Что такое ктц аккумулятора

Здоровый аккумулятор важный компонент авто. КТЦ АКБ обязательно нужно делать!

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

Одним из важных компонентов нормальной работы любого автомобиля является аккумуляторная батарея (АКБ). Он является залогом комфорта и обеспечение безопасности вашего авто. Частенько долгое время развлекает Вас музыкой. По несколько недель «охраняет ваш автомобиль» обеспечивая пинание для вашей сигнализации. Ежедневно по многу раз заводит Ваш двигатель, получая очень большой «стресс».
Но когда аккумулятор измученный жизнью теряет свой заряд и не хочет Вас заводить… Одна половина автомобилистов ищет тех, кто их «прикурит» другая половина просто заводит машину с толкача.

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

Ибо ждать некогда все торопятся в наше время. И как только машина завелась, большинство сразу забывают про бедный АКБ, который уже был на грани. Поездив немного или просто дав машине поработать 15 минут думают, что все он зарядился… Но после такого неприятного случая хороший автомобилист зарядит АКБ, а другие просто забудут это до следующего раза, который неизбежно скоро случится.
Практически каждый автомобилист был в такой ситуации. Но что ты делаешь для того чтобы АКБ тебя не подводил?

Все знают что за двигателем надо следить и проводить ТО. Менять масло, доливать разные жидкости и т.д. Но мало кто знает, что и за АКБ надо следить и проводить хотя бы один раз в год КТЦ АКБ и в течение эксплуатации следить хотя бы за уровнем электролита.
Но сейчас на рынке существуют множество АКБ самых разнообразных которые делятся на 4 типа: обслуживаемые, малообслуживаемые, гибридные и необслуживаемые.
В данной статье будут рассмотрены малообслуживаемые АКБ. Они установлены у значительного большинства автомобилистов. Если у Вас другой тип АКБ думаю, Вы это знаете, если Вы не уверены какой АКБ у Вас установлен обратитесь к специалистам.
И так мы определились, что КТЦ АКБ необходимо производить хотя бы ежегодно. Если у Вас имеется навык работы с электрооборудованием, то можно попробовать справится своими силами. Если Вы не поняли о чем идет речь, не видели, как выглядит мульти тестер и у Вас отсутствует зарядное устройство. То лучше обратитесь в СТО.

Проводим контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) АКБ

Для проведения КТЦ аккумуляторной батарее необходимо иметь: ареометр, мультитестер, зарядное устройство АКБ, нагрузка для разряда (лампа ближнего света 45-65Вт) и немного метаматематики)))
КТЦ — это операция, позволяющая в большинстве случаев восстановить работоспособность подержанных и сильно разряженных аккумуляторов АКБ, а также определить их пригодность к дальнейшей эксплуатации.
КТЦ включает в себя полный заряд, контрольный разряд и повторный заряд АКБ.
Сначала АКБ, снятую с автомобиля, полностью заряжают от внешнего зарядного устройства.

Этап №1 проведения КТЦ (полный заряд АКБ)

На рынке сейчас довольно много автоматических зарядный устройств. Если вы используете его то в несколько раз облегчите эту процедуру. Просто устанавливаете АКБ на заряд и ждете, когда автоматическое зарядное устройство полностью зарядит АКБ. Но все-таки советую после полной зарядки проверить плотность электролита. И убедиться что Ваше устройство полностью зарядило АКБ.
Плотность полностью заряженной батареи составляет 1.27- 1.28 г/см3, напряжение — 12.7 В

Как определить, сколько заряжать и как?

Есть формула, по которой можно узнать примерное время заряда АКБ.

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

Для начала проверяем плотность электролита в АКБ с помощью ареометра.
Например, ареометр показал плотность 1,21 г/см^3.

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

Это означает что АКБ разряжена на половину. Исходя из емкости АКБ например 65Ah мы высчитываем величину потери емкости АКБ.
65Ah * 50% / 100% = 65Ah * 0,5 = 32,5Ah
Значение зарядного тока I (А) не должно превышать 1/10 ёмкости батареи (упрощенно). В нашем случае не более 6,5А.
Теперь просто подставляем все значения в нужную формулу и примерное время заряда известно:
t = 2 * 32,5Ah / 6,5А = 10h (часов)

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

Но все же это примерное время заряда. И нельзя утверждать, что за это время АКБ полностью зарядиться. Во время всего процесса заряда необходимо проверять АКБ. И так как только АКБ показывает 12.7 В проверяем плотность она должна быть 1.27- 1.28 г/см3
АКБ полностью заряжена и можно приступить к следующему этапу КТЦ.

