Что такое ктк в порту
КТК: по международным стандартам
Используемую в Каспийском Трубопроводном Консорциуме (КТК) при отгрузке нефти передовую технологию ВПУ применяют всего около 40 нефтяных портов в мире.
ВПУ фото КТК
Подписывайтесь на НР в
Похожие выносные причальные устройства эксплуатируются в нефтегаванях в северной Европе, в западной Африке, в Мексиканском и Персидском заливах. Международные эксперты отмечают: в мире мало терминалов, которые могли бы конкурировать с КТК в технической оснащенности и в организации работы
Погрузка из-под воды
В 90-х годах XX века к рассмотрению проектной документации и к экологической экспертизе проекта КТК были привлечены 235 ведущих российских ученых, в том числе 90 академиков и членов-корреспондентов, а также 70 докторов наук. Более авторитетной комиссии в России при проектировании подобных объектов тогда и представить было нельзя!
С расстояния 5 км от берега в Южной Озереевке три выносных причальных устройства (ВПУ) КТК похожи на небольшие красные буйки. И лишь сотрудники Консорциума знают, какая огромная промышленная мощь скрыта в этих морских объектах. За час работы через каждое ВПУ в нефтеналивные суда отгружается около 12 тыс. тонн черного золота. Это более 200 железнодорожных цистерн. А если одновременно осуществляется налив двух танкеров, то таких вагонов уже 400!
Почему для размещения выносных причалов Консорциума выбрано такое расстояние от берега? Во-первых, оно в пять раз превышает установленные законодательством границы санитарно-защитной зоны, позволяя легким фракциям углеводородов, выделяемых из трюмов танкера при погрузке, рассеиваться, не достигая берега. Во-вторых, применение выносных причальных устройств максимально облегчает навигацию крупнотоннажных судов, что снижает угрозу аварий в акватории Морского терминала.
Нефть к Черному морю поступает из расположенного в горах Резервуарного парка КТК. С высоты 250 м под воздействием силы тяжести, то есть самотеком, по нефтеналивному трубопроводу диаметром 1200 мм она подается на Береговые сооружения. Через станцию редуцирования поток направляется на узлы коммерческого учета и далее по подводным трубопроводам (диаметром 1000 мм) поступает на танкер через плавучие шланги с выносных причальных устройств – ВПУ.
«Поцелуй танкера»
Вблизи причальные устройства совсем не маленькие – высотой с двухэтажный дом, диаметром 9 м. Каждое ВПУ прикреплено к морскому дну при помощи шести многотонных самозасасывающихся якорей. Танкер швартуется к ВПУ и подключается к трубопроводу. Нефтеналивной рукав и швартовый трос позволяют маневрировать судну в зависимости от состояния моря и погодной обстановки.
Первые два ВПУ, введенные в эксплуатацию в 2001 году, были построены в Нидерландах по специальному проекту для условий и рельефа дна Черного моря и способны выдержать самый сильный шторм из числа тех, что случались здесь за последние 100 лет.
Третье ВПУ введено в строй в рамках Проекта расширения КТК в 2014 году. ВПУ-3 было изготовлено на заводе в Объединенных Арабских Эмиратах компанией Blue Water Energy Services B.V. и доставлено в Новороссийск на грузовой палубе уникального транспортного судна Atlant Frauke.
Конструкция ВПУ-3 имеет значительные усовершенствования по сравнению с первыми двумя устройствами. За счет массы буя (362 т) снижены нагрузки во время его контакта с нефтеналивным судном, на профессиональном сленге называемого «поцелуй танкера». Устройство оснащено большим шлюпочным причалом и плоской палубой, расположенной ниже уровня поворотной площадки. За счет низкого центра тяжести буй более стабилен, а доступ на него проще и безопаснее. В водонепроницаемом палубном помещении расположено все механическое и электрическое оборудование, что облегчает его техническое обслуживание. На ВПУ-3 смонтированы системы смазки и защиты от гидроудара, приборы контроля работы насосного оборудования.
