заряженной батареи составляет 1.27- 1.28 г/см3, напряжение — 12.7 В
Как определить, сколько заряжать и как?
Есть формула, по которой можно узнать примерное время заряда АКБ.
Для начала проверяем плотность электролита в АКБ с помощью ареометра.
Например, ареометр показал плотность 1,21 г/см^3.
Это означает что АКБ разряжена на половину. Исходя из емкости АКБ например 65Ah мы высчитываем величину потери емкости АКБ.
65Ah * 50% / 100% = 65Ah * 0,5 = 32,5Ah
Значение зарядного тока I (А) не должно превышать 1/10 ёмкости батареи (упрощенно). В нашем случае не более 6,5А.
Теперь просто подставляем все значения в нужную формулу и примерное время заряда известно:
t = 2 * 32,5Ah / 6,5А = 10h (часов)
Но все же это примерное время заряда. И нельзя утверждать, что за это время АКБ полностью зарядиться. Во время всего процесса заряда необходимо проверять АКБ. И так как только АКБ показывает 12.7 В проверяем плотность она должна быть 1.27- 1.28 г/см3
АКБ полностью заряжена и можно приступить к следующему этапу КТЦ.
Этап №2 проведения КТЦ (разряд АКБ)
Полностью заряженный аккумулятор подключают к устройству, состоящему из мощного реостата, вольтметра и амперметра и разряжают током так называемого 10-часового режима, величина которого составляет 9%-10% от емкости АКБ в нашем случае это 6.5А.
Но где же взять это устройство не у Всех есть реостат))).
Можно пойти другим более простым путем. Купить обычную автомобильную лампочку. Но что бы все было как можно правильнее необходимо чтобы лампочка была давала нагрузку 6.5А. Как это посчитать.
I = P / U, где P – мощность измеряется в Вт, U напряжение 12 Вольт.
P = I * U = 6,5A * 12v = 78 Вт.
Теперь необходимо купить лампу, которая максимально приближенна к этой мощности.
У меня была лампа на 65 Вт, потому покупать ничего не стал.
Подключает лампочку к АБК и начинаем разряд.
После повторного заряда КТЦ законченно, но в лучшем случае проводить 2-3 раза весь цикл. Но хотя бы попробовать сделать это один раз. Что это вам даст: 1) Вы полностью и грамотно зарядите АКБ. 2) сможете узнать в каком состоянии у вас АКБ.
На весь процесс у меня ушло два дня первый день дозарядил АКБ и разрядил на следующий день зарядил. Никогда не оставляйте АКБ во время заряда или разряда. Вы можете испортить его. НЕЛЬЗЯ сильно разряжать АКБ. И так же нельзя заряжать большим током АКБ будет кипеть. Все это может привести к разрушению АКБ.
ЕСЛИ ВЫ НЕУВЕРЕННЫ ЧТО СПРАВИТЕСЬ С ЭТИМ, ТО ПЕРЕДАЙТЕ СВОЙ АКБ СПЕЦИАЛИСТАМ!
Теперь по статье: если ты впервые читаешь что то по АКБ и никогда не обслуживал его. Перед самостоятельным обслуживанием. Изучи эту тему немного шире в данной статье описано как делать КТЦ. А тонкости при обслуживании намного больше очень просто ИСПОРТИТЬ АКБ. Современный АКБ в большинстве случаем малообслуживаемые и испортив его Вам придется раскошелится на НОВЫЙ АКБ!
Уважаемые читатели также важно знать что тема аккумуляторные батареи очень обширна и описать её очень трудно в данной статье затронута только тема проведения КТЦ.
Если Вас заинтересовала тема и для общего развития можете изучить следующие понятия относящиеся к АКБ.
1) Саморазряд АКБ.
2) Сульфатация аккумуляторов
Что означает контрольно-тренировочный цикл и как провести КТЦ АКБ в домашних условиях
Аккумуляторная батарея является важным компонентом любого современного автомобиля. С её помощью запускается двигатель, плюс можно включать разных потребителей, не заводя мотор. Тем самым питание поступает не от генератора, а от АКБ.