Этап №2 проведения КТЦ (разряд АКБ)

Полностью заряженный аккумулятор подключают к устройству, состоящему из мощного реостата, вольтметра и амперметра и разряжают током так называемого 10-часового режима, величина которого составляет 9%-10% от емкости АКБ в нашем случае это 6.5А.
Но где же взять это устройство не у Всех есть реостат))).
Можно пойти другим более простым путем. Купить обычную автомобильную лампочку. Но что бы все было как можно правильнее необходимо чтобы лампочка была давала нагрузку 6.5А. Как это посчитать.
I = P / U, где P – мощность измеряется в Вт, U напряжение 12 Вольт.
P = I * U = 6,5A * 12v = 78 Вт.
Теперь необходимо купить лампу, которая максимально приближенна к этой мощности.
У меня была лампа на 65 Вт, потому покупать ничего не стал.
Подключает лампочку к АБК и начинаем разряд.

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

После повторного заряда КТЦ законченно, но в лучшем случае проводить 2-3 раза весь цикл. Но хотя бы попробовать сделать это один раз. Что это вам даст: 1) Вы полностью и грамотно зарядите АКБ. 2) сможете узнать в каком состоянии у вас АКБ.
На весь процесс у меня ушло два дня первый день дозарядил АКБ и разрядил на следующий день зарядил. Никогда не оставляйте АКБ во время заряда или разряда. Вы можете испортить его. НЕЛЬЗЯ сильно разряжать АКБ. И так же нельзя заряжать большим током АКБ будет кипеть. Все это может привести к разрушению АКБ.
ЕСЛИ ВЫ НЕУВЕРЕННЫ ЧТО СПРАВИТЕСЬ С ЭТИМ, ТО ПЕРЕДАЙТЕ СВОЙ АКБ СПЕЦИАЛИСТАМ!
Но обслуживать АКБ НЕОБХОДИМО и хотя бы ежегодно делать КТЦ.
Некоторые факты почему надо это делать…

Спасибо за внимание и тем более если Вы это почитали.)))
Кому понравилась, жмем нравится, рекомендуем.

Источник

Контрольно-Тренировочный Цикл аккумулятора

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

Каждую зиму, когда поездок почти нет, я снимаю с каравана аккумуляторы, чтобы провести обслуживание: долить воду (да-да в AGM аккумуляторы тоже надо добавлять дистиллированную воду – далеко не всему объему выделяемых газов удаётся рекуперировать), а самое важное, провести Контрольно-Тренировочный Цикл (КТЦ), который покажет количество реальных ампер-часов в батарее, чтобы узнать не требуется ли провести цикл десульфатации батареи. Коль уж я взялся за электронную тему, то расскажу о небольшом устройстве, которое помогает проводить этот самый КТЦ.

Начну с истории, которая случилась “давным-давно в одной далёкой-далёкой галактике”. В те времена я мало понимал об устройстве и принципах работы свинцово-кислотного аккумулятора – так, на уровне обычного автолюбителя: долить/зарядить, но после этой поучительной истории начал интересоваться тем, как-же устроен и как работает аккумулятор. Интернет тогда хоть и был уже, но о таких понятиях, как автомобильная соц.сеть, да и вообще о соц.сетях, никто и слыхом не слыхивал. Всё общались на форумах, которые тогда чаще называли “конференциями”. И вот всем “королевством” одной такой автомобильной конференции ловили мы “барабашку” на машине одного из участников.

Предпосылка такова: при длительном стоянии (более двух суток) включается неизвестный потребитель, который высаживает аккумулятор, а потом отключается. Аккумулятор сначала выпал из подозрения, т.к. стандартные тесты: напряжение и нагрузочная вилка – проходил, да и в целом владельца устраивал – машину заводил даже в мороз, а что еще от него надо. Ток утечки – минимальный, сколько не замеряли, никак не могли отловить. Причем если регулярно ездить – все в порядке, одну ночь стоит стабильно, а вот двое-трое суток, и машина не заводится, приходится прикуривать. Генератор? Тоже в порядке, пробовали заряжать и стационарным зарядным устройством – картина не менялась. Саморазряд АКБ тоже исключили, т.к. при снятой клемме аккумулятор не высаживался.