Сподвижники Жака-Ива Кусто
В КТК считают, что работники Морского терминала в чем-то счастливее других: они наблюдают результаты своего труда не только по диаграммам на мониторах компьютеров и колеблющимся стрелкам манометров, но и по отходящим от выносных причальных устройств танкерам.
Промышленная безопасность Морского терминала (МТ) обеспечивается как его передовой оснащенностью, так и своевременным техобслуживанием. Персонал проводит дошвартовые и еженедельные проверки оборудования. Каждое лето грузовая система ВПУ промывается с помощью специально зафрахтованного танкера морской водой. Срок службы подводных и плавучих шлангов составляет от двух до шести лет, потом они подлежат обязательной замене. Операция эта чрезвычайно трудоемкая, ведь каждая секция шлангов весит около 5 тонн.
Все водолазные операции производятся в КТК сразу по двум стандартам – международным, действующим по всему миру, и требованиям Российской водолазной службы. Работа водолазов по обслуживанию 15 км подводных трубопроводов выполняется на глубине до 60 м, где погружения проходят в специальном колоколе, а дыхательная смесь подается с помощью шлангокабеля. Поэтому на дне водолаз может провести не более 30 минут и еще полтора часа, с остановками для декомпрессии, поднимается наверх.
Опытнейшие водолазы, среди которых есть даже участники подводных экспедиций всемирно известного исследователя морей и океанов Жак-Ива Кусто, следят за состоянием оконечных манифольдов, танков плавучести, якорей, их цепей, подводных и плавучих шлангов, очищают их от морской растительности, проверяют целостность компонентов ВПУ, сварных соединений, проводят замеры толщины металла и эффективности работы катодной защиты, производят замену подводных и плавучих шлангов и других компонентов ВПУ.
Работа Морского терминала КТК построена в полном соответствии с требованиями международной организации IMO (International Maritime Organization). Консорциум строго соблюдает требования регламентов IMO, в том числе такого документа, как International Safety Guide for Oil Tankers and Terminals, который регулирует все технологические процессы и меры безопасности во время погрузки нефтеналивных судов.
Функция сюрвейера
Подготовка к безопасной погрузке танкера начинается задолго до его подхода к терминалу. Сначала рассматривается запрос от грузоотправителя на номинацию того или иного судна на окно погрузки. Прежде чем дать ответ, специалисты изучают историю танкера и его технических возможностей на предмет соответствия требованиям международных организаций и нефтяных компаний. К слову, сейчас КТК просит грузоотправителей фрахтовать наиболее современные танкеры, оборудованные скрубберами для уменьшения негативного влияния на атмосферный воздух при погрузке.
После завершения этих формальностей танкер может брать курс на Новороссийск в 670-й район – зону эксплуатационной ответственности Морского терминала. Там его встречают таможенники, пограничники, специалист по швартовке судов, а также сюрвейер, в функции которого входит приемка танкера до погрузки. Он контролирует чистоту стенок танков и качество в них инертных газов, отбирая пробы газоанализатором. Если какие-то нормативы нарушены, у сюрвейера достаточно полномочий остановить погрузку.
Мониторинг и контроль
Недавно представители всемирно известного Менделеевского института из Москвы проводили замеры воздушной среды непосредственно на самом танкере. Проверка показала, что даже на самих судах не было превышения предельно допустимых концентраций в выбросах в атмосферу. Работы проводились 13 марта и выполнялись в течение всей грузовой операции на корме и носу танкера, а также в средней части судна. Было зафиксировано, что выбросы диоксида азота составили 0,2 ПДК, оксида углерода – 0,2, диоксида серы – 0,1, предельных углеводородов С1-С5 – 0,02, предельных углеводородов С6-С10 – 0,7, сероводорода – 0,1, толуола – 0,7, бензола – 0,6, ксилола – 0,5, этилмеркаптана – 0,01 ПДК.