Но с течением времени ёмкость батареи может падать. И в какой-то момент при повороте ключа в замке зажигания ничего не происходит. Да, специалисты в автосервисе скажут, что аккумулятору пришёл конец, срок его службы закончился, и лучше приобрести новый. Причём наверняка вам подскажут, где и какой покупать.
Но не стоит делать поспешные выводы. Такая процедура как КТЦ часто позволяет реанимировать батарею. Это не 100% гарантия возвращения полной работоспособности, но отличный способ сэкономить на покупке новой АКБ. Как минимум стоит попробовать.
Почему падает заряд
У всех АКБ есть определённая ёмкость, прописанная в Ач. На легковых авто чаще всего встречаются батареи на 60-80 Ач. То есть при 60 Ач устройство может в течение 60 часов выдавать ток, сила которого составит 1 Ампер. Но это в теории.
На практике всё иначе. Как только происходит запуск мотора, заряд сильно падает. Но он компенсируется за счёт работы генератора. Не все водители ездят много и часто, а потому генератор попросту не успевает восполнить весь заряд. Доказано, что в большинстве случаев авто эксплуатируются с постоянным недозарядом.
Ёмкость может уменьшаться под воздействием разных факторов:
Поскольку большинство водителей ездят именно в таких условиях, периодически проверять состояние и заряд АКБ нужно обязательно.
Понятие о КТЦ
Теперь следует детальнее разобраться с контрольно-тренировочным циклом для АКБ, поскольку далеко не все понимают, что это такое и для чего проводится.
Используемые на автомобилях аккумуляторные батареи являются свинцово-кислотными. Они отличаются между собой конструктивными особенностями, применяемыми добавками, консистенцией используемого электролита. Поэтому различают AGM батареи, гелевые, кальциевые и пр.
Срок службы АКБ обычно указан производителем на корпусе устройства. При этом часто можно увидеть цифры в пределах 5-10 лет. Такой период кажется вполне приемлемым, поскольку перспектива менять батареи раз в 7-8 лет радует. Но заявленные сроки редко совпадают с реальными. Это обусловлено тяжёлыми условиями работы, езда с постоянным недозарядом. Этим страдают машины, эксплуатируемые в городе и проезжающие короткие дистанции. Добавьте сюда низкие температуры и халатное отношение.
Чтобы минимизировать денежные затраты на покупку новой батареи, следует сделать всё возможное для продления срока службы имеющегося аккумулятора. Для этого и предусмотрена такая процедура как КТЦ.
Контрольно-тренировочным циклом называют процедуру, которая проводится для восстановления разряженных и старых АКБ. Её смысл заключается в полном разряде и последующем заряде устройства.
КТЦ позволяет частично восстановить характеристики, улучшить работоспособность аккумулятора. На прежние 100% эффективности, как было при покупке, рассчитывать не стоит. Но дополнительные 2-3 года АКБ точно послужит.
Рекомендуемая периодичность КТЦ составляет 2 раза в год.
Зачем нужны тренировки
Не все до конца понимают, для чего проводится подобная тренировка старого или севшего автомобильного аккумулятора.
Можно выделить несколько основных причин:
В некоторых случаях, когда батарея пролежала пару лет в гараже либо её просто забыли снять с машины, оставив на длительное хранение без скинутых клемм, удаётся восстановить АКБ, которая кажется уже приговорённой к утилизации.
Правильно проведённая тренировка старого автомобильного разряженного аккумулятора, когда выполняется заряд-разряд, позволяет сэкономить деньги автовладельцу. Плюс АКБ несколько восстановит свои характеристики, а потому двигатель будет запускаться легче даже при сильных морозах.
Последовательность процедуры КТЦ
Многие занимаются проведением КТЦ старых аккумуляторов в домашних условиях и успешно выполняют поставленные задачи.
Чтобы выполнить такую процедуру, потребуется подготовить:
Самостоятельная зарядка собственного автомобильного аккумулятора методом КТЦ довольно часто даёт положительный результат. Но для этого важно чётко соблюдать инструкции и придерживаться заданной последовательности.
Чтобы выполнить тренировочный цикл, то есть заряд-разряд изношенных аккумуляторов, следует обучиться работе с мультиметром.