Сначала владелец, как водится по совету всезнающего интернета, поменял все реле. Потом, путём нехитрых манипуляций с поочередным отключением проводов, признали виновной сигнализацию. Заменили сигнализацию – провал, на новой та же история. Решили, что сигналку “подписали” ошибочно. Тогда умельцы сделали простенькую схему, которая при повышении тока выше какого-то минимального значения, замыкала концевик капота на массу – должна была сработать сигнализация. По плану владелец должен был прибежать к машине и посмотреть, что у него включилось. Увы, сигнализация молчала, а аккумулятор отказался заводить.

Я думаю, что все догадались, коль речь идет про аккумулятор во вступлении, то и виновником был он, а не “барабашка”. Выяснить это помогла случайность, а иначе неизвестно чего навыдумывал бы ещё коллективный сетевой разум. Как-то раз, заехав в магазин, владелец злополучного аккумулятора забыл выключить фары, ну и АКБ разрядился. Дальше привычная процедура: провода, прикуривание, спасибо-не-за-что-сочтёмся. Всё бы ничего, да вот в магазине провел он от силы минут 10 всего.

Простейший расчет, произведенный всё там же в он-лайн, показал, что за 10 минут две фары 55 Вт, должны были сожрать 1.5, ну максимум 2 АЧ, и то, если это было больше 10 минут. Да даже если и полчаса автомобиль постоял – то всего 5 АЧ должно было утечь.

Оказалось, что владелец купил привезенный из Финляндии Б/У автомобильный аккумулятор, тогда еще совершенно диковенный в наших краях AGM! При покупке, как водится, проверили: напряжение, нагрузочная вилка, автомобиль заводит отлично, гарантия месяц, в банки то не заглянуть, ареометром не потыкать. Но вот ведь незадача, из 60 АЧ, данных ему на заводе, в нем оставалось всего-навсего 3-4! Но при такой катастрофической потере ёмкости технология AGM вполне позволяла с этих крох заводить уверенно двигатель, но на несколько суток стояния под сигнализацией её уже не хватало.

Мораль сей басни такова: напряжение разомкнутой цепи и тест нагрузочной вилкой не дают полной картины исправности АКБ. Износившись до 10% от начальной емкости, он может показывать норму по напряжению и нагрузке (и не AGM тоже). В дополнение к этим стандартным тестам обязательно необходим контрольный цикл.

Суть цикла проста: аккумулятор разряжают током, величина которого составляет 1/20 от номинальной ёмкости аккумулятора до напряжения 10.8 вольт, после чего смотрят, сколько реальных ампер-часов он смог отдать. Для гаражных условий всё просто – подключаешь нагрузку, в качестве которой отлично подойдет лампочка (или несколько, в зависимости от ёмкости АКБ), и сидишь с часами, дожидаясь падения напряжение. Искомая величина ёмкости получается путём умножения усредненной величины разрядного тока, приведенной к амперам на время, приведенное к часам.

Только вот нудно это сидеть с часами и смотреть, когда же напряжение опустится до заветных 10.8 вольт: ведь это может случиться и через 20 часов, если аккумулятор исправен, и через 15 минут, если аккумулятору — кранты. Поэтому процесс надо автоматизировать. Вот об этой автоматизации подручными средствами и пойдет речь.

Итак, задачи две:
1. измерять время
2. отключать при напряжении ниже 10.8 В.

Вообще я рекомендую отключать при 11 вольтах – в плане точности измерения результата уменьшение емкости будет не более 1%, но это скажется благоприятно на состоянии АКБ в целом – не любят они глубокие разряды.

Свой первый тестер для аккумуляторов я собрал на счетчике импульсов и реле поворотников (заменил только само реле на транзистор, чтобы не щелкало). Реле тикало, счетчик импульсов считал эти “тики”. Зная время одного “тика” можно было получить время, прошедшее с момента начала теста. Сейчас же все проще — есть Ваттметры, которые стоят разумных денег, спасибо китайцам. Такие Ваттметры посчитают расход энергии гораздо лучше, т.к. учитывают падение тока при понижении напряжения, да и считают в более справедливых Ваттах, а не АЧ.