Что это значит? Да упрощенно говоря то, что санитарно-защитную зону можно устанавливать прямо на танкере. Значения практически безопасны для человека.
С середины прошлого года КТК расширил программу производственного экологического контроля качества атмосферного воздуха как по частоте замеров, так и по контролируемым показателям. Исследования выполняются силами выездной аккредитованной независимой лаборатории на границе санитарно-защитной зоны МТ и в селитебной зоне. При поступлении обращений граждан лаборатория выезжает и в район населенного пункта Южная Озереевка. На данный момент ни одного случая превышения ПДК не зафиксировано – атмосферный воздух в зоне замеров соответствует требованиям гигиенических нормативов.
Протоколы результатов качества атмосферного воздуха, оформленные аккредитованной лабораторией, регулярно предоставляются в органы государственного надзора и контроля. Кроме того, КТК приобрел собственный портативный газоанализатор для оперативных замеров концентраций загрязняющих веществ, в том числе меркаптанов, которые даже в самых малых дозах дают сильный запах. И ни разу эти замеры не выявили вредных для здоровья человека концентраций.
В настоящий момент в мире не существует практики по подключению ВПУ к системе рекуперации летучих фракций углеводородов. Разработки в этом направлении ведет известная японская корпорация JFE Engineering. Руководитель этой компании Хироши Окуда ответил на наш запрос по поводу установки таких систем: «Компания провела ряд серьезных исследований и профессиональных изысканий. Проект, который имеется на сегодняшний день, был подготовлен для Ближневосточного региона для транспортировки только определенного сорта нефти и, к сожалению, пока не претворился в жизнь и по-прежнему остается планом. Насколько мы понимаем, на сегодняшний день в мире не было построено и введено в эксплуатацию на ВПУ объектов по сокращению летучих органических соединений».
Со своей стороны, Каспийский Трубопроводный Консорциум также предпринимает целый комплекс мер технического, технологического и информационного характера. В частности, КТК обсуждает с мировыми производителями модернизацию ВПУ. Также рассматривается возможность установки автоматических датчиков контроля качества атмосферного воздуха на границе предприятия и санитарно-защитной зоны с механизмом публичного и постоянного информирования о результатах замеров. В среднесрочной перспективе в Южной Озереевке появится и электронный «Экомонитор», транслирующий метеорологическую информацию, а также данные о состоянии атмосферного воздуха.
Эксперты отмечают, что деятельность КТК по перевалке нефти на Морском терминале под Новороссийском полностью соответствует ратифицированным Российской Федерацией международным конвенциям МАРПОЛ 73/78 и СОЛАС 74/78. За почти 20 лет эксплуатации крупного производственного объекта не допущено никаких ЧП. Коллектив Консорциума гордится, что ни на сушу, ни на море не пролито ни капли нефти при погрузке судов, а количество обработанных танкеров уже превысило 6,2 тыс. единиц.
Надежное русло для нефти Каспия
Николай Николаевич, какова структура КТК, какие цели и задачи у компании?
Какие компании поставляют нефть в трубопроводную систему Консорциума?
Николай Горбань: На сегодня у нас более 10 грузоотправителей. Это компании «Тенгизшевройл», «Эксон Мобил», «Шелл», «ЛУКОЙЛ» и другие. Часть из них «подключена» к нашей трубопроводной системе на различных станциях маршрута. Первая станция по маршруту трубопровода называется «Тенгиз», она принимает нефть одноименного месторождения. На НПС «Атырау» мы принимаем нефть Кашаганского и Карачаганакского месторождений. На НПС «Комсомольская» в трубопроводную систему КТК поступает нефть с месторождения имени Филановского. НПС «Кропоткинская» также принимает углеводородное сырье российских месторождений. Все станции, где осуществляется прием нефти, оснащены резервуарными парками для ее хранения. Самый большой наш резервуарный парк объемом миллион тонн расположен на территории Морского терминала.