Сама процедура включает в себя 3 этапа:
Тут важно выполнить грамотно каждый этап. Если при обычном обслуживании требуется лишь разряжать батарею, то при КТЦ аккумулятора необходимо знать, до какого напряжения это делать и когда приступать к обратному действию.
Проводятся предварительные расчёты для конкретной АКБ, чтобы определить точную нагрузку.
Предварительный этап
Если вникнуть в суть и изучить все детали, то схема проведения КТЦ автомобильного аккумулятора не покажется такой уж сложной. Поэтому многие успешно делают это своими руками.
При наличии заводского зарядного устройства хорошего качества никаких проблем не возникнет. Достаточно соединить АКБ с зарядным устройством и дождаться завершения процесса.
То, до какого напряжения потребуется проводить КТЦ, зависит от конкретного аккумулятора и условий выполнения цикла. Поэтому изучите его технические характеристики.
Заряд проводится по плотности находящегося внутри электролита и по напряжению. Выполняя предварительный заряд АКБ, ориентируйтесь на следующие значения:
Эти параметры, как и применение специальных формул, будут актуальными при использовании упрощённой версии зарядного устройства. Важно рассчитать точное время.
К примеру, замер плотности аэрометром показал 1,16 г/см3. То есть заряд тут 25%, а его потеря соответственно 75%. Сама батарея имеет ёмкость 60 Ач.
Для расчёта потери ёмкость следует 60 Ач умножить на 75% и поделить на 100%. Получаем 45 Ач.
Напряжение зарядного тока должно всегда составлять не более 10% от ёмкости АКБ.
Если у вас 60 Ач, то зарядный ток составит 6 А.
В итоге легко рассчитать время, необходимое для заряда. Для этого есть формула: 2 умножить на потерю ёмкости и разделить на зарядный ток.
В рассматриваемом случае это 2*45/6. Итого 15 часов для заряда.
Но расчёт примерный, поскольку всё равно требуется постоянно следить за параметрами плотности и напряжения. Как только они достигнут 1,27 г/см3 и 12,7 В соответственно, заряд будет завершён.
Как провести предварительный заряд АКБ, уже разобрались.
Разряд
Далее о том, как правильно и самостоятельно провести КТЦ для своего аккумулятора. Нужно переходить на второй этап. Теперь правильно разряжаем АКБ.
Как ни странно, но для восстановления работоспособности батареи после её заряда нужно снова полностью посадить. Только процесс разряда должен строго контролироваться.
При разряде АКБ, будь он типа АГМ, популярный гелевый, кальциевый или классический свинцово-кислотный, требуется создать электроцепь, в которой будет подключен потребитель тока, вольтметр и амперметр.
Разрядка батареи выполняется током 10-часового режима. Его величина составляет в пределах от 9 до 10 от ёмкости АКБ.
Здесь стоит заглянуть в руководство по эксплуатации либо ориентироваться по специальным таблицам. Приведём несколько примеров:
Разряд выполняется соответствующей и правильно подобранной нагрузкой. Для стандартных автомобильных АКБ, ёмкость которых составляет 60 Ач, достаточно взять лампочку на 65 Вт. Рассчитать нагрузку можно по формуле, умножив разрядный ток на напряжение, составляющее 12 В.
Имея все необходимые инструменты для КТЦ АКБ, можно приступать к разряду. Параллельно важно обеспечить такие условия:
Ни в коем случае не оставляйте АКБ разряженной. Нужно сразу же приступать к повторному заряду.
Иначе реанимировать батарею уже вряд ли получится.
Повторный заряд
Теперь просто заряжаем ранее разряженную батарею. Здесь процедура ничем не отличается от первого контрольного заряда.
Но в зависимости от того, находится в вашем распоряжении обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор, при контроле рабочих параметров могут возникнуть трудности. Потому лучше всего проводить заряд именно специальными, заводскими зарядными устройства с системой автоотключения.
Для обеспечения лучшего качества КТЦ процедуру заряд-разряд-заряд рекомендуется повторить 2-3 раза.
По завершению тренировки очищаются клеммы, удаляются следы электролита при их наличии.
КТЦ требует к себе повышенного внимания. На эту процедуру обычно уходит 2 дня. При этом оставлять батарею на длительное время без присмотра категорически запрещено.