Таким образом, задача №1 решена, переходим ко второй. Тут нам поможет регулируемый стабилитрон TL-431. Выглядит он как обычный транзистор, но работает чуть по-другому: он открывается, когда напряжение на входе управления превышает 2.5 вольта. Чтобы с 11 вольт получить 2.5, надо собрать примитивный делитель напряжения на двух резисторах. Естественно, что через себя TL431 не сможет пропустить разрядный ток, поэтому силовая часть будет коммутироваться через реле. Измерение напряжения осуществляется после реле, чтобы избежать “дребезга”, появляющегося в результате поднятия напряжения после снятия нагрузки. Таким образом, первое падение напряжения до заданных 11 вольт отключит цикл окончательно. Чтобы запустить такую схему понадобится кнопка, способна коммутировать разрядный ток.

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

Ватт-метр потребляет 1мА без подсветки и 3мА с подсветкой, так что с учётом отключения при 11В можно не беспокоится, что он будет сажать аккумулятор после отключения. Но можно поставить ваттметр и после реле – он сохраняет показания в энергонезависимую память.

TL-431 я напаял прямо на реле, вместе с резисторами, которых у меня получилось чуть больше двух — пришлось подбирать из наличествующих, соединяя последовательно. Кстати в интернете есть множество он-лайн калькуляторов делителя напряжения, чтобы было проще подбирать резисторы.

Источник

Скора холода. Как делать и надо ли это КТЦ аккумуляторной батареи!

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

Очень мало статей о том как делать КТЦ АКБ. Скоро зима и необходимо подготовить свой АКБ чтобы в первые морозы он не умер…

Одним из важных компонентов нормальной работы любого автомобиля является аккумуляторная батарея (АКБ). Он является залогом комфорта и обеспечение безопасности вашего авто. Частенько долгое время развлекает Вас музыкой. По несколько недель «охраняет ваш автомобиль» обеспечивая пинание для вашей сигнализации. Ежедневно по многу раз заводит Ваш двигатель, получая очень большой «стресс».
Но когда аккумулятор измученный жизнью теряет свой заряд и не хочет Вас заводить… Одна половина автомобилистов ищет тех, кто их «прикурит» другая половина просто заводит машину с толкача. И как только машина завелась, большинство сразу забывают про бедный АКБ, который уже был на грани. Поездив немного или просто дав машине поработать 15 минут думают, что все он зарядился… Но после такого неприятного случая хороший автомобилист зарядит АКБ, а другие просто забудут это до следующего раза, который неизбежно скоро случится.
Практически каждый автомобилист был в такой ситуации. Но что ты делаешь для того чтобы АКБ тебя не подводил?

Все знают что за двигателем надо следить и проводить ТО. Менять масло, доливать разные жидкости и т.д. Но мало кто знает, что и за АКБ надо следить и проводить хотя бы один раз в год КТЦ АКБ и в течение эксплуатации следить хотя бы за уровнем электролита.
Но сейчас на рынке существуют множество АКБ самых разнообразных которые делятся на 4 типа: обслуживаемые, малообслуживаемые, гибридные и необслуживаемые.
В данной статье будут рассмотрены малообслуживаемые АКБ. Они установлены у значительного большинства автомобилистов. Если у Вас другой тип АКБ думаю, Вы это знаете, если Вы не уверены какой АКБ у Вас установлен обратитесь к специалистам.
И так мы определились, что КТЦ АКБ необходимо производить хотя бы ежегодно. Если у Вас имеется навык работы с электрооборудованием, то можно попробовать справится своими силами. Если Вы не поняли о чем идет речь, не видели, как выглядит мульти тестер и у Вас отсутствует зарядное устройство. То лучше обратитесь в СТО.

Проводим контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) АКБ

Для проведения КТЦ аккумуляторной батарее необходимо иметь: ареометр, мультитестер, зарядное устройство АКБ, нагрузка для разряда (лампа ближнего света 45-65Вт) и немного метаматематики)))
КТЦ — это операция, позволяющая в большинстве случаев восстановить работоспособность подержанных и сильно разряженных аккумуляторов АКБ, а также определить их пригодность к дальнейшей эксплуатации.
КТЦ включает в себя полный заряд, контрольный разряд и повторный заряд АКБ.
Сначала АКБ, снятую с автомобиля, полностью заряжают от внешнего зарядного устройства.