От какого события Каспийский Трубопроводный Консорциум отсчитывает свой 25-летний юбилей?
Николай Горбань: В этом году мы отмечаем 25 лет со дня подписания Договора акционеров. Это документ, датированный 6 декабря 1996 года, сформировал компанию в ее современном виде. Также в 2021 году исполняется 20 лет с начала заполнения трубопроводной системы КТК нефтью месторождения Тенгиз, и 20 лет с момента загрузки первого танкера на Морском терминале КТК в Новороссийске.
Какой сорт нефти транспортирует КТК, как он котируется на международном рынке?
Николай Горбань: Наш сорт называется «Смесь КТК», он же CPC Blend. Это низкосернистая легкая нефть плотностью 46,2-46,7 градуса API, с массовой долей серы 0,54-0,56 процента. Состав нефти, входящей в корзину смеси, в последние несколько лет достаточно постоянен. Наша нефть пользуется спросом во многих странах мира.
Какова пропускная способность трубопровода КТК сегодня, как она менялась на протяжении истории компании?
В мае 2019 года КТК начал реализацию Программы устранения узких мест (ПУУМ). По ее завершении в 2023 году пропускная способность нефтепровода КТК будет увеличена до 80 миллионов тонн нефти в год.
Благодаря чему повышается пропускная способность нефтепровода?
Николай Горбань: В рамках Проекта расширения мы построили и ввели в эксплуатацию на маршруте новые НПС, что позволило повысить объем прокачки. Также было увеличено количество выносных причальных устройств (ВПУ), с которых производится отгрузка нефти на танкеры. В рамках ПУУМ мы модернизируем трубопроводную систему внедрением частотно-регулируемых приводов для перекачивающей техники и рядом других решений. К примеру, создание на Морском терминале нового узла коммерческого учета нефти (СИКН) даст возможность загружать танкеры одновременно с трех ВПУ.
Какова политика компании в сфере экологии?
Николай Горбань: Политика компании в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды относит к приоритетным задачам снижение воздействия на природу при работе производственных объектов. Такой подход внедрялся на этапе проектирования, был реализован в ходе строительства и продолжает действовать в ходе эксплуатации нефтепроводной системы. Соблюдать высокие стандарты в области экологии нам помогают рациональное потребление природных ресурсов, использование самых передовых технологий, квалифицированный менеджмент производственной деятельности и ответственное отношение каждого члена нашего большого коллектива.
На объектах КТК установлены резервуары для хранения нефти с плавающими крышами, что снижает выбросы паровой фракции углеводородов на 90 процентов. Для контроля герметичности резервуаров и линейной части нефтепровода используется современная автоматическая система SСADA, в доли секунды реагирующая на любые изменения в работе нефтеперекачивающего оборудования. Для проверки готовности техники и персонала к аварийным ситуациям на всех объектах регулярно проводятся полевые учения.
Все элементы инфраструктуры КТК регулярно проходят производственно-экологический контроль (ПЭК) на соответствие состава воздуха и воды законодательным нормативам. Данные ПЭК предоставляются в Минприроды России, Роспотребнадзор и находятся в открытом доступе на веб-сайте компании. Следует отметить, что за время работы КТК экологические нормативы ни разу нарушены не были.
Помимо оптимизации производственной деятельности мы также реализуем ряд программ по сохранению и увеличению биоразнообразия в регионах присутствия. В Казахстане и Калмыкии Консорциум заботится о «краснокнижной» популяции сайгаков, в Астраханской области совместно с НИИ рыбного хозяйства мы растим осетров, на Ставрополье повышаем поголовье пятнистых и благородных оленей. Наша программа «Сохраним природу родного края» предусматривает не только заботу о флоре и фауне, но также ставит просветительские цели, вовлекая в экопроекты подрастающее поколение.
Какие еще социальные проекты КТК реализует в регионах присутствия?
