Что такое ксо в магазине
КСО — «новый черный» для бизнеса во всем мире. Быть или не быть в тренде?
Феномен корпоративной социальной ответственности анализирует Сергей Житинец, генеральный директор Motive agency & production
Что изменилось в поведении брендов
Пандемия оказала огромное влияние на поведение брендов. Французский концерн LVMH (бренды Christian Dior, Guerlain, Givenchy) вместо модного парфюма стал наращивать производство антисептика, который затем передавал в госпитали и клиники. Автомобилестроительная компания Ford Motor совместно с General Electric (GE) выпустила 50 тыс. аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в помощь медучреждениям.
Не отстали и российские корпорации: авиакомпания S7 начисляла мили всем желающим за соблюдение самоизоляции, которое надо было подтверждать ежедневно на сайте авиаперевозчика. В самый разгар пандемии «Яндекс» организовал «Помощь рядом» — социальный проект, объединивший поездки для медиков и сотрудников некоммерческих организаций, бесплатное тестирование на коронавирус на дому и доставку продуктов для людей, которые не могут выйти из дома за продуктами. Представители малого бизнеса, из тех, кто выжил, тоже не остались в стороне. Так, рестораны бесплатно кормили сотрудников «красных зон». В Москве с этой инициативой выступили Novikov group, Saperavi и Tanuki, в Петербурге бесплатно привозили горячее питание врачам из ковидных больниц Bona Capona, «Токио-Сити», Atlas bistro, «Хачапури и вино». Список далеко не полный: еще не все представители horeca гордятся своей социально ответственной позицией и публикуют новости о добрых делах в своих медиа. А зря, вирусный эффект в продвижении КСО играет важную роль.
Изменилось многое, ведь пару лет назад, только 10−15% российских компаний принимали участие в программах КСО, слабо отличая их от благотворительности.
Корпоративная социальная ответственность — выражение солидарности и благодарности для формирования теплых дружеских отношений с клиентами и сотрудниками, а также забота и человечность. Проявляется она в реализации проектов, связанных с заботой об экологии, человеке, помощью в кризисных ситуациях, борьбой с чем-то вредным или несправедливым.
Например, в видеоролике Motive agency & production для компании СУЭК герои — обычные неидеальные люди — говорят о раздельном сборе мусора и топят камин бездымным экологически чистым топливом нового поколения «Сибирские брикеты». И это не экзотика, а новая норма жизни — здоровой жизни. Не будем забывать, что ЗОЖ остается одним из самых сильных трендов.
Быть социально ответственным брендом стало модно. Проявлять внимание к проблемам общества, не ограничиваясь благотворительными пожертвованиями, — это приветствуется и поощряется. Более того — самым активным дают призы. Например, британская телекомпания Channel4 ежегодно проводит конкурс «Разнообразие в рекламе», каждый раз делая акцент на той или иной проблеме и выбирая авторов лучших рекламных концепций по теме. В разные годы Starbucks получил Гран-при за внимание к проблемам ЛГБТ-сообщества, а Mars — за поддержку людей с ограниченными возможностями.
В России тоже растут объемы социальной рекламы, и в том числе от тех же брендов. Из нее, в частности, можно узнать:
Развиваются целые направления помощи для тех, кто в этом нуждается, например фудшеринг, когда рестораны предлагают людям, оказавшимся в сложной ситуации, бесплатно забрать непроданные блюда после смены.
Как на КСО реагируют потребители
Реакция потребителей не заставила долго ждать: чем активнее и быстрее бренд откликался на изменения и помогал нуждающимся, тем охотнее потребители голосовали за него если не рублем, то положительными откликами уж точно.
Американская консалтинговая компания Edelman в 2020 году опросила 12 тыс. человек и выяснила: 81% будут доверять бренду, только если он действует в интересах общества, а 37% респондентов подтвердили, что первый раз приобрели товар или услугу бренда, который проявил эмпатию или социальную ответственность. В ответ на это бренды усилили меры по поддержке здоровья сотрудников, организовали внутренние волонтерские программы — и все это для развития КСО.