Этап №1 проведения КТЦ (полный заряд АКБ)

На рынке сейчас довольно много автоматических зарядный устройств. Если вы используете его то в несколько раз облегчите эту процедуру. Просто устанавливаете АКБ на заряд и ждете, когда автоматическое зарядное устройство полностью зарядит АКБ. Но все-таки советую после полной зарядки проверить плотность электролита. И убедиться что Ваше устройство полностью зарядило АКБ.
Плотность полностью заряженной батареи составляет 1.27- 1.28 г/см3, напряжение — 12.7 В

Как определить, сколько заряжать и как?

Есть формула, по которой можно узнать примерное время заряда АКБ.

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

Для начала проверяем плотность электролита в АКБ с помощью ареометра.
Например, ареометр показал плотность 1,21 г/см^3.

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

Это означает что АКБ разряжена на половину. Исходя из емкости АКБ например 65Ah мы высчитываем величину потери емкости АКБ.
65Ah * 50% / 100% = 65Ah * 0,5 = 32,5Ah
Значение зарядного тока I (А) не должно превышать 1/10 ёмкости батареи (упрощенно). В нашем случае не более 6,5А.
Теперь просто подставляем все значения в нужную формулу и примерное время заряда известно:
t = 2 * 32,5Ah / 6,5А = 10h (часов)

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

Но все же это примерное время заряда. И нельзя утверждать, что за это время АКБ полностью зарядиться. Во время всего процесса заряда необходимо проверять АКБ. И так как только АКБ показывает 12.7 В проверяем плотность она должна быть 1.27- 1.28 г/см3
АКБ полностью заряжена и можно приступить к следующему этапу КТЦ.

Этап №2 проведения КТЦ (разряд АКБ)

Полностью заряженный аккумулятор подключают к устройству, состоящему из мощного реостата, вольтметра и амперметра и разряжают током так называемого 10-часового режима, величина которого составляет 9%-10% от емкости АКБ в нашем случае это 6.5А.
Но где же взять это устройство не у Всех есть реостат))).
Можно пойти другим более простым путем. Купить обычную автомобильную лампочку. Но что бы все было как можно правильнее необходимо чтобы лампочка была давала нагрузку 6.5А. Как это посчитать.
I = P / U, где P – мощность измеряется в Вт, U напряжение 12 Вольт.
P = I * U = 6,5A * 12v = 78 Вт.
Теперь необходимо купить лампу, которая максимально приближенна к этой мощности.
У меня была лампа на 65 Вт, потому покупать ничего не стал.
Подключает лампочку к АБК и начинаем разряд.

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

После повторного заряда КТЦ законченно, но в лучшем случае проводить 2-3 раза весь цикл. Но хотя бы попробовать сделать это один раз. Что это вам даст: 1) Вы полностью и грамотно зарядите АКБ. 2) сможете узнать в каком состоянии у вас АКБ.
На весь процесс у меня ушло два дня первый день дозарядил АКБ и разрядил на следующий день зарядил. Никогда не оставляйте АКБ во время заряда или разряда. Вы можете испортить его. НЕЛЬЗЯ сильно разряжать АКБ. И так же нельзя заряжать большим током АКБ будет кипеть. Все это может привести к разрушению АКБ.

ЕСЛИ ВЫ НЕУВЕРЕННЫ ЧТО СПРАВИТЕСЬ С ЭТИМ, ТО ПЕРЕДАЙТЕ СВОЙ АКБ СПЕЦИАЛИСТАМ!

Теперь по статье: если ты впервые читаешь что то по АКБ и никогда не обслуживал его. Перед самостоятельным обслуживанием. Изучи эту тему немного шире в данной статье описано как делать КТЦ. А тонкости при обслуживании намного больше очень просто ИСПОРТИТЬ АКБ. Современный АКБ в большинстве случаем малообслуживаемые и испортив его Вам придется раскошелится на НОВЫЙ АКБ!

Уважаемые читатели также важно знать что тема аккумуляторные батареи очень обширна и описать её очень трудно в данной статье затронута только тема проведения КТЦ.

Если Вас заинтересовала тема и для общего развития можете изучить следующие понятия относящиеся к АКБ.
1) Саморазряд АКБ.
2) Сульфатация аккумуляторов

Источник

Понятие о контрольно-тренировочном цикле для АКБ, и как его сделать в домашних условиях

Срок службы аккумулятора во многом зависит от условий эксплуатации, обслуживания и поддержания уровня заряда в аккумуляторе. Увы, но большинству автомобилистов приходится ездить на короткие дистанции с частыми остановками.