Как скорректировала работу КТК прошлогодняя вспышка инфекции?
Николай Горбань: В каждой республике, области, крае, работа объектов Консорциума строилась в соответствии с реальной статистикой заболеваемости и соответствующими требованиями, установленными властью и медициной. Наши НПС в зависимости от ситуации переходили со сменного режима на вахтовый, персонал выводился на удаленную работу, в организованном порядке принимались обсервационные меры, производилось обследование и вакцинация. Комплекс своевременно принятых мер позволил нам работать и безостановочно, и безопасно.
Какие планы у КТК на 2021 год и в среднесрочной перспективе?
Николай Горбань: В этом году мы готовы к транспортировке в объеме максимальной пропускной способности нефтепровода: 67,5 миллиона тонн. Наполнение «трубы» в таком объеме зависит от наших грузоотправителей. Одновременно начинается строительная фаза ПУУМ: подрядные организации в марте приступили к работе на НПС и Морском терминале КТК.
Каспийский трубопроводный консорциум
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — международная акционерная компания, построившая и эксплуатирующая нефтепровод КТК, который соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).
Протяжённость нефтепровода — 1510 км.
Мощность первой очереди — 28,2 млн тонн нефти в год, в том числе 22 млн тонн по нефти каспийского происхождения. Полная пропускная способность была достигнута к середине 2004 г. В ноябре 2004 года КТК начал принимать российскую нефть на Кропоткинской НПС в Краснодарском крае. Изначально проект разрабатывался с тем расчётом, что его первоначальная пропускная способность будет увеличена до 67 млн тонн нефти в год.
Для этого необходимо построить новые перекачивающие станции, нефтехранилища на терминале в районе Новороссийска и установить ещё одно выносное причальное устройство.
Год | Количество, млн т | Прирост, % |
---|---|---|
2005 | 30,5 | |
2006 | 31,118 | + 2 % |
2007 [1] | 32,612 | + 4,8 % |
2010 [2] | 34,9 | + 0,87 % |
В феврале — марте 2008 российские акционеры КТК отвергли предложение Chevron о начале финансирования проекта расширения КТК. Тем временем добыча на Тенгизском месторождении постепенно начинает превышать пропускную способность трубопровода КТК. В 2008 году оператор месторождения «Тенгизшевройл» предполагает добыть 25-26 млн тонн нефти (против ок. 14 млн тонн в 2007). В качестве альтернативного маршрута транспортировки тенгизской нефти в январе 2007 года «Тенгизшевройл», «Казмунайгаз» и Agip KCO (оператор месторождения Кашаган) достигли договорённости о создании Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ) начальной пропускной способностью 25 млн тонн. ККСТ будет включать трубопровод Ескене—Курык, систему танкерных поставок из порта Курыка в Баку и далее трубопроводом Баку—Тбилиси—Джейхан. [4]
Отгрузка нефти через морской терминал КТК выросла на 0,7% 17:23, 1 декабря 2021 Версия для печати
Объем отгрузки нефти через морской терминал «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК, пос. Южная Озереевка, Краснодарский край) в порту Новороссийск за январь-ноябрь 2021 года составил 54,49 млн тонн, что на 0,7% превышает показатель аналогичного периода 2020 года (54,09 млн тонн). Это следует из статистических данных, предоставленных пресс-службой компании.
За ноябрь 2021 года через Морской терминал (МТ) КТК отгружено 5 млн 230 тыс. 380 тонн (41 млн 457 тыс. 656 баррелей) нефти брутто – рост к уровню ноября 2020 года составил 11,2%. На терминале обработано 50 танкеров, таким образом, за 11 месяцев текущего года в Южной Озереевке отгружено 527 судов.
Из отгруженных в ноябре 2021 года 5 млн 230 тыс. 380 тонн нефти 2 млн 259 тыс. 270 тонн – это нефть месторождения Тенгиз, 907 тыс. 711 тонн – нефть месторождения Карачаганак, 1 млн 474 тыс. 172 тонны – нефть Кашаганского месторождения, а также 30 тыс. 011 тонн нефти от других казахстанских производителей.