Хищные красотки и успешные бизнесмены из рекламы прошлых лет канули в Лету. Сейчас, если бренд хочет быть современным и привлекательным, ему нужно переодеть своих героев в обычных людей, в джинсах и футболках, идущих озеленять парк, строить новую детскую площадку или кормить бездомных животных. Происходит это не только на словах, но и на деле: компании активно вовлекают клиентов в благотворительные и социально ответственные инициативы. Например, отель Four Seasons в Дублине предлагает своим постояльцам сделать доброе дело для малоимущих местных жителей: собственноручно, под руководством кондитера отеля, испечь печенье и другие сладости. McDonalds известен своими благотворительными акциями и мероприятиями для детей, нуждающихся в помощи. Компания даже организовывает лечение для детей с тяжелыми заболеваниями, прибывающих из других стран.
Российский бизнес не отстает. Интересно, что участие принимают не только крупные корпорации, но и малый бизнес. Опять же, особенно активны в КСО рестораны. Так, сеть «Токио-Сити» запустила акцию «Доброе сердце», в рамках которой гости ресторанов, заказывающие какао, мороженое или «доброе печенье», могут поддержать детей из детских домов, пожилых людей с низким уровнем дохода и бездомных. Все средства, вырученные от продажи определенных блюд и напитков, ресторанная сеть перечисляет в соответствующие благотворительные фонды. А ресторанная группа «Евразия» вместе с партнерами из сферы развлечений регулярно проводила праздники с экскурсиями, спортивными состязаниями и, естественно, праздничными обедами для детей из подшефного интерната.
За кем будущее?
Американский социолог Говард Боуэн, автор понятия «корпоративная социальная ответственность», еще 50 лет назад сказал, что бизнес не то чтобы может, а обязан участвовать в жизни общества и оказывать всю возможную помощь.
Тут же активизировались противники этой идеи, например американский экономист, профессор Гарвардской школы бизнеса Теодор Левитт, который возразил, что «корпорация должна делать деньги, а не создавать нежную музыку».
Потом были долгие дискуссии и баттлы, которые продолжаются по сей день. Десятилетиями корпоративные альтруисты, которые готовы спасать мир, бьются с корпоративными эгоистами, которые считают, что достаточно с них уплаты налогов. Как Свет и Тьма, как Добро и Зло, продолжают воевать эти два лагеря. Кто их рассудит? Может быть, клиент?
Настанут ли времена, когда клиент откажется от выгодной цены или суперакции в магазине только потому, что конкурирующий супермаркет всем коллективом ходит на субботники и борется за экологию? Пока этот вопрос остается открытым. Но, судя по усилиям, которые прилагают бренды, и по нарастающей пропаганде самой идеи социальной ответственности в медиа, КСО займет свое место в сфере маркетинга. Иметь одни ценности, одно мировоззрение с клиентом, который принадлежит к социально ответственному поколению Z, — уже успех для бренда.
Кассы самообслуживания: что это такое
Автоматизация процессов розничной торговли и сегмента HoReCa – один из наиболее актуальных трендов последнего десятилетия. Она затрагивает все аспекты – начиная от мерчандайзинга и установки электронных ценников до внедрения системы NFC и касс самообслуживания. На последнем моменте стоит остановиться чуть подробнее: в данной статье мы расскажем, что из себя представляет self-chekout, в чем заключаются преимущества использования данной системы, а также кому стоит подумать об установке таких касс, а для кого это окажется нерентабельным.
Что такое касса самообслуживания: особенности и принципы работы
Кассы самообслуживания, которые также называют КСО или, в переводе на английский self-chekout (SCO), представляют собой устройства для автоматической оплаты покупок в магазинах и заведениях общественного питания определенного типа без участия кассира. При этом покупатель самостоятельно выполняет все операции – и сканирование товаров, и взвешивание.
Впервые КСО были представлены почти 30 лет назад. По мере внедрения новых технологий их внешний вид и функционал заметно менялись, и сегодня они успешно справляются с рядом важных коммерческих задач в сфере розничной торговли и общественного питания, способствуя росту продаж и улучшению имиджа магазина или для фастфуд-заведений.
В зависимости от особенностей системы и специфики решаемых задач конструкция и ПО касс могут отличаться друг от друга. Однако в целом они состоят из трех модулей – управления и обработки данных по товарам, платежного модуля (включая функцию приема наличных), а также контрольных весов, обеспечивающих точность взвешивания и исключающих обман покупателями при оплате (для SCO в магазинах).