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

В теории задумано, что заряд, расходуемый АКБ на запуск двигателя, будет компенсироваться за счёт работы генератора во время езды. Но на практике генератор зачастую попросту не успевает восполнить потери. Из-за этого батареи часто находятся в состоянии недозаряда.

С течением времени это приводит к необратимым последствиям, единственным решением при которых становится утилизация старого аккумулятора и покупка новой АКБ.

Но если батарея ещё не окончательно потеряла свою ёмкость и ещё способна восстанавливать заряд, тогда вернуть прежнюю работоспособность или хотя бы приблизиться к этим показателям можно с помощью контрольно-тренировочного цикла.

Что это такое

Аккумуляторы для машин выбирают, исходя из ёмкости и пускового тока. Пусковой ток означает подачу заряда, необходимого для вращения стартера и проворачивания коленвала. Чем мощнее и объёмнее мотор, тем больше Ампер потребуется для запуска. Ёмкость же указана в Ампер*часах. К примеру, если у АКБ ёмкость составляет 70 Ач, тогда в теории в течение 70 часов она сможет выдавать по 1 Амперу за 1 час. Ёмкость отражает время, в течение которого батарея способна питать нагрузку, то есть подключённых к ней потребителей.

На практике всё иначе. При запуске двигателя батарея отдаёт огромный заряд. Его компенсация происходит за счёт генератора и протекающих внутри аккумулятора электрохимических процессов. То есть АКБ обратно накапливает заряд. Но поскольку генератор часто не успевает компенсировать потери, большинство машин эксплуатируются с недозаряженным источником питания.

Ёмкость постепенно падает, и на это влияет несколько факторов:

Подобные обстоятельства заставляют водителей быть более внимательными к источнику питания.

Не все понимают, почему речь идёт тогда о контрольно-тренировочном цикле для АКБ и что это вообще означает.

Большинство автомобильных батарей основаны на свинцовых пластинах и электролите. При этом могут применяться разные конструкторские решения, легирующие добавки, меняется внутреннее наполнение, что позволяет разделить АКБ на несколько разновидностей. Их средний заявленный срок службы около 5 лет. На практике многим приходится из-за озвученных выше причин менять батареи уже через 2–3 года.

Чтобы минимизировать свои затраты на частую смену батарей, можно прибегнуть к такой процедуре как контрольно-тренировочный цикл. Или просто КТЦ. Рекомендуемая периодичность составляет 1–2 раза за год.

КТЦ является процедурой, направленной на восстановление разряженных и изношенных аккумуляторов. Суть процесса заключается в полном разряде с последующей полной зарядкой АКБ.

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

С помощью КТЦ можно хотя бы частично восстановить характеристики, продлить срок службы. Никто не обещает, что после КТЦ батарея станет как новая, только что купленная в магазине. Но хотя бы на 1–2 года она проработает дольше. Некоторые за счёт тренировки продлевают срок эксплуатации и на 3 года.

Зачем проводить КТЦ

Своего рода тренировка для автомобильного севшего и изношенного аккумулятора не является панацеей от всех проблем. Иногда состояние АКБ такое, что ни о каком восстановлении говорить не приходится. Только замена.

Но при иных обстоятельствах за счёт тренировки можно вернуть АКБ к жизни. Есть несколько причин попробовать это сделать:

Интересно и то, что с помощью КТЦ многим автомобилистам удавалось в гаражных условиях восстановить батареи, несколько лет пролежавшие на полке. Конечно, это вовсе не означает, что если вы найдёте аккумулятор на свалке, то без проблем его реанимируете.

Если тренировка вашего автомобильного аккумулятора будет выполнена правильно, и сама АКБ будет пригодной для восстановления, тогда разряд–заряд окажется действенной панацеей от износа и старости.

Как выполняется разряд–заряд

Теперь непосредственно о проведении КТЦ для старых аккумуляторов в домашних условиях, чем многие автомобилисты успешно занимаются.

Правильная разрядка и зарядка, то есть КТЦ, изношенного автомобильного аккумулятора предполагает выполнение операций в определённой последовательности. Плюс вам потребуется набор инструментов. В него входит:

Сам тренировочный цикл, то есть заряд и разряд, для автомобильных аккумуляторов можно разделить на 3 этапа.