Всего казахстанские грузоотправители отгрузили за ноябрь 4 млн 671 тыс. 164 тонны нефти, еще 559 тыс. 216 тонн отгруженной нефти поступило с территории России.
C 2001 года по 30 ноября 2021 года включительно на Морском терминале КТК обработано 7 174 танкера. За этот период через нефтепроводную систему Тенгиз – Новороссийск на мировые рынки было поставлено 759 млн 352 тыс. 965 тонн нефти нетто. Из них 662 млн 291 тыс. 487 тонн – это нефть из Казахстана и 97 млн 061 тыс. 478 тонн нефти, добытой в России.
КТК и анатомия захвата
Каспийская трубопроводная компания (КТК), где недавно произошел разлив нефти, могла стать жертвой недружественного поглощения.
Редакция The Moscow Post получила уникальные документы, которые свидетельствуют, что Каспийская трубопроводная компания могла быть банально захвачена.
Для начала напомним о скандальных событиях месячной давности. Напомним, в августе произошел разлив нефти под Новороссийском (Краснодарский край). Как предполагал The Moscow Post в своем расследовании «Запятнанные Транснефтью», авария с разливом нефти могла стать следствием внутренней борьбы в Каспийской трубопроводной компании (КТК), в результате которой все рычаги управления, в том числе и в плане получения госконтрактов, могли достаться людям из АО «Транснефть».
Вскоре после аварии прошла информация, о том, что КТК сменила подрядчика под давлением АО «Транснефть». И вместо ООО «Ламналко», которое обслуживало терминал 11 лет, пришло ООО «Транснефть-сервис».
Как проходил этот процесс и какую роль в нём сыграли такие известные и яркие персонажи, как Николай Горбань, Рашид Шарипов, а также Владимир и Лариса Каланда, и рассказывают документы, переданные в редакцию. Из них следует, что, по сути, произошел захват Каспийской трубопроводной компании.
А был ли тендер?
Однако КТК умолчала о том, что на самом деле тендер не состоялся.
Для начала нужно объяснить, что в 2018 г. подразделение КТК АО «КТК-Р» объявило тендер на заключение договора на эксплуатацию и техническое обслуживание (ЭиТО) выносных причальных устройств (ВПУ) на новый 10-ти летний срок.
В тендере приняли участие две компании – ООО «Ламналко», которое оказывало услуги с 2010 года и ООО «ТНС», не имеющее опыта. Другие не смогли пройти предквалификационный отбор.
Одним из критериев предквалификации для участия в тендере был подтвержденный опыт оказания услуг по эксплуатации выносных причальных устройств, а также проведению работ по аварийному реагированию не менее 5 лет. Следует отметить, что предквалификационный отбор ООО «Транснефть-сервис» не прошло: эта компания никогда не обслуживала выносные причальные устройства.
Требования к опыту оказания объема услуг было выставлено в техзадании к тендеру. Оно было утверждено Николаем Горбанем и подписано сотрудниками АО «Транснефть».
Но после вскрытия тендерных предложений представители иностранных акционеров и АО «Транснефть» не смогли прийти к соглашению о победителе тендера, поскольку последнее настаивало на присуждения договора ООО «ТНС». Однако иностранные акционеры понимали, что эта компания не имеет опыта.
Вопрос вынесли на обсуждение Совета директоров.
Но АО «Транснефть» выдвинуло иностранным акционерам ультиматум о том, что АО «Транснефть» согласится с представленным проектом увеличения пропускной способности КТК (устранение узких мест) лишь при условии заключения АО «КТК».
В пресс-релизе КТК сообщалось, что проект устранения узких мест идет, начиная с 2018 года. В мае 2019 г. акционеры АО «КТК-Р «на совете акционеров в Баку принимают общую резолюцию о присуждении договора на Э и ТО ВПУ ООО «ТНС». Как видно из проекта резолюции, завизированной Николаем Горбанем и представителем иностранных акционеров, ни о каком тендере и его победителе речи не идет.
На самом деле, по сведениям наших источников, тендер 2018 г. объявили несостоявшимся, а решение о присуждении договора ООО «ТНС» принималось Советом акционеров отдельным вопросом.
Из проекта резолюции следовало, что помимо прочего, оказание услуг по договору может быть начато исполнителем (ООО «ТНС») исключительно при выполнении нескольких обязательных пунктов, среди которых предоставление готовых проектов судов, перечня предприятий для реализации постройки флота, кандидатур ключевого персонала до их приема на работу.
Акционеры договорились в резолюции, что до момента готовности ООО «ТНС» исполнять договор новым флотом, ООО «Ламналко» продолжает эксплуатацию и техническое обслуживание МТ «КТК».
Подковерная борьба
Но далее во время обсуждения нового договора компания «ТНС» несколько раз выразила желание начать эксплуатацию МТ КТК действующим флотом досрочно, не дожидаясь постройки нового. И предложило АО «КТК-Р» расторгнуть договор с ООО «Ламналко».
Генеральный директор ООО «ТНС» Федотов в одном из писем указал, что договор не подписан ввиду неконструктивной позиции отдельных акционеров и менеджеров КТК.
Дословно это звучало так: «Считаем неприемлемой работу ООО «ТНС» на вторых ролях у ООО «Ламналко». Также полагаем необходимым уведомить о недопустимости дальнейшего использования существующей конфигурации договорных отношений».
ООО «ТНС» при обсуждении условий договора указало, что ему неизвестны условия акционеров, согласованные в том числе АО «Транснефть» в Баку в мае 2019 года и они не согласны с такой трактовкой. Но эти условия в Баку поддержала АК «Транснефть».
В течение 6 месяцев переговоров представители иностранных акционеров отказались отходить от согласованных в 2019 году условий и настаивали на их полном включении в новый договор с ООО «ТНС».
Это означало, что ООО «ТНС» сможет приступить к работе не ранее чем через 3-4 года. Именно такое время нужно для постройки флота.
Юридические уловки
В это время, в марте 2020 года, представитель АК «Транснефть» Лариса Каланда, зная все юридические аспекты Устава КТК в части формирования Совета директоров и законов РФ создала условия, когда КТК впервые за 20 лет работы осталась без совета директоров, что означало при определенных юридических уловках подписание Договора с ООО «ТНС» только генеральным директором – Николаем Горбанем. Об этом, в частности, сообщал «Рейтерс».
«Транснефть» предлагала сменить компанию Smit Lamnalco, которая работает на терминале КТК на свою дочернюю структуру «Транснефть-Сервис». Но представители других акционеров эту идею не поддержали.
Уже тогда высказывались сомнения, что «Транснефть-Сервис» вряд ли сможет работать с Каспийской трубопроводной компанией: речь шла про специфический причал, которому нужен специальный парк судов и набор квалификаций, которых у ООО «ТНС» нет.
Надо заметить, что COVID-19 ограничения нарушили планы Ларисы Каланды: до мая 2020 г. новый договор с ООО «ТНС» не был согласован и подписан, так как представитель иностранных акционеров отказался отходить от условий, согласованных в мае 2019 года.
Внезапная проверка
Но в мае 2020 года и введенного по предложению президента РФ моратория на какие- либо проверки, которые не касаются безопасности и жизни и здоровья людей, в АО «КТК-Р» началась внеплановая проверка.
Иностранные акционеры потребовали от генерального директора АО «КТК-Р» Николая Горбаня обжаловать предписание, выданное Инспекцией по труду.
Вот тут напрашивается вопрос: а кем была организована проверка трудовой инспекции на терминале, во время пандемии и удаленной работы в мае 2020 года?
Как отмечают авторы письма в The Moscow Post, «вот тут прослеживаются способности заместителя вице-президента АО «Транснефть» Владимира Каланды», супруга Ларисы Каланды.
Без меня… меня женили
Что было дальше? В декабре 2020 г. Николай Горбань направил в ООО «Ламналко» письмо о досрочном расторжении Договора на эксплуатацию МТ «КТК» с 15 марта 2021 года. И уже 16 марта 2021 года ООО «ТНС» приступило к оказанию услуг на эксплуатацию и техническое обслуживание МТ «КТК».
Г-н Горбань единолично подписал Дополнительное соглашение к существующему договору ТНС на ликвидацию разливов нефти, в который включил полный объём услуг по эксплуатации и тех.обслуживания выносных причальных устройств КТК. Это приложение было подписано в нарушение Акционерного соглашения без одобрения акционеров и второй подписи первого заместителя генерального директора.
Обо всем этом акционеры узнали задним числом. И направили свое письмо Николаю Горбаню.
Из этого письма становится ясно, что ранее представитель компании «Эксон» направил Роману Федотову генеральному директору ООО «ТНС» письмо, в котором напомнил, что в мае 2019 года Совет директоров «КТК-Р» принял решение об одобрении заключения КТК-Р «Договора морского обслуживания» при условии соответствия заключаемого договора ключевым условиям. ООО «ТНС» не должно подписывать какой-либо договор, предлагаемый к заключению менеджментом КРК-Р, включая политику двойной подписи и устава КТК-Р. Любой договор, подписанный таким образом, будет рассматриваться как недействительный.
В течение 10 месяцев иностранные акционеры пытались восстановить свои права в участии в управлении КТК.
В марте 2021 года на собрании акционеров представители компаний «Шеврон», «Эксон», «Эни» и «Шелл» высказали свою точку зрения по поводу нарушений в корпоративном управлении КТК.
В ответ иностранные акционеры получили ответ из Транснефти. Из этого документа стало известно, как все 10 месяцев г-н Горбань эффективно использовал время единоличного управления КТК.
Как говорят наши источники, Г-н Горбань, по сути, несанкционированно выплачивал надбавки сотрудникам, игнорировал заявки акционеров, самостоятельно осуществил изменение оргструкруты, а якобы также скрыл аварийную ситуацию на ВПУ-2. Это еще задолго до того, как разлилось на ВПУ-1!
Но апофеозом всему послужило письмо Владимира Каланды, в котором он в грубой форме принялся закрывать рот другим акционерам КТК, и фактически начал влиять на государственную политику в части функционирования КТК, говоря о необходимости пересмотра условий Акционерного соглашения, подписанного Россией 25 лет назад.
Авторы письма в редакцию резюмируют, что Лариса и Владимир Каланда вершат государственную политику, принимают решения, кому и как управлять международным консорциумом.
Интересно, как на это все смотрят зарубежные страны, ожидающие от России цивилизованного подхода и соблюдения согласованных условий?
Получается, у четы Каланда другие интересы, и международный имидж России мало волнует?
Аварии будут продолжаться?
Получается, что публикация в The Moscow Post «Запятнанные Транснефтью» еще в середине августа с.г. правильно отметила, что разлив нефти под Новороссийском мог стать результатом борьбы за ресурсы в «Транснефти» подчиненными Николая Токарева.
Поэтому не стоит удивляться авариям в порту Новороссийска. Не говоря о прошлогоднем скандале с грязной нефтью в трубопроводе «Дружба». За эту аварию «Транснефти» пришлось выплатить большой штраф.
Порт Новороссийска тем временем остается без опытной команды ООО «Ламналко», которая вывела свой уникальный флот, а он ведь строился для КТК и отработал 11 лет.
КТК заполучил неопытного подрядчика на следующие 10 лет.
Жители Новороссийска остаются с нефтяным пятном… Следующие аварии не за горами?