В плане сценариев работы выделяют следующие виды касс самообслуживания:
КСО и задачи, которое оно решает
Установка систем SCO обеспечивает более эффективное и успешное решение следующих задач:
Внедрение касс самообслуживания: преимущества для ритейлеров и бизнеса
Выше мы говорили о задачах, с которыми успешно справляются системы КСО. О них также можно говорить, как о преимуществах – причем не только для покупателей, но и для владельцев магазинов и заведений сферы услуг. Однако в списке плюсов с точки зрения бизнеса также можно отметить выдающийся функционал кассы самообслуживания, который сегодня может включать следующие опции:
При установке касс самообслуживания важно убедиться, что все эти функции подключены и работают должным образом. Именно поэтому их внедрение стоит доверить специалистам.
Почему клиенты выбирают кассы самообслуживания
В России системы SCO начали внедрять в магазинах сравнительно недавно, однако покупатели уже продемонстрировали свою лояльность к данному виду торгового оборудования. По результатам отдельных социсследований, кассами самообслуживания предпочитают пользоваться около 40% россиян в мегаполисах и относительно крупных городах.
При этом аргументы в пользу КСО следующие:
По итогам опросов, примерно 67% респондентов считают системы SCO удобными – однако больше половины из них считают, что работу с ними можно сделать более комфортной. При этом выбор в их пользу чаще делают люд в возрасте от 18 до 34 лет.
Возможные проблемы при использовании кассы самообслуживания
Несмотря на все преимущества КСО, многие покупатели по-прежнему предпочитают традиционные кассы, считая автоматизированные системы неудобными – в ходе опросов об этом заявили около 33% респондентов. В числе особенностей, побуждающих отказаться от использования касс самообслуживания, обычно называют:
Где стоит установить КСО?
Крупные сети супермаркетов и фастфуда активно оборудуют зоны самообслуживания, повышая тем самым проходимость и увеличивая продажи. Однако и специалисты, и обычные покупатели, лояльно настроенные к КСО, уверены, что автоматические кассы уместны в большинстве точек розничной торговли формата cash&carry, а также в аптеках, на автомойках и заправках.
Кассы самообслуживания: целесообразность установки
У каждой медали есть две стороны, поэтому КСО также нельзя считать волшебным средством, способным обеспечить солидный рост продаж сразу после внедрения. Чтобы оценить, насколько актуальна установка систем SCO, проводят анализ возможностей торговой точки исходя из следующих факторов:
В некоторых случаях может оказаться, что установка SCO нерентабельна. Однако это случается все реже: автоматизированное торговое оборудование обеспечивает комфортные условия для покупателей и ритейлеров во всех аспектах – от совершения покупок до управления продажами и движением товаров.
Особенности внедрения касс самообслуживания
Системы SCO способны оправдать возложенные на них ожидания только при условии их грамотного внедрения. Часть ритейлеров пытаются ограничиться закупкой оборудования и в дальнейшем полагаются на собственные силы при установке и запуске, однако такая практика уже показала свою несостоятельность.
Оптимальным решением становится привлечение компетентных специалистов, которые создадут все условия для последовательного внедрения автоматизированных касс на каждом этапе, включая:
Специализированные компании предлагают полный комплекс услуг по интеграции и развертыванию КСО, а также техподдержке, обслуживанию и консультированию владельцев бизнеса. При этом каждый проект внедрения адаптируется под особенности, специфику и потребности того или иного объекта – как в плане технического обеспечения, так и цен на проведение работ.
Сегодня можно с уверенностью говорить о росте спроса на кассы самообслуживания в ближайшем будущем. Автоматизированное торговое оборудование демонстрирует широкие возможности во всех аспектах ритейла – от создания комфортных условий для покупателей до значительного роста продаж.
Меньше иллюзий и больше реализма: какие бизнес-задачи решает КСО
Что такое корпоративная социальная ответственность?
Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) предполагает, что компания добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом. То есть она не только платит налоги, выпускает качественную и безопасную продукцию, но и дополнительно вкладывается в своих работников, окружающую среду, территорию присутствия.
«Помимо того, что компания должна приносить деньги своим акционерам, она своей деятельностью также должна улучшать среду вокруг себя — как с точки зрения соблюдения экологических норм, так и развития социальной сферы», — объясняет директор по связям с общественностью «Полюса» Виктория Васильева.
КСО тесно связана с устойчивым развитием и часто входит в ESG-стратегии компаний. В США и Европе, где об устойчивом развитии задумались давно, корпоративной социальной ответственностью начали активно заниматься с 1970-1980-х годов, рассказывает Васильева. Но в Россию тренд пришел намного позже — в конце 1990-х — начале 2000-х годов.
Какие бизнес-задачи можно решить с помощью КСО?
Таких задач несколько.
В первую очередь КСО работает на репутацию компании. А она, в свою очередь, сильно влияет на отношения с государством и условия ведения бизнеса.
«КСО — это уже не лучшая практика, а must have, без которого никакие органы госвласти не будут с вами разговаривать, — отмечает PR-директор «Полюса». — От масштаба, структурированности и продуманности программы КСО в том числе зависит переговорная позиция GR на федеральном и региональном уровнях».
На нехватку кадров сегодня жалуются 86% компаний в России. При этом для специалистов, особенно молодого поколения, ответственность работодателя становится все важнее. Они предпочитают организации, которые помогают решать социальные и экологические проблемы.
«Все крупные промышленные компании сейчас находятся в состоянии жесткой конкуренции за кадры. А КСО помогает создавать образ работодателя приоритетного выбора. Если ваш HR приходит к кандидату, который вам очень нужен, а у него в голове сложился правильный образ компании, то он с высокой вероятностью выберет именно вас», — говорит Васильева.
Тренд на устойчивое развитие затронул в том числе потребителей. Так же, как и работники, они ожидают от компаний высокой социальной ответственности. Эксперты отмечают, что КСО — один из главных факторов, позволяющих повысить удовлетворенность клиентов. Особенно в ситуации, когда конкуренция очень высокая и потребителю приходится выбирать один продукт из десяти похожих.
Для производственных компаний, которые не работают с конечными потребителями напрямую, на первый план выходит репутация среди жителей в регионах присутствия.
Во-первых, они выступают избирателями для тех органов власти, с которыми взаимодействует бизнес. «Если компания «выжимает все соки» из региона, а губернатор ее поддержал, то во время избирательной кампании это будет прекрасным аргументом для его противников», — приводит пример Васильева.
Во-вторых, жители регионов могут быть потенциальными работниками компании. Поэтому их мнение тоже важно.
Какие направления входят в КСО и что они дают?
Чаще КСО включает три основных направления — здоровый образ жизни и спорт, образование и культура. Нередко бизнес выделяет и четвертый блок КСО — поддержку детства. Но во многих случаях, в том числе в «Полюсе», работа с подрастающим поколением включена в предыдущие три блока.
Помимо создания хорошей репутации компании, эти направления помогают решать и более точечные задачи.
Компаниям нужны не просто квалифицированные, но и здоровые работники. Особенно остро вопрос стоит на промышленных предприятиях, которые действуют в малонаселенных районах. «У нас есть сотрудники разных возрастов, но по-настоящему высокая квалификация приобретается в возрасте 40+. Соответственно, нам важно, чтобы эти люди после 40 еще как минимум 20 лет спокойно работали в отрасли», — рассказывает Васильева.
Поэтому, по ее словам, «Полюс» в первую очередь поддерживает массовый спорт и физкультуру. Большой спорт компания тоже поощряет, например, помогая спортсменам из регионов выезжать на соревнования.
Компании заинтересованы в развитии новых технологий и кадрового потенциала. Это определяет приоритеты поддержки в образовательной сфере. Бизнес запускает программы профориентации и помогает развивать профильное образование, создавая себе кадровый задел на будущее.
В небольших городах учреждения культуры — например, театры — служат одной из основных точек притяжения для жителей. «Мы видим, что люди уезжают из отдаленных северных регионов, потому что жить там просто тяжело, в том числе из-за климата, — говорит Виктория. — Но театры здесь выступают знаковыми объектами социальной среды, формируют ощущение «малой родины». И нередко это один из факторов, который помогает человеку сделать выбор в пользу того, чтобы остаться в регионе и продолжать здесь работать».
Как проекты КСО выглядят на практике?
Во время эпидемии COVID-19 бизнес стал активнее поддерживать здравоохранение, в том числе районные и региональные больницы. «Мы делаем это давно — просто потому, что наших сотрудников надо где-то лечить. Если что-то случилось, даже банальное падение или ушиб, нам нужно понимать, куда мы привезем человека», — рассказывает директор по связям с общественностью «Полюса».
Помимо помощи местному здравоохранению, у компаний есть масштабные программы по поддержке здорового образа жизни и спорта. Так, в «Полюсе» знаковым проектом называют Красноярский полумарафон «Жара», который здесь поддерживает уже несколько лет. В мероприятии участвует беговая команда компании. Всего нее входит более 400 работников.
Кроме того, «Полюс» проводит корпоративные спартакиады для своих сотрудников, а его команды с успехом выступают на районных и региональных турнирах.
«Полюс» сотрудничает с несколькими крупными российскими техническими вузами, в том числе, в Красноярском крае, Иркутской и Магаданской области, Якутии. Это и специальные программы обучения, запущенные при участии компании, а также стажировки и практики для студентов на ее предприятиях.
Одновременно «Полюс» поддерживает научные изыскания вузов и помогает им с обновлением материально-технической базы. Все это позволяет будущим специалистам лучше освоить направления, по которым они смогут работать в компании.
В небольших российских городах сохранились десятки профессиональных театров, отмечают в «Полюсе». Более того, один такой театр удалось найти в поселке Мотыгино Красноярского края.
Ключевой проект компании в сфере культуры — ежегодный конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон». Заявки на него подают более 30 учреждений. Их них жюри выбирает победителей, которые получают гранты. На эти средства театр может поехать со своим спектаклем на региональный фестиваль и представить там свою постановку. А оставшуюся часть гранта — потратить на любые нужды, начиная от замены крыши и заканчивая покупкой новых декораций.
«Полюс. Золотой сезон» проводится совместно с международным фестивалем-школой «Территория». В качестве финала конкурса в течение недели организуют свой фестиваль в одном из регионов присутствия компании. «Они привозят к нам лучшие театры и танцевальные труппы России. А часть спектаклей показывают финалисты нашего конкурса», — объясняет Виктория Васильева.
Партнером мероприятия также выступает Московский музей современного искусства. Выставки музея проводятся во время фестиваля «Полюса» и «Территории», и, как правило, остаются в регионе еще на пару месяцев. «За это время их посещают очень много людей, мы успеваем расшевелить аудиторию», — отмечает PR-директор.
Как компании выбирают проекты для поддержки?
Выходя в новый регион, компания старается определить те направления, которым сильнее всего не хватает финансирования. Многое зависит и от специфики территории. Например, на ней могут проживать представители коренных народов, которым необходима поддержка.
По мнению Виктории Васильевой, при выборе проектов в рамках КСО компании должны быть максимально прагматичными: «Мне кажется, бизнесу не стоит подменять собой государство. Нужно меньше иллюзий и больше реализма».
Она выделяет два критерия для выбора проектов.
Во-первых, поддержка должна быть системной и работать на реализацию стратегических целей компании.
Во-вторых, проект не должен умереть, если компания по каким-то причинам прекратит финансирование. «По-хорошему надо выбирать такие проекты, которые без вас не канут в лету. Возможно, они видоизменятся, но не прекратят свое существование. То есть у тех людей и организаций, которых вы финансируете, должны быть альтернативные варианты получения поддержки», — уверена Виктория.
Какие новые тренды есть в КСО?
Главный тренд на сегодня — корпоративное волонтерство, вовлечение сотрудников в социальные и экологические проекты компании.
По данным исследования Porter Novelli, большинство американцев (59%) считают, что компании больше не могут уклоняться от решения вопросов, связанных с социальной справедливостью. Еще 43% «пересматривают свою нынешнюю работу», потому что компания недостаточно делает для решения этих вопросов.
Рост интереса к социальному волонтерству характерен и для России, говорят в «Полюсе». В компании есть собственное волонтерское движение, которое проводит акции в Москве и в регионах присутствия.
Кроме того, в 2020 году в «Полюсе» запустили систему волонтерских грантов. Заявку на участие может подать любой сотрудник компании. Победителям предоставляют средства на небольшие социальные проекты в регионах — от уроков безопасности для школьников до помощи приютам для беспризорных животных.
Однако, по мнению директора по связям с общественностью «Полюса», ожидать революционных трендов, способных перевернуть представление о КСО, не стоит. «Областей, в которых компании могут сотрудничать с обществом, но не подменять собой государство, достаточно немного, — говорит она. — Поэтому в будущем мы скорее увидим не новые тренды, а новые яркие идеи в уже существующих направлениях».