Первый этап

Ошибочно считать, что при КТЦ аккумулятора нужно первым делом разряжать батарею. Нет. Она уже разряжена. Потому первое, что нужно сделать, это поставить АКБ на зарядку. До какого напряжения это делать, известно практически всем.

В состоянии без нагрузки заряженная батарея должна показывать около 12,6–12,7 В.

Если аккумулятор обслуживаемого типа, параллельно с помощью ареометра можно дополнительно проверить плотность электролита. Нормой считается 1,27–1,28 г/см³.

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

Коротко о том, как правильно провести первый этап КТЦ для севшего аккумулятора:

Значение 14,4 В считается пороговым, то есть максимальным, напряжением для свинцово-кислотных АКБ и батарей по технологии GEL. А вот для AGM можно выбирать напряжение до 14,7 В.

Когда ток заряда упадёт до 0,5–1 А, процедуру зарядки можно считать завершённой.

Второй этап

Дальнейшая схема проведения КТЦ для проблемного аккумулятора, выполняемая своими руками, предусматривает именно разрядку батареи.

Процесс выглядит одинаково, если у вас гелевый, необслуживаемый WET аккумулятор, классический свинцово-кислотный, либо АГМ источник питания.

Суть заключается в следующем:

В качестве нагрузки оптимально использовать автомобильную лампочку либо несколько ламп, соединённых последовательно.

Рассчитать мощность необходимой лампочки не сложно. Для этого достаточно ток заряда умножить на напряжение батареи. То есть условные 7 Ампер (при 70 Ач ёмкости) умножаем на 12 В. Получается 84 Вт.

Если одну мощную лампочку на 84 Вт найти не удаётся, возьмите несколько менее мощных нагрузок, соединив их последовательно.

Когда мы правильно разряжаем АКБ, это позволяет достичь нужной степени разряда, но не потерять весь заряд полностью.

Процедуру разряда следует останавливать, когда на выводах напряжение составляет 10,5–10,6 В.

Как только вольтметр начнёт показывать 11 В, проводите повторные проверки напряжения с интервалом не более 15 минут. Иначе можно пропустить падение показателей ниже допустимой отметки.

Глубже разряжать батарею не рекомендуется, поскольку можно уже её не восстановить последующими циклами.

Разряжать заряженную батарею необходимо, контролируя при этом время. Сделайте себе пометку, когда вы начали разрядку, и через какое время она закончилась.

Предположим, что ваша батарея при номинальных 75 Ач разрядилась за 5 часов, а ток разряда составлял 7,5 А. Получается, что за 5 часов аккумулятор потерял всю свою ёмкость. Умножив 2 значения, получается 37,5 Ач. Именно такая ёмкость является реальной для вашего источника питания. То есть от своей номинальной ёмкости АКБ потеряла 50%.

Что такое ктц аккумулятора. Смотреть фото Что такое ктц аккумулятора. Смотреть картинку Что такое ктц аккумулятора. Картинка про Что такое ктц аккумулятора. Фото Что такое ктц аккумулятора

Третий этап

Итак, уже был выполнен предварительный разряд АКБ. Теперь мы заряжаем ранее разряженную батарею.

Заряжать после разряда можно по такому же принципу, который был представлен на первом этапе.

Приступайте к зарядке сразу, как только был достигнут необходимый уровень разряда. Нельзя на долгое время оставлять севшую батарею без подзарядки.

Ведь напряжение продолжит падать. И тогда восстановить источник питания вряд ли получится.

Вы уже знаете, до какого напряжения выполняется зарядка при КТЦ аккумулятора. Выполнив полный цикл заряда, отключите АКБ от ЗУ, подождите 2–3 часа, оставив батарею в покое. Теперь сделайте замеры напряжения и плотности электролита, если конструкция корпуса это позволяет сделать. Если напряжение низкое, либо плотность недостаточная, проведите повторное КТЦ.

В действительности рекомендуется повторять КТЦ 2–3 раза подряд.

Такой метод восстановления достаточно эффективный, что неоднократно было доказано на практике. Но проблема контрольно-тренировочного цикла в том, что это длительная процедура, требующая постоянного контроля батареи, проверки параметров. Не все автомобилисты готовы тратить на это время и силы. Потому многим проще купить новый аккумулятор. Но это право выбора каждого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *